Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Муллахметов Х. Ш.
кандидат экономических наук, доцент, MBA, доцент кафедры «Производственный менеджмент», Набережночелнинский институт ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет», Россия, г. Набережные Челны"
УДК 336.143: 65.01.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Сегодня среда функционирования и развития организаций характеризуется тремя группами факторов: сложностью — на жизнедеятельность хозяйствующих субъектов оказывает влияние множество факторов во внешней и внутренней среде организации; динамизмом — факторы влияния быстро и взаимозависимо меняются, создавая различные комбинации ключевых факторов и модели влияния на организацию в зависимости от характера их взаимодействия; соответственно, сложность и динамизм создают неопределенность результатов как реализации отдельных управленческих решений, так и всей финансово-хозяйственной деятельности.
Для сохранения своих позиций на рынке компании вынуждены развиваться хотя бы темпами, не уступающими темпам развития целевого рынка, а увеличение объемов производства, диверсификация производства требуют еще больше усилий. Наблюдаемое на мировом рынке ужесточение конкурентной борьбы вынуждает производителей товаров и услуг в большей степени ориентироваться на потребителей и, в конечном итоге, приводит к снижению нормы прибыли. Серьезные инвестиции на развитие требуют привлечения заёмных средств, стоимость которого определяется не только спросом и предложением финансовых ресурсов на рынке. Только крупные корпорации могут сегодня генерировать ресурсы для инвестиции за счет собственных средств благодаря масштабам производства.
В данных условиях конкурентоспособность компаний определяется, во-первых, их способностью выгодно привлекать капитал и, во-вторых, эффективно использовать имеющийся капитал. Первый фактор требует создания надлежащей системы корпоративного управления и контроля, учитывающей «передовую практику корпоративного управления», второй — эффективной системы внутреннего контроля, адекватной действующей системе управления и учитывающей, кроме характеристик системы управления, вид деятельности организаций, технологии производства, кадровый потенциал и корпоративную культуру организации, а также характеристики внешней среды.
В данном контексте состояние контрольной деятельности становится одним их ключевых факторов конкурентоспособности организаций и требует вдумчивого переосмысления.
Ключевые слова: управление, контроль, система внутреннего контроля, классическая дилемма контроля, поведенческие аспекты контроля, виды контроля, цель и задачи контроля.
MANAGEMENT CONTROL IN MODERN CONDITIONS: THEORETICAL ASPECTS
Today is Wednesday functioning and development organizations is characterized by three factors: the complexity — on the life of economic entities affected by many factors in the external and internal environment of the organization; dynamism — influences rapidly changing and interdependent creating different combinations of the key factors and models of influence on the organization, depending on the nature of their interaction; respectively, the complexity and dynamism creates uncertainty in the results as the implementation of certain administrative decisions, and the whole financial and economic activity.
To maintain its position in the market, companies have to grow at least at a rate no worse than the pace of development of the target market, and the increase in production, diversification of production require more effort. Observed in the global market tightening competition is forcing manufacturers of goods and services to focus more on consumers and, ultimately, lead to a decrease in the rate of profit. Serious investment in development requires the use of borrowed funds, the value of which is determined not only by supply and demand of financial resources on the market. Only large corporations can now generate resources for investment at their own expense, due to the scale of production.
Under these conditions, the competitiveness of companies is determined, firstly, their ability to profitably raise capital and, secondly, effective use of available capital. The first factor requires the establishment of an appropriate system of corporate governance and control, taking into account the "good practices of corporate governance", the second — an effective system of internal controls, the adequacy of existing control system and taking into account the characteristics of the system in addition to the control of activities of organizations, production technology, human resources and corporate culture of the organiza-
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
tion as well as the characteristics of the environment.
In this context, the state control activity is becoming one of the key factors in the competitiveness of organizations and thought provoking rethinking.
Key words: management, monitoring, internal control system, the classic dilemma of control, behaviour all aspects of control, types of control, purpose and objectives of the control.
Проявление контроля в системе социально-экономических отношений
Контроль относится как к сфере индивидуального поведения, так и к деятельности организаций, общественным и социально-экономическим процессам. У людей контроль ассоциируется с различными понятиями: для одних контроль — это учет, порядок и предсказуемость результатов, для других — борьба со злоупотреблениями и нормативно-карательная деятельность. Иногда, говоря о контроле, связывают его с управлением и властью. Мы в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности часто употребляем термин «контроль». Например, часто используем выражение «ситуация под контролем», «взять под персональный контроль» и т.д. Мы не всегда задумываемся при этом о смысле термина, часто в зависимости от образования, опыта и образа мышления, в зависимости от ситуационных факторов в это слово закладываем различный смысл, и очень часто каждый понимает его по-своему.
Нам хочется контролировать действия и поведение других людей и интересующие нас процессы, но нам не очень нравится, когда контролируют нас. В своей профессиональной деятельности мы осознаем необходимость контроля, но не очень любим контролирующих нас людей. Мы понимаем необходимость коллективного обсуждения материалов проверок для эффективного устранения отклонений, их последствий и, что исключительно важно, причин возникновения отклонений, а также для распространения положительного опыта и обучающего эффекта, но не хотим, чтобы о недостатках в нашей деятельности узнали другие, тем более наши руководители. Мы понимаем, что контроль должен быть объективным — лишенным заинтересованного воздействия на процесс со стороны и самого контролирующего, но часто пытаемся контролировать контролирующих, иногда доводя это до абсурда. Мы понимаем, что персоналу нужно доверять и давать возможность самореализовываться, но хотим, чтобы их поведение было предсказуемо. Мы различными методами контроля хотим снизить уровень неопределенности в деятельности управляемых нами организаций и индивидуумов, загоняя их в установленные правилами и инструкциями рамки, при этом ожидаем инициативную и эффективную работу в динамично меняющейся среде их функционирования. Мы осознаем, что большой бизнес — это делегирование полномочий и контроль исполнения, но часто наше нежелание и неумение делегировать и неумение (а
иногда и боязнь) строить эффективную систему контроля сдерживает расширение бизнеса и снижает его эффективность.
Все это является различным проявлением отношения людей к контролю, места и роли контроля в жизнедеятельности людей, отражает многогранность контроля и сводится к дилемме, заложенной в сути контроля.
Классическая дилемма сущности контроля, вытекающая из ее места и роли в системе управления, заключается в поиске баланса между порядком и гибкостью. Задача состоит в нахождении баланса между стремлением повысить предсказуемость деятельности работников и желанием выработать у них инициативное и творческое отношение к работе, а также умение адекватно и быстро реагировать на преобразования и изменения. Если первое подразумевает усиление администрирования и контроля, контроль действий персонала, то второе требует номинальных контрольных процедур и контроля результатов работ [6,8].
Классическая дилемма контроля применительно к хозяйствующим субъектам проявляется в виде поиска баланса между централизацией и децентрализацией в системе управления. Это особенно актуально для горизонтально-интегрированных организаций, например, для корпораций холдингового типа. Поиск такого баланса является центральной проблемой в системе корпоративного управления и определяется ролью корпоративного центра [6, с. 15].
В практической деятельности имеют место два подхода к использованию термина «контроль» (таблица 1). При первом подходе контроль — это мониторинг, проверка деятельности персонала, процессов и объектов, т.е. действие, при втором — господство над людьми, ситуацией и организациями, возможность определять их состояние и развитие, иметь решающее влияние на них, т.е. состояние. Первый подход подразумевает контроль как источник информации, второй отождествляет его с властью; если первый подход отражает процесс контроля как определенного этапа управленческого цикла, т.е. действия, второй — результат процессов управления и контроля, т.е. эффект совершенных управленческих воздействий.
Сегодня контроль — это достаточно неоднозначно воспринимаемое в обществе явление, которое имеет множество проявлений.
Таблица 1. Подходы к использованию контроля в практической деятельности
Подходы Практическое применение (процедуры контроля) Роль в управленческом цикле Использование в системе управления Виды контроля
Контроль как источник информации Мониторинг, проверка процессов и объектов, деятельности персонала Контроль — действие (контроль как этап управленческого цикла) Низший и средний уровни управления Операционный и частично управленческий (предварительный и текущий)
Контроль как источник власти Возможность определять состояние и развитие организаций и ситуаций, иметь решающее влияние на них Контроль — результат (власть как результат процессов управления и контроля) Высший и средний уровни управления Стратегический и частично управленческий (текущий и заключительный)
Контроль имеет явно выраженные психологические аспекты: люди рассматривают контроль, прежде всего, как ограничение их свободы, как препятствие на пути к достижению поставленных ими личных целей. Люди сопротивляются контролю их деятельности и проявляют негативное отношение к контролирующим [2, с. 890]. Данный фактор во многом определял негативное отношение к контролю в Российской бизнес-среде в период становления рыночных отношений, которое не преодолено и сегодня. Такому положению способствуют также формы и методы контроля, применяемые в российской практике менеджмента, и в особенности в государственном и муниципальном управлении.
Контроль — это желание людей сохранять устоявшийся и устраивающий их порядок вещей. В этом заключается одна из главных причин сопротивления людей изменениям: люди сопротивляются новшествам, так как их следствием является потеря контроля над ситуацией. В результате изменений людям приходится меняться самим, а когда эти изменения навязываются извне, без должной подготовительной и разъяснительной работы, у них возникает ощущение утраты контроля над собственной жизнью [1, с. 65-66]. По этой причине многие люди очень болезненно меняют место работы, место жительства, пользуются устаревшими оборудованием и технологиями.
Контроль часто воспринимается как некая совокупность процедур, действий или как подсистема, позволяющая удерживать людей и процессы в определенных рамках. Важнейшим аспектом контроля являются некие ограничения — установленные «правила игры», обеспечивающие необходимое поведение людей (т.е. дисциплину) и достижение целей организации и отдельных индивидуумов.
Контроль — это власть, это возможность определять поведение и действия других людей, возможность определения стратегии и политики организации. Говоря, например, «ситуация под контролем», мы как раз имеем в виду данные аспекты контроля. По этой причине, скорее всего, мы хотим контролировать сами и не хотим, чтобы контролировали нас.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Мы хотим получить власть и сами хотим быть независимыми.
Контроль — это возможность выявления проблем и предупреждения их на ранней стадии, обеспечение желаемого состояния объектов и процессов. Тут уместно выражение «мы получаем только то, что контролируем». Во-первых, мы контролируем действительно важное для нас, во-вторых, те аспекты, которые мы не контролируем, в силу отсутствия информации о них, не участвуют в нашем мыслительном процессе в ходе подготовки и принятия управленческих решений и наших действиях. Их как бы и нет, т.е. мы их «не получаем». Таким образом, контролируя интересующие нас объекты и процессы по приоритетным критериям и показателям, мы имеем постоянную информацию об их деятельности и состоянии, что дает нам возможность своевременно выявить существенные отклонения и применить корректирующие воздействия на них, обеспечить желаемое состояние объектов контроля в постоянном режиме.
Контроль — это важнейшая функция менеджмента, тесно связанная с другими функциями. По участию в процессе управления контроль носит, скорее всего, межфункциональный характер, т.к. присутствует во всех остальных функциях и дает информацию об успешности реализации как других функций, так и процесса управления в целом. Без определенных контрольных процедур не могут быть эффективно выполнены остальные базовые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, а также связующие (управленческие решения и коммуникации) и интегрирующие (руководство и лидерство) функции.
Контроль является базовым источником информации при процедурах управленческих решений; сопровождает весь управленческий процесс, начиная как с определения целей организации и завершая оценкой успешности их достижений, так и подготовку, принятие, реализацию отдельных управленческих решений и оценку их успешности.
Кроме того, существующие формы контроля и методы их применения во многом характеризуют
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
КОНТРОЛЬ 1
ГТомлснческне ЭСИСКТЫ
Ограничения свисали, препятствие на пути и достнксинюлнчиш целей - сопротивление контролю
Желание сохранять устиявшнни JA устран FUlOIHiCN ¡шрндик ИГ QIC H —
П-
Управленческие аспекты
BjwcTb т,е, cHcppAia (процедуры Н действия), иолюднюшая улержимт*. ЛЙДСЙ II процессы в
ШфЩКЯШХ «правилами игры» р™кл\> обеспечение
нслСшолнмпт ТШВСЛ£НИН
■ lio.k'ii (т.е. дисциплину)
Основная функция МСИСДЖМЙИП, ТФСнО свннваяс лруткми функциями. Выявление lipOiflCJi II ЛрСДуЛрЩКДСЛНС их на ранней Сталин
Показатель уровни
Dliphimcm,
нписст нционной нринпскэтслыигстн и кйрнОрагшшйЮ управлении
Рисунок 1. Проявление контроля в системе
систему менеджмента, стили руководства и культуру организации.
Состояние контрольной деятельности в организациях — важнейший показатель уровня открытости, инвестиционной привлекательности и уровня корпоративного управления [9, с. 26]. Существующие системы оценки уровня корпоративного управления, инвестиционной привлекательности в качестве важнейшего показателя рассматривают наличие формализованных и эффективно работающих систем внутреннего контроля. Если обратить внимание на то, что уровень корпоративного управления стал существенным нематериальным активом, а также фактором снижения стоимости привлечения капитала, наличие эффективной системы внутреннего контроля является сегодня стратегически важным аспектом повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Проявления контроля в системе социально-экономических отношений приведено на рисунке 1 [5, с. 12].
Таким образом, контроль играет важную роль в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как источник информации, он во многом определяет принимаемые решения, как фактор власти — способствует упорядочению жизнедеятельности людей и общественных процессов в целом.
Контроль в системе управления
Сегодня в России можно наблюдать две крайние позиции к пониманию сути контроля.
Первая позиция является следствием истории развития общественно-экономических отношений в ХХ веке и больше характерна для 80-х и начала 90-х годов. Она заключается в узком понимании места и роли контроля в общественной жизни и хозяйственной деятельности:
— контроль — это учет;
социально-экономических отношений
— контроль — это борьба со злоупотреблениями.
Таким образом, сторонники данной позиции фактически отрицают контроль как функцию управления. Отрицательное отношение к контролю, игнорирование контроля в производственной и финансовой деятельности, больше характерное для малых и некоторых средних предприятий, часто является причиной их низкой эффективности вплоть до банкротства.
Вторая позиция сформировалась под влиянием иностранных источников по управлению и контролю, которые имеют не всегда квалифицированный перевод; кроме того, сам английский термин «to control» имеет несколько переводов, которые могут быть истолкованы и как контроль, и как управление.
В результате появились определения контроля, по сути тождественные с определением управления, где контроль рассматривается как процесс или как инструмент достижения целей организации.
Система контроля должна быть ориентирована на достижение конкретных результатов. Это возможно только тогда, когда контроль интегрирован с другими функциями управления. Главный результат — достижение целей организации составляет суть всего процесса управления и не может быть достигнут как только отдельно взятой функцией управления, так и без постоянного эффективного выполнения какой-либо из функций управления.
Контроль — это важнейшая функция управления, тесно связанная с другими функциями, и он имеет межфункциональный характер, т.к. участвует при реализации всех остальных функций и дает информацию об успешности реализации как отдельных функций, так и процесса управления в целом. Без определенных контрольных процедур не могут быть эффективно выполнены остальные функции управления. «Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирования, ни
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
создания организационных структур, ни мотивацию (т.е. остальных, базовых функций управления — примечание автора статьи) нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации» [4, с. 393].
Место и роль контроля в системе управления наиболее структурировано выражается в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений, которая является сердцевиной всей управленческой деятельности. Дитгер Хан, рассматривая управление как процесс волеобразования и реализации воли, выделяет шесть фаз (комплексов операций) данного процесса (рис. 2).
Проведем анализ начальной фазы процесса — фазы постановки проблемы (определения задачи, требующей решения) управленческого цикла — по содержанию ее основных процедур (операций) (рис.
3).
Для определения места и роли контроля в процессе управления является важным подчеркнуть, что в данной фазе начальной процедурой является выявление проблемы путем сравнения, достигнутого (фактического) и желаемого состояния (по плану) объекта контроля. Эти действия составляют суть основной процедуры контрольной деятельности и, таким образом, можно заявить, что управление как процесс (управленческий цикл) начинается с контрольных процедур.
Конечная фаза — фаза контроля — определяет успешность реализации управленческого решения, призванного устранить выявленную проблему. При этом сравниваются фактические и запланированные результаты, анализируются отклонения, их последствия и причины возникновения, обобщается положительный опыт; по результатам анализа может быть принято решение о проведении нового цикла рассмотрения проблемы. Кроме того, при реализации управленческого цикла могут быть выявлены новые проблемы, требующие решения.
Таким образом, анализ процесса управления по содержанию его основных процедур (операций) позволяет сделать вывод, что процесс управления начинается с предоставления по результатам контрольных процедур полезной для принятия управленческих решений информации по проблеме и завершается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения, результаты которой зачастую являются информационной базой для принятия новых решений, т.е. информационной базой для запуска нового управленческого цикла [7, с. 123].
Исходя из данных суждений можно определить цель контроля в системе управления. Таким образом, целью контроля является повышение эффективности управленческой деятельности. Для достижения данной цели контроль решает следующие задачи:
а) предоставление релевантной (востребованной для решения проблемы) и качественной (достоверной, своевременной и полной) информации об отклонениях в процессе функционирования и развития организации (о проблеме) для подготовки и принятия управленческих решений (оперативный уровень), планирования (тактический уровень), целеполагания (стратегический уровень);
б) мониторинг процессов функционирования и развития органиации и своевременное сообщение менеджменту о существенных отклонениях от ожидаемых результатов (желаемого состояния объектов управления) и стандартов исполнения;
в) сравнение полученных и ожидаемых результатов и выявление отклонений; сбор, обобщение и анализ отклонений, их последствий и причин возникновения, представление менеджменту обоснованных вариантов корректирующих воздействий, адекватных последствиям выявленных отклонений (к чему это привело и как оптимальным образом устранить отрицательные последствия отклонений) и причинам их возникновения (почему это стало
Рисунок 2. Управление как процесс (управленческий цикл)
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
-a
Срлнпенне достигнутого н меллемого явление проблемы
состоят *
JX
Л пали н мрмчин, пшяапммх проему Bfjaiuichkc направлений |я№ти по решению проблемы
ВыЯСНСНИС МОЛСЙ прели рНРГТНРГ, 1НЯЧНЫЫХ an я ■[остановки il роялем м
< )ПрСЛС Л С H11LL (MÏlIlL'h KC.HILUniLIII!, ЛраМКЭХ
которой должна Сыть решена проблема
Определение целей отдельных ЛИИ, САЛЕННЫХ с проблемой и се решенМм Персонал н их роли в рсн1сннн проблемы
-а
Выявление ограничений н их нлнянпа па Определение ресурсною обеспеченна лля
планирование - ремкчннн нро&н-ны
Я L
иыяенение и онрелеленне п^ач ш решения проблемы с учпоы мелен н oipaiiniHiiiü — ООщиИ нллн решения проблемы
Л L
Рисунок 3. Анализ содержания фазы постановки проблемы (основные процедуры и их цели)
возможным и что надо делать, чтобы в последующем не повторялось).
Решение первой задачи осуществляется методами предварительного контроля, второй — мето-
Таблица 2. Роль контроля в процессе управления
дами текущего и третьей — заключительного контроля.
Разделение контроля на вышеназванные виды (предварительный, текущий и заключительный)
Процесс управления (основные этапы) Роль контроля
1 2
Определение целей (стратегия функционирования и развития) Представление по каналам обратной связи качественной информации о состоянии объектов и процессов в организации
Разработка путей и методов достижения целей (тактические и оперативные планы) Распространение положительного опыта (представление информации по успешному решению аналогичных проблем и задач в практике организации)
Выявление проблем на пути достижения целей организации Мониторинг достижения целевых показателей по срокам, ресурсам, результатам. Представление информации об отклонениях
Управленческие решения Разработка и принятие Предоставление информации о последствиях и причинах возникновения отклонений. Предложение обоснованных вариантов корректирующих воздействий
Реализация Определение успеха реализации принятых управленческих решений
Результат Устранение проблемы (цель достигается) Обобщение и распространение положительного опыта; обучающий эффект
Проблема не устранена Выявление причин (некачественные управленческие решения, некачественная реализация управленческих решений, существенные изменения внешней среды); варианты корректирующих воздействий
Выявлена новая проблема Сбор, обобщение и анализ отклонений в ходе разработки, принятия и реализации управленческих решений, идентификация их как проблемы. Предоставление по каналам обратной связи информации о новой проблеме
Корректировка целей организации Предоставление в системном режиме информации о достижении целей организации, о существенных отклонениях от целей, по факторам среды функционирования и развития организации
Таблица 3. Виды контроля и их характеристики
№ Виды контроля Содержание основных процедур контроля Востребованность в процессе управления Характер осуществления процедур контроля Задачи видов контроля Цель
1. Предварительный Мониторинг управляемых (контролируемых) процессов и объектов В период подготовки и принятия УР (при планировании) Постоянно Представление качественной (достоверной, своевременной и полной)и релевантной информации о проблеме Повышение эффективности управленческой деятельности: способствовать максимально эффективному достижению целей организации
2. Текущий Контроль действий персонала: операций, этапов работ и стандартов исполнения В период реализации УР Постоянно Исключение существенных отклонений от намеченных планов и инструкций (стандартов исполнения)
3. Заключительный Контроль результатов реализации принятых УР После завершения работ по реализации УР По завершению управленческого цикла Оценка успеха реализации принятых решений. Распространение положительного опыта. Обучающий эффект
осуществляется в зависимости от времени реализации их в рамках управленческого цикла.
Предварительный контроль осуществляется в период подготовки и принятия управленческих решений (далее — УР). Содержание процедур предварительного контроля заключается в мониторинге управляемых процессов и объектов; целью контроля является представление качественной (достоверной, своевременной и полной) и релевантной (востребованной для подготовки решения по проблеме) информации для принятия УР. Таким образом, предварительный контроль осуществляется в начале управленческого цикла до выполнения работ и носит постоянный характер.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе реализации принятых УР. Как правило, основной объем текущего контроля осуществляет непосредственный руководитель исполнителей работ. Текущий контроль базируется на измерении и оценке результатов отдельных операций и/или этапов работ, стандартов исполнения, направленных на достижение поставленных целей. Содержание процедур текущего контроля заключается в контроле действий персонала, и он направлен на исключение существенных отклонений от намеченных планов и инструкций, на своевременное выявление отклонений и принятие адекватных корректирующих воздействий. При этом контроль носит постоянный характер.
В некоторых источниках текущий контроль называется оперативным контролем.
Заключительный контроль (в некоторых источниках — итоговый контроль) осуществляется после завершения процесса реализации УР, при этом обратная связь используется после того, как работы выполнены. Таким образом, при заключительном контроле осуществляется контроль результатов, целью является оценка успешности реализации принятых УР и распространение положительного опыта.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Основные виды контроля и их характеристики представлены в таблице 3.
Рассмотрим процесс управления как определение целей, разработку планов по достижению целей и решения проблем при реализации планов, как это показано на рис. 4. На основании предыдущих обобщений и выводов сформулируем роль контроля по этапам управления (табл. 2).
Структурирование полученных результатов на рис. 4 и в табл. 2 позволяет сделать еще один неочевидный на первый взгляд вывод: разделение контроля на предварительный, текущий и заключительный по времени осуществления управленческих воздействий является относительным: ведь предварительная информация для принятия конкретного управленческого решения по отдельной проблеме (предварительный контроль) предоставляется по результатам текущего или заключительного контроля выполнения мероприятий, и, наоборот, информация по результатам заключительного контроля действий по решению отдельной проблемы может существенно повлиять на процесс целеполагания (корректировки имеющихся или формулировки новых целей). На наш взгляд, является целесообразным разделить процесс управления на стратегическое, тактическое и оперативное управление, осуществляемые соответственно на высшем, среднем и низшем уровнях управления, в каждом из которых реализуется предварительный, текущий и заключительный контроль.
Заключение
Менеджмент как молодая наука, имеющая несравнимо маленькую историю по отношению к другим наукам (например, астрономия, философия, математика), обременена рядом собственных проблем. Исследователи управленческой мысли к числу таковых относят вопрос о предмете науки, о соотношении науки управления с другими науками, о соотношении искусства управления и научности управления, об измерении управления социально-
Мероприятия (планы ПО досшжетап целей)
Проблемы
II ЛиЧЫиАМи. ТИ
У правле in е скне
режешш
Новые проблемы
II Е01МККНСРГ1Н
Последующие
уяра&леггческне
p&me»tnñ
Рисунок 4. Алгоритм (основные этапы) действий менеджмента при процессном подходе
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
экономическими объектами [3, с. 18]. К числу проблем, имеющих существенное значение для практики менеджмента, относятся семантическая проблема менеджмента, т.к. остается открытым вопрос о ряде категорий и понятий менеджмента. Это создает условия для различного толкования терминов, составляющих базу практической деятельности менеджеров, таких как функции и методы управления, система управления, организационная структура, организационная культура, управление изменениями, эффективность управления и ряда других, что снижает эффективность коммуникационных процессов.
Литература
1. Бойетт Д. Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Джозеф Г. Бойетт, Джимми Т. Бойетт. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 416 с.
2. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб.-практ. пособие. - Минск: Новое знание, 2003. - 1039 с.
3. Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 731 с.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 704 с.
5. Муллахметов Х. Ш. Контроль-менеджмент. - М.: «Экономика», 2013. — 302 с.
6. Муллахметов Х. Ш. Контроль в системе социально-экономических отношений / Х.Ш. Муллахметов // Контроллинг: технологии управления. — 2010. — № 3. — с. 14-19.
7. Муллахметов Х. Ш. Корпоративный контроль. -Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 199 с.
Контроль, являясь на наш взгляд наименее изученной функцией менеджмента, требует пристального внимания исследователей науки управления. Как показывает изучение научной и научно-популярной литературы, наибольший разброс мнений наблюдается в определении цели контроля в системе управления, в определении соотношения категории: «управление» и «контроль», в толковании самого термина контроль. В своей работе на основании проведенных исследований мы попытались ответить на вопросы, наиболее часто возникающие при исследовании систем, технологий, форм и методов, различных видов управления и контроля.
8. Муллахметов Х. Ш. Методологические подходы к организации контрольной деятельности. / Х.Ш. Муллахметов // Контроллинг: технологии управления. — 2009. — № 3. — с. 8-16.
9. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. / под общ.ред. И.В. Беликова.
— М.: Империум Пресс, 2005. — 608 с.
Literature
1. Boyett D.G. Guide to the realm of wisdom: the best ideas Master Control / Joseph H. Boyett, Jimmy T. Boyett. - M .: ZAO "Olympus-Business", 2004. — 416 P.
2. L. Mullins management and organizational behavior: Ucheb. allowance. - Minsk: The new knowledge, 2003.
— 1039 p.
3. Marshev V. I. History of Management Thought: Textbook. — M .: INFRA-M, 2005. — 731 p.
4. Meskon M. H., Albert M. Hedouri F. Fundamentals of Management: Per. from English. — M .: Delo, 2002.
— 704.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
5. Mullahmetov Kh. Sh. Control Management. — M .: "Economics", 2013. — 302 p.
6. Mullahmetov Kh. Sh. Control in the socio-economic relations I Kh. Sh. Mullahmetov II Controlling: management technology. — 2010. — N° 3. — p. 14-19.
7. Mullahmetov Kh. Sh. Corporate control. — Kazan: Publishing House of Kazan State University, 2008. — 199.
á кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономико-математическое моделирование», Институт управления, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет»
УДК 338.27
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — ОСНОВА СЦЕНАРНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Экономико-математическое моделирование играет большую роль в планировании и управлении. Оно позволяет подготовиться к изменениям на рынке и тем самым либо сократить потери, либо получить дополнительную прибыль. В настоящее время экономико-математическое моделирование все более широко используется в экономических исследованиях и производственной сфере. В эпоху активного развития Интернета и телекоммуникаций, появления новых рынков и технологий, прогнозирование и моделирование развития становится необходимой потребностью в организации. Так, моделирование необходимо широко применять в стратегическом планировании и финансовой сфере. В статье подчёркнута необходимость развития экономико-математического моделирования для стратегического планирования организации, составления моделей и сценариев развития для прогнозирования возможных вариантов деятельности производственных организаций. Для того чтобы сценарий развития организации имел успех, необходимо иметь потенциал для принятия решения, то есть каждый сценарий, как по отдельности, так и в целом должен быть полезным для рассматриваемой стратегии развития организации и реалистичным. Также статья уделяет внимание тому, что любому предприятию необходимо разрабатывать собственные методики по статистической обработке, моделированию, вырабатываю рекомендации по развитию и составлению стратегических планов на основе полученных результатов. В данной ситуации адекватным аппаратом для решения задач диагностики и моделирования могут служить специальные программы, реализующие идеи предсказания и классификации при наличии обучающих последовательностей, причем как весьма перспективные.
Ключевые слова: экономико-математическая модель, стратегическое планирование, сценарное планирование, оптимизация производства.
ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELLING — THE BASIS SCENARIO-BASED STRATEGIC PLANNING
Mathematical modelling plays an important role in planning and management. It allows you to prepare for the changes in the market and thereby either to reduce losses or to obtain additional profit. Currently, economic-mathematical modelling is increasingly used in economic research and the industrial sector. In an era of active development of the Internet and telecommunications, the emergence of new markets and technologies, forecasting and modelling development is becoming a vital need in the organization. So, modelling should be widely applied in strategic planning and financial services. The article underlines the necessity of development of economic-mathematical modelling for strategic planning of the organization, preparation of models and scenarios to predict possible variants of the activities of industrial organizations. In order to script development organizations have had success, need to have the capacity for decision-making, i. e. each scenario, separately and as a whole should be useful to consider strategy of development of the organization and the necessary realism. This article also pays attention to the fact that any enterprise needs to develop its own methodologies for analysing, modelling, and develop recommendations for the development and preparation of strategic plans on the basis of the obtained results. In this situation, an
8. Mullahmetov Kh. Sh. Methodological approaches to control activities. / Kh.Sh. Mullahmetov // Controlling: management technology. — 2009. — № 3. — p. 8-16.
9. The Board of Directors in the company's governance system. / Under obsch.red. AND IN. Belikov. — M .: Imperium Press, 2005. — 608 p.