Научная статья на тему 'Нижегородский государственный педагогический университет: история и современность'

Нижегородский государственный педагогический университет: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (NNSPU) / STUDENTS' SELF-MANAGEMENT / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHERS TRAINING / NIZHNY NOVGOROD TEACHERS INSTITUTE / GORKY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / EDUCATIONAL ROUTE / TEACHING-SCIENTIFIC-INDUSTRIAL COMPLEX / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION MODERNIZATION / THE NATIONAL PROJECT EDUCATION / EDUCATIONAL INITIATIVE OUR NEW SCHOOL / MONITORING OF QUALITY TRAINING / NEW EDUCATIONAL STANDARDS / UNIVERSITY REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошников Лев Евгеньевич

Статья содержит краткие сведения по истории развития Нижегородского государственного педагогического университета и высшего педагогического образования в регионе и посвящена характеристике современного состояния учебной, воспитательной и научной работы в вузе. Кроме того, проанализирована специфика образовательной среды современного педагогического вуза, обозначены проблемы и перспективы развития НГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nizhny Novgorod state pedagogical university: history and the present day

The article contains some facts about the history of the development of Nizhny Novgorod State Pedagogical University and higher education in the region. It describes the main characteristics of the modern teaching, educational and scientific work at the university. Besides, it analyses the specific educational environment of the modern pedagogical university and determines some problems and prospects of the university development.

Текст научной работы на тему «Нижегородский государственный педагогический университет: история и современность»

Л.Е. ШАПОШНИКОВ, профессор, ректор

Нижегородский государственный педагогический университет

Нижегородский государственный педагогиче ский университет: история и современность

Статья содержит краткие сведения по истории развития Нижегородского государственного педагогического университета и высшего педагогического образованияв регионе и посвящена характеристике современного состояния учебной, воспитательной и научной работы в вузе. Кроме того, проанализирована специфика образовательной среды современного педагогического вуза, обозначеныпроблемы и перспективы развития НГПУ.

Ключевые слова: учебно-научно-производственный комплекс, педагогический вуз, учебно-воспитательный процесс, студенческое самоуправление, модернизация образования, образовательная инициатива «Наша новая школа », мониторинг качества подготовки специалистов, новые образовательные стандарты.

В июле 1911 г. по Императорскому указу был создан Нижегородский учительский институт, и уже в октябре здесь начался процесс обучения. С тех пор прошло 100 лет, и все эти годы вуз готовил для Нижнего Новгорода и области учителей, работников просвещения, ученых и общественных деятелей, чьи имена занимают достойное место в истории России.

Основные вехи истории вуза:

• Нижегородский учительский институт (1911-1918);

• Нижегородский педагогический институт (1918-1919);

• Институт народного образования (1919-1921);

• Нижегородский педагогический институт (1921-1926);

• Педагогический факультет Нижегородского университета(1926-1930);

• Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт (1930-1993);

• Нижегородский государственный педагогический университет (с 1993 г.).

Каждый из этапов развития вуза имеет свои временные границы и качественные особенности, отражающие политические, экономические и культурные изменения в

стране и регионе и постановку новых задач в профессионально-педагогической подготовке специалистов системы образования. Главными принципами деятельности головного педагогического вуза региона всегда оставались единство учебной и научно-исследовательской деятельности, фундамен-тализация педагогического образования, практико-ориентированный характер учебного процесса.

Первым директором Нижегородского учительского института стал бывший директор учительской семинарии в Ярославской губернии Николай Дмитриевич Никольский, крупный педагог и методист. Он сформировал педагогический совет, который провел подготовительную работу по составлению предметных программ и учебного плана подготовки учителей-много-предметников. При институте были созданы фундаментальная и учебная библиотеки, открыты кабинеты (физический, естественно-исторический, психологии, наглядных пособий), а также классы для рисования и ручного труда, оборудованы гимнастический и музыкальный залы.

В июле 1914 г. состоялся первый выпуск института (28 человек). Первая мировая война резко изменила жизнь института:

выпуск 1914/1915 учебного года был ускорен; 11 выпускников были тут же отправлены в юнкерское училище для офицерской подготовки.

С 1917 г. в Нижегородском учительском институте начали функционировать исто-рико-словесный и физико-математический факультеты. Одним из первых декретов Наркомпроса РСФСР от 11 октября 1918 г. было распоряжение о преобразовании Нижегородского учительского института в «высшее учебное заведение - педагогический институт с 4-летним сроком обучения со всеми правами по автономному управлению ». Открылась первая страница истории высшего педагогического образования в Нижегородском крае.

К началу Великой Отечественной войны на дневном отделении института обучалось 1350 студентов. В 1941-1945 гг. вся научная и учебная деятельность пединститута была подчинена интересам обороны страны. На всех фронтах Отечественной войны сражались воспитанники Горьков-ского пединститута, преподаватели, студенты. Многие из них отдали жизнь за свободу и независимость родины. За годы войны из института ушли в ряды Советской армии 287 человек (из них 243 студента). Уже в 1944/1945 учебном году институт по контингенту студентов достигдовоенного уровня.

Урон,нанесенный системе образования войной, был огромен. Многие учителя, призванные на фронт, не вернулись в свои школы; только 11% педагогов в Горьковской области имели высшее образование -школа испытывала сильнейший кадровый голод. Для преодоления этой ситуации еще в 1943 г., когда на первом месте, безусловно, были интересы фронта, Совет Народных Комиссаров

издает постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования», определившее меры государственной поддержки учителей, получающих высшее образование в заочной или вечерней формах. (Заочное отделение института было открыто еще в 1931 г., к началу 1960-х гг. число студентов-заочников составило уже 2258 человек.)

В 1950-е гг. в институте работало около 200 преподавателей, в том числе профессора С.И. Архангельский, Д.А. Балика, С.В. Беллюстин, С.М. Василейский и др., расширялась научная тематика кафедр вуза, что отразилось в выходе ряда значительных публикаций. Начало 1960-х гг. характеризуется подъемом теоретического уровня исследовательской работы в пединституте, что связано с научными трудами таких профессоров, как А.Ф. Ахматов, Ф.И. Вергунас, Н.М. Добротвор, В.Т. Илларионов, Ф.Ф. Кальсин, А.И. Климов, З.Е. Ли-бинзон, С.А. Орлов, Г.Г. Петухов, В.В. Рад-

зиевский, В.В. Репьев, Н.П. Соколов, Л.М. Фарбер и др.

С 1980 по 1995 гг. вуз возглавлял доктор технических наук, профессор Игорь Евгеньевич Куров, первый из директоров и ректоров нашего института с ученой степенью доктора наук. В этот период пединститут был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1993 г. преобразован в педагогический университет и получил наименование «Нижегородский государственный педагогический университет»: данная трансформация отражала новый этап в развитии вуза и новое качество подготовки специалистов.

Педагогический университет в регионе - это центр научного, методического, кадрового обеспечения системы педагогического образования, центр образования, науки и культуры. Одна из главных целей педагогического университетского образования - подготовка творческого учителя, учителя-исследователя, сочетающего в себе фундаментальность знаний,владение современными научными данными, инновационными технологиями, стремление к саморазвитию, направленное на непрерывное обогащение профессиональных возможностей и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма.

Педагогический университет воплощает гармонично сочетающиеся идеи универсальности образования и предназначенности педагогического вуза для трансляции культуры от поколения к поколению.

Еще в 1989 г. институт включился в проводимый Министерством образования РСФСР научный эксперимент по созданию научно-методических условий перехода на систему многоуровневого педагогического образования. В рамках эксперимента разработаны научная концепция, учебные планы, программы учебных дисциплин, предназначенные для подготовки бакалавров и магистров.

В течение почти двух десятилетий стратегической задачей НГПУ является совершенствование учебно-воспитательного процесса по следующим направлениям:

■ предоставление студентам выбора образовательных маршрутов по направлениям «бакалавр - магистр» и по специальностям;

■ открытие новых специальностей, обеспечивающих потребности Нижегородской области в высококвалифицированных специалистах и потребности студентов в профессиональном самоопределении;

■ возможность получения высшего профессионального педагогического образования в системе очного, заочного образования, экстерната, послевузовского образования;

■ совершенствование педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие, творчество, самореализацию будущих педагогов, их научный поиск;

■ информатизация образовательного процесса на основе создания локальной внутренней компьютерной сети, учебных компьютерных классов, выхода в Интернет;

■ функционирование на базе НГПУ учебно-научно-производственного комплекса Нижегородской области (УНПК), обеспечивающего многообразие внешних системных связей вуза как основы устойчивого развития.

Одной из особенностей педагогического образования в НГПУ является погружение студентов в особую социокультурную среду. Студент - главный субъект образовательного пространства; он выступает не только как заказчик, потребитель, пользователь научно-педагогического знания, но и как творческая личность, реализующая себя в разнообразной деятельности. В вузе открыт эстетический центр, который совместно с кафедрами музыкального и эстетического образования, факультетами ведет большую работу по воспитанию студентов.

Существенным фактором в становлении

будущего учителя являются выработка умений быстро адаптироваться в трудовом коллективе, проявлять себя как творческая личность, завоевывать авторитет у учащихся, а также приобретение навыков организации и проведения культурно-массовых мероприятий в школе. Воспитанию названных компетенций и созданию в вузе в целом благоприятной психологической атмосферы, открытости, обстановки творчества способствует правильная организация культурно-массовой работы. Стали традиционными праздники: День знаний, День первокурсника, «Начало», «Студенческая весна», «Свеча», конкурс самодеятельной и студенческой песни.

Культурно-массовая деятельность в НГПУ давно перешагнула границы вуза. Доброй традицией являются победы наших студентов в международных конкурсах студенческого творчества «Ялтинские каникулы», в фестивалях в Перми, Кузбассе, Астрахани. Студент университета Е. Корпус получил титул «мистер Дружба » на Всероссийском конкурсе «Мистер вуз-2009 ». Команда студентов ФФК достойно представила НГПУ на международной олимпиаде по педагогике в г. Сиде (Турция).

Еще в 2004 г. по инициативе НГПУ в Нижнем Новгороде был проведен первый межвузовский фестиваль иностранных студентов «Все флаги в гости к нам », ставший хорошей традицией, роль которой в современном полиэтническом и поликультурном обществе трудно переоценить. Затем фестиваль стал региональным, студенты-иностранцы НГПУ принимали гостей из Ульяновска, Саранска, Арзамаса и других городов.

В педуниверситете развито студенческое самоуправление. Весьма активно работают студсовет и профком

студентов, которые организуют волонтерское движение и проводят различные общественно значимые акции, например, шефские посещения детских домов и больниц города и области. Побывав на таком мероприятии, нельзя остаться равнодушным - здесь растет личность будущего педагога, здесь она развивается морально и духовно. Большой популярностью у студентов разных факультетов пользуется школа вожатых, дающая возможность основательно подготовиться к прохождению летней педагогической практики. Спортивный клуб осуществляет большую работу по пропаганде здорового образа жизни, проведению соревнований,спартакиад.

При Институте психологии НГПУ создан центр «Детство без насилия и жестокости», объединяющий усилия педагогов, психологов, врачей, социальных работников, юристов, работающих в сфере защиты прав детей и предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми; центр также ведет работу в рамках социально ориентированной программы «Воспитание на основе здравого смысла».

В рамках социально-гуманитарного центра с 1997 г. реализуются проекты «Театр - образование», «Музыка - образование », «Музей - образование » и др. Духовно-православный центр проводит работу по духовно-нравственному воспитанию студентов. Ежегодно организуются встречи, семинары, дискуссии с учеными, богословами, философами по

различным аспектам духовной жизни личности. Почти 20 лет исполнилось традиционным Рождественским православно-философским чтениям, собирающим широкую аудиторию и вызывающим интерес не только у философов, богословов, но и представителей общественных организаций Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга.

В вузе активно ведется студенческая научная работа. Исследовательская деятельность студентов сконцентрирована вокруг основных научных направлений вуза. Ее результаты находят отражение в дипломных проектах, научных публикациях студентов: ежегодно издается сборник студенческих работ «Неофит», проводятся конференции молодых ученых. Многие студенты принимают участие в научных экспедициях по археологии, биологии, географии, экологии.

НГПУ является базовым вузом областного конкурса на лучшую научную работу студентов по шести направлениям; кроме того, наши студенты всегда участвуют в областных конкурсах научных работ, проводимых на базе других вузов, как правило, завоевывая призовые места. Ежегодно работы студентов НГПУ получают высокую оценку на всероссийских конкурсах. Успешны их выступления на различных всероссийских олимпиадах: так, на олимпиаде по философии в 2010-2011 учебном году студенты НГПУ проявили себя блестяще, уступив лишь команде из МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2011 г. было опубликовано около 400 студенческих научных работ, из них более 350 выполнено без соавторов. Многие работы вошли в материалы конференций разного уровня, проходивших не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах; две статьи изданы за рубежом - в международном журнале Dalton Transactions (Англия), в материалах международной конференции "LIFE IT" (Германия). На научных конференциях и семинарах студен-

тами НГПУ было сделано 727 докладов, из них 106 - на международных, всероссийских и региональных конференциях (Магнитогорск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Рязань, Санкт-Петербург, Ульяновск); один доклад сделан на конференции, проходившей в г. Хаген (Германия).

Более 200 экспонатов было представлено на 17 выставках студенческих работ («Модернизация российского образования», «Социальные проекты в работе современной школы», «Актуальные проблемы практической психологии», «Наглядные пособия на уроках русской словесности », «Современные технические средства обучения в преподавании словесности», выставка мультимедийных презентаций, выставки художественно-графических работ студентов). За серию научных работ, посвященных истории космонавтики, студентка Т. Михайлова была награждена медалью «40-летие полета В. Быковского и В. Терешковой» Федерации космонавтики РФ.

В соответствии с программой модернизации образования в России, а также в связи с необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование» и образовательной инициативы «Наша новая школа» особую значимость приобретает осуществление такой профессиональной подготовки выпускника, которая сделает его конкурентоспособным на рынке труда, позволит постоянно приобретать новые знания в условиях динамичного современного информационного пространства, даст возможность реализоваться как личности.

Сегодня ГОУ ВПО НГПУ - современный учебно-научно-производственный комплекс, располагающий необходимыми материальными ресурсами и человеческим капиталом для организации процесса обучения и воспитания студентов на высоком уровне.

Колоссальную важность сегодня имеет обеспеченность информационными ресурсами различного типа. Традиционным ин-

формационным ресурсом для нас является фундаментальная библиотека. Фонд фундаментальной библиотеки НГПУ, насчитывающий более 600 тыс. экземпляров, универсальный по содержанию, разнообразный по типам и видам изданий, представленный на русском и иностранных языках, постоянно пополняется; он содержит современные научные и учебные издания по всем направлениям психолого-педагогической науки. В настоящее время ведется активная работа по созданию электронной библиотеки, для чего приобретаются электронные ресурсы, произведено подключение к электронно-библиотечной системе.

Перспективы вуза и современную подготовку специалистов сегодня невозможно представить без развития информационно-коммуникационной базы. НГПУ имеет многолетнюю практику внедрения новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и управление вузом. Она базируется на принятой в НГПУ еще в конце прошлого века концепции информатизации образования, в соответствии с которой создана корпоративная компьютерная сеть, охватывающая все подразделения вуза. В настоящее время ведется работа по переходу на электронный документооборот.

Студенты и преподаватели вуза участвуют в разработке компьютерных программ и электронных учебных пособий. Ведется работа по международному проекту «Intel - обучение для будущего », в рамках которого каждый год обучается не менее 500 студентов. Цель обучения - использование новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Существенно, что реализация именно такого подхода заявлена в программе модернизации педагогического образования как одна из главных задач.

В университетской локальной компьютерной сети развернуты несколько сервисов, позволяющие студентам и преподавателям сотрудничать и активно участвовать

в наполнении учебной среды: преподаватели размещают свои курсы в среде дистанционного обучения Мос^1е и организуют общение и коллективную работу студентов на форумах и в блогах.

Материалы к нескольким учебным курсам представлены в университетской среде МедиаВики, широко известной благодаря проекту ВикиПедия. Кроме того, в 2008 г. начали использоваться сервисы, которые разрабатывает компания Goog1е: географические и астрономические карты, фото- и видеоальбомы, системы ведения блогов и построения сайтов. Работа с ними предполагает «прозрачность» университетских стен, возможность связывать информацию с непосредственным географическим положением студентов. Таким образом, университетская сеть становится местом и средством активного общения и сотрудничества.

В насыщенной интеллектуальной атмосфере не может не развиваться наука - одна из важнейших составляющих современного процесса обучения. При проектном финансировании исследований наиболее эффективным представляется путь интеграции основных научных направлений и существующихна их основе научных и научно-педагогических школ в виде научно-исследовательских и научно-практических кластеров для обеспечения фундаментальности исследований, их новизны и высокой результативности, что дает необходимый импульс развитию образовательной среды вуза в целом.

Среди главных проблем модернизации педагогического образования центральное место принадлежит повышению качества подготовки будущих учителей. Оно обеспечивается прежде всего высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом. Однако данная проблема требует комплексного решения, поэтомув НГПУ еще в 2001 г. был создан Центр качества подготовки специалистов. В организационном плане деятельность центра осуществляется посредством создания и функционирования

мобильных творческих коллективов преподавателей, в которые входят представители всех факультетов и общеуниверситетских кафедр. Основные направления деятельности центра определены задачами совершенствования качества подготовки специалистов, установления критериев и показателей качества, разработки современных средств оценивания и механизмов мониторинга качества подготовки специалистов в университете. С 2002 г. центр приступил к изучению проблемы удовлетворенности качеством работы вуза со стороны внешних потребителей. Анализ полученных результатов показал, что руководители школ в целом удовлетворены подготовкой выпускников и оценивают их общекультурную, специальную и методическую подготовку на высоком уровне.

К числу новых направлений в деятельности центра можно отнести работу над следующими проектами: «Теория и практика студенческого самоуправления», «Здоровый образ жизни студентов », «Анализ соответствия результатов ЕГЭ остаточным знаниям студентов первого курса» (в условиях приема в вуз по результатам ЕГЭ). НГПУ дважды принимал участие во Всероссийском конкурсе качества, а в 2010 г. стал его лауреатом.

Таким образом, мониторинг качества обучения и подготовки выпускников, анализ полученных данных, осуществляемый в центре, позволяет выявлять области совершенствования и точки роста в деятельности университета с целью обеспечения необходимых условий для целенаправленного управления качеством образования в вузе.

В2010-2011 гг. одной из важнейших задач в деятельности НГПУ является переход на новые образовательные стандарты: ведется рабо-

та по составлению новых учебных планов, программ, активно работает лаборатория педагогических инноваций, вырабатываются единые подходы к решению проблемных вопросов, проводится внутрикорпоративное обучение с целью оптимизации процесса глобальной перестройки всей системы обучения в вузе.

Важным этапом в развитии вуза станет его реорганизация путем присоединения к НГПУ Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Этот союз приведет к созданию в регионе мощного высшего учебного заведения, способного обеспечить все уровни системы образования и сопряженные с ней области высококвалифицированными специалистами различного профиля.

Хранить лучшие традиции и создавать новые, развиваться в русле современных тенденций в сфере образования - сложная задача, которую успешно решает Нижегородский государственный педагогический университет - старейший вуз региона. Его потенциал, который формировался в течение 100 лет, «закалялся» в сложнейших политических и экономических условиях, позволяет нам уверенно смотреть в будущее.

SHAPOSHNIKOVL. NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: HISTORY AND THE PRESENT DAY

The article contains some facts about the history of the development of Nizhny Novgorod State Pedagogical University and higher education in the region. It describes the main characteristics of the modern teaching, educational and scientific work at the university. Besides, it analyses the specific educational environment of the modern pedagogical university and determines some problems and prospects of the university development.

Keywords: pedagogical university, system of pedagogical education, teachers training, Nizhny Novgorod teachers' institute, Gorky state pedagogical institute, Nizhny Novgorod state pedagogical university (NNSPU), educational route, teaching-scientific-industrial complex, teaching and educational process, students' self-management, education modernization, the national project "Education", educational initiative "Our new school", monitoring of quality training, new educational standards, university reorganization.

С.В. НАУМОВ, докт. пед. наук, министр образования Нижегородской области

УНПК как

функциональная модель сетевого сообщества

В статье рассматривается роль Нижегородского государственного педагогического университета как инновационного компонента региональной системы образования, а также УНПК Нижегородской области как функциональная модель создания сетевого сообщества в регионе.

Ключевые слова: Нижегородский государственный педагогический университет, региональная система образования, инновационные процессы, образовательная политика, учебно-научно-производственный комплекс, модель сетевого сообщества, модернизация образования.

Нижегородская область - одна из крупнейших высокоразвитых областей России, обладающая значительным демографическим, экономическим и социокультурным потенциалом, отличающаяся от других субъектов федерации, с одной стороны, разнообразной этнической культурой, с другой - явно выраженной ролью высоких технологий в структуре экономики, а следовательно, большей зависимостью эффективности экономической деятельности от уровня развития системы образования, ее инновационного потенциала. Это обусловливает рост требований к качеству кадров, ориентирует на необходимость создания в регионе целостной системы учреждений, обеспечивающих расширенное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии со структурой экономики.

Обозначенные потребности являются важным объективным основанием стратегии инновационного развития регионального образования и системного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.