УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В.О. МАРЕНКОВ, аспирант кафедры экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛа
Система управления финансами предприятия может быть разделена на несколько подсистем, -таких, как, оперативное управление дебиторской задолженностью, оперативное управление краткосрочными финансовыми вложениями, оперативное управление кассовой наличностью предприятия.
Оперативное управление дебиторской задолженностью
В предпринимательской деятельности неуправляемая дебиторская задолженность зачастую является одной из причин кризисного состояния. В этой связи целесообразно проанализировать наиболее применимые в российских условиях инструменты оптимизации дебиторской задолженности.
Общее понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность - это суммы, которые покупатели должны предприятию. Эта задолженность образуется во время реализации и превращается в денежные средства по истечении определенного времени. На уровень дебиторской задолженности основное влияние оказывают макроэкономические условия и принятая фирмой политика предоставления кредита и инкассации. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию предприятия.
Под управлением дебиторской задолженностью понимаются следующие действия:
- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, исто-
рии кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
- задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Политика предоставления кредита и инкассации включает в себя принятие решений по следующим вопросам:
- кому предоставлять кредит при условии допустимого уровня риска;
- контроль за балансом дебиторской и кредиторской задолженности;
- срок кредита;
- величина предоставляемой скидки;
- уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга.
Анализ динамики развития, а также реестра старения существующей дебиторской задолженности служит основой для введения поправок в принятую политику кредита и инкассации и, в частности, дает информацию для прогноза поступлений денежных средств в ближайшем будущем.
При оперативном управлении дебиторской задолженностью могут применяться различные методы, основными из которых являются:
- продажа задолженности, когда предприятие имеет поддержку банка;
- использование ценных бумаг, когда количество взаимных обязательств не превышает трех;
- залоговые механизмы, применяются в случае простых давальческих схем.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Продажа дебиторской задолженности Факторинг
Факторинг - это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90 % стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 году Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех :
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска.
В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Он охватывает довольно широкий круг разнообразных отношений. При этом юридическую сущность обязательств по данному договору составляет известная обязатель-
ственному праву уступка денежного требования (цессия). Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер.
Форфейтинг
Форфейтинг - одна из новых форм кредитования внешней торговли, появившаяся под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли и представляющая собой кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский.
Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами. Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя - форфейтера - обычно выступает банк или специализированная компания.
Покупатель - банк - берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса - оборота - этих документов на экспортера. Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, форфейтер требует по приобретаемым долговым обязательствам
безусловную гарантию банка страны импортера.
Форфейтер приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Тем самым экспортная сделка превращается в наличную.
Форфейтер может хранить купленные документы у себя. В этом случае затраченные им средства рассматриваются как капиталовложения. Но он может продать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. С наступлением срока платежа конечный держатель документов предъявляет их в банк для оплаты. Для проведения особо крупных сделок форфейтеры образуют консорциумы. Форфейтинг как метод трансформации коммерческого кредита в банковский представляет для экспортера ряд преимуществ:
1) ускоряет поступление средств за экспортируемый товар, а значит и оборот всего капитала;
2) освобождает от риска неплатежа, от валютного риска;
3) упрощает баланс предприятия за счет частичного освобождения от дебиторской задолженности;
4) освобождает от рисков, связанных с колебанием процентных ставок.
Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфейтеру. Рассматривая условия форфейтинговой сделки, основное внимание следует обращать на механизм погашения, валюту, дисконтирование, виды форфейтируемых документов, банковскую гарантию и т. д.
Вексельные кредиты
Вексельно-кредитные операции в банке начинаются с получения клиентом вексельного кредита. Этот кредит может быть получен в форме учета векселей и в форме специального ссудного счета под залог векселей. При этом они делятся на единовременные и постоянные.
Кредиты по учету векселей могут быть предъявительскими и векселедатель-скими.
Предъявительский кредит открывается клиенту для учета передаваемых им банку векселей. Под векселедательский кредит клиент выдает свои векселя, которыми рассчитывается за поставленные товары и услуги. Получатели таких векселей затем представляют их в свои банки, которые, в свою очередь, пересылают их в банк векселедателя для погашения за счет открытого кредита.
Вексельные кредиты обычно выдаются банками клиентам, у которых в них открыты расчетные - текущие - счета. Векселедательский кредит может иметь и другие формы. Например, векселедатель выставляет на банк вексель, который последний заранее акцептует. Такой кредит называется акцептным. Банк оплачивает предъявленный вексель либо из покрытия, предоставляемого клиентом, либо за счет открытого кредита. Возможен вариант выдачи банком в рамках кредита простых векселей на имя клиента. Как правило, такие векселя выписываются со сроком оплаты «через столько-то дней после предъявления» или «по предъявлении не ранее определенной даты». Удобство этого вида кредита для банка состоит в том, что при его выдаче не происходит реального движения денег.
При рассмотрении возможности открытия вексельного кредита банк оценивает платежеспособность клиента. Для этого в банк представляются финансовые документы предприятия, описание его основных и оборотных фондов, информация о наличии в прошлом просроченной задолженности, производственно-хозяйственные планы, страховые полисы, если они есть, устав предприятия. Банк может использовать данные о предприятии, полученные от других банков и специальных фирм. Если предприятие раньше допускало свои векселя до протеста, то получить вексельный кредит ему будет проблематично. Векселя и в предъявительских, и в векселедательских кредитах принимаются к учету только в размере свободного остатка кредита. При учете векселей банк взимает учетный процент, ставка которого устанавливается самим банком.
Приток
Денежная выручка от реализации продукции в текущем периоде ►
Погашение дебиторской
задолженности ►
Поступления от продажи бартера ►
Авансы, полученные от покупателей ►
+•
Рис. 1. Структура потоков от основной деятельности Приток
Отток
Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков
Выплата заработной платы
Отчисление в бюджет и внебюджетные фонды
Уплата процентов за кредиты
Отчисления на социальную сферу
Отток
Продажа основных средств, нематериальных активов
Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений
Возврат других финансовых вложений
Рис. 2. Структура потоков от инвестиционной деятельности
Приток
Краткосрочные кредиты и займы ►
Долгосрочные кредиты и займы ►
Поступления от эмиссии акций ►
Целевое финансирование ► ' г
Рис. 3. Структура потоков от финансовой деятельности
Приобретение основных средств, нематериальных активов
Капитальные вложения
Долгосрочные финансовые вложения
Отток
Возврат краткосрочных кредитов и займов
Возврат долгосрочных кредитов и займов
Выплата дивидендов
Погашение векселей
Оперативное управление кассовой наличностью
Передвижение денежных средств в рамках предприятия может привести к неоправданному увеличению срока оборачиваемости, а также инфляционному обесценению средств. Для снижения негативных проявлений внешней среды и внутренних нестыковок целесообразно применять специализированные методы оперативного управления кассовой наличностью лесопромышленного предприятия.
Анализ потоков денежных средств
Управление денежными потоками
Управление денежными потоками включает:
- учет движения денежных средств;
- анализ потоков денежных средств;
- составление бюджета денежных средств для охвата всех аспектов управленческой деятельности предприятия.
Управление денежным потоком особенно важно для лесопромышленного предприятия с точки зрения необходимости:
- управления оборотным капиталом -оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами;
- планирования временных параметров капитальных затрат;
- управления капитальными потребностями финансирование за счет собственных средств или кредитов банка;
- управления затратами и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;
- управления экономическим ростом.
Как правило, при управлении денежными средствами возникают следующие проблемы:
- менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;
- финансовые потоки разрознены и не согласованны по времени;
- есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается «на коленках» из обрывков информации;
- решение о распределении денежных средств принимается при мощном лоббировании со стороны различных служб;
- запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
- решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.
Анализ потоков денежных средств
Основная задача анализа потоков наличности заключается в выявлении причин их недостатка (избытка), определении источников их поступлений и направлений использования. Для определения потоков денежных средств обычно используются прямой и косвенный методы. Основным документом для анализа является отчет о движении денежных средств, с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению потоками наличности и объяснять расхождение между финансовым результатом и изменением денежных средств.
При анализе потоки наличности рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.
Основная деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (рис. 1).
Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением и продажей долгосрочных активов, и доходы от инвестиций (рис. 2.).
Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов (рис. 3).