Научная статья на тему 'Универсальные категории в русской лирике XVIII - начала XIX веков (на примере категории «Страшное»)'

Универсальные категории в русской лирике XVIII - начала XIX веков (на примере категории «Страшное») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / FEAR / ВОСТОРГ / ВОЙНА / WAR / СМЕРТЬ / DEATH / ЛИРИКА / LYRICS / МАРКЕМА / JOY / MARKEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулемина О. В.

В работе дается попытка на примере категории «страшное» показать значимость универсальных категорий для лирики XVIII начала XIX вв. Выявляются некоторые особенности восприятия данной категории поэтами, обрисовываются контуры ее взаимодействия с другими универсалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL CATEGORIES IN RUSSIAN LYRICS OF XVIII - EARLY XIX CENTURIES (ON THE MATERIAL OF CATEGORY «FEAR»)

This work is an attempt to show the meaning of universal categories for lyrics of XVIII early XIX centuries on the material of category «fear». Specific features of perception of this category by some poets and its interaction with other universals are revealed.

Текст научной работы на тему «Универсальные категории в русской лирике XVIII - начала XIX веков (на примере категории «Страшное»)»

УДК 82-1

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет канд. фил. наук, ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Сулемина О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473) 248-17-33; e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian Language and Cross-Cultural Communication, PhD, senior lecturer

Sulemina O. V.

Russia, Voronezh, tel. +7(473) 248-17-33; e-mail: [email protected]

О.В. Сулемина

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ КАТЕГОРИИ «СТРАШНОЕ»)

В работе дается попытка на примере категории «страшное» показать значимость универсальных категорий для лирики XVIII - начала XIX вв. Выявляются некоторые особенности восприятия данной категории поэтами, обрисовываются контуры ее взаимодействия с другими универсалиями.

Ключевые слова: страх, восторг, война, смерть, лирика, маркема.

O.V. Sulemina

UNIVERSAL CATEGORIES IN RUSSIAN LYRICS OF XVIII - EARLY XIX CENTURIES (ON THE MATERIAL OF CATEGORY «FEAR»)

This work is an attempt to show the meaning of universal categories for lyrics of XVIII - early XIX centuries on the material of category «fear». Specific features of perception of this category by some poets and its interaction with other universals are revealed.

Key words: fear, joy, war, death, lyrics, markem.

Как мы полагаем, для филологии последних десятилетий характерны попытки выявления и описания различных языковых, ментальных, культурных, литературных универсальных структур (напр., анализ «ключевых слов», концептов, универсальных мотивов и сюжетов, культурных констант, «литературных универсалий» и т.д.). Согласно определению (которого мы будем придерживаться), литературные универсалии - это «возникающие в рамках определенного периода национальной литературы лекси-ко-референтные <...> единства, наделенные достаточной стабильностью и вместе с тем энергией изменчивости и варьирования и по-разному - в неодинаковом объеме и в неодинаковых проекциях - воплощающиеся в различных авторских реальностях и в конкретных текстах». [9] Можно сказать, что универсальные структуры семантически задают те общие рамки существования, в которых художник реализует свою волю к самосотворению в тексте.

Говоря об универсальных категориях, общих для представителей русской литературы XVIII - первой половины XIX вв., мы опираемся на результаты работы с программой «Констелляции» [4], которая позволяет выявлять наиболее важные для текста слова и обнаруживать их сочетаемость. Перечислим лишь некоторые универсалии, значимые для этого периода: восторг, лень, сон, страх, смерть, творчество, война, пир, пустыня, море и другие. Художественные миры писателей исследуемой эпохи так или иначе включают указанные выше категории и отражают их индивидуально-авторское

© Сулемина О.В., 2015

восприятие. Мы остановимся на категории «страшного», поскольку она, с нашей точки зрения, непосредственно связана с самоопределением человека и ее восприятие наиболее ярко выражает индивидуальную картину мира.

Показатели «страшного» в произведениях XVIII века, или «классической» эпохи, являются самыми высокими из всех пяти срезов. (О выделении: «1) «классической» (XVIII век), 2) «элегической/романтической» (до 1830-х годов), 3)«критической» (до 1860-х годов), 4) «реалистической» (до конца XIX века), 5) «модернистской» (начало XX века)» культурно-психологических эпох - См.: [8]) Однако объекты и источники страха в этот период характеризуются устойчивостью и повторяемостью у многих авторов и во многих текстах, поэтому мы сочли целесообразным дать обобщённый обзор проявлений страшного, не обращаясь к персоналиям.

В одическом творчестве «классической» эпохи «страшное» чаще всего возникает в связи с темой войны, например, у В.И. Майкова: «Какой ужасный ветр навеял / Тебя, кровавая война? / <...>/ Ты яд на землю изливаешь, / Плоды ужасные родишь, / <...>/ Твой глас колеблет целу твердь, / Твой взор изводит люту смерть» («Война», 1773). [6; С. 229-233] Обратившись к спискам маркем (ключевых, особенно значимых слов -Кретов А.А. [4]), мы выяснили, что в XVIII веке страх является маркемой только для трех авторов: Майкова, Дмитриева и Богдановича.

Война воспринимается как «преужасный ад», «ужаснейшая мгла», насланная на человечество за его пороки: «Но, тщетною пленяясь славой, / Неблагодарный человек / И сею лютою отравой / Разрушил сам златый свой век...».

Воинская доблесть - один из главных объектов восхваления в оде, однако почести, добытые в результате стремления к завоеванию, нередко видятся тщетными и опасными, они соединяются с грехом. А вот сочетание славы победителя с милостью к побежденному врагу - самый распространённый ход в одических панегириках: «Великой Анны грозной взор / Отраду дать просящим скор; / По страшной туче воссияет, / К себе повинность вашу зря. / К своим любовию горя, / Вам казнь и милость обещает» (М.В. Ломоносов «Ода... на взятие Хотина 1739 года»). [5; С. 64] Здесь «грозность» царицы Анны - синоним её власти.

Деятельность правителя предполагает двуединство: он «своим отец», но «врагам ужасен». Ломоносов выразил это качество в ёмкой формуле: «Ты вне гроза, ты внутрь покров». При описании силы русского оружия, овеянного славой, поэт испытывает возвышающий восторг и трепет перед грандиозной военной мощью, концентрированным воплощением которой становится фигура Героя: «Что так теснит боязнь мой дух? / Хладнеют жилы, сердце ноет! / Что бьет за странной шум в мой слух? / Пустыня, лес и воздух воет! / <...> / Блеснул горящим вдруг лицем, / Умытым кровию мечем / Гоня врагов, Герой открылся» [5; С. 64]. Герой является подобно языческому божеству и вызывает соответствующий резонанс в пространстве - оно содрогается и наполняется звуками. Очевидно, что страх Герою неведом, он сам становится объектом страха не только для врагов, но и для своих, вызывая у последних благоговейный ужас перед его величием. Заметим, что «наполненность» пространства здесь находится в созвучии с «теснотой», в которую «боязнь» повергает поэта.

В паре с «восторгом» в оде выступает феномен страха/ужаса, аксиология которого зависит от контекста: «Наполнил грудь восторг священный, / Благоговейный обнял страх, / Приятный ужас потаенный / Течет во всех моих костях» (Г. Р. Державин. «Любителю художеств»). [1; С. 127] Это связано с особым восприятием категории восторга в «классическую» эпоху. Восторг в оде - это восторг ума, мыслей, духа, то есть, в первую очередь, особое состояние сознания, лишь следствием которого является эмоциональный подъем. Восторг знаменует собою выход за пределы ограниченного человеческого внутреннего мира. Качества, приобретаемые в состоянии восторга - сверхзрение, т.е. зрение, отождествляющее наблюдателя и зрительное пространство. В восторге

«отдельная» личность перестает быть собой, становится одним из каналов проявляющего свою идеальную сущность реального мира. Подобные свойства восторга притягивают «жидкостную» метафорику (восторг «напояет»/«изливается»), подчеркивающую осмотические отношения разных частей мира - восторг может охватывать не только Поэта, но и целые пространства, которые в этом состоянии получают речевые полномочия. Поэт-одописец оказывается лишь одним из многочисленных голосов самопроявляющейся истины: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я - Богом; Вне себя я Бога пел» (Державин). [1; С. 132] Подобное «расширение» границ человеческой личности закономерно сближает восторг со страхом.

Конец XVIII века, когда сентименталистская эстетика уже начинает теснить каноны классицизма, демонстрирует интересное «соседство» в одном контексте надежды и страха. Едва ли не самый показательный пример - шуточная басня И.И. Дмитриева «Надежда и Страх»: «Хотя Надежда ввек / Со Страхом не дружилась, / Но час такой притек, / Что мысль одна родилась, / Как в той, так и в другом, / Какая ж мысль смешная: / Оставить свой небесный дом / И на землю идти пешком, / Узнать — кого?.. людей желая. / <...> / Итак, Надежда захотела / И тотчас полетела; / Пополз за ней и Страх». [2; С. 373]

В этом тексте Надежда и Страх оказываются соседями, поскольку имеют высшее происхождение. Думается, сущность Надежды и Страха одинакова: это надежда в более общем значении, как «предугадывание» будущего, только в первом случае будущее обещает быть благосклонным, а во втором - нет. Это стихотворение - редкий пример равновесия этих состояний, а не вытеснения одного другим, как, например, в таких строках оды Майкова: «С тобою мы пути проходим, / Пустыни, дебри и моря, / Тобою страхи попираем, / Тобою бедства презираем! («Надежда», 1778). [6; С. 263]

Особенности понимания «страшного» в «классический» период получили резонанс в поэзии начала XIX века. Вместе с тем чрезвычайно важны собственно романтические тенденции: страшным оказывается исключительное, выходящее за рамки обыденности. Это страшные пространственные картины, страшные преступления, пришельцы из потустороннего мира (призраки, духи, мертвец), различные «нелюди» (вампиры, ведьмы, черти). В основе своей это страх перед угрозой, приходящей извне, откуда-то из-за границ жизни, и разрывающей нормальное существование. Однако угроза эта вполне конкретна и узнаваема: подвергшийся действию «страшного» всегда хорошо понимает, что его напугало.

«Элегическую» / «романтическую» эпоху представляется целесообразным рассматривать в контексте творчества А.С. Пушкина.

В этот период актуализируется распространённое в литературе XVIII века отношение к войне как страшному испытанию, причём усиливается негативизация: «Тот сердца не имел, от камня тот родился, / Кто первый с бешенством на брата устремился... / <...> / А слава?.. Нет! Ее злодей лишь в брани ищет; / Лишь он в стенаниях победны гимны слышит. / В кровавых грудах тел трофеи чести зрит; / Потомство извергу проклятие гласит, / И лавр его, поблекши, тлеет» (В.А. Жуковский «Мир»). [3]

У Пушкина военная слава бывает и опасной (она «грозит / Перстом окровавленным» поэту-гедонисту), и желанной (для поэта-воина: «От первых лет поклонник бранной Славы, / Люблю войны кровавые забавы, / И смерти мысль мила душе моей» [7; Т. 2; С. 128]). Война привлекает Пушкина возможностью проявить смелость, испытать свои силы и превзойти их, помимо этого, на войне человек может полагаться только на себя и именно он определяет свой путь, что предполагает свободу выбора: «. Военная служба кажется мне предпочтительнее всякой другой. Во всяком случае, твое поведение надолго определит твою репутацию и, быть может, твое благополучие...». [7; Т. 13; С. 49-50] Пушкин находит даже особую прелесть смерти на войне, её объясняют строки из «Путешествия в Арзрум...», посвященные Грибоедову:

«Самая смерть, постигшая его посреди смелого, не ровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна». [7; Т. 8; С.441-490] Мгновенная смерть в момент «выхода за свои пределы» желанна, поскольку это возможность избежать переживание ужаса-тоски перед грядущим.

В лицейских «Воспоминаниях в Царском селе» (1814) война воспринимается как изначально свойственное миру зло: «И вскоре новый век узрел / И брани новые, и ужасы военны; / Страдать - есть смертного удел». [7; Т. 1; С. 60-63]

Однако, как видим из проведенного выше обзора, даже в военных условиях значимой оказывается возможность для личности проявления своих нравственных качеств. Война воспринимается Пушкиным как состязание, победитель которого проявляет милость к побежденным: «Пирует Петр. И горд и ясен / И славы полон взор его, / И царской пир его прекрасен. / <...> В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих, / И славных пленников ласкает» («Полтава»). [7; Т. 5; С. 59-60]

Таким образом, можно сделать вывод о значимости категории страшного для лирики исследуемого периода, ее тесной взаимосвязи с другими универсалиями (смерть, восторг и т.д.). Исследование универсалий в произведениях русских поэтов и писателей позволяет наиболее полно отобразить их преемственность и взаимосвязь.

Библиографический список

1. Державин Г. Р. Стихотворения. Л. : Сов. писатель, 1957. 469 с.

2. Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. Л.: «Советский писатель», 1967. 501 с.

3. Жуковский В. А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 18-20.

4. Кретов А. А. Архаисты и новаторы в русской литературе XVIII - начала XX вв.// Универсалии русской литературы. Воронеж, 2009. С. 30.

5. Ломоносов М. В. Избранные произведения. М., 1965.

6. Майков В. И. Избранные произведения. М.-Л.: «Советский писатель», 1966. 490 с.

7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 19 т. М.: Воскресенье, 1994 -

1997.

8. Савинков С.В., Фаустов А.А. Аспекты русской литературной характерологии. М.: Intrada, 2010. С. 218.

9. Фаустов А. А. Литературные универсалии: на пути к терминологической демаркации // Универсалии русской литературы. Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. С. 8-28.

References

1. Derzhavin G. R. Poems. L.: Sov. writer, 1957. 469 p.

2. Dmitriev 1.1. The Complete collection of poems. L.: «Soviet writer», 1967. 501 p.

3. Zhukovsky V. A. Collection of works: In 4 V. Moscow; Leningrad, 1959. V. 1. P. 18-20.

4. Kretov A. A. Archaists and innovators in Russian literature of the XVIII - beginning of XX centuries //Universals of Russian literature. Voronezh, 2009. P. 30.

5. Lomonosov M. V. Selected works. M., 1965.

6. Maikov V. I. Selected works. M. - L.: «Soviet writer», 1966. 490 p.

7. Pushkin A. S. Complete works: in 19 V. M.: Sunday, 1994 - 1997.

8. Savinkov S. V., Faustov A. A. Aspects of Russian literary character. M.: Intrada, 2010. P. 218.

9. Faustov A. A. Literary universal: towards a terminological demarcation // Universals of Russian literature. Voronezh: Voronezh state University, Publishing house by Aleinikov, 2009. P. 8-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.