I
LH
s
О
LU
<
d uj
56
принципами, которые полностью раскрывают сущность системно-деятельностного подхода.
Кроме того, современный урок будет результативным, если определить формируемые компетенции и фонд оценочных средств этих компетенций, которые связаны с личностными, метапредметными и предметными результатами освоения ООП начального общего образования. Фонд оценочных средств поможет учителю четко сформулировать цели и задачи урока [7].
Таким образом, ничего изобретать не нужно, "велосипед изобретен" - концепция теории урока разработана, апробирована, доказана ее эффективность. Трудно перестроиться учителю-практику, проектирование такого урока требует от него особых усилий: теоретической подготовки и времени, которого, как всегда, не хватает. С другой стороны, в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов необходимо изучать существующие концепции моделирования и проектирования урока в начальном образовании, сравнивать эти концепции, анализировать и делать правильный выбор [6].
Кроме того, проектирование этапов уроков может осуществляться с учетом структуры определенного учебного действия; логико-психологическая подструктура урока - с учетом этапов усвоения нового способа действия; виды деятельности учителя и ученика - с учетом ключевых компетенций, обозначенных ФГОС НОО [8].
В связи с этим урок приобретает другой смысл: это не отрезок времени, а фрагмент УД по формированию определенного учебного действия и может длиться час, два, десять минут. Именно такой урок проектируется, при таком подходе невозможно написать конспект урока, поскольку возможен многовариантный
план урока, так как, идя на урок с одной задачей, учитель может решать ту, которая возникает непосредственно на уроке у детей [6].
Вопросы проектирования современного урока в начальном образовании составляют проблемное поле, и будут еще долго являться предметом обсуждения многих специалистов.
Примечания:
1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК "Школа развития (подразделения школы №1133 г. Москвы). - М. : Развитие личности, 1998. - 360 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. -554 с.
3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М., 1996.
4. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока : методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.
5. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - Рига, 1992.
6. Реутова Л.П. Научная интерпретация современного урока в начальном образовании // Современные концепции научных исследований: материалы 12 Международной научно-практической конференции. Часть 2. - №11 (20). - М.: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 58-61.
7. Реутова Л.П. Методология современного урока в начальном образовании// Новая наука: от идеи к результату : научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 февраля 2016, г. Сургут) / в 3 ч. - Ч 2. - Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2016. - С. 115-120.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от б октября 2009 г. №373.
9. Эльконин Д.В. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюка, П.Р. Ча-маты. - Киев, 2001.
EFFICIENCY MANAGEMENT OF THE PARENTAL ENLIGHTENMENT CENTERS SPECIALISTS' TRAINING Ryndak Valentina Grigor'evna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of General Pedagogy, Honored worker of Science of the Russian Federation, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: [email protected]
in the article, the key roie of the parental enlightenment is revealed. The model of the parental enlightenment centers specialists' training is presented (axioiogicai-orientationai, content-related, technological modules). The stages and criteria! characteristics of the parental enlightenment centers specialists' training are defined.
Keywords: parental enlightenment; specialists' training; efficiency management.
УДК 371.01 УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ВАК РФ 13.00.05 ДЛЯ ЦЕНТРОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
© Рындак В.Г., 2017
В данной статье раскрывается ключевая роль родительского просвещения. Представлена модель подготовки кадров для центров родительского просве-
щения (ценностно-ориентировочный, содержательный, технологический блоки). Обозначены этапы и критериальная характеристика подготовки кадров для центров родительского просвещения.
Ключевые слова: родительское просвещение; подготовка кадров; управление эффективностью.
Социокультурная роль родительского просвещения состоит в том, что в ситуации утраты внутрисемейного опыта родительства и объективного и субъективного обесценивания такого опыта в силу социально-культурных изменений система родительского просвещения становится фактом признания неоценимой значимости родительства в современном российском обществе, а также знаком уважения роли родителей, показателем поворота общества и государства в сторону интересов семьи и отдельного человека.
Родительское просвещение является продолжением гуманизма как светского культурного направления, которое характеризуется систематическим формированием особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложнейших вопросов, связанных со здоровьем ребенка, его физическим, интеллектуальным и творческим развитием, образованием.
В настоящее время в России существуют два основных направлений образовательных программ для родителей. Первое - родительское просвещение на базе госучреждений как продолжение советской системы пропаганды. Второе - частные психологические тренинги и семинары для современных родителей. Кроме того, существуют образовательные инициативы для родителей, которые исходят от религиозных учреждений и имеют свои цели и стандарты. Основные направления родительского образования сосуществуют в современной образовательной реалиях, где цели и аудитория не пересекаются. Что более важно - программы явным образом не ориентируются друг на друга (по крайней мере, в текстах о государственных и частных 16 образовательных программах не видно отсылок к образовательным практикам из другого сектора) и почти не конкурируют.
1. Формирование стратегии, политики и целей в области подготовки кадров для центров родительского просвещения. Разработка целей и задач, связанных с подготовкой педагогических кадров к реализации государственных образовательных программ для родителей, которые являются бесплатными и реализуются в образовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах) и организациях дополнительного образования и негосударственных программ просвещения родителей, которые реализуются в разнообразной целевой аудитории, от специфических групп: родителей детей с ограниченными возможностями, матерей-одиночек, приемных семей, родителей детей с определенными заболеваниями, - до "ответственных" родителей, для которых воспитание детей - профессиональный навык, требующий развития в виде онлайн-курсов, онлайн-лекций и вебинаров, тренингов, лекций, семинаров, индивидуальных консультаций у психолога.
2. Определение внешних и внутренних факторов, воздействующих на процесс подготовки кадров для центров родительского просвещения (политического, экономического, материально-технического, социального, педагогико-психологического и иных объективно воздействующих на качественную и количественную стороны подготовки педагогических кадров).
О си
ь-
0-<
си си
кк" С
Ё
57
РЫНДАК Валентина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Общей педагогики, Заслуженный деятель науки РФ, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург [email protected]
¥ I
UJ S
о
UJ
<
d UJ
58
3. Формирование и реализация процессной модели организации и управления процессами подготовки (переподготовки или повышения квалификации кадров) для центров родительского просвещения.
В нашем опыте это процессная модель подготовки кадров для центров родительского просвещения, включающая следующие блоки:
Блок 1. Ценностно-ориентировочный, содержание которого формируется на основе результатов факторного анализа. Например, мы выделили несколько областей родительской самоэффективности, на которые и нацелили образовательные программы: 1) общая оценка готовности и способностей родителей решать проблемы с ребенком в случае их возникновения; 2) общая удовлетворенность ролью родителя; 3) оценка способностей проводить время с ребенком с удовольствием; 4) оценка способностей регулировать поведение ребенка.
Блок 2. Содержательный.
1. Знания, на формирование которых должны быть направлены образовательные программы для родителей:
- широкий спектр знаний в области психологии и педагогики детей разного возраста -от рождения до взрослости, навыки ухода за ребенком, решения насущных задач воспитания;
- основы детской психологии, учитывающие социально-психологические особенности детей данного возраста (младенчество и раннее детство - от 0 до 3 лет, дошкольный возраст - от 3 до 7 лет, младший школьный возраст - от 7 до 10 лет, младший подростковый возраст - от 10 до 15 лет, старший подростковый возраст - от 15 до 18 лет);
- знания о реалиях системы образования, о возможностях получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, правах и обязанностях родителей, в том числе в области взаимодействия с системой медицинской помощи и образования;
- знания в правовой сфере, связанные с системой дошкольного и школьного образования, а также с особенностями получения образования детей с ОВЗ.
2. Компетентности и личностные качества, на формирование которых должны быть направлены образовательные программы для родителей:
- способность самостоятельно выстраивать стратегию воспитания;
- способность быть чувствительным к собственному ребенку, уметь замечать его реакции на действия родителей и других взрослых;
- способность критически оценивать предлагаемые рекомендации, принимать решения, учитывая их последствия;
- способность критически анализировать различные источники информации о воспитании и обучении детей различного возраста;
- способность ведения переговоров с родственниками и другими людьми, вовлеченными в воспитание и обучение ребенка, способность конструктивного разрешения возникающих конфликтов;
- способность ведения переговоров с представителями системы образования, способность конструктивного разрешения возникающих конфликтов, связанных с возможностями получения детьми качественного общего (как дошкольного, так и школьного) и дополнительного образования.
Блок 3. Технологический: очный режим (родительский университет; родительский лекторий; вечера вопросов и ответов; родительские собрания; индивидуальные и групповые тематические консультации; открытые уроки; методологические семинары; дидактические игры; научно-практические конференции и др.), дистанционный режим (апелляция к собственному опыту; наблюдение за опытом окружающих; получение поддержки от значимого окружения; повышение толерантности к ситуации неопределенности; получение ярких эмоциональных впечатлений и позитивного опыта в ходе совместной групповой работы), трансляция лекций в сети "Интернет" с использованием Internet - ресурсов (переписка по электронной почте, обсуждение вопросов на форумах и т.п.).
Этапы подготовки кадров для центров родительского просвещения: I этап предварительной работы с педагогами, ведущими просветительскую работу; II этап психолого-педагогической диагностики, определяющий образовательные потребности родителей; III этап непосредственного обучения; IV этап анализа результатов мониторинга готовности кадров к родительскому просвещению.
4. Управление процессом подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров для центров родительского просвещения согласно видам ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, информационных; управление основными процессами (обучение, воспитание, экспериментальная и инновационная деятельность, дополнительное образование и др.) и обеспечивающими процессами (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.).
5. Критериальная характеристика оценки подготовки кадров к родительскому просвещению (табл. 1).
Таблица 1 - Критериальная характеристика оценки подготовки кадров к родительскому просвещению
6. Научно-педагогическое обеспечение мониторинга и контроля эффективности процесса подготовки кадров.
7. Непрерывный мониторинг, контроль и модернизация подготовки кадров для центров родительского просвещения: оценка качества первичной подготовки; оценка качества переподготовки и повышения квалификации; оценка конечного результата деятельности (по результатам деятельности центров деятельности
родительского просвещения); комплексная оценка эффективности деятельности системы подготовки кадров.
8. Выработка управленческих рекомендаций, реализация управленческих решений, принятых на их основе, и мониторинг их эффективности.
Литература:
1. Буцева К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей / К.Н. Буцева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - 2.
- С. 28-30.
2. Валеева Н.Ш. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н.Ш. Валеева, М.М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - 4. - С. 356-362
3. Карпова C.B. Подготовка студентов к психолого-педагогическому просвещению родителей : автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Петрозаводск, 2007. - 22 с.
4. Рындак, В.Г.Мы родом из детства [Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе] : монография / В.Г. Рындак - М. ; Оренбург : Пед. вестник ; Оренб. Гос. ин-т менеджмента, 2006. - 203 е., [57] л. Ил.
5. Рындак В.Г. и др.Педагоги-ческое просвещение родителей : Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Наумен-ко ; под ред. проф. В.А. Лабу-зова. - Оренбург : РЦРО, 2009.
- 205 с.
6. Рындак В.Г. Динамика педагогических ценностей и смыслов в подготовке современного педагога / В.Г. Рындак, H. М. Михайлова // Университетское образование
современного педагога сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2016. - С. 72-77.
7. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка / Г. Хо-ментаускас. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 224 с.
8. NienhuisMontessori B.V. Die Montessori -Materialien. - BL: Zelhem Verlag, 2001. - 137 P.
9. Hamalainen J. Introductionto Social Pedagogy/ J. Hamalainen. - Tartu : University Press, 2001.
n/n Критерий Показатели Методы сбора информации Используемые материалы
1 Социальная значимость -нормативность - степень соответствия направлений, содержания и результатов подготовки кадров для ЦРП; -действенность - реальные возможности кадров, взаимодействие кадров и ЦРП; -удовлетворенность -баланс интересов кадров и родительской общественности -изучение нормативной документации; -анализ деятельности кадров; -анализ деятельности кадров ЦРП; анкетирование; -опрос -комплексно-целевые программы подготовки кадров ЦРП; -индивидуальные творческие планы кадров; анкета «Удовлетворенность»
2 Рост потенциала кадров для родительского просвещения -открытость - готовность представлять собственный опыт; осуществлять взаимообмен информацией с окружающей средой; возможность свободы выбора пути развития; привлечение собственных ресурсов для достижения целей; -появление новых организационных структур; многообразие вариантов функционирования и развития системы подготовки кадров родительскому просвещению; -полнота - распространение опыта на курсовой и межкурсовой периоды -анализ статистических документов; -мониторинг; -анализ форм подготовки кадров -карта инновационных форм подготовки и переподготовки кадров; -карта «Инновационный банк родительского просвещения»; -программы подготовки и переподготовки кадров родительского просвещения
3 Гуманизация -направленность на создание реальных возможностей участия кадров в родительском просвещении; -Сформ ированность потребительского спроса; -избирательность в выборе целей содержания, форм подготовки кадров к родительскому просвещению -анкетирование; -опрос; -анализ запросов кадров родительского просвещения ЦРП -анкета «Удовлетворенность»; -выпускные работы; -проектные задания; -карта родительского просвещения
4 Прогностич-ность -осознание необходимости прогностических исследований; -инструментарий прогнозирования деятельности кадров в системе родительского просвещения -коллективная генерация идей; -метод экспертных оценок; -ранжирование -диагностические материалы; -программы мо-дераторских, проектировочных семинаров