большую часть времени. Но может настать время, когда системные новшества возьмут преимущественное положение. Другими словами, лучшего итога можно добиться при оптимальном совмещении потенциалов всеобщих и высокофункциональных новшеств.
Стабильное увеличение конкурентоспособности предприятия может обеспечиваться только в том случае, если все показатели конкурентоспособности будут долгосрочно, постоянно и поступательно совершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Всяких М.В., Всяких Ю.В. Современные методы оценки кредитоспособности предприятия // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 104-109.
2. Кейлер В.А. Экономика предприятия: курс лекций / В.А. Кейлер. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. - 132 с.
3. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебно-практическое пособие / Н.К. Моисеева. - М.: Дело, 2006. - 221 с.
© Антонова А.С., Всяких М.В., 2016
УДК 338.48-31
И.В. Артюхова
к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия»
В.А. Хуторская бакалавр специальности «Гостиничное дело» Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ СЕЗОННОСТИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности функционирования предприятий гостиничного бизнеса в условиях сезонности. Изучены причины сезонного колебания спроса на услуги гостиниц Республики Крым. Рассмотрены организационно-экономические методы управления факторами сезонности.
Ключевые слова
Сезонные колебания спроса, конкурентная среда гостиниц, ценовая конкуренция отелей,
гостиницы Крыма, имидж отеля.
Туристский рынок - это динамично развивающаяся отрасль экономики, и характерным для неё является цикличность, которая связана с сезонностью спроса. Сезонность понимается как «регулярные изменения спроса и предложения в зависимости от времени года» [1]. Причины спадов могут носить как объективный (факторы макросреды), так и субъективный (предпочтения потребителей) характер.
Сезонным колебаниям подвержены все курортные гостиницы, в том числе и Республики Крым. Высокий сезон характеризуется значительной загрузкой номерного фонда, резко возросшими запросами на дополнительные и сопутствующие услуги отеля и, как результат, острой потребностью в ресурсах. Кроме того, среди последствий сезонных колебаний можно отметить недополучение прибыли, образование сезонных товарных запасов, неравномерность нагрузки на сотрудников, простои транспортных средств и т.д
Влияние сезонности на объемы продаж характеризуется глубиной, длительностью сезонного спада, периодичностью возникновения и степенью сезонности.
Сезонность в гостиничном бизнесе определятся не только природно-климатическими факторами,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
имеется и ряд других, не менее важных. В первую очередь, это экономические - то есть структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособного спроса посредством предложения и пр.
Во-вторых, сезонность спроса в большой степени обуславливается социальными факторами, как, например, наличие свободного времени (массовые отпуска, школьные и студенческие каникулы).
В-третьих, большое значение имеет дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам - демографические факторы.
Сезонность спроса зависит также и от вида туризма и территории его освоения. К «несезонным» типам туризма относятся оздоровительный, деловой, экскурсионно-познавательный.
При этом, основная проблема состоит в прогнозировании объемов продаж с учетом сезонных колебаний по направлениям деятельности компаний с сильным и существенным влиянием сезонных факторов.
Для выработки средств по сглаживанию сезонных колебаний спроса на услуги гостиниц наиболее приемлемым является использование следующих организационно-экономических мер:
1. Предоставление нескольких видов услуг, спрос на которые колеблется в разные периоды (рассеивание услуг).
2. Политика сезонных цен. Применение политики ценообразования с учетом изменяющихся предпочтений потребителей, а также особенностей их реакции на цены.
3. Активное использование средств массовой информации для формирования спроса на услуги.
4. Диверсификация номенклатуры и ассортимента услуг.
5. Применение инновационных методов обслуживания клиентов.
6. Совершенствование всех составляющих качественные характеристики сервиса.
В связи с значительным влиянием фактора сезонности на загрузку персонала, предприятиям гостеприимства необходима система качественного и количественного планирования персонала, которая должна обладать достаточной гибкостью для преодоления трудностей сезонных колебаний. Возможны следующие методы планирования численности персонала:
1. Сохранение средней численности постоянного персонала, который в межсезонье работает по сбалансированному графику работ, а также привлечение временного персонала или сотрудников с частичной занятостью в период пикового спроса.
2. Программа подготовки и стажировки студентов. Данная форма сотрудничества с учебными заведениями поможет решить временную проблему увеличения штата в периоды сезонных подъемов.
3. Поддержание на протяжении года невысокой численности постоянного персонала и заключение на принципах аутсорсинга с кадровым агентством договора на постоянной основе.
Как показывает практика экспертов, самый эффективный путь для борьбы с сезонными колебаниями -маневрирование между стимулирующими мерами и сокращением расходов. За несколько лет работы на рынке предприятие обычно находит собственный рецепт успеха, следуя которому может сохранять стабильное финансовое положение в период делового затишья [1].
Сезонность оказывает влияние на постоянные и переменные издержки гостиниц. То есть, независимо от загрузки гостиницы, ее владелец обязан выдавать заработную плату штатным сотрудникам, поддерживать помещения в чистоте, платить за отопление и освещение всего здания, а также, при необходимости, производить ремонт оборудования. Именно по этой причине многие гостиницы в низкий сезон закрываются совсем.
Единственным путем решения проблемы сезонности может стать сглаживание ее пиков. Для того, чтобы привлечь туристов в межсезонный период или зимний сезон, правительственные организации и туристические фирмы могут осуществить ряд стимулирующих мероприятий. Также, для сглаживания сезонности можно проводить пропаганду туристских маршрутов в несезонное время с помощью рекламы и устанавливать льготы в виде скидок на проезд и туристский сервис на этот период. Увеличению туристского сезона может способствовать организация разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных конференций и т.д. Управленцу гостиничного бизнеса нужно иметь ввиду, что влияние сезонности можно только ослабить, но не ликвидировать.
Список использованной литературы:
1. Лебедев, М.А. Мотивация как фактор управления персоналом организации [Электронный ресурс] / Лебедев М.А., Ивасенко А.Г.// Modern high technologies.- 2014.- №7.- C. 164. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7126.pdf (дата обращения: 7.10.2015)
© Артюхова И.В., Хуторская В.А., 2016
УДК 65.01
Н.Ю.Арутюнова
магистрант 2 курса института магистратуры Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Я.П.Мищенко
к.с.н., доцент кафедры «Государственного, муниципального управления и экономической безопасности» Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В статье анализируются факторы достижения конкурентоспособности компании в условиях рынка потребителей и роль в этом системы менеджмента качества. Рассмотрено влияние потери баз данных, созданных в процессе функционирования системы менеджмента качества на предприятии, на деятельность предприятия, а также сделаны выводы об эффективности работы системы менеджмента качества и системы безопасности.
Ключевые слова
Конкурентоспособность; система менеджмента качества; система экономической безопасности.
В современном мире, где прогресс не стоит на месте, а количество новых игроков в различных сферах бизнеса постепенно увеличивается, для любой компании становится главным не столько выход на развитый рынок, сколько способность поддержать деятельность компании на конкурентоспособном уровне на этом рынке. Так как в условиях рынка потребителя основным направлением развития компании должно быть не однократное получение прибыли, а высокая конкурентоспособность для постоянного получения дохода. И наиболее эффективными в достижения этой задачи будут не отдельные факторы (низкая цена или высокая скорость работы), а сочетание разных факторов - доступная для потребителя цена, высокое качество продукции и превосходный сервис. Найти правильное сочетание факторов и уметь управлять ими помогает система менеджмента качества.
Система менеджмента качества (далее СМК) - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политики, целей и процессов для достижения этих целей применительно к качеству [1, с.36].
Используемые в работе компании такие элементы СМК как четкая система планирования, документирование процессов, мониторинг показателей, внутренние аудиты, эффективные корректирующие и предупреждающие действия позволяют снизить расходы на производство, улучшить качество продукции и сервиса, избежать простоев в работе. Все эти элементы приведут к повышению удовлетворенности потребителей, что в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность компании.
Для отлаженной работы СМК необходима полная, актуальная и достоверная информация от всех