SHAPOSHNIKOVL. NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: HISTORY AND THE PRESENT DAY
The article contains some facts about the history of the development of Nizhny Novgorod State Pedagogical University and higher education in the region. It describes the main characteristics of the modern teaching, educational and scientific work at the university. Besides, it analyses the specific educational environment of the modern pedagogical university and determines some problems and prospects of the university development.
Keywords: pedagogical university, system of pedagogical education, teachers training, Nizhny Novgorod teachers’ institute, Gorky state pedagogical institute, Nizhny Novgorod state pedagogical university (NNSPU), educational route, teaching-scientific-industrial complex, teaching and educational process, students’ self-management, education modernization, the national project “Education”, educational initiative “Our new school”, monitoring of quality training, new educational standards, university reorganization.
С.В. НАУМОВ, докт. пед. наук, министр образования Нижегородской области
УНПК как функциональная модель сетевого сообщества
В статье рассматривается роль Нижегородского государственного педагогического университета как инновационного компонента региональной системы образования, а также УНПК Нижегородской области как функциональная модель создания сетевого сообщества в регионе.
Ключевые слова: Нижегородский государственный педагогический университет, региональная система образования, инновационные процессы, образовательная политика, учебно-научно-производственный комплекс, модель сетевого сообщества, модернизация образования.
Нижегородская область - одна из крупнейших высокоразвитых областей России, обладающая значительным демографическим, экономическим и социокультурным потенциалом, отличающаяся от других субъектов федерации, с одной стороны, разнообразной этнической культурой, с другой - явно выраженной ролью высоких технологий в структуре экономики, а следовательно, большей зависимостью эффективности экономической деятельности от уровня развития системы образования, ее инновационного потенциала. Это обусловливает рост требований к качеству кадров, ориентирует на необходимость создания в регионе целостной системы учреждений, обеспечивающих расширенное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии со структурой экономики.
Обозначенные потребности являются важным объективным основанием стратегии инновационного развития регионального образования и системного управления
36 Высшее образование в России • № 7, 2011
этим развитием. При этом упорядоченность структурно-функциональных компонентов, их интеграция и взаимодействие с внешней средой обеспечиваются собственными механизмами управления, связанными с оптимизацией системы непрерывного образования.
В 2011 г. старейший вуз Нижегородской области отмечает свое 100-летие. В этой связи следует охарактеризовать значение и роль Нижегородского государственного педагогического университета в качестве центра системы педагогического образования региона.
НГПУ на 75% обеспечивает Нижегородскую область и г. Нижний Новгород учительскими кадрами. Традиционно с министерством образования и науки, департаментом образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Н. Новгорода вузом заключаются договоры на подготовку будущих педагогов на основе целевого набора. Ежегодно сюда поступает более 300 студентов-целевиков. С ними ведется системная работа по адаптации к городскому социуму; этому способствуют функционирующие в университете программы «Музыка- образование», «Театр - образование», «Музей - образование», институт кураторства и т.д. Как правило, почти все студенты-целевики после окончания вуза отправляются работать в школы города и области.
Новым шагом в развитии такого сотрудничества стала принятая по инициативе губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева программа поддержки молодых специалистов в области образования, здравоохранения и культуры. Выполнение одной из задач программы - обеспечить сельские школы квалифицированными преподавателями различного профиля - становится реальным за счет того, что выпускник, заключивший контракт с министерством образования Нижегородской области и направляющийся на работу в деревню, получает прибавку к заработной плате, ма-
шину и квартиру (дом). Программа успешно работает уже несколько лет: выпускники НГПУ активно пополняют ряды сельской интеллигенции. Таким образом, педагогический университет является важнейшим компонентом образовательной системы города и области.
Официально статус центра данной системы вуз приобрел в 1994 г., когда под эгидой департамента образования и науки администрации Нижегородской области на базе НГПУ был создан Учебно-научно-педагогический комплекс. Первоначально в него входили учреждения высшего, среднего профессионального педагогического образования Нижегородской области, областной лицей - центр довузовской подготовки и несколько общеобразовательных школ Нижнего Новгорода. Целью организации УНПК стало развитие системы непрерывного педагогического образования через различные формы, такие как формирование сопряженных учебных планов «педколледж - вуз» для создания возможности сокращения сроков обучения в НГПУ для выпускников педагогических колледжей; организация целевого приема; проведение на базе НГПУ олимпиад по педагогике для студентов педагогических колледжей Нижегородской области с целью выявления наиболее подготовленных студентов, умеющих самостоятельно и оригинально мыслить, творчески подходить к решению педагогических задач, отстаивать свою позицию. Таким образом, работа в рамках договора способствовала реализации на практике принципов доступности и непрерывности педагогического образования, отбору профессионально ориентированных и максимально подготовленных абитуриентов.
В разработанном к данному договору положении стороны подтвердили свои намерения по объединению усилий для решения следующих задач:
■ реализация непрерывности педагогического образования, преемственности
профессиональных образовательных программ разного уровня;
■ осуществление взаимодействия в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования;
■ создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях;
■ совершенствование содержания и форм подготовки педагогических кадров;
■ оптимизация использования имеющихся материально-технических и человеческих ресурсов;
■ развитие научного потенциала и совершенствование научно-методической базы системы педагогического образования.
В 2004 г. УНПК Нижегородской области был реорганизован, поскольку за 10 лет произошли существенные изменения статуса и структуры организаций, ослабли (во многом в силу социально-экономических причин) связи с одними субъектами договора и появились новые. Все это привело к необходимости обновления договора об учебно-научно-педагогическом комплексе НГПУ с учетом реалий. Кроме того, процесс модернизации российского образования потребовал поиска новых форм взаимодействия между крупными субъектами педагогического сообщества, способствовал укреплению и оживлению связей, что стало возможным на основе совершенствования деятельности УНПК, активного поиска новых форм сотрудничества.
В реорганизованный УНПК Нижегородской области вошли Нижегородский государственный педагогический университет, Арзамасский государственный педагогический институт им. А. Гайдара, Нижегородский, Дзержинский, Городецкий и Лукояновский педагогические колледжи, областной лицей - центр одаренных детей и Нижегородская городская педагогическая гимназия (ныне - гимназия № 80), позднее присоединилась Чернухинская средняя школа. Активная совместная работа продолжилась.
Приоритетный национальный проект «Образование» обозначил новые перспективы в развитии образования в России и интенсифицировал процесс модернизации педагогического образования. Внедрение инновационных образовательных программ, современных образовательных технологий, системы контроля качества образования требует опережающего развития системы подготовки педагогических кадров, обеспечения непрерывности образовательного процесса, повышения качества педагогического образования, что невозможно осуществить без координации действий различных структур, участвующих в образовательном процессе и формирующих политику в области образования в регионе, в том числе с целью создания системы прогнозирования потребности региона в педагогических кадрах и системы регулирования трудоустройства выпускников.
Итоги реализации ПНПО в субъектах Российской Федерации подтверждают необходимость объединения усилий учреждений педагогического образования различных уровней с целью оптимизации использования материальных и человеческих ресурсов. Так, в Калужской, Воронежской и других областях ведется работа по созданию «университетских округов непрерывного педагогического образования» вокруг региональных педагогических вузов; в Нижегородской области модель такой интеграции оказалась уже апробированной и вполне жизнеспособной, что подтверждается более чем 15-летней историей УНПК.
В настоящее время выдвигаются новые требования к системе педагогического образования. Они нашли отражение в Послании Президента РФ 2009 г. Общественностью широко поддержана образовательная инициатива «Наша новая школа».
Мы можем констатировать, что в Нижегородской области сегодня проходит апробацию пилотный проект по реорганизации педагогического университета путем присоединения к нему Волжского государ-
38 Высшее образование в России • № 7, 2011
ственного инженерно-педагогического университета с целью создания крупного центра педагогического образования, обладающего мощной современной материально-технической базой, развитым научным потенциалом, эффективной проектно-модульной системой управления. По нашему мнению, именно в данном процессе концентрируется сегодня возможная точка роста - тот потенциал, который приведет к качественным изменениям в системе образования региона.
Одним из существенных факторов, обеспечивающих стабильность развития нового вуза, является расширение партнерских связей и создание сетевого сообщества. В связи с этим УНПК Нижегородской области расширен и переименован в Учебно-научно-производственный комплекс, что отражает качественные изменения, связанные с вхождением в комплекс ВГИПУ, а также учреждений среднего профессионального образования технического профиля. Функционируя в новом качестве, УНПК призван обеспечить возможность инновационного развития всех входящих в него субъектов и системы образования региона в целом.
Важным моментом, характеризующим инновационный процесс в региональной системе образования, является соотношение традиций и инноваций. В отношении к традиции с точки зрения признания возможности ее обновления наблюдаются три варианта: педагогический консерватизм, признающий лишь трансляцию готового, хорошо устоявшегося опыта, модернизм, полностью отрицающий традицию, и, наконец, новаторство, где развивающаяся мысль опирается на исходные фундаментальные принципы традиции.
На наш взгляд,
только новаторство является педагогическим ответом на вызовы времени, но лишь постольку, поскольку оно вписывается в контекст истории. Именно бережное сохранение традиций в сочетании с современным педагогическим опытом, инновационными подходами и технологиями и отличает Нижегородский государственный педагогический университет. Такой подход позволяет ему развиваться, обеспечивает ему авторитет в качестве центра системы педагогического образования региона. Думается, что создание на базе НГПУ крупного образовательного консорциума позволит еще более расширить сферу его влияния в региональной системе образования и усилить инновационную составляющую данной системы.
Министерство образования Нижегородской области поздравляет Нижегородский государственный педагогический университет с замечательной датой - столетием со дня основания! Руководство региона видит в старейшем вузе региона гаранта стабильности и преемственности и в то же время источник инновационных процессов, важную точку роста в региональной системе образования. Апробацию модели создания на базе педагогического университета крупного регионального центра образования, обеспечивающего обновление нашей образовательной политики, мы рассматриваем в качестве пилотного проекта в процессе модернизации системы высшего профессионального образования не только в регионе, но и в России в целом.
NAUMOV S. THE TEACHING SCIENTIFIC INDUSTRIAL COMPLEX AS A FUNCTIONAL MODEL OF THE NETWORK COMMUNITY
The article shows the example of Nizhny Novgorod State Pedagogical University as an innovation component of the regional educational system and the teaching scientific industrial complex of the Nizhny Novgorod region as a functional model of creating the network community in the region.
Keywords: Nizhny Novgorod State Pedagogical University, regional educational system, innovation processes, educational policy, teaching scientific industrial complex, point of growth, network community model, modernization of education.
Н.В. ЯКИМЕЦ, доцент Научные
проректор по заочному исследования: дорога
и дополнительному образованию
В статье анализируется современное состояние научных исследований в НГПУ и их корреляция с общими тенденциями развития науки, выявляется специфика организации научной работы через систему научно-исследовательских кластеров. Содержится характеристика основной проблематики научных исследований и наиболее существенных результатов, полученных за последние годы.
Ключевые слова: научная традиция, научная школа, научный потенциал, инновационное развитие, интеграциянаучных направлений, научно-исследовательский кластер, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, сетевой проект, виртуальная среда, разработка проблем высшей школы, новые педагогические технологии, образовательный холдинг, Концепция развития образования до 2015 года.
История становления и развития науч-ныхисследований в Нижегородском государственном педагогическом университете богата событиями и лицами и неоднократно становилась предметом специальных исследований. Наша задача - в кратком очерке обозначить основные,наиболее значимые факторы, определившие возможности научно-исследовательской деятельности в НГПУ на уровне современных требований, и возможные перспективы развития науки в вузе.
Первой составляющей, безусловно, является мощная традиция, заложенная первыми преподавателями Нижегородского учительского, а позже педагогического института - представителями дореволюционной профессорской корпорации. Среди них: В.К. Лебединский, И.И. Бевад, К.Л.
Баев, И.Р. Брайцев, А.Н. Зильберман, С.Л.
Иванов, А.И. Порхунов, А.Ф. Лосев,
длиною в 100 лет