Научная статья на тему 'Университетский комплекс: инновационный проект'

Университетский комплекс: инновационный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко B., Белоусов В., Белоусов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс: инновационный проект»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

В. ШЕВЧЕНКО, ректор, профессор В. БЕЛОУСОВ, проректор, профессор А. БЕЛОУСОВ, доцент Воронежский государственный аграрный университет

В агропромышленном комплексе страны повсеместно нарастают проблемы, решить которые, на наш взгляд, можно лишь радикальным переходом аграрного образования на инновационную стратегию развития.

Одной из самых острых является низкая закрепляемость специалистов в сельских районах. Ежегодные выпуски их с высшим и средним специальным образованием составляют 130 тысяч человек, еще 130 тысяч руководителей и специалистов АПК каждый год проходят обучение в учреждениях системы дополнительного профессионального образования. Тем не менее их дефицит в целом по России и отдельным регионам не меняется в лучшую сторону.

Другой проблемой АПК является невысокая оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений ввиду вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте, невысокого уровня сельскохозяйственного информационно-консультационного сервиса, медленного развития интеллектуальной и культурной среды в сельских районах. Данная проблема воспроизводится ввиду слабого использования в хозяйственной и культурной практике на местах современных информационных технологий, включая дистанционные.

Существует проблема ложной трудовой ориентации сельской молодежи. С одной стороны, наблюдается тяга

Университетский комплекс: инновационный проект

молодых людей к образованию. С другой стороны, в силу возросших затрат на обучение и содержание в расположенных в городах аграрных вузах, сельское население стало интенсивно пользоваться образовательными услугами негосударственных вузов, которые выдвинулись со своими филиалами и представительствами непосредственно в места проживания контингента. Этими вузами начата подготовка психологов, специалистов по международному бизнесу, юристов, таможенников и т.д. Ясно, что юрист-международник или психолог вряд ли найдет работу в сельском районе; он либо пополнит ряды безработных, либо найдет другое приложение сил, чаще всего в роли рабочего.

Нередко эти вузы берутся за подготовку специалистов для АПК, не имея собственного преподавательского состава. Негосударственные вузы просто нанимают и используют вахтовым методом низкооплачиваемых преподавателей государственных сельскохозяйственных вузов и техникумов. Качество подготовки в негосударственных образовательных учреждениях не улучшается, зато средства населения отвлекаются на обучение специалистов, спрос на которые в сельских районах ограничен. Уже сейчас это вызывает социальную напряженность.

Пассивность государственных аграрных вузов на образовательном рынке не способствует кадровому обеспечению АПК, получению средств для

развития учебного процесса в самих вузах. Роль Минсельхоза РФ и региональных управлений АПК в этом процессе сводится преимущественно к требованиям от кадров необходимого уровня знаний о структурах и механизмах функционирования рыночной экономики, маркетинге, менеджменте.

Нередко из недр министерства идут запреты на развитие образовательных услуг непосредственно в сельских районах, провоцируя тем самым использование потенциала подчиненных вузов негосударственными образовательными структурами, которые занимают ниши государственных аграрных вузов в районах, эксплуатируя их преподавательский корпус, не тратя средств на материально-техническое обеспечение учебного процесса. Эта практика, на наш взгляд, ослабляет педагогический потенциал государственных сель-хозвузов.

Остро стоят проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров, подготовки резерва руководителей. Освоение современных технологий и рыночной философии и практики в ходе базового обучения требует соответствующего финансового и материального обеспечения, подготовки и переподготовки преподавательских кадров, усиления материальной базы вузов. В силу долговременного недофинансирования, в результате которого вузы давно не комплектуются современной техникой, их материальная база пришла в упадок, что не позволяет говорить о готовности сельхозвузов решать задачу повышения доступности, качества и эффективности образования.

По данным министерства, к управлению сельхозпроизводством зачастую приходят люди, не обладающие необходимыми качествами, не имеющие профессионального образования или опыта руководящей работы на произ-

водстве. В целом по России каждый двадцатый руководитель сельхозпредприятия вообще не имеет специального образования.

В Воронежском государственном аграрном университете (ВГАУ) накоплен положительный опыт инновационного развития, позволяющий отрабатывать идеи Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в сфере образования, а также отраслевой программы развития аграрного образования до 2010 года, утвержденной министерствами сельского хозяйства и образования РФ. Здесь начата экспериментальная обработка развертывания региональной системы аграрного образования - так называемого университетского комплекса аграрного образования, центральным звеном которого является региональный агро-технопарк.

Цель его создания - усилие инновационного влияния ВГАУ на образовательном рынке через активное развертывание в регионе образовательных, консалтинговых услуг, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК, а также продвижение современных технологий производства и переработки сельхозпродукции. Особенность развиваемой в университете тех-нопарковой структуры состоит в том, что она строится на принципах саморазвития посредством создания самоокупаемых инновационных бизнес-единиц, являющихся первичными ячейками комплекса. Дело в том, что традиционные технопарковые структуры ориентированы на внешнее финансирование (за счет средств федерального и регионального бюджетов, различных фондов и других источников поддержки инновационных бизнес-инкубаторов) предприятий, составляющих основу классического технопарка.

Повсеместное отсутствие или недостаточная мощность таких источников

Образовательный округ

63

во многих регионах привели к свертыванию работы по их созданию и развитию. Негативный опыт заставил нас обратиться к теории и практике формирования саморазвивающихся организаций - бизнес-единиц, использующих следующие принципы в своей работе:

• Своя стратегия.

• Ответственность за результат.

• Своя продукция или услуга.

• Свои рынки.

• Один руководитель.

• Свой бюджет.

• Внутренний контроль.

• Отчетность непосредственно перед руководством.

• Предпринимательский климат.

• Отождествление работников с подразделением.

• Своя организационная субкультура.

Опирающаяся на эти принципы структура регионального агротехно-парка ВГАУ включает базовый центр в Воронеже и периферийные звенья (представительства) в районах Воронежской и Липецкой областей. Базовый центр занимает площадь более 4000 квадратных метров и включает следующие самофинансируемые бизнес-единицы: экспоцентр, центр бизнес-образования, центр подготовки управленческих и финансовых кадров, центр продвижения современных технологий, центр агроинженерии, зоовет-центр, экстейшн-центр, учебно-методический центр социально-экономического развития сельских муниципальных образований, центр подготовки профессиональных бухгалтеров, центр упаковочных технологий и другие. Функционируют следующие обслуживающие подразделения: компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр; имеются 36 аудиторий, в которых размещены компьютерные классы, лабо-

ратории дистанционной работы, повышения квалификации специалистов АПК. Ряд бизнес-единиц расположены на факультетах ВГАУ: ветеринарном, агроинженерном, технологическом. Все помещения построены или отремонтированы на внебюджетные средства, заработанные в результате деятельности его бизнес-единиц.

В составе автопарка ВГАУ действуют как бизнес-единицы, являющиеся структурными подразделениями агро-университета, так и юридические лица - представительства разных фирм (промышленных, торговых, консалтинговых и других), заинтересованные в продвижении своей продукции на предприятия АПК региона.

В настоящее время идет создание и оснащение представительств на базе сельскохозяйственных техникумов. Установлен компьютерный класс в Павловском представительстве. В течение 3-6 месяцев планируется установить компьютерные классы в Острогожском и Россошанском представительствах, затем намечена реконструкция и оснащение оборудованием для дистанционной работы Лискинского, Таловского, Борисоглебсткого, Задонского и других. Лаборатория дистанционного обучения занимается их оснащением учебно-методическими материалами.

Сегодня дистанционная образовательная и консалтинговая деятельность осуществляется с применением кейс-технологий и сетевых технологий посредством работы в Интернете. В ближайшее время планируется освоить ТВ-технологии через имеющуюся в распоряжении волоконнооптическую линию либо через спутниковые антенны, установленные в представительствах аг-ротехнопарка. Движение по этому пути даст возможность дистанционно и визуально осуществлять информационно-консультационную работу, прово-

дить семинары, повышение квалификации и осуществлять другие образовательные услуги, в том числе консультации и промежуточную аттестацию студентов-заочников из аудиторий дистанционной связи ВГАУ.

Можно обозначить некоторые результаты реализации нашей инновационной стратегии.

Во-первых, практически апробирована и развивается самофинансируемая система, обеспечивающая увеличение разнообразия образовательных и научно-технических услуг и стимулирующая появление и выращивание инновационных менеджеров из числа профессорско-преподавательского персонала университета.

Во-вторых, наметились сдвиги в области качества подготовки специалистов. Организация на территории базового центра торговых выставок (за 6 лет проведено более 40) и создание представительств различных фирм позволили студентам и преподавателям видеть и изучать современное сельскохозяйственное, перерабатывающее и энергетическое оборудование, знакомиться с высокими технологиями, современными строительными материалами и многими другими новациями, которые иначе не могли быть приближены к учебному процессу. Промышленность, размещая в агроуниверсите-те свои торгово-сервисные центры и используя студентов и преподавателей как агентскую сеть, увеличивает объем продаж в регионе, с помощью вузовской науки целенаправленно совершенствуя свою продукцию. Высшее учебное заведение, в свою очередь, получает возможность иметь на своей территории современную сельскохозяйственную технику и сопровождающую ее техническую и учебную документа-

цию, вести подготовку специалистов и осуществлять переподготовку и повышение квалификации.

В-третьих, активизация агроунивер-ситетом инновационной деятельности способствует сохранению и созданию рабочих мест в регионе. Подсчеты показывают, что заключение договоров только в ходе выставок обеспечивает в регионе создание и сохранение 40-45 тысяч рабочих мест за год. Каждый день в Центр работы с клиентурой экспоцентра идут специалисты АПК региона и предприниматели, где им дают необходимые консультации, содействуют приобретению необходимого оборудования и материалов, их доставке, установке и наладке, а при необходимости и обучению персонала. Предприятия, где установлено оборудование и внедрены технологии, используются в качестве базы практики при выполнении курсовых и дипломных проектов.

В-четвертых, контакты на выставках и в ходе продвижения продукции и технологий разработчиков и производителей содействуют повышению квалификации преподавателей, актуализации учебного процесса, его приближению к существующей практике, а совместная работа с разработчиками - опережающему характеру обучения.

Реализация инновационной стратегии через создание технопарковой структуры с применением дистанционных технологий позволяет ВГАУ выдвигаться с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона и осуществлять их на требуемом уровне, понижая остроту проблем закрепляе-мости кадров, доступности высшего образования для сельских жителей, повышения культурного уровня на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.