Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 371.1.07 ББК 74.584
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРИЗНАКИ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА
Савва Л.И., Хохлов А.В.
Аннотация. В статье дается теоретический анализ понятия «команда», уточняются признаки, назначение и преимущества управленческой команды муниципального образовательного учреждения.
In this article the theoretical analysis of concept «team» is given, features, responsibilities and advantages of an administrative team of municipal educational institution are specified.
Ключевые слова: команда, управленческая команда, управленческая команда муниципального образовательного учреждения, признаки, назначение, преимущества управленческой команды.
A team, an administrative team, an administrative team of municipal educational institution, features, responsibilities, advantages of an administrative team.
В последнее время в теории и практике управления образовательными учреждениями одним из самых приоритетных направлений исследований выступает проблема организации управленческой команды.
Интерес к командному управлению в образовательных учреждениях связан со следую -щими тенденциями:
- возрастание требований к поиску новых подходов в теории руководства в связи с глобальным изменением экономики и менеджмента;
- поиск руководителями коллектива новых путей эффективного управления при переходе к построению демократического общества;
- усложнение и увеличение структурного и функционального состава современных обра -зовательных учреждений;
- изучение команды как субъекта управления коллективом с учетом реальных качеств ее сотрудников;
- возрастание требований к внедрению более эффективных организационных форм и методов командного самоуправления.
Проведенный нами терминологический анализ изучаемой проблемы, связанной с поиском путей создания управленческой команды как субъекта развития муниципального образовательного учреждения, подвел нас к выводу, что само понятие «команда» является междисциплинарным. Оно исследуется в социологии, менеджменте, психологии и педагогике.
Согласно Ричарду Л. Дафту «команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия, где все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность» [4, с. 562].
И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум определяют команду как «небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе» [14, с. 14].
Галкина Т. П. рассматривает команду как группу людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости, которые разделяют ответственность за достижение конечных результатов [3, с. 154].
По мнению Базарова Т. Ю., команда рассматривается, как «небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность имеют взаи-моопределяющую принадлежность свою и партнеров к данной общности» [12, с. 234].
Кроме того, проведенный нами теоретический анализ показал, что команда определяется учеными и как:
1) характеристика трудового коллектива с высшим уровнем сплоченности, приверженно-
Научно-теоретический журнал
70
Выпуску 2(7) • 2011
Савва ЛИ., Хохлов А.В.
Управленческая команда муниципального образовательного учреждения...
сти всех работников общим целям и ценностям организации;
2) «коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации (структурном подразделении, если речь идет о команде подразделения), в более строгом управленческом смысле» [11, с. 356];
3) социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами имеют большее значение, нежели формальные, а реальная роль и влияние конкретной личности не совпадают с ее официальным статусом и весом;
4) «группа с небольшим числом людей со взаимодополняющими навыками людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [1, с. 334];
5) «группа, где ее лидеру предоставляется возможность целенаправленно воздействовать на все процессы самоорганизации и самостоятельно регулировать функционирование команды, для которой неформальные отношения могут иметь большее значения, нежели формальные» [3, с. 379].
Применительно к нашему исследованию и в соответствии с выше сказанным мы рассматриваем команду муниципального образовательного учреждения как организованную группу единомышленников, которые осознают взаимозависимость и необходимость сотрудничества в рамках утвержденной структуры управления, имеют твердую установку на совместную, эффективную творческую управленческую деятельность, сплочение индивидуальных идей и опыт каждого члена для достижения единой цели - эффективного развитии детского и педагогического коллектива.
Говоря об эффективности работы команды, по мнению Базарова Т. Ю. и Еремина Б. Л., можно выделить её признаки [12, с. 276]:
- неформальная и открытая атмосфера;
- понимание и принятие задач;
- желание прислушиваются друг к другу;
- участвуют все члены группы в обсуж-дении принципиальных вопросов;
- поощрение, как высказывание идей, так и выражение чувств в ходе обсуждения;
- центрация разногласий между членами группы вокруг идей и методов, а не вокруг личностей;
- осознание действий и решений, принятых на согласии, а не на голосовании большинства.
При удовлетворении таких условий команда не только успешно выполняет конкретные действия, направленные на реализацию поставленной единой цели и индивидуальных задач по выполнению миссии организации, но и на удовлетворении личные и межличностные потребностей членов команды и коллектива в целом.
Проведенный нами теоретический анализ выявить следующие преимущества командного управления [2], как:
- команды экономят средства, так как вслед за появлением команд исчезает руководители среднего звена;
- команды повышают производительность учреждений, так как они ближе к процессам и коллективу;
- команды облегчают эффективную коммуникацию в управлении; суть команды в распространение информации и делегировании полномочий;
- команда дают возможность объединить людей, обладающих разными знаниями, поэтому вместе они делают то, что не может сделать один человек или обычные рабочие группы;
- команды эффективнее используют ресурсы, они позволяют организации направить свои самые важные ресурсы, силу своего интеллекта непосредственно на решение проблем;
- команды принимают более удачные решения, так как хорошее командное управление основано на компетентности членов команды;
- команды повышают качество продуктов и услуг за счет непрерывного совершенствования качества развития учреждения;
- команды совершенствуют бизнес-процессы, так как они обеспечивают более ясное видение процесса.
В нашем исследовании речь идет об управленческой команде муниципального образовательного учреждения. Для того чтобы уточнить данное понятие, мы проанализировали его в понимании разных авторов.
По мнению Базарова Т. Ю., управленческая команда состоит из группы специалистов, при-
„ „ Научное обеспечение системы
Научно-теоретическии журнал 71 у г л
у £ " повышения квалификации кадров
Гипотезы, дискуссии, размышления
надлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем [12].
Коргова М. А. определяет управленческую команду как «подсистему системы управления, которая является динамичной, открытой, сложноструктурированной, самоорганизующейся, формирующейся во взаимодействии формализованных и неформализованных управленческих процессов» [5, с. 57].
Манжосов В. В., рассматривая управленческую команду, понимает ее как «группу специалистов, осуществляющих полный или законченный цикл управленческих функций в организации или фирме» [7, с. 27].
Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури выделяют группу руководителя, под которой понимают - группу, включающую в свой состав руководителя и его ближайших помощников [8].
Говоря об управленческой команде, Корниенко В. И. отмечает, что она представляет собой «взаимодействующую, сплоченную группу руководителей, которые самоорганизуясь, четко и гибко распределяя функции и ответственность (роли), проявляя творчество, берут на себя обязательства по достижению общей цели и добиваются высоких результатов управления посредством связывания заботы об удовлетворении жизненных потребностей подчиненным и себя лично с эффективностью работы организации в целом» [6, с. 41].
Джозеф Г. Бойетт и Джимми Т. Бойетт, изучая вопросы управленческой команды, выделяют две её основные функции [2, с. 234]:
- определение общего стратегического направления и целей организации;
- отслеживание деятельности рабочих команд и повышения эффективности их работы.
Мы полагаем, что эти функции выполняет управленческая команда МОУ самого высокого управленческого ранга.
Итак, в соответствии с вышесказанным мы рассматриваем данный термин следующим образом: управленческая команда муниципального образовательного учреждения - это многоуровневая команда руководителей, которая состоит из рабочих команд на основе четко и гибко распределенных функции и ответственности, члены которой осознают взаимозависимость и необходимость сотрудничества соглас-
но утвержденной структуре управления, имеют твердую установку на совместную, эффективную творческую управленческую деятельность и способны сплотить индивидуальные идеи и опыт каждого для получения высоких результатов и достижения единой цели в развитии детского и педагогического коллектива.
Данное определение, на наш взгляд, подчеркивает основные назначения управленческой команды МОУ: максимальное и развитие потенциала членов коллектива образовательного учреждения, самореализацию руководителей разного ранга как лидеров, достижение наилучших результатов детского и педагогическо -го коллектива, поощрение творческой инициативы членов команды, свободный обмен идеями, рациональное разделение труда, обеспечение сплочённости и целеустремлённости, осознания задач и коллективное выработку управленческих решений.
Заметим, что данная команда напрямую связана не только с профессиональной педагогической деятельностью, но и управленческой деятельностью одновременно.
При этом руководители команд смогут реализовать свой накопленный опыт, занимая определенный уровень в многоступенчатой организационной структуре управления, утвержденной в данном образовательном учреждении.
Как известно, управление представляет собой целенаправленное взаимодействие субъектов. Оно проявляется в реализации управленческих функций, направленных на решение определенных задач. Поэтому характерной особенностью управленческой команды является то, что её деятельность напрямую связана с реализацией определенных для команд каждого уровня функций управления.
В нашем случае в управленческую команду (на разных иерархических уровнях) могут входить представители общественности, родители, руководители детских и молодежных объединений.
Согласно Л. Фаткину, К. Морозовой [9] командный дух в коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческую атмосферу, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий.
Главное из них - отождествление членами команды личных и групповых целей и интере-
Научно-теоретический журнал
72
Выпуск,2(7)* 2011
Савва ЛИ., Хохлов А.В.
Управленческая команда муниципального образовательного учреждения...
сов и формирование чувства взаимной ответственности за действия каждого. При выполнении данного условия возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы управленцев. Си-нергетический эффект достигается в результате «групповой компенсации индивидуальных неспособностей», а разделение труда принимает иные формы, чем в обычной организации.
Свои профессиональные обязанности члены команды распределяют между собой сами в зависимости от функциональных обязанностей и складывающихся условий деятельности образовательного учреждения. Внутри же каждой команды выполнять рабочие операции в каждой отдельной ситуации поручается тому, кто способен сделать это наилучшим образом. Неумение одного совершить какую-либо работу компенсируется навыками и умениями другого. В результате управленческая команда разного уровня управления с успехом справляется с поставленными перед ними задачами и работает на реализацию единой цели.
При этом директор МОУ выполняет основную роль в сплочении подчиненных в команду единомышленников, и именно это, в конечном счете, является его главной задачей. Следует отметить, что далеко не каждый руководитель МОУ обладает нужными для этого знаниями, умениями и навыками.
Считаем, что создание управленческой команды в образовательном муниципальном уч -реждении позволяет упростить линейно-функциональную иерархию и сделать структуру организации более динамичной. Учреждение при этом работает гибче, лучше реагирует на изменения и автоматически снимает многие проблемы бюрократии.
Литература
1. Армстронг, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Армстронг. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998. - 512 с.
2. Бойетт, Джозеф Г. Путеводитель по цар-
ству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Пер. с англ. [Текст] / Г. Бойетт Джозеф, Т. Бойетт Джимми. - М. : ЗАО «Олимп-Бнзнес», 2001. - 350 с.
3. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие [Текст] / Т. П. Галкина - М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
4. Дафт, Ричард Л. Менеджмент [Текст] / Л. Дафт Ричард, пер. с англ. В. Вольского, С. Жильцова, Д. Раевского. - СПб.: «Питер», 2000. - 650 с.
5. Коргова, М. А. Управленческая команда как субъект управленческой деятельности [Текст] : дис. ... соц. наук / М. А. Коргова. - М. - 180 с.
6. Корниенко, В. И. Формирование управленческих команд нового поколения: [Текст] /
B. П. Корниенко. - М.: РАГС. - 2000. - 150 с.
7. Манжосов, В. В. Процесс командообра-зования как область деятельности управленческого консультирования [Текст] : дис. ... эконом. наук / В. В. Манжосов. - М., 1996. - 186 с.
8. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. [Текст] / М. Х. Мескон. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 702 с.
9. Панова, О. А. Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления [Текст] / О. А. Панова // Педагогика. - 2002. - J№ 2. -
C. 14-20.
10. Сидорина, Т. В. Технологические основы экспериментирования образовательных учреждений [Текст] / Т. В. Сидорина. - М.: Новая школа, 1999. - С. 6-7.
11. Синягин, Ю. В. Руководитель организации и его команда (теоретическая модель) [Текст] / Ю.В. Синягин. - М., 1996 - 170 с.
12. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИ-ТИ, 2002. - 560 с.
13. Уткин, Э. А. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов [Текст] / Э. А. Уткин. - М.: Изд-во «Зерцало», 1998. - 520 с.
14. Beer, M. Organization Change and Development: A System View. Scott, Foresman & Co, Glenview, 1980.
„ „ Научное обеспечение системы
Научно-теоретическии журнал 73 у г л
у £ " повышения квалификации кадров