УДК 338.46 : 659.235 : 005 : 377/378
И. В. Дужак
Управленческое консультирование как проблема и перспектива совершенствования системы социального обслуживания населения
В статье исследуются проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в системе социального обслуживания населения. Управленческий консалтинг рассматривается как перспективное направление стимулирования инновационных процессов в социальной сфере.
The article researches the problems and prospects of development of management consulting in the system of Social Services of the people. Management consulting is considered as a perspective direction to stimulate innovative processes in the social sphere.
Ключевые слова: управленческое консультирование (менеджмент - консалтинг), консалтинг, поставщик социальных услуг, система социального обслуживания населения.
Key words: management consulting, consulting, provider of social services, the system of social services of the people.
Введение в действие нового Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» коренным образом поменяло расстановку сил и приоритетов в системе социального обслуживания населения. Ст. 5 Федерального закона № 442-ФЗ описывает систему социального обслуживания населения следующим образом
[7]:
Система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания;
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;
© Дужак И. В., 2016
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие соци-социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
Также в законе введено новое понятие «поставщик социальных услуг» - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание [7], в число которых входят и бюджетные учреждения социального обслуживания граждан, учредителем которых является субъект Российской Федерации -город Санкт-Петербург. В новых условиях данным организациям придется доказывать свою компетентность и конкурентоспособность, а следовательно, профессиональные знания, навыки и умения специалистов, работающих в данной системе, выходят на первый план. Только активная позиция и заинтересованность административно-управленческого аппарата в применении системы управленческого консалтинга в учреждении позволит стать организации ведущей на рынке социальных услуг. Управленческое консультирование может стать одной из форм активизации инновационного процесса в организации, так как позволит определить наиболее востребованные на текущий момент социальные услуги и направить все материальные и человеческие ресурсы учреждения на развитие и внедрение данных услуг с применением новейшего оборудования и технологий.
Управленческое консультирование.
Определение и содержание
Определяя понятие «управленческий консалтинг (консультирование)», мы столкнемся с большим количеством определений только при рассмотрении четырех учебных пособий по данной дисциплине таких российских авторов, как: Г.А. Васильев и Е.М. Деева, Ю.Н. Лапыгин, Г.И. Маринко (использует также понятие «менеджмент - консалтинг») и Т.Е. Цыцарова, можно увидеть различные варианты и подходы к определению данного термина. Рассматривая эти определения, можно заметить, что в них особо подчеркиваются следующие признаки управленческого консультирования:
• консультирование - вид деятельности;
• консультанты - профессионально подготовленные специалисты;
• методы услуги - план действий, позволяющий сформировать программу действий с использованием инноваций;
• этапы услуги: диагностика, анализ, практические рекомендации, помощь в реализации практических рекомендаций;
120
• итог услуги - решение проблем клиента.
Следовательно, выберем одно из них, например, определение
из учебного пособия Г.А. Васильева, с точки зрения автора статьи наиболее точно характеризующее суть управленческого консультирования. Управленческое консультирование (менеджмент - консалтинг (в пер. с англ. management consulting) означает управленческое консультирование) - это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (одним или несколькими консультантами), чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем [1, с. 17]. В этом же учебном пособии дается и определение консалтинга.
Консалтинг (в пер. с англ. consulting означает консультация) -это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обоснования перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента [1, с. 17].
Такие авторы, как Ю.Н. Лапыгин и Т.Е. Цыцарова включают управленческий консалтинг в состав деловых услуг, а Г.А. Васильев, Е.М. Деева и Г.И. Маринко выделяют управленческое консультирование в отдельный блок, имеющий тесные взаимосвязи с другими видами профессиональных услуг, такими как [3, с. 21-28]:
• аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента и экспертная оценка (заключение) с целью установления ее достоверности, правильности и соответствия финансово-хозяйственных операций общепринятым стандартам;
• бухгалтерское обслуживание - услуги, оказываемые клиенту внешними по отношению к нему бухгалтерскими фирмами;
• юридические услуги - услуги как в форме юридического консалтинга, т. е. в форме советов, так и в форме непосредственного ведения дел своих клиентов;
• инжиниринг - инженерная подготовка и обеспечение процесса производства, строительства и эксплуатации разного рода объектов;
• реклама и отношения с общественностью - деятельность по созданию в общественном сознании положительного и специфического образа (имиджа) товара или фирмы;
• тренинг - передача знаний и информации о принятии решений;
• деловая информация - вид услуг, заключающийся в предоставлении экономической, технической, юридической и другой информации по заказу клиента, публикация пособий, статей, справочников и т. д.);
• рекрутмент - услуги по подбору и оценке кадров;
• обеспечение информационными технологиями - консалтинг в области информационных технологий и информационные услуги, разработка и внедрение информационных систем;
• инвестиционные услуги - деятельность кредитно-финансовых институтов (инвестиционных банков и компаний) по купле-продаже ценных бумаг;
• лоббирование - форма легального воздействия на органы государственной и местной власти для создания оптимальных условий деятельности фирмы.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что четкого понятия составляющих частей управленческого консультирования на сегодняшний день нет, но тем не менее можно сказать, что управленческий консалтинг вполне сформировавшееся направление, находящееся на первом месте в десятке самых востребованных услуг консалтинга России по мнению специалистов экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компании «ЮНИПРАВЭКС» [5].
Необходимость применения управленческого консультирования
Учитывая, что рынок социальных услуг - это достаточно молодой и развивающийся сектор услуг, вполне резонно предположить, что формирование профессионального кадрового состава системы социального обслуживания населения - это вопрос длительный и затратный как в финансовом, так и во временном плане. Ждать профессиональных кадров здесь и сейчас - это утопия, так как профессия «социальный работник» вошла в тарифно-квалификационный справочник только в 1991 г., а профессиональный стандарт «специалист по социальной работе» утвержден относительно недавно приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н. Поэтому руководители и специалисты системы социального обслуживания населения всех уровней в своей работе испытывают профессиональный и научный «голод», а следовательно, не избегают типичных ошибок, обозначенных в перечне профессора Академии народного хозяйства, директора Центра управленческого консультирования Аркадия Пригожего [3, с. 105]:
• неготовность перейти от модели управления «приказ - исполнение» к модели управления «согласование интересов» (работа в команде);
• информационная закрытость. Многие руководители считают, что большинству подчиненных не нужно знать, зачем они что-то делают;
• культ материального стимулирования, сведение всей мотивации к доплатам, премиям, бонусам, нежелание включать более сложную мотивацию персонала;
• заниженная оценка потенциала работников;
• скупость на похвалы;
• несоответствие слов и поведения руководителя;
• постоянная угроза увольнений;
• ориентация не на профессионалов, а на лояльных людей;
• информационная алчность. Глава компании начинает тратить силы и время не на управление, а на выведывание несущественных для его работы подробностей;
• необоснованная доверчивость и необоснованные подозрения;
• нежелание или неумение четко формулировать задачи;
• невыполнимые и бесполезные задания. Привычка назначать нереальные, так называемые мобилизационные сроки выполнения заданий - это один из серьезных демотивирующих факторов;
• привлечение сотрудников к не свойственной им деятельности;
• необязательность;
• перегрузка лучших работников по принципу «грузить на того, кто везет».
Таким образом, совершенно очевидно, что руководитель, болеющий за результат своего дела, будет искать пути повышения своей квалификации и квалификации специалистов, работающих в его подчинении в различных областях деятельности, например: в области совершенствования организационных структур, создания мотивационных систем управления персоналом, эффективного управления продажами услуг, кадрового потенциала и формирования организационной культуры, стратегического и операционного планирования, финансового менеджмента и бюджетирования, а все вместе это и есть управленческое консультирование.
Перспективы совершенствования системы социального обслуживания населения
Развитие социальной сферы является одной из основных задач Российского государства, которая ежегодно декларируется в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации [4]. Также перед системой социального обслуживания населения поставлена задача на активное внедрение инноваций, что позволило бы значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность. Выполнение поставленных задач требует квалифицированного подхода, следовательно, необходим эффективный инструмент - управленческий консалтинг, активное внедрение которого позволило бы провести переподготовку и повышение квалификации кадрового состава всех структур, входящих в систему социального обслуживания населения.
По своей сути управленческое консультирование решает следующие задачи:
- системно подходит к решению вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов;
- применяет систему управления знаниями (управление знаниями - это процесс использования того, что известно людям, на новом уровне с целью наращивания потенциала компании [3, с. 325]);
- постоянно находится на переднем крае технического прогресса;
- по вопросам управления - в курсе последних инноваций и достижений;
- выходит за пределы управления и занимается вопросами методик и технологий, систем взаимодействия и связи;
- стремится к разработке критериев и обеспечению контроля качества;
- поощряет развитие активной позиции и участие клиентов в выполнении заданий, развитию у них собственных навыков решения проблем.
Авторы рассмотренных учебных пособий отмечают следующие особенности управленческого консультирования:
• Г.А. Васильев, Е.М. Деева уделяют внимание инноватике, которая, по их мнению, имеет следующую характеристику в контексте управленческого консультирования: «Инноватика, объединяющая усилия различных специалистов (экономистов, философов, инженеров, социологов, психологов, юристов), и управленческое консультирование по сути своей неотделимы друг от друга, поскольку консультирование - это обеспечение инновационного процесса» [1, с. 213].
• Ю.Н. Лапыгин считает, что большую роль в управленческом консультировании играет понятие системности, так как «системность управленческого консультирования заключается в анализе организации как целого образования, взаимодействующего с внешней средой, состоящего из элементов, определенным образом связанных между собой» [2, с. 14].
• Г.И. Маринко в своих трудах отмечает, что: «...вопрос о готовности к использованию услуг консультантов - это общий вопрос готовности рынка к переходу на профессиональное ведение бизнеса» [3, с. 105]. При этом большое внимание он уделяет процессу управления знаниями: «управление знаниями - это не просто отдельный продукт, а стратегия предприятия, направленная на организацию управленческих действий на базе всех информационных ресурсов фирмы» [3, с. 318].
• Т.Е. Цыцарова считает управленческое консультирование особой сферой услуг, играющей большую роль в подготовке кадров, исходя из того, что «изучение управленческого консультирования
является актуальным, так как приобретает важное значение, превращаясь в необходимый предмет базовой теоретической и практической подготовки»[6, с. 60].
Следовательно, несмотря на схожесть позиций по составляющим частям и содержанию управленческого консультирования, каждый из авторов делает акцент на каком-то важном для него свойстве управленческого консультирования, что позволяет нам шире взглянуть на определение управленческого консалтинга.
Резюмируя все вышесказанное, попытаемся дать свое определение управленческого консультирования в системе социального обслуживания населения.
Управленческое консультирование в системе социального обслуживания населения - это вид деятельности, направленный на внедрение инновационных процессов и повышение квалификации специалистов системы социального обслуживания населения, включающий в себя диагностику и анализ проблемы специально подготовленными профессиональными консультантами с последующими рекомендациями и помощью по решению поставленных задач.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: только активно пропагандируя управленческий консалтинг в системе социальной защиты населения и приучая специалистов к постоянному непрерывному процессу обучения и повышения своей квалификации, можно в кратчайшие сроки решить задачи, поставленные перед социальной сферой Правительством Российской Федерации. Одной из важнейших задач является обеспечение внедрения инновационных технологий и, как следствие, высокий экономический и социальный эффект от работы данной отрасли.
Список литературы
1. Васильев Г.А., Деева Е.М. Управленческое консультирование: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 255 с.
2. Лапыгин Ю.Н. Управленческое консультирование: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - Владимир: ВГПУ; ВИБ; ВлГУ. - 187 с.
3. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 381 с.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173
5. Цивилизованный рынок консалтинговых услуг в России: новые тренды развития и перспективы глобального сотрудничества: аналит. исслед.: - URL: http://www.unipravex.ru/category/konsalting/
6. Цыцарова Т.Е. Управленческое консультирование: текст лекций. -Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 63 с.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации». - URL: http://www. rg.ru/2013/12/30/socialka-dok. htm l