Ar ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
Булатова Н.Н., Тихонова П.В.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассмотрены возможности и направления развития транспортной подсистемы как ключевого звена экономической системы региона. Авторы выявляют управленческие инструменты, которые позволяют воздействовать на региональный рынок транспортных услуг.
Ключевые слова. Регион, транспортная система, социально-экономическое развитие.
Bulatova N.N., Tikhonova P.V.
CONTROL TECHNOLOGY FOR THE REGION'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
Abstract. The article describes the features and directions of development of transport subsystem as a key element of the economic system of the region. The authors define management tools that allow you to affect the regional market of transport services.
Keywords. Region, transport, socio-economic development.
Происходящие в настоящее время в России и во всем мире процессы глобализации и интеграции обуславливают важность и значимость решения проблемы стратегического управления регионами, формирования различных видов интеграционного взаимодействия субъектов России в социально-экономическую сферу деятельности страны и мировое экономическое пространство [5]. Во-первых, это необходимо для обеспечения устойчивого развития в условиях возможной дезинтеграции в процессе изменения внешней и внутренней среды функционирования региональных систем, для профилактики снижения эффективности региональной политики. Во-вторых, возникает необходимость реализации межрегиональных инфраструктурных проектов, консолидации ресурсных возможностей социально-экономических потенциалов развития территориально близко расположенных регионов для укрепления их позиций в общемировом пространстве.
Пространственное распределение транспортной инфраструктуры (далее - ТИ), прежде всего, определяется существующими исторически сложившимися ареалами расселения, экономико-географическими региональными особенностями, уровнем развития отраслей промышленности. Кроме того, органы государственной власти, главным образом региональные, в процессе установления стратегических целей и задач поступательного развития экономики региона, ориентированных на улучшение жизнедеятельности населения и повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, должны оказывать активное воздействие на развитие ТИ.
В связи с этим возникает необходимость модернизации транспортной инфраструктуры через организацию комплексной системы стратегического управления на макрорегиональном и на межрегиональном уровне, что предполагает оптимизацию региональных систем управления ТИ на ос-
ГРНТИ 06.61.33
© Булатова Н.Н., Тихонова П.В., 2016
Надежда Николаевна Булатова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ).
Полина Викторовна Тихонова - аспирант кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ). Контактные данные для связи с авторами (Булатова Н.Н.): 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В (Russia, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40V). Тел.: +7 902 166 08 70. Е-mail: [email protected].
нове приоритета сбалансированного устойчивого территориального развития экономики региона [4], организации успешного сотрудничества между субъектами ТИ. Данный процесс необходимо проводить посредством совершенствования организационно-экономического механизма функционирования региональной транспортной инфраструктуры на уровне региона с учетом особенностей территориального развития, необходимости повышения роли оценки эффективности влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона с целью устойчивого развития государства, регионов, муниципальных образования, бизнеса и населения.
Актуальность выделения ТИ, как объекта и ключевого элемента управления, увеличилась в современных условиях из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и наступления нового этапа современного кризиса, обусловленного сложной геополитической обстановкой. Данные обстоятельства продиктованы возникающими проблемами не только в сфере экономики, но и в транспортной системе регионов, негативными перспективами долгосрочного развития регионов по множеству значимых социально-экономических показателей.
Исследования, посвященные проблемам функционирования ТИ, говорят о разном уровне транспортно-инфраструктурного развития регионов и, соответственно, обеспеченности потребителей услугами транспортного сообщения, что лишний раз говорит о необходимости качественного всестороннего регулирования функционирования ТИ, необходимости соблюдения различных стандартов и разработки концепций по стратегическому долгосрочному развитию ТИ. В связи с этим, представляется целесообразным выделить особый ресурс - управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона, что, в свою очередь, требует теоретического и методологического обоснования условий его разработки, установления особенностей региональной адаптации и практической реализации.
Под управленческими технологиями развития транспортной инфраструктуры региона следует понимать технологии, способствующие обеспечению доступности транспортного сообщения внутри региона и вне его, снижению производственных издержек транспортных предприятий посредством принятия и реализации оптимальных управленческих решений на региональном уровне. Управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона должны обеспечивать распределение и концентрацию материальных, информационных, финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и сформировать условия для стратегического партнерства и межрегиональной кооперации органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных институтов, других субъектов взаимодействия в рамках поступательного экономического развития региона.
Одной из наиболее приоритетных форм управленческих технологий является кластерный подход. Решение проблемы управления территориально распределенными элементами ТИ региона и организация их взаимодействия с предприятиями промышленности является основополагающей для выработки эффективной стратегии экономического развития каждого отдельно взятого региона, в настоящее время данный раздел экономики получил название - «кластерный подход». Очевидно, что создание промышленных кластеров занимает ключевое место в процессе формирования «новой экономики» (см.: Путин В. Нам нужна новая экономика // Ведомости, 30 января 2012 г.), так как основными последствиями эффективной реализации территориальной организации производства или формирования кластеров являются преодоление технологического отставания, модернизация предприятий, повышение эффективности транспортных систем, прежде всего, важнейшей отрасли - транспортной инфраструктуры.
Основным достижением данной концепции кластерной организации производства можно назвать понимание важности развития территорий (кластеров), что помогает выявить перспективное направление данной теории в виде развития кластерного подхода при управлении ТИ региона, что позволяет совмещать знания экономико-географического, экономического, логистического направлений. Именно кластерный подход к управлению ТИ позволяет максимально эффективно использовать благоприятное геостратегическое положение Республики Бурятия, являющейся мостом между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому представляется необходимым провести на территории республики формирование и развитие транспортно-логистического кластера (далее - ТЛК), который должен обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и логистических узлов в процессе транспортного обслуживания грузов и пассажиров.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 1 (27). 49
Обязательным условием формирования ТЛК является взаимодействие с транспортно-логистическими элементами Сибирского федерального округа, других федеральных округов, макроэкономических регионов, субъектов Российской Федерации и Евроазиатского экономического сообщества в целом [3]. ТЛК Республики Бурятия можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке.
Транспортно-логистический кластер
Власть
1. Законодательные органы власти
2. Исполнительные органы власти
3. Органы местного самоуправления
Бизнес
1
Институты
Ядро кластера: мультимодальная транспортно-логистическая зона
1. Международный аэропорт и аэропортовое хозяйство
2. Бурятское отделение Восточно-Сибирской железной дороги
3. Автотранспортные предприятия
4. Дорожное хозяйство
5. Сервис транспортных средств
6. Транспортно-экспедиционные организации
7. Складские и терминальные комплексы
1. Общественные объединения производителей товаров и услуг
2. Банки и другие финансовые учреждения
3. Образовательные учреждения
4. Научные и проектные организации
Потребители
Внешнеторговые операторы Предприятия зоны АПК Предприятия горнодобывающего кластера Предприятия строительного кластера Предприятия турист-ско-рекреац. кластера Прочие потребители
\ / \ !
Товарно-материальный поток
Производители услуг
ж
Информационное пространство
Рис. Транспортно-логистический кластер региона [1]
Как видно из представленной схемы, ТЛК включает в себя комплекс инфраструктурных объектов и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты транспортной инфраструктуры, компании, специализирующиеся на водных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие, связанных между собой производственно-технологическими отношениями, организации, действия которых направлены на решение общей задачи по предоставлению транспортно-логистических услуг с минимальными издержками.
Функционирование транспортно-логистического кластера и его совершенствование должно обеспечить равную доступность участников транспортных процессов - грузоотправителей, грузо-перевозчиков, грузополучателей и других субъектов организации транспортных и грузовых потоков на рынок транспортных услуг. В этих условиях информационные технологии становятся базой для управления новыми территориями, планирования оптимальных маршрутов, прогнозирования деятельности транспортных предприятий, разработки моделей оптимизации взаимодействия участников транспортных процессов, а также улучшения коммуникационных связей.
Заинтересованность транспортного предприятия в кластеризации растет и в связи с необходимостью информационного объединения крупных предприятий, позволяющего получить агломерационный эффект от развития технологий в области организации перевозок и логистики. Информирование клиентов о местонахождении груза на маршруте, предоставляемое информационными системами управления движением, гарантирует развитие логистических процессов клиентов по планированию и прогнозированию перевозок. Основными ожидаемыми результатами от внедрения ТЛК являются:
1. Развитие производственно-технической базы и инфраструктуры транспортного комплекса Республики Бурятия позволит повысить качество транспортно-логистического обслуживания потребителей как внутри республики, так и вне ее в пределах внутрирегиональной сети транспортных коммуникаций;
2. Внедрение современных интегрированных логистических технологий позволит эффективно управлять региональными материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;
3. Расширение внешнеэкономических связей позволит привлечь иностранные инвестиции и партнеров в формируемый ТЛК и обеспечить высокий уровень транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами [2].
Таким образом, формирование в Республике Бурятия транспортно-логистического кластера делает ее территорию модельно-целевой с позиций решения социально-экономических задач региона, повышения уровня занятости населения региона, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, расширения рынка транспортно-логистического сервиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В. Политранспортная система Республики Бурятия: современное состояние и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.
2. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. М.: Юрайт, 2014. 510 с.
3. О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.).
4. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 7. С. 2-9.
5. Семин П.А. Регионализация в глобальной экономике и проблемы взаимодействия в сфере транспорта // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 16-21.