Научная статья на тему 'Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений'

Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3843
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / MOTOR TRANSPORT CRIMES / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / PREVENTING MEASURES OF CRIMES / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапкин Алексей Алексеевич

Проведен анализ характеристики дорожно-транспортных преступлений, рассмотрена специфика предупреждения автотранспортных происшествий. Содержится ряд предложений по предотвращению и снижению роста количества преступлений на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL FEATURES AND WARNING OF AUTO TRANSPORT CRIMES

The analysis of the characteristics of road and transport crimes is made, the specifics of warning of motor transport incidents is considered. The row of offers on preventing and decreasing of transport crimes is contained.

Текст научной работы на тему «Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений»

УДК 343.98

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

© Алексей Алексеевич ШАПКИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и процесса, e-mail: lekha-shapkin@yandex.ru

Проведен анализ характеристики дорожно-транспортных преступлений, рассмотрена специфика предупреждения автотранспортных происшествий. Содержится ряд предложений по предотвращению и снижению роста количества преступлений на транспорте.

Ключевые слова: автотранспортные преступления; криминологическая характеристика; меры предупреждения преступлений; аварийная ситуация.

В общем объеме неосторожных преступлений наибольшую долю (до 75 %) составляют автотранспортные. Автотранспортные преступления - собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Являясь результатом технической неосторожности, автотранспортные преступления обладают определенной спецификой (в причинах, условиях совершения, в механизме преступного поведения и т. п.), обусловливающей использование различных форм и методов их предупреждения [1, с. 118].

Проблема предупреждения автотранспортных преступлений стала особенно острой в последние годы в связи с постоянным ростом их числа и увеличением тяжести последствий. До середины 1980-х гг. в стране наблюдалась тенденция снижения (в расчете на 10 тыс. единиц автотранспорта) автотранспортных происшествий, а также значительного сокращения числа погибших в них. Однако уже в 1990-е гг. наблюдался рост (до

1,5 млн в течение пяти лет) дорожнотранспортных происшествий, в которых погибли 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн человек. При этом свыше 70 % погибших составляли люди трудоспособного возраста.

В настоящее время в России ежегодно совершается свыше 180 тыс. дорожно-транс-

портных происшествий, в которых гибнет более 32 тыс. человек, а получают увечья более 215 тыс. человек. Следует отметить, что потери от этих происшествий в несколько раз превышают потери от железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев и составляют в денежном выражении свыше 180 млрд руб. ежегодно.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится до 14 погибших, что в 3-4 раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

Негативные тенденции в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10-15 лет в стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Так, начиная с 1975 г., число автомобилей увеличилось почти в 5 раз и в настоящее время составляет немногим более 20 млн единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель составляет 200 млн единиц. По количеству автомобилей на душу населения Россия уступает странам Европы в 4 раза, а США - в 10 раз. Однако, несмотря на то, что автопарк в России в разы меньше, чем в Европе и других развитых странах, число автотранспортных преступлений значительно превышает показатели этих государств. В структуре автопарка России количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт, в

6,5 раза - количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 80-90-е гг. XX в.

прирост транспортных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.

Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как превышение скорости движения, обгон транспортных средств, проезд перекрестков (свыше 23 % их общего числа), запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения (12 %), управление транспортным средством при наличии неисправностей автомобиля (2 %). Кроме того, свыше 26 % от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти нарушения вызывают последствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть - со «смешанной с другими участниками движения виной». Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения. На наш взгляд, снижению уровня данных преступлений может способствовать ряд изменений в административном законодательстве, т. к. последствия таких правонарушений нередко являются причиной автотранспортных преступлений.

Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17-19 ч) и вечерние часы (22-24 ч), причем в вечернее время большинство виновных - водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних - апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). Среди погибших или получивших тяжкие телесные повреждения в результате автотранспортных преступлений 20 % - несовершеннолетние.

В сельской местности происходит половина дорожно-транспортных происшествий и 70 % - со смертельным исходом [2, с. 51].

На основании статистических данных мы можем увидеть, что данный вид преступлений нуждается в более глубоком и качественном изучении, выработке наиболее эффективных мер по предупреждению и снижению их общего числа. Именно автотранспортные преступления являются одними из

самых распространенных и наиболее общественно опасных, приобретающих все более массовый характер.

Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников (разумеется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений - законных водителей транспорта и водителей-угонщиков - различна. Внутри первой группы по ряду показателей (например, возрасту, полу, образованию) имеются различия между водителями-профессионалами и водителями личного транспорта. При этом следует отметить, что большинство дорожно-транспортных происшествий лежит на совести водителей индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно совершается 100120 тыс. таких происшествий (65-70 % их общего количества), в которых погибают 25-30 тыс. и получают ранения 150-200 тыс. человек (70-75 % всех погибших и раненых). За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба являются преступлениями. Исследователями установлена непо-

средственная связь между противоправным поведением водителей, совершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности [3, с. 124].

Среди законных водителей и угонщиков преобладают мужчины (97-98 %). Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, за счет, главным образом, увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют женщины. Тем не менее, в структуре контингента участников автотранспортных преступлений различия по полу относительно стабильны, т. к. связаны с типичной психологией женщин-водителей. Последние предпочитают остановить автомобиль, нежели увеличить риск аварийной обстановки, гораздо реже управляют транспортом в состоянии опьянения (доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, у женщин в

1,5 раза ниже, чем у мужчин), более строго соблюдают правила дорожного движения.

Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18-24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков.

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки преступников-води-телей показывает преобладание среди них лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией. Этим особенно отличаются автолюбители, на долю которых приходится большинство дорожно-транспортных происшествий.

Необходимо отметить, что уровень профессиональной подготовки современных водителей достаточно низок, чему отчасти способствует возрастание уровня коррупции в автошколах, злоупотреблениями должностных лиц, допускающих к управлению транспортным средством тех, чьи навыки вождения оставляют желать лучшего.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются низким профессиональным и образовательно-культурным уровнем, его повышением они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, от 15 до 30 % лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения. Среди угонщиков доля автотранспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения, достигает 60 % [2, с. 51].

Причины автотранспортных преступлений связаны с характерной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность,

пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, адресованным участникам дорожного движения, и искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В действиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций личности, криминогенной ситуации, а также специфических деформаций, связанных с функцией участника движения, искажением ценностной значимости норм безопасности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наибольшей степени обусловлены дефектами воспитательной работы с водителями автотранспортных средств, а также с другими участниками дорожного движения, нарушениями правил профессионального отбора водителей.

К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:

- ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10-15 % случаев автотранспортных преступлений);

- недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;

- неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;

- ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);

- нарушения нормативов рабочего времени водителей;

- низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

- упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании двух пятых соответствующих преступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);

- неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах - в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.

В формировании и реализации аварийной ситуации при автотранспортных преступлениях определенную роль могут играть особенности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Обстоятельствами, способствующими совершению автотранспортного преступления, однако, будут не они сами по себе, а игнорирование или неправильная их оценка участниками движения. Иными словами, такие обстоятельства взаимодействуют с другими элементами аварийной обстановки через личность участников движения [4, с. 71].

Особенности предупреждения рассматриваемых преступлений связаны с необходимостью воздействия на все элементы системы «человек - автомобиль - дорога», на всех участников дорожного движения. Следовательно, наряду и во взаимосвязи с мерами, направленными на соблюдение водителями норм безопасности (подбор кадров, учеба, воспитание, контроль), нужны меры,

обеспечивающие безопасное поведение других участников движения, а равно меры, предупреждающие и устраняющие условия аварийных ситуаций, возникающих из-за плохого состояния дорог и транспортных средств.

Общесоциальные меры предупреждения связаны с реализацией программ социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества. В настоящее время в стране последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление) [4, с. 71].

На наш взгляд, данные меры не могут привести к значительному снижению количества жертв в результате дорожно-транспортных происшествий. Автомобиль, оборудованный такими средствами безопасности, может позволить себе далеко не каждый автолюбитель. Процент пострадавших и погибших от применения таких мер не уменьшится, решение данной проблемы лежит гораздо глубже и берет свое начало с воспитания чувства ответственности и личных примеров безопасной манеры вождения. К примеру, дети, глядя на своих родителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения, берут с них пример и совершают аналогичные правонарушения, которые в совокупности с остальными факторами приводят к повышению аварийности на дороге и увеличению транспортных преступлений.

Важнейшее направление общесоциального предупреждения - обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.

Специальные меры предупреждения автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, способствующих возникновению аварийной обстановки (улучшение состояния дорог, транспортных

средств, квалификации водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; воспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в т. ч. с особо виктимным контингентом - несовершеннолетними).

Большое внимание в предупреждении автотранспортных преступлений уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков водителями и другими участниками движения. Алкоголь в любой дозе резко снижает возможность выбора правильных решений в сложной дорожной обстановке и многократно увеличивает время реакции (а в аварийной ситуации водителю приходится принимать до 15 решений в секунду). Кроме того, алкоголь сохраняется в организме человека длительное время, в связи с чем управление автомобилем даже на следующий после его употребления день небезопасно [2, с. 51].

Изменение законодательной базы, улучшения уровня подготовки, повышение уровня безопасности в автомобилях, бесспорно

повлияют на общее количество транспортных преступлений, но наиболее эффективным способом по предотвращению и снижению их роста будет являться только осознание самим участником дорожного движения всей степени тяжести последствий совершенных им правонарушений, которые приводят к более тяжким последствиям. Только в этом случае мы сможем увидеть тенденцию по снижению количества дорожно-транспортных преступлений, потому что их основополагающей причиной является человеческий фактор.

1. Чучаев А.И. Преступления против движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 2004.

2. Долгов А.И. Криминология. М., 2009.

3. Малков В.Д. Криминология. М., 2008.

4. Галахова А.В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений. М., 2003.

Поступила в редакцию 14.08.2012 г.

UDC 343.98

CRIMINOLOGICAL FEATURES AND WARNING OF AUTO TRANSPORT CRIMES

Aleksey Alekseyevich SHAPKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Criminal Law and Process Department, e-mail: lekha-shapkin@yandex.ru

The analysis of the characteristics of road and transport crimes is made, the specifics of warning of motor transport incidents is considered. The row of offers on preventing and decreasing of transport crimes is contained.

Key words: motor transport crimes; criminological characteristics; preventing measures of crimes; emergency situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.