лам и нормам; 2) расширение возможностей европейских студентов в получении образования; 3) повышение «мобильности» студентов.
Г. А. Бордовский в течение всей встречи время от времени затрагивал каждую из этих целей, давая им развернутые комментарии. Характер вопросов встречи определялся теми личными опасениями студентов, которые сопряжены с введением эксперимента:
• Сможет ли студент, находящийся в стесненном материальном положении, работать, если в баллах будет оцениваться и уже оценивается прежде всего посещаемость занятий?
• Может ли студент быть мобильным? Ведь даже за один семестр обучения за границей не многие могут заплатить?
• Сможет ли студент самостоятельно строить свой образовательный маршрут, когда знаний для этого у него недостаточно?
• Исходя из многолетнего стереотипа о негибкости мышления россиян, у студентов, очевидно, возник вопрос: можно ли научиться быть самостоятельным с нашей «несамостоятельностью», заложенной уже в так называемой «ментальности»?
• Не станет ли студент жертвой формального введения реформы?
Насколько плодотворной была встреча, показали результаты анкетирования, которое мы провели до начала встречи и по ее окончании.
Итак, для большинства студентов — участников встречи прояснились цели Болонского процесса, цели эксперимента в нашем вузе, невозможность запускать Болонскую систему в РГПУ, не реформировав всю парадигму образования, или, как образно сказал Геннадий Алексеевич, «пустить трактор с железными гусеницами по асфальту».
Нам стали понятны пути поиска решения проблем в нашем университете: постепенное изменение назначения библиотеки и ее сотрудников, обеспечение мобильности хотя бы внутри города, создание новых стандартов, иной путь выстраивания содержания образования.
Мы с удовлетворением отметили, что Геннадия Алексеевича, как и нас, беспокоит отсутствие реальной вариативности образования, недостаточное использование даже 30% имеющихся для этого
возможностей. Очень важным представляется расширение возможностей студентов при получении образования. На вопрос «Что предполагает введение балльно-кредитной системы оценки?» большинство студентов отвечают: «Возможность выбора модульных обучающих курсов студентом самостоятельно». Студенты и аспиранты нуждаются в большем числе курсов по выбору, а ведь следует признать, что на некоторых факультетах нашего университета данные курсы учащиеся не имеют возможности выбирать, в первую очередь в магистратуре. Нереализованность курсов по выбору на ряде факультетов автоматически порождает недоверие к самому факту вариативности в новой системе образования. Да, ситуация значительно улучшилась, но при том, что учащиеся осведомлены в существовании различных программ, однако, по ряду причин курсы не читаются, и у рядового студента нет порой возможности выбора.
Как аспирантка могу сказать, что аспиранты лишены возможности слушать какие-либо курсы по выбору, следовательно, повышать свой профессиональный уровень в личностно-ориенти-рованном плане. В нашем городе уже есть позитивный опыт обучающей аспирантуры — успешно функционирующий Европейский университет. Так почему же второй по величине в Санкт-Петербурге вуз не может себе позволить возможность сформировать аспирантуру с курсами по выбору, в которой чему-то обучаются, а не только пишут диссертацию и сдают кандидатские экзамены? В качестве эксперимента предлагаем ввести курсы по выбору в аспирантуре хотя бы на некоторых кафедрах.
Наша беседа продолжалась немногим более часа, но, как нам кажется, была очень информативной и многое поставила на свои места в понимании каждым из участников сути происходящего. Геннадий Алексеевич предложил возродить дискуссионный клуб в нашем университете, сделать встречи всех уровней студентов, преподавателей, администрации доброй традицией. Наш совет горячо поддерживает это предложение. Дискуссионный формат ведения эксперимента, как нам кажется, — залог его успеха.
Н. Н. Кузнецова,
заместитель директора фундаментальной библиотеки
СОВРЕМЕННАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА: ОТКРЫТОСТЬ, КОМФОРТНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ
Многообразие различных видов информации, предоставляемой в единой точке доступа, комфортной для пользователя, — вот примерный девиз современного этапа развития сферы информа-
ционных ресурсов и услуг. Единая точка доступа может быть не только виртуальной, но и реальной.
Библиотека университета на сегодняшний день должна быть генератором информационных ресур-
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
сов и той самой единой точкой доступа по их предоставлению пользователям. Опыт зарубежных университетских библиотек подтверждает данный тезис. Там уже не первое десятилетие происходит концентрация самых различных видов ресурсов, независимо от видов носителя, форм, объемов и способов использования в помещении библиотеки, а также в ее онлайновом воплощении.
Фундаментальная библиотека Герценовского университета стремится к тому же. Приходя в помещение библиотеки сегодня, наш читатель может воспользоваться «бумажными» (печатными) изданиями, информацией, размещенной на электронных носителях (CD, DVD, видеокассеты), а также огромными объемами электронной информации, распространяемой онлайново в форме баз данных. Наш читатель может работать в библиотеке за письменным столом, компьютером, телевизором, использовать ресурсы Интернета или творить в текстовом редакторе. Наш читатель может выбирать зал, в котором ему удобнее, и даже различную по степени мягкости мебель. Последнее кажется уже излишней информацией, но даже такие мелочи сегодня уже обязательны в сфере информационных услуг. Библиотека должна быть во многом консервативной, но современная библиотека университета не может игнорировать процессы, происходящие, в частности, в окружающей нас сфере сервиса.
Специалисты по библиотечному маркетингу говорят, если сфера обслуживания изменяется, библиотека обязана изменяться вослед, но сохраняя при это высокий уровень культуры. Приведем простой пример, касающийся способов информирования пользователей, проще говоря, рекламы. Если наш читатель привык к яркой манере подачи информации, восприятию ее в форме запоминающихся слоганов, четкому выделению в рекламе выгоды потребителя, то и библиотека старается следовать интересам пользователя, распространяя информацию в яркой неформальной форме, используя не формулировки «в библиотеке есть», а «вам предоставляется», «вы можете», «только для вас», «уникальная возможность» и т. п.
На данный момент, кроме трехмиллионного фонда печатных изданий, библиотека предоставляет пользователю около 700 электронных носителей (CD, DVD, видеокассет) с информацией учебного, научного и познавательного характера. Кроме того, по инициативе библиотеки организована подписка на 14 баз данных как на русском языке, так и на других языках мира. Причем подписка на 3 БД организована на бесплатной основе, благодаря активному участию библиотеки в деятельности Национального электронно-информационного консорциума, а 4 базы данных были подписаны при финансовой дотации консорциума. Таким образом, наши пользователи сегодня читают в электронном виде: около 80 тысяч диссертаций из фонда Российской государственной библиотеки, более 300
названий российских периодических изданий, а также несколько тысяч журналов самых известных научных издательств мира, часть журналов, выходящих в Оксфордском и Кембриджском университетах, журналы Американского химического общества и Американского физического института, русскоязычные словари и энциклопедии, более 50 тысяч документов российского законодательства и многое другое.
Но все эти достижения теряют свое значение с точки зрения требований современного информационного обслуживания, если они доступны пользователю только локально, на территории библиотеки. Важно предоставить пользователю право самому выбирать, где он будет работать с указанными ресурсами. Чтобы не уходить далеко от разговора о базах данных, сразу отметим, что на сегодняшний день 9 из перечисленных баз данных предоставляются на всех компьютерах университетской сети. К двум базам данных есть возможность генерировать пароли для работы с ними с любого компьютера с доступом в Интернет (вплоть до домашнего). При организации подписки на новую базу данных библиотека обязательным условием к продавцам ставит возможность организации доступа к базе не только на территории библиотеки.
С точки зрения организации удаленного доступа пользователей на первый план выходит проблема сайта библиотеки как основного источника информации для читателей, приходящих в библиотеку виртуально.
На сайте библиотеки сегодня: полная электронная копия карточного Генерального алфавитного каталога (причем имиджинговая система его предоставления организована таким образом, чтобы читатель, входящий в ГАК виртуально, производил действия, схожие с такими же при посещении комнаты каталогов в помещении библиотеки); электронный каталог книг, диссертаций, статей, электронных публикаций, хранящихся в фонде библиотеки, создаваемый уже специалистами самой библиотеки с эффективной поисковой системой, позволяющей искать нужное по любому сегменту библиографического описания и с ежедневным пополнением. Это основной информационный ресурс, который должна предоставлять библиотека удаленным пользователям, позволяя им, не приходя в помещение библиотеки, а пользуясь электронными библиографическими источниками, понять, что он сможет найти в библиотеке по интересующей его проблеме. Кроме того, на сайте библиотеки пользователь может заказать для себя электронные копии документов из печатного фонда, изучить бюллетени новых поступлений, посмотреть ленту новостей библиотеки, узнать о платных услугах. На странице «Полнотекстовые базы данных» читатель видит аннотацию к каждой базе, список источников в ней и условия доступа к ней. Если условия доступа позволяют ему сразу же
воспользоваться ресурсом, то, нажав здесь же на гиперссылку, читатель приступает к работе с данным ресурсом.
Мы стараемся оперативно реагировать на многочисленные вопросы пользователей. Например, нас часто спрашивали в электронных письмах, как написать заявление на право пользования диссертационным фондом, и мы разместили на сайте шаблон подобного заявления, где пользователю остается только вписать свои данные и удалить все ненужное. И конечно, на сайте много информации о самой библиотеке: история, сведения о деятельности отделов, расписание работы фундаментальной и отраслевых библиотек, контактная информация и многое другое. Таким образом, постепенно сайт библиотеки становится порталом, помогающим пользователю не только узнать о самой библиотеке, но и воспользоваться рекомендуемыми библиотекой ресурсами.
Информационная, электронная сфера деятельности библиотеки развивается во многом только при помощи приобретаемых ресурсов. Но нельзя не отметить, что среди наших читателей чрезвычайно востребованы публикации преподавателей университета, особенно выпущенные университетским издательством. Но такие публикации пополняют «бумажный» фонд библиотеки, причем часто в количестве, не сопоставимом с уровнем спроса на них. На нынешнем витке информационного развития такие проблемы должны решаться путем предоставления параллельно «бумажного» и электронного вариантов. Для этих целей и была создана в 2002 году Герценовская электронная библиотека. Но следует констатировать, что в ее составе стабильно пополняется лишь электронная коллекция авторефератов. При этом преподаватели часто говорят: студенты жалуются, что рекомендуемой мною методички (написанной говорящим) так мало экземпляров в фонде библиотеки, что им неудобно готовиться к занятиям. На предложение передать электронную версию для параллельного предоставления — ответ: Нет! или Пока нет! Таким образом, ситуация выглядит тупиковой. Приведем также совсем недавний пример. Автор диссертации, передавая в библиотеку «бумажный» экземпляр своего исследования и автореферата, категорически отказался передать электронную версию автореферата. Воля автора! Но в качестве ремарки хотим заметить: весь год до своей защиты этот автор активно пользовался в медиазале электронной библиотекой диссертаций. А чем бы он пользовался, если бы все авторы, работы которых он читал в электронном виде, отказались дать электронные версии?!
В связи со всем вышесказанным мы хотим поблагодарить тех авторов, кто в период с 2002 года по настоящее время передавал и передает нам по личной инициативе, свои статьи, доклады, моно-
графии в электронном виде. Но, к сожалению, данная электронная коллекция не имеет ни структуры, ни системы, да и, прямо скажем, практически не пополняется.
Еще одна проблема, которую необходимо обсуждать, — оцифровка печатного фонда библиотеки. Понятно, что, говоря об удаленном обслуживании пользователей и предоставлении им права выбирать, где им удобнее пользоваться ресурсами библиотеки, нельзя уже не упоминать о предоставлении части фонда в «оцифрованном» виде. Сейчас такие работы ведутся, правда, медленно и единично. На основе изучения спроса пользователей было отсканировано несколько десятков чрезвычайно популярных изданий, которые, к тому же, в силу спрашиваемости находятся в плачевном состоянии. Правда, предоставляются они не онлайново, а на компакт-дисках в медиазале, но это уже помогает решить проблемы нагрузки на печатный фонд и книгообеспеченности учебного процесса. К сожалению, увеличить темпы оцифровки невозможно, поскольку в данный момент библиотека располагает только планшетными сканерами, которые доводят книгу до еще более плачевного состояния и не рассчитаны на массовые нагрузки. Оцифровка в больших количествах возможна только при наличии книжного (бесконтактного) сканера. Но и это не главное. Главное — в совместном обсуждении с кафедрами решить, что именно необходимо оцифровывать, в чем первоочередная необходимость. Ну и, конечно, не нарушить нормы российского авторского права.
Совместное решение проблем касается и вопросов пополнения информационных ресурсов полнотекстовым контентом, необходимым при организации самостоятельной подготовки студентов. Выход — в создании системы отбора необходимых ресурсов: заявка последовательно проходит инстанции, первоначальные из которых: факультет, библиотека, управление информатизации — как располагающие методами отбора по содержанию! — и т. д. по всем известному списку. Здесь действенна только СИСТЕМА (как в любом деле, нацеленном на долгосрочный устойчивый результат), система, где отлажено сцепление всех звеньев цепи. В противном случае все подразделения выглядят как методические кабинеты: проекты разрабатываются, последствия просчитываются, за результаты отчитываются — а ничего не происходит, потому что не достигнут баланс, как в физиологическом растворе, — проект не живет!
Проблем много, но без динамично развивающихся новых форм информационного обслуживания, с учетом решения вышеозначенных проблем, без предоставления максимальных объемов информации удаленным пользователям у университетской библиотеки нет будущего в европейском пространстве образования!