СтепановИ.В., ГрачевЮ.А. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного.
УДК 343.9
И.В. Степанов*, Ю.А. Грачёв**
Управление деятельностью
по обеспечению безопасности дорожного движения. Состояние, проблемы, пути совершенствования
Изложен авторский взгляд на повышение безопасности дорожного движения, сокращение смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях, снижение социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях непрерывного роста количества автомобилей, повышение уровня подготовки специалистов оказывающих помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий, повышение уровня информированности населения в вопросах поведения при помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Рассмотрены различные меры улучшения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, автомобиль, безопасность, аварийность, пострадавший, транспортная система, смертность.
I. V Stepanov*, Y.A. Grachyov**. Management activities to ensure road safety. Status, problems and ways to improve. The author's view of the road safety, the reduction of mortality in road traffic accidents, reducing the social and economic costs of road accidents in continuous growth in the number of vehicles, improving the training of specialists providing assistance to victims of road proishestviy, raising public awareness behavioral issues with the help of victims of road accidents. Various measures to improve road safety.
Keywords: car accident, car, safety, accident, the victim, the transport system, mortality.
Дорожное движение - это один из способов удовлетворения потребности общества в территориальном и пространственном перемещении людей, средств и продуктов труда.
Согласно законам физики, потенциально опасно движение транспортных средств на любой скорости, в любой момент времени. А если учесть, что качеством удовлетворения транспортной потребности является время, затраченное на передвижение и перевозку, то получается, что степень опасности возрастает пропорционально стремлению к минимизации временных затрат. Это явление носит название добровольного риска: люди сознательно отказываются от безопасности для удовлетворения своих насущных потребностей. [9]
В настоящее время в нашей стране отмечен всплеск автомобилизации. Стремительно растет количество автомобилей, нарастает интенсивность транспортных потоков, в корне меняются традиционные понятия о мобильности человека. Соответственно растет и число аварий. Рост количества автомобилей на 1000 человек в России сопровождается с коэффициентом роста числа аварий 1,2-1,3. В Европе и США данный коэффициент всегда меньше единицы, что говорит о положительном эффекте от роста числа автомобилей у них и о негативном - у нас.
Законодатель закрепляет за участниками дорожного движения самостоятельный выбор в противоречии «время - безопасность», при этом предписывается сделать выбирать последнюю, ибо жизнь и здоровье граждан являются ценностью государства. [4]
Но зачастую участники дорожного движения делают обратный выбор: происходит увеличение скорости движения транспортного средства и, как следствие, растет риск аварийной ситуации и усугубляется тяжесть её последствий.
По ряду ключевых показателей аварийности Российская Федерация находится в первой десятке стран, где отмечена тенденция роста количества аварий. В нашей стране численность погибших на 100 тыс. жителей примерно в три раза больше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза больше по сравнению с Германией, Данией и Канадой.
Только за последние 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тыс. человек и около 2 млн. человек получили увечья. В 2014 г. произошло 12440 зарегистрированных ГИБДД МВД аварий, и по сравнению с 2013 г. этот показатель вырос на 2,1%. Погибли почти 27 тыс. человек, из них 878 детей, еще 252 тыс. получили ранения разной степени тяжести, детей из них - 21588 [2].
* Степанов, Игорь Валерьевич, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(812)420-67-32. E-mail: bayker2009@yandex.ru.
** Грачев, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33. Тел.: 420-67-32.
* Stepanov, Igor Valerievich, associate professor of the department of special events and special equipment of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str, 1. E-mail: bayker2009@yandex.ru.
** Grachyov, Yuri Alexandrovich, chief of chair of special events and special equipment St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, Saint-Petersburg, Avrova str., 33, 1. Tel .: 8 (812) 420-67-32.
© Степанов И.В., Грачёв Ю.А., 2015
Криминалистика, криминология, ОРД
Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России более чем в 10-12 раз превышает уровень допустимых значений данного показателя в других государствах. Следует отметить, что только в нашей стране темпы роста пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях опережают темпы роста автопарка [6]. Российская Федерация в значительной степени выделяется по уровню травматизма в авариях. Например, численность погибших на 10 тыс. транспортных средств более чем в 4 раза выше аналогичных показателей других государств.
Численность погибших на 100 тысяч населения превышает уровень в 1,5 раза по сравнению со странами Европы и США. Особенно неблагополучное положение складывается с тяжёлыми последствиями дорожно-транспортных происшествий, количество которых в 3-10 раз выше, чем в развитых государствах [8]. Такой разрыв обусловлен неполной реализацией возможностей предотвращения дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Сложная обстановка в связи с аварийностью сохраняется из-за постоянно возрастающей мобильности населения. Кроме того, при осуществлении перераспределения перевозок от общественного транспорта к личному происходит рост диспропорции между приростом уровня количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, которая не рассчитана на современные транспортные потоки. Существующая дорожно-транспортная инфраструктура сильно изношена и фактически находится на уровне 60-100 автомобилей на 1 тыс. жителей. В настоящее же время уровень обеспечения автомобилями превышает 200 автомобилей на 1 тыс. жителей [5]. Значительное количество автомобилей личного автопарка - подержанные автомобили, некоторые узлы и механизмы которых находятся не в лучшем техническом состоянии. Вклад аварий в результате технической неисправности в общее количество аварий сравнительно невысок - менее 1 %.
Учитывая, что автотранспорт составляет основное звено транспортной системы, по сути, являясь ее системообразующим элементом, неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог и бездорожье, будут в дальнейшем серьезным ограничением на пути построения инновационной модели социально-экономического развития страны. [3] Важно понимать, что обеспечить безопасное движение по небезопасным дорогам невозможно. Поэтому необходимо усиль контроль в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, что не только уменьшит аварийность, но и приведет к снижению затрат в сфере дорожного строительства. Ведь использование некачественных материалов, нарушение ГОСТов и ТУ приводит к тому, что срок службы дорог в России по сравнению со странами Северной Европы, имеющими сходные природные условия, ниже в 4-5 раз. Фактический же срок службы еще меньше. Это становится причиной каждой пятой аварии в России. В странах же Европы этот показатель ничтожно мал [1]. Несмотря на рост личного автопарка, уровень аварий с участием общественного транспорта довольно высок. Это связанно с тем, что многие мелкие частные автотранспортные предприятия имеют высокий износ транспортного парка, но, не обладая собственной производственной базой, нарушают требования по подготовке и допуску водительского состава. Не проводятся стажировки и предрейсовые осмотры водителей, не соблюдается режим труда и отдыха, что приводит к переутомлению и ослаблению внимания в сложной дорожной обстановке. Однако регулярное проведение инспекторских проверок поможет сравнительно быстро решить эту проблему [15].
Следствием подобного положения дел стало ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах фиксируется примерно 70 % всего количества дорожно-транспортных происшествий по стране. Около 60 % дорожно-транспортных происшествий, происходящих в городских населенных пунктах, приходится на крупные областные центры. Соответственно, и рост численности пострадавших в крупных населенных пунктах в значительной степени превышает рост количества дорожно-транспортных происшествий [15].
Как показывает проведенный анализ, дорожно-транспортные происшествия являются следствием ряда причин.
В первую очередь следует сказать о сознательном нарушении водителями и пешеходами правил дорожного движения. Например, в течение 2014 г. выявлено 25552066 случаев нарушения правил дорожного движения [14]. Данное обстоятельство свидетельствует о низком уровне культуры поведения на дорогах, а также о правовой безответственности. Кроме того, значительная доля нарушений и аварий происходит по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного (реже наркотического) опьянения. Правда, в 2014 г. наблюдается снижение количества «пьяных аварий» на 6,3 % по сравнению с 2013 г. [14].
Сравнительно новой причиной аварии становится использование водителями сотовых телефонов во время движения. При одновременном управлении транспортным средством и общением по телефону внимание водителя рассеивается, что подвергает опасности всех участников движения. [15]
Дорожно-транспортными авариями нанесен значительный ущерб экономике России, который составляет за последние 4 года 2,2-2,6 % ВВП нашей страны (в 2014 г. ущерб был на уровне 369 млрд. рублей, в т.ч. в результате гибели и ранений людей - 227,7 млрд. рублей) [13]: ведь основную часть пострадавших (61 % погибших, 62 % раненых) составляют люди трудоспособного возраста от 26 до 61 года [7]. Необходимо отметить, что автомобильные аварии являются второй по распространенности причиной гибели детей и молодёжи. Более 40 % смертей приходится на долю водителей в возрасте до 25 лет. Кроме того, водители, стаж вождения которых менее трех лет, играют большую роль в росте дорожно-транспортных происшествий. При этом проблема не в отсутствии навыков, а в непонимании последствий, которые влекут за собой нарушения правил дорожного движения, и в переоцененности
СтепановИ.В., ГрачевЮ.А. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного...
собственных навыков, умений и возможностей транспортного средства[12]. Если предположить, что определенный процент дорожно-транспортных происшествий происходит по невнимательности, то большая часть происходит все же из-за низкого качества подготовки в автошколах, отсутствия опыта поведения в экстремальной ситуации и навыков экстремального вождения. Автошколы в большинстве случаев ставят цель научить водителя самостоятельному движению, и лишь после получения водительского удостоверения начинается самостоятельное обучение и постижение азов безопасного вождения. Чувство страха у молодого водителя пропадает уже после двух месяцев постоянной езды, появляется азарт. Поэтому автошколы должны во время обучения с помощью метода психологического давления, с применением информационных технологий, демонстрировать, к чему приводят необдуманные поступки и переоценка собственных сил [11]. Этот метод одобрен психологами.
Такие масштабные потери населения и ВВП от аварийности на уровне страны убедительно показывают, что деятельность, которая направлена на повышение безопасности дорожного движения, должна быть нацелена на решение задач по защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина, к которым относятся в т.ч. право на жизнь, охрана здоровья, а также условия труда, отвечающие требованиям безопасности [16].
По оценкам экспертов, уровень автомобилизации в нашей стране будет повышаться и далее и к 2020 г. превысит уровень 260-300 автомототранспортных средств на 1000 жителей. [8]
Кроме водителей и пассажиров, жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся также и пешеходы. Причины в этом случае в основном те же: незнание и несоблюдение правил дорожного движения, переоценка собственных сил и способностей, невнимательность и использование сотовых телефонов во время движения, состояние алкогольного и наркотического опьянения.
Особую значимость приобретает культура поведения на дороге, которую уже сейчас рекомендуют включить в список школьных предметов. Необходимо формировать ноксологическую культуру людей как на школьной скамье, так и в период получения молодыми людьми высшего образования [10].
Безопасность дорожного движения - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, и оказывающий влияние на формирование основ социальной стабильности, а также выступающий важнейшим фактором качества жизни граждан. Данное направление деятельности человечества имеет важное социальное и экономическое значение.
Поэтому в настоящее время ключевым направлением государственной политики на всех уровнях власти (муниципальном, региональном, федеральном), выступает повышение безопасности дорожного движения. Решающая роль отдается разработке и реализации комплекса мер, который носит экономический, правовой, организационный, технический, медицинский характер, позволяющего максимально использовать возможности государства и общества при преодолении отрицательных последствий автомобилизации. Многоплановостью и сложностью общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, обусловлено наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в указанной сфере. Однако, как показывает практика, законодательство в этой области всё же достаточно «мягкое», уровень ответственности несоизмерим с тяжестью преступлений и их последствий.
Для того чтобы снизить социальный и экономический ущерб от дорожной аварийности в условиях непрерывного роста количества автомобилей, следует фундаментально развивать государственную систему обеспечения безопасности дорожного движения. Следует вводить жесткий контроль за соблюдением законодательства, выполнением технических требований по управлению и правилам эксплуатации машин. Поэтому одним из факторов улучшения безопасности дорожного движения должно стать ужесточение наказаний за нарушения [15].
Как показывает опыт других стран, в частности, Германии и Швеции, довольно быстрые плоды приносит принудительное соблюдение существующих ограничений скоростного режима, с выборочной проверкой на алкоголь [15].
Совокупность нормативно-правовых актов в этой сфере можно определить как конкретную систему, включающую Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней.
Вместе с российскими правовыми актами в данную систему включены международные документы по безопасности дорожного движения, к которым также присоединилась Российская Федерация.
Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из ключевых форм реализации единой государственной политики по охране жизни, здоровья и имущества граждан с помощью предупреждения дорожно-транспортных происшествий, направленная на снижение тяжести их последствий. Это отражено в стратегических и программных документах. В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. намечено снижение количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшение числа жертв в них.
В Концепции долгосрочного государственного развития до 2020 г. в сфере транспортного развития предусматривается повышение комплексной безопасности транспортной системы и её устойчивость. В Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г. одна из приоритетных задач - снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из способов достижения данной цели является реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.». Её реализация позволит сократить смертность населения в дорожно-транспортных происшествиях в несколько раз, по предварительным подсчётам, к 2020 г. - в
Криминалистика, криминология, ОРД
полтора раза. Кроме того, мероприятия, выполненные в рамках Программы, должны повысить уровень подготовки специалистов, оказывающих помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий, улучшить эффективность работ по деблокированию жертв, повысить уровень информированности населения в вопросах поведения при помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Разработана также программа, нацеленная на развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010-2020 гг. [15].
Таким образом, к мерам улучшения безопасности дорожного движения можно отнести следующие аспекты:
1) изменение подходов к строительству и эксплуатации автомобильных дорог;
2) усовершенствование подготовки специалистов, оказывающих помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий;
3) изменение подхода к обучению водителей в автошколах;
4) включение в образовательные программы изучения правил поведения на дороге;
5) совершенствование организации и условий дорожного движения;
6) усовершенствование контрольной и надзорной политики;
7) усовершенствование государственной политики в сфере безопасности дорожного движения.
Для создания более безопасных условий дорожного движения как для пассажиров, так и для
водителей необходимо на государственном уровне поощрять поиск новых возможностей для снижения роста дорожно-транспортных происшествий.
Конечно, невозможно исключить все дорожно-транспортные происшествия в будущем, но снизить их негативные последствия комплексным подходом и разумной политикой в области безопасности дорожного движения - вполне реальная задача.
Список литературы
1. Веселов, В. Н. Влияние технологического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог на уровень аварийности // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012. - № 1. - С. 21-26.
2. Госавтоинспекция: Статистические отчеты. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -Режим доступа: https://www.gibdd.ru/stat/archive/.
3. Гук, Г. А., Теучеж, И. Б. Безопасность на дорогах Адыгеи: состояние, проблемы, тенденции развития // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2010. - № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-na-dorogah-adygei-sostoyanie-problemy-tendentsii-razvitiya.
4. Евенко, С. А. Отдельные вопросы пропаганды безопасности дорожного движения с использованием программно-целевого метода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 1. - С. 42-45.
5. Жулева, В. И. Предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий. -М., 2014.
6. Игнатов, Л. Н. Организационные основы деятельности ОВД по обеспечению дорожного движения. - М., 2013.
7. Королёв, А. М. Актуальные проблемы административной ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 15 (153). - С. 56-58.
8. Лукьянов, В. В. Безопасность дорожного движения. - М., 1999.
9. Майоров, В. И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. - 2012. - № 7 (266). - С. 99-101.
10. Пожарская, Л. А. Предпосылки формирования ноксологической культуры школьников // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (12). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/predposylki-formirovaniya-noksologicheskoy-kultury-shkolnikov.
11. Рыжкина, Е. С. Период самостоятельного практического вождения молодых водителей -как наиболее опасный // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4-1. - Т. 22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/period-samostoyatelnogo-prakticheskogo-vozhdeniya-molodyh-voditeley-kak-naibolee-opasnyy.
12. Рыжкина, Е. С., Пирожков, Р. В. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4-1. - Т. 22. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prichin-dorozhno-transportnyh-proisshestviy-s-uchastiem-molodyh-voditeley.
13. Статистические данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: http://www.mvd.ru, свободный.
14. Статистика ДТП и преступлений в области безопасного дорожного движения за 2014 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.1gai.ru/autonews/514324-statistika-dtp-i-prestupleniy-v-oblasti-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-za-2014-god.html.
15. Хегай, Ю. А. Безопасность дорожного движения - важнейшая часть социально-экономического развития страны // Теория и практика отечественного развития. - 2014. - № 9. - С. 111-115.
16. Шахриманян, И. К. Безопасность дорожного движения. - М., 2011.