Научная статья на тему 'Классификация регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению'

Классификация регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
661
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / CLASSIFICATION OF REGIONS / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / INDEX METHOD / DEVELOPMENT OF INDICATORS / DEVELOPMENT STRATEGY / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / CONCEPT FORMATION / REPUBLIC OF BURYATIA / PRIORITY LINES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Булатова Надежда Николаевна, Булатов Роман Вячеславич

Рассмотрена роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона. Предложен алгоритм проведения классификации регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению. Доказана целесообразность использования индексного метода, отражающего реальное расположение рассматриваемых показателей по каждому конкретному региону. Для проведения классификации регионов предложена система показателей, определяющих основные направления развития транспортной инфраструктуры. Отличительной особенностью предложенной системы показателей является определение вклада транспортной системы в производственную сферу региона по валовому региональному продукту, сформированному субъектами транспортной инфраструктуры. При разработке методики выявлены дополнительные условия и ограничения ее использования. Для проведения классификации регионов Сибирского Федерального округа по уровню транспортно-инфраструктурного развития использованы данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России, на основании которых проведен расчет индексов уровня экономического развития транспортной инфраструктуры региона, уровня развития дорожного хозяйства, уровня развития пассажирских и грузовых перевозок. Вычисление места региона в рейтинге по каждому направлению позволило провести разделение регионов на кластеры с разным уровнем транспортно-инфраструктурного развития. Соответственно предложена типология регионов по высокому, среднему и низкому уровню транспортно-инфраструктурного развития региона, полученная на основе авторской методики. Анализ полученных индексов и рейтингов каждого региона позволил выделить наиболее приоритетные направления совершенствования транспортной инфраструктуры региона. На примере Республики Бурятия рассмотрена необходимость формирования транспортно-логистической системы региона. Удобство геополитического положения республики создает возможности интеграции транспортной системы Байкальского региона в мировую транспортную систему. Поэтому стратегия развития транспортной инфраструктуры подобных регионов строится на основе опережающего транспортно-инфраструктурного развития. Данная методика проведения классификации регионов по транспортно-инфраструктурному развитию может быть использована для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов в целях разработки региональной политики формирования эффективной транспортной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Булатова Надежда Николаевна, Булатов Роман Вячеславич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF REGIONS IN ACCORDANCE WITH TRANSPORT AND INFRASTRUCTURE PROVISION

The role of transport infrastructure in socio-economic development of the region is considered. The algorithm of the classification of regions in accordance with transport and infrastructural support is suggested. The expediency of the index method use, which reflects the actual location of the considered parameters for each specific region, is proved. For the classification of regions, a system of indicators that determine the main directions of development of transport infrastructure is suggested. A distinctive feature of the proposed system of indicators is to determine the contribution of the transport system in the manufacturing sector in the region in terms of gross regional product, to form transport infrastructure entities. In developing the methodology the additional conditions and restrictions of use are identified. For the classification of the Siberian Federal District regions in terms of transport and infrastructure development the data from the official website of the Federal State Statistics Service of Russia are used, on the basis of which the index level of economic development of transport infrastructure in the region, the level of development of the road sector, the level of development of passenger and freight traffic have been calculated. The calculation of the region's place in the ranking in each direction has allowed to divide the regions into clusters with different levels of transport and infrastructure development. Accordingly, the typology of the regions due to the high, middle and low level of transport and infrastructural development of the region is proposed, which has been obtained on the basis of the author's technique. The analysis of the indices and rankings of each region has allowed to identify the most priority directions of the transport infrastructure improvement in the region. In the case of the Republic of Buryatia, the necessity of forming a transport and logistics system in the region is considered. The ease of geopolitical position of the Republic creates the possibility of the Baikal region transport system integration in the world transport system. Therefore, the strategy of transport infrastructure development of such regions is based on the advanced transport and infrastructural development. This method of classification of regions in accordance with transport and infrastructure development could be used to monitor the socio-economic development of regions to develop regional policy formation of an efficient transport infrastructure

Текст научной работы на тему «Классификация регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению»

УДК 338.47

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ ПО ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

CLASSIFICATION OF REGIONS IN ACCORDANCE WITH TRANSPORT AND INFRASTRUCTURE PROVISION

Рассмотрена роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона. Предложен алгоритм проведения классификации регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению. Доказана целесообразность использования индексного метода, отражающего реальное расположение рассматриваемых показателей по каждому конкретному региону. Для проведения классификации регионов предложена система показателей, определяющих основные направления развития транспортной инфраструктуры. Отличительной особенностью предложенной системы показателей является определение вклада транспортной системы в производственную сферу региона по валовому региональному продукту, сформированному субъектами транспортной инфраструктуры. При разработке методики выявлены дополнительные условия и ограничения ее использования. Для проведения классификации регионов Сибирского Федерального округа по уровню транспортно-инфраструктурного развития использованы данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики России, на основании которых проведен расчет индексов уровня экономического развития транспортной инфраструктуры региона, уровня развития дорожного хозяйства, уровня развития пассажирских и грузовых перевозок. Вычисление места региона в рейтинге по каждому направлению позволило провести разделение регионов на кластеры с разным уровнем транспортно-инфраструктурного развития. Соответственно предложена типология регионов по высокому, среднему и низкому уровню транспортно-инфраструктурного развития региона, полученная на основе авторской методики. Анализ полученных индексов и рейтингов каждого региона позволил выделить наиболее приоритетные направления совершенствования транспортной инфраструктуры региона. На примере Республики Бурятия рассмотрена необходимость формирования транспортно-логистической системы региона. Удобство геополитического положения республики создает возможности интеграции транспортной системы Байкальского региона в мировую транспортную систему. Поэтому стратегия развития транспортной инфраструктуры подобных регионов строится на основе опережающего транспортно-инфраструктурного развития. Данная методика проведения классификации регионов по транспортно-инфраструктурному развитию может быть использована для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов в целях разработки региональной политики формирования эффективной транспортной инфраструктуры

Ключевые слова: классификация регионов; транспортная инфраструктура; индексный метод; показатели развития; стратегия развития; транспортно-логистическая система; концепция формирования; Республика Бурятия; приоритетные направления

The role of transport infrastructure in socio-economic development of the region is considered. The algorithm of the classification of regions in accordance with transport and infrastructural support is suggested. The expediency of the index method use, which reflects the actual location of the considered parameters for each specific region, is proved. For the classification of regions, a system of indicators that determine the main directions of development of transport infrastructure is suggested. A distinctive feature of the proposed system of indicators is to determine the contribution of the transport system in the manufacturing sector in the region in terms of gross regional product, to form transport infrastructure entities. In developing the methodology the additional conditions and

Н. Н. Булатова,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ [email protected]

P. В. Булатов,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ roman-bulatov@bk. ru

N. Bulatova,

East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

R. Bulatov,

East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

restrictions of use are identified. For the classification of the Siberian Federal District regions in terms of transport and infrastructure development the data from the official website of the Federal State Statistics Service of Russia are used, on the basis of which the index level of economic development of transport infrastructure in the region, the level of development of the road sector, the level of development of passenger and freight traffic have been calculated. The calculation of the region's place in the ranking in each direction has allowed to divide the regions into clusters with different levels of transport and infrastructure development. Accordingly, the typology of the regions due to the high, middle and low level of transport and infrastructural development of the region is proposed, which has been obtained on the basis of the author's technique. The analysis of the indices and rankings of each region has allowed to identify the most priority directions of the transport infrastructure improvement in the region. In the case of the Republic of Buryatia, the necessity of forming a transport and logistics system in the region is considered. The ease of geopolitical position of the Republic creates the possibility of the Baikal region transport system integration in the world transport system. Therefore, the strategy of transport infrastructure development of such regions is based on the advanced transport and infrastructural development. This method of classification of regions in accordance with transport and infrastructure development could be used to monitor the socio-economic development of regions to develop regional policy formation of an efficient transport infrastructure

Key words: classification of regions; transport infrastructure; index method; development of indicators; development strategy; transport and logistics system; concept formation; Republic of Buryatia; priority lines

Транспортная инфраструктура (далее ТИ) является стратегическим компонентом регионального развития. Неэффективное функционирование и низкий уровень развития транспортной инфраструктуры является важнейшим фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона и многократно снижающим ее конкурентоспособность.

Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной инфраструктурой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, размещения производительных сил.

Регионы нашей страны различаются многообразием экономического, природного, человеческого потенциала, уровнем инновационного развития, отраслевой структурой, социально-демографического состава и специализацией производства, в том числе уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Существует достаточно много вариантов классификаций регионов по уровню транспортно-инфраструктурного развития, в которых анализ развития каждого конкретного региона осуществляется в сравнении со схожими регионами [3; 8; 11]. При этом предложенные классификации не содержат анализа по вкладу транспортной системы в производственную сферу региона, который, на наш взгляд, можно определить по валовому региональному продукту,

сформированному субъектами транспортной инфраструктуры.

Классификацию регионов Российской Федерации мы предлагаем осуществлять при помощи метода эвклидовых расстояний для получения интегрального индекса. Данный метод основан на определении точек с минимальными и максимальными значениями показателя и отражает реальное расположение показателя каждого конкретного региона между ними [4; 9]. Применение индексного метода для классификации регионов обусловлено тем, что с его помощью можно увидеть усреднённое значение изменения каждого анализируемого показателя.

Расчет величины индексов выполняется посредством вычитания из фактического значения показателя данного региона минимального значения показателя и деления результата на разность между выбранными максимальным и минимальным значениями: Х\ — Хтт , т .

Б =----( I )

1 Хтах — Хтт

Границы показателя задаются в пределах 0...1, т.е. минимальное значение, зафиксированное у региона, приравнивается к 0, а максимальное значение — к 1.

Пример:

Хтт — 3000 Хтах = 6000 XI = 5000.

В данном случае индекс I. будет равен:

5000-3000 2000

6000- 3000 3000

= 0.667.

Классификацию регионов целесообразно проводить по следующим показателям, определяющим основные направления развития транспортной инфраструктуры:

1) индекс уровня экономического развития ТИ региона, который рассчитывается на основании показателя ВРП по виду деятельности транспорт на душу населения - Э1;

2) индекс уровня развития транспортной инфраструктуры Т/, который, в свою очередь, рассчитывается на основании трех показателей по формуле

Т1 _ Т1± + Т12 + //;, (2)

3 '

где Т/х — индекс показателя «удельный вес автомобильных дорог»;

Т12 - индекс показателя «плотность автомобильных дорог»;

Т/3 — индекс показателя «плотность железных дорог»;

3) индекс уровня пассажирских перевозок П/. который отражает спрос на транспортные услуги со стороны населения и, в свою очередь, рассчитывается на основании трех показателей по формуле

_ ¡111 + П12 + пи (3)

111 3 '

где п/!— индекс показателя «отправлено пассажиров автомобильным транспортом»;

п/2 — индекс показателя «число автобусов общего пользования на 100 тыс. чел.»;

п/3- индекс показателя «отправлено пассажиров железнодорожным транспортом»;

4) индекс уровня грузовых перевозок Г/, который отражает спрос на транспортные услуги со стороны хозяйствующих субъектов и, в свою очередь, рассчитывается на основании трех показателей по формуле

Г/, + ги + Г1,

Г1--1

(4)

где — индекс показателя «перевозка грузов железнодорожным транспортом»;

Г12— индекс показателя «перевозка грузов автомобильным транспортом»;

г/3 - индекс показателя «грузооборот».

Далее на основании полученных общих индексов следует рассчитать комплексные индексы каждого региона по формуле 2"- /

катил/ — -1"1 ' (5)

и

где /, — общие индексы транспортно-ин-фраструктурного развития;

п — количество общих индексов транс-портно-инфраструктурного развития 0=1, 2, ..., п).

Использование более широкого спектра показателей для всестороннего исследования классификации регионов из-за отсутствия статистических данных не представляется возможным. Вместе с тем при появлении дополнительной информации предлагаемые мероприятия можно проводить, используя различное число статистических показателей и любое количество направлений транспортно-инфраструктур-ного развития регионов.

Предлагаемая нами методика проведения классификации российских регионов по уровню транспортно-инфраструктурно-го развития состоит из нескольких этапов:

1) выбор объекта анализа — регионы Российской Федерации. Общее количество российских регионов, в которых исследуемые показатели больше 0;

2) выбор статистического показателя (числовой характеристики), в соответствии с которым будет осуществляться разбиение на кластеры;

3) сортировка списка регионов по выбранному показателю в порядке убывания;

4) определение минимального и максимального значения показателей по полному списку регионов;

5) вычисление индекса показателя по формуле 1;

6) вычисление общего индекса по каждому направлению исследования (формулы 2, 3, 4);

7) вычисление места региона в рейтинге по каждому направлению;

8) вычисление комплексного показателя транспортно-инфраструктурного развития для каждого региона по формуле 5;

9) вычисление места региона в рейтинге по комплексному показателю;

10) разделение регионов

по каждому направлению на ^ «,

кластеры с разным уровнем ^ |

транспортно-инфраструктур- ¡2 с £ ного развития; ^ п

= я

п

11) анализ полученных 2 о. ь.

индексов и рейтингов каждого ¡¡- £ .о

2 о й5

региона; о = ш

12) выделение наиболее 2 £ приоритетных направлений со- о о вершенствования ТИ региона. о £ §

Дополнительные условия - я я

использования предлагаемой 5 ф ¡ц с

методики: о | « £

— в анализируемый список О. о §" необходимо включать исклю- * н ш Й

5 а £ й

чительно однородные позиции; н о ^ »

— следует корректно выби- о^ рать значения статистического н о. ш

Он «о 9

показателя;

— определить период про- § х я и ведения анализа и осущест- Цо $ £ влять его регулярно, период ис- н > ^ ~ следования также необходимо ас о § выбирать корректно; 2 ® £

— предлагаемая методика Й 9- £ о.

« 2 й ш »

является трудоемкой, поэтому _ ° $ с

для ее проведения использова- \о £ ¡¡| £

но программное обеспечение >. 5 '-ц о

MicгosoftExcel. « я '"й |

В табл. 1—4 представлена оф Ид

классификация регионов Си- 5 ш Ц с

бирского Федерального округа я1© Щ и

по уровню транспортно-ин- ш ^ ^д о

фраструктурного развития. ® о -§2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во.

"-.а

£1 »Е

я о 5.2

о

о о о

в 1 ® § о я

3 5 И

¡2 .о

т ®

I?-

| 5 Я

О * ^ О) 5 О

з-в-

X 5 X О я

в о "й

С1<2 £

О

I

о

ВРП на душу населения 21426,7 37762,82 52792,97 30555,23 12336,46 18684,48 23556,7 34560,72 48706,2 О] Е о: со

Число автобусов общего пользования на 100 тыс. чел. си со со & со см оо см со СМ

Плотность автомобильных дорог, км протяж/ 1000 км2 террит. ц О) см СП СП оо СМ см 8 о оо СО см я Я

Удельный вес автомобильных дорог, % 84,7 84,3 78,3 68,6 68,4 58,6 76,3 70,9 65,2 63,9

Перевозки пассажиров, тыс. 332,9 205,6 178,7 о 170,4 173,1 42,7 ю см 47,4 57,7

Грузооборот, ткм 1431 3447 2267 1881 1397 1294 1679 3120 СО со о

Перевозки грузов, тыс. т 46,7 126,8 162,3 27,7 24,3 см о> СП 24,7 41,8 со

Плотность железнодорожных дорог, км про-тяж/1000 км2 террит. £ СП см со ю со § Й СО о - £8 ю со

Отправлено пассажиров ж/д, тыс. 6915 7290 14930 25345 9533 4691 ю ю со о р 2856 1683

Отправлено грузов ж/д. тыс. т 233,6 47,7 57,6 17,3 18,8 16,7 16,2 см см 14,4

Регион Кемеровская область Красноярский край Иркутская область Новосибирская область Алтайский край Омская область Республика Хакасия Томская область Забайкальский край Республика Бурятия

Таблица 2

Расчет индексов для регионов Сибирского Федерального округа по уровню транспортно-инфраструктурного развития The calculation of the indices for the regions of the Siberian Federal District in terms of transport and infrastructure development

Регион Плотность железнодорожных дорог, км протяж/1000 км2 террит. Плотность автомобильных дорог, км про-тяж/1 ООО км2 террит. Удельный вес автомобильных дорог, % Отправлено пассажиров ж/д., тыс. Число автобусов общего пользования на 100000 чел. Перевозки пассажиров авт., тыс. пасс. Отправлено грузов ж/д, тыс. т Перевозка грузов авт., тыс. т Грузооборот, ткм

Кемеровская область 0,3026 0,0735 0,7772 0,0205 0,5804 0,2606 1,0000 0,1483 0,1334

Красноярский край 0,0122 0,0032 0,7702 0,0216 0,5089 0,1587 0,2039 0,4053 0,3226

Иркутская область 0,0522 0,0112 0,6649 0,0442 0,2589 0,1371 0,2463 0,5193 0,2118

Новосибирская область 0,1443 0,0419 0,4947 0,0751 0,1964 0,0749 0,0737 0,0873 0,1756

Алтайский край 0,1461 0,0985 0,4912 0,0282 0,1250 0,1305 0,0801 0,0764 0,1302

Омская область 0,0887 0,0406 0,3193 0,0139 0,6964 0,1326 0,0711 0,0658 0,1205

Республика Хакасия 0,1843 0,0335 0,6298 0,0019 0,0000 0,0282 0,0690 0,0302 0,1567

Томская область 0,0157 0,0085 0,5351 0,0023 0,0893 0,0941 0,0090 0,0777 0,2919

Забайкальский край 0,0939 0,0129 0,4351 0,0085 0,1518 0,0320 0,0484 0,1325 0,0754

Республика Бурятия 0,0574 0,0090 0,4123 0,0050 0,0268 0,0402 0,0612 0,0244 0,0375

Анализ регионов Сибирского Федерального округа по уровню транспортно-инфраструктурного развития Analysis of the Siberian Federal District regions in terms of transport and infrastructure development

Регион ВРП Место Инфраструктура Место Пассажирские перевозки Место Грузовые перевозки Место

Кемеровская область 0,0790 50 0,3844 15 0,2872 6 0,4272 2

Красноярский край 0,1567 23 0,2619 50 0,2297 12 0,3106 7

Иркутская область 0,2282 13 0,2427 53 0,1468 30 0,3258 5

Новосибирская область 0,1224 30 0,2270 59 0,1155 41 0,1122 24

Алтайский край 0,0358 73 0,2453 52 0,0946 52 0,0956 34

Омская область 0,0660 61 0,1495 72 0,2810 8 0,0858 39

Республика Хакасия 0,0891 39 0,2826 44 0,0100 74 0,0853 42

Томская область 0,1415 24 0,1864 64 0,0619 63 0,1262 21

Забайкальский край 0,2087 15 0,1806 66 0,0641 61 0,0854 41

Республика Бурятия 0,1292 26 0,1595 68 0,0240 70 0,0411 61

Уровень развития регионов СФО представлен в табл. 4.

Таблица 4

Уровень транспортно-инфраструктурного развития регионов СФО

The level of transport and infrastructural development of the regions of the Central Federal District

Регион ВРП Инфраструктура Пассажирские перевозки Грузовые перевозки

Кемеровская область Средний Высокий Высокий Высокий

Красноярский край Высокий Средний Высокий Высокий

Иркутская область Высокий Низкий Средний Высокий

Новосибирская область Средний Низкий Средний Высокий

Алтайский край Низкий Низкий Низкий Средний

Омская область Низкий Низкий Высокий Средний

Республика Хакасия Средний Средний Низкий Средний

Томская область Высокий Низкий Низкий Высокий

Забайкальский край Высокий Низкий Низкий Средний

Республика Бурятия Средний Низкий Низкий Низкий

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что представленные регионы СФО показывают в основном низкие результаты по всем анализируемым направлениям, к ним в том числе относится и Республика Бурятия (РБ). Имеющийся у региона высокий уровень трудового, ресурсного потенциала на данный момент не используется [1].

Несмотря на выполнение основных индикаторов, транспортная инфраструктура РБ остается основным ограничителем осуществления любых видов деятельности, хотя у региона есть все предпосылки формирования эффективной транспортной системы. Республика Бурятия является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Имея выгодное географическое положение, РБ имеет все возможности как для развития собственных внешнеторговых и межрегиональных связей, так и для обслуживания транзитных грузопотоков. Регион занимает важное

место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей, в частности, на направлении Россия-Монголия-Китай-страны АТР. Реализация проектов международных транспортных узлов для обслуживания товароматериальных, транспортных и сопутствующих сервисных и информационных потоков в системе международных транспортных коридоров невозможна без формирования транспор-тно-логистической системы (ТЛС). Следует отметить, что отсутствие в стратегических программных документах республики целей формирования ТЛС на основе интеграции транспортной системы Байкальского региона в мировую транспортную систему не только замедляет поступательное развитие региона, но снижает ее конкурентоспособность как игрока на мировом рынке транспортных услуг [4].

Поэтому при разработке стратегии развития ТИ особое внимание следует уделять концепции формирования транспортно-ло-гистической системы региона на основе [2]:

— опережающего развития транспортной инфраструктуры по сравнению с другими отраслями экономики;

— адекватности развития транспортной инфраструктуры общим требованиям, специфики социально-экономического развития региона;

— разработки оптимальных региональных, межрегиональных схем транспор-тно-экономических связей;

— согласованного развития и экономически рационального сочетания всех видов транспорта в соответствии с направлениями их эффективного использования;

— разработки и реализации мер институционального воздействия на транспортную инфраструктуру, позволяющих снять

Список литературы_

транспортные ограничения в производстве, сфере обращения и социальной сфере, обеспечивающих снижение транзакционных и удельных транспортных издержек.

Таким образом, предложенная методика проведения классификации российских регионов по транспортно-инфраструктур-ному развитию отражает закономерности функционирования отдельных территорий, определяя возможные траектории развития для сходных регионов. В таком виде классификацию можно использовать не только для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов, но и исследования возможных целей региональной политики для разработки стратегии развития транспортной инфраструктуры.

1. Беломестнов В. Г. Инновационное развитие региона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 2.

2. Герами В. Д., Колик А. В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. М.: Юрайт, 2014. 510 с.

3. Гольская Ю. Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013. 25 с.

4. Гурьева М. А., Руднева Л. Н. Система индикативной оценки уровня и степени экологизации экономики региона // Российское предпринимательство. 2013. № 1 (223). С. 134—139.

5. Киселенко А. Н., Сундуков Е. Ю., Тарабукина Н. А., Киселенко А. А. Существующие подходы моделирования развития транспортной системы региона // Вестник ИБ. 2009. № 11. С. 18—23.

6. Кудрявцев А. М. Инфраструктура региона: понятие, сущность, система формирования / / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11 — 1. С. 230—234.

7. Кудрявцев А. М., Тарасенко А. А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона // Фундаментальные исследования. 2014. № 6—4. С. 789—793.

8. Лычкина Н. Н. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: ИНФРА-М, 2011. 254 с.

9. Макаров Д. Б., Кузнецов И. А. Единая транспортная система региона: инфраструктурный аспект. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. 120 с.

10. Максимов А. Б. Транспортная инфраструктура регионов // Известия ИГЭА. 2007. № 1. С. 30—33.

11. Овешникова Л. В., Лащенкова И. С. Применение моделирования в инновационно-инвестиционном проектировании // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 4 (15). С. 175—180.

12. Проскурин И. Ю., Макаров Д. Б. Приоритетные направления развития региональной транспортной системы // Лесотехнический журнал. 2014. № 3. С. 319—331.

13. Руднева Л. Н., Кудрявцев А. М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования // Российское предпринимательство. 2013. № 24. С. 139—144.

14. Трусов С. А. Методические основы оценки спроса на инновации в инфраструктурных отраслях экономики // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1 (15). С. 30-34.

15. Шелестов Н. Е., Кузнецова А. И. Проблемно-управленческое содержание инновационной автодорожной инфраструктуры // Экономика и право. XXI век. 2012. № 3. С. 236-243.

List of literature_

1. Belomestnov V. G. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics), 2011, no. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gerami V. D., Kolik A. V. Upravlenie transportnymi sistemami. Transportnoe obespechenie logistiki [Management of transport systems. Transportation logistics software]. Moscow: Yurayt, 2014. 510 p.

3. Golskaya Yu. N. Evaluation of the transport infrastructure impact on the socio-economic development of the region [Otsenka vliyaniya transportnoy infrastruktury na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona]: Abstract dis. ... cand. econ. sciences. Yekaterinburg, 2013. 25 p.

4. Guryeva M. A., Rudneva L. N. Rossiyskoe predprinimatelstvo (Russian Entrepreneurship), 2013, no. 1 (223), pp. 134-139.

5. Kisselenko A. N., Sundukov E. Yu., Tarabukina N. A., Kisselenko A. A. Vestnik IB (Herald IB), 2009, no. 11, pp. 18-23.

6. Kudryavtsev A. M. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk (Actual problems of the humanities and natural sciences), 2013, no. 11-1, pp. 230-234.

7. Kudryavtsev A. M., Tarasenko A. A. Fundamentalnye issledovaniya (Basic Research), 2014, no. 6-4, pp. 789-793.

8. Lychkina N. N. Imitatsionnoe modelirovanie ekonomicheskih protsessov [Simulation modeling of economic processes]. Moscow: INFRA-M, 2011. 254 p.

9. Makarov D. B., Kuznetsov I. A. Edinaya transportnaya sistema regiona: infrastrukturny aspekt [Integrated transport system in the region: infrastructure aspect]. Tambov: Publishing House of the TSU. Derzhavin, 2014. 120 p.

10. Maksimov A. B. Izvestiya IGEA (Proceedings of the ISEA), 2007, no. 1, pp. 30-33.

11. Oveshnikova L. V., Laschenkova I. S. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie (Region: system, economy, management), 2011, no. 4 (15), pp. 175-180.

12. Proskurin I. Yu., Makarov D. B. Lesotehnicheskiy zhurnal (Journal of Forestry), 2014, no. 3, pp. 319-331.

13. Rudneva L. N., Kudryavtsev A. M. Rossiyskoe predprinimatelstvo (Russian Entrepreneurship), 2013, no. 24, pp. 139-144.

14. Trusov S. A. Vestnik OrelGIET (Herald OrelGIET), 2012, no. 1 (15), pp. 30-34.

15. Shelestov N. E., Kuznetsova A. I. Ekonomika i pravo. XXI vek (Economics and Law XXI Century), 2012, no. 3, pp. 236-243.

Коротко об авторах_

Булатова Надежда Николаевна, д-р экоп. паук, доцент, профессор кафедры «Экономика, организация и управление производством», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: экономика региона, транспортная инфраструктура [email protected]

Булатов Роман Вячеславич, аспирант, кафедра «Экономика, организация и управление производством», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: транспортная инфраструктура

Briefly about the authors_

Nadezhda Bulatova, doctor of economic sciences, professor, Economics, Organization and Management of Production department, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere o scientific interests: regional economy, transport infrastructure

Roman Bulatov, postgraduate, Economy, Organization and Management of Production department, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere o scientific interests: transport infrastructure

Образец цитирования_

Булатова Н. Н., Булатов Р. В. Классификация регионов по транспортно-инфраструктурному обеспечению // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С. 98—106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.