Научная статья на тему 'Порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, но не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией'

Порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, но не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / УЧЕТ / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TRAINING / RECORDING / ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байрамов Вадим Мурадович, Байрамов Сергей Вадимович

В настоящее время слабо изучена проблема расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией. Это негативно сказывается на определении путей развития физической культуры в Российской Федерации. Авторы предлагают наделить Министерство спорта Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка расследования и учета таких несчастных случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Байрамов Вадим Мурадович, Байрамов Сергей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Order of investigation and accounting of the accidents which happened to the persons having sports training, but not consisting in the labour relations with the sports and sports organization

The issue of accidents that occur to people who have sports training and who aren’t in an employment relationship with physical education and sports institutions is not very well explored. It influences negatively on defining development ways of physical education in Russian Federation. The authors make suggestion to give Ministry of Sports the authority to establish investigation procedure and recording accidents to people having sports training and not having an employment relationship with physical education and sports institutions that doesn’t accomplish sports training.

Текст научной работы на тему «Порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, но не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией»

ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОИСШЕДШИХ С ЛИЦАМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ, НО НЕ СОСТОЯЩИМИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ С ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В.М. БАЙРАМОВ, С.В. БАЙРАМОВ,

РГУФКСМиТ

Аннотация

В настоящее время слабо изучена проблема расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией. Это негативно сказывается на определении путей развития физической культуры в Российской Федерации. Авторы предлагают наделить Министерство спорта Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка расследования и учета таких несчастных случаев.

Ключевые слова: расследование, учет, несчастный случай, спортивная подготовка.

Abstract

The issue of accidents that occur to people who have sports training and who aren't in an employment relationship with physical education and sports institutions is not very well explored. It influences negatively on defining development ways of physical education in Russian Federation. The authors make suggestion to give Ministry of Sports the authority to establish investigation procedure and recording accidents to people having sports training and not having an employment relationship with physical education and sports institutions that doesn't accomplish sports training.

Key words: investigation, recording, accidents, sports training.

Введение

Специфика спортивных травм и несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, такова, что в настоящее время они практически не подлежат учету и расследованию.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает определения понятия «несчастный случай», однако термин «несчастный случай» использует достаточно широко (например, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации») и не содержит определения данной дефиниции. Законодатель, используя данный термин и не раскрывая его понятия, использует его в качестве аксиомы, как общеизвестное понятие, не требующее дополнительного разъяснения, толкования.

Понятие «несчастного случая на производстве» установлено Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [1]. Возмещение вреда жизни и здоровью осуществляется в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

Вред жизни и здоровью в рассматриваемом случае возникает вследствие травм, полученных в ходе прохождения спортивной подготовки.

Отсутствие учета несчастных случаев с указанной категорией спортсменов в настоящее время не позволяет проанализировать степень травмоопасности тех или

иных видов спорта в целях принятия мер повышения безопасности используемого спортивного инвентаря и оборудования.

Кроме того, наличие значительного количества несчастных случаев в физкультурно-спортивной организации свидетельствует о неудовлетворительной работе их руководства, что, в свою очередь, должно в обязательном порядке повлечь принятие соответствующих дисциплинарных мер со стороны учредителя физкультурно-спортивной организации.

Необходимо также отметить, что профилактика травматизма заключается в том числе в создании эффективного правового механизма учета и расследования несчастных случаев, позволяющего зафиксировать причины и условия происшедших несчастных случаев с целью принятия исчерпывающих мер по их недопущению в дальнейшем.

Результаты исследования

В настоящее время вопросы расследования и учета несчастных случаев, происшедших со спортсменами, урегулированы следующим образом.

На спортсменов, заключивших трудовые договоры с работодателем, распространяются положения статей 228-231 Трудового кодекса Российской Федерации [3], а также Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 [4], устанавливающие обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления

и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников.

По данным Минобрнауки России, количество пострадавших в результате несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время образовательного процесса, в 2014 г. - 24 721 человек, из них во время занятий по физической культуре 6831, во время соревнований и тренировок - 1164.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) [5] установлены полномочия Министерства образования и науки Российской Федерации (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации) по утверждению порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В настоящее время указанный нормативно-правовой акт разработан и проходит правовую экспертизу. Срок, установленный для государственной регистрации в Минюсте России, - 2-й квартал 2015 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 июля 2012 г., за исключением отдельных положений, в систему физической культуры и спорта введен институт спортивной подготовки, пункт 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 329-Ф3) [6].

Согласно части 1 статьи 34.1 Федерального закона № 329-ФЗ спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации.

К ним отнесены следующие организации, осуществляющие спортивную подготовку: физкультурно-спор-тивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги.

Таким образом, к лицам, проходящим спортивную подготовку, относятся занимающиеся по программам спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях, не являющихся образовательными организациями, а также занимающиеся по программам спортивной подготовки в образовательных организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, не являющиеся обучающимися, под которыми в соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ понимается физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Кроме того, у лиц, проходящих спортивную подготовку, отсутствуют трудовые правоотношения с физ-культурно-спортивной организацией, осуществляющей спортивную подготовку.

В этой связи положения трудового законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об образовании в части учета и расследования несчастных случаев не распространяются на указанные организации и, соответственно, категорию лиц.

Таким образом, Федеральный закон от 06.04.2015 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ) направлен на спортсменов, занимающихся в центрах спортивной подготовки, спортивных клубах, иных физкультурно-спортивных организациях, не являющихся образовательными организациями, а также спортсменов, проходящих спортивную подготовку в детских юношеских спортивных школах, специализированных спортивных школах, профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и не являющихся обучающимися.

В настоящее время количество организаций, осуществляющих спортивную подготовку, составляет 5000, а число занимающихся - 3 млн 200 тыс. человек.

В целях защиты прав указанной категории лиц Федеральный закон № 78-ФЗ [7] предлагается наделить Минспорт России полномочиями по утверждению порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, не состоящих в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки.

Проект указанного нормативного правового акта разработан и предусматривает следующий порядок расследования:

1. Тренер, иное должностное лицо организации, очевидец немедленно информирует о происшедшем несчастном случае со спортсменом руководителя организации, осуществляющей спортивную подготовку.

2. Руководитель организации, осуществляющей спортивную подготовку, при несчастных случаях со спортсменами обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, вызвать скорую помощь, обеспечить доставку его в медицинскую организацию;

- принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

- немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;

- проинформировать о несчастном случае в зависимости от ведомственной принадлежности данной организации учредителя, Министерство спорта Российской Федерации, а также родителей (законных представителей) пострадавшего. При групповом несчастном случае, несчастном случае, в результате которого спортсмен получил тяжелые повреждения здоровья (или несчастном случае со смертельным исходом) руководитель организации, осуществляющей спортивную подготовку, обязан незамедлительно направить сообщение в органы полиции и в прокуратуру;

- образовать Комиссию по расследованию несчастного случая (в которую входят представители организации, в том числе лица, ответственные за охрану труда, представители родительского комитета, тренерского совета, сотрудники правоохранительных органов при наличии тяжкого и особо тяжкого вреда здоровью, в случае смерти потерпевшего).

3. Комиссия организации, осуществляющей спортивную подготовку, при расследовании легкого несчастного случая обязана:

- получить объяснение от пострадавшего (по возможности), непосредственного руководителя занятия (мероприятия), на котором произошел несчастный случай, очевидцев несчастного случая, должностных лиц организации, осуществляющей спортивную подготовку, а также, при необходимости, объяснения от других лиц;

- запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее - медицинское заключение) или заключение о причине смерти;

- составить протокол осмотра места несчастного случая по рекомендованному образцу;

- изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательного процесса или проводимого мероприятия;

- изучить инструкции, положения, приказы и другие акты, устанавливающие меры, обеспечивающие безопасные условия проведения спортивной подготовки и ответственных за это лиц;

- затребовать письменное объяснение лица, на которое было непосредственно возложено обеспечение соблюдения безопасных условий проведения спортивных мероприятий, во время которого произошел несчастный случай;

- составить акт о несчастном случае со спортсменом (при групповом несчастном случае акт о несчастном случае составляется на каждого пострадавшего).

4. Акты о несчастных случаях со спортсменами разрабатываются в трех экземплярах, подписываются председателем и членами комиссии и не позднее трех рабочих

дней после завершения расследования утверждаются руководителем организации, осуществляющей спортивную подготовку, и заверяются печатью данной организации. Первый экземпляр акта о несчастном случае со спортсменом выдается пострадавшему (его законному представителю), второй экземпляр вместе с материалами расследования хранится в организации, осуществляющей спортивную подготовку, третий экземпляр акта вместе с копиями материалов расследования направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере физической культуры и спорта.

5. Организации, осуществляющие спортивную подготовку, направляют сведения о происшедших несчастных случаях со спортсменами за истекший год с пояснительной запиской в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере физической культуры и спорта, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере физической культуры и спорта, в ведении которого находится данная организация.

6. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере физической культуры и спорта, направляют обобщенные сведения о несчастных случаях со спортсменами в подведомственных организациях, осуществляющих спортивную подготовку, за истекший год в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере физической культуры и спорта.

7. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере физической культуры и спорта, до 25 января наступившего года представляют обобщенные сведения о несчастных случаях со спортсменами, представленные органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере физической культуры и спорта, и обобщенные сведения о несчастных случаях со спортсменами подведомственных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, за истекший год в Министерство спорта Российской Федерации.

Таким образом, в случае невыполнения руководителем или иными должностными лицами прямых должностных обязанностей на них будет наложено дисциплинарное взыскание в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, «Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий», утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 17.05.2012 № 565н, установлена обязанность медицинских организаций в ряде случаев информировать органы полиции о поступлении (обращении) пациентов.

Также необходимо отметить, что Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная

ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (статья 293), и оставление в опасности, то есть заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Устранение последствий причинения вреда здоровью спортсменов заключается в том числе и в полном возмещении вреда здоровью, причиненного спортсмену в результате несчастного случая, которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Для возмещения вреда в порядке гражданского судопроизводства спортсмен должен представить в суд достаточные доказательства, которые свидетельствовали бы о факте причинения вреда и его последствиях.

В этой связи в случае отказа физкультурно-спор-тивной организации документально оформить факт несчастного случая, обязанность оформления которого на нее в настоящее время не возложена законодательством Российской Федерации, доказать сам факт происшедшего несчастного случая, а также установить причинно-следственную связь между происшествием и наступившими последствиями является крайне затруднительным для спортсмена, здоровью которого причинен вред.

Заключение

Наличие в законодательстве Российской Федерации обязанности физкультурно-спортивной организации по фиксации таких несчастных случаев (составление акта, в котором указываются обстоятельства происшествия, характер причиненного вреда, причины его возникновения, выдача копии указанного акта спортсмену и хранение его в течение определенного времени, информирование правоохранительных органов, медицинских организаций и учредителя) позволит значительно повысить эффективность доказывания возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью указанных лиц.

Необходимо также отметить, что профилактика травматизма заключается в том числе в создании эффективного правового механизма учета и расследования несчастных случаев, позволяющего зафиксировать причины и условия происшедших несчастных случаев с целью принятия исчерпывающих мер по их недопущению в дальнейшем.

В настоящее время из-за отсутствия процедуры оформления подобных несчастных случаев в большинстве случаев указанные происшествия не регистрируются, виновные к ответственности и возмещению ущерба не привлекаются. Подобная ситуация не позволяет улучшить подходы к профилактике несчастных случаев при организации и осуществлении спортивной подготовки, снизить уровень затрат, связанных с расходами на восстановление спортсменов после несчастных случаев. Федеральный закон № 78-ФЗ направлен на создание мер как по предупреждению несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку, причины которых прежде всего связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, организаций, осуществляющих спортивную подготовку, так и по минимизации последствий таких несчастных случаев.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3803.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

4. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях Министерства

труда и социального развития Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 2, 13.01.2003.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 50. -Ст. 6242.

7. Федеральный закон от 06.04.2015 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» // СЗ РФ. -2015. - № 14. - Ст. 2018.

References

1. The Federal law of 24.07.1998 No. 125-FZ (edition of 01.12.2014) «About obligatory social insurance from industrial accidents and occupational diseases» // SZ RF. -1998. - No. 31. - Art. 3803.

2. "The civil code of the Russian Federation (part second)" of 26.01.1996 No. 14-FZ (edition of 06.04.2015, with amendment of 07.04.2015) // SZ Russian Federation. -1996. - No. 5. - Art. 410.

3. «The labor code of the Russian Federation» of

30.12.2001 No. 197-FZ (edition of 06.04.2015) // SZ Russian Federation. - 2002. - No. 1 (p. 1). - Art. 3.

4. The resolution of Ministry of Labor of Russia of

24.10.2002 No. 73 (edition of 20.02.2014) «About the statement of forms of the documents necessary for investigation and the accounting of industrial accidents, and the provision on features of investigation of industrial accidents in separate branches and the organizations of the Ministry of Labour and social development of the Russian Federation» //

The bulletin of regulations of federal executive authorities, No. 2, 13.01.2003.

5. The Federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ (an edition of 31.12.2014, with amendment of 02.05.2015) «About education in the Russian Federation» (with amendment and additions in force from 31.03.2015) // SZ Russian Federation. - 2012. - No. 53 (p. 1). - Art. 7598.

6. The Federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ (an edition of 06.04.2015) «About physical culture and sport in the Russian Federation» // SZ Russian Federation. - 2007. -No. 50. - Art. 6242.

7. The Federal law of 06.04.2015 No. 78-FZ «About modification of the Federal law "About physical culture and sport in the Russian Federation" and the Federal law "About bases of protection of public health in the Russian Federation"» // SZ Russian Federation. - 2015. - No. 14. -Art. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.