Научная статья на тему 'Нормативно-правовое сопровождение развития региональной инновационной инфраструктуры'

Нормативно-правовое сопровождение развития региональной инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашицына Т. Н.

Показано, что одним из условий стимулирования инновационной деятельности является создание правовой базы для поддержки конкурентной среды в экономике. Развитие национальной инновационной системы и ее эффективное взаимодействие с инновационными системами других стран возможно только на базе прочного партнерства государства и частного капитала. Важным фактором такого партнерства является взаимное доверие и гарантии, которые должны быть подкреплены законодательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кашицына Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое сопровождение развития региональной инновационной инфраструктуры»

УДК 338

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ*

Т. Н. КАШИЦЫНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Показано, что одним из условий стимулирования инновационной деятельности является создание правовой базы для поддержки конкурентной среды в экономике. Развитие национальной инновационной системы и ее эффективное взаимодействие с инновационными системами других стран возможно только на базе прочного партнерства государства и частного капитала. Важным фактором такого партнерства является взаимное доверие и гарантии, которые должны быть подкреплены законодательно.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, инновационная инфраструктура, регион.

Одним из ключевых направлений подъема российской экономики является вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности. Очевидно, что экономическое развитие страны в своей основе характеризуется ведущей ролью инновационной деятельности и интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивность ведения инновационной деятельности во многом определяет уровень национальной экономики. При глобальной экономической конкуренции выигрышные позиции занимают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для занятия

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование и развитие механизмов реализации и актуализации стратегического планирования инновационного социально ориентированного развития регионов центральной России»), проект № 11-12-33001а/Ц.

такой деятельностью. Одним из условий ее стимулирования является создание правовой базы для поддержки конкурентной среды в экономике. В целях эффективного использования инноваций требуются все более определенные и решительные шаги в области формирования правового обеспечения, регулирующего инновационную сферу. Между тем на сегодняшний день в нашей стране даже такие основные понятия рассматриваемой сферы, как инновация и инновационная деятельность, являются дискуссионными.

Создание правовых условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является одним из важнейших направлений государственной социальной и экономической политики на протяжении последнего полувека во всех развитых странах мира. В отечественной литературе даже обосновывается идея формирования национальной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время нет достаточно четко сформулированного понятия правовой инфраструктуры региона. Понятие «правовая инфраструктура» разными авторами трактуется по-разному. В трактовке Ю. Г. Алексеева, М. О. Гиль, Т. А. Демещик, Т. С. Татьянко правовая инфраструктура — это:

• комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

• правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

• комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

• правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса [1, 6].

По мнению автора, данное определение не в полном объеме раскрывает сущность правовой инфраструктуры. Данное понятие объединяет только правовую базу, но не включает понятия инфраструктуры.

Под правовой инновационной инфраструктурой региона следует понимать систему общественно-политических институтов, государственных, региональных и местных законодательных властных структур, органов власти различных уровней, наделенных полномочиями разрабатывать и принимать различные нормативно-правовые акты, а также совокупность самой нормативно-правовой базы и механизмов ее исполнения в регионе (см. рисунок).

В данном определении под общественно-политическими институтами понимается не только наука государственного сектора, но и государственные организации, осуществляющие управление в этой сфере деятельности. Под властными структурами понимается объединение высшего государственного уровня, представленное координационными и совещательными структурами, созданными при Президенте России и Правительстве РФ, федеральные министерства и ведомства, проводящие научно-техническую политику в соответствующих отраслях экономики, и территориальные органы управления, координирующие ее выполнение в регионе.

Считается, что в развитии инновационной деятельности ведущая роль принадлежит государству,

I—

о

о с

о

ш

I—

о

ш

о

а на региональном уровне — региональным правительствам и муниципалитетам. Однако в перечне показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», по которым оценивается эффективность региональной власти, отсутствуют прямые показатели, характеризующие инновационный потенциал территории [4].

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, а также международных договоров, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования — правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представ-

Система властных структур, наделенных правом разработки и утверждения нормативно-правовой базы в сфере инноваций

Президент РФ

Государственная Дума

Совет Федерации

г 1

Региональное Региональные

законодательное и местные органы

собрание власти

Система нормативно-законодательной базы в сфере инноваций

Обшеприемлемые (универсальные)

нормативно-правовые акты

Специализированные нормативно-правовые акты

Инструкции

Декларативные документы

Постановляющие (регламентирующие) документы

Механизмы реализации (исполнения) нормативно-правового законодательства в сфере инноваций

Эффективный инновационный процесс в регионе

Структура правовой инновационной инфраструктуры региона

ляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-законодательная база, регулирующая инновации, достаточно обширная, и многие авторы представляют ее по-разному. Например, в документах Tasis нормативно-правовая база представлена в виде четырех групп [5]:

1) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

2) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

3) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки;

4) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Многие авторы отмечают неполноту и противоречивость правовой базы фундаментальной науки, запутанность, сложность и громоздкость законодательной базы отраслевой науки, ее несоответствие реалиям современности. Также подчеркивается неадекватная система охраны, защиты и использования прав интеллектуальной собственности [3].

Поскольку государство в настоящее время по-прежнему является основным источником финансирования всех разработок в сфере науки и технологий, первоочередная задача заключается в использовании результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета, как по государственным заказам, так и в рамках сметного бюджетного финансирования. При этом большое значение придается осуществлению контроля за деятельностью государственных заказчиков и распорядителей средств бюджета по использованию ими полученных результатов.

Специализированные нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют инновационную деятельность и имеют общий характер.

В последние годы были предприняты важнейшие шаги по повышению эффективности нацио-

нальной и региональной инновационной системы. Среди принятых документов в этом направлении представляется целесообразным выделить следующие (см. таблицу).

Нормативно-правовая база

инновационной деятельности в Российской Федерации

№ п/п Наименование документа

1 Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства»

2 Постановление Правительства РФ от 9.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

3 Федеральный закон от 02.08.2009 № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

4 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 130 «О государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» вместе с «Правилами предоставления в 2009 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных»

5 Федеральный закон от 25.12.2008 № 284 «О передаче прав на единые технологии»

6 Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы»

7 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 667 «О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям»)

8 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1), Министерство образования и науки РФ

9 Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года»

10 Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»

Правительством РФ принято постановление от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий», которым предусматривается выделение субсидий производственным предприятиям для финансирования комплексных проектов по организации высокотехнологического производства совместно с российскими высшими учебными заведениями.

Целью государственной поддержки является развитие кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий, развитие научной и образовательной деятельности в российских высших учебных заведениях, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике.

В целях повышения роли системы высшего образования в инновационном развитии страны и регионов Правительством РФ также приняты серьезные решения. В частности, утверждено постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в российских высших учебных заведениях». Постановлением предусмотрено выделение государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры высших образовательных учреждений в виде бюджетных ассигнований в 2010 г. на сумму 3 млрд руб., в 2011 г. — 2 млрд руб., в 2012 г. — 3 млрд руб. Целью государственной поддержки является повышение качества подготовки специалистов в российских вузах, развитие исследовательской и технологической базы вузов, рост их инновационной активности.

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений осуществляется на основе открытого конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры. Участники конкурса — образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры.

Конкурсный отбор программ развития осуществляется на основе анализа научного, обра-

зовательного и инновационного потенциалов образовательных учреждений за последние 3 года и представленных программ развития. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн руб. в год.

По данным на август 2010 г. на открытый конкурс по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования поступило 199 заявок из 59 субъектов Федерации всех федеральных округов. При этом наибольшее количество заявок поступило от организаций Центрального федерального округа (32 % всех заявок), а также Приволжского и Сибирского федеральных округов (19 и 18 % соответственно).

Финансирование государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений предполагается осуществлять в виде дополнительных бюджетных ассигнований по смете либо в форме субсидий на срок от 1 до 3 лет в объеме до 150 млн руб. для формирования инновационной среды в федеральных образовательных учреждениях, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями и поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Суммарный объем запрошенных вузами субсидий превышает 24 млрд руб. Средний объем запрошенной субсидии одним вузом составляет порядка 120 млн руб.

Принятие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» восполнило пробелы правового регулирования в области отношений, связанных с созданием хозяйственных обществ бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук. Этот закон направлен на обеспечение практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учредителям.

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры вузов направлена, в частности, на формирование инновационной среды, ориентированной на поддержку создания инновационных предприятий. Они учреждаются в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Постановление устанавливает общий объем бюджетных ассигнований в размере 8 млрд руб., направленных на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры вузов в 2010—2012 гг. Эти средства планируется выделить на формирование и развитие при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических и инжиниринговых центров, центров сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования и инновационного консалтинга.

Необходимо отметить, что в последние годы акцент в общегосударственной политике в части развития инноваций сделан на оказание помощи и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Государственная поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 130 «О государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального

образования, внедряющих инновационные образовательные программы» вместе с «Правилами предоставления в 2009 г. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных сферах». Устанавливает на конкурсной основе осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Указанная государственная поддержка направлена на внедрение инновационных образовательных программ, в том числе на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, обеспечивающего их реализацию.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 284 «О передаче прав на единые технологии» регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту РФ либо совместно Российской Федерации или субъекту и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы» принято для создания условий, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Назначением федеральных целевых программ, содержащих НИОКР, является разработка системных комплексных решений ключевых проблем развития экономики России на основе формирования ее технологического уклада, отвечающего современным требованиям.

В 2009 г. в рамках ФЦП по направлению НИ-ОКР выполнялись работы по 990 государственным контрактам, стоимость которых составила 11 646,9 млн руб. Привлечено софинансирование из внебюджетных источников в объеме 7 227,2 млн руб. (НИОКР - 4 100,6 млн руб., прочие нужды - 3 176,6

млн руб.) [2]. Положением «О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям» (далее — Комиссия) установлено, что основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования; обеспечения повышения спроса реального сектора экономики на высокие технологии и инновации; совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий и инноваций.

Комиссия в целях реализации возложенной на нее задачи осуществляет и анализирует мероприятия по совершенствованию системы государственного управления в области развития науки, инноваций и высоких технологий; осуществляет оценку предложений по ресурсному обеспечению мер государственной поддержки развития науки и инноваций в Российской Федерации, по структуре бюджетных расходов в сфере науки и инноваций и повышению эффективности научных исследований и разработок; рассматривает предложения по совершенствованию подготовки научных, научно-педагогических и инженерных кадров для сферы высоких технологий и инноваций.

Соответственно, те решения, которые подготовлены Комиссией с участием отраслевых министерств и ведомств, в дальнейшем каждый федеральный орган исполнительной власти реализует в порученной ему сфере деятельности.

Целью Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15.02.2006 № 1) является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Предусмотрено также создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» провозглашает целью государственной политики в области развития инновационной системы формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, а именно: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Правительством РФ принято постановление от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», предусматривающее привлечение инвестиций в инновационную сферу, усиление государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала. Постановление предусматривает на 1999 г. и последующие годы ассигнования на финансовую поддержку инновационных проектов, реализующих нового вида продукцию или технологии за счет кредитов, предоставляемых Российской Федерации международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств. А также финансирование на конкурсной основе работ по созданию и развитию инновационно-технологических центров в рамках межведомственной программы Министерства науки и технологий РФ и Министерства общего и профессионального образования РФ по активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере в пределах предусматриваемых в федеральном бюджете средств на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Важный вклад в инновации не в отдаленной перспективе, а уже сегодня вносит комплекс федеральных целевых программ.

Субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств собственных бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государством предприняты решительные меры по переводу национальной экономики на инновационные рельсы. Очевидно, что российские регионы

находятся на самом начальном этапе этого пути. Отечественное законодательство должно определить полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в реализации государственной инновационной политики.

Вопросы правового обеспечения инновационной и научной деятельности находятся в сфере широкого обсуждения, направлениям совершенствования законодательства в научно-технической и инновационной сфере посвящены работы целого ряда исследователей.

Развитие национальной инновационной системы и ее эффективное взаимодействие с инновационными системами других стран возможны только на базе прочного партнерства государства и частного капитала. Важным фактором такого партнерства является взаимное доверие и гарантии, которые должны быть подкреплены законодательно. Отсутствие таких гарантий со стороны государства сегодня может сдерживать потенциальных инвесторов, и вследствие этого может снижаться инновационная активность российских регионов.

Список литературы

1. Алексеев Ю. Г., Гиль М. О., Демещик Т. А., Тать-

янко Т. С. РУП «Технопарк БНТУ «Метолит» //

Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н34. Материалы республиканской научно-практической конференции. Гродно, 19-20 октября 2005 г. Мн.: ГУ «БелИСА», 2005.

2. Гасанова Н. М. Совершенствование методики управления реализацией работ инновационного строительного проекта // Транспортное дело России. 2009. № 1.

3. Ерохин Д. В. Государственное стимулирование инновационной деятельности в России и за рубежом // Вестник Московского психолого-социального института. 2004. № 1.

4. Положение о государственной системе научно-технической информации: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 № 950.

5. Проект Tassis SMERUS9501 «Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства». Инновационные процессы в малом предпринимательстве. 2002. URL: www.nisse.ru.

6. Создание субъектов инновационной инфраструктуры в регионах // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н34. Материалы республиканской научно-практической конференции. Гродно, 19-20 октября 2005 г. Мн.: ГУ «БелИСА», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.