Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 669.713.7
Д. Г. Алимин Научный руководитель - М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ:
ФАКТОРИНГ И ФОРФЕЙТИНГ
Рассматриваются способы управления и финансирования дебиторской задолженности, а также рассматривается факторинг и форфейтинг, как альтернатива кредитованию с целью улучшения работы с дебиторской задолженностью.
Постепенно банковский рынок из рынка продавца преобразуется в рынок покупателя и коммерческий банк становится все более значимым элементом инфраструктуры финансового рынка. После финансового кризиса большинство кредитных организаций области расширило ассортимент банковских услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам, с целью привлечения новых клиентов. Очевидно, что конкурентная борьба за клиента заставляет банки расширять ассортимент услуг, заботиться о повышении их качества, внедрять современные финансовые технологии, современные системы расчетов.
Часто перед предпринимателями возникает проблема со своевременным обслуживанием дебиторской задолженности из-за нехватки оборотных средств вследствие недобросовестного выполнения обязательств дебиторами. Проблема неплатежей особо остро стояла перед поставщиками в период экономического кризиса, но и по сей день размер просроченной дебиторской задолженности в промышленности может достигать 100 % от месячного выпуска продукции. Очевидно, что просроченная дебиторская задолженность приводит к ухудшению финансового положения поставщика, испытывающего недостаток денежных средств для покрытия долгов кредиторам.
На данный момент существует несколько возможностей привлечения денег при дефиците оборотных средств. Во-первых, это традиционная форма кредитования, которая наиболее проста и удобна. При этом удовлетворение потребностей заемщика осуществляется не только по сумме и сроку, но и с учетом своевременности, простоты и гарантированности осуществления кредитной сделки. Это самый распространенный на сегодня способ построения взаимоотношений с покупателями.
Второй способ - увеличение срока или размера кредиторской задолженности за счет товарного кредита от поставщика. Также возможно уменьшить дебиторскую задолженность в результате изменения кредитной политики фирмы для снижения суммы предоставляемых товарных кредитов. В конкурентных отраслях поставщик для удержания покупателя вынужден: снижать цены, организовать бесплатную доставку, применять бонусы, диверсифицировать товарную номенклатуру, обеспечивать улучшение качества товаров и услуг, предлагать отсрочки.
Альтернативой традиционным формам кредитования при привлечении средств на краткосрочные цели служат факторинг и форфейтинг как наиболее опти-
мальные способы сокращения издержек и управления дебиторской задолженностью.
Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке фирмой-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компаниями-факторами, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Факторинг обусловливает выкуп платежных требований к покупателю у поставщика товаров, связан с обслуживанием дебиторских задолженностей и предполагает сотрудничество с банком на долгосрочной основе. Целью факторинга является устранение риска неплатежа как неотъемлемой части любой торговой и кредитной операции [1]. Если резюмировать, то преимущества факторинга перед кредитом следующие: оптимизация денежных потоков; возможность быстро увеличить объемы финансирования при отсутствии залога;
возможность улучшить показатели ликвидности и оборачиваемости;
получение квалифицированной оценки дебиторов компании;
возможность пользоваться коллекторскими услугами, которые предоставляет факторинговая компания [2].
Вторым современным способом учета требований к покупателю является форфейтинг. Это операция по покупке обязательств, погашение которых приходится на какое-либо отдаленное время в будущем и которые возникли в процессе поставки товаров либо предоставления услуг всегда без оборота на любого предыдущего должника.
Продавцом форфейтируемого векселя обычно выступает экспортер: он акцептует вексель у импортера в качестве платежа за проданные им товары и услуги и затем стремится передать все риски и ответственность за конечное инкассирование средств по акцептованному векселю форфейтеру в обмен на немедленную оплату векселя наличными деньгами. Покупка векселей форфейтером осуществляется всегда за вычетом процентов из их номинальной стоимости авансом за весь срок кредита. В результате продавец фактически трансформирует свою кредитно-платежную операцию по сделке в платежно-расчетную операцию с наличным платежом и несет ответственность лишь за изготовление, поставку и отгрузку товаров в адрес покупателя, а также за правильное оформление внешнеторговых и платежных докумен-
Секция «Инновационные технологии в финансовом менеджменте»
тов по долговым обязательствам. Срок сделок по форфейтингу колеблется от 6 месяцев до 5-6 лет. Таким образом, использование фиксированной процентной ставки, взимаемой форфейтером за всю операцию в полном объеме в самом начале ее реализации, делает форфейтирование вполне приемлемой и доступной услугой для большинства компаний, особенно тех, что ведут внешнеэкономическую деятельность, и относительно недорогой альтернативой другим формам кредитования.
К сожалению, на сегодняшний день рынок новых банковских продуктов продолжает оставаться на стадии развития. Спрос на банковские услуги, и в первую очередь, на новые формы кредитования удовлетворен далеко не полностью, обслуживание клиентов во многих банковских учреждениях нуждается в совершенствовании. Тем ни менее после кризиса многие банки обратили внимание на новые способы финансирования клиентов и вкладывают большие усилия в развитие факторинговых и форфейтинговых услуг. Так в последнее время на данном рынке появились
крупные игроки из ряда лидирующих банков, что свидетельствует об их заинтересованности в развитии данного рынка услуг. Следовательно, стоит ожидать появления достаточно большого количества предложений в сфере факторинга и форфейтинга, которые смогут заинтересовать бизнес, переманив часть клиентов с традиционного кредитования, тем самым дав серьезный толчок развитию новых финансовых инструментов в России.
Библиографические ссылки
1. Абашкин Ф. Ю. Финансирование оборотного капитала предприятия при помощи факторинга // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Экономика и финансы». Нижний Новгород : Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2004. № 2. С. 311-316.
2. Преимущества факторинга. URL: http://life-plus.ru/ru/analitics/factoringcredit2.html.
© Алимин Д. Г., Пименова М. В., 2011
УДК 338.24
Ю. Д. Васильева Научный руководитель - Л. Р. Батукова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предложен алгоритм управления финансовой устойчивостью предприятия, рассмотрены этапы его формирования. Применение алгоритма позволит своевременно обнаруживать узкие места в управлении финансовой устойчивостью предприятия и повысить оперативность управления данным аспектом. Также это позволит своевременно формировать гипотезы о причинах возникновения финансовой неустойчивости и разрабатывать меры борьбы с ними на стратегическом уровне.
Формирование устойчивого тренда развития предприятия в современной, стремительно меняющейся внешней среде, требует совершенствования процессов управления финансовой устойчивостью. Это возможно осуществить на основе формализации и алгоритмизации управления финансовой устойчивостью. Использование оптимальных алгоритмов в данной области позволит современному предприятию иметь эффективное соотношение между затратами и результатами деятельности, обеспечит повышение доверия к предприятию со стороны инвесторов, кредиторов и государства, создав таким образом, более благоприятные условия развития бизнеса в целом [2].
Управление финансовой устойчивостью предприятия предполагает, прежде всего, установление управленческих целей и задач по достижению финансовой устойчивости. На их основе формируются параметры финансовой устойчивости (нормативные значения) значимых факторов внутренней и внешней среды и уровень возможных отклонений. Процесс управления финансовой устойчивостью предполагает мониторинг значимых факторов внутренней и внешней среды и анализ их отклонений от заданных нормативных значений в каждый фиксированный момент времени [1].
Управление финансовой устойчивостью предприятия должно обеспечить фокусирование внимания на соответствующих отклонениях нормативных значений, способствовать нахождению путей ограничения негативных последствий, например, неэффективного использования ресурсов, не своевременного принятия решений, разрушительного воздействия различного рода рисков и т. д. С целью системного контроля отклонений автором предложен алгоритм управления финансовой устойчивостью предприятий (см. рисунок) [3].
Алгоритм состоит из трех этапов:
Этап подготовки (действия 1-4). Данный этап включает анализ миссии и определение целей финансового управления, анализ факторов внешней и внутренней среды, определение доступной базы данных. База данных формируется, в том числе, на основе внутренней бухгалтерской информации, статистических данных, информации с фондовых и валютных рынков и прочих источников. Этап включат выявление методик, приемлемых для управления финансовой устойчивостью данного предприятия. На основе методик разрабатываются сценарии поддержки финансовой устойчивости, в том числе - оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.