7. Родионова И.В. Становление самодержавия. Правление Ивана IV Грозного: Метод. рекомендации М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики, 2005.
8. Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5.
9. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.
10. Шедий М.В.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. Орел: Издательство редакции журнала «Образование и общество», 2006.
11. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
12. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.
13. Сороко А.В. Механизмы ротации кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 8.
14. Смагулов Н. К. Кадровая политика большевиков в партийных и государственных органах Казахстана в 1917-1936 гг. Караганда: КарГТУ, 2011.
15. Наумов В.П. Борьба Н.С. Хрущёва за единоличную власть // Новая и новейшая история. 1996. №2. С.22.
16. Барсуков Н. ХХ съезд в ретроспективе Хрущёва // Отечественная история. 1996. № 6.
17. Семанов С. Н. Брежнев — правитель «Золотого века». М.: Вече, 2002.
18. История России. Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. Под ред. А. С. Орлова. М., 2006.
19. Бурлацкий Ф. Глоток свободы. В 2-х кн. Кн.2. М.: Культура. 1997.
20. Волкова М. Борис Ельцин. Последнее интервью // Российская газета. 2007. №86-88.
21. Артюхин О.А., Сазонова О.М. Публичное управление социально-политическими процессами в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2.
22. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Издательский Дом ГУ ВШЭ, 2006.
23. Пляйс Я.А. Социал-демократия в современной России. Внутренняя политика. Обозреватель. http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N12_00/12_03.htm.
УДК 332.12
Тохиров Т.И.
Управление экономической безопасностью региона
В статье рассмотрены проблемы экономической безопасности региона, условия, необходимые для ее обеспечения, раскрыты основные направления региональной экономической политики, предложен инструментарий управления экономической безопасностью региона.
Ключевые слова: проблема экономической безопасности, условия обеспечения экономической безопасности, регион, региональная политика, управление.
В нынешней ситуации экономического преобразования, исследование методов и форм управление экономической безопасностью региона становится актуальной задачей обеспечения самостоятельности экономики Республики Таджикистан, её
стабильности и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию.
Одним из основных условий устойчивого развития региона является самостоятельность в управления внутренними ресурсами, осуществление внешнеэкономических связей. Что обуславливает в выработки новых подходов в определении экономической политики региона, разработки новых форм и методов управления экономической безопасностью региона.
Последовательное развитие каждого отдельно взятого региона вместе с основными закономерностями функционирование и поступательного движения национальной экономики страны имеет свои отличительные особенности, определяемые удельным весом продукции базовых отраслей региона в общем объеме продукции в стране, наличием экспортного сектора в экономике региона, обеспеченностью ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.п.
Безопасное экономическое развитие региона обусловлено устойчивым функционированием структурообразующих производств. Под устойчивым развитием хозяйствующего субъекта понимается его способность противостоять внутренним и внешним факторам, минимизировать их негативное воздействие, которые способны привести к спаду производства. Устойчиво развивающимся считается хозяйствующий субъект, который достигает целей производства в определенный срок с приемлемыми издержками при эффективном использовании внутреннего (факторы производства) и внешнего (партнеры, клиенты, правовые взаимоотношение, взаимоотношение с органами государственной власти и т.п.) потенциала.
Устойчивое развитие региона определяется обеспечением экономического роста его базовых отраслей, оказывающих влияние на формирование валового регионального продукта.
Структура ВРП Республики Таджикистан имеет свои региональные особенности - наибольшую долю составляют виды экономической деятельности: «сельское и лесное хозяйство» (23,3%), «транспорт и связь» (15%), «оптовая и розничная торговля» (15%). В структуре ВРП отмечается ежегодный рост транспорта и связи: его доля возросла с 11,2% в 2010 г., 14,5% - в 2011 г. до 15% - в 2012 г. (рис. 1)
Рис.1. Структура ВРП по видам экономической деятельности по Республике Таджикистан в 2012 г.[1]
Ежегодная динамика ВРП Республики Таджикистан характеризуется увеличением показателя роста объемов ВРП республики (рис.2).
ISO 160 140 120 100 SO 60 40 20 0
2007 200S 2009 2010 2011 2012
Рис.2. Индексы физического объема ВРП Республики Таджикистан [1].
Наибольший вклад в изменение темпов экономического роста в 2012 г. обеспечили виды деятельности: обрабатывающие производства (2,8%), оптовая и розничная торговля (1,9%), строительство (0,9%) транспорт и связь (0,5%).
Экономическая безопасность региона зависит от уровня самофинансирования и самоокупаемости территории. Уровень самообеспеченности региона включает достаточное количество производственных, трудовых и природных ресурсов, развитость научного потенциала, наличие крупных конкурентоспособных предприятий, продукция которых занимает доминирующее положение в масштабе экономики страны.
Внешнеэкономические связи, торговое сальдо ввоза-вывоза продукции региона должны быть положительными.
Для проведения самостоятельной экономической политики, направленного на обеспечения экономической безопасности региона, необходимо условие позволяющие само обеспечения необходимыми ресурсами.
Самофинансирование экономики региона обеспечивается через проведение финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, установление межбюджетных взаимоотношений с республиканским центром с учетом специфики региона, разработку эффективных инструментов государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, увеличение объемов конкурентоспособной экспортной продукции, уровня доходов населения.
Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранных финансовых и материальных ресурсов в региональную экономику, а не создавать условия для скупки за бесценок части национального богатства.
Самоокупаемость региона реализуется через получение дохода в результате коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов региона.
Предприятия и организации объективно объединяются во взаимосвязанные хозяйствующие комплексы с целью обеспечения расширенного воспроизводственного процесса на основе самоокупаемости расходов и получения максимальной прибыли.
Для обеспечения экономической безопасности региона необходимы следующие условия:
1. Экономическая самостоятельность;
2. Стабильное и устойчивое развитие региональной экономики;
3. Поддержание непрерывного роста региональной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность включает три важнейших элемента:
- Экономическую самостоятельность, которая выражает степень обеспеченности региона экономическими (в первую очередь, финансовыми) ресурсами, позволяющими проводить самостоятельную экономическую политику, разработку форм и методов управления экономической безопасностью;
- Стабильное и устойчивое развитие региональной экономики - это способность экономики региона противостоять к воздействиям различного характера, быстрому возврату в исходное состояние, либо достигать более высокой точки своего развития и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса;
- Поддержание непрерывного роста региональной экономики, которое осуществляется на базе использования в экономике прогрессивных инноваций, внедрения современных форм и методов организации работы, разработки эффективных инструментов регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечение безопасного уровня жизни населения региона в целом.
Отсутствие одного из перечисленных условий становится проблемой в обеспечении экономической безопасности региона.
Устойчивое безопасное развитие региона предполагает обеспечение внутренней и внешней устойчивости региональной системы.
Внутренняя устойчивость региона характеризуется развитием отраслей народного хозяйство, сохранением стабильного положительного сальдо вывоза-ввоза продукции, обеспечение занятости и соответствующего уровня жизни населения.
Внешняя устойчивость региона характеризуется устойчивостью платежного баланса региона, стабильностью положительного внешнеторгового сальдо, наличием стабилизационного фонда. Эффективностью равноправных отношений между республиканским центром и регионом в вопросах межбюджетных взаимоотношений, место региона в общем государственном разделение труда.
По нашему мнению, экономическая безопасность региона - это способность региона противодействовать негативным воздействиям различного характера, восстановление своего территориально-экономического потенциала с минимальным расходом ресурсов и времени, неуклонное повышение качества жизни населения и обеспечение расширенного воспроизводства субъектам хозяйствования региона.
Необходим особый подход к решению проблемы безопасности экономического развития, связанной со структурой экономики региона. Ликвидация старых отраслевых структур управления предприятиями, находящимися на территории региона, требует от региональных органов власти поиска новых форм и методов управления кооперацией отраслевых и региональных производителей в единой структуре экономики региона. Образование на базе такой кооперации крупных межотраслевых комплексов по выпуску конкурентоспособной продукции способствует повышению экономической безопасности региона.
Таким образом, региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть меры государственной поддержки развития базовых секторов экономики, оказывающих влияние на экономическую безопасность региона.
Старая модель устойчивости базировалась на основе обеспечения локальной устойчивости за счет достижения глобальной устойчивости макросистем.
Тем самым характеризовалось, что устойчивость экономики региона не так давно определялась той функцией, которую она выполняла в системе территориального разделения труда, и тем самым была производной от устойчивости всей экономики страны, однако кризисные явления последних лет больше всего проявились в узкоспециализированных многоотраслевых регионах. Относительно благополучными оказались регионы с диверсифицированной структурой экономики, более приспособленной к новым условиям.
В целом можно выделить следующие проблемы, стоящие перед регионами в обеспечении экономической безопасности:
1. Двойственное разделение полномочий в экономической плоскости между республиканским центром и регионами, особенно в финансовых отношениях с государственным бюджетом;
2. Надлежащим образом проведение структурной перестройки экономики региона, идентичной требованиям рынка ВТО и нацеленной на развитие конкурентоспособных базовых отраслей экономики, способствующих повышению устойчивости и безопасности экономического развития региона;
3. Привлечение источников инвестиций для структурной перестройки экономики;
4. Слабая конкурентоспособность продукции регионов, вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка в результате импорта иностранной продукции, что усиливается в результате вступления Таджикистана в ВТО;
5. Неразвитость рынка интеллектуальной собственности;
6. Отсутствие рынка ценных бумаг (фондового рынка);
7. Угроза продовольственной безопасности региона из-за импорта более дешевых товаров из-за рубежа (Китай, Узбекистан);
8. Недостаточность четко разработанной системы количественных целевых индикаторов экономической безопасности региона на базе современной, научно обоснованной концепции устойчивого регионального развития;
9. Низкая эффективность системы управления экономической безопасностью региона.
Новые подходы в определении экономической региональной политики, разработка эффективных форм и методов управления экономической безопасностью региона, решить выше перечисленные проблемы. Анализ статданных, литературы и реальной практики позволяет сделать выводы, что приоритетами региональной политики по обеспечению экономической безопасности должны стать следующие действия:
1. Проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий общественных институтов по обеспечению экономической безопасности региона;
2. Формирование системы управления экономической безопасностью территории;
3. Разработка государственных мер поддержки развития высокотехнологических и конкурентоспособных базовых производств и секторов экономики, способствующих повышению экономической безопасности региона;
4. Формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток зарубежных инвестиций;
5. Активная социальная политика, направленная на снижение имущественной дифференциации населения региона;
6. Содействие развитию инвестиционной активности региона;
7. Развитие регионального рынка ценных бумаг (фондового рынка);
8. Повышение качества жизни населения;
9. Проведение структурной перестройки экономки, адекватной требованиям рынка ВТО, обеспечивающей расширение производство конкурентоспособной продукции;
10. Развитие внешнеэкономической деятельности со странами Ближнего и Дальнего зарубежья;
11. Эффективное использование ресурсов региона;
12. Организация обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятия и принятию управленческих решений по устойчивому развитию хозяйствующих субъектов.
Управление безопасностью экономического развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ социально-экономического развития. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала, который является исходной точкой формирования научно-обоснованной концепции устойчивого и безопасного развития территории.
Важную роль в разработке программы устойчивости экономического развития региона играет прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал, включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, результаты внедрения инноваций в экономику и прочее.
Завершать прогнозную работу должен сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития. Проблема состоит в том, чтобы дать не простую констатацию возможностей будущего развития, а нацелить процедуру прогнозирования на выбор обоснованного устойчивого и безопасного экономического развития региона. В этих целях целесообразно сформировать целостную модель воспроизводственного процесса экономики региона и на её основе определить взаимно сбалансированную систему основных параметров безопасного и устойчивого экономического развития, разработать инструментарий управления экономической безопасности региона.
Литература
1.Таджикистан в цифрах. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2013.
2. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование. 2007.
3. Черенков В.Е. Современные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности.
УДК 351:347
Алексенко И.В.
Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ антимонопольного законодательства
В статье проводится анализ результатов антимонопольного контроля за органами государственной власти субъектов РФ, на основании которого делаются предложения по совершенствованию законодательства в рамках реализуемой антимонопольной политики
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, федеральная антимонопольная служба РФ, преференции, торги.