Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный долг / уровень долга / внешний долг / внутренний долг / обслуживание государственного долга / финансовая устойчивость / прогноз / должник / public debt / debt level / external debt / internal debt / public debt service / financial stability / forecast / debtor

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И М. Блохина, Т Д. Гайворонская, К А. Березняк

В статье рассматривается основная из актуальных проблем мировой экономики и мировых финансов – увеличение долга. В его структуре выделяются некоторые виды, которые позволяют провести более глубокую оценку сложившейся ситуации. Также объем государственного долга сравнивается с внутренним валовым продуктом, чтобы проанализировать долговую нагрузку Российской Федерации и других стран. Благодаря изучению расходов по обслуживанию государственного внешнего долга можно обеспечить финансовую устойчивость и управлять финансовыми рисками государства. Почти весь внешний долг развитых стран приходится на долговые обязательства частных компаний и корпораций, большая часть которого принадлежит иностранным инвесторам, которые основали компании, предприятия и банки в зарубежных странах. В целом, изучение уровня государственного долга позволяет понять состояние экономики, принимать обоснованные решения в финансовой и экономической сферах, а также прогнозировать возможные последствия для определенной страны и мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEBT LEVEL OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the main urgent problem of the world economy and global finance – the increase in debt. There are some types in its structure that allow for a more in-depth assessment of the current situation. The volume of public debt is also compared with the gross domestic product in order to analyze the debt burden of the Russian Federation and other countries. By studying the costs of servicing the public external debt, it is possible to ensure financial stability and manage the financial risks of the state. Almost all of the external debt of developed countries is accounted for by debt obligations of private companies and corporations, most of which belongs to foreign investors who have founded companies, enterprises and banks in foreign countries. In general, the study of the level of public debt makes it possible to un derstand the state of the economy, make informed decisions in the financial and economic spheres, as well as predict possible consequences for certain.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рисунок 2 - Динамика рентабельности отрасли растениеводства, %

Таким образом, снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, сопровождающееся ростом себестоимости производства, может привести к «проеданию» собственного оборотного капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей, что имеет несколько существенных последствий:

1) с одной стороны, риски снижения финансовой устойчивости и как следствие дополнительные сложности, связанные с привлечением финансирования;

2) с другой стороны, необходимость восстановления и замещения собственного оборотного капитала в целях своевременного осуществления агротехнологических работ влечет за собой формирование дополнительной потребности в краткосрочном кредитовании.

Подводя итог, следует отметить, что механизм льготного кредитования требует дальнейшего совершенствования, а лимиты субсидирования - пересмотра в сторону увеличения для сохранения устойчивости финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом дальнейшим направлением совершенствования финансовых инструментов государственного регулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать поиск альтернативных банковскому кредитованию инструментов, в том числе через разработку цифровых платформ.

Источники:

Тренин А. Ключевые тренды растениеводства в 2024 году: что ждет ведущую отрасль сельского хозяйства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/137/2kazv19xykm3jbg7u0rbte1psfsta8c7/20240411_CCRAT.pdf. Финансирование АПК-2024: какие варианты есть у агрария? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/business-pages/42133-finansirovanie-apk-2024-kakie-varianty-est-u-agrariya/.

Яшина, М. Л. Льготное кредитование предприятий агропромышленного комплекса: состояние, эффективность и проблемы развития / М. Л. Яшина, Т. В. Трескова, Н. М. Нейф // Экономика сельского хозяйства России. - 2022. - № 5. - С. 2-9.

EDN: UOTWAA

И.М. Блохина - к.э.н, доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

I.M. Blokhina - Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance Department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Т.Д. Гайворонская - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

T.D. Gaivoronskaya - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

К.А Березняк - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

K.A. Bereznyak - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ASSESSMENT OF THE DEBT LEVEL OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассматривается основная из актуальных проблем мировой экономики и мировых финансов - увеличение долга. В его структуре выделяются некоторые виды, которые позволяют провести более глубокую оценку сложившейся ситуации. Также объем государственного долга сравнивается с внутренним валовым продуктом, чтобы проанализировать долговую нагрузку Российской Федерации и других стран. Благодаря изучению расходов по обслуживанию государственного внешнего долга можно обеспечить финансовую устойчивость и управлять финансовыми рисками государства. Почти весь внешний долг развитых стран приходится на долговые обязательства частных компаний и корпораций, большая часть которого принадлежит иностранным инвесторам, которые основали компании, предприятия и банки в зарубежных странах. В целом, изучение уровня государственного долга позволяет понять состояние экономики, принимать обоснованные решения в финансовой и экономической сферах, а также прогнозировать возможные последствия для определенной страны и мировой экономики.

Abstract. The article examines the main urgent problem of the world economy and global finance - the increase in debt. There are some types in its structure that allow for a more in-depth assessment of the current situation. The volume of public debt is also compared with the gross domestic product in order to analyze the debt burden of the Russian Federation and other countries. By studying the costs of servicing the public external debt, it is possible to ensure financial stability and manage the financial risks of the state. Almost all of the external debt of developed countries is accounted for by debt obligations of private companies and corporations, most of which belongs to foreign investors who have founded companies, enterprises and banks in foreign countries. In general, the study of the level of public debt makes it possible to understand the state of the economy, make informed decisions in the financial and economic spheres, as well as predict possible consequences for certain.

Ключевые слова: государственный долг, уровень долга, внешний долг, внутренний долг, обслуживание государственного долга, финансовая устойчивость, прогноз, должник.

Keywords: public debt, debt level, external debt, internal debt, public debt service, financial stability, forecast, debtor.

Одной из острых финансовых проблем современных государств является высокий уровень их государственного долга. Перед органами власти и управления стоят важные задачи социального обеспечения населения, поддержки экономики. Пандемия коронавируса, участившиеся финансовые кризисы, активное применение некоторыми странами финансовых санкций к отдельным государствам, военные конфликты - все это и другие проблемы приводят к увеличению государственных расходов и снижению доходов, что отражается на сбалансированности централизованных бюджетов, и в результате, образовании и росте их дефицитов. Для покрытия последних органы власти прибегают к заимствованиям, что увеличивает государственный долг.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ) [2], государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В ст. 98 БК РФ представлена группировка долговых обязательств, которая выделяет в структуре государственного долга РФ следующие виды:

1) кредиты, привлеченные РФ от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственные гарантии РФ;

5) иные долговые обязательства, ранее отнесенные на государственный долг РФ.

Государственный долг делится также на внутренний и внешний. БК РФ регламентирует данное деление в соответствии с валютой, в которой он возникает. Рассмотрим структуру и динамику государственного долга РФ с 2020 г. по 2024 г. (рисунок 1). За исследуемый период объем государственного долга увеличился более, чем на 70 %, его значение в 2024 г. планируется на уровне 32502,5 млрд. руб. В 2023 г. долг увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12 %, при этом внутренний долг увеличился почти на 11 %. Внешний долг, выраженный в иностранной валюте, с 2022 г. по 2023 г. уменьшился на 7,1 %, в пересчете на национальную валюту наблюдается небольшое увеличение внешнего долга за этот же период. На конец 2023 г. государственный внешний долг России составил 53,3 млрд долл. США.

20 000,«О 40 000,0(1

■ Государственный внчдревкив jo.ii Государсгвеввын виешннв долг

Рисунок 1 - Динамика и структура государственного долга РФ, млрд руб.

На рисунке 1 наглядно представлено, что в структуре государственного долга РФ преобладает внутренний долг в течение всего исследуемого периода, доля которого составляла от 77 % объема всего долга в 2020 г. до 81 % в 2024 г. В мировой практике считается, что данный показатель должен быть более 50 % для обеспечения безопасной структуры государственного долга, поэтому структуру государственного долга РФ можно оценить как безопасную.

Для оценки объема государственного долга используется его соотношение с объемом валового внутреннего продукта, т.е. общей стоимости конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны для конечного потребления за год. Этот показатель используется не только для оценки долговой устойчивости страны, но и для сравнения уровня долговой нагрузки различных государств. Допустимым значением показателя согласно мировой практике, обеспечивающем безопасный объем государственного долга, считается значение менее 50 %. Рассчитаем соотношение государственного долга РФ с валовым внутренним продуктом в текущих ценах в период с 2019 по 2023 гг. (таблица 1). Данные ВВП РФ возьмем на официальном сайте Росстата [7].

ВВП России в текущих ценах вырос на 57,1 % в 2023 г. по сравнению с 2019 г., что положительно характеризует экономику в динамике, однако, указанный показатель не учитывает уровень инфляции, поэтому объективную оценку темпа роста или спада экономики при помощи данного показателя провести затруднительно. Госдолг РФ за этот же период вырос на больший процент - на 88,7 %., что и отразилось на относительном показателе, характеризующем уровень госдолга РФ. Так, отношение госдолга к ВВП в конце исследуемого периода составило почти 15 %, а в 2019 г. данный показатель составлял 12,4 %. Однако максимальное значение соотношения госдолга и ВВП в анализируемом периоде наблюдается в 2020 г. - 17,6 %. Сравнивая указанный показатель с аналогичным показателем других стран, можно отметить его достаточно низкий уровень и, следовательно, высокий уровень долговой устойчивости России.

Таблица 1 - Оценка государственного долга РФ

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Отклонение 2023 г. от 2019 г., в %

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 109 608,3 107 658,1 135 773,8 155 188,9 172 148,3 157,1

Государственный долг РФ, млрд руб. 13567,4 18 940,4 20 921,9 22 819,5 25 595,2 188,7

Отношение государственного долга к ВВП, % 12,4 17,6 15,4 14,7 14,9 Х

Увеличение государственного долга влечет за собой и увеличение расходов на его обслуживание. Данные расходы финансируются из бюджетов публично-правовых образований. Согласно бюджетной классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ эти расходы выделены в отдельный раздел расходов - «Обслуживание государственного и муниципального долга». Необходимо внимательно следить за указанными расходами, так как их увеличение может сказаться на сокращении других важных расходов, касающихся реализации социальной и экономической политики.

Счетная палата РФ [5] оценила прогноз объема государственного долга РФ до 2027 г. и расходов на его обслуживание для контроля уровня долговой устойчивости государства. Этот прогноз позволяет правительству и другим заинтересованным сторонам понять, какая будет динамика государственного долга, какие факторы на это повлияют, и какие меры могут быть предприняты для обеспечения устойчивости финансовой системы. Анализ прогноза позволяет выявить потенциальные угрозы и риски, связанные с уровнем долга и его обслуживанием, и предложить рекомендации по оптимизации финансовой политики государства. Такие прогнозы помогают принимать обоснованные решения в области финансов и экономики для обеспечения стабильного развития страны.

Темпы прироста расходов на обслуживание государственного долга в 2022-2026 гг. представлены на рисунке 2.

Уровень государственного внешнего долга также влияет на финансовую устойчивость и на экономическую политику страны, отражает степень финансовой независимости. Умеренный уровень долга может быть здоровым для экономики и способствует ее росту, но слишком высокий может создать проблемы с погашением обязательств и увеличить риски для экономики государства. Как было отмечено выше, Россия входит в число стран с наиболее низкой долговой нагрузкой. Российская Федерация в состоянии стабильно обслуживать свои долговые обязательства даже с учетом санкционной заморозки половины международных резервов.

3 500,00 3 316,10 60

2022 г. гогзг. 202*1 г. 2025 г. 2016 Г. Обслуживание государственногодолга, млрд. руо. -Темпы прирост расходов ил обслуживание, %

Рисунок 2 - Темпы прироста расходов на обслуживание государственного долга РФ

Рассмотрим объем и динамику государственного внешнего долга РФ в иностранной валюте с 2019 по 2023 гг. в экв. млн долл. США в таблице 2.

Таблица 2- Объем государственного внешнего долга РФ, на конец года, млн долл. США

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Отклонение 2023 г. от 2019 г., в %

Государственный внешний долг РФ - всего, в т. ч. 54 848,3 56 702,9 59 702 57 416,8 53 322,9 97, 2

государственные гарантии РФ в иностранной валюте 13 252,8 17 596,6 18 839,7 19 646,5 18 741,9 141,4

Государственный внешний долг Российской Федерации сократился на 2,8 % в 2023 г. по сравнению с показателем пятилетней давности. Такая ситуация сложилась из-за снижения обязательств по привлеченным кредитам и ценным бумагам. Также ввод санкционных ограничений против страны привел к наращиванию внутреннего долга страны и погашению внешнего, так как в случае невозможности своевременного погашения долга или выполнения обязательств перед кредиторами, страна может потерять часть своего суверенитета и стать зависимой от условий, навязываемых международными финансовыми институтами. Еще одна причина опасности внешнего долга - это риск девальвации национальной валюты, то есть обесценивание рубля, потому что это может негативно сказаться на покупательной способности граждан и стоимости импорта.

Государственные гарантии РФ в иностранной валюте наоборот выросли на 41,4 % за исследуемый период. Государство может выдавать их для поддержки экспортных операций российских компаний или финансирования крупных проектов в качестве части стратегии диверсификации рисков.

Рассмотрим структуру и объем государственного внешнего долга Российской Федерации, планируемый на ближайшие три года, в разрезе видов долговых обязательств в таблице 3.

Таблица 3 - Структура и планируемый объем государственного внешнего долга РФ

Показатель Валюта 1 января 2025 г. (прогноз) 1 января 2026 г. (прогноз) 1 января 2027 г. (прогноз)

сумма структура, % сумма структура, % сумма структура, %

Государственный внешний долг РФ, всего млн. долл. США 63 958,5 100,0 63 096,2 100,0 61 171,0 100,0

млн. руб. 5 864 997,0 5 716 524,0 5 731 724,9

в том числе

- государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ОВОЗ) млн. долл. США 34 758,1 54,3 33 782,7 53,5 31 714,9 51,8

млн. руб. 3 187 315,9 3 060 717,0 2 971 687,8

- долг по кредитам правительств иностранных государств млн. долл. США 69,7 0,1 0 0 0 0

млн. руб. 6 394,6 0 0

- займы международных финансовых организаций млн. долл. США 1 553,6 2,4 1 686,4 2,7 1 779,0 2,9

млн. руб. 142 464,4 152 787,6 166 694,8

- прочая задолженность млн. долл. США 22,0 0,03 22,0 0,03 22,0 0,04

млн. руб. 2 018,0 1 996,0 2 058,0

- государственные гарантии РФ в иностранной валюте млн. долл. США 27 555,1 43,1 27 605,1 43,8 27 655,1 45,2

млн. руб. 2 526 804,1 2 501 023,4 2 591 284,3

Из анализа таблицы 3 видно, что к началу 2027 г. по сравнению с ожидаемыми показателями на начало 2025 г. планируется сокращение государственного внешнего долга Российской Федерации на 4,3 % в долларовом эквиваленте и на 2,3 % в рублевом эквиваленте из-за выплаты долга по еврооблигациям.

Структура долга в этот период останется примерно такой же. Наибольший вес имеют государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (54,3 % в начале периода) и государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте (43,1 % на 01.01.2025 г.). Доля обязательств по государственным ценным бумагам сократится за исследуемый период на 2,5 п.п, а доля обязательств по государственным гарантиям увеличится на 2,1 п.п к 2027 г.

Рассмотрим объем и структуру предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2024 год на плановый период 2025 и 2026 годов» расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2024-2026 гг. по видам долговых обязательств в таблице 4.

Таблица 4 - Планиру емый объем и структура расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ

Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ по видам долговых обязательств тыс. долл. США тыс. руб. Доля в общем объеме расходов на обслуживание внешнего долга, %

2024 год (проект)

Всего 1 896 568,2 170 880 792,2 100,0

Государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (облигации внешних облигационных займов РФ) 1 797 680,3 161 970 994,3 94,8

Займы международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств: 98 887,9 8 909 797,9 5,2

в том числе:

- займы МФО 79 703,6 7 181 291,9 4,2

- кредиты правительств 19 184,3 1 728 506,0 1,0

2025 год (проект)

Всего 1 923 768,6 175 255 318,2 100,0

Государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (облигации внешних облигационных займов РФ) 1 847 261,4 168 285 511,6 96,0

Займы международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств 76 507,2 6 969 806,6 4,0

в том числе:

- займы МФО 73 724,6 6 716 308,5 3,8

- кредиты правительств 2 782,6 253 498,1 0,1

2026 год (проект)

Всего 1 833 018,2 169 187 579,0 100,0

Государственные ценные бумаги РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (облигации внешних облигационных займов РФ) 1 765 543,2 162 959 633,0 96,3

Займы международных финансовых организаций и кредиты правительств иностранных государств 67 475,0 6 227 945,9 3,7

в том числе:

- займы МФО 67 475,0 6 227 945,9 3,7

- кредиты правительств - - -

Из анализа представленных в таблице 4 данных следует, что запланированные объемы расходов на обслуживание государственного внешнего долга определяются в основном условиями выпуска размещенных облигаций внешних заимствований РФ, прогнозируемыми процентными ставками по еврооблигациям, а также среднегодовыми прогнозными курсами доллара США и евро к рублю (при расчете рублевого эквивалента ассигнований).

Проблема увеличения долга признана Международным валютным фондом (МВФ) одной из трех основных актуальных проблем мировой экономики и мировых финансов.

Согласно методологии МВФ, внешний долг представляет собой обязательства различных типов резидентов определенной страны перед нерезидентами. Такие обязательства могут быть выражены как в национальной, так и в иностранных валютах. Следует сказать, что Банк России придерживается подобной методологии. Министерство финансов РФ, руководствуясь БК РФ, рассматривает обязательства, выраженные в иностранной валюте, как внешний долг, независимо от того, кто является держателем долга.

Рассмотрим объем совокупного внешнего долга РФ, который представлен на официальном сайте Банка России, в таблице 5 [6]. Отметим, что в примечании к информации о совокупном внешнем долге РФ сказано: «Сведения о состоянии внешнего долга разработаны в соответствии с методологией, изложенной в шестом издании «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ 6) МВФ (пресс-релиз Банка России от 27.06.12)», и в совокупный внешний долг «включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте».

Таблица 5 - Структура и динамика внешнего долга РФ, млн долл. США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 1 января 2022 г. 1 января 2023 г. 1 января 2024 г.

Всего 488 415 385 081 316 847

Органы государственного управления 63 353 46 104 32 710

Федеральные органы управления 63 268 46 087 32 703

Новый российский долг 62 967 45 855 32 469

- кредиты 1 501 1 412 1 115

- ценные бумаги в иностранной валюте 19 959 16 307 14 808

- ценные бумаги в российских рублях 41 483 28 119 16 537

- прочая задолженность 24 17 10

Долг бывшего СССР 301 231 233

Субъекты Российской Федерации 84 17 7

- ценные бумаги в российских рублях 84 17 7

Центральный банк и банки 114 683 94 181 94 746

Прочие секторы 310 379 244 796 189 392

Оценивая данные таблицы 5, можно сделать вывод, что динамика совокупного внешнего долга РФ с 2022 г. по 2024 г. нисходящая, объем долга к концу исследуемого периода снизился по сравнению с его началом на 35 %. Такое сокращение произошло за счет снижения объемов внешнего долга как государственного, так и корпоративного. В структуре общего внешнего долга РФ государственный долг занимает наименьший удельный вес - 10,3 % на 01.01.2024, 12 % на 01.01.2023, 13 % на 01.01.2022 г., т. е. за последние три года доля государственного долга снизилась почти на 3 п.п. В 2024 г. совокупный внешний долг РФ продолжает снижаться. Так, по оценке Банка России, внешний долг РФ по состоянию на 1 апреля 2024 г. составил 304,0 млрд. долл. США, снизившись с 01.01.2024 на 12,8 млрд. долл. США, или на 4,1 %. Динамика показателя определялась в основном сокращением обязательств прочих секторов по привлеченным кредитам, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования [6].

Согласно данным World Bank DataBank основными должниками мира являются в основном развитые страны, которые также являются лидерами по объему ВВП. Среди стран с высоким внешним долгом также присутствуют Нидерланды, Люксембург и Ирландия, которые, хотя и не являются лидерами по ВВП, предоставляют очень выгодные условия для бизнеса. Эти условия активно используются иностранцами и иностранными компаниями для привлечения капитала на международных финансовых рынках. Можно сказать, что почти весь внешний долг этих стран состоит из корпоративного долга, большая часть которого принадлежит иностранным инвесторам (нерезидентам), которые зарегистрировали компании, предприятия и банки в Нидерландах, Люксембурге и Ирландии. Мировой внешний долг распределен между странами достаточно неравномерно. На долю 10 стран-лидеров по объему внешнего совокупного долга приходится свыше 71 % мировой внешней задолженности, а на долю 5 стран, имеющих наибольший внешний долг - более 54 %. Также необходимо заметить, что около 88 % приходится всего на 20 стран мира [1].

На одни из самых населенных стран мира (Индия, Китай, Индонезия, Бразилия, Россия), совокупная численность населения которых превышает 40 % населения планеты, приходится лишь около 5 % глобального внешнего долга. В то время как на совокупную долю США, Великобритании и стран европейского союза приходится свыше 45 % мирового внешнего долга, а их население составляет всего около 9 % населения мира.

Такое неравновесие в структуре глобального внешнего долга способствует возникновению неустойчивости в мировой финансовой системе [1].

Российская Федерация и российские компании ритмично погашают внешний долг, опережая график. И в целом экономика обладает достаточным запасом прочности для будущего роста заимствований в объеме, положительно сказывающемся на государственном национальном хозяйстве.

Источники:

1. Балюк И.А. Внешний долг как фактор нестабильности мировой финансовой системы / Балюк И.А., Балюк М.А. // Финансы. -2023. - № 4.-С.57-64.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N° 145-ФЗ; ред. от 26.02.2024 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Загл. с экрана.

3. Государственный долг как инструмент покрытия дефицита бюджета / И. М. Блохина, Е. С. Конарева, Д. Г. Кочеян [и др.] // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 12, № 3. - С. 4-8.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru.

5. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru.

6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru.

EDN: WLCCLY

И.М. Блохина - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

I.M. Blokhina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.А. Романишин - обучающийся учетно -финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

AA Romanishin - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

A.А. Хахалев - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

AA Khakhalev - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

B.Ю. Григорьев - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

V.Yu. Grigoriev - student ofthe Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ RETROSPECTIVE ANALYSIS AND FEATURES OF THE FORMATION AND USE OF THE BUDGET OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В настоящее время решение многих социально-экономических задач в Российской Федерации возложено на региональные органы власти. Как следствие, роль региональных бюджетов страны в повышении качества жизни и благосостояния граждан огромна. Особенность регионального бюджета состоит в том, что в структуре доходов бюджета важное место занимают безвозмездные поступления и отчисления от федеральных налогов. Региональный бюджет также предоставляет финансовую помощь местным бюджетам, что необходимо для рационального распределения финансовых ресурсов внутри страны. В статье представлен анализ и особенности формирования бюджета Краснодарского края. Определена роль доходов, а также динамика расходов, разработаны мероприятия по совершенствованию управления расходами регионального бюджета.

Absrtract. Currently, the solution of many socio-economic problems in the Russian Federation is entrusted to regional authorities. As a result, the role of the country's regional budgets in improving the quality of life and well-being of citizens is enormous. The peculiarity of the regional budget is that gratuitous receipts and deductions from federal taxes occupy an important place in the structure of budget revenues. The regional budget also provides financial assistance to local budgets, which is necessary for the rational allocation of financial resources within the country. The article presents an analysis and features of the formation of the budget of the Krasnodar Territory. The role of revenues has been determined, as well as the dynamics of expenditures, and measures have been developed to improve the management of regional budget expenditures.

Ключевые слова: бюджет, доходы, расходы, регион, дефицит, профицит, сбалансированность.

Keywords: budget, income, expenses, region, deficit, surplus, balance.

Краснодарский край - один из ведущих регионов Южного федерального округа (ЮФО) и Российской Федерации в целом. В виду удачного географического расположения, климатических условий, регион является привлекательным для проживания, туризма и ведения предпринимательской деятельности. Кубань - важный сельскохозяйственный центр, обеспечивающий продовольственную безопасность страны. Будучи крупным транспортным узлом, край отличается развитой инфраструктурой, которая эффективно обеспечивает как межрегиональную, так и внешнеторговую деятельность.

Сравним показатели валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края и других регионов ЮФО (в текущих ценах, по данным Росстата) в динамике (таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1 - ВРП регионов ЮФО, в текущих ценах, млн руб. (данные Росстата) [7]

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста, 2022 г. к 2019 г., %

Южный федеральный округ 6 611 731,6 6 783 875,1 8 131 122,2 9 815 610,9 148,5

Республика Адыгея 131 125,8 142 913,5 171 386,1 197 082,0 150,3

Республика Калмыкия 88 986,9 94 025,9 102 377,2 118 961,6 133,7

Республика Крым 475 525,3 517 147,3 614 282,9 655 921,3 137,9

Краснодарский край 2 577 131,1 2 667 228,2 3 280 988,8 4 304 028,3 167,0

Астраханская область 601 811,2 527 290,2 663 770,6 765 239,3 127,2

Волгоградская область 963 214,4 977 707,7 1 067 376,2 1 218 846,2 126,5

Ростовская область 1 636 017,5 1 714 576,7 2 042 953,9 2 325 839,3 142,2

г. Севастополь 137 919,4 142 985,6 187 986,5 229 692,9 166,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.