7) проведение постоянно действующих тельного образования для всех струк-семинаров по информационно-коммуника- турных подразделений РГПУ им. А. И. ционньм технологиям и системе дополни- Герцена.
Н. Н. Кузнецова,
заместитель директора фундаментальной библиотеки
С. А. Морозова,
заведующая отделом фундаментальной библиотеки
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
21-24 мая 2007 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошла 2-я международная научно-практическая конференция «Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры: к 210-летию Герценовского университета». На конференции обсуждался широкий круг актуальных вопросов развития современных библиотек: аспекты управления библиотекой в современных условиях, развитие современных информационно-библиотечных технологий, культурно-воспитательный потенциал современной библиотеки, роль уникальных коллекций в университетских библиотеках, проблемы ресурсного обеспечения библиотеки в условиях инновационного развития вуза.
Среди участников конференции — 27 директоров вузовских библиотек России, от Калининграда до Камчатки, а также специалисты российских публичных и университетских библиотек; представители библиотек Казахстана, Латвии, Украины, Эстонии; директор и глава департамента Библиотеки Рода Университета Северной Айовы (США), давнего партнера фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена. В выставке и заседаниях секций приняли участие ведущие специалисты издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, информационных центров России и Европы.
Председатель организационного комитета конференции — проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. А. Гончаров, сопредседатели — проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. М. Шилов и проректор Университета Северной Айовы Тимоти Э. О'Коннор.
Конференция состоялась в рамках проекта создания инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий.
На пленарном заседании участников конференции приветствовали консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Мэри Эллен Кантримэн и директор библиотеки Рода Университета Северной Айовы Мэри-лин Меркадо.
В докладе проректора по учебной работе Герценовского университета С. А. Гончарова основное внимание было уделено инновационным аспектам современного университетского образования и роли библиотек в развитии вузов. «Инновации — это требование времени и ответ тем глобальным вызовам, которые ставит перед нами современный мир. Инновации — это поиск решений проблем, которые мы не можем решить существующими в данный момент способами», — отметил С. А. Гончаров. По его мнению, термин «инновация» удачно заменил собой более распространенное ранее понятие «модернизация» и таким образом наиболее точно отразил процессы, происходящие в современном российском образовании. Докладчик подробно рассказал о конкурсе инновационных проектов Минобрнауки России, в котором Герценовский университет оказался в числе 40 вузов-победителей. «Победа в конкурсе — это не награда, а новый этап деятельности, — отметил С. А. Гончаров. — Необходимо создавать инновационную среду и развивать новые технологии в каждой сфере жизнедеятельности университета. Одним из ключевых звеньев является университетская библиотека».
Директор фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена А. В. Воронцов отметил широкую географию прибывших на конференцию, а также активное участие в форуме библиотекарей из стран СНГ и Балтии. Докладчик уделил большое внимание истории библиотеки университета как старейшей библиотеки России, а также ее динамичному развитию в последние годы: внедрены и действуют самые современные информационные библиотечные сервисы; наряду с трехмиллионным книжным фондом активно развивается сфера электронных ресурсов. «Несмотря на серьёзные трудности, переживаемые отечественным образованием, старейшая вузовская библиотека молодеет, — отметил А. В. Воронцов. — Она развивается динамично, учитывая растущие потребности студенческого и профессорско-преподавательского коллективов и отвечая на вызовы времени. Заслуга в этом — руководства университета и персонала библиотеки».
В наши дни важно не только развитие каждой отдельной библиотеки, но и их корпоративное взаимодействие, которому был посвящен доклад исполнительного директора Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) А. И. Племнека. Он, в частности, сказал: «К настоящему времени идея однократного создания ресурсов одной организацией и многократного их использования другими организациями стала не только доминантой проводимых преобразований, но и источником более тесного взаимодействия библиотек и других партнерских организаций в области информационного обеспечения. В целом, эти тенденции можно обозначить как построение единого информационного пространства страны, совместимого с мировым информационным пространством».
На секции «Управление университетской библиотекой в современных условиях» главная идея, объединившая все доклады, состояла в том, что современная библиотека обязана сама стремиться к преобразованиям и быть открытой для инноваций. Только такая библиотека может быть успешной и востребованной сегодня. «Успех часто связывается с тем, насколько удачно библиотека вписыва-
ется во внешнюю среду: в последнее время — насколько библиотека привлекательна для потенциального пользователя (потребителя) и бизнес-партнера, а следовательно, ее успех зависит от гибкости и оперативности системы управления», — отметила в своем выступлении заместитель директора научной библиотеки им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета Лигун. Основные аспекты управления современной вузовской библиотекой (оперативное планирование, оценка деятельности, удовлетворенность читателей и многие другие) подробно охарактеризовала в своем докладе директор библиотеки Латвийского университета Ивета Гудаковска.
Доклад директора библиотеки Рода Университета Северной Айовы Мэрилин Мерка-до наглядно показал, что, хотя нас и разделяет океан, но мы решаем одни и те же проблемы: «На уровне университета происходят изменения в учебных курсах и в методах подачи учебного материала в аудитории, которые также влияют на библиотеку и методы ее работы. Демографические изменения в студенческой среде и возрастающая потребность в большем разнообразии дистанционных курсов также влияют на развитие университетской библиотеки. Уменьшение печатных коллекций, сокращенное финансирование или задержки в финансировании, быстро изменяющиеся технологии, влияющие на получение и сбор информации, также оказывают влияние на библиотеки. В последние годы мы столкнулись со стремительными изменениями в этих областях и неизвестно, с чем мы еще столкнемся завтра. Перед нами стоит важная проблема — предусмотреть возможные перемены и адаптироваться к ним, поскольку они происходят очень быстро. Мы должны уметь предвидеть изменяющиеся потребности пользователей библиотеки».
Большой интерес у участников и гостей конференции вызвала секция «Современные информационные технологии в университетских библиотеках». На конференции говорили больше не о программных продуктах и технологиях, а об информационных ресурсах и проблемах их использования. Огромное
разнообразие предлагаемых электронных возможностей сегодня часто сталкивается с тем, что многие библиотеки в России решают сейчас не столько проблемы информационного развития, сколько проблемы выживания. Важно также учесть тот факт, что информационные массивы, предлагаемые сегодня, — это новинка не только для наших пользователей, но и для самих библиотекарей. Любые электронные ресурсы не предоставляются сами по себе, они требуют освоения современного программного обеспечения, ранее не использовавшегося в библиотеках, знания основ сетевых технологий, овладения иностранными языками и пр. Немаловажны здесь и технические аспекты: устойчивый и высокоскоростной доступ в Интернет, мощные серверы и сетевая защита. Многие из указанных проблем решаются сообща: по мнению директора Института корпоративных библиотечно-информаци-онных систем Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Н. В. Соколовой необходимо «сделать требуемый ресурс доступным пользователю, применяя для этого современные информационные технологии корпоративного взаимодействия в библиотечной сфере, во взаимодействии библиотек и партнерских организаций; для научной деятельности ключевым фактором будет оперативность доставки актуальной информации из достоверных источников; для сферы образования важна электронная форма представления, позволяющая легко использовать ресурс при составлении рефератов, отчетов и пр.».
Библиотека Воронежского университета — одна из тех, которые с полным основанием можно назвать современными. Заместитель директора библиотеки Т. В. Биренбаум охарактеризовала сервисы, которыми должна располагать сегодня университетская библиотека: электронные каталоги и картотеки, доступные пользователям посредством Интернета; электронный заказ и автоматизированная книговыдача литературы; электронная библиотека / тематические электронные коллекции; доступ в режиме on-line к полнотекстовым базам данных, электронным журналам, словарям и справочникам различных
издательств и компаний-агрегаторов; служба электронной доставки документов.
В ходе работы секции обсуждались и не только сугубо «библиотечные вопросы». Одна из проблем, которая волнует сегодня многих, — это статус электронных научных изданий, а также вопросы их регистрации и лицензирования. Автор, публикующийся в подобного рода издании, должен понимать, является ли данная публикация официальной или она равна простому «вывешиванию» текста в среде Интернета. Директор научно-технического центра «Информрегистр» Е. И. Козлова разъяснила участникам конференции процедуру регистрации, а также сообщила, что «в 2006 г. было зарегистрировано 28 электронных научных журналов, информация о которых была представлена на сайте ВАК. В 2007 г. зарегистрировано 53 наименования электронных научных журналов». Иллюстрацией к сказанному стал доклад профессора кафедры педагогики Герценовского университета А. А. Ахаяна об успешном развитии электронного журнала «Письма в Emissia Offline»: «В общей сложности за год в журнале было опубликовано 108 научных статей (что составило 65% от числа поступивших), еженедельное количество посетителей составляет сегодня 400-600 человек в неделю».
Говоря о современных технологиях, нельзя забывать об исконной миссии университетских библиотек — воспитание студенческой молодежи. Именно об этом шла речь на секции «Культурно-воспитательный потенциал современной библиотеки». В большинстве своем университетские библиотеки являются сегодня современными информационно-культурными центрами, в которых не только предоставляют ресурсы, но и проводят выставки (реальные и виртуальные), организуют литературно-музыкальные вечера, проводят занятия со студентами, организуют комфортную среду для читателей. Об этом говорили представители библиотек Барнаульского государственного педагогического университета, Нижегородского государственного университета, Орловского и Омского государственных технических университетов и мно-
гие другие. «Библиотека присутствует в нашей жизни постоянно: детство, школьное образование, профессиональное обучение, производство, досуг. Здесь сосредоточены колоссальные информационные, духовные, нравственные ресурсы, бесспорно влияющие на становление личности», — отметила в своем докладе Н. Ю. Горлина, заведующая отделом библиотеки Орловского государственного технического университета.
Один из актуальных современных терминов библиотечной среды - «ресурсное обеспечение». На секции «Ресурсное обеспечение библиотеки в условиях инновационного развития вуза» обсуждались проблемы комплектования, отвечающего требованиям современного пользователя, а также вопросы информационно-библиографического обслуживания. Выступали представители библиотеки Латвийского университета, библиотеки по естественным наукам Российской академии наук, фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, библиотеки Петрозаводского государственного университета и Самарского государственного медицинского университета, Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН и другие. Все доклады отражали практическую деятельность библиотек, их повседневный опыт, который направлен на обеспечение информационной поддержки учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.
Многие библиотеки, в частности библиотеки университетские, не могут сегодня пожаловаться на недостаточное финансирование процессов комплектования. Теперь перед библиотеками стоят другие проблемы: у кого покупать? за сколько покупать? как отобрать необходимое пользователю? Одним из важных направлений работы становится прямое взаимодействие с поставщиками. Заведующая отделом комплектования Латвийского университета Л. А. Гаврилова обратила внимание слушателей на критерии выбора поставщика: широкий выбор документов; удобная форма заказа и оплаты; надежность, четкая организация работы; цена, предоставление скидок; скорость и условия доставки.
Важная часть нынешней деятельности комплектатора и администрации библиотеки — работа с договорами, лицензиями и другими видами документов. Например, электронные ресурсы: как правильно подписать соглашения, чтобы отвечать требованиям поставщика и не «обидеть» своего пользователя? Об этом говорила начальник департамента закупок библиотеки Рода Университета Северной Айовы Синтия Култер: «Многие детали, которые оговариваются в процессе получения электронного ресурса, особенно если продукт требует подписания лицензионного соглашения, имеют непосредственное влияние на использование его читателями. Например, сколько человек могут использовать продукт в одно и то же время? Разрешает ли лицензия использование продукта вне здания библиотеки? Могут ли пользователи послать копию статьи кому-то? Если продукт требует использования имени и пароля, как он сообщается читателю и имеет ли библиотека надежное, но в то же время общедоступное место, где хранятся пароли? Условия лицензионного соглашения также влияют на библиотечные службы. Разрешит ли продавец библиотеке временно использовать ресурс для большего количества одновременных пользователей в то время, когда библиотека проводит обучение? Может ли библиотека посылать электронные копии по межбиблиотечному абонементу или она должна сделать печатную копию и отослать ее по факсу или по почте?».
Много новых проблем ставят реалии современного образования и перед библиографами, как сотрудниками библиотеки, являющимися посредниками между морем информации и пользователями. Работа научно-библиографического отдела фундаментальной библиотеки Герценовского университета была отражена в докладе главного библиографа Ю. В. Лапиной. Информационные работники библиотек сегодня должны помнить и об удаленных пользователях. Так, в докладе сотрудников библиотеки Петрозаводского государственного университета шла речь о «виртуальной консультации», открытой для любого пользователя на веб-сайте библиотеки. М. Б. Мишанина рассказала о создании на ба-
зе библиотеки Самарского государственного медицинского университета современного информационно-библиографического и библиотечного центра, отвечающего самым высоким требованиям читателей.
Своеобразие крупных университетских библиотек определяется не только развитием современных информационных ресурсов, но и богатством фондов, включающих и издания, традиционно называемые «редкими». Проблемы поддержания и использования этих разделов фонда обсуждались на секции «Редкая книга и уникальные коллекции в университетской библиотеке». От отдела редкой книги фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена на секции были представлены четыре доклада, посвященные провинциальным изданиям в фонде редкой книги, словарной части коллекции, книгам из собрания О. И. Капица и знаменитой уникальной «Робинзонаде». Опыт работы центра консервации книг был отражен в докладе научного сотрудника Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.
B. В. Чепарухин, заведующий отделом редкой книги библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в своем докладе о мемориальных книжных собраниях, в частности коллекции
C. Ю. Витте, отметил такую немаловажную часть работы по поддержанию коллекций, как реконструкция каталога: «Вся работа по реконструкции каталога выполнена коллективом фундаментальной библиотеки, соединившим воедино все возможные источники информации о предмете (рукописный каталог, передаточные описи и инвентарные книги и сам, сохранившийся именно в фундаментальной библиотеке, книжный фонд), и устранившим явные недостатки первоисточника. Описание книг de visu (1405 позиций) выполнено сотрудниками отдела каталогизации библиотеки. В этой работе мы стремились добиться по возможности максимально полного выполнения современных требований библиографического описания изданий.
Практически каталог оказался востребованным сотрудниками прежде всего академических институтов — истории РАН и экономики РАН».
Три дня работы международного форума в конференц-зале библиотеки была развернута выставка, на которой были представлены научно-производственное объединение «Информ-система» — разработчик многоплатформенной масштабируемой автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК-БОЬ», с помощью которой уже больше десяти лет создаются электронные каталоги фундаментальной библиотеки Герценовского университета; подписное агентство «КОНЭК», осуществляющее комплекс услуг по подписке на иностранные периодические издания и закупке иностранной литературы; «Международный информационный центр для библиотек» и издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики».
Все участники и гости конференции отметили отличную организацию мероприятия и высокий уровень докладов. Аудитории секций были переполнены и в утренние, и в вечерние часы. Изданный к началу конференции сборник материалов обещает стать настольным практическим пособием для многих университетских и публичных библиотек. Например, на сайте библиотеки Новгородского государственного университета в подробном обзоре о конференции «Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры» читаем: «...конференция наметила основные точки роста и развития университетских библиотек в XXI в., выявила основные цели и указала те пути, по которым должна идти любая университетская библиотека, реализуя, как свои научно-образовательные, так и воспитательные функции» (Конференции. Семинары. Форумы / В. И. Савинова / / Новгородский государственный университет: официальный сайт. — http://www.novsu.ru/library/news).