УДК 331.101.262
Г. Р. ВАФИНА, Н. А. КРУГЛОВА, Т. С. ТИМОФЕЕВА
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «МАГАЗИН МАЛОГО КРЕДИТОВАНИЯ». ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ БРЕНД «БЫСТРОДЕНЬГИ»)
Определяется содержание экономической категории «человеческие ресурсы» - важнейшего элемента рынка труда. Рассматривается процесс подбора персонала в ООО «Магазин малого кредитования»; определены наиболее востребованные методы подбора персонала.
Ключевые слова: методы, подбор, управление, человеческие ресурсы.
Существует множество определений понятия «человеческие ресурсы».
Специалисты в области экономики и управления толкуют это определение каждый по-своему. Человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства [1, с. 444].
В широком смысле слова под человеческими ресурсами целесообразно понимать всю совокупность ресурсов, представленную на рынке труда, включая и человеческий потенциал [2, с. 67].
Категория «человеческие ресурсы» характеризуется теми навыками и способностями, трудовыми и нетрудовыми, которые могут быть полезны организации для реализации её целей [3, с. 461].
Таким образом, человеческие ресурсы - наибольшая ценность компании, которая значительнее влияет на прибыль предприятия, чем любой другой актив. Управление человеческими ресурсами - это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые вносят свой вклад в достижение целей фирмы.
Как известно, качественный подбор человеческих ресурсов является одним из ключевых способов оптимизации бизнеса, повышения рентабельности и, как следствие, конкурентоспособности компании. Очень важно ответственно относиться к подбору персонала.
К популярным методам подбора персонала можно отнести:
© Вафина Г. Р., Круглова Н. А., Тимофеева Т. С., 2014
1. Рекрутинг - поиск и подбор персонала среднего и низшего звена. Как правило, проводится среди кандидатов, уже находящихся в активном поиске места работы.
2. Exclusive search (эксклюзивный поиск, прямой) - целенаправленный поиск и подбор персонала высшего управленческого звена и редких специалистов. Как правило, к этому методу обращаются, если необходимо найти людей, оказывающих ключевое воздействие на бизнес компании, как правило, это управленческие кадры. Поиск ведется как среди свободных специалистов, так и ещё работающих.
3. Head-hunting - вид прямого поиска, при котором ведётся своего рода «охота» за конкретным специалистом и его «переманивание» в компанию. Это сложная работа, которая необходима при поиске руководителей высшего звена, а также ключевых и редких сотрудников. Технология поиска усложняется предварительным сбором информации о специалисте и тщательной подготовкой «вербовки». Это процедура длительная (средний срок - до полугода), дорогостоящая и ответственная.
4. Preliminaring (прелиминаринг) - привлечение к работе посредством производственной практики и стажировки перспективных молодых специалистов, которые станут залогом успеха компании в будущем.
Выделяют методы подбора персонала: по протекции, по объявлениям в периодических изданиях, поиск через биржи труда и ярмарки вакансий, поиск с привлечением кадровых агентств.
Обычно при подборе кандидатов используют не один, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.
Конечная цель процесса подбора персонала должна состоять в том, чтобы с минимальными затратами нанять определённое количество
работников определённого качества для удовлетворения потребностей компании в человеческих ресурсах.
Рассмотрим подбор человеческих ресурсов в компании ООО «Магазин малого кредитования» (зарегистрированный бренд «Быстроденьги»).
В настоящий момент тенденция рынка такова, что соискатели выбирают компанию, нежели компания выбирает соискателя, так как на одного соискателя на рынке труда приходится пять вакансий. И компания «Быстроденьги» это учитывает.
Конкурентным преимуществом компании являются талантливые люди, поэтому организация испытывает не дефицит рабочих мест, а дефицит талантов.
Одна из стратегий подбора человеческих ресурсов компании ООО «Магазин малого кредитования» - стратегия привлечения лучших сотрудников. В связи с этим ведётся непрерывный поиск таковых.
Отметим методы привлечения персонала в компанию - активные и пассивные. К активным методам относятся: участие в ярмарках вакансий, хедхантинг (head-hunting), посещение учебных заведений, обращение в государственную службу занятости, проведение дней открытых дверей и акции «приведи друга». К пассивным методам можно отнести формирование благоприятного имиджа компании и размещение публикаций в СМИ.
Методы подбора и отбора персонала, существующие в компании:
1. Предварительный отбор и анализ резюме.
2. Рассмотрение рекомендации с места работы.
3. Собеседование, интервью (в том числе, стресс-интервью).
4. Анкета.
5. Эссе.
6. Тесты, кейсы.
7. Центр оценки.
Итак, рассмотрен процесс подбора персонала в рамках управления человеческими ресурсами в целом, а также на примере компании ООО «Магазин малого кредитования». Отсюда можно сделать главный вывод: подбор персонала - это важный этап в работе с человеческими ресурсами, включающий расчёт потребности в персонале, построение модели рабочих мест, профессиональный отбор кадров и, в итоге, формирование резерва сотрудников. Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. Поэтому ошибки в подборе персонала могут дорого обойтись организации, а подбор хороших работников является удачным вложением денег.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Щёкин, Г. В. Социальная теория и кадровая политика / Г. В. Щёкин. - К. : МАУП, 2011. - 576 с.
2. Резникова, А. Ю. Устойчивый экономический рост: роль изменений современной структуры трудового потенциала / А. Ю. Резникова // Глобальные и локальные проблемы социально-экономического развития. - 2012. - №10.
3. Разнодёжина, Э. Н. Место человеческих ресурсов в достижении качества в промышленности / Э. Н. Разнодёжина // Материалы VI Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании». 4-11 июня 2010, Варна, Болгария.- В 4 т., Т.1. - Варна, 2010.
Вафина Гюзялия Рафиковна, аспирантка 1-го года обучения экономико-математического факультета УлГТУ, инженер Управления обеспечения качества УлГТУ, автор 12 научных статей.
Круглова Наталья Алексеевна, студентка 3-го курса экономико-математического факультета УлГТУ.
Тимофеева Татьяна Сергеевна, студентка 3-го курса экономико-математического факультета УлГТУ.