54/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
УНИВЕРСИТЕТ КАК МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
И.В. Швед
UNIVERSITY AS CIVIL SOCIETY MODEL Shved I.V.
The medium of a higher education institution is viewed in the article as a prototype of civil society. The directions of civil education in the co-temporary Russian university are analysed. The article is useful for scientists and persons who are interested in the problems of educational work in the Russian Higher School.
В статье рассматривается среда высшего учебного заведения как прообраз гражданского общества. Анализируются направления гражданского воспитания в современном российском университете. Статья представляет интерес для ученых и для всех, кто интересуется проблемами воспитательной работы,I в высшей школе России.
Ключевые слова: гражданское общество, воспитание, личность, студенческая среда.
УДК 378
В связи с ориентацией Российского государства и образовательной системы на интеграцию в мировое сообщество, признающее приоритет воспитания в духе прав человека и основных свобод, важным направлением воспитательного процесса становится гражданское образование, адекватное требованиям демократического общества. Новый тип личности гражданина мыслится как член демократического государства, полноправный член развитого гражданского общества, знающий свои права и обязанности, умеющий их исполнять и отстаивать. Исходя из этого важным аспектом воспитательной деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования является формирование гражданственности как ведущего интегративного качества личности, без которого невозможна жизнедеятельность индивида в гражданском обществе.
По определению отечественных исследователей, гражданское общество - это социум, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей (3, 24). Понятие «гражданское общество» также трактуется как совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений, политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображающих многообразие частных интересов. Таким образом, целью граж-
Швед И.В.
«Университет как модель гражданского
данского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества, а основная задача - быть посредником между индивидуумом и государством (4, 32).
Студенчество справедливо воспринимается как достаточно сложный социально-психологический и социокультурный феномен, эквивалентными характеристиками которого по праву выступают увлеченность и заинтересованность всем новым и необычным, искрометность в мыслях и поступках, романтичность, порывистость, легкость на подъем, вдумчивость, целеустремленность, социальная активность, стремление к самопознанию и самоутверждению и др. (1, 149). В современных условиях студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных слоев общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой (в основном) приобретение новых знаний и подготовка себя к будущей работе является главным и в большинстве случаев единственным занятием.
Выступая как целостное явление, студенчество, по существу, очень неодноплано-во в социальном, возрастном, материальном, индивидуально-психологическом и других планах. Исторически студенчество, как уникальный и специфический социальный слой, отражает в себе все противоречия возраста и общества в их непростой взаимосвязи, находится на их острие, является их квинтэссенцией. В частности, любое изменение ценностных ориентаций социума (а их за последние годы в нашем обществе произошло огромное количество) неизбежно приводит к кардинальным изменениям как в самом социуме, так и в каждой отдельной личности. Формируются новые базовые установки во всех сферах жизнедеятельности. В этих условиях личность студента попадает в сложные, подчас критические ситуации смены старых (устоявшихся, привычных, порой весьма удобных) и выбора новых смысло-
общества»
жизненных ориентиров, требующих принятия новых ценностных ориентаций (или активного противостояния им), социально-ролевых, поло-ролевых форм и мотивов поведения, способов самоутверждения, самореализации.
В своем исследовании мы рассматриваем студенческую среду как прообраз гражданского общества. Именно поэтому считаем справедливым, что ректор Пятигорского государственного лингвистического университета профессор А.П. Горбунов поставил перед коллективом задачу преобразовать университет в модель гражданского общества, в котором формируют выпускника, обладающего следующими качествами: во-первых, это человек, хорошо обученный, владеющий профессиональными технологиями, усвоивший определенный объем фоновых и специальных знаний; во-вторых, это человек с обостренным чувством совести и выработанными моральными качествами; в-третьих, - обладающий интеллектуальной независимостью. ПГЛУ - это не просто вуз, это настоящий центр молодежной и культурной жизни региона, генерирующий новые творческие проекты и способствующий проявлению талантов и расцвету инициативы студентов. На новом этапе развития университета в рамках его воспитательной системы создается модель гражданского общества, где каждый студент не на словах, а на деле осваивает все формы профессиональной и общественной жизнедеятельности, приобретает необходимые качества и привычки, учится отвечать за судьбу своей страны. Мы убеждены: эффективным этот процесс может быть лишь при условии, что университет находится в состоянии постоянного внутреннего обновления, созидания нового, является по-настоящему инновационной организацией.
На наш взгляд, понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. Глубоко прав И.В. Суколенов, утверждая, что гражданственность, как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом,
54/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского образования (7). Мы также разделяем точку зрения Е.В. Бондаревской и В.Т. Лисовского, которые полагают, что в основание стратегии воспитания гражданина должны быть положены идеи гармонизации взаимодействия человека с природой, экономикой, «очеловечивания» отношений с техникой и технологией производства, гуманизации и демократизации системы социальных и политических отношений, осознания каждым человеком себя как гражданина страны и мира, приоритетности общечеловеческих идеалов (2).
Основными составляющими гражданственности как интегративного качества личности являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплинированность и свобода, толерантность, милосердие, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной, планетой. Следует отметить, что качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина, достаточно много, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя основными признаками, такими как нравственный, правовой и социально-политический. К первому относятся гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм (8, 2-5). Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально-политический признак гражданственности прослеживается через ком-
плекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности (5, 8-9).
Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности (6, 57). Система высшего образования в полной мере обеспечивает данные условия, т. к. обладает такими специфическими особенностями, как добровольность обучения, что позволяет молодежи делать выбор «учиться или не учиться»; предоставление возможности быть свободным, уметь выбирать и нести ответственность за свой выбор; разнообразие форм и методов работы, способствующих выявлению индивидуальных задатков личности, развитию способности к самоопределению.
В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество - это центральный период становления человеческой личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Так, Б.Г. Ананьев утверждал, что «это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно». Таким образом, интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее органи-
Швед И.В.
«Университет как модель гражданского общества»
зованная группа) и внутренних (центральный период социализации) предпосылок.
Сегодня, по нашему мнению, целью воспитательной работы с учащимися высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделен всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
Мы считаем, именно само становление современной российской государственности напрямую ставит задачи формирования гражданского общества. Построение же гражданского общества нереально без участия в данном процессе молодых людей - студентов вузов, которые должны стать настоящими гражданами своей страны, т. е. самодеятельными, самостоятельными людьми, реализующимися в гражданской позиции. Соответственно, мы определяем воспитание как процесс формирования условий деятельности и сознания, предоставляющий их потенциальному носителю - студенту - возможность действовать в будущем, модифицируя свои знания и умения или даже полностью заменяя их на выработанные самостоятельно через личностно-нравственную гражданскую позицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобрышов С.В., Клушина Н.П. Современная социокультурная среда как фактор и сфера
формирования и проявления студенчества // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4; Лисовский В. Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. - 1998. - № 4.
3. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества. Идейные истоки и основные вехи формирования. - М., 2004.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Гражданское становление личности в воспитательном процессе в учреждениях дополнительного образования. Материалы круглого стола (Георгиевск, 25 мая 2004 г.). Под ред. А.Ю. Гранкина. - Георгиевск-Пятигорск, 2004.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2002.
7. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001.
8. Филонов Г.Н. Гражданственность в структуре самосознания личности // Воспитание школьников. - 2004. - № 6.
Об авторе
Швед Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры английской филологии, заместитель декана факультета английского и немецкого языков Пятигорский государственный лингвистический университет [email protected]