Научная статья на тему 'Управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона'

Управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / TRANSPORT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатова Н. Н., Тихонова П. В.

В статье рассмотрены возможности и направления развития транспортной подсистемы как ключевого звена экономической системы региона. Авторы выявляют управленческие инструменты, которые позволяют воздействовать на региональный рынок транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL TECHNOLOGY FOR THE REGION''S TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The article describes the features and directions of development of transport subsystem as a key element of the economic system of the region. The authors define management tools that allow you to affect the regional market of transport services.

Текст научной работы на тему «Управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона»

Ar ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Булатова Н.Н., Тихонова П.В.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрены возможности и направления развития транспортной подсистемы как ключевого звена экономической системы региона. Авторы выявляют управленческие инструменты, которые позволяют воздействовать на региональный рынок транспортных услуг.

Ключевые слова. Регион, транспортная система, социально-экономическое развитие.

Bulatova N.N., Tikhonova P.V.

CONTROL TECHNOLOGY FOR THE REGION'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Abstract. The article describes the features and directions of development of transport subsystem as a key element of the economic system of the region. The authors define management tools that allow you to affect the regional market of transport services.

Keywords. Region, transport, socio-economic development.

Происходящие в настоящее время в России и во всем мире процессы глобализации и интеграции обуславливают важность и значимость решения проблемы стратегического управления регионами, формирования различных видов интеграционного взаимодействия субъектов России в социально-экономическую сферу деятельности страны и мировое экономическое пространство [5]. Во-первых, это необходимо для обеспечения устойчивого развития в условиях возможной дезинтеграции в процессе изменения внешней и внутренней среды функционирования региональных систем, для профилактики снижения эффективности региональной политики. Во-вторых, возникает необходимость реализации межрегиональных инфраструктурных проектов, консолидации ресурсных возможностей социально-экономических потенциалов развития территориально близко расположенных регионов для укрепления их позиций в общемировом пространстве.

Пространственное распределение транспортной инфраструктуры (далее - ТИ), прежде всего, определяется существующими исторически сложившимися ареалами расселения, экономико-географическими региональными особенностями, уровнем развития отраслей промышленности. Кроме того, органы государственной власти, главным образом региональные, в процессе установления стратегических целей и задач поступательного развития экономики региона, ориентированных на улучшение жизнедеятельности населения и повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, должны оказывать активное воздействие на развитие ТИ.

В связи с этим возникает необходимость модернизации транспортной инфраструктуры через организацию комплексной системы стратегического управления на макрорегиональном и на межрегиональном уровне, что предполагает оптимизацию региональных систем управления ТИ на ос-

ГРНТИ 06.61.33

© Булатова Н.Н., Тихонова П.В., 2016

Надежда Николаевна Булатова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ).

Полина Викторовна Тихонова - аспирант кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ). Контактные данные для связи с авторами (Булатова Н.Н.): 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В (Russia, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40V). Тел.: +7 902 166 08 70. Е-mail: [email protected].

нове приоритета сбалансированного устойчивого территориального развития экономики региона [4], организации успешного сотрудничества между субъектами ТИ. Данный процесс необходимо проводить посредством совершенствования организационно-экономического механизма функционирования региональной транспортной инфраструктуры на уровне региона с учетом особенностей территориального развития, необходимости повышения роли оценки эффективности влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона с целью устойчивого развития государства, регионов, муниципальных образования, бизнеса и населения.

Актуальность выделения ТИ, как объекта и ключевого элемента управления, увеличилась в современных условиях из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и наступления нового этапа современного кризиса, обусловленного сложной геополитической обстановкой. Данные обстоятельства продиктованы возникающими проблемами не только в сфере экономики, но и в транспортной системе регионов, негативными перспективами долгосрочного развития регионов по множеству значимых социально-экономических показателей.

Исследования, посвященные проблемам функционирования ТИ, говорят о разном уровне транспортно-инфраструктурного развития регионов и, соответственно, обеспеченности потребителей услугами транспортного сообщения, что лишний раз говорит о необходимости качественного всестороннего регулирования функционирования ТИ, необходимости соблюдения различных стандартов и разработки концепций по стратегическому долгосрочному развитию ТИ. В связи с этим, представляется целесообразным выделить особый ресурс - управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона, что, в свою очередь, требует теоретического и методологического обоснования условий его разработки, установления особенностей региональной адаптации и практической реализации.

Под управленческими технологиями развития транспортной инфраструктуры региона следует понимать технологии, способствующие обеспечению доступности транспортного сообщения внутри региона и вне его, снижению производственных издержек транспортных предприятий посредством принятия и реализации оптимальных управленческих решений на региональном уровне. Управленческие технологии развития транспортной инфраструктуры региона должны обеспечивать распределение и концентрацию материальных, информационных, финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и сформировать условия для стратегического партнерства и межрегиональной кооперации органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных институтов, других субъектов взаимодействия в рамках поступательного экономического развития региона.

Одной из наиболее приоритетных форм управленческих технологий является кластерный подход. Решение проблемы управления территориально распределенными элементами ТИ региона и организация их взаимодействия с предприятиями промышленности является основополагающей для выработки эффективной стратегии экономического развития каждого отдельно взятого региона, в настоящее время данный раздел экономики получил название - «кластерный подход». Очевидно, что создание промышленных кластеров занимает ключевое место в процессе формирования «новой экономики» (см.: Путин В. Нам нужна новая экономика // Ведомости, 30 января 2012 г.), так как основными последствиями эффективной реализации территориальной организации производства или формирования кластеров являются преодоление технологического отставания, модернизация предприятий, повышение эффективности транспортных систем, прежде всего, важнейшей отрасли - транспортной инфраструктуры.

Основным достижением данной концепции кластерной организации производства можно назвать понимание важности развития территорий (кластеров), что помогает выявить перспективное направление данной теории в виде развития кластерного подхода при управлении ТИ региона, что позволяет совмещать знания экономико-географического, экономического, логистического направлений. Именно кластерный подход к управлению ТИ позволяет максимально эффективно использовать благоприятное геостратегическое положение Республики Бурятия, являющейся мостом между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому представляется необходимым провести на территории республики формирование и развитие транспортно-логистического кластера (далее - ТЛК), который должен обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и логистических узлов в процессе транспортного обслуживания грузов и пассажиров.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 1 (27). 49

Обязательным условием формирования ТЛК является взаимодействие с транспортно-логистическими элементами Сибирского федерального округа, других федеральных округов, макроэкономических регионов, субъектов Российской Федерации и Евроазиатского экономического сообщества в целом [3]. ТЛК Республики Бурятия можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке.

Транспортно-логистический кластер

Власть

1. Законодательные органы власти

2. Исполнительные органы власти

3. Органы местного самоуправления

Бизнес

1

Институты

Ядро кластера: мультимодальная транспортно-логистическая зона

1. Международный аэропорт и аэропортовое хозяйство

2. Бурятское отделение Восточно-Сибирской железной дороги

3. Автотранспортные предприятия

4. Дорожное хозяйство

5. Сервис транспортных средств

6. Транспортно-экспедиционные организации

7. Складские и терминальные комплексы

1. Общественные объединения производителей товаров и услуг

2. Банки и другие финансовые учреждения

3. Образовательные учреждения

4. Научные и проектные организации

Потребители

Внешнеторговые операторы Предприятия зоны АПК Предприятия горнодобывающего кластера Предприятия строительного кластера Предприятия турист-ско-рекреац. кластера Прочие потребители

\ / \ !

Товарно-материальный поток

Производители услуг

ж

Информационное пространство

Рис. Транспортно-логистический кластер региона [1]

Как видно из представленной схемы, ТЛК включает в себя комплекс инфраструктурных объектов и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты транспортной инфраструктуры, компании, специализирующиеся на водных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие, связанных между собой производственно-технологическими отношениями, организации, действия которых направлены на решение общей задачи по предоставлению транспортно-логистических услуг с минимальными издержками.

Функционирование транспортно-логистического кластера и его совершенствование должно обеспечить равную доступность участников транспортных процессов - грузоотправителей, грузо-перевозчиков, грузополучателей и других субъектов организации транспортных и грузовых потоков на рынок транспортных услуг. В этих условиях информационные технологии становятся базой для управления новыми территориями, планирования оптимальных маршрутов, прогнозирования деятельности транспортных предприятий, разработки моделей оптимизации взаимодействия участников транспортных процессов, а также улучшения коммуникационных связей.

Заинтересованность транспортного предприятия в кластеризации растет и в связи с необходимостью информационного объединения крупных предприятий, позволяющего получить агломерационный эффект от развития технологий в области организации перевозок и логистики. Информирование клиентов о местонахождении груза на маршруте, предоставляемое информационными системами управления движением, гарантирует развитие логистических процессов клиентов по планированию и прогнозированию перевозок. Основными ожидаемыми результатами от внедрения ТЛК являются:

1. Развитие производственно-технической базы и инфраструктуры транспортного комплекса Республики Бурятия позволит повысить качество транспортно-логистического обслуживания потребителей как внутри республики, так и вне ее в пределах внутрирегиональной сети транспортных коммуникаций;

2. Внедрение современных интегрированных логистических технологий позволит эффективно управлять региональными материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;

3. Расширение внешнеэкономических связей позволит привлечь иностранные инвестиции и партнеров в формируемый ТЛК и обеспечить высокий уровень транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами [2].

Таким образом, формирование в Республике Бурятия транспортно-логистического кластера делает ее территорию модельно-целевой с позиций решения социально-экономических задач региона, повышения уровня занятости населения региона, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, расширения рынка транспортно-логистического сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В. Политранспортная система Республики Бурятия: современное состояние и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.

2. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. М.: Юрайт, 2014. 510 с.

3. О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.).

4. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 7. С. 2-9.

5. Семин П.А. Регионализация в глобальной экономике и проблемы взаимодействия в сфере транспорта // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.