Научная статья на тему 'Управленческие аспекты бизнес-планирования молочным подкомплексом'

Управленческие аспекты бизнес-планирования молочным подкомплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РИСКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МОЛОЧНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / БИЗНЕС-ПЛАН / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Юлия Владимировна

Представлены аспекты управления бизнес-планированием молочного подкомплекса, являющиесяся основным фактором, от которого зависит дальнейшая деятельность предприятия. Разработка бизнес-плана является одним из этапов на пути привлечения кредитов или инвестиций. Выявлена правильность выбора цели, которая связана с производством и реализацией молочной продукции, что позволит не только выйти из кризисной ситуации, но и добиться стабильности на рынках сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафронова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ASPECTS OF BUSINESS PLANNING DARIRY SUBCOMPLEX

The management aspects of business planning dairy subcomplex, which is the main factor that affects the future activities of the enterprise are presented. Developing a business plan is one of the stages on the way to attract loans or investments. The correct target selection, which is associated with the production and sale of dairy products, which will not only get out of the crisis, but also to achieve stability in the markets is identified.

Текст научной работы на тему «Управленческие аспекты бизнес-планирования молочным подкомплексом»

УДК 338.24.021.8

ЮВ. Сафронова УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-

ПЛАНИРОВАНИЯ МОЛОЧНЫМ ПОДКОМПЛЕКСОМ

Аннотация. Представлены аспекты управления бизнес-планированием молочного подкомплекса, являющиесяся основным фактором, от которого зависит дальнейшая деятельность предприятия. Разработка бизнес-плана является одним из этапов на пути привлечения кредитов или инвестиций. Выявлена правильность выбора цели, которая связана с производством и реализацией молочной продукции, что позволит не только выйти из кризисной ситуации, но и добиться стабильности на рынках сбыта. Ключевые слова: управление, риски, управленческие аспекты, молочный подкомплекс, бизнес-план, молочная отрасль.

JuHa Safronova MANAGEMENT ASPECTS OF BUSINESS PLANNING

DARIRY SUBCOMPLEX

Annotation. The management aspects of business planning dairy subcomplex, which is the main factor that affects the future activities of the enterprise are presented. Developing a business plan is one of the stages on the way to attract loans or investments. The correct target selection, which is associated with the production and sale of dairy products, which will not only get out of the crisis, but also to achieve stability in the markets is identified.

Keywords: management, risk, management aspects, dairy subcomplex, business plan, dairy industry.

В современных условиях российской экономики, характеризующихся высокой степенью нестабильности, вопросы управления молочным подкомплексом играют большую роль.

Независимо от масштабов деятельности и отрасли, с рисками рано или поздно сталкиваются все хозяйствующие субъекты. Успех как раз и заключается в том, чтобы эффективно преодолевать периодически возникающие кризисные ситуации. Наилучшим инструментом в борьбе с такими ситуациями является детально проработанный бизнес-план, который предназначен для оценки возможности преодоления кризиса и выработки четкого плана действий. Бизнес-план - это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка [1]. Бизнес-план помогает выбрать из множества направлений единственно верное, пересмотрев систему функционирования молочного подкомпекса. Несмотря на существующую ограниченность во времени, качество плана должно превосходить характеристики аналогичного документа, который составляется в типовой ситуации.

Управление в обществе подразумевает наличие плана. План, в свою очередь, можно разделить на описание некой цели (целевого состояния) и на последовательность действий, ведущих к достижению этой цели. В условиях неопределенности и нестабильности внешней среды меняется сущность процесса управления [5, с. 388].

Цель бизнес-плана заключается в решении проблем неэффективного распределения финансов, недоиспользования имеющихся ресурсов, технологического отставания или плохого управления молочным подкомплексом. Данная цель определяет две ключевые взаимосвязанные задачи, которые призван решить данный план. Первая задача имеет отношение к персоналу организации и прежде всего к ее руководящему звену. Она заключается в том, чтобы доказать правильность выбора цели, которая связана с производством и реализацией молочной продукции и позволит не только выйти из кризисной ситуации, но и добиться стабильности на рынках сбыта. Вторая задача, решаемая бизнес-планом, - убедить инвесторов принять участие в финансировании проекта выхода из кризисной си© Сафронова Ю.В., 2014

туации. В качестве внешнего инвестора может выступить государство, коммерческий банк, а также любое юридическое или физическое лицо.

Как правило, потребность в таком плане возникает в двух ситуациях:

1) молочное предприятие находится в удовлетворительном состоянии, однако прогнозы его деятельности весьма неблагоприятны;

2) молочное предприятие находится в состоянии кризиса (в одной из фаз: неплатежеспособность, убыточность, нерентабельность).

Одним из важных факторов, характеризующих состояние конкуренции и влияющих на поведение предприятий - участников рынка, является наличие и высота входных барьеров - факторов правого, организационного, технологического, финансового характера, препятствующих новым хозяйствующим субъектам вступить на данный вид товарного рынка [6, с. 54].

Важно заметить, что бизнес-планирование в условиях кризиса сильно отличается от планирования обыденной работы. Это связано с особыми условиями, в которых функционирует предприятие, среди которых:

- недостаток ресурсов, в особенности финансовых;

- ограниченность сроков планирования;

- ухудшение отношений с кредиторами;

- неблагоприятный социально-психологический климат в молочной отрасли, который предполагает возможность фальсификации исходных данных сотрудниками;

- постоянное изменение условий деятельности.

Эти условия определяют специфику бизнес-плана:

1) целенаправленность и конкретность плана;

2) совпадение тактической и стратегической концепции;

3) увеличение доли финансового плана среди других планов, таких как маркетинговый, производственный и др.;

4) включение новых элементов в процесс планирования, среди которых может быть «расчет с кредиторами», «программа реализации плана финансового оздоровления предприятия», «реструктуризация долгов»;

5) повышение роли контроля на каждом этапе планирования;

6) применение экстремальных методов реализации плана, к которым предприятие ранее не обращалось.

При составлении бизнес-плана в молочной отрасли необходимо начать с анализа причин, которые и привели к текущему кризису. Выявление причин кризиса, формирование выводов - это своего рода диагностика текущего положения предприятия, в которой должны принимать участие представители всех подразделений организации [3]. Очень важно на этом этапе составления бизнес-плана не забывать уделять внимание даже тем фактам, которые на первый взгляд могут казаться незначительными. Уже на этапе диагностики необходимо сформулировать пути решения, пусть даже и те, которые впоследствии будут как-то изменены или усовершенствованы.

Следующим шагом после проведения диагностики будет составление отчета, в котором необходимо раскрыть причины наступившего кризиса в молочной отрасли. Этот отчет не должен быть слишком объемным. Он должен включать в себя информацию о целях и решениях, которые помогут компании выйти из кризиса. Главное в таком отчете - правильно и четко сформулировать цели и донести их до тех людей, которые дальше будут заниматься их реализацией. Важно правильно оценивать сложившуюся ситуацию и ставить такие цели, которые могут быть достижимы.

Очень важно понимать, в каком положении на данный момент находится молочный подкомплекс, ведь от этого напрямую зависит то, на какой период составляется бизнес-план. Отличительной

особенностью бизнес-плана является то, что он составляется на минимальный период. Конечно, это совсем не означает, что долгосрочного планирования не бывает. Просто во время кризиса из-за постоянных изменений бизнес-план часто пересматривается. Обычно бизнес-план включает общую стратегию, реализация которой подразделена на периоды и промежуточные планы. Эти планы могут быть со временем скорректированы, но общая стратегия при этом должна быть неизменной.

После того, как проведен этап диагностики, выявлены основные причины кризиса, на основе которых сформулированы стратегические цели, предприятие готово к составлению бизнес-плана. Требования к антикризисному бизнес-плану точно такие же, как и к стандартному бизнес-плану. Вся информация должна быть достоверная, надежная и четко структурированная. Особое значение имеет простота изложения и удобный для восприятия вид.

Одна из частей бизнес-плана - описание позиций предприятий на молочном рынке. В этом разделе анализируется положение предприятий на настоящий момент и тенденции развития в ближайшем будущем. Как и в стандартном бизнес-плане, в этой части идет речь об основных игроках на рынке, о молочной продукции и доли молочного рынка. Также в этот раздел можно включить законодательные аспекты, которые влияют на бизнес и будущий рост компании.

Необходимо отметить раздел стратегического анализа, в который входят процесс стратегического анализа среды и определение стратегических целей организации. Цель процесса стратегического анализа - выявление соотношения сильных и слабых сторон этой организации. В этот процесс также необходимо включать постоянный анализ потребителей [2, с. 14].

В условиях рыночной экономики возрастает роль и ответственность менеджеров и руководителей предприятия в разработке и принятии управленческих решений вплоть до банкротства предприятия. Задачи управления предприятием определяются процессом реализации главной целевой функции системы: производства молочной продукции. Важнейшую роль играет система внутрифирменного планирования, как одна из функций системы управления предприятием. Ее роль заключается в обосновании основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечивающих [4, с. 686].

Маркетинговая стратегия - раздел, в котором описываются стратегии ценообразования, информация о потребителях и покупательских предпочтениях, позиционировании и продвижении, выстраивании отношений с партнерами и т.д.

В разделе бизнес-плана о производственной деятельности предприятия описываются факторы, влияющие на процесс молочного производства. Идет описание каждого этапа молочного производства, где затрагиваются вопросы о технических характеристиках продукции, говорится о необходимых помещениях, инструментах и станках для работы. Идет речь об оценке издержек производства и динамике ее роста.

Организационный план и кадровая политика - важный раздел в бизнес-плане. Здесь затрагиваются вопросы о структуре управления молочным подкомплексом, о распределении ролей между основными людьми, которые управляют компанией.

Расчет финансовых показателей, оптимизация денежных потоков, анализ финансовой устойчивости предприятия - все это относится к финансовому разделу в бизнес-плане. В этой части формируют финансовые прогнозы, считают доходы и расходы и предугадывают варианты развития событий в ближайшей перспективе.

Последний и самый важный раздел в бизнес-плане - анализ и оценка рисков. Под рисками молочного подкомплекса понимаются ситуации, связанные с реализацией выбранной стратегии. Очень важно постараться упомянуть все возможные риски и нюансы, которые могут повлиять на результат. И, конечно же, необходимо указать способы, которые помогут избежать или уменьшить вероятность появления рисков. Этому разделу необходимо посвятить наибольшее количество времени,

ведь во время кризиса положение предприятия очень нестабильно, а проработка всех вариантов дальнейшего развития увеличит вероятность того, что молочное предприятие выйдет из кризиса с наименьшими потерями.

Стоит отметить, что на составлении бизнес-плана процесс бизнес-планирования не заканчивается. Исполнение бизнес-плана находится под постоянным контролем. Ведь невыполнение какого-либо пункта бизнес-плана может привести к тому, что пропадет весь смысл общей стратегии управления в молочном подкомплексе. Поэтому отлаженная система бизнес-планирования играет важную роль в системе антикризисного управления молочного подкомплекса.

Молочная отрасль должна уметь находить выход из тяжелых ситуаций, связанных с кризисом. Ведь риск - это естественный экономический процесс, способный угрожать жизнедеятельности любого предприятия. И те предприятия, которые имели своевременный план действий, в случае наступления риска становились не только более приспособленными к неблагоприятным изменениям среды, но обретали новый опыт.

Библиографический список

1. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий / А.А. Канке [ и др.]. - М.: Форум, 2010. - 345 с.

2. Мамаев В. Стратегическое управление проектами развития малых и средних предприятий // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2013. - № 2.

3. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В. Родионова. - М.: Омега-Л, 2009. - С. 29.

4. Рощина О.Е. Влияние рыночной системы хозяйствования на процессы управления предприятием // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. (ч.2). - С. 686-689.

5. Сафронова Ю.В., Лагутина Л.Г. Управление интеллектуальным потенциалом в регионах // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2. - С. 386-388.

6. Столярова О.А. Механизм обоснования рыночной стратегии формирования рынка молока и молочной продукции // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2012. - № 2. - С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.