Научная статья на тему 'Улучшение здоровья учащейся молодежи средствами оздоровительной физической культуры'

Улучшение здоровья учащейся молодежи средствами оздоровительной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
370
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКВААЭРОБИКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / WATER AEROBICS / HEALTH BENEFITS / FUNCTIONAL STATUS / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилик Марина Викторовна

Автором посредством экспериментального подхода рассматривается кумулятивное формирование оздоровительного эффекта систематизированных физических упражнений в воде. В обсуждении результатов собственных исследованиях приведены экспериментальные данные, показывающие решение актуальной проблемы в повышении функционального состояния и улучшения здоровья студенток университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of students health by means of recreational physical culture

The author through an experimental approach a cumulative health effect formation of systematic exercise in the water. In discussing the results of our studies show the experimental data showing the solution of the urgent problems in improving functional status and improve the health of university students.

Текст научной работы на тему «Улучшение здоровья учащейся молодежи средствами оздоровительной физической культуры»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УЛУЧШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.В. ГАВРИЛИК, Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь

Аннотация

Автором посредством экспериментального подхода рассматривается кумулятивное формирование оздоровительного эффекта систематизированных физических упражнений в воде. В обсуждении результатов собственных исследованиях приведены экспериментальные данные, показывающие решение актуальной проблемы в повышении функционального состояния и улучшения здоровья студенток

университета.

Abstract

The author through an experimental approach a cumulative health effect formation of systematic exercise in the water. In discussing the results of our studies show the experimental data showing the solution of the urgent problems in improving functional status and improve the health of university students.

Ключевые слова: аквааэробика, оздоровительный эффект, функциональное состояние, двигательная

активность.

Key words: water aerobics, health benefits, functional status, physical activity.

Введение

В последнее время в работах многих исследователей [1, 3, 5, 6, 8] отмечены тенденции ухудшения здоровья у выпускников вузов - будущих специалистов и потенциальных родителей. Особое беспокойство вызывает физическое здоровье девушек, которое в большой степени определяет здоровье будущего ребенка. Следует отметить, что имеет место проблема, связанная с необходимостью повышения физического состояния и здоровья студенток и одновременно - с трудностями ее разрешения в рамках традиционной системы физического воспитания в высших учебных заведениях.

В настоящее время преподавателям вузов нелегко привлекать студенток к традиционным занятиям физической культурой. В то же время у молодежи стало модным проводить время в спортивных клубах, фитнес-центрах и заниматься нетрадиционными видами двигательной активности и спорта [13].

В свою очередь, следует отметить повышенный интерес студенток к различным видам оздоровительной аэробики [2, 9], которые предоставляют возможности для одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений.

В данном исследовании мы рассматриваем возможность эффективного применения аквааэробики как средства улучшения функционального состояния и улучшения здоровья студенток в процессе занятий физической культурой.

Исследования многих авторов [4, 9, 10, 11, 12] показали, что двигательная активность в условиях водной среды является эффективным средством повышения физической подготовленности и физического здоровья у девочек и женщин среднего и старшего возраста. Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно обоснованных данных о влиянии занятий аквааэробикой на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте 18-24 лет.

Цель исследования - разработка и обоснование системы оздоровительных средств аквааэробики и определение положительного воздействия на физическое состояние девушек в возрасте 18-24 лет.

Методы исследования

Для достижения указанной цели нами с 2008 по 2011 г. проведено обследование по программе эксперимента с участием студенток ПолесГУ на базе бассейна УСК «Волна». Первые два этапа представляли собой форми-

рующий эксперимент, третий этап был контрольным для изучения кумулятивного эффекта экспериментальной методики.

При подготовке эксперимента был использован метод проектирования, который предусматривал формирование педагогической системы обучения комплексам аквааэробики для девушек экспериментальной группы в виде научно обоснованной системы мероприятий, позволяющей эффективно совершенствовать их физическую подготовленность и физическое здоровье.

Для проведения эксперимента были сформированы две группы (п = 42). Девушки экспериментальной группы (п = 20) участвовали в систематических занятиях аквааэробикой, которые проводились по разработанной нами программе.

Программа включала комплексы упражнений в воде различной интенсивности: вводный с пониженной интенсивностью упражнений (ЧСС 125-135 уд./мин.) -длительность 5 недель; основной с повышенной интенсивностью (ЧСС 130-150 уд./мин) - длительность 12 недель; тренирующий с высокой интенсивностью (ЧСС 150-170 уд./мин) - длительность 14 недель. На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения.

Занятия девушек контрольной группы (п = 22) проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки аналогичны нагрузкам в экспериментальной группе. Следовательно, методика эксперимента предусматривала возможность выявления эффекта влияния водной среды на состояние испытуемых.

В ходе эксперимента испытуемые проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и посещению бассейна.

Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия - два академических часа.

В процессе эксперимента непосредственно на занятиях использовался метод педагогических наблюдений.

Проводились оценки и вносились коррективы правильности выполнения задаваемых упражнений как для всей группы целиком, так и индивидуально. В процессе наблюдений регистрировались характеристики педагогического процесса в виде дозировки упражнений, времени их выполнений, общей и моторной плотности занятий, хронометража.

Этапный контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических и функциональных показателей организма.

Оценки результатов этапного контроля формировались на основе анализа и сравнений среднегрупповых характеристик на основе статистических критериев в зависимости от вида их распределения как случайных величин. При формировании выводов о достоверности среднегрупповых результатов измерений учитывались величины погрешности измерений, которые составляли в среднем 4-5%.

Динамика групповых характеристик по этапам определялась с помощью метода регрессионного анализа. Во всех случаях критическое (расчетное) значение критерия Фишера ^крит) составляло величину 3,11. Превышение этой величины ^расч > F^^) означало достоверное превышение групповых дисперсий результатов повторных измерений на этапах контроля над среднегрупповыми.

Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Обсуждение результатов исследований

Результаты трехэтапного контроля групповых показателей состояния испытуемых по данным регрессионного анализа в виде средних арифметических величин X и средних квадратических отклонений S рядов измерений показаны в табл. 1-2.

Таблица 1

Динамика некоторых показателей функционального состояния у девушек экспериментальной

и контрольной групп

Показатели Этапы Эксперим.группа /О Контр. группа %

X S F расч. X S F расч.

1 66,4 14,0 +21,5 30,4 74,7 18,0 +19,7 9,83

ИГСТ, усл. ед. 2 80,7 15,2 84,9 16,5

3 68,1 14,5 72,9 17,8

1 54,5 17,0 + 13,9 9,29 47,7 11,2 +17,8 3,36

Проба Штанге, с 2 62,1 11,1 56,2 12,5

3 61,6 8,5 45,1 11,7

1 2,4 0,45 +29,2 26,10 2,5 0,26 н/дост. н/дост.

ЖЕЛ, л 2 3,1 0,39 3,0 0,52

3 3,0 0,39 2,8 0,44

Примечания: ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста, ЖЕЛ - жизненная емкость легких. В табл. 1 условным знаком «%» обозначены изменения изучаемых показателей на первом и втором этапах исследования в процентах. Все достоверные изменения величин показателей показаны курсивом.

По данным, представленных в табл. 1, для девушек экспериментальной группы можно отметить достоверные улучшения всех изучаемых показателей как по двум, так и по трем этапам эксперимента. В контрольной группе зафиксированы отличительные особенности в виде значительного ухудшения величины пробы Штанге на третьем этапе исследований, т.е. через год после окончания экспериментальных занятий. В то же время у девушек экспериментальной группы значения пробы при тех же условиях сохранились на прежнем уровне. По показателю ЖЕЛ в контрольной группе все среднегрупповые изменения недостоверны, в экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика.

Следовательно, имеются основания для утверждения о большем положительном влиянии занятий аквааэроби-

кой на функциональное состояние организма девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

По показателям антропометрии (табл. 2) у девушек экспериментальной группы показатели массы тела, обхват бедер, живота и талии уменьшились уже на втором этапе и в дальнейшем статистически незначимо менялись на третьем. В контрольной группе все без исключения показатели на третьем этапе достоверно ухудшились после прекращения экспериментальных занятий.

Данные по динамике антропометрических показателей и результатам контроля физической подготовленности показаны в табл. 2.

Таблица 2

Динамика антропометрических показателей у девушек

Показатели Этапы Эксперим.группа 1/2% Контр. группа 1/2%

X S F расч. X S F расч.

1 54,8 6,9 н/дост. н/дост. 54,2 7,4 н/дост. 3,82

Масса тела, кг 2 52,8 6,1 53,1 7,2

3 54,1 6,8 59,0 7,9

1 94,4 6,3 -5,3 н/дост. 92,9 4,7 н/дост. 5,96

Обхват бедер, см 2 92,0 5,9 92,2 5,2

3 92,9 6,1 97,2 6,1

1 79,4 8,7 н/дост. н/дост. 81,4 5,9 н/дост. 3,62

Обхват живота, см 2 75,4 6,7 79,2 5,6

3 76,1 9,6 83,3 8,8

Обхват талии, см 1 69,6 5,3 н/дост. н/дост. 69,6 5,3 н/дост. 4,12

2 68,0 5,8 68,0 5,8

3 68,6 6,2 72,4 4,9

Выводы

1. В результате проведенных исследований установлены достоверные положительные сдвиги показателей функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек экспериментальной группы. В контрольной группе подобные изменения оказались существенно меньшими.

2. Среди антропометрических показателей у девушек экспериментальной группы выявлен эффект достоверно-

го снижения показателя жировой массы. В контрольной группе такой эффект не определен.

3. Выявлено положительное влияние именно водной среды на физическое состояние испытуемых в процессе выполнения комплексов физических упражнений. Следовательно, можно считать, что систематические занятия аквааэробикой являются эффективным средством повышения физического состояния и здоровья учащихся.

Литература

1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-27.

2. Бондаренко Е.В. Проблема формирования мотивации внутренней направленности к занятиям физической культурой у студентов вуза//Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: материалы VI Международной научно-практической конференции 28-29 марта 2003 г. -

Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - С. 329-335.

3. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования// Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 10. - С. 15-18.

4. Булгакова Н.Ж., Лысова, И.А. Обоснование методики занятий аэробикой / Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века. Москва, 24-25 ноября, 1994. - М., 1994. - С. 15-17.

5. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№ 1. - С. 27-32.

6. Евсеев Ю.И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 47-50.

7. Заводевкина Н.В. Физическое воспитание и ценность здоровья: гендерный аспект//Социально-гуманитарные науки на ДВ. - 2006. - № 2 (10). -С. 54-57.

8. Зайцев А.И. Избранные статьи / под ред. Н.А. Ал-мазовой и Л.Я. Жмудя. - Т. 2. - СПБ.: Филолог. фак-т СПб гос. ун-та, 2003. - С. 607.

9. Казакова Н.А. Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического состояния студенток / Н.А. Казакова // Ученые записки университета им. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 36-41.

10. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. - Т. 1. Теория и методика. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.

11. Насонова Л. Приглашение на акваданс: водная гимнастика для всех // Физкультура и спорт. - 1995. -№ 6. - С. 10.

12. Полухина Т.Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения / Т.Г. Полухина: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - 2003. - 22 с.

13. Русяева А.А., Коломейцева Е.Б., Черкасова Л.С. Способы привлечения студенток к занятиям физической культурой // Классический университет в российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского государственного университета): материалы Между-нар. науч.-метод. конф. - Пермь: Перм. ун-т, 2006. -420 с.

References

1. Balsevich V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and young people // Fizicheslaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 23-27.

2. Bondarenko E.V. Problem of the formation of internal motivation orientation to physical training of students of the university // Actual problems of safety, health, in sports and physical education: proceedings of the VI International scientific conference on March 28-29, 2003. -Tomsk: Center instructional chair for literature, 2003. -P.329-335.

3. Bondin V.I. School health teacher in higher education // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 2004. -№ 10. - P. 15-18.

4. Bulgakovа NJ, Lysova I.A. Justification of education in aerobics / Health and physical condition of the Russian population at the turn of the XXI century. Moscow, November 24-25, 1994. - M., 1994. - P. 15-17.

5. Vilensky M. Physical training in human educational environment of the university // Fizicheslaya kultura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 27-32.

6. Evseev Y. Instructional design of professionally oriented physical education in students // Fizicheslaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2005. -№ 1. - P. 47-50.

7. Zavodevkina N.V. Physical education and health value: gender // Social and human sciences in Far Eas. - 2006. -№ 2 (10). - P. 54-57.

8. Zaitzev A.I. Selected articles / ed. N.A. Almazov and L.Y. Zhmud. - V. 2. - SPb.: Philologic Faculty of St. Petersburg state university, 2003. - P. 607.

9. Kazakovа N.A. Water aerobics as a specific means to improve the physical condition of students / N.A. Kaza-kova // Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. - 2007. -№ 6 (28). - P. 36-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Lisitzауа T.S., Sidneva L.V. Aerobics: at 2 t. - T. 1. Theory and metodika. - M.: Aerobics federation of Russia, 2002. - 232 p.

11. Nasonovа L. Invitation akvadans: water gymnastics for all // Physical Education and Sport. - 1995. - № 6. -P. 10.

12. Polukhirn T.G. Classification and typology of aerobics exercises as a basis for the development of learning technologies / T.G. Polukhina: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - 2003. - 22 p.

13. Rusyaeva A.A., Kolomeitzeva E.B., Cherkasova L.S. Ways to attract students to physical training // Classic university in the Russian educational space (on the 90th anniversary of the Perm state university): proceedings of the International scientific-method. conf. - Perm, 2006. - 420 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.