Л.Д. Дашиева УЛИГЕРЫ ХОРИ-БУРЯТ
Рассматривается жанр бурятского героического эпоса - улигер. Особенности музыкального ритма и формы улигера характеризуют эпическую традицию хори-бурят.
Ключевые слова: героический эпос; эпическая традиция; хори-буряты.
Одним из уникальных жанров устной поэзии бурят являются улигеры (бур. YльгэPнYYд), представляющие героические сказания - крупные эпические поэмы в стихах. Удивительно яркий мир бурятских улигеров, являющийся золотой сокровищницей мудрости и нравственно-эстетических идеалов народа, служит ценным источником по изучению традиционной духовной культуры бурят. Благодаря большому вниманию бурятских ученых к героическому эпосу, начиная с трудов Ц.Ж. Жамцарано [1], в настоящее время существуют публикации полных текстов выдающихся улигеров «Абай Гэсэр XYбYYн», «Аламжи мэргэн», «Еренсей», «Шоно батор» и др. Их исследованию посвящены работы бурятских историков, филологов, языковедов, религиоведов, фольклористов, культурологов. Однако отметим, что при всей разносторонности научных интересов крайне мало исследован музыкальный компонент западнобурятских улигеров; совсем не изучена музыка восточнобурятских улигеров хори-бурят [2-5].
Думается, что рассмотрение музыкальных особенностей улигеров не только должно раскрыть локальные различия, но и способствовать целостному описанию этого жанра бурятской традиционной культуры. В условиях угасшей живой традиции1 необходимо найти ключ к анализу на современном уровне вербального текста и музыкальной организации бурятских улиге-ров. К счастью, бурятская наука располагает фольклорными материалами, записанными в разное время разными собирателями. Вероятно, они могут стать основой реконструкции целостной художественной системы бурятского эпоса. В этой связи уникальную ценность имеют аудиозаписи улигеров, хранящиеся в фо-нограммархиве ИМБТ СО РАН (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН). Они были записаны в 1960-1970-е гг. бурятскими учеными П.Б. Балданжаповым, Д.С. Дугаровым, Г.О. Тудено-вым, Ц.-А. Дугар-Нимаевым, М.П. Хомоновым,
В.Ш. Гунгаровым, С.С. Бардахановой, Д. Д. Гомбоин и др. Безусловно, бережное отношение к неопубликованным источникам и спасение их от забвения является главной задачей бурятского эпосоведения и этномузы-кознания. Кроме того, актуальность исследования музыкальной организации улигеров очевидна. Ладоинто-национный и слогоритмический анализ улигерных напевов позволит их типологизировать, выявить общие и отличительные черты в регионально-диалектном плане.
Анализируя восточнобурятскую традицию, обратимся к редким записям улигеров хори-бурят из коллекции аудиозаписей П.Б. Балданжапова2. Замечательный ученый-монголовед, по происхождению хори-бурят (родился в селе Цаган-Оль Агинского Бурятского автономного округа Читинской области), Пурбо Балда-нович Балданжапов с ранней юности занимался собиранием улигеров, бурятских народных песен, пословиц,
поговорок и благопожеланий [6. С. 4]. Результатом экспедиционной работы стала публикация книги «Агын YльгэрнYYд» («Агинские улигеры»3) в 1961 г. [7]. В ней были изданы тексты трех улигеров, записанных от выдающегося хори-бурятского сказителя Галсанжамсо Тыхеева: «Боро соохор моритой Боронтуу мэргэн», «ЗYгы мэргэн хаанай Мижэд XYбYYH», «Уншэн сагаан ботогон». В фонограммархиве ИМБТ СО РАН хранятся аудиозаписи семи улигеров, из которых три («Баль-жан хатан», «Алтан Шаахай Мунгэн Шаахай хоер», «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан») были записаны П.Б. Балданжаповым в 1960 г. в селах Новая Заря и Красная Ималка Ононского района Читинской области от хори-бурятских улигершинов Гал-санжамсо Тыхеева и Лхасарана Бальчинова.
Известно, что хоринская эпическая традиция многообразна - изредка встречаются образцы речитативного исполнения от начала до конца улигера4. В связи с этим особый интерес представляет улигер «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан», записанный от хоринского улигершина Лхасарана Бальчинова. Из полевого дневника П. Б. Балданжапова узнаем, что сказитель слышал этот улигер в селе Будалан Агинского аймака Читинской области. Очевидно, унаследованная традиция напевного стиля является аналогом западнобурятской формы исполнения. Для доказательства необходим сравнительный анализ мелодики, ритмофор-мул, ладовой организации, архитектоники улигеров эхирит-булагатов и хори-бурят.
Анализ ритмической организации хори-бурятского улигера «Арбан долоон накатай Алтан Сэндэл нойон хаан» позволил выделить две ритмоформулы (десяти- и семислоговую). Начальные строки улигера реализованы в десятислоговой ритмоформуле (далее РФ), состоящей из инициальных двух восьмых и одной четвертной длительностей, шести восьмых и заключительной четвертной длительности. Вторая РФ - семислоговая РФ, включающая шесть восьмых и четвертную длительность, стабилизируется в процессе пения сказителя. По-видимому, вторая ритмоформульная структура улигерного напева подтверждает выводы известного бурятского филолога Г. О. Туденова, установившего закономерности силлабического строения бурятского улигерного стиха, основу которого составляет семисложник. В нем ритмические акценты, падающие на второй, четвертый и седьмой слоги, совпадают со словесными ударениями всех трех слов в строке [8. С. 154]. В результате анализа и подсчета количества слогов улигеров, включающих около 43226 стихотворных строк, исследователь установил, что группа семисложника составляет 95% всех стихов и выдвинул мнение об изоритмической системе бурятского улигер-ного стиха. Безусловно, семислоговая РФ характерна не только для улигера, но и для других жанров тради-
ционной музыки бурят, например кругового танца ёхор, исследованию которого посвящена работа автора статьи [9]. На мой взгляд, анализ музыкального ритма и определение ритмических моделей улигерного поющегося стиха с учетом особенностей бурятского фольклорного стихосложения станут ключом к объяснению феномена семислоговой структуры в бурятской улигерной системе.
Как уже было отмечено выше, восточная хори-бурятская улигерная традиция неоднородна - помимо напевного стиля представляет сочетание прозаического рассказа, стихов и песенных разделов - монологов персонажей или героев улигера, именуемых туурээлгэ (туурээлгэ от туурээхэ - «говорить речитативом; рассказывать, клянясь и напевая») [10. С. 448]. По мнению Д. С. Дугарова, это слово неизвестно ни одному из бурятских племен, кроме хори-бурят, но оно издавна бытует у тунгусов, в частности эвенков, «... в языке которых слово «туурээн» означает «слово, имеющее волшебную силу», «волшебное слово» [11.
С. 370]. Вероятно, структура хори-бурятских улигеров имеет сходство с героическими сказаниями эвенков нимнгаканами.
Уточняя жанровую специфику туурээлгэ, исследователи отмечают устойчивые стихотворные формулы непереводимого содержания, насыщенные звукоподражаниями голосам птиц, животных, природных явлений. По-видимому, устойчивый поющийся стих туурэ-элгэ, реализованный в мелодико-ритмических формулах, значительно отличается от речитативных напевов западных эхирит-булагатских и унгинских улигеров.
Безусловный интерес представляет проблема происхождения туурээлгэ. Признавая туурээлгэ феноменом тюрко-монгольского эпоса, Д.С. Дугаров предполагает, что «туурээлгэ в хоринский эпос пришли из древних шаманских мистерий, обыгрывавших в лицах и ярко красочных и эффектно разрисованных масках первобытные мифы» [4. С. 519.] Очевидно, специальное изучение генезиса бурятских улигеров позволит выяснить природу туурээлгэ и рассмотреть глубинные связи эпоса с шаманством. Кроме того, необходим целостный сравнительный анализ эхирит-булагатских и хори-бурятских улигерных напевов, подразумевающий ладоинтонаци-онный, метроритмический, композиционный аспекты, а также проведение параллелей с эпосом тюркомонгольских и тунгусо-маньчжурских народов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В течение XX в. постепенно исчезают улигерные традиции, уходят из жизни сказители улигершины, а вместе с ними богатейшее поэтическое
искусство. Последним из восточнобурятских сказителей был Рэгзэн Эрдынеевич Эрдынеев (1909-2005) [12]. Во время музыкальнофольклорной экспедиции студентов и преподавателей НГК им. М.И. Глинки в Еравнинский район Республики Бурятия (село Усть-Эгита) в 2003 г. сделана аудиозапись хори-бурятского улигера «Хухэльдур мэргэн и его сын Хурзык-Тэзэ» (Коллекция А 193 хранится в Архиве традиционной музыки при НГК им. М.И. Глинки) [13].
2 Пурбо Балданович Балданжапов (1921-1991) - известный востоковед, автор более 40 трудов, посвященных изучению истории и культуры
монголов, тувинцев и бурят. Круг его научных интересов был связан с исследованием монгольских исторических сочинений, источников индо-тибетской медицины, истории культуры народов Центральной Азии.
3 Запись и обработка текстов, комментарии, вступительная статья на бурятском языке принадлежат П.Б. Балданжапову. В 1999 г. его женой,
Д. Д. Дарижаповой, было осуществлено второе дополненное издание этой книги на бурятском языке [14].
4 На эту форму хори-бурятских улигеров указывает М.Н. Намжилова в книгах «Хоринские улигеры» и «Улигеры хори-бурят» [15-16].
ЛИТЕРАТУРА
1. Жамцарано Ц.Ж. Образцы народной словесности монгольских племен. Эпические произведения эхирит-булагатов: тексты. Л., 1930. Т. 1,
вып. 1.
2. Дашиева Л.Д. Метроритмические особенности эпических напевов бурят // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы
Междунар. науч. симп. Улан-Удэ, 1998. С. 56-59.
3. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: Учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 188 с.
4. Дугаров Д.С. Напевы бурятских улигеров // Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос. М.: Восточная литература, 1995. С. 505-519.
5. Дугаров Д.С., Шейкин Ю.И. О музыке эхирит-булагатского эпоса // Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица
Агуй Гохон / Сост. М.И. Тулохонов. Новосибирск: Наука, 1991. С. 35-52.
6. Ванникова Ц.П. П.Б. Балданжапов // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. Вып. 4.
С. 3-9.
7. Балданжапов П.Б. Агинские улигеры. Улан-Удэ, 1961. 127 с.
8. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение: Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 167 с.
9. Дашиева Л.Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: Дис. ... канд. искусствоведения.
Новосибирск, 2007. 268 с.
10. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 804 с.
11. Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. Т. 1, Кн. 1. С. 336-404.
12. Улигершин Рэгзэн Эрдынеев: Библиографический указатель / Сост. Х.Р. Лупсанова. Сосново-Озерское: Ярууна, 2004. 59 с.
13. Кондратьева Н.М., Новикова О.В. Об итогах музыкально-этнографической экспедиции в Еравнинский район РБ // Народная культура Сибири: Материалы XII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2003. С. 85-86.
14. Дарижапова Д.Д. Аман зохёолой баялигЬаа. Улаан-Удэ: Буряад унэн, 2007. 112 с.
15. Намжилова М. Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 121 с.
16. Улигеры хори-бурят / Отв. ред. Ц.-А. Дугар-Нимаев; вступ. ст., пер. и прим. М.Н. Намжиловой. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988. 175 с. Статья представлена научной редакцией «Культурология» 26 декабря 2008 г.