© Е.В. Сибирская, О.А. Старцева,
Н.Н. Авакумова, 2008
УДК 338.24
Е.В. Сибирская, О.А. Старцева, Н.Н. Авакумова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Выполнен анализ одной из наиболее актуальных проблем российской региональной экономики - повышение конкурентоспособности региона и обеспечение устойчивого социально-экономического развития за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Ключевые слова: повышение конкурентоспособности, инновационный процесс, реструктуризация, экономические системы.
E. V. Siberian, O.A Star-tseva,
N.N. Avakumova THE INNOVATING AND INVESTING OPERATION MANAGEMENT IN THE REGIONAL ECONOMICAL SYSTEMS
The analysis of the problems of the regional economy is carried out. Such issues as regional competitiveness enhancement and the securing of the social and economical development through technological reequipment and rebounding of the industry that create such a high added value are discussed
~П настоящее время достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста региональных экономических систем, их уровень конкурентоспособности в мировом сообществе, степень их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Инновационный процесс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития региональных систем и страны в целом, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием научно-технического прогресса.
В современной и классической экономической литературе инновации и инновационные процессы региональных экономических систем рассматривается по-
разному. При этом авторы имеют различное представление о содержание этого процесса, часто допускают противоположное толкование данного термина.
Б. Твисс определил инновационный процесс как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.
Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
По мнению Б. Санто, инновационный процесс - это общественно-техникоэкономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.
И. Шумпетер трактует инновацию как новую, научно-организованную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Следовательно, в мировой экономической литературе инновационный процесс интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
Рис. 1. Последовательный инновационный процесс
Рис. 2. Линейно-последовательная модель инновационного процесса
реальный воплощающийся в новых продуктах и технологиях с получением дополнительного дохода. Инновационный процесс в первоначальном виде представлен качественным и количественным преобразованием инновационных компонент, движущийся от возникновения идей, превращения ее в виде разработки нового продукта (инновации), промышленное освоение инновационного результата и его коммерциализация.
Самое распространенное представление инновационных процессов находит свое отражение в реализации совокупности последовательных этапов: формирование цели; создание системы взаимозависимых задач; поиск и отбор конкурентоспособных идей, воплощение идеи в виде материального продукта, внедрение и распространения инновации на рынке, модернизация.
Последовательный инновационный процесс представлен на рис. 1.
Спецификой данного процесса является повышении значимости и реа-лизации управленческих воздействия в области научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Потребности рынка в данном случае оцениваются как «лишняя» часть инновационного процесса. На рынок внедряются инновационные результаты производства без маркетингового анализа его состояния, имеющегося спроса и предложения, возникающих потенциальных и имеющихся запросов покупателей и поставщиков. Таким образом, развитие инновационного процесса осуществляется «рыночно вслепую».
В конце 1960 гг. начале 1970-х гг. формируется линейно-последовательная модель инновационного процесса с ориентацией НИОКР на рыночные потребности. Линейно-последовательная модель инновационного процесса представлена на рис. 2.
Рис. 3. Интерактивная модель инновационного процесса
Третья - интерактивная модель инновационного процесса формируется в период середины 1980-х гг., которая в виде симбиоза свойств и компонентов первых двух поколений с акцентом управляющих воздействий на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Интерактивная модель инновационного процесса представлена на рис. 3.
Сегодняшняя японская модель инновационного процесса действует с середины 1980-х гг. Она основана на параллельной одновременной работе интегрированных нескольких групп специалистов в различных, что сопровождено более быстрому решению имеющихся задач, а также снижению времени пути инновационного процесса от идеи до готовой продукции.
Пятое поколение инновационного процесса представляет собой модель стратегических сетей и связей, включающая ведение НИОКР с использованием информационных технологий. При этом основу всего продолжает составлять маркетинг от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания инноваций. Управление информационными ресурсами и потоками принимает характер всеобъемлющего про-
цесса, обеспечивающего все стадии создания и последующей реализации инновации.
Анализируя выявленные теоретические аспекты, автор данной диссертационной работы использует интегрированный подход к оценке структуры инновационного процесса. Его можно рассматривать как совокупность элементов, представленных в следующей схеме (рис. 4).
Необходимо отметить, инновационный процесс уникальный специфический процесс, воссоединивший в себе науку и научные исследования, технику и технологии, предпринимательство как источник инновационных идей, экономику и коммерцию, природно-материальные компоненты и управление. Следовательно, данный процесс простирается от зарождения идеи (предпринимательство) на основе потребностей рынка и достижений науки и техники до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Это именно те инновационные компоненты, которые в комплексе в состоянии преобразовать экономическую систему в регионе, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая персонал эффективно его использовать.
Рис. 4. Структура инновационного процесса
Как правило, результатом инновационного процесса является инновация. Рассмотрение инноваций как конечного элемента инновационного процесса позволяет наметить некоторые подходы к их классификации в зависимости от:
- технологических параметров,
- новизны для рынка;
- места в системе;
- глубины преобразований - базовые, модернизирующие, частные.
- учета сфер деятельности: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления;
Преимущественное использование совокупности инновационных факторов в развитии региональной экономической системы и составляет сущность перевода ее на качественно новый тип развития, позволяющий ей приобретать важнейшие свойства в рыночной
среде - экономическую устойчивость и конкурентоспособность.
Теоретически существуют два подхода развития инновационных процессов в региональных экономических системах. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Выпуская данные продукты, региональная система придерживается стратегии потребления. Развитие этой системы полностью зависит от появления на рынке новых технологий и патентов. Применения данного подхода предполагает высокие затраты на приобретение инновационных продуктов и длительный период окупаемость вложений.
Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, на развитие отечественных инновационных процессов, в значительной мере востребованные сегодня отечественной промышленностью. Он явля-
ется более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управлен-ческих барьеров.
Рассматривая инновационный процесс с позиции цепной модели можно с уверенностью полагать, что активное стимулирование развития инновационных процессов в регионе неизбежно вызывает изменения всех компонентов экономической системы с последующими преобразованиями взаимодействующей с ней внешней средой. Как следствие принципиально меняется стратегия, цели и приоритетные направления развития региональной экономической системы, приоритеты рынков трансформируются зависимости между распределительной, производственной и потребительской фазами экономических процессов, процесс производства распространяется.
Результатом эффективной реализации инновационных процессов служат: рост доходов экономической системы, повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики, ее комплексная экономическая безопасность, социальное благополучие, рост качества жизни населения и др. В развитии инновационных процессов региональных экономических систем важная роль отводится управлению, регулированию, стимулированию.
Управление, регулирование и стимулирование инновационных процессов на региональном уровне происходит путем разработки и реализации региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.
Как всякая политика, региональная инновационная политика есть «искусство возможного». Она определяется как региональными, так и общеэкономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями для развития и продвижения инновационных процессов в регионе. Приоритеты региональной инновационной поли-
тики определяются социально-
экономическими потребностями и многопрофильным научно-инновацион-ным потенциалом любой области.
Региональная инновационная политика -составная часть экономической политики региональных органов власти, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-
технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники.
Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных региональных экономических системах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Региональная инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта региона за счет разработки новых видов продукции и технологий и последующего освоения производства, расширения на этой основе рынков сбыта новых товаров.
В этой связи автор данной диссертационной работы выделяет следующие основным направления региональной инновационной политики:
- разработка, принятие и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, всестороннего развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инновационной инфраструктуры путем активизации деятельности и совершенствования систем информационного обеспечения, экспертизы, системы сертификации и продвижения разработок, финан-
Рис. 5. Инновационно-стратегические функции государства
сово-экономическую системы, осуществление производственно-технологической поддержки, а также подготовки и переподготовки кадров;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Первостепенная реализация в отраслях экономики приоритетных, относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с совместным участием частных и государственных инвесторов позволит поддержать наиболее перспективные производства и организа-
ции, усилить приток в них частных инвестиций;
- реализация базовых технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики региона;
- использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства сложной передовой и специфичной техники и технологий, так и для продукции повсеместного назначения [3].
Концепция региональных властей в области инновационной деятельности, утвержденная в виде правового акта в установленном законом порядке, должна определять организационные, правовые и экономические условия научно-технической и инновационной деятельности, обосновать отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государствен-
ной власти региона, и быть направлена на создание условий развития и функционирование субъектов инновационной деятельности на территории региона.
С помощью научно-технических программ решаются также проблемы здравоохранения, экологии, информатизации и другие социально значимые для регионов вопросы. В процессе активизации региональной инновационной деятельности необходимо участие, плотное взаимодействие органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также и общественных организаций регионального и федерального уровней.
Следовательно, государство является непременным участником инновационного процесса, выполняя, по мнению автора данной диссертационной работы, одну из важнейших, ответственейших и квалифицированных функций, требующих высочайшего профессионализма и усилий со стороны руководителей органов государственной власти, инновационно-стратегическую (рис.
5).
Однако главной составляющих инновационных процессов экономических систем, поддержки и развития научно-технического потенциала остаются инвестиции, инвестиционные процессы. Установлена эмпирическая зависимость - чем большую прибыль от инноваций рассчитывает получить в будущем организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.
«Инвестиции» - слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. 1тога-й!юп), в переводе - «долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия с целью получения прибыли». Термин «инвестиции» появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие «валовые капитальные вложения», означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов [1, 2].
Инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения. В качестве инвестиций могут выступать:
1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;
2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);
3) объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;
4) права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.
Инвестиции в широком понимании, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.
По финансовому определению инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
Инвестиции - это ресурс, затрачивая который можно получить намеченный результат. Таким образом, сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционного процесса: затрат ресурсов и результатов.
Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме краткосрочных или долгосрочных капиталовложений. Если затраты ресурса, т.е. инвестиций, не приводят к желаемому результату, то они становятся бесполезными [4].
В Современном словаре экономических терминов понятию инвестиций дается следующее определение: «Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в различные отрасли
национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли....».
И, наконец, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Многообразие понятий термина «инвестиции» в современной отечественной и зарубежной литературе в значительной степени определяется широтой сущностных сторон этой сложной экономической категории.
С учетом рассмотренных ранее определений экономическая сущность инвестиционного процесса экономической системы в наиболее обобщенном виде может быть сформулирована следующим образом: инвестиционный процесс представляют собой вложение капитала во всех его многообразных формах в различные элементы экономической системы с целью получения дополнительного дохода, а также достижения иного экономического или другого полезного эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Научное толкование понятия «инвестиции» отражает: ресурсный и затратный подходы, так как использование средств предполагает их предварительное образование; доходность вложений как основной регулятор соответствия ресурсов и вложений, их объемов и динамики; присутствие элемента риска и неопределенности в предсказании результатов. Автор данной диссертационной работы указывает на необходимость рассмотрения образования инвестиций по трем этапам: «формирование накоплений - получение прибыли - формирование источников инвестирования», которые представляет собой кругооборот инвестиций.
Источниками инвестиций и инвестиционных процессов, в свою очередь, могут служить:
- собственные средства хозяйствующих субъектов;
- бюджетные средства федерального, регионального и местных бюджетов;
- внебюджетные привлеченные средства банков, фондов, иностранных инвесторов и т.п.
В настоящее время в России главными инвесторами в региональных экономических системах все-таки являются сами хозяйствующие субъекты, т.е. основным источником финансирования служат собственные средства предприятий - прибыль и амортизация, составляющие 52 % общего объёма инвестиций.
Большинству российских предприятий собственных средств для инвестирования не хватает: объёмы прибыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала.
Базовые условия развития инвестиционного процесса в регионе - социальнополитические факторы, законодательнонормативные, организационно-эконо-
мические, состояние судебной системы -интересуют всех инвесторов независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционного процесса, важность которых неодинакова для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса предприятий - объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и проч.).
При этом на общем фоне выделяются зоны его условного «перегрева» и «переохлаждения». Они отличаются разбалансиро-ванностью характеристик инвестиционной
активности и инвестиционной привлекательности.
В случае «инвестиционного перегрева» -прилив инвестиций в регион существенно превышает существующие возможности их производственного освоения. Это обусловлено тем, что основная часть инвестиций обращается вне реального сектора экономики. К ним относятся: Тюменская область, где прилив инвестиций в последние годы превышал возможности их производственного освоения в 4,9 раза, Московская область - в 3,5 раза, Челябинская область - в
2.9 раза, Красноярский край - в 2,1 раза, г. Москва - в 2 раза; Свердловская и Кемеровская области, республика Башкортостан (от
1.9 до 1,6 раза).
Такая ситуация в существенной мере объясняется монопольным положением некоторых регионов в разных сферах экономической деятельности. Так, «перегрев» инвестиций в Тюменской области объясняется ее монопольным положением в добыче газа (91,5 % от общей добычи), Челябинской области - монопольными объемами производства проката черных металлов (22,4 %), Красноярского края - монопольным производством алюминия (более 25 %) и качественного дешевого угля (12,2 %), в республике Башкортостан - монопольным производством автомобильного бензина (13 %) и дизельного топлива (15,1 %) и т.д.
Таким образом, показатели отраслевой монополизации товарного производства и источников инвестиций являются (по существу) отражением монополизации производств в регионах, обладающих условиями для ее проявления.
Особое положение занимает московский регион, не обладающий природными ресурсами не только для монополизации производства в масштабах России, но и ресурсозависимый по всем видам продукции естественных монополий. При этом уровень инвестиционной активности этого региона многократно выше производственной активности (не отличающейся по ее состоянию от общей картины в остальных регио-
нах). Показатели инвестиционного “перегрева” в этом регионе в основном объясняются высоким оборотом “фиктивных” инвестиций, из которых лишь малая часть оседает в реальном секторе экономики. Физическое наполнение этого инвестиционного оборота свидетельствует о том, что реальная инвестиционная активность г. Москвы в 2 раза ниже «видимой», а Московской области - в 3 раза ниже.
«Фиктивная» часть инвестиционного оборота образуется за счет концентрации в этом регионе (кроме бюджетных средств) банковского капитала; институтов фондового рынка, внебюджетных фондов, страховых и пенсионных фондов федерального уровня, пока не склонных к инвестированию производства. Необходимо отметить, что концентрация инвестиций в регионах с монополистическим производством приводит к постоянному росту в этих регионах доли «фиктивных» инвестиций (по принципу: «деньги к деньгам»), (от 30 до 50 %), что является источником возрастания рисков инвестиций в них, и тем самым инициирует «перегрев» инвестиционного процесса.
Особые задачи в развитии инновационных процессов на региональном уровне призвано решать государство - дифференцирование по отношению к каждому уровню экономики (предприятие, корпорация, комплекс, регион, отрасль и пр.).
Среди множества задач экономическая наука и практика позволяют выделить: координацию всех субъектов экономической деятельности в условиях инвестиционного развития; формирование благоприятного инвестиционного климата, при котором сможет успешно обеспечивается приток необходимых инвестиционных ресурсов для региональных производителей; формирование инвестиционной привлекательности региона; совершенствование нормативно-пра-вовой и законодательной базы в области инвестирования, анализ региональных тенденций, состояния инвестиционной и инновационной деятельности в регионе, постоянная корректировку государственной инве-
стиционной и инновационной политики по всем составляющим; формирование полноценной макроэкономической инфраструктуры для деятельности всех субъектов; координацию инвестиционного развития региона, содействие финансовой интеграции регионов; создание институциональных условий привлечения различного рода инвестиций, содействие политической, экономической, социальной, инновационной устойчивости и стабильности региона, повышение развития производительных сил региона; обеспечение защиты как поставщиков, так и потребителей инвестиционных ресурсов.
Следовательно, к особенностям инвестиционно-инновационных процессов в региональных экономических системах можно отнести:
- область организации процесса интеграции науки и производства;
- область организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия;
- организация управления инновационной деятельностью в региональных экономических системах государственными органами власти;
- правовое регулирование;
- экономические отношения в инновационной сфере связанные с длительным сроком и особо высоким риском вложение в нее.
- прямое государственное инвестирование;
- многоканальное частное финансирование;
- реструктуризация.
Организация процесса интеграции науки и производства путем развития инновационно-предпринимательских структур - состоит в появлении и вовлечении в инновационный процесс интегрированных организационных форм, способных создавать готовый инновационный продукт. Существование в инновационном процессе интегрированных организационных форм обеспечивает не только структуру цикла «исследование-производство», но и формирование органов обеспечения их функционирования
под единым технологически и финансовым стратегическим управлением. Интеграционные процессы служат основой объединения отраслевых НИИ и предприятий (в первую очередь малых инновационных фирм и государственных хозяйствующих субъектов) с образованием на территории региональной системы крупных научно-производственных корпораций, которые и обеспечивают полный цикл инновационных процессов. Объединение специализированных КБ и производств с ориентацией на конечный продукт, способный конкурировать на мировом рынке, создает условия для развития отрасли региональной экономической системы, составляющей ядро современного технологического уклада. Корпоративный принцип интеграции науки и производства обеспечивает постоянность и непрерывность инновационных процессов в региональной экономической системе.
Область организации промежуточного звена между наукой и производством -создание и развитие инновационной инфраструктуры - инновационных (инновационно-технологических) центров, технопарков, а также малых инновационных предприятий, которые взяли на себя функцию доведения научных разработок до готового продукта для реализации на рынке. Они осуществляют свою деятельность на базе высших учебных заведений и академических институтов как форма связи научных результатов с общественной практикой. Здесь заложен принцип кооперирования принцип кооперирования производства и науки, причем в научно-призводственной корпорации инновация рождается как реакция на запрос потребителя.
Малые инновационные предприятия, являясь субъектами рыночных отношений в инновационной сфере, находятся под патронажем государства, и характеризуется узкой специализацией и малым масштабом новинок. Хотя она и занимает определенную нишу, ее влияние на качество региональной экономики в целом достаточно велико.
Организация управления инновационной деятельностью в региональных экономических системах находятся под контролем государственных органов власти. Основные направления реализации развития инновационных процессов определяются органами государственной власти на уровне субъектов РФ посредством проведения региональной инновационной политики. Направления региональной инновационной политики отражены в виде инновационных концепций и программ развития по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций; создания благоприятных условий стимулирования инновационной деятельности.
Экономические отношения в инновационной сфере связанные с длительным сроком и особо высоким риском вложение в нее - отношения, основанные на купле-продаже - экономической выгоде. Если в плановой экономике риск вложений в инновационные проекты брало на себя государство, то в рыночной - субъекты хозяйствования, которые стремятся избежать какого-либо риска. Западные методы преодоления высокого риска вложений в отдельную инновацию через венчурные фирмы в России практически не работают из-за неразвитости фондового рынка.
Правовое регулирование - нормативноправовые и законодательные акты региональных систем и субъектов РФ, в которых определены принципы формирования и порядок управления инновационными и инвестиционными процессами, в том числе источники финансирования инвестиций.
Прямое государственное инвестирование
- финансирование из средств федерального или регионального бюджета целевых программ, инвестиционных и инновационных проектов общерегионального значения. Рас-
ходы государства всегда ограничиваются размерами федеральным и региональным бюджетами.
Многоканальное частное финансирование - экономических отношения вложения инвестиционных средств в широкий спектр экономически выгодных и социальных проектов участвуют предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки, региональные государственные органы управления.
Реструктуризация - структурных преобразования, индивидуальность и специфичность которым придает сам характер и направление инновационных процессов. В широком смысле этот термин включает в себя институциональные преобразования и изменения структуры региональной экономики вследствие влияния инновационных процессов.
Таким образом, уровень развития инвестиционных и инновационных процессов формируют направления и темпы развития региональных экономических систем в целях качественного преобразования и увеличения основных экономических показателей.
Важнейшая функция инвестиционного процесса - инновационная: с его помощью осуществляется инновационное обновление основных фондов на основе использования научно-техничес-ких достижений для производства новой или улучшенной конкурентоспособной продукции, новых или модифицированных эффективных технологий. В тоже время инновации -душа инвестиций, отсутствие инновационных процессов приводит к неэффективным капитальным вложениям, продлевая производство неконкурентоспособных товаров. Инвестиции - необходимое условие качественного преобразования и развития региональной экономической системы инновационного типа.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Анисимов Ю.П. Доходность инновационной деятельности [Текст]: монография / Ю.П. Анисимов, В.Б. Артеменко, О.А. Зайцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: АОНО «ИмМиФ», 2002. - 192 с.
2. Баранчеев В.П. Измерение инновационной активности компании как её конкурентной силы [Текст] / В. П. Баранчеев // Менеджмент сегодня. -2007. -№4. - С. 17-22.
3. Волкова Т. Условие инновационного обмена [Текст] / Т. Волкова // Экономист. - 2005.
- №3. - С. 54-60.
4. Гаврилов С. Инновационный потенциал ускоренного развития страны [Текст] / С. Гаврилов, М. Рылов, В. Страшко [и др.] // Экономист. 2004. - №3. - С. 59-68.
5. Гвишиани Д.Н. Организация и управление [Текст] / Д.Н. Гвишиани. - Изд. 3-е, перер.
- М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 332 с.
6. Губайдуллина Ф.С. Глобализация инновационной деятельности [Текст] / Ф.С. Губайдуллина // ЭКО. - 2005. - № 7. - С. 92-103.
7. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний [Текст] / В.В. Иванов // Экономическая наука современной России.
- 2006. - № 1. - С. 47-58.
8. Иванов В.В. Проблемы формирования российской инновационной политики [Текст] / В.В. Иванов // Вопросы экономики. - 2006. - № 2. - С. 2-12.
9. Кочетков С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий [Текст] / С. Кочетков // Экономист. - 2006. - № 5. - С. 34-38.
10. Кубахов П. Маркетинг инноваций или новых продуктов [Текст] / П. Кубахов // Маркетинг. - 2004. - № 5. - С. 41-49.
11. Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития [Текст] / В. Кушлин // Экономист. - 2006. - №10. - С. 3-10.
12. Петров А. Инновационно-прорывный путь развития: прогнозные параметры [Текст] / А. Петров, И. Поспелов // Экономист. - 2007. -№ 1. - С. 15-28.
13. Сибирская Е.В. Стратегия повышения экономической эффективности инноваций [Текст] / Е.В. Сибирская, О.А. Старцева; под общ. ред. Н.И. Лыгиной // Становление и развитие инновационного предпринимательства: коллективная монография. - Книга 2. - СПб: ИНФО-ДА, 2006. - С. 115-127.
14. Управление социально-экономи-ческим развитием России: концепции, цели, механизмы [Текст] / Рук. авт. колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. -702 с.
15. Фоломьем А. Обоснование инновационного типа воспроизводства [Текст] / А. Фо-ломьев // Экономист. - 2005. - № 8. - С. 40-45.
— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------------------
Сибирская Е.В. - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, е[email protected]
Старцева О.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, [email protected],
Авакумова Н.Н. - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики предприятий, [email protected]
Орловский государственный институт экономики и торговли.