тов основы здорового образа жизни, как гаранта и условия реализации их жизненных и профессиональных планов; содействовать формированию у учащихся мотивационно-ценностного отношения к их физической и телесной культуре как необходимому социальному и профессиограмно-
му качеству; создать в процессе физкультурных и спортивных занятий студентов личностно-цен-ностной установки на воспитание и самовоспитание у них потребностей направленных на социально активный образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание.
А.В. Куршев
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
К>изис социально-экономической, политической и духовной жизни современного общества требует поиска научно обоснованных ответов на вызовы времени, критического анализа принятых решений, совершенствования политической культуры. Для этого необходимо создание гражданского общества в каждой отдельно взятой стране, становление гражданской культуры, формирование гражданственности социальных субъектов.
В научной литературе отражен широкий диапазон взглядов на определение сущности понятий «гражданственность», «гражданин», «гражданское воспитание». Проблемы воспитания гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляева, Е.В. Бонда-ревской, Н.В. Бордовской, О.И. Волжиной, К.С. Гаджиева, А.С. Гаязова, О.С. Газмана, Г.Я. Гревцевой, Е.И. Известновой, З.Я. Капустиной, Т.А. Лугининой, В.В. Мартыновой, В. А. Ми-жерикова, И.П. Подласого, О.Н. Полухина, Е.В. Ростовцевой, И.Н. Руссу, В.К. Савельева, Н.А. Савотиной, И.Ю. Синельникова, О.В. Солодовой, И.В. Суколенова, М.А. Шкробовой, К.В. Шкуропий, Г.Н. Филонова и других. Между тем сама категория «гражданственность», являющаяся основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества, его внутренних источников, российской государственности в частности, представляется «размытой», недостаточно исследованной, а потому и достаточно запутанной.
В.А. Мижериков отмечает: «К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы
личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к госуцарствен-ной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств».
Политическая стабильность, устойчивый рост экономики, международный авторитет Российской Федерации определяются условиями реализации прав и свобод граждан, уровнем сформи-рованности их гражданско-правовой культуры. Особенность развития государственности, становления гражданского общества заключается в том, что в переходной период законодательное оформление необходимых преобразований по-прежнему отстает от реалий времени, требований жизни.
Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться стратегия поиска баланса целей общественного развития и путей, способов (механизмов) их достижения. Однако и государство, и общество сумели в основном избежать разрушительных потрясений, добились устойчивой тенденции к укреплению государственности, социальной стабильности, к созданию объективных условий для достижения гражданского согласия.
Этот процесс осложняют следующие факторы: низкие темпы формирования гражданского общества, низкий уровень сформированности гражданско-правового сознания людей, рассогласованность в стандартизации правовых механизмов на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), неготовность различных административных органов и общественных организаций, социальных групп к нахождению консенсуса в разделении управленческих функций; не-сформированность органов самоуправления и др.
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
© А.В. Куршев, 2006
Имеющиеся недостатки ведут к нарушению прав и свобод, законных интересов граждан России.
Значительным ресурсом для защиты правопорядка, утверждения моделей законопослушного поведения обладают люди, имеющие юридическое образование. Однако облик современного работника правоохранительных органов далеко не всегда соответствует социальным и профессиональным требованиям, вызывая у граждан соответствующее негативное отношение. Имеющиеся научные знания в большей степени связаны с вопросами профессиональной подготовки, с технологиями вооружения курсантов ввуз специальными знаниями. В гораздо меньшей степени исследования посвящаются вопросам воспитания, формирования ценностных ориентаций, формирования гражданско-правового сознания у будущих офицеров в системе высшего профессионального образования.
Гражданственность как интегративный показатель социализации личности, его адаптационных возможностей в стремительно меняющейся реальности отражает опыт гражданско-правовой деятельности, которая включает в себя гражданско-правовые знания, умения и ценностные отношения. Такой опыт позволяет социальному субъекту высказать собственную точку зрения, выразить свое отношение к разным событиям в стране и мире и отстаивать свои мировоззренческие позиции.
Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, рассуждая о целях образовательно-воспитательного процесса, указывают на необходимость реализации в нем идеи воспитания гражданина и «государственного» человека, то есть человека способного быть участником и организатором сложных общественных, социальных, экономических процессов и структур государственного, регионального, городского управления и думающего о сохранении целостности Российского государства. Рассматривая далее систему целей самовоспитания, авторы выделяют особое место осознанию себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры. Образ гражданина России, человека культуры и нравственности, централизованного на национальные ценности, по мнению авторов, есть духовное основание и целевая установка лич-ностно-ориентированного образования.
И.В. Суколенов отмечает, что философское, культурологическое осмысление понятия «граж-
данин» позволяет представить его в следующей дефиниции: гражданин - производное от гражданства - это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом определенного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона.
Гражданственность детерминирует наличие определённой гражданской позиции человека, которая определяет его активное участие во всех социально-экономических, политических и социальных изменений, происходящих в обществе. Такая позиция основана на понимании того, что каждый человек является неотъемлемой частью (мы имеем в виду ее политическую модель) своей нации, своего народа. В данном случае речь идёт о наличие у гражданина определённых национальных чувств, которые способствуют его идентификации со своим народом.
Ряд исследователей (М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.М. Величкина, В.В. Воронов, Л.П. Крившенко,
B.А. Мижериков, Г.Н. Пашкевич, В.Н. Петрова,
C.С. Хапаева, Т. А. Юзефавичус и др.) рассматривают понятие «гражданина», как члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Исходя из этого, гражданственно значимыми являются качества, необходимые члену государства: политическая культура, правовая культура, патриотизм и культура межнациональных отношений. По их мнению, воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России - это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуются всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.
И.Н. Руссу считает, что понятие «воспитание гражданственности» необходимо рассматривать через призму таких дефиниций как «гражданин» и «гражданственность». По его мнению, содержание, сущность и особенности гражданственности определяют взаимоотношения личности и общества, а в более узком понимании взаимоотношения гражданина и государства, которые включают в себя множество политических, экономических и правовых связей, находящих свое выражение в определенных правах и обязанностях гражданина. Развивая свою мысль, И.Н. Руссу определяет гражданственность как «совокуп-
ность ... политических, юридических и моральных качеств и свойств личности, которые интериори-зируются в личности, характеризуют ее как гражданина, обуславливая его характер, степень проявления отношений к .обществу, государству и представляют собой органическое единство».
По мнению Г.Н. Филонова гражданственность есть комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально ролевые функции - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.
Проведя анализ и обобщение вышеназванных подходов к определению сущности гражданственности, мы приходим к выводу, что своеобразие феномена гражданственности проявляется в том, что оно является интегративным качеством личности, сочетающим в себе политические, нравственные, правовые, социальные качества личности.
Таким образом, под гражданственностью нами понимается интегративное качество личности курсанта военного вуза, где определяется его нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам и к государственной власти, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Как мы указывали выше, гражданственность является сложным системным образованием. Функционирование же сложных систем осуществляется на различных уровнях. Вопрос определения уровней развития личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Н.М. Борытко, О.С. Гре-бенюк, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.).
С позиций целостного подхода к воспитанию в процессе формирования личностных свойств речь должна идти о структуре не этих процессов внутри воспитательного процесса, а его функций. В связи с этим движение процесса становления человека в воспитании рассматривается как пре-
образование его функциональных состояний, переход от одного функционального состояния (когда, например, стимулируется активность несложного комплекса свойств личности) к другому (когда стимулируется активность более сложного комплекса свойств личности). Эти переходы осуществляются внутри каждой воспитательной ситуации и при переходе от одной ситуации к другой, от одного этапа, стадии движения процесса к другому этапу, стадии .
В педагогике под развитием понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний систем, связанная с переходом к новому уровню целостности с сохранением их эволюционных возможностей. Именно эти качественные изменения в развитии и обуславливают существование уровней, каждый из которых имеет свои собственные элементы (В.С. Ильин).
Таким образом, основой для определения уровней гражданственности явилось положение о том, что «каждый из уровней... является необходимым для последующего; нижестоящие уровни до определённой степени являются условием развития вышележащего; вышележащий уровень управляет нижележащим, имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего».
Эффективная воспитательная работа по формированию гражданственности невозможна без определения научно-обоснованных критериев оценки её уровня, от правильного применения которых зависит успех процесса воспитания. В общем плане суть данной проблемы сводится к тому, чтобы выявить ту основу, применение которой к анализу деятельности курсантов давало бы возможность в каждом конкретном случае ответить на вопрос: обусловлена ли их деятельность гражданственно значимыми качествами?
В своей работе И.В. Суколенов утверждает, что гражданственность как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано:
1. В социально-правовом аспекте гражданственность определяется, как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством. Гражданственность определяет нормы, принципы социально-правового взаимодействия государства и власти с институтами гражданского общества и с отдельными его гражданами.
2. В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.
3. В социально-психологическом аспекте гражданственность - это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине, решительность и стойкость в преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.
4. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.
Поскольку гражданственность является интег-ративным свойством личности, тесно связанным с другими нравственными характеристиками личности, то и оценка личности курсанта высшего военного учебного заведения должна отражать всё многообразие проявлений её поведения, то есть - быть всесторонней.
Требование репрезентативности по отношению к критериям гражданственности должно проявляться в устойчивости, стабильности поведения индивида, в оценке не отдельных поступков личности, а в их совокупности в течение длительного времени.
Требования всесторонности и репрезентативности, предъявляемые к критериям гражданственности, тесно связаны и с требованием объективности оценки поведения курсанта военного вуза вне зависимости от сознания и воли людей, осуществляющих оценку. Кроме этого необходимо выделить следующие признаки, которым должны удовлетворять критерии:
- объективность, то есть возможность оценивать исследуемый признак однозначно, не допуская противоречивых толкований;
- адекватность, валидность, то есть возможность оценивать именно то, что необходимо оценить;
- нейтральность по отношению к исследуемым явлениям.
По утверждению И.В. Суколенова, критерием сформированности у учащихся гражданственности является наличие у них гражданской позиции, чувства внутренней свободы, гражданского и че-
ловеческого достоинства личности. Исследователь выделяет критерии, которые отражают важнейшие характеристики гражданского сознания учащихся и поведения их как личности. К ним относятся:
Интеллектуальный критерий - выражается в наличии у курсантов высшей военной школы глубоких и прочных знаний, умения использовать их в различных ситуациях, применять знания для анализа своего поведения и поведения окружающих людей, а также в системности, глубине, устойчивости познавательных интересов, самостоятельности суждений.
Оценочно-эмоциональный критерий - включает в себя оценочные суждения, характеризующие отношение курсантов ввуз к нравственным и духовным ценностям; устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний; наличие у них сформированных общечеловеческих качеств (доброты, сочувствия, милосердия, сострадания), свидетельствующих об альтруистической направленности их личности, что обеспечивает становление у воспитанников гражданских качеств.
Мировоззренческий критерий - связан с мировоззренческими установками курсантов ввуз; самостоятельностью, степенью устойчивости суждений; способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения, критическим отношением к собственным поступкам.
Поведенческий критерий - включает разнообразные отношения личности к обществу, людям, сверстникам, к самому себе, труду, а также устойчивую систему форм поведения, по месту учебы и в социуме.
В свою очередь представляет интерес исследование О.И. Донецкой, которая в своей работе утверждает, что к критериям оценки личностных качеств можно отнести:
1. Умение проникать в сущность явлений, определять истинные мотивы в действиях политиков и социальных групп.
2. Способность к выработке своего аргументированного выбора.
3. Умение вести диалог (слушать и слышать).
4. Готовность к компромиссу.
5. Способность к самоограничению и самодисциплине.
6. Участие в общественно-политической деятельности.
7. Плюрализм политических, философских, мировоззренческих взглядов личности.
8. Умение убеждать и повести за собой.
При определении критериев, определяющих уровень сформированности гражданственности, мы будем исходить из следующих положений:
1. Гражданственность личности характеризуется знаниями (пониманием того, что является гражданственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и гражданственно-значимым поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).
2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (чувство собственного достоинства, чувство долга и т.д.).
3. Наличие у курсантов высших военных учебных заведений этих качеств и проявление их в конкретной деятельности можно считать критерием сформированности гражданственности.
Наиболее объективными и реально измеримыми показателями сформированности гражданственности являются:
Первый критерий сформированности - это уровень знаний личности о сущности, содержании и средствах проявления гражданственности. Он включает следующие показатели: необходимый по объёму и содержанию понятийный аппарат; устойчивое проявление операционных умений, таких, как умение анализировать нравственную ситуацию, умение мыслить противоречиями, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.
Второй критерий - обусловленная требованиями гражданственности направленность деятельности личности. Он включает в себя: стабильность мотивов деятельности курсанта (степень сформулированности идеала гражданственности); интериоризацию требований гражданского поведения; стремление к самовоспитанию гражданственности; восприимчивость к воспитательным воздействиям.
Третий критерий - соответствие результатов деятельности личности требованиям гражданственности. К нему относятся: ценность результатов деятельности будущего офицера; инициативность его гражданской активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения - соответствие средств и приёмов деятельности курсанта требованиям гражданского поведения.
Таким образом, каждый критерий гражданственности можно рассматривать как совокупность определённых признаков, органически взаимосвязанных между собой, взаимно дополняющих друг друга и лишь в единстве позволяющих судить об уровне развития гражданственности.
Задача выработки критериев гражданственности является достаточно сложной. Это связано со сложностью оценки нравственного облика курсанта ввуз, черты которого в той или иной мере определяют его моральную репутацию. Формирование гражданственности, как и всего комплекса качеств личности трудно поддаётся количественным измерениям. Приведённые выше взгляды различных авторов на критерии гражданственности на наш взгляд правильные и в полной мере отражают своё предназначение определять уровни сформированности данного феномена применительно к своим социумам. Трансформировав их, нами были гипотетично определены критерии гражданственности, которые, по нашему мнению, дают представление о развитии основных характеристик и всех элементов гражданственности курсантов ввуз и удобны для использования в массовой воспитательной работе.
Содержание критериев гражданственности, по нашему мнению, можно представить как сложную систему групп критериев. В основе такой классификации лежат противоречия в сферах регулятивного действия гражданственности.
Первая, интеллектуально-регулятивная группа критериев объединяет в себя те, которые характеризуют информированность личности о сущности гражданственности как качества личности, его содержании и его проявлениях в сознании и поведении личности. Она включает в себя следующие показатели: полноту этических знаний о содержании и сущности этого качества; глубину осознания жизненной необходимости овладения гражданскими качествами; устойчивое проявление операционных умений, таких, как умение анализировать нравственную ситуацию, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.
Вторая группа критериев - отношение к гражданственности. В общем плане критерии данной группы выражаются в нравственном отношении, направленном от общества к личности и зависящее главным образом от усвоения личностью норм морали: способностью считаться с общественным мнением; степенью развития чувства коллективизма, товарищеской взаимопо-
мощи и уважения других людей; уровнем моральной ответственности за положение дел в коллективе; стремлением возглавить борьбу за успешное решение задач боевой готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
Третья группа критериев - это операционно-поведенческая подготовленность личности, проявляющаяся в трудовой и общественно-политической активности курсантов, выражающаяся в их действиях в повседневной жизни, в критических ситуациях, требующих морального выбора. В неё включаются: нравственная ценность результатов деятельности курсанта; инициативность его нравственной активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения - соответствие средств и приёмов деятельности военнослужащего требованиям гражданского поведения.
Четвёртая группа критериев - это положительная репутация в коллективе сослуживцев, среди командиров и начальников. Она объединяет в себя: степень развития потребности в общественном признании; стремление заслужить положительную оценку окружающих; осознание положительной репутации, чувства самоуважения; наличие адекватной самооценки и позитивного отношения к себе; наличие у курсанта ввуз образа своего реального «Я».
Таким образом, проблема воспитания гражданственности у курсантов высших военных учебных заведений требует своей дальнейшей разработки и научного решения.
Библиографический список
1. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. - М.: Муниципальный мир, 2003. - 364 с.
2. Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
3. БондаревскаяЕ.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. уч. зав., слушателей ИПК и ФПК. -Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.
4. СуколеновИ.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 37 с.
5. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крив-шенко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 432 с.
6. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. - Кишинев: Штиинца, 1976. - 192 с.
7. ФилоновГ.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. -1999. - №8. - С. 45-51.
8. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
9. РейнвальдН.И. Психология личности. - М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1987. - С. 80.
10. Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: Учеб. пособие к спецкурсу. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 194.
11. Донецкая О.И. Воспитание политико-правовой культуры и активной гражданской позиции // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета). - Казань, 2001. - С. 81-86.