Управление финансами предприятия: методы и оценка Financial management of the enterprise: methods and evaluation
УДК 336
Арсаханова Зинаида Абдулловна,
кафедра «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия
Arsahanova Zinaida Abdullovna,
department of «Commerce and Marketing», FGBOU VO «Chechen State University», Russia, Grozny
Аннотация: Управление финансами — это система мер, направленная на оптимизацию финансовой деятельности компании. Какие цели и функции управления финансами можно выделить? Какие есть органы управления финансами? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной работе.
Summary: Financial management is a system of measures aimed at optimizing the financial performance of the company. What are the objectives and functions of financial management can be distinguished? What are the financial management bodies? These and other issues are considered in this paper.
Ключевые слова: бюджет, предприятие, проект, финансы, стоимость, расходы.
Keywords: budget, enterprise, project, finance, cost, expenses.
Хорошо управляемый проект будет завершен в срок, с расчётом на выгоду, и в рамках установленного бюджета. Зачастую бывает, что стоимость является одним из основных факторов, определяющих успех проекта - никто не хочет нести ответственность за перерасход средств. Имея это в виду, как убедиться в том, что вы "укладываетесь" в бюджет вашего проекта?
Ответ прост - это 'контроль'. Если вы собираетесь использовать любой шанс, чтобы остаться в рамках бюджета, то вам необходимо управлять затратами проекта активно и систематически. К счастью, существует множество инструментов и идей, которые могут дать вам этот элемент управления.
Управление стоимостью проекта включает в себя три основных процесса:
- Составление сметы - Выполнение реальной оценки стоимости ресурсов, необходимых для завершения проекта.
- Составление бюджета - Составление сметы расходов на отдельные рабочие элементы и определение базового уровня для измерения производительности.
- Контроль затрат - Контроль над изменениями в бюджете проекта.
Управляя этими процессами, их входом и выходом, вы сможете разработать эффективную систему для того, чтобы ваши затраты ресурсов оставались в рамках утверждённого бюджета. Проще говоря, управление стоимостью проекта включает в себя процесс выполнения следующих действий:
- Взаимосвязь границ бюджета, между разработчиками проекта и людьми, которые реализуют проект.
- Сбор реальных данных по расходам.
- Сравнение фактических затрат с первоначальным бюджетом.
- Принятие мер по исправлению положения в случае необходимости.
Давайте рассмотрим эти процесса управления затратами проекта по очереди. 1. Составление сметы
Оценивание является критической частью управления финансами проекта. Оценивание используется для всех видов деятельности, включая составление бюджета, прогнозирование, планирование ресурсов, а также кадрового обеспечения. Очень важно, чтобы вы оценили затраты на все ресурсы, которые будут включены в проект - в том числе и такие элементы, как рабочая сила, материалы и принадлежности, - а также все расходы, на непредвиденные обстоятельства.
Смета расходов является оценкой того, какой будет общая стоимость всех ресурсов, необходимых для полного завершения проекта. А также это хорошая идея, чтобы определить и рассмотреть экономические альтернативы, и включить их в смету.
Для определения стоимости затрат, вы можете использовать различные возможности, наиболее распространенной из которых является Структура Декомпозиции Работ ^ББ). Это подробный список всех действий, которые должны быть выполнены и мероприятий, которые должны быть проведены, чтобы завершить проект. Описание содержания проекта также предоставляет информацию, связанную с потребностями в ресурсах, ограничениях и предположениях - которые могут помочь вам определить альтернативы затрат, в случае необходимости [15].
Существует множество инструментов и методов, которые можно использовать для завершения вашей оценки:
- Аналогичная оценка стоимости - Используйте данные из предыдущих проектов, для определения оценки стоимости текущего проекта. Это может помочь, если вы обладаете ограниченным объёмом информации о деталях ваших текущих расходов. Например, посмотрите на схожие или аналогичные пункты предыдущего проекта, прибавьте 5% с учётом инфляции, и вы сможете получить обоснованную оценку стоимости.
- Стоимость ресурсных ставок - Определите стоимость для единицы времени и материалов, используя различные котировки и документы по планированию, которые вы получите. Например, если расходы на оплату труда для строительного проекта в среднем составляют $ 12 в час, и вам необходимо 10 человек, которые будут работать по 160 часов каждый, оценка стоимости рабочей силы составит $ 19200. Прибавьте расходы на материалы, и вы получите общую оценку стоимости строительства.
- Оценка снизу-вверх - Используйте наименьший компонент в структуре распределения работ, и оцените стоимость для каждого из них. После этого объедините их, по мере продвижения вверх по уровням, чтобы определить общую смету расходов. Для нашего примера строительства, необходимо построить стены, добавить сантехнику и электрику, добавить двери и окна, отделку полов и краски. Оцените стоимость каждого из этих элементов, и сложите их вместе.
- Параметрическая оценка стоимости - Используйте статистическую связь между затратами и некоторыми другими характеристиками элементов, которые оцениваются. Площадь квартиры здания или количество слов, написанных на странице — это примеры элементов, используемых для создания сметы расходов. Если наш строительный проект составляет 800 квадратных метров, и это будет стоить около $ 60 за квадратный метр, для строительства и отделки офисных помещений, то общая стоимость работ составит $ 48,000.
- Компьютерные программы - Многие программы по управлению проектами могут рассчитать для вас оценку стоимости с помощью статистики или моделирования.
Как только вы определили свою смету расходов, убедитесь, что вы записали информацию, и документально зафиксировали весь процесс оценки.
При необходимости предоставления вспомогательных деталей, возможно, потребуется подключить следующие данные:
- Описание деятельности.
- Документация о ваших методах и расчётах.
- Список предположений и применяемых ограничений.
- Значения разумных погрешностей вашей сметы.
- Составление бюджета
Теперь, когда вы собрали сметы расходов вашей деятельности, вы можете приступать к подготовке бюджета. Это документ, который может помочь вам получить средства, необходимые для завершения проекта. Вам, наверняка, придётся придерживаться рамок первоначального бюджета, поэтому лучше создать адекватный резерв - немного дополнительных средств - для непредвиденных расходов.
То, что вы хотите создать в рамках процесса составления бюджета, будет служить базовый линией. Это представляет собой утверждённый бюджет, который используется для сравнения и противопоставления с фактическими затратами проекта в течении всего времени. Базовая линия служит подтверждением того, что структура затрат проекта соответствует первоначально-утверждённому бюджету. Используя базовую линию, можно определить эффективность текущих затрат, находящихся в установленных приделах. По мере развития проекта, расходы контролируются относительно базовой линии, и любые изменения выражаются относительно базового уровня. Базовый уровень служит в качестве основного показателя для оценки производительности, поэтому он остаётся стабильным, и все изменения отражаются по отношению к нему [7].
Здесь важно сохранять хороший баланс. Если ваш бюджет слишком высок, то вы, возможно, не сможете добиться успеха в обеспечении финансирования для проекта. Если ваш бюджет слишком низкий, вы можете не уложиться в расходы, и тогда будет вероятна возможность возникновения риска неблагоприятного исхода.
Инструменты, приведённые ниже, помогут вам подготовить разумный бюджет для вашего проекта:
I. Суммарная стоимость - Совокупность, или сумма цифр в смете расходов вашей деятельности, для определения общей суммы размера бюджета. Например, чтобы создать полностью работоспособную службу поддержки, добавьте в смету, расходы связанные с арендой площадей, наём и обучение персонала, а также приобретение и установку оборудования.
II. Резервный анализ - Создание бюджета непредвиденных расходов - ряд дополнительных средств - в дополнение к смете фактических расходов на деятельность. Этот резервный счёт поможет вам справиться с незапланированными изменениями и непредвиденными расходами, которые могут потребоваться в какой-то момент в ходе реализации проекта.
III. Параметрическая оценка стоимости - Использование предопределённых параметров, чтобы увеличить сумму бюджета для элементов плана, которые не являются частью оценки деятельности. Например, исторические данные могут сказать вам, что среднестатистический проект в вашей организации выполняется с 4% превышением
бюджета. Если добавить дополнительные 4%, вы, вероятно, повысите точность суммы общего бюджета.
IV. Предел финансового согласования - При подготовке бюджета, нужно быть в курсе ожидаемых денежных потоков. Вам, вряд ли, будут предоставлены все деньги наперёд, чтобы тратить их, как и когда вы захотите. Более вероятно, что вам пройдется ожидать, чтобы распоряжаться вашим общим бюджетом в течение срока действия проекта. Это означает, что вы должны учитывать денежные потоки, и по возможности, корректировать график проекта соответственно. Хорошо спланированный бюджет смотрит на то, как и когда будет выполнена работа, а не только на общие затраты.
Менеджеры проектов используют лимит финансового согласования, чтобы избежать больших отклонений в периодических расходах проектных средств. Они делают это путём согласования проектных расходов с финансовыми ограничениями определённых заказчиком. Согласование может потребовать пересмотра графиков проекта для регулирования расходов; что в свою очередь, влияет на распределение ресурсов [10].
Имейте в виду, что общий бюджет не только устанавливает базовую стоимость проекта, он также устанавливает графики финансирования. Не забудьте включить резервные суммы для финансирования прироста, потому что запросы на изменения и непредвиденные расходы - практически наверняка возникнут. 2. Контроль затрат
К вам могут обратиться люди с просьбой внести изменения, или о дополнительных функциях, которые необходимо добавить в проект. Если вы согласитесь с этими изменениями, просто потому что они хороши, а не потому, что они были пропущены в исходном определении масштаба проекта, тогда вы будете быстро выходить за рамки установленного бюджета.
Запросы на внесение изменений являются одной из причин, почему контроль над расходами является столь важным, но в тоже время существуют и другие мероприятия, которые являются частью контроля над расходами. К ним относятся мониторинг фактических затрат и анализ отклонений между бюджетом и фактическими расходами. Поэтому важно создавать и внедрять эффективную систему управления, так, чтобы вы могли реагировать на изменения соответствующим образом, а также своевременно обсуждать необходимость внесения изменений затрат.
Ключевые элементы контроля над расходами, включают в себя следующие: - Управление изменениями - Это процесс, который описывает то, каким образом могут быть предложены и реализованы изменения в базовую стоимость расходов. Он описывает
те процедуры, которые люди должны пройти, если они захотят запросить изменения. Это включает в себя, предоставление перечня документов, которые необходимо заполнить, каким образом запрашиваемые изменения должны отслеживаться, а также то, какой должна быть процедура утверждения.
- Не имея чёткого процесса изменений, люди часто просят всё больше и больше для проекта. Если у вас не будет структурированного способа борьбы с этими просьбами, ваши расходы будут быстро выходить за рамки установленного бюджета. Стоит иметь в виду, что управление стоимостью проекта это не только о цифры, это также управление масштабами проекта (Скоро), и общение с людьми. Научитесь быть твёрдым, и распознавать те изменения, которые действительно необходимы.
- Анализ измерений эффективности - Эта деятельность, которая связанна с цифрами. Вы оцениваете значение отклонений от базовой линии бюджета, а также причины их возникновения и корректирующие действия, которые необходимы.
Существует множество различных расчётов, которые вы можете использовать:
- Плановый Объём (РУ) = Бюджетные расходы на работы, запланированные на деятельность или компоненты Структуры Декомпозиции Работ ^ВБ).
- Освоенный Объём (ЕУ) = Сумма, предусмотренная в бюджете на условно завершенную деятельность или компонент Структуры Декомпозиции Работ ^ВБ).
- Фактическая стоимость (АС) = Общие затраты, понесенные для выполнения работ по завершению деятельности или компонента Структуры Декомпозиции Работ ^ВБ).
- Отклонение по стоимости (СУ)= ЕУ - АС
- Отклонение по срокам (БУ) = ЕУ - РУ
- Индекс Выполнения Стоимости (СР!) = ЕУ / АС (значение СР! меньше 1 указывает на перерасход).
- Индекс Выполнения Сроков (БР^ = ЕУ / РУ (значение SPI равное или большее 1 указывает на то, что проект находится в благоприятном состоянии).
Например, бюджет расходов (плановый объем) для проекта, рассчитанного на 5 месяцев, составляет $40,000. Объём бюджета для завершения работ (освоенный объём), составляет всего $35,000. Однако, фактические затраты на сегодняшний день составляют $38,000.
Рассмотрим следующие расчёты:
- Отклонение по стоимости (СУ) = ЕУ — АС = $35,000 — $38,000 = -$3,00
- Отклонение по срокам (БУ) = ЕУ — РУ = $35,000 — $40,000 = -$5,000
- Индекс Выполнения Стоимости (CPI) = EV / AC = $35,000 / $38,000 = 0.92 (имеется перерасход сверх сметы).
- Индекс Выполнения Сроков (SPI) = EV / PV = $35,000 / $40,000 = 0,875 (проект отстаёт от графика).
Прогнозирование - Это включает в себя предсказание будущего для проекта, основываясь на производительность сегодняшнего дня. В этом вам поможет периодическое выполнение прогнозов в течении проекта. Прогнозы предоставляют ценную информацию, которая поможет вам справиться с активными отклонениями. Например, прогноз может помочь вам в оценке того, что ваш проект на 10% выходит за рамки бюджета, поэтому вы сможете строить свои планы соответственно.
Затраты на завершение - Вы можете оценить стоимость завершения проекта на основе того, что уже было завершено на сегодняшний день, по сравнению с основным бюджетом при завершении.
Чтобы рассчитать затраты на завершение (ETC), воспользуйтесь одной из этих формул (BAC означает бюджет по завершении и равен Плановому Объёму (PV) на завершение): Когда текущие отклонения рассматриваются как нетипичные, и в будущем не предвидятся:
ETC = BAC - EV
Когда текущие отклонения рассматриваются как стандартные, и предвидятся в будущем:
ETC = (BAC - EV) / CPI
В нашем примере, общий бюджет проекта составляет $60,000, а отклонения рассматриваются как типичные, поэтому расчеты будут выглядеть следующим образом:
ETC = ($60,000 - $35,000) / 0.92 = $27,174
Вам необходимо $27,174, чтобы завершить оставшуюся работу.
Расчёт фактической стоимости - Это прогноз наиболее вероятной общей стоимости завершенного проекта. Самая основная формула, которая предполагает нетипичные отклонения по стоимости на сегодняшний день, для оценки фактической стоимости (EAC) это:
EAC = AC + BAC - EV
В нашем примере это рассчитывается следующим образом:
EAC = $38,000 + $60,000 - $35,000 = $63,000
Если отклонения по стоимости на сегодняшний день типичны, тогда, используем формулу:
EAC = AC + ETC
В нашем примере это рассчитывается следующим образом:
EAC = $38,000 + $27,174 = $65,174
Обзор Результативности Проекта - Это сравнение эффективности затрат с течением времени, а также относительно этапов проекта. Некоторые методы анализа отклонений, анализа тенденций и освоенного объёма (описаны выше).
Все эти анализы, как правило, используются в качестве регулярно-обновляемой отчетности проекта, а также в окончательной проектной документации. Контроль над расходами является очень полезным для будущего планирования проектов, поэтому, чем больше вы проведёте анализов, прежде чем вы начнёте, тем лучше ваш проект может быть спланирован в будущем.
Ключевые моменты
Управление стоимостью проекта поможет вам убедиться в том, что ваш проект будет завершён в рамках утверждённого бюджета. Это включает в себя процессы оценки стоимости, бюджетирование затрат и контроль над расходами. Многие мероприятия по планированию проектов используются в качестве ключевых материалов для финансового менеджмента.
Управление финансами проекта является чрезвычайно важной частью общего управления проектами. Стоимость является ключевым показателем успешного проекта, так что всегда будьте в курсе ваших фактических затрат по сравнению с основным бюджетом. Чем быстрее вы признаете отклонения, тем лучше вы сможете внести необходимые коррективы.
Список использованной литературы
1. Абакаров М.И., Алиева Х.Р., Гаджиев Г.Г., Алиев Р.Н., Арсаханова З.А., Исаев М.Г., Казиханов А.М., Магомедов Р.М., Мамбетова Ф.А., Нурекенов Н.Г., Нурекенова А.Н., Османов М.М., Скоблева Э.И., Султанов Г.С., Султанов Г.С., Тулейко Е.В., Султанова Э.А., Эскендеров А.Г., Янковская Д.Г. // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ // под редакцией Абакарова М.И. / УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации». Москва, 2016.
2. Абдулгалимов А.М., Арсаханова ЗА. // ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ — КЛЮЧ К ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ // Горизонты экономики. 2013. № 6-2 (12). С. 10-13.
3. Арсаханова ЗА. // СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 1. С. 53-57.
4. Арутюнян А.Э. // СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 5. С. 36-44.
5. Асташкевич П.А. // ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ КОМПАНИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 2. С. 191-198.
6. Ахматова Л.С., Дадаев Я.Э. // РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: СПЕЦИФИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. № 4. С. 148-159.
7. Бубнова З.В. // ОБУЧАЮЩАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ СРЕДА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. № 3. С. 198-205.
8. Гипаев Р.В. // АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИТ-ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 1. С. 94-100.
9. Гипаев Р.В. // ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ИТ-СРЕДЫ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 2. С. 90-97.
10. Голубин С П. // МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ СРЕДСТВАМИ КОМПАНИИ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 4. С. 64-77.
11. Горлов С.Н. // МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. № 4. С. 131-147.
12. Гузуева ЭР. // РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ-КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ОБОЛОЧКИ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. № 7. С. 1 -10.
13. Исаев АР. // ИТ-РЕИНЖИНИРИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ И МИКРОСЛУЖБЫ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2016. № 5. С. 24-32.
14. Козлов ЕВ. // МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РИСК-СИТУАЦИЙ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 4. С. 386-390.
15. Крашилин Ю.П. // БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИИ (КОМПАНИИ) И ЕГО ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 2. С. 109129.
16. Рыжухина И.Ю. // ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНСТРУИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СУБЪЕКТА // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. № 1. С. 61-66.
17. Шамилев СР. // БАНКИ, ПРОЦЕНТЫ, ПЛАТЕЖИ, МОДЕЛИ // Экономика. Бизнес. Информатика. 2017. Т. 3. № 3. С. 283-289.
18. Шамилев СР. // НАЛОГИ, КРИВАЯ ЛАФФЕРА И МОДЕЛИРОВАНИЕ УКЛОНЕНИЯ // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2017. № 8. С. 24-27.
References
1. Abakarov MI, Alieva Kh.R., Gadzhiev GG, Aliev RN, Arsakhanova ZA, Isaev MG, Kazikhanov AM, Magomedov RM, Mambetova FA, Nurekenov NG, Nurekenova AN, Osmanov MM, Skobleva EI, Sultanov GS, Sultanov GS, Tuleiko EV, Sultanova E A.A., Eskenderov AG, Yankovskaya DG. // CONTEMPORARY TRENDS IN ECONOMICS AND MANAGEMENT: PROBLEMS AND DIRECTIONS // edited by Abakarova M.I. / UDPO «Makhachkala Center for Advanced Studies». Moscow, 2016.
2. Abdulgalimov AM, Arsakhanova Z.A. // FORMATION OF THE HIGH-TECH TECHNOLOGY IN THE REGIONS — THE KEY TO THEIR SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT // Horizons of the economy. 2013. No. 6-2 (12). Pp. 10-13.
3. Arsakhanova Z.A. // IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL SECURITY OF THE REGIONS // Scientific Review. Series 1: Economics and Law. 2010. № 1. P. 53-57.
4. Arutyunyan A.E. // SYSTEM-INFORMATIONAL ANALYSIS OF THE COMPANY'S EVOLUTION POTENTIAL // Electronic Multidisciplinary Scientific Journal with the Portal of International Scientific and Practical Conferences Internet Science. 2016. № 5. P. 36-44.
5. Astashkevich PA // FORMATION OF THE OPTIMAL PORTFOLIO OF COMPANY ORDERS (ENTERPRISES) IN DIFFERENT SITUATIONS // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 2. S. 191-198.
6. Akhmatova LS, Dadaev Ya.E. // RUSSIAN FEDERATION IN CRISIS CONDITIONS: SPECIFICITY OF MONETARY POLICY // Economics. Business. Computer science. 2016. № 4. P. 148-159.
7. Bubnova Z.V. // TRAINING AND CONTROLLING ENVIRONMENT IN MICROECONOMICS // Economics. Business. Computer science. 2016. No. 3. P. 198-205.
8. Gipaev R.V. // ANALYSIS OF STRUCTURE OF IT PROCESSES OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. No. 1. P. 94-100.
9. Gipaev R.V. // VIRTUALIZATION OF THE IT ENVIRONMENT, INFORMATION PROTECTION AND DETERMINED CHAOS // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 2. P. 90-97.
10. Golubin S.P. // MODELS OF OPTIMUM MANAGEMENT OF FINANCIAL MEANS OF THE COMPANY // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. № 4. P. 64-77.
11. Gorlov SN // MODELS OF INTERACTION OF NATIONAL PRODUCTION AND MONETARY APPLICATION // Economics. Business. Computer science. 2016. № 4. P. 131-147.
12. Guzueva E.R. // DEVELOPMENT OF THE INTEGRATED TRAINING-CONTROLLING SHELL // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2016. № 7. P. 1-10.
13. Isaev A.R. // IT-REINZHINIRING OF ENTERPRISE AND MICRO-SERVICE // Economics. Business. Computer science. 2016. № 5. P. 24-32.
14. Kozlov E.V. // MODELING THE WORK OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF RISK SITUATIONS // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. № 4. S. 386-390.
15. Krasilin Yu.P. // BANKRUPTCY OF THE ORGANIZATION (COMPANY) AND ITS PROBABILISTIC ESTIMATION // Economics. Business. Computer science. 2017. T. 3. No. 2. P. 109-129.
16. Ryzhukhina I.Yu. // USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONSTRUCTION OF LIFE STRATEGIES OF THE SUBJECT // Economy. Business. Computer science. 2017. No. 1. P. 61-66.
17. Shamilev S R. // BANKS, INTEREST, PAYMENTS, MODELS // Economy. Business. Computer science. 2017. T. 3. No. 3. P. 283-289.
18. Shamilev SR. // TAXES, LAPPLE CURVE AND MODELING OF THE DEVIATION // Electronic multidisciplinary scientific journal with the portal of international scientific and practical conferences Internet science. 2017. No. 8. P. 24-27.