УДК338
Д.Н. Торгачёв, канд. экон. наук, доц., d torgachev@mail.ru, (г. Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»)
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА: ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ
Раскрыты основные особенности управления инновационным развитием социальной сферы региона на основе кластерного подхода. Сформулированы основные этапы процесса управления социальной сферой региона на основе кластерного подхода. Делаются выводы в отношении ключевых показателей эффективности кластерных структур. Предложен механизм формирования социального кластера на региональном уровне.
Ключевые слова: социальный кластер, эффективность кластерных структур, инновационное развитие, модель управления, регион
На современном этапе развития общества стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса становится социально ориентированное развитие - изменения в политике экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала.
Концентрация внимания правительства на решении одних только экономи-ческих проблем и создании эффективного рыночного механизма отвлекли от ре -шения социальных задач общества. Несовершенная социальная политика приводит к нарушению принципа сохранения социального равновесия и взаимодействия экономической и социальной сфер. В результате страна и общество столкнулись с серьезными трудностями в системе образования и здравоохранения: падением реальных доходов населения, ростом безработицы, депопуляцией и другими проявлениями кризиса социального развития [1].
Необходимость модернизации управления социальной сферой регионов диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, недостаточной результативностью социальной политики, выражающейся в сохранении серьезных социальных проблем: бедности, высоком уровне дифференциации доходов, низком качестве социальных услуг, дефиците объектов социальной инфраструктуры. Во-вторых, сложившаяся модель управления значительно исчерпала свои возможности и демонстрирует низкую эффективность. Это проявляется в трудностях межведомственной координации, слабом взаимодействии и согласованности интересов государственных и негосударственных институтов. Все это обусловливает необходимость поиска новых подходов к управлению социальной сферой региона, основанных на научных принципах, отвечающих требованиям времени, позволяющих объединить усилия и ресурсы участников процесса управления.
В последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении развития задач региональной экономики. В большинстве случаев кластеры применяются ддя решения задач модернизации, технологического развития, реализации инноваций и привлечения инвестиций.
Кластер в социальной сфере региона определяется как совокупность локально сконцентрированных взаимосвязанных органов управления, организаций и учреждений социальной сферы различных форм собственности, объединенных общими интересами, отношениями сотрудничества и конкуренции, взаимодействующих в рамках единой информационно-коммуникационной среды, реализующих совместные проекты и программы, направленные на улучшение качества и доступности социально значимых услуг [2].
Эффективность кластерных структур в различных отраслях социальной сферы определяется:
- единством стратегических целей социальной политики на региональном и местном уровнях;
- кооперацией и другими формами сотрудничества и партнерства между организациями различных форм собственности, оказывающими социальные услуги населению, органами государственной власти и местного самоуправления, некоммерческими, общественными организациями, научно-исследовательскими учреждениями;
- единой информационно-коммуникационной средой управления;
- системой кадровой мобильности специалистов, занятых в органах управления социальной сферой;
- высокой степенью социальной солидарности между участниками кластеров, обусловленными взаимосвязанными интересами, постоянными коммуникациями и взаимодействием.
Использование кластерного подхода в процессе управления социальной сфе -рой региона предполагает комплексную модернизацию нормативно-правовых, институциональных, информационно-коммуникационных связей и отношений, в результате чего создаются благоприятные условия ддя формирования и развития кла-стеров, их продуктивного взаимодействия.
Таким образом, процесс управления социальной сферой региона на основе кластерного подхода целесообразно представить в виде нескольких взаимосвязанных блоков:
- научно-исследовательского,
- организационно-правового,
- кадрового,
- информационно-коммуникационного.
Научно-исследовательский блок включает комплекс мероприятий, осуществляемых в целях научно-методологического и интеллектуального сопровождения процесса управления. В основе его лежит регулярное привлечение научного и экспертного сообщества, с опорой на которое должны проводиться: диагностика социальной сферы региона и анализ системы управления; обосно-
вание потенциала ее модификации на основе кластерного подхода; моделирование структуры будущих кластеров; прогнозирование их развития; разработка и систематизация показателей мониторинга результативности управления, анализ рисков.
Процедуры организационно-правового блока ориентированы на организационную интеграцию кластерного подхода в управление социальной сферой региона, а также нормативно-правовое обеспечение процессов создания и функционирования социально ориентированных кластеров.
В кадровом блоке решаются такие задачи, как повышение уровня компетентности специалистов в области кластерного подхода, их профессионализма и социально-технологической компетентности; дополнительная мотивация; обеспечение возможности профессиональной мобильности; систематизация подбора специалистов ддя межведомственных проектных команд и координационных центров кластеров.
Задачами информационно-коммуникационного блока являются: установление и поддержание постоянного информационного взаимодействия между субъектами управления и потенциальными участниками кластеров; формирование единой системы информации о состоянии социальной сферы региона; осуществление мониторинга результативности применения кластерного подхода.
Перечисленные процедурные блоки определяют полный спектр действий, необходимых ддя комплексной модификации действующей в регионе системы управ -ления социальной сферой, обусловленной необходимостью создания благоприятных условий ддя формирования и развития кластеров.
Сегодня с уверенностью можно обозначить некоторые специфические черты российской модели социального партнерства:
- во-первых, это особая, наиболее важная, по сравнению с другими странами, роль государства;
- во-вторых, высокая степень региональных особенностей в становлении и развитии института социального партнерства;
- в-третьих, наличие определенных черт, присущих российскому менталитету, которые могут сыграть существенную роль в формировании партнерских отношений.
Важнейшим средством институционального и организационного оформления социальных кластеров является создание единого координационного центра для каждого из них. К числу функций центров относятся: разработка стратегического плана и координация деятельности участников; установление партнерских отношений; методическое обеспечение работы и поддержка межорганизационных коммуникаций; привлечение новых участников; взаимодействие со смежными кластерами; содействие развитию конкуренции в социаль-
ной сфере.
Основными формами совместной деятельности участников кластеров должны быть: реализация социально ориентированных проектов с использованием конкурсных механизмов, государственно-частного и социального партнерства; обмен опытом применения управленческих технологий; общие программы повышения квалификации; коллективное использование активов (зданий, сооружений, информационно-аналитических систем); совместное финансирование научных исследований проблем социальной сферы.
Институционализация кластеров в социальной сфере требует создания специальной нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус центров-координаторов, регламентирующей порядок формирования и функционирования кластеров, основных форм взаимоотношений и взаимодействий между их участниками.
Необходимость формирования социальных кластеров вызвана, с одной стороны, существенно преувеличенной ролью материального богатства, с другой - тем, что конечные человеческие потребности существования сводятся к нематериальному обогащению, основу которого составляет долгая и здоровая жизнь, приобщение к культуре и науке, сохранение природной среды и т.д. [3].
Поэтому в рамках инновационного развития региона на основе кластерного подхода, основной целью которого является сохранение и наращивание челвеческого капитала, предлагается следующий механизм формирования социального кластера (рис. 1).
В качестве базовых экономических результатов реализации модели социально ориентированного кластера выступают: усиление и оптимизация организации взаимодействия социальных учреждений, являющихся участниками кластера, повышение эффективности финансирования социальной сферы, обеспечение доступности и повышение качества оказываемых услуг населению.
Условия существования социального кластера можно определить по следующей схеме: географическая концентрация, кооперация, специализация, конкуренция, инновационность. Названные условия будут соблюдены при наличии у территории, предполагающей создать социальный кластер, четырех характерных признаков:
1) факторные условия (наличие развитой инфраструктуры территории и квалифицированной рабочей силы);
2) условия спроса (наличие спроса на предполагаемые услуги на внутреннем рынке территории);
3) связанные и поддерживающие отрасли (наличие на территории необходимых высококонкурентных поставщиков);
4) устойчивая стратегия, структура и соперничество.
Рис. 1. Механизм формирования социального кластера на региональном
уровне
Одним из высокоэффективных способов стимулирования кластеров являются целевые программы, в которых кластер может играть ключевую роль. Еще одним стимулом успешного развития социального кластера может быть освобождение на краткосрочное время (до этапа стабильного функционирования) от части налогов регионального уровня. Однако необходимо отметить, что не все регионы, в силу дифференцированного развития, имеют такую возможность, поэтому нужна поддержка федерального уровня власти.
Нормальная рыночная среда предполагает полную реализацию всех ресурсов; разрешение противоречия между рынком и государством опирается на формирование системы экономических, государственных институтов, структур, воспроизводственных механизмов. Именно системность трансформирует связь рынка социальных услуг и государства в конвергентные отношения, имеющие как внутреннюю, так и внешнюю сторону. В рамках общего приоритета социального кластера по отношению к экономическому становится возможным выйти на новое качество жизни.
Принятие во внимание отмеченных особенностей формирования эффективной модели управления инновационным развитием социальной сферы региона на основе кластерного подхода придаст новый импульс развитию социально-культурных систем как институциональной основы модернизации экономики региона.
Библиографический список
1. Торгачев Д.Н. Приоритетные направления инновационного развития социальной сферы региона //Региональная экономика: теория и практика, 26(209)-2011. С.59-64
2. Шаповал Ж.А. Проблемы адаптации системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии //Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5.
3. Мельников А.Е. К вопросу о новых направлениях реализации государственной политики в области регионального здравоохранения // Материалы I Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Том 2. Институты регионального инновационного развития. Институты саморазвития территорий разного уровня. Современная государственная региональная политика. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 282 с. С. 234 236.
D.n. Torgachev
MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REGION: EFFECTIVE WAYS AND FORMS
The basic features of management by innovative development of social sphere of region on a basis cluster the approach are opened. The basic stages of managerial process by social sphere of region on a basis cluster the approach are formulated. Conclusions concerning key indicators of efficiency cluster structures become. The mechanism of formation social cluster at regional level is offered.