ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Н. М. Полетаева
Управление инновационной деятельностью в системе образования
Управление инновационной деятельностью требует объединения материальных и человеческих ресурсов во взаимосвязанную систему, распределения функций, прав и обязанностей между частями системы таким образом, чтобы обеспечить эффективность деятельности всей системы в целом, её конкурентоспособность, мобильность, адаптивность к быстро меняющимся условиям социальной среды. Управление инновационным развитием системы образования на любом организационном уровне требует применения новой идеологии, стратегии и тактики, адекватной изменениям окружающей среды.
Ведущими идеями эффективного развития сложных социальных, в том числе и педагогических, систем можно считать следующие:
• их открытость, т. е. существование только при постоянном обмене с окружающей средой энергией, материей и информацией;
• жизнеспособности системы: готовность к непрерывному самосовершенствованию и самоорганизации со скоростью изменений не ниже скорости изменения окружающей среды являются ключевыми условиями;
• чередование восходящих (акмеологических) и нисходящих (катаболических) трендов развития, причём частота смены направлений движения в процессе эволюции увеличивается, у развитых систем можно наблюдать определённый синтез периодов «поряд-ка»(акте) и «хаоса» (kate), что позволяет более быстро переходить на более высокий уровень развития;
• развитие в деятельности через преодоление трудных ситуаций, кризисов, «развивающее» количество трудностей зависит от возраста, ситуации, индивидной характеристики системы. Важно определить нижний порог, за которым наступает деградация, застой и упадок, и верхний порог трудностей, за которым системе грозит переутомление, а может быть, и уничтожение;
• наличие всех элементов структуры: потребность - мотив, цель, содержание, процесс (операции и отношения), результат и рефлексия; взаимодополнительность и синергийность видов дея-
113
тельности у элементов системы, а также синергийность с окружающей средой;
• опережающий характер управления системой, что позволяет не только адаптироваться к условиям внешней среды, но и предвидеть изменения, которые происходят с нарастающей частотой, а также обеспечивает «превентивный» стиль управленческой деятельности с опорой на вариативные прогностические модели развития социальных, экологических и экономических систем;
• взаимосвязь педагогических, социальных, экономических, экологических, политических и геологических систем, которая обусловлена влиянием качества образования на жизнедеятельность человечества и качества жизни на качество образования. Опережающий характер образования с опорой на моделирование, предвидение будущего может выступить в качестве «аттрактора», «подтягивающего», побуждающего к развитию других сложных систем;
• формирование цели, образа идеала как верхнего «аттрактора», определяющего акмедвижение по восходящей траектории, причём активность самой системы в определении цели своего развития и достижении её является условием эффективности процесса развития, однако необходимо определить и характеристики низшей точки в динамике балансирования системы, за пределами которой происходят необратимые явления, препятствующие возвращению системы в прежнее состояние;
• траектория развития системы от одного акмесобытия к другому осуществляется нелинейно, но по восходящей линии с переходом на всё более высший уровень достижений посредством активизации внутренних резервов системы, связанной с усложнением и совершенствованием процессов саморегуляции в направлении увеличения скорости эволюционных процессов, их целостности и взаимосвязи, интеграции и дифференциации, с готовностью преодолевать возрастающий характер трудностей как внешних, так и внутренних, однако для достижения системой «akme» требуется взаимодополнительная активность всех её элементов, что предполагает возможность и необходимость взаимопомощи и поддержки наиболее слабых элементов, препятствующих достижению группового «akme» как показателя развития всей системы в целом, поэтому, опираясь на идеи «золотого сечения», можно предположить, что в развивающейся системе соотношение процессов помощи, поддержки и конкуренции, активности и пассивности (отдых), интеграции и дифференциации, коллективизма и автономии и т. д. будет приближено к 0,618, что позволит системе чередовать восходящие
114
и нисходящие тренды развития, соблюдая общую положительную динамику;
• внешние по отношению к системе условия, побуждающие к акмедвижению: акмеологическая среда (престижность достижений в учебной, профессиональной, семейной, спортивной деятельности, принятая большинством элементов системы), акмеологическая стратегия управления большей по отношению к данной системе, акмеологическая поддержка на пути к «akme»;
• высокий уровень мотивации достижений, притязаний, надси-туативная активность, акмеологическая позиция субъектов системы, владение акмеологическими аутотехнологиями самосовершенствования, готовность к креативной, инновационной деятельности.
К важнейшим характеристикам акмеологической стратегии управления педагогической системой можно отнести:
• концептуальное единство генеральной и ситуационных стратегий, их направленность на синергийное, опережающее движение всех участников педагогических систем к личностным и профессиональным, индивидуальным и коллективным вершинам своего развития;
• направленность на формирование акмеологической образовательной среды, где престижно хорошо учиться, заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни, быть гражданином и патриотом своей родины;
• сочетание личностно ориентированного подхода, обеспечивающего поддержку и становление акмеологической позиции каждого как ядра здоровой личности, с социетарным подходом, ориентирующим на приоритет интересов большей социальной системы по отношению к меньшей;
• целевая устремлённость к непрерывному самосовершенствованию, творческой самореализации личности и конкурентоспособности человека, организации, страны, коэволюции педагога и ученика;
• расширение социальных связей, функций, реализуемых образовательным учреждением;
• усиление ответственности педагогического коллектива и учащихся за качество результата и процесса образования;
• синергийность образовательной среды, обеспечивающей преемственность и взаимодополнительность её структурных компонентов;
Стратегия управления, направленная на развитие, будет эффективной только при опоре на технологии педагогического прогнозирования, моделирования вариантов будущего, предполагающие исследовательский подход.
115
Инновация в образовании может быть представлена:
• новым, апробированным и подтвердившим в ходе педагогического эксперимента свою эффективность содержанием;
• новыми технологиями обучения, воспитания и сопровождения обучаемых;
• новыми моделями организационной структуры ОУ;
• новыми организационно-управленческими механизмами;
• новыми концептуальными идеями, определяющими общую стратегию развития ОУ;
• новым характером образовательной среды за счет изменения её структуры, содержания, функциональных связей.
Новшества в экономике могут быть собственными и покупными, в образовании можно выделить новшества:
• внедряемые «сверху» (государством, региональными, районными, муниципальными отделами образования);
• заимствованные из методической литературы или из опыта работы других педагогов;
• осваиваемые в результате инициатив руководителя или методиста ОУ;
• собственные, основанные на личной инициативе и являющиеся результатом мыслительной и профессиональной деятельности педагога.
Готовность педагога к инновационной деятельности можно считать необходимым компонентом его профессиональной зрелости, так как процесс генерирования новшеств и внедрения идёт с ускорением во всех сферах жизни общества. Задача школы - сформировать устойчивый интерес, мотивацию к инновационной, исследовательской деятельности, сформировать обобщённый алгоритм такой деятельности, обеспечить ученику опыт успешной исследовательской деятельности в выбранных им профильных предметах и показать примеры интеграции естественно-научного и гуманитарного знания при создании нового.
Особый акцент следует уделить необходимости введения на государственном уровне гуманистической экспертизы инноваций, т. е. проявлять элементы опережающего обучения, обеспечивающего пролонгированный позитивный результат развития экономики и культуры страны без ущерба для человека.
Готовность педагога к инновационной деятельности в методической и учебной работе предполагает наличие потребности и устойчивого мотива такой деятельности, умение ставить цели и задачи исследования, формулировать гипотезу, осуществлять эксперимент, определять критерии эффективности нового, анализиро-
116
вать результат и корректировать выбранную и смоделированную методику на основе результатов диагностики, а также способность организовывать людей (педагогов и учащихся) в процессе инновационной деятельности, умение презентовать (устно и письменно) её результаты.
Акмеологическая стратегия управления инновационной деятельностью педагогических систем согласно личностнодеятельностному подходу будет эффективной, если этапы её разработки будут включать:
• анализ (внутренний и внешний) состояния педагогических систем;
• научный прогноз развития социальных и педагогических систем;
• определение перспективной миссии изучаемой педагогической системы (ПС);
• мотивацию субъектов педагогической системы к инновационному развитию и сотворчеству в формировании цели и перспектив развития ОУ, либо более широкой ПС;
• выстраивание пирамиды целей и иерархической цепочки задач развития ПС;
• определение зон риска и вариантов развития ПС;
• определение критериев эффективности выбранной стратегии управления;
• оформление концепции развития ПС на основе выбранной стратегии, анализ материалов и приведение их к методологическому единству.
Методологическая основа педагогического проектирования на современном этапе представлена системно-синергетическим подходом с акцентом на акмеологический, восходящий тренд развития. Ключевым условием эффективного развития педагогических систем является методологическая синергийность, непротиворечивость целей субъектов образования и готовность каждого находить свой вариант движения к личностному и коллективному «akme».
Центрами инновационной деятельности в образовании стали районные, городские, муниципальные ресурсные центры.
Процесс разработки стратегии управления РЦ требует ответа на ряд вопросов: какая научная идея лежит в основе инновационной деятельности, какие инновационные продукты собственной творческой профессиональной деятельности имеются в ОУ, какова степень новизны полученных результатов, какова перспектива развития педагогических систем и какое место могут занять результаты инновационной деятельности ОУ в педагогических системах
117
завтрашнего дня, какие задачи инновационного развития, характерные для всех педагогических систем, данное ОУ может решить быстрее, эффективнее, какие имеются для этого материальные и человеческие ресурсы, кому интересны результаты инновационной деятельности Оу и чья помощь может быть полезна для ОУ и РЦ?
В основу акмеологической стратегии управления заложена идея создания условий для целостного развития и акмедвижения всех участников педагогического процесса, для активизации внутреннего потенциала личности с целью максимальной самореализации в гуманистических видах деятельности. РЦ предоставляет педагогу ещё одну возможность для самоутверждения и творческой самореализации.
Методическая работа педагога объединяет в себе совокупность действий, направленных на совершенствование профессиональной деятельности: обучения, воспитания и сопровождения обучаемых.
Методическую работу педагога можно разделить на три взаимосвязанных блока: освоение нового теоретического и практического профессионального знания; генерация и апробация нового; распространение нового. В инновационном менеджменте с инновационной деятельностью связывают только процесс подготовки, производства и внедрения новшеств, которые носят характер объективной новизны для всех (Р.А. Фатхудинов).
Готовность педагога к инновационной деятельности как компонент методической работы и один из показателей готовности к личностно-профессиональному самосовершенствованию предполагает наличие самомотивации и ценности для личности профессионального творчества, способность к постановке новых целей и взаимосвязанных задач по их достижению, умение видеть противоречия в профессиональной сфере и находить оригинальные пути их разрешения, получать принципиально новые продукты педагогической (методической) работы, осуществлять презентацию, распространение новшеств и адекватную рефлексию собственной инновационной деятельности.
Анализ готовности педагога к методической работе, которая должна носить инновационный характер, показал, что полный алгоритм процесса проведения педагогического эксперимента практически отсутствует у всех педагогов, среди этапов экспериментальной деятельности лидируют: анализ литературы (72 %) и анализ полученных результатов (58 %). Наиболее западающими оказались позиции: наличие индивидуальной программы ОЭР (19 %) и сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах (14 %). Имеют мультимедийную презентацию по результатам своей иссле-
118
довательской деятельности 20 % опрошенных (211 чел.), затрудняются определить тему методической работы на следующий год 43%, а провести мастер-класс по своей методической теме готовы по результатам самооценки 24 %.
Ключевым условием успешности инновационной деятельности учреждения является готовность руководителя осуществлять инновационный менеджмент, поддерживать все этапы инновационной деятельности, мотивировать сотрудников и предвидеть тенденции развития ОУ, муниципальной, региональной и федеральной системы образования.
Среди умений, необходимых для профессиональной зрелости (400 опрошенных), педагоги на первое место ставят непрерывное личностно-профессиональное самосовершенствование (8 %), а вот организационно-управленческие умения как важные осознаются только 42 %, исследовательские 3,5 %, что подтверждается и анализом тематики методических тем. Исследование новых для педагогов тьютерских функций требует усиления данной проблематики в методических темах и в тематике работы ресурсных Центров.
В. А. Мосолов
О жизненных проблемах, страданиях и гуманистическом оптимизме педагогических мыслителей (исторический ракурс)
Традиционно в историко-педагогическом процессе акцентируются идеи, системы и образовательно-организационный опыт отдельных персоналий и различных периодов в общественном развитии. Приводятся также те или иные факты из биографий педагогических мыслителей.
Цель нашей статьи - осуществить сравнительно-исторический анализ под углом зрения жизненных проблем, страданий и благополучия выдающихся педагогов. Мы исходим при этом и из недостаточной теоретической разработанности этого вопроса, и из того, что студенту, будущему педагогу, важно знать историю образования и педагогической мысли также и в данном контексте. Педагогическая деятельность вообще подвижническая, но подвиг подвигу - рознь. Он может быть как естественным, обусловленным спецификой профессии, так и проявлением каких-то негативных условий жизни педагога, несправедливых отношений к нему и т. п. На этом мы и сосредоточиваем внимание.
119