УДК 338.436.33:637.1:339./38
Е. А. Кузнецова, Н. Г. Володина, С. Г. Головина
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева»
E. A. Kuznetsova, N. G. Volodina, S. G. Golovina
INTEGRATED APPROACH TO DIVERSIFICATION OF DAIRY BRANCH ACTIVITY Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«Russian State Agrarian University - MTAA named after K. A. Timiryazev» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State Agricultural Academy by T. S. Maltsev»
В статье предложена концептуальная схема принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса, позволяющая выбрать направление преобразований и управлять ими.
Ключевые слова: диверсификация, молочный подкомплекс, принятие решения о диверсификации.
Елена Александровна Кузнецова
Elena Alexandrovna Kuznetsova аспирант
Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 E-mail: [email protected]
Светлана Георгиевна Головина
Svetlana Georgievna Golovina доктор экономических наук, профессор Россия, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, КГСХА E-mail: [email protected]
Введение. Существенные изменения экономических, политических, социальных и научно-технологических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей заставляют вести постоянный поиск рациональной модели их развития. Роль диверсификации производственной деятельности участников рынка молока как фактора противостояния нестабильности молочной отрасли страны, значительно возрастает.
Методика. Анализ разработок в области постро-
In article the conceptual scheme of adoption of the decision on diversification of activity of the organization of the dairy subcomplex, allowing to choose the direction of transformations and to operate them is offered.
Keywords: diversification, dairy subcomplex, making decision on diversification.
Наталья Геннадьевна Володина
Natalya Gennadyevna Volodina доктор экономических наук, доцент Россия, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 E-mail: [email protected]
ения программ диверсификации при формировании основ стратегических изменений на примере российских организаций позволяет сформулировать общую последовательность действий при переходе к диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса (рисунок 1). Первоначальным этапом принятия решения о разработке и реализации программы диверсификации деятельности хозяйствующего субъекта должно стать осознание необходимости реализации такой стратегии развития. Это происходит, как правило, при фиксации производителем молока и молочной продукции значительных изменений факторов внутренней или внешней среды, оказывающих на него непрерывное воздействие. Следующим этапом является обоснование целесообразности проведения диверсификационных преобразований деятельности организации. Планируемые изменения базируются на глубоком анализе не только совокупности факторов внутренней и внешней среды, но и возможных эффектов синергии (рисунок 2).
Вестник Курганской ГСХА № 4, 2012 Эк°н°м11ш и араанчзация АШ 9
Внешние Организация молочнопродуктового Внутренние
факторы подкомплекса факторы
Определение наиболее перспективных направлений диверсификационных преобразований на основе анализа факторов, определяющих их целесообразность
Выбор наиболее целесообразного варианта диверсификационных преобразований из ряда альтернативных (экспресс-оценка)
>тка алгоритма построения выбранного варианта диверсификационных преобразований
Разработка системы контроля над ходом реализации программы диверсификации
_Принятие решения о реализации программы диверсификации_^
Рисунок 1 - Концептуальная схема принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса
Технологические и экологические факторы
>К 5 вт ~
& к ё 5
& : а а
а и § §
ОМО V
^ а«
ди и Й«
_ _н ЛГ—Л _ и
ЧЧ^О ЙЧ 1=
о н о& &
^ и и
& I 2 & ^ и
& 3
О и И
х 5 я 3 В к
я 0 § £ 8 е
очоН
и § '
¡3 &
Рисунок 3 - Факторы макросреды, оказывающие наибольшее влияние на деятельность организации молочного подкомплекса Российской Федерации
Рисунок 2 - Перечень факторов, определяющих целесообразность диверсификации производственной деятельности организации молочного подкомплекса Российской Федерации [1]
Факторы внутренней среды организации
Производственный потенциал
Финансово-экономический потенциал
Маркетинговый потенциал
Ликвидность
Финансовая устойчивость
Деловая активность
Рентабельность
Материальная составляющая
Производственная
Инновационная составляющая
Кадровый потенциал
Уровень развития маркетинговых исследований
Уровень развития товарной составляющей
Уровень развития системы распределения
Уровень развития системы продвижения
Движение рабочих кадров
Потребность в рабочих кадрах
Уровень оплаты руда
Экономическая э рабочих кадров ффективность
Квалифицированность и инициативность рабочих кадров
Организационный потенциал
Организационная структура
Система процедур, норм, правил
Коммуникационные процессы
Система распределения прав и
Система карьерного роста
Система мотивации сотрудников
Рисунок 4 - Структура внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации в целом
Факторы внешней среды, условия, которые организация изменить не может, но должна постоянно учитывать в процессе своего функционирования и приспосабливаться к ним, принято подразделять на факторы макросреды и микросреды. Факторы макросреды, или так называемые неконтролируемые переменные, влияющие на всех субъектов рыночной среды (микросреды), подразделяются на политико-правовые, экономические, социальные, технологические и экологические. На рисунке 3 приведены примеры факторов макросреды, оказывающих наибольшее влияние на деятельность организации молочного подкомплекса АПК России. К основным элементам микросреды организации относят: потребителей, поставщиков, конкурентов, посредников и контактные аудитории. К факторам внутренней среды организации относятся те факторы общей среды, которые находятся в рамках организации и оказывают постоянное, самое непосредственное действие на ее функционирование: производственный потенциал организации, финансово-экономический, маркетинговый, кадровый и организационный (рисунок 4).
Следующим блоком факторов, определяющих целесообразность диверсификационных преобразований организации, выступает совокупность эффектов синергии. Синергия представляет собой дополнительное стратегическое преимущество, возникающее при реализации нескольких направлений дея-
тельности в рамках одной организации, за счет некоего суммирующего эффекта взаимодействия, превосходящего эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
На основании анализа факторов макросреды, микросреды, внутренней среды организации, а также возможных эффектов синергии в процессе принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса происходит определение наиболее перспективных направлений диверси-фикационных преобразований, цели и задачи преобразований приобретают более четкую формулировку. Считаем целесообразным подразделять основные направления диверсификации деятельности организаций молочного подкомплекса РФ на диверси-фикационные преобразования бизнес портфеля и ди-версификационные преобразования инвестиционного портфеля. К первому направлению относятся с первого по шестой пункты таблицы 1, ко второму - пункт седьмой. Что касается диверсификации рисков (пункт 8 таблицы 1), то он относится как к первой, так и ко второй группе преобразований.
На следующем этапе принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса, посредством экспресс-анализа проектов, делается выбор наиболее целесообразного варианта диверсификационных преобразований из ряда альтернативных, далее разрабатывается система кон-
Вестник Курганской ГСХА № 4, 2012 Экономиш и орттюшцшАПК 1 1
Таблица 1 - Основные направления диверсификации деятельности организаций молочного подкомплекса РФ
№ Направления диверсификации Развитие
1 Диверсификация производства Разработка и внедрение новых технологий в производственную деятельность. Модернизация и реконструкция производства. Производство новых видов продукции из одного и того же сырья на основе схожих технологий. Производство новых видов продуктов из вторичного сырья, являющегося побочным продуктом основного производства. Производство газа и электроэнергии из биологического материала (животноводческие комплексы), как для обеспечения собственных потребностей, так и для реализации внешним потребителям.
2 Диверсификация продукции Производство значительного количества модификаций одной и той же продукции.
3 Диверсификация услуг Расширение спектра оказываемых услуг: логистические услуги, услуги по ветеринарному контролю, услуги по определению качества и основных параметров молока, консультационные услуги (консультационные услуги в области маркетинга, в области бухгалтерской отчетности, юриспруденции и т. п.) и т. п.
4 Диверсификация цен Определение различных цен на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей в зависимости от их доходов, на один товар/услугу - в зависимости от объема его приобретения, по категориям товаров (хотя подразделение на категории может носить лишь условный характер).
5 Диверсификация рынков сбыта Выход на новые рынки как внутри страны, так и за ее пределами. Расширение каналов сбыта.
б Диверсификация маркетинговой деятельности Введение систематического анализа и изучения научно-технических разработок, инноваций. Введение непрерывного мониторинга ситуации на рынке молока и молочной продукции, в т. ч. поиск перспективных ниш развития. Разработка мероприятий по продвижению товаров и услуг (BTL, Direct Marketing). Создание благоприятного имиджа предприятия.
7 Диверсификация инвестиционной деятельности Использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций - краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля и т. п. Привлечение частных и государственных инвестиций для строительства, реконструкции и модернизации объектов молочного подкомплекса.
S Диверсификация рисков Распределение рисков за счет расширения сфер деятельности, оказания дополнительных видов услуг.
троля над ходом реализации программы, и на заключительный этапе даются рекомендации к реализации разработанного проекта.
Результаты. Предложенная концептуальная схема принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса дает возможность не только выбрать правильное направление преобразований, но и управлять ими, так как позволяет рассматривать изменение во времени многих факторов внутренней среды организации. Поскольку внутренние факторы - это преимущественно ситуационные факторы, которые в большинстве своем являются контролируемыми и регулируемыми, то следует учитывать, что они тесно взаимосвязаны между собой, и, как правило, изменение одного из них в той или иной степени оказывает влияние на остальные.
Вывод. В соответствии с концептуальной схемой принятия решения о диверсификации деятельности организации молочного подкомплекса совокупность показателей и методов их оценки в каждом конкретном случае формируется в зависимости от целей анализа и особенностей функционирования рассматриваемой организации, но комплексный подход, учитывающий влияние факторов макросреды, микросреды, внутренней среды организации, а также возможность получения синергетического эффекта, позволяет производителю молока сделать правильный выбор направлений диверсификационных преобразований.
Список литературы
1 Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с.