УДК 37.018.46
Vertokhvostova G.A. MANAGEMENT COMPETENCE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION HEAD: THE ANALYSIS OF THE TERM. The article shows different approaches to the definitions of the terms which characterize qualification of the educational institution head. It also reveals correlation of the terms «professional competence» and «management competence of the educational institution head».
Key words: competence, professional competence, management competence of the educational institution head.
Г.А. Вертохвостова, зав. центром аттестации педагогических и руководящих кадров Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово, E-mail: centratt@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий, характеризующих профессионализм руководителя образовательного учреждения, выявлено соотношение понятий «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» и «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения».
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения.
Одной из актуальных проблем профессионального образования в последнее десятилетие стало формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений, определение ее места в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе повышения квалификации. Как показывают наши исследования, большинство опрошенных руководителей образовательных учреждений Кузбасса (87% от общего количества опрошенных) испытывают необходимость в овладении управленческой компетентностью. Для удовлетворения профессиональных потребностей руководителей образовательных учреждений необходимо создать условия целенаправленного формирования управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации. Для решения этой задачи потребовалось, прежде всего, выявить сущность понятия «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения».
В научной литературе существуют разные подходы к определению этого понятия, характеризующего профессионализм руководителя образовательного учреждения. Оно тесно связано с понятиями «компетентность» и «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения». Проанализируем эти понятия.
Понятие «компетентность» в «Словаре толкования иностранных слов» имеет два значения:
1) обладание компетенцией;
2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [1, с. 247].
Компетенцию как область знания или практики, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными точными знаниями и опытом практической деятельности, определяет «Логический словарь-справочник» [2, с. 14]. Если человек обладает необходимыми компетенциями, то состояние его развития характеризуется термином «компетентность».
Понятие «компетентность» рассматривается в работах ученых: Ю.В. Варданяна, А.А. Вербицкого, Н.Л. Дмитриевой,
А.И. Жук, Н.Н. Кошель, А.И. Панарина, Дж. Равена, и других.
Так, Ю.В. Варданян считает, что компетентность - это готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для разрешения определенных задач [3]. Другой подход к определению этого понятия видим у Н.Л. Дмитриевой. Она рассматривает компетентность как уже состоявшееся его (человека) личное качество или совокупность качеств и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [4].
А.И. Жук и Н.Н. Кошель считают, что компетентность - способность не просто действовать, а действовать результативно, «со знанием дела»; А.И. Панарин делает акцент на наличии совокупности знаний, умений и готовности практически использовать эти умения в своей работе; Дж. Равен рассматривает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно-значимой для субъекта деятельности, как способность, необходимую для выполнения кон-
кретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Понятие «способность» определяется как индивидуально-психологическая характеристика субъекта, которая выражает его готовность к овладению различными видами деятельности и их успешному выполнению. Очевидно, что проявление компетентности происходит при наличии у субъекта определенного потенциала, реализуемого в практической деятельности, и может служить гарантом того, что осуществляемая деятельность будет результативной.
Другими словами, одни авторы видят в этом понятии наличие определенных знаний для успешной деятельности, другие считают, что компетентность - это мастерство не столько в исполнении, сколько в организации и системном понимании всех проблем, связанных с деятельностью, сложная система внутренних психологических составляющих и свойств личности человека, включающих в себя знания, умения, опыт и т.д. Такая двусторонность этих определений связана, по нашему мнению, с педагогической и психологической составляющими понятия «компетентность».
Мы рассматриваем компетентность с этих двух позиций и придерживаемся следующей трактовки данного понятия: компетентность - это совокупность знаний, умений, способностей, сложившегося опыта субъекта, которые проявляются в личностно значимой для него деятельности.
Рассмотрим подходы к определению понятия «профессиональная компетентность».
Многие авторы (Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.) определяют профессиональную компетентность как систему знаний и умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня [5; 6; 7]. В то же время другие исследователи (А.И. Ахулкова, Л.Н. Никитина,
А.И. Панарин и др.) связывают данное понятие со способностью и готовностью осуществлять профессиональную деятельность, в частности, педагогическую [8; 9]. Проанализируем правомерность данной связи.
В психолого-педагогическом словаре способности определяются как «Индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Наличие у специалиста профессиональных способностей определяет готовность к осуществлению профессиональной деятельности, что является необходимой составляющей профессиональной компетентности.
Понятие «готовность» в психолого-педагогической литературе рассматривается довольно широко. Однако можно выделить два основных подхода к его толкованию.
В соответствии с первым подходом профессиональная готовность рассматривается как психическая функция (В.А. Ми-жериков и др.), то есть как исключительно субъективное состо-
яние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся её выполнять.
В соответствии со вторым подходом готовность рассматривается как профессионально значимое качество личности (В.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин, А.И. Щербаков и др.), которое представляет собой сочетание:
- положительного отношения к деятельности, определяющегося устойчивыми мотивами деятельности;
- адекватных требований профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента;
- необходимых знаний, умений и навыков; профессионально важных особенностей процессов отражения и мышления [10; 11].
Из анализа вышеприведенных толкований понятия «готовность» применительно к профессиональной деятельности следует, что его можно рассматривать двояко: как психическое состояние и как качество личности. Такая трактовка готовности нам импонирует, и мы учтем ее при истолковании сущности профессиональной компетентности.
Вместе с тем, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что связывать профессиональную компетентность одновременно со способностью и готовностью неправомерно, так как готовность к осуществлению профессиональной деятельности, по мнению многих исследователей, включает в себя и способность к ней.
Итак, профессиональную компетентность мы будем рассматривать как совокупность необходимых профессиональных знаний, умений, имеющегося опыта, профессионально значимых личностных качеств и готовность к их практическому применению.
Раскроем смысл понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения».
Анализ литературы показывает, что среди множества различных мнений и подходов исследователей можно условно выделить три группы точек зрения на данное понятие.
К первой группе мы относим мнения ученых, которые рассматривают это понятие с позиции традиционного подхода (М.В. Бастриков, И.В. Гришина, А.С. Макаренко, Т.И. Шамова, С.Т. Шацкий, Е.П. Тонконогая).
Советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий в своих работах указывают на то, что руководители образовательных учреждений должны владеть профессиональной компетентностью, а именно: знаниями о современных проблемах педагогики и психологии, о научных основах управления школой и уметь применять эти знания в практической деятельности [12, с. 17]. При этом авторы в понятие «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» включают знания и умения их применять в практической деятельности.
Т.И. Шамова, характеризуя профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения, расширяет перечень знаний и требований: он должен владеть комплексом научных знаний и умений профессионального характера. Кроме того, Т.И. Шамова делает акцент на том, что это знания новейших достижений в области психологии, педагогики, теории управления, права, социологии, школьной гигиены; умения творчески использовать эти знания, с уважением относиться к чужому мнению и способность тактично и доказательно вести диалог, дискуссию [13, с. 23].
Как важное профессиональное качество руководителя рассматривают это понятие М.В. Бастриков, Е.П. Тонконогая, И.В. Гришина.
М.В. Бастриков считает, что профессиональная компетентность руководителя складывается из профессионально важных качеств, профессионального поведения [14, с. 21].
Профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения Е.П. Тонконогая определяет как сплав его опыта, знаний, умений и навыков, как показатель готовности к руководящей работе, способности принимать обоснованные управленческие решения [15, с. 135].
Как многоаспектное личностное образование рассматривает профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения И.В. Гришина. В это понятие она включает функционально связанные между собой структурные компоненты: мотивационный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления; когнитивный - совокупность знаний, необходимых для управления; операционный - совокупность умений и навыков практического решения задач; личностный - совокупность важных для управления личностных качеств; рефлексивный - совокупность способностей оценивать собственную деятельность [16, с. 42].
Таким образом, названные авторы видят в содержании понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» разные личностные качества, характеризующие отношение к профессии.
Ко второй группе точек зрения мы относим мнения Ю.В. Под-зюбановой, В.С. Сапрыкина, В.П. Топоровского, которые считают, что основной характеристикой рассматриваемого понятия является готовность к выполнению управленческих функций, к решению управленческих задач разных уровней сложности.
Ю.В. Подзюбанова выделяет существенные признаки понятия «профессиональная компетентность руководителя школы»: готовность к выполнению разнообразных управленческих функций; профессионально значимые умения; качества личности, обеспечивающие эффективность управленческой деятельности [12, с. 162].
В.С. Сапрыкин связывает профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения с его готовностью к реализации таких функций, как анализ, планирование, организация деятельности, контроль.
Аналогично подходит к определению этого понятия
В.П. Топоровский: в содержание профессиональной компетентности директора развивающейся школы он включает способности и умения управлять образовательным процессом, выполнять в связи с этим основные управленческие функции: планирование, анализ, организацию, экономическое обеспечение и контроль [17, с. 90].
На основе анализа приведенных точек зрения можно сделать вывод о том, что во второй группе содержание понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» рассматривается с позиции деятельностного подхода, так как основной его характеристикой является деятельность по осуществлению конкретных функций. Отметим, что общим для обеих групп мнений ученых является то, что это содержание понятия указывает на принадлежность к профессии руководителя и является его профессионально-личностной характеристикой.
Исследователи третьей группы мнений (Т.Н. Пильщикова и Е.Г. Пьяных) рассматривают профессиональную компетентность руководителя образовательного учреждения с позиции комплексного подхода, как степень владения совокупностью знаний, умений и навыков в области педагогического менеджмента, экономики, предпринимательства; способность и готовность к профессиональным видам деятельности (управленческой, маркетинговой, экономической, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной), к анализу и выбору оптимальных путей решения проблем; как готовность разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения; сформированность значимых личностных качеств, экономического мышления и мотивационно-ценностных ориентаций.
Мы будем придерживаться точки зрения Т.Н. Пильщиковой и Е.Г. Пьяных и считать, что профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения является интегрированной характеристикой, включающей в себя степень владения совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков в области педагогического менеджмента, готовность к профессиональным видам деятельности (управленческой, маркетинговой, экономической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной), сформированность значимых личностных качеств и мотивационно-ценностных ориентаций.
Обратимся к понятию «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» и определим его соотношение с понятием «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения».
Управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения И.П. Семыкин называет профессионально-личностной характеристикой, которая рассматривается как готовность и способность руководителя образовательного учреждения профессионально выполнять управленческие функции в соответствии с принятыми на настоящий момент нормами и стандартами [18, с. 31]. Он рассматривает управленческую компетентность так же, как Ю.В. Подзюбанова, В.С. Сапрыкин, В.П. Топоровский рассматривают понятие «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения», то есть И.П. Семыкин отождествляет управленческую компетентность руководителя с его профессиональной компетентностью [18, с. 18].
Е.Н. Белова считает, что управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения сферы культуры
можно понимать как способность и готовность руководителя выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить целесообразные пути их решения [19]. Она приходит к выводу, что базисом управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения является профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения, которая позволяет установить соответствующие требования к управленческой деятельности [19, с. 59]. Можно считать, что автор придерживается точки зрения о том, что понятие «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» и «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» можно рассматривать как два разных и взаимосвязанных.
Л.Г. Киселева управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения рассматривает с позиции ком-петентностного подхода, как личностно-профессиональную характеристику, включающую в себя готовность и способность профессионально выполнять управленческие функции, которые должны обеспечивать эффективное решение профессиональных задач, как результат постепенного накопления знаний и опыта управленческой деятельности [20] и считает, что управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения является необходимым компонентом в структуре профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения [20, с. 6]. Мы согласны с этим мнением.
В.И. Бондарь и В.И. Маслов в понятие «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» включают «совокупность знаний, умений и способностей выполнять управленческие функции» [16, с. 13-14].
Таким образом, Е.Н. Белова, В.И. Бондарь, Л.Г. Киселева,
В.И. Маслов, И.П. Семыкин включают в определение понятия
«управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» способность и готовность осуществлять управленческие функции, но составы функций авторы называют разные; общим является то, что результатом выполнения этих функций должно быть достижение поставленных задач, связанных с функционированием или развитием образовательного учреждения.
Мы отмечаем, что эти исследователи рассматривают понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» и «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» как два разных, но взаимосвязанных и считают, что управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения является структурным компонентом его профессиональной компетентности. Содержание понятия «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения» совпадает с содержанием понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» в той его части, где авторы говорят о готовности руководителя осуществлять управленческие функции. То есть «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» - понятие более широкое, чем понятие «управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения», так как включает в себя готовность руководителя результативно выполнять разнообразные виды деятельности, в том числе и управленческую. Управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения мы рассматриваем, как готовность руководителя результативно осуществлять управленческие функции на основе теоретических знаний и практических умений, опыта, индивидуальных личностных качеств, мотивированного стремления к достижению цели и решению поставленных задач.
Библиографический список
1. Компетентность // Словарь толкования иностранных слов. - М., 1989.
2. Компетенция // Логический словарь-справочник. - М., 1976.
3. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: дис. ... д-ра пед. наук.
- М., 1999.
4. Дмитриева, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы (на матери-
але образовательной области «Математика»): дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2004.
5. Запрудский, Н.И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов:
дис. ... д-ра пед. наук. - Минск, 1993.
6. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образова-
ние в России. - 2005. - № 4.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.
- 2003. - № 2.
8. Ахулкова, А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа:
дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2004.
9. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванова // Высшее образо-
вание в России. - 2006. - № 9.
10. Сластенин, В.А. Высшее педагогическое образование в России: идеология, содержание, технологии // Интегральная педагогика и жизнь. - 1999. - № 3.
11. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. -Л., 1976.
12. Подзюбанова, Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.
13. Шамова, Т.И. Подготовка директора школы. Опыт, перспективы // Советская педагогика. - 1990. - № 3.
14. Бастриков, М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров-руководителей МВД России в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 1999.
15. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / под ред. Е.П. Тонконогой. - М., 1987.
16. Гришина, И.В. Изучение профессионального самосознания руководителей школ: методические рекомендации / И.В. Гришина,
В.Д. Чекина. - СПб., 1999.
17. Топоровский, В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002.
18. Семыкин, И.П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2001.
19. Белова, Е.Н. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения сферы культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006.
20. Киселева, Л.Г. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007.
Bibliography
1. Kompetentnostj II Slovarj tolkovaniya inostrannihkh slov. - M., 1989.
2. Kompetenciya II Logicheskiyj slovarj-spravochnik. - M., 197б.
3. Vardanyan, Yu.V. Stroenie i razvitie professionaljnoyj kompetentnosti specialista s vihsshim obrazovaniem: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999.
4. Dmitrieva, N.L. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti buduthego uchitelya nachaljnihkh klassov seljskoyj shkolih (na materiale
obrazovateljnoyj oblasti «Matematika»): dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2004.
5. Zaprudskiyj, N.I. Nauchno-pedagogicheskoe obespechenie povihsheniya kvalifikacii uchiteleyj estestvenno-matematicheskikh predmetov: dis.
... d-ra ped. nauk. - Minsk, 1993.
6. Zeer, Eh.F. Kompetentnostnihyj podkhod k modernizacii professionaljnogo obrazovaniya I Eh.F. Zeer, Eh. Sihmanyuk II Vihsshee obrazovanie
v Rossii. - 2005. - № 4.
7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. -
2003. - № 2.
8. Akhulkova, A.I. Tekhnologiya formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh prepodavateleyj pedagogicheskogo kolledzha: dis. ...
kand. ped. nauk. - Kursk, 2004.
9. Nikitina, L. Tekhnologiya formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti / L. Nikitina, F. Shageeva, V. Ivanova // Vihsshee obrazovanie v Rossii.
- 2006. - № 9.
10. Slastenin, V.A. Vihsshee pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: ideologiya, soderzhanie, tekhnologii // In-tegraljnaya pedagogika i zhiznj. -1999. - № 3.
11. Therbakov, A.I. Psikhologicheskie osnovih formirovaniya lichnosti uchitelya v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya. - L., 1976.
12. Podzyubanova, Yu.V. Razvitie professionaljnoyj kompetentnosti rukovoditeleyj shkol v processe povihsheniya kvalifikacii v mezhkursovoyj period: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2002.
13. Shamova, T.I. Podgotovka direktora shkolih. Opiht, perspektivih // Sovetskaya pedagogika. - 1990. - № 3.
14. Bastrikov, M.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti oficerov-rukovoditeleyj MVD Rossii v processe povihsheniya
kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 1999.
15. Problemih povihsheniya professionaljnoyj kvalifikacii rukovoditeleyj shkol / pod red. E.P. Tonkonogoyj. - M., 1987.
16. Grishina, I.V. Izuchenie professionaljnogo samosoznaniya rukovoditeleyj shkol: metodicheskie rekomendacii / I.V. Grishina, V.D. Chekina. -
SPb., 1999.
17. Toporovskiyj, V.P. Integrativnihyj podkhod k formirovaniyu upravlencheskoyj kompetentnosti direktora razvivayutheyjsya shkolih: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2002.
18. Semihkin, I.P. Razvitie upravlencheskoyj kompetentnosti rukovoditelya seljskogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya v processe povihsheniya kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2001.
19. Belova, E.N. Formirovanie upravlencheskoyj kompetentnosti rukovoditelya obrazovateljnogo uchrezhdeniya sferih kuljturih: dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnoyarsk, 2006.
20. Kiseleva, L.G. Formirovanie upravlencheskoyj kompetentnosti buduthikh specialistov doshkoljnihkh obra-zovateljnihkh uchrezhdeniyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2007.
Статья поступила в редакцию 18.03.13
УДК 378.02:372.8
Dudysheva E.V., Solnyshkova O.V INTERACTIVITY OF ELECTRONIC TRAINING MEANS IN PROFESSIONAL EDUCATION. The article considers the concepts associated with interactive learning in the educational process of higher education. The connection between interactive forms and electronic training means considers. The classification of interactive electronic training means is described.
Key words: professional education, electronic training means, interactive educational technologies.
Е.В. Дудышева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск,
E-mail: kinf@bigpi.biysk.ru; О.В. Солнышкова, ст. преп. каф. инженерной геодезии НГАСУ (Сибстрин),
г. Новосибирск, E-mail: o_sonen@mail.ru
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются понятия, связанные с интерактивностью обучения образовательного процесса в высшей школе. Обсуждается связь интерактивных форм и электронных средств обучения. Приводится классификация интерактивности электронных средств обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, электронные средства обучения, интерактивные образовательные технологии.
Основным вопросом статьи является анализ электронных средств обучения с точки зрения их педагогической интерактивности при использовании в образовательном процессе вуза. Требования ФГОС ВПО нового поколения для всех профилей и направлений высшего профессионального образования содержат нормативные требования к активному использованию интерактивности в образовательном процессе, включая применение электронных средств обучения. Необходимым условием для выполнения требований, на наш взгляд, становится преодоление противоречий при понимании и определении интерактивных средств и технологий обучения с обращением к обобщающей дидактической категории «интерактивности».
По генезису понятия интерактивности, пришедшего в педагогическую психологию из теории социального взаимодействия (П. Сорокин), социального интеракционизма (Дж. Г. Мит), социальной психологии (В.Н. Мясищев), валидным может считаться определение Б.Ц. Бадмаева: «Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» с акцентом на взаимодействие группы учащихся, активизирующих друг друга [1, с. 74]. Но стоит отметить, что исходное понятие все же несколько шире, так как социальное взаимодействие (по П. Сорокину), предполагает несколько условий: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга [2], последнее условие допускает общую среду как прямого, так и опосредованного взаи-
модействия. В Большом психологическом словаре под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко, интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме бесед, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (человеком), а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции». Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под ред. Б. Бим-Бада, интерактивное обучение - «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта». Таким образом, не выявляется непреодолимого противоречия между непосредственной интеракцией и интеракцией, опосредованной контентом (содержанием) электронных средств обучения, включающих дистанционные средства коммуникации.
В то же время наличие эклектических взглядов на интерактивность в обучении отмечается рядом авторов. В частности, Ю.Ю. Гавронская четко выделяет два смысла интерактивности: во-первых, как традиционную характеристику взаимодействия и общения в процессе обучения, во-вторых, как дидактическое свойство современных электронных средств обучения [3, с. 102]. Под интерактивностью электронных средств обучения в подавляющем большинстве случаев понимается «свойство программного интерфейса по организации взаимодействия с пользователем» [4, с. 5], то есть возникающее «автоматически» при индивидуальной работе учащихся с компьютерной техникой. Интерактивность подобным образом распространяется и на иные технические средства обучения, такие как интерактивные дос-