Научная статья на тему 'Укрепление здоровья студентов специальной медицинской группы в плавательном бассейне'

Укрепление здоровья студентов специальной медицинской группы в плавательном бассейне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
778
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PSYCHOPHYSICAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / MEDICAL AND PEDAGOGICAL CONTROL / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / HEALTH CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Маргарита Александровна, Трухачева Лидия Андреевна

Рассматривается особенность проведения занятий по плаванию со студентами специальных медицинских групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specialty of conducting swimming classes with students of special medical groups is considered.

Текст научной работы на тему «Укрепление здоровья студентов специальной медицинской группы в плавательном бассейне»

Построение занятий должно предусматривать сочетание общего и местного воздействия. При повреждениях и заболеваниях, когда требуется местное воздействие, в основной части урока отводится определенное время для специальных упражнений, направленных на восстановление подвижности, силы и координации движений поврежденной части тела или улучшение местного кровообращения и т. п.[2]

Широко применяемым видом занятий, дополняющих занятия лечебной гимнастикой, являются самостоятельные занятия по заданию. Они представляют собой несколько хорошо разученных упражнений (могут быть и местного действия), иногда бытовых и прикладных. [3]

Комплекс утренней гимнастики:

1. "Потягивание". И.п.- стойка ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести руки назад и прогнуться, (движения соответствует естественному потягиванию) - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение.

2. "Присядь комочком". И.п.- стойка основная. Присесть пониже, обхватив колени руками, голову вниз-выдох. Вернуться в и.п. - вдох - 4-5 раз.

3. "Маятник". И.п.- стойка ноги врозь, руки за спину. Наклоны, дыхание свободное 4 раза в каждую сторону.

4. "Мячик". И.п.- стойка основная, руки на пояс. Подскоки на месте, на носках Дыхание свободное. После 15-20 подскоков перейти на свободную ходьбу с постепенным замедлением.

5. "Дыши глубже". И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе, голову вниз. Отвести локти и плечи назад, голову вверх-вдох. Вернуться в и.п. - выдох. Темп медленный - 6-8 раз.

Физкультурная минутка:

1. И. Н. - сидя на краю или стоя, ноги врозь, руки за спину. 1 - прогнуться, голову наклонить назад. 2-3 - руки вверх, два движения прямыми руками внутрь, за головой, левая рука впереди, правая сзади. То же правая впереди. Повторить 4-6 раз. Т. М.

2. И. Н. - сидя или стоя, руки согнуты перед грудью. 1 - рывок согнутыми руками назад. 2-4 -И.Н скрестных рывка внутрь прямыми руками перед собой, меняя положение рук. Повторить 4-6 раз. Т. В.

УДК 7967012.68

3. И. Н. - сидя или стоя, руки на поясе. 1 - голову отвести назад и наклонить назад. 2- ^ ^ 3 -наклонить голову вперед. 4 - Н. Н. Повторить 4-6 раз. Т. М.

В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, здоровья, а так же двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Также были сделаны выводы по работе с слабослышащими студентами:

1. Режим дня для студентов с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-3 0% ниже, чем у здоровых сверстников.

2. И.Н выполнении физической нагрузки организм слабослышащих адаптируется хуже, чем у здоровых. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%)

3. В процессе подачи информации использовать все виды речи: устную, письменную, тактильную, жестовую.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих студентов основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включенных в основные разделы программы, будет способствовать не только к эффекту роста силовых качеств учащихся, но и в двигательной подготовленности в целом.

Список литературы:

1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 296.

2. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапко-вой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

© Васильева М. А., Трухачева Л. А.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ _МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ._

Васильева Маргарита Александровна

преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Трухачева Лидия Андреевна

старший преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Липецкий государственный технический университет

АННОТАЦИЯ: Рассматривается особенность проведения занятий по плаванию со студентами специальных медицинских групп.

ABSTRACT: The specialty of conducting swimming classes with students of special medical groups is considered.

Ключевые слова: Психофизические качества, физическое воспитание, медико-педагогический контроль, оздоровительный характер.

Keywords: Psychophysical qualities, physical education, medical and pedagogical control, health character.

Воспитание физически здорового поколения всегда являлось приоритетной задачей общества. Однако, в настоящее время, наблюдается ухудшение состояние здоровья у молодёжи, снижение функциональных возможностей.

Специальные знания, навыки и умения, а также определенные психофизические качества, такие как внимание, память, особенности сердечнососудистой и эндокринной систем - это основа профессиональной работоспособности человека. Помимо этого, с целью преуспевания в деятельности, огромной ролью обладают и такие качества личности, как смекалка, ответственность, честность и комплекс специализированных свойств, которые требует конкретная деятельность. Работоспособность находится в зависимости и от степени мотивировки установленной задачи, соответствующей способностям личности. Все это без исключения воздействует на эффективность работы и продуктивность труда.

В любой период работоспособность обусловливается влиянием различных внешних и внутренних условий, не только лишь по отдельности, но и в их совокупности. Данные условия возможно поделить на три главные категории: физиологические - общее положение состояние здоровья и многофункциональная готовность, сон, питание и др.; физические - действие на организм посредством эмоций: уровень и вид освещения рабочего участка, температура в помещении, степень шума и др.; психические - самочувствие, душевное состояние, мотивированность и др.

Именно в этот период, на основном уровне, продолжаются формироваться основы здорового образа жизни. Одним из важнейших этапов в жизни человека является его обучение в ВУЗе. Здесь формируется и укрепляется физическое здоровье, которое сохраняется в будущем. Но из-за малоподвижного образа жизни у многих студентов начинают проявляться проблемы в состоянии сердечно - сосудистой, центральной нервной и опорно- двигательной систем. Это связано с высокими интеллектуальными и психологическими нагрузками, проявляющимися особенно в период сессии, когда учебное время составляет примерно 9-10 часов в сутки, при норме в 7 -8 часов.

Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в ВУЗе своего решения на протяжении всех лет обучения. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию. Физическое воспитание является неотъемлемой составляющей физической культуры. Физическое воспитание помогает сформировать предпосылки, для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности, как в спортивной, так и в профессиональной.

Целями физического воспитания у студентов являются не только подготовка к социально-профессиональной деятельности, но и мотивация к формированию физической культурной личности.

Студенты, имеющие те или иные отклонения здоровья, занимаются в специальных медицинских группах. Методики, применяемые для студентов, занимающихся в основной группе, утомительны для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Поэтому для людей, у которых проблемы со здоровьем, разрабатывается отдельная программа тренировок.

Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должно проводиться на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов; физические упражнения в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы); массовые, оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время. Проблема еще осложнена тем, что студенты, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, страдают различными недугами и психологически не готовы к занятиям физкультурой. Для них можно организовать проведение занятий в плавательном бассейне под контролем квалифицированных преподавателей. Для проведения таких занятий преподаватель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах медико -педагогического контроля и влияния физических упражнений на организм студентов.

Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека. Благодаря высокому сопротивлению воды, расходуется в 4 раза больше энергии, чем при х0дьбе с Одинаковой скоростью. Во время занятий плаванием улучшается вестибулярный аппарат, сердечно - сосудистая, дыхательная и нервная система. Развивается опорно-двигательный аппарат, а так же вырабатывается устойчивость организма к температурным колебаниям, тем самым закаляя студента, помогая адаптироваться к погодным условиям и меньше болеть.

Прежде чем начать занятия со студентами специальных медицинских групп преподаватель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности студентов. По результатам тестирования и с учетом особенностей заболевания преподаватель составляет план занятий, осуществляет подбор специальных упражнений и определяет индивидуальную нагрузку.

Занятия плаванием со студентами специальных медицинских групп строятся по принципу увеличения нагрузки. Учитывается повторяемость и темп движений, их амплитуда, сложность и точность выполнения. Помимо упражнений на воде и с применением тех или иных элементов облегчения

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018 (ласты, плотики, пенопластовые диски и т.д.), выполняются дыхательные упражнения. При этом учитываются состояние здоровья, пол, возраст и уровень подготовленности студента, находится оптимальный подход к каждому В частности с учетом перечисленных параметров.

Кроме всего прочего, студенты, находящиеся в группах специального назначения, В большинстве своем, не привыкли к физическим нагрузкам, и сам спорт изначально многими воспринимается как изнуряющие и однообразные упражнения.

Поэтому, для грамотной адаптации к воде, преподаватели включают в программу обучения таких студентов различные игры на воде. Это могут быть как игры сюжетного характера, так и включающие в себя элементы соревнования и не имеющие сюжет, а также командные игры. Повышение уровня сложности игр позволяет студентам с каждым разом увереннее держаться на воде.

Со студентами проводится оценка их функционального состояния и жизненной емкости легких. Нах0дясь В бассейне на мелкой части выполняется последовательно три вдоха и выдоха. После третьего выдоха студент опускается под воду и задерживает дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания должна определяться периодом, В течение которого студент спокойно, без волевых усилий удерживается под ВОДОЙ. Оценка отлично была для тех, кто продержался 30-40 секунд и более; оценка хорошо 20-29 секунд; оценка удовлетворительно 15-19 секунд и неудовлетворительно для тех, кто продержался под водой 14 или меньше секунд

Нынешняя молодежь мало занимается спортом. Организм сдается на первых минутах выполнения какого-либо упражнения. Человек быстро выдыхается, поэтому можно сказать что, помимо слабых мышц, у него маленький объем легких. Поэтому студентам на уроках плавания необходимо увеличивать объем легких с помощью различных упражнений.

Для развития рефлекса задержки дыхания, преподаватель проводит игры «Достать со дна предмет», «Кто быстрее спрячется под водой», игроки по команде преподавателя опускаются под воду и поднимаются обратно несколько раз подряд. Для того, чтобы студенты почувствовали плотность воды и стали более уверенно на ней держаться, проводят всем известные упражнения « Поплавок» и «Звездочка».

Когда преподаватель видит, что студент готов начать плавать, он пытается развить в нем чувство держания на воде и дает базовые знания о техниках и стилях плавания.

Подчеркивая вышесказанное, делаем вывод о том, что игры да ют студенту выработать не только физические, но и морально-волевые качества, что крайне важно на сегодняшний день.

Было проведено исследование с целью выявить показатели, в большей степени дающее качественное обучение плаванию, и определить инди-

видуальную программу обучения студентов специальных медицинских групп нашего ВУЗа. В исследовании принимали участие студенты 2-3 курсов, которые не имеют противопоказаний для занятий в бассейне.

Исследование, которое длилось два месяца, проводилось на базе плавательного бассейна ЛГТУ. В исследовании принимали участие 14 студентов специальной медицинской группы. Экспериментальные занятия проводились два раза в неделю по 45 минут. В начале курса посещения бассейна со студентами было проведено вводное занятие, на котором рассказывалось о пользе занятий на воде, а также о различных стилях плавания.

Использование наглядных методов помогло студентам быстрее усвоить новый материал. В начале занятия 10-15 минут уделялось упражнениям улучшающим технику дыхания. В основной части занятия использовалось проплывание 25-ти метровых дистанций различными стилями.

Для развития скоростных качеств и выносливости применялось повторное проплывание, но с увеличением скорости или непрерывное плавание в течение 5-10 минут. И в заключительной части занятия студенты выполняли упражнения на растяжку, координацию, а также дыхательные упражнения.

В итоге, 25% объема работы на занятии составляли дыхательные упражнения, 50 вводно-опорные и 25% - упражнения на гибкость и координацию. В конце исследования студенты получали контрольное задание: проплывание 25-ти метров вольным стилем с максимальной скоростью.

Во время проведения занятий со студентами специальных медицинских групп необходимо применение двух видов физических нагрузок: тонизирующих (поддерживающие) и щадяще-тренирую-щих. Тонирующая (поддерживающая) нагрузка стимулирует функции и поддерживает достигнутое функциональное состояние организма. Она может быть большой и умеренной интенсивности и равномерно распределяться в течение занятия. Щадящее - тренирующие физические нагрузки повышают работоспособность организма, увеличивая его функциональные резервы. Эти нагрузки должны строго дозироваться, а сам тренировочный Эффект может быть достигнут от воздействия нагрузки в 40-70% от максимально допустимой. При правильно организованном занятии происходит последовательный переход щадящего режима в щадяще-тренирую-щий, затем в тренирующий и интенсивно-тренирующий. Контролем перех0да от ОДНОГО режима к другому может служить частота сердечный сокращений, что связано с интенсивностью выполняемой мышечной работы.

Рекомендуется щадящий режим назначать всем студентам специальных медицинских групп при общем относительно удовлетворительном состоянии. ЧСС при нагрузке не должна превышать 110 ударов в минуту. Уровень нагрузки составляет 25 функционального режима сердца. Тренирующий режим реализуется при ЧСС 120-130 ударов в ми-

нуту, уровень нагрузки 40-60 % от функционального резерва сердца. Интенсивно тренирующий режим назначается студентам специальных медицинских групп после предварительных занятий - обязательное условие - стойкая ремиссия заболевания и общее хорошее самочувствие. Допустимая ЧСС в длительных нагрузках 130 ударов в минуту, в коротких и интенсивных 150-160 ударов в минуту. Уровень нагрузки до 60-80 % от резерва. При ЧСС 130 ударов в минуту - оздоровительная зона; ЧСС 130-150 ударов в минуту - тренировка аэробных возможностей; ЧСС 151-180 ударов в минуту - тренировка аэробных и анаэробных механизмов, что крайне не рекомендуется при использовании данной зоны мощности при работе со студентами специальных медицинских групп.

По полученным результатам можно сказать, что из показателей, характеризующих способности к успешному обучению, наиболее весомыми являются: жизненная емкость легких, время задержки дыхания, точность воспроизведения пространственных временных и динамических (силовых) заданий. Было определенно, что студенты, обладающие хорошей водно - опорной чувствительностью, большей ЖЕЛ и способностью к продолжительной задержки дыхания, быстрее адаптируется к условиям водной среды. Их движения более плавны, ритмичны, и выполняются с большей амплитудой. Это позволяет в дальнейшем освоить рациональную технику одного из спортивных способов плавания, который по своей структуре больше соответствует индивидуальным способностям обучаемого.

Во время проведения занятий плаванием, а так же после грамотно построенных упражнений в заключительной части, у студентов выявляются существенные положительные сдвиги. С увеличением физических возможностей улучшаются характеристики двигательных процессов, выносливости, регулирование деятельности сердечно - сосудистой и нервных систем. Получение положительных эмоций, способствует гармонизации психического состояния студента, что в свою очередь позволяет им быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и легче переносить стрессовые нагрузки.

Данная статья дает нам понять, что плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно- двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).

Плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки. Механизм действия прост: во время плавания снижается статическая нагрузка на позвоночник, нивелируется дисбаланс мышц спины, приводящей к искривлениям позвоночника.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.

Таким образом, проведение занятий по плаванию в современных вузах носит в большинство своем оздоровительный характер, а стандартная методика физического воспитания, также применяемая в настоящее время, отходит на второй план. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство.

Эффективность физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, всецело определяется методикой и организацией занятий. От того, какие средства физического воспитания применяются, какова методика их использования и как организован процесс проведения занятий, зависит и оздоровительный результат - степень восстановления функций организма после перенесенного заболевания, способность организма противостоять неблагоприятным влияниям окружающей среды, а также профессионально-прикладной эффект развития двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения будущей специальностью. Физическое воспитание и формирование основы здорового образа жизни крайне необходимы для студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья, и является важным фактором для воспитания здоровой нации.

Список литературы:

1. Будыка, Е.В Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность и адаптационные возможности студентов // Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность и адаптационные возможности студентов: журнал Научные исследования, 2009, №4(21).

2. Алексеева, Л.Ф. Психическая саморегуляция активности личности // Психические механизмы регуляции активности: Сб. науч. Тр. Новосибирского гос. пед. Ун-та Новосибирск, 2001.

3. Шишкова, Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки-2007. №4.-С.65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.