ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 331.1
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© В. В. БОНДАРЕНКО*, М. А. ТАНИНА**
*Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Филиал в г. Пенза), кафедра экономика труда и управления персоналом e-mail: [email protected] **Московская открытая социальная академия (Пензенский филиал), кафедра экономики и менеджмента e-mail: [email protected]
Бондаренко В. В., Танина М. А. - Управление формированием интеллектуального потенциала в системе дополнительного профессионального образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 212-217. -
В процессе научного исследования разработана авторская методика оценки интеллектуального потенциала организаций дополнительного профессионального образования Пензенского региона, определены уровни его развития. Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, дополнительное профессиональное образование, образовательный потенциал, информационный потенциал.
Bondarenko V. V., Tanina M. A. - Management of forming intellectual potential of the system of additional professional education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 212-217. - In the course of research authors have developed methodology to assess the intellectual potential of additional professional education of the Penza region, identified the levels of it’s development.
Keywords: intellectual potential, additional professional education, educational potential, information potential.
Стратегия социально-экономического развития России до2020 года определяет альтернативой энерго-сырьевомусценариюинновационноеразвитиестраны, опирающееся на интеллектуальный потенциал. Развитие национальной системы образования становится ключевым элементом в процессе формирования и наращивания данного потенциала. Как следствие, орга-низацииразличныхотраслейнародно-хозяйственного комплекса предъявляют качественно новые профессиональные требования к специалистам и служащим.
В условиях формирования инновационной экономики, в связи с быстрым развитием техники, технологий, появлением новых знаний работникам организаций и предприятий необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию и проходить профессиональную переподготовку. При этом сфера дополнительного профессионального образования (ДПО) направлена на обеспечение процессов обновления знаний и повышения интеллектуального потен-циалаработников,прошедшихпрофессиональноеобу-чение. В этой связи управление формированием интеллектуального потенциала особенно актуально для организаций, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования, так как от эффективности управления данной сферой зависит качество предоставляемых образовательных услуг, лежащих в
основе инновационного развития экономики регионов и народно-хозяйственного комплекса в целом [4; 7].
Управление интеллектуальным потенциалом организаций является одной из ключевых задач государственной политики. Так, в Российской Федерации действует законодательная база, регулирующая деятельность организаций в области управления интеллектуальным потенциалом и интеллектуальной собственностью: «О высшем и послевузовском про-фессиональномобразовании»,«Одополнительномоб-разовании»,УказПрезидентаРоссийскойФедерации «Оподготовкеуправленческихкадровдляорганизаций народного хозяйства Российской Федерации» [1-3].
Сфера дополнительного профессионального образования играет важнейшую роль в переходе экономики страны на инновационный путь развития и поддержании высоких темпов экономического роста, т. к. именно она обеспечиваетнепрерывностьпроцесса обновления знаний работников, имеющих профессиональное образование.
В качестве организаций, действующих в сфере дополнительного профессионального образования, выступают отделы ДПО вузов, ссузов, а также консалтинговые, кадровые и тренинговые компании. На рис. 1 представленысубъектысферыдополнительного профессионального образования.
Общество
(государство)
I
Работодатели
(собственники
бизнеса)
Наемные
работники
Ж
Сфера дополнительного профессионального образования
Подразделения
дополнительного
профессионального
ВУЗов
I
Подразделения
дополнительного
профессионального
образования
ССУЗов
Учебно-консультационные и кадровые нентры. некоммерческие орган из ап ии
Рис. 1. Субъекты сферы дополнительного профессионального образования
Потребителями услуг сферы дополнительного профессиональногообразованияявляются:общество, заинтересованное в непрерывном обучении своих граждан и постоянном повышении их интеллектуального потенциала; работодатели, желающие нанимать квалифицированных работников, выполняющих свои функции более эффективно; наемные работники, обучающиеся за свой счет, либо за счет работодателя или государства.
Авторами было проведено научное исследование в области формирования и управления интеллектуальным потенциалом и систем обучения в организациях сферы дополнительного профессионального образования Пензенского региона. Исследование было выполнено на примере отделов вузов, ссузов и учебноконсультационных центров, занимающихся дополнительным профессиональным образованием.
Объектом исследования в работе являлись ор-ганизациидополнительногопрофессиональногообра-
зования Пензенского региона, предметом - процессы формирования и управления интеллектуальным потенциалом.
Для исследования процесса формирования интеллектуального потенциалав организациях сферы дополнительного профессионального образования авто-рамибылпроведенанкетныйопрос,анализдокументов, отражающих результаты социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, проанализированы материалы статистической информации. Обработка полученной информации выполнена с использованием текстовых и графических редакторов (MS Word, MS Excel).
Как показали результаты исследования, на эффективное формирование и развитие интеллектуального потенциала отдельных регионов и страны в целом существенное значение оказывает структура и динамика сферы дополнительного профессионального образования (рис. 2).
Рис. 2. Структура и динамика численности организаций, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования [8]
Динамика численности организаций дополнительного профессионального образования в Пензенской области в целом совпадает с динамикой по России. При этом в 2007 г. число организаций достигло максимального значения, а затем, с 2008 - 2009 гг. в связи с наступлением экономического кризиса и снижением уровня доходов предприятий и наемных работников, произошло снижение данного показателя.
Основываясь на анализе концептуальных подходов отечественных и зарубежных специалистов к определению термина «интеллектуальный потенциал», нами обоснована необходимость уточнения данного понятия. Под «интеллектуальным потенциалом» организации понимается совокупность явных и скрытыхресурсных компонентов - интеллектуальных способностей, знаний, умений, ценностей, навыковсо-трудников, взаимодействующих с другими ресурсами организации с целью создания условий для достижения поставленных стратегических целей. Данная трактовка позволит, на наш взгляд, выделить базовые компоненты интеллектуального потенциала и анализировать их с целью определения его уровня.
Для оценки интеллектуального потенциала организаций и предприятий применяют комплекс методик:
- метод рыночной капитализации, при котором интеллектуальный потенциал равен разнице между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее материальных активов;
- расчет коэффициента Тобина, равного отношению рыночной стоимости фирмы к стоимости замены ее активов.
также используют различные системы показателей для производственных предприятий: навигатор Скандиа, сбалансированная система показателей Нортона и Кэплэна, методика консалтинговой фирмы Ernst & Young «Measures that Matter» и др.
Поскольку не все показатели оценки интеллек-туальногопотенциалаорганизацийсферпроизводства и обращения можно применить к образовательным организациям, авторами предложен комплексный показатель, исчисляемыйна базе пяти компонентов, характеризующийся по трем уровням: высокий (0,4 - 0,5), средний (0,3 - 0,39) и низкий (менее 0,3) и рассчитываемый по формуле:
Кип = (Кобраз. п + Кинф. п + Кинновац. п + Корг. п + +Ксоц. п) / 5, где Кип - средневзвешенный показатель уровня развития интеллектуального потенциала организации сфе-рыдополнительногопрофессиональногообразования, Кобраз. п - средневзвешенныйпоказатель уровняраз-вития образовательного потенциала,
Кинф. п - средневзвешенный показатель уровня развития информационного потенциала,
Кинновац. п - средневзвешенный показатель уровня развития инновационного потенциала,
Корг. п - средневзвешенный показатель уровня развития организационного потенциала, Ксоц.п-средневзвешенныйпоказательуровняразви-тия социального потенциала.
Кобраз. п = (Ко + Кс) /2,
где Ко - уровень образования,
Кс - стаж работы в сфере образования.
Кинф. п = (Кк + Кпп) / 2,
где Кк - кол-во сотрудников, приходящихся на один компьютер (обеспеченность сотрудников компьютерной техникой),
Кпп - кол-во программных продуктов, которыми сотрудники умеют пользоваться и используют в процессе работы и учебной деятельности.
Кинновац. п = (Куп + Кнуп + Кспу) / 3, где Куп - количество учебных программ (курсов), по которым ведется обучение,
Кнуп - количество новых учебных программ(курсов), освоенных в последние 3 года,
Кспу - кол-во используемых средств продвижения услуг (нновации в продвижении услуг).
Корг. п =(Кпа + Кпо) / 2,
где Кпа - периодичность аттестации или проверки компетентности и уровня знаний сотрудников,
Кпо - периодичность обучения и повышения квалификации сотрудников.
Ксоц. п = (Кв + Ктк) / 2, где Кв - возраст сотрудников,
Ктк - уровень текучести кадров за год.
Для научной интерпретации полученных результатов авторами разработаны весовые коэффициенты, присваиваемые тому или иному показателю интеллектуального потенциала организации в зависимости от его значения. Например, уровень образования оценивался по пяти критериям, каждому из которых присваивался весовой коэффициент в зависимости от значимости и степени влияния на процесс формирования интеллектуального потенциала организаций сферы дополнительного профессионального образования (табл. 1).
Из результатов анализа табл. 1 следует, что в от-делахдополнительногопрофессиональногообразова-ния вузов итоговый уровень образования - самый высокий из совокупности рассматриваемыхорганизаций и составляет 0,48 (высокий уровень), в отделах дополнительного профессионального образования ссузов -0,35, что относится к среднему уровню, а в учебноконсультационных и кадровых центрах - 0,28 (низкий уровень).
Подобным образом проводилась оценка средневзвешенных показателей уровней развития составных потенциалов, входящих в состав интеллектуального потенциала организаций, оказывающих услуги дополнительного профессиональногообразования( табл .2).
Таким образом, наименьшее значение имеют средневзвешенные показатели инновационного и организационного развития, что негативно сказывается на уровне средневзвешенного показателя уровня развития интеллектуального потенциала в целом (рис. 3).
Таблица 1
Показатели уровня образования сотрудников организаций и отделов, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования
№ Уровень образования весовые коэффи- циенты Отделы дополнительного профессионального образования вузов Отделы дополнительного профессионального образования ссузов У чебно-консультационные и кадровые центры
Кол-во человек Доля Удельный вес Кол-во человек Доля Удельный вес Кол-во человек Доля Удельный вес
1 Ученая степень доктора, кандидата наук 0,5 19 0,83 0,41 3 0,20 0,10 1 0,05 0,03
2 Свыше одного высшего образования 0,4 3 0,13 0,05 2 0,13 0,05 3 0,15 0,06
3 Высшее образование 0,3 1 0,04 0,01 9 0,60 0,18 10 0,50 0,15
4 Неполное высшее 0,2 0 0 0 1 0,07 0,01 3 0,15 0,03
5 Средне- специальное 0,1 0 0 0 0 0,00 3 0,15 0,02
6 Итого - 23 1 - 15 1 - 20 1 -
7 Итоговый уровень образования - - - 0,48 - - 0,35 - - 0,28
Таблица 2
Средневзвешенные показатели уровня развития элементов интеллектуального потенциала
№ Показатели отделы дополнительного профессионального образования вузов отделы дополнительного профессионального образования ссузов Учебноконсультационные и кадровые центры
1 Средневзвешенный показатель уровня развития образовательного потенциала (Кобраз. П) 0,43 0,35 0,26
2 Средневзвешенный показатель уровня развитияинформационногопотенциала (Кинф. п) 0,45 0,38 0,41
3 Средневзвешенный показатель уровня развития инновационного потенциала (Кинновац. П) 0,32 0,13 0,28
4 Средневзвешенный показатель уровня развитияорганизационногопотенциала (Корг. п) 0,31 0,2 0,35
5 Средневзвешенный показатель уровня развития социального потенциала (Ксоц. п) 0,42 0,38 0,26
Значениясредневзвешенногопоказателяуровня развития интеллектуального потенциала организаций дополнительного профессионального образования не превышают среднего уровня (0,3 - 0,39), а у отделов дополнительного профессионального образования ссузов находятся на низком уровне. Показатели свидетельствуют о недостаточно эффективном процессе управления формированием интеллектуального потенциала, что приводит к снижению качества предо-
ставляемых образовательных услуг и эффективности работы образовательных организаций в целом.
Для эффективного управления формированием интеллектуального потенциала организаций сферы дополнительного профессионального образования и повышения его уровня в научном исследовании использован системныйподход,позволяющийразработатьмодельин-теллектуального потенциала организаций сферы дополнительного профессионального образования (табл. 3).
Таблица 3
Модель интеллектуального потенциала организаций сферы дополнительного профессионального образования
1. Образовательный потенциал персонала 2. Информационный потенциал 3. Инновационный потенциал 4. Организационный потенциал 5. Социальный потенциал
1.1.Уровень образования, квалификация 2.1.Авторские образовательные программы обучения 3.1.Инновации в сфере обучения (методики обучения, средства передачи информации в процессе обучения, оптимальная организация учебного процесса) 4.1.Рациональная организационная структура 5.1.Эффективные формы и методы мотивирующих воздействий на обучение персонала
1.2.Профессиональ-ные навыки 2.2.Наличие специального программного обеспечения 3.2.3ащищенность инноваций от копирования конкурентами 4.2.Планирование карьеры сотрудников на основе результатов обучения и повышения квалификации 5.2.Партиси-пативный стиль управления и лояльность сотрудников организации
1.3.Профессиональ-ные умения 2.3.Наличие специализированных технических средств, обеспечивающих работу программного обеспечения и учебного процесса 3.3.Творческий потенциал (уровень креативности, инициативность) 4.3. Планирование и оценка эффективности обучения и повышения квалификации 5.3.Морально-психологический климат в коллективе, способствующий формированию и развитию интеллектуального потенциала
1.4.Специальныезна-ния, приобретенные в процессе обучения и конкретной трудовой деятельности 2.4. Непрерывная актуализация данных о потребностях в дополнительном профессиональном образовании 3.4.Инновационные технологии в продвижении образовательных услуг 4.4.Периодический анализ уровня знаний сотрудников
[■.1
0,38
0.29
0,31
Отделы Отделы
дополнительного ЛОПОЛНИТеЛЬЕОГО
лрофессЕонального профессионального
образования вузов образования ссузов
Учебзо-консулыапнонные и кадровые пенгры:
Рис. 3. Значение средневзвешенного показателя уровня развития интеллектуального потенциала организаций дополнительного профессионального образования Пензенского региона
Т аким образом, в результате проведенного авторами научного исследования выполнен анализ интеллектуального потенциала организаций дополнитель-ногопрофессиональногообразованиянепримереПен-зенского региона, позволивший сделать вывод о том, что уровень интеллектуального потенциала находится на среднем (0,3 - 0,39) и низком (менее 0,3) уровнях, что свидетельствует об актуальности и необходимости совершенствования процесса формирования интеллектуального потенциала, внедрения инновационных подходов и технологий в процессы обучения.
Повышениеуровняразвитияинтеллектуального потенциала в организациях дополнительного профессионального образования будет способствовать улучшению качества предоставляемых образовательных услуг, при этом использование предложенной модели интеллектуального потенциала позволит организациям дополнительного профессионального образования постоянно анализировать и повышать уровни составных потенциалов, что в целом будет способствовать развитию и повышению эффективности работы сферы образования на региональном уровне.
Интеллектуальный потенциал организаций сферы дополнительного профессионального образования структурносостоитиз:образовательного,информаци-онного, инновационного, организационного и социального, наиболее полно отражающих его структуру и сущность и позволяющих проводить оценку с целью повышения качества образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями).
2. Федеральный закон РФ от 16 июля 2001 г. «О дополнительном образовании» (с изменениями).
3. Указ Президента Российской Федерации 23.07.97 № 774 «О подготовке управленческих кадров для орга-низацийнародногохозяйстваРоссийскойФедерации».
4. Дресвянников В.А. Предпосылки и методология построения системы управления знаниями организации // Управление общественными и экономическими системами [Электронный ресурс]: ОрелГТУ. 2006. № 2. № Гос. рег. Эл № 77-6906. Режим доступа: http://www.bali.ostu.ru/umc/zj2006_2.php.
5. Кудина М.В. Управление интеллектуальным потенциалом компании как элемент корпоративного управ-
ления // Государственное управление. Электронный вестник. 2010. № 22. http://e-journal.spa.msu.ru/ 22_2010Kudina.html.
6. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер». 2007. 103 с.
7. Мартынов А.Ф. Концепция управления интеллектуальным потенциалом экономических систем // Инновации и инвестиции. 2008. № 2. С. 18-23.
8. ДанныеФедеральнойслужбыгосударственнойстати-стики РФ // www.gks.ru.