Построение занятий должно предусматривать сочетание общего и местного воздействия. При повреждениях и заболеваниях, когда требуется местное воздействие, в основной части урока отводится определенное время для специальных упражнений, направленных на восстановление подвижности, силы и координации движений поврежденной части тела или улучшение местного кровообращения и т. п.[2]
Широко применяемым видом занятий, дополняющих занятия лечебной гимнастикой, являются самостоятельные занятия по заданию. Они представляют собой несколько хорошо разученных упражнений (могут быть и местного действия), иногда бытовых и прикладных. [3]
Комплекс утренней гимнастики:
1. "Потягивание". И.п.- стойка ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести руки назад и прогнуться, (движения соответствует естественному потягиванию) - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение.
2. "Присядь комочком". И.п.- стойка основная. Присесть пониже, обхватив колени руками, голову вниз-выдох. Вернуться в и.п. - вдох - 4-5 раз.
3. "Маятник". И.п.- стойка ноги врозь, руки за спину. Наклоны, дыхание свободное 4 раза в каждую сторону.
4. "Мячик". И.п.- стойка основная, руки на пояс. Подскоки на месте, на носках Дыхание свободное. После 15-20 подскоков перейти на свободную ходьбу с постепенным замедлением.
5. "Дыши глубже". И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе, голову вниз. Отвести локти и плечи назад, голову вверх-вдох. Вернуться в и.п. - выдох. Темп медленный - 6-8 раз.
Физкультурная минутка:
1. И. Н. - сидя на краю или стоя, ноги врозь, руки за спину. 1 - прогнуться, голову наклонить назад. 2-3 - руки вверх, два движения прямыми руками внутрь, за головой, левая рука впереди, правая сзади. То же правая впереди. Повторить 4-6 раз. Т. М.
2. И. Н. - сидя или стоя, руки согнуты перед грудью. 1 - рывок согнутыми руками назад. 2-4 -И.Н скрестных рывка внутрь прямыми руками перед собой, меняя положение рук. Повторить 4-6 раз. Т. В.
УДК 7967012.68
3. И. Н. - сидя или стоя, руки на поясе. 1 - голову отвести назад и наклонить назад. 2- ^ ^ 3 -наклонить голову вперед. 4 - Н. Н. Повторить 4-6 раз. Т. М.
В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, здоровья, а так же двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Также были сделаны выводы по работе с слабослышащими студентами:
1. Режим дня для студентов с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-3 0% ниже, чем у здоровых сверстников.
2. И.Н выполнении физической нагрузки организм слабослышащих адаптируется хуже, чем у здоровых. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%)
3. В процессе подачи информации использовать все виды речи: устную, письменную, тактильную, жестовую.
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих студентов основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включенных в основные разделы программы, будет способствовать не только к эффекту роста силовых качеств учащихся, но и в двигательной подготовленности в целом.
Список литературы:
1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 296.
2. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапко-вой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.
© Васильева М. А., Трухачева Л. А.
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ _МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ._
Васильева Маргарита Александровна
преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Трухачева Лидия Андреевна
старший преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Липецкий государственный технический университет
АННОТАЦИЯ: Рассматривается особенность проведения занятий по плаванию со студентами специальных медицинских групп.
ABSTRACT: The specialty of conducting swimming classes with students of special medical groups is considered.
Ключевые слова: Психофизические качества, физическое воспитание, медико-педагогический контроль, оздоровительный характер.
Keywords: Psychophysical qualities, physical education, medical and pedagogical control, health character.
Воспитание физически здорового поколения всегда являлось приоритетной задачей общества. Однако, в настоящее время, наблюдается ухудшение состояние здоровья у молодёжи, снижение функциональных возможностей.
Специальные знания, навыки и умения, а также определенные психофизические качества, такие как внимание, память, особенности сердечнососудистой и эндокринной систем - это основа профессиональной работоспособности человека. Помимо этого, с целью преуспевания в деятельности, огромной ролью обладают и такие качества личности, как смекалка, ответственность, честность и комплекс специализированных свойств, которые требует конкретная деятельность. Работоспособность находится в зависимости и от степени мотивировки установленной задачи, соответствующей способностям личности. Все это без исключения воздействует на эффективность работы и продуктивность труда.
В любой период работоспособность обусловливается влиянием различных внешних и внутренних условий, не только лишь по отдельности, но и в их совокупности. Данные условия возможно поделить на три главные категории: физиологические - общее положение состояние здоровья и многофункциональная готовность, сон, питание и др.; физические - действие на организм посредством эмоций: уровень и вид освещения рабочего участка, температура в помещении, степень шума и др.; психические - самочувствие, душевное состояние, мотивированность и др.
Именно в этот период, на основном уровне, продолжаются формироваться основы здорового образа жизни. Одним из важнейших этапов в жизни человека является его обучение в ВУЗе. Здесь формируется и укрепляется физическое здоровье, которое сохраняется в будущем. Но из-за малоподвижного образа жизни у многих студентов начинают проявляться проблемы в состоянии сердечно - сосудистой, центральной нервной и опорно- двигательной систем. Это связано с высокими интеллектуальными и психологическими нагрузками, проявляющимися особенно в период сессии, когда учебное время составляет примерно 9-10 часов в сутки, при норме в 7 -8 часов.
Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в ВУЗе своего решения на протяжении всех лет обучения. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию. Физическое воспитание является неотъемлемой составляющей физической культуры. Физическое воспитание помогает сформировать предпосылки, для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности, как в спортивной, так и в профессиональной.
Целями физического воспитания у студентов являются не только подготовка к социально-профессиональной деятельности, но и мотивация к формированию физической культурной личности.
Студенты, имеющие те или иные отклонения здоровья, занимаются в специальных медицинских группах. Методики, применяемые для студентов, занимающихся в основной группе, утомительны для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Поэтому для людей, у которых проблемы со здоровьем, разрабатывается отдельная программа тренировок.
Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должно проводиться на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов; физические упражнения в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы); массовые, оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время. Проблема еще осложнена тем, что студенты, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, страдают различными недугами и психологически не готовы к занятиям физкультурой. Для них можно организовать проведение занятий в плавательном бассейне под контролем квалифицированных преподавателей. Для проведения таких занятий преподаватель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах медико -педагогического контроля и влияния физических упражнений на организм студентов.
Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека. Благодаря высокому сопротивлению воды, расходуется в 4 раза больше энергии, чем при х0дьбе с Одинаковой скоростью. Во время занятий плаванием улучшается вестибулярный аппарат, сердечно - сосудистая, дыхательная и нервная система. Развивается опорно-двигательный аппарат, а так же вырабатывается устойчивость организма к температурным колебаниям, тем самым закаляя студента, помогая адаптироваться к погодным условиям и меньше болеть.
Прежде чем начать занятия со студентами специальных медицинских групп преподаватель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности студентов. По результатам тестирования и с учетом особенностей заболевания преподаватель составляет план занятий, осуществляет подбор специальных упражнений и определяет индивидуальную нагрузку.
Занятия плаванием со студентами специальных медицинских групп строятся по принципу увеличения нагрузки. Учитывается повторяемость и темп движений, их амплитуда, сложность и точность выполнения. Помимо упражнений на воде и с применением тех или иных элементов облегчения
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018 (ласты, плотики, пенопластовые диски и т.д.), выполняются дыхательные упражнения. При этом учитываются состояние здоровья, пол, возраст и уровень подготовленности студента, находится оптимальный подход к каждому В частности с учетом перечисленных параметров.
Кроме всего прочего, студенты, находящиеся в группах специального назначения, В большинстве своем, не привыкли к физическим нагрузкам, и сам спорт изначально многими воспринимается как изнуряющие и однообразные упражнения.
Поэтому, для грамотной адаптации к воде, преподаватели включают в программу обучения таких студентов различные игры на воде. Это могут быть как игры сюжетного характера, так и включающие в себя элементы соревнования и не имеющие сюжет, а также командные игры. Повышение уровня сложности игр позволяет студентам с каждым разом увереннее держаться на воде.
Со студентами проводится оценка их функционального состояния и жизненной емкости легких. Нах0дясь В бассейне на мелкой части выполняется последовательно три вдоха и выдоха. После третьего выдоха студент опускается под воду и задерживает дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания должна определяться периодом, В течение которого студент спокойно, без волевых усилий удерживается под ВОДОЙ. Оценка отлично была для тех, кто продержался 30-40 секунд и более; оценка хорошо 20-29 секунд; оценка удовлетворительно 15-19 секунд и неудовлетворительно для тех, кто продержался под водой 14 или меньше секунд
Нынешняя молодежь мало занимается спортом. Организм сдается на первых минутах выполнения какого-либо упражнения. Человек быстро выдыхается, поэтому можно сказать что, помимо слабых мышц, у него маленький объем легких. Поэтому студентам на уроках плавания необходимо увеличивать объем легких с помощью различных упражнений.
Для развития рефлекса задержки дыхания, преподаватель проводит игры «Достать со дна предмет», «Кто быстрее спрячется под водой», игроки по команде преподавателя опускаются под воду и поднимаются обратно несколько раз подряд. Для того, чтобы студенты почувствовали плотность воды и стали более уверенно на ней держаться, проводят всем известные упражнения « Поплавок» и «Звездочка».
Когда преподаватель видит, что студент готов начать плавать, он пытается развить в нем чувство держания на воде и дает базовые знания о техниках и стилях плавания.
Подчеркивая вышесказанное, делаем вывод о том, что игры да ют студенту выработать не только физические, но и морально-волевые качества, что крайне важно на сегодняшний день.
Было проведено исследование с целью выявить показатели, в большей степени дающее качественное обучение плаванию, и определить инди-
видуальную программу обучения студентов специальных медицинских групп нашего ВУЗа. В исследовании принимали участие студенты 2-3 курсов, которые не имеют противопоказаний для занятий в бассейне.
Исследование, которое длилось два месяца, проводилось на базе плавательного бассейна ЛГТУ. В исследовании принимали участие 14 студентов специальной медицинской группы. Экспериментальные занятия проводились два раза в неделю по 45 минут. В начале курса посещения бассейна со студентами было проведено вводное занятие, на котором рассказывалось о пользе занятий на воде, а также о различных стилях плавания.
Использование наглядных методов помогло студентам быстрее усвоить новый материал. В начале занятия 10-15 минут уделялось упражнениям улучшающим технику дыхания. В основной части занятия использовалось проплывание 25-ти метровых дистанций различными стилями.
Для развития скоростных качеств и выносливости применялось повторное проплывание, но с увеличением скорости или непрерывное плавание в течение 5-10 минут. И в заключительной части занятия студенты выполняли упражнения на растяжку, координацию, а также дыхательные упражнения.
В итоге, 25% объема работы на занятии составляли дыхательные упражнения, 50 вводно-опорные и 25% - упражнения на гибкость и координацию. В конце исследования студенты получали контрольное задание: проплывание 25-ти метров вольным стилем с максимальной скоростью.
Во время проведения занятий со студентами специальных медицинских групп необходимо применение двух видов физических нагрузок: тонизирующих (поддерживающие) и щадяще-тренирую-щих. Тонирующая (поддерживающая) нагрузка стимулирует функции и поддерживает достигнутое функциональное состояние организма. Она может быть большой и умеренной интенсивности и равномерно распределяться в течение занятия. Щадящее - тренирующие физические нагрузки повышают работоспособность организма, увеличивая его функциональные резервы. Эти нагрузки должны строго дозироваться, а сам тренировочный Эффект может быть достигнут от воздействия нагрузки в 40-70% от максимально допустимой. При правильно организованном занятии происходит последовательный переход щадящего режима в щадяще-тренирую-щий, затем в тренирующий и интенсивно-тренирующий. Контролем перех0да от ОДНОГО режима к другому может служить частота сердечный сокращений, что связано с интенсивностью выполняемой мышечной работы.
Рекомендуется щадящий режим назначать всем студентам специальных медицинских групп при общем относительно удовлетворительном состоянии. ЧСС при нагрузке не должна превышать 110 ударов в минуту. Уровень нагрузки составляет 25 функционального режима сердца. Тренирующий режим реализуется при ЧСС 120-130 ударов в ми-
нуту, уровень нагрузки 40-60 % от функционального резерва сердца. Интенсивно тренирующий режим назначается студентам специальных медицинских групп после предварительных занятий - обязательное условие - стойкая ремиссия заболевания и общее хорошее самочувствие. Допустимая ЧСС в длительных нагрузках 130 ударов в минуту, в коротких и интенсивных 150-160 ударов в минуту. Уровень нагрузки до 60-80 % от резерва. При ЧСС 130 ударов в минуту - оздоровительная зона; ЧСС 130-150 ударов в минуту - тренировка аэробных возможностей; ЧСС 151-180 ударов в минуту - тренировка аэробных и анаэробных механизмов, что крайне не рекомендуется при использовании данной зоны мощности при работе со студентами специальных медицинских групп.
По полученным результатам можно сказать, что из показателей, характеризующих способности к успешному обучению, наиболее весомыми являются: жизненная емкость легких, время задержки дыхания, точность воспроизведения пространственных временных и динамических (силовых) заданий. Было определенно, что студенты, обладающие хорошей водно - опорной чувствительностью, большей ЖЕЛ и способностью к продолжительной задержки дыхания, быстрее адаптируется к условиям водной среды. Их движения более плавны, ритмичны, и выполняются с большей амплитудой. Это позволяет в дальнейшем освоить рациональную технику одного из спортивных способов плавания, который по своей структуре больше соответствует индивидуальным способностям обучаемого.
Во время проведения занятий плаванием, а так же после грамотно построенных упражнений в заключительной части, у студентов выявляются существенные положительные сдвиги. С увеличением физических возможностей улучшаются характеристики двигательных процессов, выносливости, регулирование деятельности сердечно - сосудистой и нервных систем. Получение положительных эмоций, способствует гармонизации психического состояния студента, что в свою очередь позволяет им быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и легче переносить стрессовые нагрузки.
Данная статья дает нам понять, что плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно- двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки. Механизм действия прост: во время плавания снижается статическая нагрузка на позвоночник, нивелируется дисбаланс мышц спины, приводящей к искривлениям позвоночника.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.
Таким образом, проведение занятий по плаванию в современных вузах носит в большинство своем оздоровительный характер, а стандартная методика физического воспитания, также применяемая в настоящее время, отходит на второй план. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство.
Эффективность физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, всецело определяется методикой и организацией занятий. От того, какие средства физического воспитания применяются, какова методика их использования и как организован процесс проведения занятий, зависит и оздоровительный результат - степень восстановления функций организма после перенесенного заболевания, способность организма противостоять неблагоприятным влияниям окружающей среды, а также профессионально-прикладной эффект развития двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения будущей специальностью. Физическое воспитание и формирование основы здорового образа жизни крайне необходимы для студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья, и является важным фактором для воспитания здоровой нации.
Список литературы:
1. Будыка, Е.В Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность и адаптационные возможности студентов // Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность и адаптационные возможности студентов: журнал Научные исследования, 2009, №4(21).
2. Алексеева, Л.Ф. Психическая саморегуляция активности личности // Психические механизмы регуляции активности: Сб. науч. Тр. Новосибирского гос. пед. Ун-та Новосибирск, 2001.
3. Шишкова, Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки-2007. №4.-С.65-67.