ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
УДК 338.246:346.548(1)
Ключевые слова: экономика региона, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности
Е.Г. Казанцева
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В работе рассмотрена сущность экономической безопасности; дана оценка экономической безопасности Кемеровской области; рассмотрены актуальные проблемы экономической безопасности и предложены пути повышения уровня экономической безопасности региона.
Безопасность и устойчивость являются важнейшими характеристиками экономической системы, которые определяют способность экономических субъектов к развитию, обеспечению достойных условий жизнедеятельности населения, устранению возникающих угроз. Экономические системы обладают как общими признаками, характерными для любой системы (биологической, физической и пр.), так и специфическими. Как и любая система, они обладают своими собственными закономерностями развития, отличными от закономерностей развития как их собственных отдельных элементов, так и других независимых объектов. Они находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая представляет собой совокупность объектов, изменение свойств которых влияет на систему, и объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Экономические системы очень сложны, и их развитие зависит от множества случайных факторов. Они обладают рядом особенностей, которые
отличают их от иных систем: нестацио-нарность (изменчивость) отдельных параметров систем и стохастичность поведения; уникальность и непредсказуемость поведения систем в конкретных условиях (благодаря наличию активного элемента
— человека) — и вместе с тем наличие у них предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; способность изменять структуру и формировать варианты поведения: способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям; способность адаптироваться к изменяющимся условиям; способность и стремление к целеобразованию.
Экономические системы функционируют по особым законам, которые накладывают специфику на возможность обеспечения их безопасности и устойчивости.
• Закон синергии, который заключается в том, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
• Закон самосохранения, в соответствии с которым каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (все ресурсы).
• Закон развития, предполагающий, что каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного
потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
• Закон информированности-упорядоченности, в соответствии с которым система имеет тем большую вероятность устойчивого функционирования, чем большей информацией располагает система о внутренней и внешней среде.
• Закон единства, исходя из которого каждая система стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.
• Закон композиции и пропорциональности, предполагающий, что каждая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Исходя из специфики экономических систем следует вывод, что понятие безопасности экономических систем также имеет ряд черт, присущих в целом безопасности как универсальной категории природных, общественных, биологических систем и в то же время обладает рядом специфических характеристик, связанных со спецификой экономических систем. Традиционно под безопасностью экономической системы понимают такое ее состояние, при котором не нарушаются основные условия социально-экономического воспроизводства экономической системы: это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость экономической системы, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
В зависимости от уровня исследования различают следующие виды экономических систем: метасистема — мировая экономическая система в целом; макроэкономические системы — экономические системы отдельных стран; мезосистемы
— экономические системы регионов, областей; микросистемы — экономические системы отдельных предприятий, отдельных хозяйствующих субъектов. В соответствии с уровнем экономических систем выделяют и уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, регионального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.
В современном мире можно выделить процессы, оказывающие определяющее воздействие на экономические системы любого уровня: глобализация экономики; ужесточение конкуренции; ускорение перемен (ускорение темпа обновления инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появление новых технологий); информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям); возрастание значимости нематериальных ресурсов производства (развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений). При формировании механизмов обеспечения безопасности экономических систем необходимо учитывать эти процессы.
В последние десятилетия возрастает интерес к проблемам региональной экономической безопасности. Некоторые отечественные и зарубежные экономисты считают, что процессы глобализации ведут к зарождению так называемого нового регионализма. Одной из важнейших проблем взаимозависимого мирового сообщества является уже не сотрудничество различных социально-экономических систем, а взаимодействие разноуровневых хозяйственных структур, характеризующихся не только степенью развития, но степенью вовлеченности в мировое разделение труда и мировое хозяйство, причем, как точно отмечает
В. Бандурин: «...Государственные гра-
ницы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы перемещения всех видов ресурсов». [1, с. 21] Современный этап экономической интеграции определяется как открытый регионализм.
С позиции системного подхода экономическая теория выделяет два варианта понятия «регион»: регион как сугубо экономическая система и регион как социально-экономическая система. Сугубо экономический подход был сформирован в 20-30-х гг. XX в. и предполагал развитие в регионе отраслей производства с целью получения экономического эффекта в масштабах всего народного хозяйства страны, причем без учета последствий для самого региона. Основная задача регионального комплекса заключалась в обеспечении развития производства, которое при данных условиях (природный и трудовой потенциалы, географическое положение, транспортные возможности) даст наибольший экономический эффект в масштабах всего хозяйства.
Социально-экономический подход к региону сформировался к началу 70-х гг. прошлого столетия. Данный подход теоретически ставит уровень жизни людей в зависимость от эффективности функционирования региональной экономики. Другими словами, при таком подходе регион понимается как система, для которой характерно взаимодействие производственной, экологической и социальной подсистем. Однако несмотря на большое количество работ в этом направлении, все еще не разработаны не только методология и теоретическая база, но и принципиальные подходы для реализации социально-экономического направления. Наиболее удачным нам представляется определение региона, предложенное Л. Журавлевой, которая понимает регион как территориальное образование, имеющее четко очерченные административные
границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. [2, с. 90]
Под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики и социальной сферы региона, органически интегрированной в экономику Федерации как относительно самостоятельной структуры. [3] Экономическая безопасность региона рассматривается обычно в рамках экономической безопасности Федерации. Экономическая безопасность региона складывается в результате интеграции региона в экономическую систему Федерации и в то же время — региональной независимости. В идеальном случае экономическая безопасность региона идентифицируется, с одной стороны, с интересами его населения, а с другой
— с интересами Российской Федерации в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации — интересами федерального центра, а интересы населения — интересами отдельных слоев населения. Обеспечение экономической безопасности региона достигается в результате согласованных действий органов власти федерального и регионального уровней, а также посредством повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленных на стимулирование проведения реформ в регионах.
Обратимся к угрозам экономической безопасности регионов. Угрозы региональной социально-экономической безопасности — это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на
региональную социально-экономическую систему, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства. Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности показал, что угрозы могут длительное время не проявляться в открытой и острой форме, что не должно ослаблять внимания к решению конкретных проблем, о которых сигнализируют индикаторы экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и увеличения числа угроз. [4, с. 16-17]
Следует отметить, что максимальное количество угроз наблюдалось в российских регионах в период экономического кризиса 90-х гг. XX в. В период с 2000 по 2008 гг. ряд угроз потерял свою остроту, однако в связи с мировым экономическим кризисом многие угрозы стали вновь актуальными для регионов. Рассмотрим на примере Кемеровской области, какие угрозы являются наиболее значимыми.
Учитывая специфические характеристики Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, современное состояние региональной экономики и наличие угроз безопасности региона, охарактеризуем состояние ее экономической безопасности. В основе анализа лежит мониторинг уровня экономических угроз, осуществляемый посредством системы индикаторов экономической безопасности, имеющих определенные пороговые значения, приближение к которым означает реальный подрыв экономической безопасности региона.
По экономическому потенциалу Кемеровская область — крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации. Основу экономики области составляет промышленный комплекс. Промышленный комплекс Кузбасса является многоотраслевым и представлен как тяжелыми отраслями (добыча угля, производство продукции металлургии и химии), так и отраслями, специализиру-
ющимися на производстве конечной продукции (производство машин и оборудования, пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и др.).
В середине 90-хгг. ХХв. социально-экономическая система области переживала глубочайший социально-экономический кризис. К 1997 г. падение промышленного производства по сравнению с 1990 г. достигло 50%, а в машиностроении, химической, пищевой промышленности
— 3-3,5 раза. Область утратила почти половину производственного потенциала, а реструктуризация угольной отрасли была превращена в масштабную ликвидацию шахт. Объем производства в металлургии снизился к середине 1997 г. почти вдвое.
Особенно болезненно сказались реформы на предприятиях машиностроения, оборонной и легкой промышленности. Объем производства в легкой промышленности сократился почти в 10 раз. Резкое снижение оборонного заказа привело к падению объема выпуска продукции в этих отраслях в 74 раза, а также снижению численности трудящихся на предприятиях оборонного комплекса более чем в 5 раз.
Практически исчезли денежные платежи, которые заменил бартер и различные денежные суррогаты. Резко ухудшилось финансовое положение предприятий, снизились показатели эффективности их деятельности. Удельный вес убыточных предприятий в промышленности составлял 52%, а черной металлургии — 72%, в цветной — 67%, в легкой промышленности — 64%.
Резко возросла задолженность по заработной плате и в бюджетах всех уровней. Отставание по выплате зарплаты достигало почти 4 месяцев, а в черной металлургии, химической, легкой промышленности — более полугода. Несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, социальных пособий, нестабильное финансовое положение промышленных предприятий явились основными причинами
проведения забастовок и других акций протеста.
Руководством области в этот период были приняты конкретные меры по стабилизации социально-экономической системы области. Главными приоритетами были: преодоление кризисного состояния и перевод на устойчивую работу предприятий базовых отраслей экономики (угольной, металлургической, химической промышленности, машиностроительного и агропромышленного комплексов); создание условий для притока инвестиций, внедрение новых технологий и эффективной межхозяйственной кооперации; упорядочение бюджетного процесса и сокращение дефицита бюджета области; обеспечение роста уровня жизни населения, включая создание эффективной системы социальной поддержки социально незащищенных категорий граждан. К началу XXI в. удалось вывести область из затяжного социально-экономического кризиса, восстановить докризисный уровень и во многих отраслях преодолеть его. Однако с середины 2008 г. в экономике области вновь начали проявляться кризисные тенденции.
На основе анализа социально-экономического развития Кемеровской области в период 1999-2008 гг. можно дать оценку уровня ее экономической безопасности с учетом особенностей экономики региона и наиболее уязвимых ее мест.
1. С середины 1990-х гг. XX в. до начала XXI в. Кемеровская область относилась к регионам с относительно невысоким уровнем социально-экономической безопасности, несмотря на существенный вклад в развитие российской промышленности. С 1999 г. ситуация в области характеризовалась существенным ростом основных макроэкономических показателей: рост валового регионального продукта составил 40%, производства промышленной продукции — 30%, продукции сельского хозяйства — 17%, объем инвестиций в экономику области увеличился в 3,4 раза,
выпуск товаров и услуг предприятиями малого бизнеса — в 2,9 раза, оборот розничной торговли — в 2,5 раза, реальные денежные доходы населения — в 2 раза, начисленная заработная плата — в 5 раз, налоговые поступления в бюджетную систему — в 4,9 раза. Сегодня регион добывает 56% российского угля, в том числе 76% коксующегося. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве стала составляет 14%, проката черных металлов — 14%, ферросилиция — 53%, железнодорожный магистральных рельсов
— 53%, трамвайных рельсов — 100% [5]. До 2008 г. в наблюдались позитивные тенденции социально-экономического развития области, положительно влияющие на ее экономическую безопасность (рост объемов ВРП и промышленного производства; рост уровня доходов на душу населения, сокращение удельного веса убыточных предприятий и т.п.). Однако несмотря на рост объемов производства ВРП в 1999-2007 гг. вклад области в общий объем ВВП России не увеличивался. Доля ВРП Кемеровской области в ВВП России не превысила уровня, достигнутого в 1999 г. (1,9%). Отношение объема ВРП надушу населения к объему ВВП на душу населения не превышает 3/4. Это говорит о том, что ряд субъектов развивался более высокими темпами. Данный факт являлся не совсем благоприятным с точки зрения оценки роли Кемеровской области в системе национального воспроизводства. В конце 2008 — начале 2008 гг. в связи с мировым экономическим кризисом, резким сжатием спроса и падением цен на продукцию базовых отраслей угрозы экономической безопасности области обострились.
2. В области наблюдается старение основных фондов. Регион по данному показателю находится в неблагополучном положении. Степень износа основных фондов в электроэнергетике и черной металлургии превышает 55%. А нефтехимическая промышленность, где степень
износа основных фондов составила более 60%, находится в критическом состоянии, выход из которого подразумевает создание условий для инвестиционной привлекательности данной отрасли.
3. Сырьевая специализация экономики региона и первичной переработки ресурсов создают опасную зависимость социально-экономической ситуации в области от конъюнктуры на товарно-сырьевых рынках. Последняя является цикличной — рост цен на продукцию основных отраслей экономики в любой момент может смениться их стагнацией или спадом. Приведем пример циклического колебания цен на мировых товарных рынках, на которых реализуется продукция базового сектора Кемеровской области. Начиная с 2000 г. цены на энергетический уголь стабильно росли и к середине 2004 г. достигли своего максимума. После снижения цен во 2-й половине 2004 — 1-й половине 2005 гг. на 30—35%, рост возобновился. В связи с кризисом 2008 г., первые признаки которого на промышленных предприятиях области стали заметны в конце сентября — октябре, цены вновь снизились. В угольной отрасли стали появляться проблемы, связанные со снижением спроса и недостатком финансирования. Металлургия также почувствовала на себе влияние экономического кризиса 2008 г. Падение цены на сталь с июля прошлого года составило 40%, металлурги вынуждены сокращать производство из-за снижения спроса и кризиса ликвидности у потребителей. Следует отметить, что мировой финансовый кризис 2008 г. оказал негативное влияние на цены мирового рынка: снизились цены на энергетический и коксующийся угли, а также на металлы. В отличие от кризиса 1998 г., когда трудности были только на внутреннем рынке, а на экспорт продукция уходила стабильно, сегодня возникли проблемы как на внутреннем, так и внешнем рынках, что не способствует росту экономической безопасности области.
4. Объем инвестиций в основной капитал на протяжении 1999-2008 гг. непрерывно увеличивался: рост более чем в 4 раза к уровню 1999 г. Данный показатель превышает пороговое значение. Наибольшие объемы инвестиций направлялись в развитие базовых видов экономической деятельности — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство электроэнергии и металлургической продукции. Реализация инвестиционных проектов по использованию природных ресурсов и организации их переработки создавала условия для развития всех остальных отраслей промышленности и секторов экономики. Новые рабочие места и рост доходов населения создавали условия для развития производства потребительских, жилищного строительства, сферы услуг. Реализация крупных инвестиционных проектов приводила к росту загруженности инфраструктуры, прежде всего транспортной, что увеличивало налоговые поступления и развивало дорожное строительство. Объем инвестиций в развитие постиндустриальных секторов остается пока невысоким.
Основным механизмом реализации крупных инвестиционных проектов в Кузбассе является государственно-частное партнерство. Сложившаяся за многие годы традиция взаимодействия власти и бизнеса путем заключения соглашений о сотрудничестве давала значительный социально-экономический эффект: стабилизация промышленного производства, улучшение социального и инвестиционного климата в области.
Однако инвестирование в сырьевой сектор закрепило традиционную отраслевую структуру и сырьевую специализацию. Кризис в сырьевых отраслях может привести к сокращению объемов инвестиции и ухудшению экономического положения региональной экономики.
5. В сфере научно-технического потенциала области наблюдается снижение
численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых. В 2007 г. по сравнению с 1999 г. произошло сокращение почти на треть. Значительно ниже пороговых внутренние текущие затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП.
На рынке инновационных товаров Кузбасс занимает очень скромное место, в то время как этот рынок является одним из наиболее быстро развивающихся. Инновационная деятельность в Кемеровской области характеризуется, с одной стороны, значительным научно-техническим потенциалом, а с другой
— низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5% промышленных предприятий (для сравнения: в США — около 30%). Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила 2,7%. В то же время в расчете на один рубль затрат инновационно активные предприятия обеспечивают объемы выпуска продукции в 7 раз больше, чем при производстве по традиционным технологиям.
Столь низкий показатель развития инновационной деятельности в Кузбассе связан во многом с кризисным состоянием машиностроительной отрасли, где доля выпускаемой инновационной продукции в общем объеме производства машиностроения области составляла в прошлые годы всего 0,5%. В результате продолжается старение технико-техно-логической базы предприятий, на многих из которых немало структурно-депрес-сивных производств. В связи с этим следует заметить, что если недооценка роли структурно-инновационных факторов в развитии экономики будет продолжаться, то это приведет к превращению экономики в вечно «догоняющую» систему, которая обменивает сырьевые товары низкой степени переработки на наукоемкие
товары и интеллектуальные услуги с высокой долей добавленной стоимости.
6. Промышленная направленность экономики, высокая концентрация производства, высокий уровень урбанизации обусловливают остроту экологических проблем. Среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область имеет экологические показатели, превышающие пороговые значения, уступая по ряду показателей только Красноярскому краю и Иркутской области. Сразудвакруп-ных кузбасских города — Новокузнецк и Прокопьевск — входят в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Объем сброса загрязненных сточных вод в 2006 г. составил почти 700 млн м3, а объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу только стационарными источниками загрязнения — 1 млн 300 тыс. т. В Кузбассе самый низкий процент рекультивированных земель по сравнению с другими горнодобывающими районами страны. Ежегодное накопление вскрышных пород достигает 950 млн т. К настоящему времени на внешних отвалах уже накоплено 12 млрд т вскрышных и вмещающих пород. Повсеместно острой остается проблема обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов. Утилизация и переработка отходов не охватывает даже 1% вновь образованных отходов. Показатели, характеризующие экологическую безопасность, не соответствуют пороговым значениям, существенно превышают допустимые нормативы.
7. Доля убыточных предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов области сократилась с 1999 по 2007 г. сократилась в 1,4 раза, объем полученной прибыли увеличился почти в 9 раз. Несмотря на позитивную динамику доля убыточных предприятий остается высокой (в 2008 г. — 29,4%). В конце 2008 — начале 2009 гг. наблюдается ухудшение финансово-экономического положения предприятий, проявляющееся в росте
просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, снижении оборачиваемости оборотного капитала.
8. За 1999-2008 гг. реальные располагаемые денежные доходы в среднем по области увеличились почти в 2,5 раза, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась более чем в 2 раза и составила в 2008 г. 12,3% (при пороговом значении 7%). По величине среднедушевых доходов населения область занимает одно из лидирующих положений в Сибирском федеральном округе. Вместе с тем существует значительная дифференциация доходов населения среди муниципальных образований области (более 3 раз).
9. В социальной сфере угрозу представляет превышение пороговых значений показателя безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда (в 2008 г. уровень безработицы составил 7%, в 2009 г. число безработных начало стремительно возрастать). Кроме того, Кемеровская область далеко шагнула за черту кризисного значения естественного прироста населения, так как наблюдается не прирост, а убыль (естественный прирост в 2008 г. составил (-3,3) человек на 1000 человек населения). Крайне низка продолжительность жизни (63,1 года) по отношению к среднероссийскому значению (66,5 года). В то же время, следует отметить рост рождаемости и снижение смертности на протяжении последних 3 лет.
10. Неравномерность развития муниципальных образований области. В Кемеровской области функционирует 223 муниципальных образования: 16 городских округов, 18 муниципальных районов, 167 сельских поселений, 22 городских поселения. Для муниципальных образований характерен высокий уровень дотационности бюджетов (до 90% муниципальных образований получают дотации из фондов финансовой поддержки); недостаточный объем налоговых поступ-
лений, закрепление за поселениями налогов, слабо связанных с уровнем социально-экономического развития; низкий стартовый уровень социально-экономического развития городских и сельских поселений, недостаток квалифицированных кадров.
Таким образом, существуют проблемы требующие незамедлительного решения: неблагоприятные структурные отраслевые сдвиги в пользу добывающих отраслей; старение средств производства; недостаточные объемы финансирования НИОКР; низкий удельный вес объемов производства высокотехнологичной продукции; отток квалифицированных кадров; углубление ценовых диспропорций; неблагоприятная демографическая ситуация, вытеснение с рынка региональных производителей; неблагоприятные структурные отраслевые сдвиги в пользу добывающих отраслей.
Экономическая безопасность региона формируется посредством комплекса мер, направленных на устойчивое развитие экономики региона и противодействие внешним и внутренним угрозам. Стратегия обеспечения экономической безопасности региона должна базироваться на следующих основных принципах: обеспечение экономической безопасности региона должно опираться на единство действий федеральных и региональных органов государственной власти и поддерживаться всеми структурами экономики; экономическая безопасность региона обеспечивается прежде всего эффективностью самой региональной экономики.
Участие Центра в повышении экономической безопасности территории заключается в осуществлении государственной поддержки федеральных программ регионального развития; паритетном участии в крупных региональных инвестиционных проектах с учетом различных форм льготирования; создании равноправного взаимодействия федеральной и регио-
нальной бюджетных систем; создании благоприятного климата в развитии экономической среды на территории; выборе обоснованной экономической стратегии в отношениях с территориями.
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюд-жетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
Приоритетными задачами региональной экономической политики государства, направленными на повышение экономической безопасности, являются: реализация государственной региональной инвестиционной политики; реструктуризация экономики с преимущественным развитием, с одной стороны, отраслей наиболее прибыльных и перспективных на данный период, с другой стороны — отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда; активизация собственных источников развития; формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения; развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством территории; локализация и преодоление депрессивного состояния отдельных районов, а в случае необходимости — придание им статуса районов (территорий) экономического бедствия.
Кроме того, в выступлении на расширенном заседании Государственного со-
вета по вопросу «О стратегии развития России до 2020 года» В. Путин обращал внимание на необходимость модернизации государственного управления путем проведения эффективной региональной политики и перехода к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации — равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий [6].
Региональная стратегия должна учитывать социально-экономический потенциал, геополитические особенности региона, национальный менталитет населения, природно-географические особенности и ресурсную обеспеченность региона. При формировании стратегии экономической безопасности региона следует принимать во внимание, что процесс обеспечения экономической безопасности — это процесс устойчиво сбалансированного развития экономики, ее диверсификации на структурно-инно-вационной основе, что позволяет проводить независимую экономическую политику и достигать глобальные стратегические цели страны для динамичного и постоянного повышения качества жизни населения [7, с. 97]. Главным результатом деятельности органов власти в сфере обеспечения экономической безопасности региона должно являться повышение качества жизни населения, которое будет гарантироваться правовыми, политическими и экономическими средствами, относящимися к компетенции региональных органов власти.
К приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности области, на наш взгляд, относятся:
1. Создание условий для устойчивого развития экономики области.
Для обеспечения устойчивого развития экономики региона необходима ее диверсификация и структурная перестройка, рост удельного веса отраслей, производящих инновационную продукцию; ускорение темпов структурных преобразований, направленных на внедрение энергосберегающих технологий и организацию устойчивых рынков сбыта, диверсификацию производства в направлении формирования мощного блока перерабатывающих отраслей. Необходимо также создать условия для развития инновационных технологий с целью постепенного снижения доли сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства Кузбасса и его зависимости от конъюнктуры мирового рынка (все это и составит суть движения к приемлемому уровню экономической безопасности региона).
Приоритетным направлением должна стать поддержка инновационного предпринимательства и предприятий, ориентированных на выпуск импортозамещающей и экспортной продукции. Инновационный путь развития в современном понимании основан на системном использовании конкурентоспособных наукоемких производств и формировании инновационной среды, основанной на новых знаниях и технологиях. Инновационный путь развития обеспечивается созданием предпринимательской среды со значительной долей инноваций в технологиях, управлении и др., повышением конкурентоспособности крупных фирм, обеспечением поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, формированием кластеров инновационных предприятий и инновационных «поясов» ведущих вузов; интегрированием науки, власти и бизнеса в целях создания единой инновационной системы, основанной на коммерциализации знаний и научно-технических достижений. Сейчас завершено формирование Кузбасского технопарка, который должен
сыграть роль катализатора инновационной активности на региональном уровне.
С целью повышения темпов экономической динамики администрация Кемеровской области разработала Стратегию социально-экономического развития региона до 2025 года. Стратегическими направлениями развития в Кемеровской области в долгосрочной перспективе определены: повышение конкурентоспособности региона, обеспечение стабильного роста в базовом секторе экономики региона, диверсификация регионального хозяйства, создание инновационного задела для роста новых секторов производства и улучшения на этой базе благосостояния жителей региона. Стратегия предусматривает рост валового регионального продукта в 2,9 раза, инвестиций
— в 3,3 раза. Доходы населения, как ожидается, возрастут к 2025 г. в 5,6 раза, а его численность — с 3 до 4 млн человек. [8]
Стратегия предполагает развитие области по следующим направлениям: стабилизация базовых секторов экономики; диверсификация экономики; стабилизация системы расселения; повышение качества административного управления; повышение уровня развития человеческого капитала и преодоление дисбаланса на рынке труда; улучшение экологии. Многие мероприятия, предусмотренные Стратегией, были запланированы в Программе экономического и социального развития Кемеровской области на 2005-2010 годы. Однако следует отметить, что Стратегия нацелена на сохранение в экономике области устойчивого ядра (ядро системы — это понятие, отражающее определенное функциональное положение одного из элементов системы, заключающееся в упорядочении, опосредовании им как внутрисистемных отношений, так и отношений системы со средой, в силу чего этот элемент имеет двойственное строение, является носителем основной информации о системе и занимает доминирующее положение), об-
разуемого крупными производствами сырьевого и полупродукгового характера [9]. С одной стороны, это обоснованно, поскольку именно они реализуют конкурентные преимущества региона, а с другой — дает относительно невысокие шансы для конкурентных преимуществ в постиндустриальном секторе.
2. Снижение угрозы основам жизнеобеспечения региона — обеспечение функционирования народного хозяйства области в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных политическими, экономическими, техногенными или экологическими причинами.
Мероприятия должны быть направлены на формирование оптимальной и эффективной структуры ядра экономической системы, гарантирующего удовлетворение важнейших общественных потребностей, поддержание минимального уровня жизни населения в экстремальных ситуациях. К жизнеобеспечивающим отраслям, составляющим ядро экономической системы области, относятся: мощности по производству энергоресурсов; элементы транспортной инфраструктуры (особое значение имеют мероприятия, направленные на организацию параллельных и дублирующих транспортных связей); объекты коммунального хозяйства; отдельные компоненты сельскохозяйственного производства (достижение самообеспечения области основными видами сельскохозяйственной продукции: зерно, овощи, картофель, мясо, молоко).
3. Современный экономический рост предъявляет очень высокие требования к человеческому фактору. Поэтому область нацелена на развитие социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры, спорта, совершенствование системы социальной защиты), духовно-нравственное совершенствование, развитие гражданских инициатив. В Кузбассе реализована Концепция качества жизни населения на 2005-2008 гг.,
которая предполагала комплексный подход к решению проблем качества жизни людей. Это своего рода суперпрограмма, объединяющая региональные и муниципальные программы общей идеей: все, что делается в сфере экономики, строительства, здравоохранения, образования, социальной защиты должно быть направлено на повышение качества жизни населения. В последние годы в связи с реализацией приоритетных национальных проектов состояние социальной сферы значительно улучшилось, однако не все проблемы решены. В связи с этим целесообразна разработка и реализация концепции качества жизни населения региона на соответствующий период.
4. Решение масштабных задач по обеспечению устойчивого развития невозможно без дальнейшего совершенствования местного самоуправления. Развитие муниципальных образований должно стать основой устойчивого безопасного развития социально-экономической системы региона.
Обеспечение экономической безопасности области должно стать долговременной целью регионального развития, являться одним из критериев оценки при принятии стратегических решений. В ряде субъектов РФ разрабатываются нормативные документы по обеспечению региональной экономической безопасности. Например, в республике Коми разработана Концепция экономической безопасности республики, в Ульяновской области — Концепция региональной экономической безопасности.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение принадлежит упреждению зарождающихся угроз. С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное — выявлять
возможность резкого катастрофического спада и принимать своевременные меры.
Список литературы
1. Бандурин В.В., Рацич Б.Т., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М. : Буквица, 1999.279 с.
2. Журавлева Л.А. Отраслевые рынки. Теория, практика, формирование и развитие. Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2003. 252 с.
3. Экономическая безопасность как объект регионального исследования / А. Татаркин, О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев. // Вопросы экономики. 1996. № 6. с. 78-80.
4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5. с. 15-24.
5. Здесь и далее представлена информация и результаты анализа информации Кемеровского областного комитета государственной статистики за 1990-2009 годы.
6. Путин В.В. Выступление на расширенном
заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». [Электронный ресурс]. иЛЬ: http://www.remlin.ru/ext/
арреаге/2008/02/ 159528.эМт!.
7. Элементы эмерджентности и диссипатив-ности в развитии экономики: проблемы экономической безопасности / В. Сурнин, И. Ольницкий, О. Богомолова, С. Вик, Е. Долбня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.276 с.
8. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу/Кузбасс. 2007. 20 июля. с. 3-4.
9. Василькова В.В. Синергетика и прогнозы социальной самоорганизации. Автореферат на со-иск.... докт. филос. наук. СПб., 1999.42 с.