ЭКОНОМИКА
УДК 346.548(075.8)
DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-3-7-16
Н. Г. Гаджиев1, С. А. Коноваленко2, И. В. Нюхня3
Управление государственным долгом России в целях обеспечения экономической
безопасности государства
1 Дагестанский государственный университет, Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected];
2 Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Россия, 390000, г. Рязань ул. Первая красная, 18; [email protected];
3 Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Россия, 390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Свободы, 46; [email protected]
Аннотация. В настоящее время экономика любого государства, в т. ч. и Российской Федерации, строится на финансовых, товарно-денежных, банковских и других видах отношений. Поэтому государство выступает не только в роли регулирующего органа, оно является непосредственным участником товарно-денежного обращения. Вследствие этого государство может быть и должником, и кредитором. Одним из ключевых элементов, обеспечивающих экономическую безопасность государства, является управление государственным долгом. Эта процедура особенно актуальна в современных условиях для поддержания стабильности экономики, определения уровня экономической безопасности и конкурентоспособности государства ввиду большого количества санкций и в силу изменения политического курса Российской Федерации.
В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования и инструменты управления государственным долгом. Особое внимание уделено анализу структуры государственного долга, индикаторам, пороговым значениям и их параметрам. Исходя из этого предложены мероприятия по укреплению финансовой и бюджетной системы, направленные на повышение экономической безопасности государства.
Ключевые слова: государственный долг, внутренний государственный долг, структура, внешний государственный долг, управление государственным долгом.
В экономической теории государственный долг - это обязательство, которое кредитор передает заемщику с условием его возврата в будущем и/или выплаты вознаграждения. Государственный долг выступает одной из форм привлечения финансовых средств для обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Государственный долг обеспечивает наполняемость экономики финансовыми ресурсами и дает возможность скорректировать тренд устойчивого роста экономики, но перекладывает проблему платежей на будущие поколения, формирует тенденции к жизни в долг и создает предпосылки появления общества потребления. Если государство неспособно выплатить свои долги, то объявляется дефолт и общество, по сути, становится банкротом. Госдолг может быть внутренним или внешним, в национальной или иностранной валюте. Он может быть краткосрочным, долгосрочным, консолидированным [1, с. 22].
Многие экономисты рассматривают государственный долг как сумму отрицательных сальдо бюджетов государства. Это размер задолженности правительства по различным видам государственных ценных бумаг. Главные факторы образования государственного долга - нарушение финансовой дисциплины в стране, неправильное планирование доходов и расходов бюджета, необоснованный рост государственных расходов, отсутствие встроенных стабилизаторов (например, финансовой подушки или резервных фондов) [11, с. 289].
Сегодня существует несколько классификаций госдолга. По первой классификации внутренний и внешний, по второй - краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет).
Внешний государственный долг - обязательства государства, отраженные в валюте и валютных ценностях. Это отдельные формы долговых обязательств, кредиты, государственные займы и облигационные заимствования, гарантированные правительством. Внешний долг может включать долги федеральных органов власти, ЦБ РФ. После распада СССР РФ взяла на себя его обязательства в обмен на отказ бывших союзных республик от полагавшейся им доли в зарубежных активах СССР. Внешний долг может быть образован в различных формах: в виде поставок вооружений, осуществленных инвестиционных проектов, покупки земли и др. Важно не то, каков размер долга, важно то какова его величина по отношению к ВВП и условия его получения [6, с. 112].
Внутренний государственный долг - выраженные в национальной валюте обязательства государства перед свободными экономическими субъектами. Он формируется преимущественно за счет размещения государственного облигационного займа. Внутренний долг может быть краткосрочным или долгосрочным и использоваться для финансирования различных государственных расходов.
Управление государственным долгом определяется как совокупность организационно-управленческих мер государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению их рефинансирования. Управление государственным долгом осуществляется через следующие инструменты:
1. Конверсия государственных займов - процесс преобразования долговых обязательств государства в другую форму активов. Правительство может конвертировать свои облигации в акции компаний или другие ценные бумаги, что может снизить риск дефолта и улучшить финансовую стабильность государства.
2. Консолидация государственных займов - процесс объединения нескольких долговых обязательств государства в одно новое обязательство для упрощения управления долгом, снижения издержек на обслуживание долга или увеличения срока его погашения. Консолидация происходит с помощью обмена старых долговых обязательств на новые с более длительным сроком погашения или с другими условиями.
3. Рефинансирование государственного долга - процесс обмена существующих долговых обязательств новыми займами на более выгодных условиях. Это вариант перекредитования долга. Основная выгода государства как заемщика - меньше размер процентов по обслуживанию долга, но продолжительность выплат увеличивается и может возникнуть дополнительное долговое бремя. Рефинансирование может осуществляться путем выпуска новых облигаций или заключения новых кредитных соглашений [4].
Нормативно-правовое регулирование управления госдолгом РФ осуществляется с учетом требований федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Так, в Бюджетном кодексе РФ от 31.07.1998 глава 14 полностью посвящена госдолгу. В ней
рассматриваются основные понятия, структура госдолга на различных уровнях, особенности и ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации.
Вопрос государственного долга является приоритетным при принятии федерального бюджета РФ. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 № 540-ФЗ содержит две основные статьи: ст. 13 и 14 (внешний и внутренний долг соответственно).
Кроме федеральных законов действует ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих вопросы управления госдолгом, в частности Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов». Помимо этого Минфин РФ в своих приказах дает разъяснения по вопросам внутреннего госдолга. В качестве примера можно привести приказ Минфина России от 08.05.2024 № 184 «Об эмиссии облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом выпуска № 26248RMFS» [8, с. 133].
Структура государственного долга Российской Федерации. Индикаторы
и пороговые значения
Структура государственного долга РФ раскрывается в ст. 98 Бюджетного кодекса РФ. Внешний долг включает:
- кредиты, привлеченные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте;
- государственные ценные бумаги, полученные в федеральный бюджет от имени государства в иностранной валюте;
- бюджетные кредиты в иностранной валюте;
- государственные гарантии государства в иностранной валюте;
- иные долговые обязательствам в иностранной валюте.
В объем внутреннего государственного долга РФ включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
- объем основного долга по кредитам, привлеченным РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам;
- объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте РФ;
- объем иных долговых обязательств.
Индикаторы и пороговые значения являются важной и неотъемлемой частью определения состояния экономики и размера госдолга, в частности. Поэтому данные показатели очень важны для обеспечения экономической безопасности государства.
Индикаторы и пороговые значения государственного долга РФ определяются в соответствии с методикой расчета показателей долговой устойчивости субъектов страны. Они включают следующие параметры:
1. Общий объем государственного долга Российской Федерации. Он отражает общую сумму долговых обязательств, которые Правительство РФ и ее субъекты имеют перед кредиторами. Пороговое значение в 60 % ВВП означает, что общий объем государственного долга не превышает эту долю валового внутреннего продукта страны. Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 01.01.2024 составил 316,8 млрд долл. США, сократившись с начала 2023 года на 68,2 млрд долл. США, или на 17,7 %. Объем государственного долга в РФ - один из самый маленьких в мире и составляет
примерно 21 % ВВП страны.1 Снижение внешнего долга происходило преимущественно за счет уменьшения задолженности прочих секторов на 55,4 млрд долл. США, или на 22,6 %, в основном по привлеченным кредитам, в т. ч. в рамках отношений прямого инвестирования [3, с. 192].
2. Долговая нагрузка на экономику представляет собой отношение суммы государственного долга к ВВП. Пороговое значение 50 %.
3. Коэффициент обслуживания долга отражает отношение годовых платежей по обслуживанию государственного долга к доходам бюджета. Пороговое значение 20 %.
4. Структура государственного долга включает в себя соотношение между внутренними и внешними долгами, а также между различными видами долговых инструментов. Пороговые значения для этого показателя определяются в зависимости от конкретных условий и имеющихся рисков [13].
Данные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1. Структура внешнего госдолга
Категория долга Эквивалент, млн долл. США** Эквивалент, млн евро***
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) 52 805,1 49 004,3
Задолженность перед официальными двусто- 209,6 194,5
ронними кредиторами - не членами Париж-
ского клуба
Задолженность перед официальными много- 1 270,7 1 179,3
сторонними кредиторами
Задолженность по внешним облигационным 32 723,4 30 368,1
займам в том числе:
заем с погашением в 2025 году 1 885,7 1 750,0
заем с погашением в 2026 году 3 000,0 2 784,1
заем с погашением в 2027 году 1 346,9 1 250,0
заем с погашением в 2028 году 2 499,9 2 231,5
заем с погашением в 2029 году 3 000,0 2 784,1
заем с погашением в 2030 году 661,8 614,2
заем с погашением в 2032 году 1 346,9 1 250,0
заем с погашением в 2035 году 4 000 3 712,1
заем с погашением в 2036 году 1 077,6 1 000,0
заем с погашением в 2042 году 3 000,0 2 784,1
заем с погашением в 2043 году 1 500,0 1 392,0
заем с погашением в 2047 году 7 000,0 6 496,2
Прочая кредиторская задолженность 22,1 20,5
Госгарантии РФ в иностранной валюте 18 579,2 17 241,9
Верхний предел внутреннего госдолга на 1 января 2024 года составляет чуть менее 21 трлн руб., внешнего, в свою очередь, 66,6 млрд долл. или 63,4 млрд евро.
https://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/vvp-vedushchikh-stran-i-gosudarstvennyy-dolg/ (дата обращения: 10.06.2024)._
Из данных таблицы 1 видно, что наша экономика не достигла верхнего предела государственного долга. В нынешних реалиях она получила большой толчок к собственному развитию, вследствие чего государственный долг снижается.
Структурно государственный долг представлен в основном долгом СССР - более 53 млрд долл. США, что составляет примерно 60 % общей кредиторской задолженности государства. Значительную долю в структуре внешнего долга занимает задолженность по внешнем облигационным займам РФ - примерно 33 млрд долл. США (около 25 % общего долга), с различным периодом погашения (до 2047 года). Структура внешнего долга РФ считается весьма благоприятной - от 20 до 25 % ВВП страны, что является одним из самых низких показателей в мире.
Внешний долг РФ можно условно разделить на классический (консервативный) и новейший. Классический представлен задолженностью перед другими странами, в частности перед кредиторами Лондонского и Парижского клуба, перед крупнейшими странами-кредиторами в рамках двухсторонних соглашений, перед международными финансовыми институтами. Классический долг составляет 53 млрд долл. США. Новейший долг обусловлен выпуском внешних облигационных займов. Он составляет около 33 млрд долл. США. Рейтинг облигационных займов РФ очень высокий.
За последнее десятилетие государственный долг РФ вырос и к началу 2022 г. приблизился к 23 трлн руб. Рост государственного долга в абсолютном значении не будет играть ключевой роли, если темпы роста ВВП опережают темпы роста государственного долга.
В 2022 году в РФ отношение государственного долга к ВВП страны составило 17 %, что можно считать приемлемым уровнем долговой нагрузки. Эта динамика представлено на рисунке 1.
Рост внешнего долга в последние годы связан со сложностью получения финансовых ресурсов из-за санкционной политики западных стран, что приводит к ухудшению условий получения финансовых средств (более высокие процентные ставки, наличие бюрократических препятствий и т. д.).
Рис. 1. Динамика госдолга в млрд руб.
На рисунке 2 видно, что долговая нагрузка России значительно ниже других развитых и развивающихся стран [3, с. 194].
Рис. 2. Отношение госдолга к ВВП в РФ
В настоящее время долговая нагрузка колеблется в пределах 20-25 % ВВП страны, при этом наименьший размер государственного долга наблюдался в 2011 году -около 9-10 % ВВП страны. Негативное влияние на динамику государственного долга оказывает состояние консолидированного бюджета РФ (дефицит бюджета).
Нынешняя структура долговой нагрузки (82 % внутренний долг, 18 % внешний) обусловлена ужесточением санкций в отношении РФ и существенными тратами на проведение специальной военной операции на Украине.
Рассмотрим соотношение расходов на обслуживание государственного долга в России. В 2022 г. на покрытие госдолга было выделено 1330,5 млрд руб., из которых 10 % было направлено на покрытие внешнего госдолга, а 90 % - внутреннего. Такой вариант можно считать диверсификационным, т. к. он ориентирует государство на внутренние источники финансирования.
Проанализируем динамику внутреннего долга, вложенного в ценные бумаги (рис. 3). Отмечается непрерывное увеличение краткосрочных облигационных займов и пролонгирование ценных бумаг, выпущенных в прошлом десятилетии, что сдерживает темпы роста ВВП страны.
Рис. 3. Динамика внутреннего долга, вложенного в ценные бумаги, в млрд руб.
Переориентация структуры долговой нагрузки с внешних заимствований на внутренний долг имеет ряд причин:
- во-первых, это дает возможность отказаться от политического давления со стороны кредиторов недружественных государств;
- во-вторых, позволяет повысить устойчивость финансово-кредитной системы страны за счет вовлечения большего числа участников в систему государственного финансирования и государственного кредитования (участниками становятся банки, страховые компании, ПИФы, венчурные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, физические и юридические лица и т. д.).
В структуре внутреннего долга облигации федерального займа с амортизируемым номиналом (ОФЗ-АД) уступают свою долю другим типам ценных бумаг. Это связано с ускоренными темпами инфляции и отставанием процентной ставки от ИПЦ (индекса потребительских цен). Наибольшими темпами в последние годы прирастали объемы размещения классических ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) и с переменной ставкой купона (ОФЗ-ПК). Объем в обращении выпусков с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) также постепенно растет. Такая структура облигационного рынка государственных ценных бумаг обеспечивает вовлекаемость в кредитно-денежные отношения большего количества инвесторов.
В настоящее время ввиду большого количества санкций и изменения политического курса РФ доля внешнего госдолга продолжит сокращаться, замещаясь внутренним долгом. Следовательно, по данному макроэкономическому показателю государство имеет устойчивое и нормальное состояние экономической безопасности. Исходя из этого необходимо следующее: дальнейшая стабилизация, укрепление финансовой и бюджетной системы посредством более эффективного управления государственным долгом за счет пересмотра условий займов, вовлечение большего количества участников кредитно-денежных отношений, привлечение на отечественный рынок финансовых инвесторов из дружественных государств и создание совместных финансовых институтов в рамках международного сотрудничества [10, с. 319].
По рисунку 4 можно утверждать, что в среднесрочной перспективе госдолг будет иметь тенденцию к росту, при этом будет увеличиваться доля внутреннего госдолга в общем объеме и сокращаться внешний долг. Такие данные представляются в пояснительной записке к закону «О федеральном бюджете на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов». Внешний долг к 2025 году сократится с 21 до 16,5 %, а внутренний долг увеличится с 78,8 до 83,5 %. Такая структура государственного долга во многом обеспечит противодействие давлению со стороны недружественных государств и стабилизирует финансовую систему страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе [5, с. 10].
Объем государственного долга (трлн руб.)
20,92
21,2%
ВНУТРЕННИМ
ВНЕШНИМ
Рис. 4. Прогноз государственного долга РФ
Мероприятия по управлению государственным долгом России, направленные на повышение экономической безопасности государства
Для повышения экономической безопасности государства в отношении управления государственным долгом России целесообразно проводить ряд мероприятий. Рассмотрим первоочередные из них.
1. Разработка и реализация стратегии управления государственным долгом, которая учитывает долгосрочные цели и приоритеты развития экономики страны.
2. Анализ и оценка текущего состояния государственного долга, определение его оптимального уровня и структуры. Они и сейчас проводятся с определенной периодичностью, что свидетельствует о том, что государственный долг постоянно находится под контролем и является необходимой частью мониторинга состояния текущего госдолга и экономики в целом.
3. Привлечение внешних инвестиций для рефинансирования существующего долга или получения дополнительных средств для финансирования проектов развития. На данный момент это не является преимущественным направлением, но внешние заимствования - неотъемлемая часть прогрессивного развития экономики государства. Поэтому необходимо развивать взаимодействие в данном направлении с дружественными государствами, и региональными финансовыми институтами.
4. Создание механизмов контроля за исполнением обязательств по выплатам процентов и основного долга, разработка мер по предотвращению дефолта. Данные обязанности частично возложены на Министерство финансов. Это необходимые мероприятия наряду с действиями, указанными в следующем пункте, для обеспечения необходимого уровня доверия. Эти мероприятия необходимы для предотвращения повторения ситуации 1998 года - дефолта, который породил ряд серьезнейших проблем для государства и ее экономической безопасности.
5. Обеспечение прозрачности процесса управления государственным долгом, включая публикацию отчетности о состоянии долга и проводимых операциях. Данные мероприятия проводятся наряду с мероприятиями, указанными пункте 2. Они необходимы для поддержания уровня доверия населения и дальнейшего увеличения доли внутренних заимствований в общей структуре.
Минфин дал рекомендации для ведения ответственной долговой политики: на этапе обслуживания и погашения долга необходимо иметь свободную ликвидность, что позволит полностью и своевременно исполнять долговые обязательства.
6. Разработка механизма конвертации замороженных в иностранных банках активов государства на активы, принадлежащие нерезидентам внутри страны [9, с. 116].
7. Проведение дальнейшей работы по деблокировке отечественных активов в зарубежных банках.
8. Разработка мер по улучшению условий рефинансирования государственного долга за счет политического влияния РФ на глобальное мироустройство.
9. Конверсия государственных займов путем уступки части государственной доли в управлении в некоторых государственных предприятиях, представляющих интерес для стратегических инвесторов (электроэнергетика, атомная промышленность, нефтегазовая переработка и др.), с обязательным сохранением контрольного пакета акций или пая государства.
10. Консолидация государственных займов по бывшим долгам СССР, системная работа по взаимозачету государственного долга (кредиторской задолженности) и обязательств стран-должников (дебиторской задолженности).
Литература
1. Боробов, В. Н. Государственный долг и современная бюджетная политика россии / В. Н. Боробов, Ю. Б. Миндлин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 3. - С. 22-26.
2. Войнова, А. А. Государственный долг РФ и проблемы управления им / А. А. Войнова, П. П. Васильев // Интернаука. 2022. № 3-2 (226). - С. 34-35.
3. Исхакова, Л. Х. Государственный долг как индикатор экономической безопасности / Л. Х. Исхакова // Молодой ученый. 2024. № 1 (500). - С. 192-194.
4. Егорова, В. Г. Государственный долг и пути его покрытия в современных условиях экономики Российской Федерации / В. Г. Егорова // Столыпинский вестник. 2024. Т. 6, № 1.
5. Гаджиев, Н. Г. Финансовая безопасность в формировании национальной безопасности государства / Н. Г. Гаджиев, С. А. Коноваленко // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2024. Т. 39, № 1. -С. 7-16.
6. Гаджиев, Н. Г. Экономическая безопасность России в условиях турбулентности: прогнозы и пути ее обеспечения Серия: Высшее образование. Специалитет: монография / Н. Г. Гаджиев, С. А. Коноваленко, О. В. Киселева, О. В. Скрипкина, М. Н. Трофимов, Р. А. Корнилович. - Махачкала, 2023.
7. Коваленко, А. В. Государственный долг и его влияние на макроэкономическую политику государства / А. В. Коваленко // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 93-3. - С. 81-83.
8. Магомадов, Э. М. Государственный долг РФ: причины, анализ, методы управления / Э. М. Магомадов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. - С. 133140.
9. Обеспечение экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере: монография / Н. Г. Гаджиев, С. А. Коноваленко, М. Н. Трофимов, Р. А. Корнилович; под общ. и науч. ред. Н. Г. Гаджиева. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 237 с. - (Научная мысль).
10. Соловьева, Е. А. Государственный долг в условиях современных вызовов // Актуальные вопросы современной экономики / Е. А. Соловьева. 2023. № 4. - С. 319326.
11. Савина, Т. Н. Государственный долг как инструмент обеспечения экономической безопасности / Т. Н. Савина, Е. Е. Родина, Ю. С. Бочарова, М. А. Родин, А. В. Артемов // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 4. - С. 289-304.
References
1. Borobov V. N., Mindlin Yu. B. Public debt and modern budget policy of Russia // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Economics and law. 2022. No. 3. - Рр. 22-26.
2. Voinova A. A., Vasiliev P. P. Public debt of the Russian Federation and problems of its management // Internauka. 2022. No. 3-2 (226). - Pp. 34-35.
3. Iskhakova, L. Kh. Public debt as an indicator of economic security // Young scientist. 2024. No. 1 (500). - Pp. 192-194.
4. Egorova V. G. Public debt and ways to cover it in modern conditions of the economy of the Russian Federation // Stolypin Bulletin. 2024. Vol. 6, no. 1.
5. Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A. Financial security in the formation of national security of the state // Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social sciences. 2024. Vol. 39, no. 1. - Pp. 7-16.
6. Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A., Kiseleva O. V., Skripkina O. V., Trofimov M. N., Kornilovich R. A. Economic security of Russia in conditions of turbulence: forecasts and ways to ensure it Ser. Higher education: Specialty: monograph. - Makhachkala, 2023.
7. Kovalenko A. V. Public debt and its influence on the macroeconomic policy of the state // Trends in the development of science and education. 2023. No. 93-3. - Pp. 81-83.
8. Magomadov E. M. Public debt of the Russian Federation: causes, analysis, management methods // Innovation. The science. Education. 2021. No. 47. - Pp. 133-140.
9. Ensuring economic security in the credit and financial sphere: monograph / N. G. Gadzhiev, S. A. Konovalenko, M. N. Trofimov, R. A. Kornilovich; under general and scientific ed. N.G. Gadzhieva. - Moscow: INFRA-M, 2024. - 237 p. - (Scientific thought).
10. Solovyova, E. A. Public debt in the context of modern challenges // Current issues of modern economics. 2023. No. 4. - Pp. 319-326.
11. Savina T. N., Rodina E. E., Bocharova Yu. S., Rodin M. A., Artemov A. V. Public debt as a tool for ensuring economic security // Bulletin of the Moscow Financial and Legal University MFLA. 2022. No. 4. - Pp. 289-304.
Поступила в редакцию 25 июля 2024 Принята 3 августа 2024
UDC 346.548(075.8)
DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-3-7-16
Russia's Public Debt Management as a Way to Ensure the State Economic Security N. G. Gadzhiev1, S. A. Konovalenko 2,I. V. Nukhnya3
1 Dagestan State University, Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected];
2 Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya; Russia, 390000, Ryazan, st. First Red No. 18; [email protected];
3 Ryazan State University named after. S. A. Yesenina; Russia, 390000, Ryazan region, Ryazan, Svobody st., 46; [email protected]
Abstract. Nowadays the economy of any state, including that of the Russian Federation, involves financial, commodity-money, banking and other types of relations. Therefore, the state performs the functions of a regulatory authority and also directly participates in commodity and money circulation. As a result, it can be both a debtor and a creditor. One of the key elements ensuring the economic security of the state is the management of public debt. This procedure is especially relevant in modern conditions for maintaining economic stability, determining the level of economic security and competitiveness of the state due to a large number of newly introduced sanctions and changes in the political course of the Russian Federation.
The article discusses the issues of legal regulation and tools for managing public debt. Particular attention is paid to the analysis of the public debt structure, the indicators, the threshold values and their parameters. Accordingly, some measures to strengthen the financial and budgetary system, aimed at increasing the economic security of the state have been proposed.
Keywords: public debt, internal public debt, structure, external public debt, public debt management.
Received 25 July, 2024 Accepted 3 August, 2024