УДК [378:332.1] (470.47)
ББК 74.58
У-47
Уланова Галина Владимировна, ассистент кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11; тел.: 8(961)3973492; e-mail: [email protected]
УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
(рецензирована)
В статье на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова рассматривается роль региональных вузов в социально-экономическом развитии регионов. Автор делает вывод, что КалмГУ сегодня играет существенную роль в хозяйственно-экономическом и социальном развитии республики Калмыкия, в создании инновационно-ориентированной экономики, в обеспечении региона кадрами высшей квалификации.
Ключевые слова: опорный университет, регион, региональная экономика, инновации, Калмыкия.
Ulanova Galina Vladimirovna, an assistant lecturer of the Department of State and Municipal Management and Law, FSBEI HE "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov", 358000, Elista, 11 Pushkin str.; tel.: 8 (961) 3973492; e-mail: [email protected]
UNIVERSITY AS A DRIVER FOR ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF A REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
(reviewed)
The article considers the role of regional universities in socio-economic development of the regions on the example of the Kalmyk State University named after. B.B. Gorodovikov. The author concludes that today KalmSU plays an essential role in the economic and social development of the Republic of Kalmykia and in the creation of an innovation-oriented economy, in providing the region with highly qualified personnel.
Key words: basic university, region, regional economy, innovations, Kalmykia.
Актуальность данного исследования обусловлена как необходимостью развития и дальнейшей модернизации системы высшего образования в России, так и возрастанием роли университетов в социально-экономической жизни регионов. Сегодня становится очевидным, что региональный вуз должен быть, прежде всего, востребован в регионе, а это значит - на него возлагаются очень важные задачи, а именно, подготовка необходимых для региона кадров, с учетом потребностей отрасли и работодателей;
выполнение научных исследований, актуальных для социально-экономического развития региона; активное участие университета в жизни субъекта федерации.
В последние годы проблема влияния университетов на социально-экономическое развитие регионов и поиск действенных инструментов и механизмов взаимодействия регионов и университетов привлекает значительное внимание различных ученых и практиков. Это связано с тем, что университеты начинают менять свою парадигму: они переходят от традиционной научно-образователь-ной модели к «университету 3.0». Здесь к классической образовательной и научно-исследовательской функциям университетов, которые традиционно являются основными, добавилась функция служения региональному сообществу, которую нередко определяют как «третью роль» или «third mission» в терминах Организации экономического сотрудничества и развития [1, с. 223224].
О «третьей роли» университетов начали говорить лишь в последние десятилетия. В первую очередь благодаря инновационной проблематике, которая все больше стала смещаться в сторону образовательных учреждений. Так, в Финляндии за вузами была закреплена ответственность за «инновационное развитие регионов с учетом сложившейся структуры экономики. Для выполнения этих задач вузы обеспечивают непрерывность образования, взаимодействуют с бизнесом, промышленностью и другими секторами рынка труда, особенно на уровне региона, а также с финскими и зарубежными вузами» [2, с. 80].
Что такое «третья роль» для современного университета? Это влияние, которое вузы оказывают на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал региона. Если раньше вузы могли себе позволить оставаться на периферии процессов, происходящих в обществе, то в современной экономике знаний они резко поменяли место своей дислокации, оказавшись в эпицентре событий.
Часто под «третьей ролью» понимают взаимодействие университетов с бизнесом. Зарубежные университеты стали прививать своим студентам не только знания, но и предпринимательский дух. Значительный эффект от подобных изменений, пожалуй, можно увидеть на примере Массачусетского технологического университета. По некоторым подсчетам, если сложить показатели всех компаний, основанных его выпускниками в последние десятилетия, получится восьмая экономика мира. Опыт продвижения инноваций в США может быть «представлен подходом университетов Северной Каролины, входящих в Research Triangle Park - сегодня крупнейший технопарк в Америке. Свои производства в RTP разместили такие частные компании-гиганты, как IBM, GlaxoSmithKline и другие. Этому предшествовала кропотливая работа по привлечению талантливых людей из других штатов и вложение долгосрочных инвестиций». Университеты здесь предстают фактически и как предпринимательские структуры [3].
Безусловно, чтобы добиться таких результатов, необходима масштабная работа, направленная на генерацию инноваций внутри университета, формирование инновационных систем, продвижение разработок вовне. Однако достигнуть их в полной мере сложно, если университет не возьмет на себя еще одну функ-цию - центра пересечения интересов не только образования и бизнеса, но также власти (голландцы
называют этот триумвират «золотым треугольником»), став площадкой, на которой диалог между всеми сторонами будет происходить на системно новом уровне [4].
Инструментов, с помощью которых университеты могут оказывать влияние на региональное сообщество, довольно много. Современные вузы выступают активными экономическими субъектами, являясь работодателем и налогоплательщиком. Современные университеты являются основным источником инноваций и передовых научно-технических разработок. Университеты и система образования должны готовить кадры на опережение, которые должны развивать регион. Научные центры, работающие на базе вузов, способны разрабатывать программы развития небольших городов и сел, прогнозировать урожайность возобновляемых природных ресурсов и т. п. «Университеты способны принести популярность городу, региону, могут легко поспособствовать развитию имиджа места, но только в том случае, если разработана программа совместного маркетингового развития, если город и университет существуют как единое целое и поддерживают возможности друг друга» [5, с. 144].
Таким образом, российские вузы должны стать точками роста регионов и активно участвовать в решении их социально-экономической повестки. Обладая развитой инфраструктурой и кадровым потенциалом, университеты способны быть не только фактором экономического роста регионов, но и стать драйверами их инновационного развития.
Особая роль в позиционировании региона как научно-образовательного и креативного центра есть у опорных университетов. Опорные университеты - это уникальное явление как для системы образования и науки РФ, так и для стратегического развития территорий. Проект по созданию опорных университетов начался в 2015 году с инициативы министра образования и науки РФ. Опорный университет - это, прежде всего, вуз, который совместно с регионом осуществляет подготовку кадров. Одна из основных задач региона удержать молодежь, показать перспективу и подготовить необходимых специалистов для республики. Опорный университет должен стать опорой для региона в части взаимодействия с региональной властью, с бизнесом и научными институтами для обеспечения региональной экономики кадрами и формирования в регионах научно-образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на запросы региональной экономики и регионального рынка труда. Таким образом, опорные вузы должны ориентироваться как на подготовку специалистов высшей квалификации, востребованных региональными рынками труда, так и на решение задач региональных экономик.
В начале 2017 года Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова получил статус опорного вуза. Калмыцкий государственный университет в качестве учебного, научно-инновационного, исследовательско-ориентиро-ванного вуза традиционно решает задачи как федерального, так и регионального значения в образовательной, научной и социокультурной сферах. КалмГУ играет существенную роль в хозяйственно-экономическом и социальном развитии республики, в создании инновационно-ориентированной экономики, в обеспечении региона кадрами высшей квалификации. Калмыцкий госуниверситет реализовывает свою важную миссию, сберегая и развивая с учетом новых вызовов вузовские традиции и научно-исследовательские школы. Сегодня это быстро развивающийся классический университет Юга России,
занимающий в данном регионе устойчивые позиции по многим показателям образовательного, научно-исследовательского, кадрового потенциала, а также имеющий широкие связи с зарубежными партнерами.
КалмГУ уже много лет осуществляет активное сотрудничество на международном уровне. Учитывая восточную специфику культуры Калмыкии, особое внимание уделяется сотрудничеству с научно-исследовательскими и образовательными и центрами Востока, прежде всего Китая и Монголии. КалмГУ является также одним из учредителей и активных участников такой авторитетной международной организации, как Ассоциация государственных университетов Прикаспийских стран, которая включает в себя более 50 вузов и научно-исследовательских центров России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана.
Значимым событием в истории университета стало проведение в ноябре 2015 г. в Элисте Международного научного форума «Университеты Евразии», в ходе которого было объявлено о создании Евразийского научно-образовательного содружества, в которое вошли более 20 образовательных и научных организаций России, Китая, Монголии, Чехии, Кыргызстана и Казахстана. Главными задачами данного объединения являются: проведение коллективных исследований в рамках приоритетных и актуальных научных направлений, взаимная помощь в деле подготовки кадров, широкий обмен информацией и опытом.
Кроме того, Калмыцкий госуниверситет в 2013 году в числе 13 российских вузов стал победителем открытого публичного конкурса «Кадры для регионов», который проводился по поручению Президента России. Цель конкурса - оказание государственной поддержки вузам, ориентированным на подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики субъектов Российской Федерации. По итогам конкурса было приобретено учебно-научное оборудование и специализированное программное обеспечение для создания новых специализированных лабораторий на аграрном, инженерно-технологическом факультетах и факультете дополнительного профессионального образования университета. Модернизированные научно-учебные лаборатории сегодня обеспечивают развитие и усиление исследовательского потенциала КалмГУ, позволяют выполнять коммерческие исследования.
Вхождение КалмГУ в число опорных вызов России стало закономерным результатом стратегической программы, которая была принята в 2011 году, задолго до появления проекта по созданию опорных вузов. В стратегии КалмГУ отмечалось, что Миссия Калмыцкого государственного университета включает в себя такие инновационный и предпринимательский компоненты. Тем самым предполагалось, что университет должен стать региональным центром развития инноваций в научно-технической сфере, а также способствовать росту предпринимательской активности, тесно сотрудничать с деловыми кругами, привлекая последние к социальным и экономическим программам вуза [6, с. 4].
После вхождения КалмГУ в число опорных вузов России практически сразу была представлена программа развития университета как опорного регионального университета, которая включает в себя 29 мероприятий, которые легли в основу ряда стратегических проектов. Успешное воплощение в жизнь данных приоритетных проектов должно обеспечить достижение ключевых параметров программы развития вуза.
Уже сегодня реализовано большинство мероприятий в рамках четырех стратегических проектов университета, которые отмечены как наиболее приоритетные для динамичного и инновационного развития республики. Одним из наиболее важных проектов Калмыцкого университета как опорного вуза региона является программа «Обеспечение производственной безопасности региона за счет разработки и научного обоснования конкурентоспособных технологий производства говядины и социально значимой продукции на основе современных биотехнологических и молекулярно-генетических методов». В рамках данного направления в Агропромышленный комплекс республики происходит внедрение современных наукоемких методов и технологий, а также улучшается ветеринарное обеспечение региона.
«Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России» - еще один из стратегических проектов, основными целями реализации которого является продвижение востоковедных исследований. Республика Калмыкия, являясь единственным в Европе традиционным буддийским регионом, несомненно, должна использовать свой богатый социокультурный потенциал. Следует отметить, что в связи с истощением природных ресурсов, экономическим кризисом и надвигающейся экологической катастрофой, многие ученые и философы «все чаще обращают свой взор на многовековой опыт цивилизаций Востока, сумевших достичь гармонии между человеком, обществом и природой» [7, с. 187].
В целом, деятельность Калмыцкого государственного университета в части осуществления программы развития в качестве опорного вуза региона на сегодня можно считать успешной. Реализовано большинство мероприятий по четырем ключевым стратегическим проектам. Эффективным является и взаимодействие университета с органами исполнительной и законодательной власти. В качестве опорного университета вуз теперь опирается на всестороннюю поддержку правительства и парламента республики.
Интересно, что по результатам исследований Института образования Высшей школы экономики, опубликованным в 2017 г., Калмыцкий госуниверситет признан драйвером регионального развития [8]. Исследователи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» изучали влияние высших учебных заведений Российской Федерации на развитие соответствующих регионов по трем ключевым направлениям: вклад в развитие человеческого капитала, вклад в экономическое развитие, вклад в инновационное развитие. По результатам авторитетного исследования Калмыцкий государственный университет вошёл в ограниченную группу вузов с наибольшим вкладом в развитие субъектов Российской федерации наравне с признанными образовательными центрами Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана.
Литература:
1. Фирсова А.А., Нархова А.А. Университет как драйвер экономического развития региона: вызовы и перспективы // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 223-227.
2. Куликова Ю.П. Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии (на примере Республики Финляндия) // Вестник Вятского государственного университета. 2012. Т. 4, №4. С.79-81.
3. Опыт взаимодействия вузов и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/opyt_vzaimodeistvija.html%0A
4. Третья роль университетов [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/02/736046-tretya-rol-universitetov
5. Сабурова Е.В. Особенности маркетинга современных городов-университетов (на примере Оксфорда и Кембриджа) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №11. С. 144-147.
6. Программа стратегического развития Калмыцкого государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.kalmsu.ru/files/dokyment2011/program_razv.pdf
7. Уланов М.С., Уланова Г.В. Буддизм и этико-философские основы развития современных экономик // ЭКО. 2012. №6. С. 177-187.
8. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. Москва: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с.
Literature:
1. Firsova A.A., Narkhova A.A. University as a driver of the economic development of the region: challenges and prospects // Proceedings of Saratov University. Ser. Economy. Management. Law. 2013. Vol. 13, no. 2. P. 223-227.
2. Kulikova Yu.P. Higher education as an element of the national innovation strategy (on the example of the Republic of Finland) // Bulletin of Vyatka State University. 2012. Vol. 4, No. 4. P.79-81.
3. Experience of interaction between universities and business [Electronic resource]. URL: http://www.akvobr.ru/opyt_vzaimodeistvija.html%0A
4. The third role of universities [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/02/736046-tretya-rol-universitetov
5. Saburova E.V. Features of marketing of modern city-universities (on an example of Oxford and Cambridge) // Actual problems of humanitarian and natural sciences. 2009. № 11. P. 144-147.
6. Strategic Development Program of the Kalmyk State University [Electronic resource]. URL: http://www.kalmsu.ru/files/dokyment2011/program_razv.pdf
7. Ulanov M.S., Ulanova G.V. Buddhism and ethical and philosophical foundations of the development of modern economies // ECO. 2012. № 6. P. 177-187.
8. Evaluation of the contribution of regional higher education systems to the socio-economic development of Russian regions. Moscow: HSE, 2017. 30p