СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЦЕССАХ
А.С. Левченков
УКРАИНСКО-ЧЕШСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1991-2010 ГГ.
Статья посвящена анализу основных этапов и тенденций развития украинско-чешских отношений в 1991-2010 гг. Автор уделяет особое внимание влиянию на украинско-чешские отношения идей евроинтегра-ции, сотрудничества с Североатлантическим альянсом, взаимодействия в энергетической сфере.
Ключевые слова: Украина, Чехия, Чехословакия, внешняя политика, Центрально-Восточная Европа, Европейский Союз, НАТО, евроинтегра-ция, Вышеградская четверка.
Государства Центрально-Восточной Европы традиционно рассматривались руководством Украины как одни из наиболее важных политических и экономических союзников среди стран-членов Европейского Союза. Важным фактором, обеспечившим сближение Киева с этими государствами, послужило общее прошлое, связанное с вхождением в социалистический лагерь, и наличие, хотя и с разной остротой, общих проблем в первые годы после крушения мировой социалистической системы. Многие современные исследователи придерживаются тезиса о том, что интеграция всех без исключения стран данного региона в единое европейское пространство сопряжена с большими трудностями, в том числе из-за обособленности и существования на протяжении длительного периода в рамках иной экономической и идеологической системы1. В настоящее время украинское руководство ищет у своих партнеров в Центрально-Восточной Европе поддержки в стремлении интегрироваться в Евросоюз. Последние, принадлежа к так называемым молодым членам ЕС, рассматривают Украину как важный рынок сбыта собственных товаров, площадку для ин-
© Левченков А.С., 2012
вестиций и ареал распространения культурного влияния. Наконец, как Украина, являющаяся транзитным государством, так и ее более западные (географически) соседи являются важнейшими элементами в устоявшейся схеме транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Российской Федерации.
В числе партнеров Киева среди стран Центрально-Восточной Европы важное место на протяжении всего периода существования независимого украинского государства занимала Чехия.
Становление прямых украинско-чешских отношений началось еще до распада Советского Союза, в мае 1991 г., когда Киев посетил посол Чехословакии (ЧСФР) в СССР (с 1990 г. до 1996 г. посол Чехословакии и Чехии в Российской Федерации) Рудольф Сланский. Данный визит был напрямую обусловлен процессом распада социалистической системы, парадом суверенитетов в рамках советского государства. Его отец, генеральный секретарь чехословацкой компартии в 1945-1951 гг., был репрессирован в начале 1950-х годов по сфальцифицированному обвинению в заговоре с целью свержения коммунистического правительства и реставрации капитализма в ходе серии сталинских «антисемитских» процессов. Рудольф Сланский, противник тоталитарного режима, принимал участие в событиях «Пражской весны» 1968 г., был исключен из КПЧ, став известным публицистом подпольной печати и активным участником «Бархатной революции» 1989 г.
Поддерживая те силы на Украине, которые выступали за полную ликвидацию коммунистической системы и получение независимости, Сланский одновременно стремился в условиях распада хозяйственных связей советской системы укрепить базу экономического сотрудничества между Прагой и Киевом. В результате визита было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, четырнадцать статей которого стали основой строительства торгово-экономических и политических отношений двух стран. ЧСФР могла рассчитывать на доступ к украинским рынкам сбыта своих промышленных товаров, а Украина - на политическую поддержку своей государственности. Уже 8 декабря 1991 г. ЧСФР признала независимость Украины, а 30 января 1992 г. между государствами были установлены дипломатические отношения. 25 мая 1992 г. состоялся визит в Киев премьер-министра ЧСФР М. Чалфи, в ходе которого был согласован и парафирован Договор о дружбе и добрососедских отношениях двух стран.
Однако наметившийся было подъем в украинско-чехословацких отношениях вскоре сменился замедлением темпов развития сотрудничества. Главной причиной этого стало не принципиальное изменение позиции какой-либо из сторон, а начавшийся процесс
распада Чехословакии, который привел в начале 1993 г. к образованию независимых Чехии и Словакии. Отныне Украина не имела общей границы с Чехией, что сказалось на характере двусторонних отношений, из которых постепенно уходила эмоциональная окраска, характерная для рубежа 1980-1990-х годов. При этом, в то время как Киев выделил в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики западно-европейский вектор в рамках складывающейся концепции «многовекторности», для Чехии безусловным приоритетом стали отношения с западными партнерами.
В целом на протяжении 1990-х годов разрыв в темпах и эффективности проведения социально-экономических и политических реформ между Украиной и Чехией возрастал. На двустороннем сотрудничестве сказывались последствия резкого разрыва торгово-экономических связей в рамках Совета экономической взаимопомощи. Так, в 1993 г. украинский экспорт в Чехию составлял менее 50% объема экспорта за 1991 г.
Распад Чехословакии переложил на словацкую сторону окончательное согласование с Киевом имеющего давнюю историю вопроса о государственной границе и территориальной принадлежности Закарпатской области. На протяжении многих веков Закарпатье (территория 12,8 тыс. кв. км) на юго-западе Украины много раз переходило из рук в руки. До Первой мировой войны она входила в Австро-Венгерскую империю, с 1919 по 1938 гг. - пребывала в составе Чехословакии. После раздела Чехословакии в 1938 г. в Закарпатье была провозглашена независимая украинская держава, которая была оккупирована Венгрией. По итогам Второй мировой войны Закарпатье был присоединено к СССР и вошло в состав Украинской ССР. Хотя уже по переписи 1959 г. в Закарпатье проживало всего 1,3% словаков, тем не менее в ЧСФР и особенно в Словакии имелись силы, считавшие необходимым добиваться возращения Закарпатья. Безусловно, эти планы были оторваны от реальности, однако само наличие данного вопроса могло охладить отношения между новыми государствами.
Еще в конце 1992 г. словак Михал Ковач, председатель Федеральной ассамблеи Чехословакии, побывал с визитом в Киеве и обсудил перспективы дальнейшего развития отношений Украины с Чехией и Словакией как самостоятельными государствами. Наконец, во время визита в Киев 29-30 июня 1993 г. Михала Ковача как президента Словакии, был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, заложивший базу для экономического сотрудничества и констатировавший отказ обеих сторон от территориальных претензий (в результате чего был окончательно урегулирован вопрос о принадлежности Закарпатья).
Леонид Кучма придал украинской внешней политике более системный характер на западном направлении. Сближение с единой Европой стало рассматриваться в качестве одного из важнейших направлений внешней политики страны. В 1998 г. указом Президента Украины была утверждена стратегия европейской интеграции, согласно которой членство в ЕС определялось долговременной стратегической целью. По мнению современных украинских историков, данная стратегия представляла собой фактически развернутую программу вхождения в европейское пространство2.
Надежды Киева на вхождение в единую Европу, несмотря на кажущуюся с высоты настоящего момента их иллюзорность, тем не менее имели под собой определенные основания, главным из которых являлось содержание Маастрихтского договора 1992 г., практически совпавшего с распадом СССР и социалистической системы. Современные исследователи обращают особое внимание на то, что договор внес существенные изменения в философию интеграции: на смену принципу равноправного объединения всех государств-членов пришел принцип «Европы нескольких скоростей»3. Это предопределило последующее расширение Евросоюза путем включения новых членов из числа центрально-восточноевропейских государств. Не прошло и года после заключения Маастрихтского договора, как ЕС уже подписал соглашения об ассоциированном членстве с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией, а на заседании Европейского Совета в Копенгагене в 1993 г. было принято принципиальное решение о новом расширении Евросоюза. В числе главных условий для претендентов были создание конкурентоспособной рыночной экономики, формирование стабильного демократического государства и приведение национальных законодательств в соответствие с законодательством ЕС. Два первых условия полностью соотносились с декларируемыми задачами новых властей большинства стран Центрально-Восточной Европы, в том числе и Украины.
Стремление Киева к развитию отношений с западными партнерами нашло безусловную поддержку в Праге, которая выразилась, в частности, в вовлечении Киева в региональные интеграционные процессы в Центрально-Восточной Европе. Во многом благодаря активной поддержке Чехии в 1996 г. Украина была принята в ряды членов Центрально-европейской инициативы - межправительственной организации по политическому, экономическому и культурному сотрудничеству, созданной в 1989 г. и охватившей практически все страны региона.
Украинское руководство вынашивало планы ускорения процессов евроинтеграции также посредством подключения к работе
Вышеградской группы, образованной в 1991 г. и объединившей четыре центрально-европейские государства: Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию4. Цели Вышеградской четверки были выражены в совместной декларации о стремлении к интеграции в европейские структуры. Однако из-за большой разницы в экономическом положении члены Вышеградской четверки осторожно отнеслись к предложениям украинской стороны относительно участия в данном объединении. Аналогично не были поддержаны Прагой и другими центрально-европейскими партнерами планы Киева по присоединению к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕФТА), подписанному в декабре 1992 г. Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией и вступившему в силу 1 марта 1993 г.
Другими важными причинами сомнений, проявляемых пражскими политиками и экономистами относительно стремления Украины стать полноправным участников евроинтеграционных процессов, стали, без сомнения, нестабильная система государственного управления, неотрегулированность механизмов взаимодействия между ветвями власти, что осложняло контакты с украинской стороной. Кроме этого, следует учитывать сам характер внешней политики Киева, который, следуя концепции многовекторности, балансировал между Западом и Россией. Некоторые западные исследователи стали именовать это «двузначностью многовекторной политики»5.
Тем не менее двусторонние политические и особенно торгово-экономические отношения между Чехией и Украиной развивались. В 1994 г. был подписан договор между Правительством Украины и Правительством Чешской Республики о торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве. 26 апреля 1995 г. во время визита украинского лидера в Прагу Леонид Кучма и чешский президент Вацлав Гавел подписали Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Украиной и Чешской Республикой, который свидетельствовал о том, что в отношениях двух стран стали преобладать экономические интересы. После этого последовало заключение целой серии соглашений, касающихся взаимного трудоустройства граждан Украины и граждан Чешской Республики (ЧР) (актуального, прежде всего, для украинцев, выезжающих на работу в Чехию), о международных автомобильных перевозках, об избежании двойного налогообложения, о кредитовании и т. д. В декабре 1995 г. была образована совместная комиссия по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Положительная динамика была налицо: если для первой половины 1990-х годов была характерна очевидная слабость договорно-правовой базы сотрудничества двух стран (существовало всего несколько соглашений), то
к 2000 г. только экономические отношения двух стран регулировались 33 правовыми документами.
Чехия импортировала из Украины железную руду, черные металлы, полуфабрикаты, продукцию химической промышленности. Экспорт из Чехии составляли, преимущественно, промышленные товары. На протяжении 1990-х годов Украина неизменно входила в число двадцати крупнейших торговых партнеров Чешской Республики. При этом большую часть указанного периода Украина имела отрицательный торговый баланс с Чехией, и лишь в 1999 г. он стал положительным, составив +10 млн долл. Развивалось сотрудничество ряда крупнейших чешских и украинских фирм и корпораций. Так, наладились прочные связи «Шкоды-Прага», «ЧЕЗ»6 и «7УУ7 Л.Б.»7 с «Укринтерэнерго», «Шкоды-ЯМ»8 с украинскими АЭС.
На дальнейшее развитие украинско-чешского сотрудничества в начале 2000-х годов существенное влияние оказал процесс вхождения Чешской Республики в Европейский Союз и НАТО. Весной 2000 г. Чехия под давлением Евросоюза заявила о денонсации Договора о безвизовом режиме с Украиной. В 2003 г. Прага денонсировала договор о торгово-экономическом сотрудничестве.
Вместе с тем в украинско-чешских торгово-экономических отношениях наблюдались определенные позитивные тенденции. В 2000 г. состоялся обмен визитами парламентских делегаций двух стран. В 2000-2003 гг. состоялось около двадцати встреч и переговоров между официальными представителями Чехии и Украины на разных уровнях. В результате к концу 2003 г. чешско-украинские отношения регулировались 70 различными договорами, соглашениями и протоколами. Объем чешско-украинской торговли на протяжении данного периода рос в среднем на 10-12% ежегодно. К концу 2003 г. торговый оборот между странами составлял 530,7 млн долл. Общий рост двусторонней торговли был обусловлен во многом развитием сотрудничества между отдельными чешскими и украинскими фирмами и предприятиями, оживлением инвестиционной активности. Так, в 2000-2003 гг. чешские компании инвестировали 40,7 млн долл. в развитие почти 300 украинских фирм и предприятий. Однако в начале 2000-х годов Украина имела в торговле с Чешской Республикой дефицит, который достигал 209 млн долл. Это было вызвано введением Чехией защитных санкций на поставки украинской металлопродукции и антидемпинговыми расследованиями против ряда украинских производителей.
Надеясь на ответную помощь Праги в вопросах, связанных с углублением сотрудничества с ЕС, Киев нередко занимал благоприятную по отношению к Чехии позицию на международной арене. Так, Украина поддержала кандидатуру министра иностранных
дел ЧР Яна Кована на пост председателя Генеральной Ассамблеи ООН, а следующего министра иностранных дел ЧР И. Динсберга -на пост Верховного комиссара ООН по правам человека. Чехия, в свою очередь, неоднократно оказывала поддержку Украине в Парламентской Ассамблее Совета Европы, в ряде других европейских межгосударственных учреждений.
В 2004 г. Чехия стала полноправным членом Евросоюза. В стране определяющими стали образцы европейской демократии и рыночной экономики. Украина в эти годы переживала острые политические противостояния. Но это не помешало углублению торгово-экономического сотрудничества двух стран. Общий объем украинско-чешской торговли в 2005 г. составлял 970,9 млн долл. Но санкции на поставки ряда продукции из Украины в ЧР и антидемпинговые расследования против украинских производителей обусловили увеличение дефицита торгового баланса Украины с ЧР до 217,1 млн долл.
«Оранжевая революция» заметно активизировала политическое контакты с Чехией. С заявлениями о поддержке «оранжевых» выступили экс-президент Чешской Республики Вацлав Гавел и нынешний президент Вацлав Клаус, Украину в разгар кризиса посещали чешские депутаты и сенаторы, журналисты и члены неправительственных организаций. Произошло взаимное смягчение визового режима по линии Украина-Евросоюз. Так, Украина ввела безвизовый режим для граждан ЕС, а Чехия в ответ - консульский сбор за визы для украинских граждан. В 2007 г. в Донецке было открыто еще одно чешское Генеральное консульство.
После прихода к власти на Украине лидера «оранжевых» и «Нашей Украины» Виктора Ющенко был осуществлен ряд визитов на высшем уровне. Кульминацией активности стал государственный визит президента Чехии Вацлава Клауса в Украину в июне 2005 г., а также официальный визит премьер-министра Украины Юрия Еханурова в Прагу в феврале 2006 г. Следом состоялись визиты министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка в Прагу и главы правительства Чешской Республики Мирека Тополанека в Киев. В 2007 и 2009 гг. Прагу посещал Виктор Ющенко. Также оживились экспертные консультации и межпарламентские переговоры.
Чешское правительство оказало большое влияние на исход переговоров между представителями Вышеградской четверки и вице-премьером Украины Романом Безсмертным в Праге в июне 2005 г., когда была подписана совместная декларация, поддерживающая Украину в ее усилиях стать членом евроатлантических и европейских структур и Международной торговой организации. В декларации, кроме прочего, говорилось о поддержке смягчения визового
режима с Украиной и необходимости уважения общих европейских ценностей. Председатель чешской Гражданской демократической партии Мирек Тополанек заявил в ходе этой встречи, что «Украину нужно поддержать, но ее дорога будет долгой». В то же время Роман Безсмертный отметил, что «подписи под декларацией означают доверие, выраженное новой демократии и новому правительству». По его мнению, «Европа должна была бы создавать себя из своего центра, а не из Франции и Голландии», недвусмысленно намекая на необходимость усиления позиций новых членов Евросоюза, наиболее активно поддерживающих процесс расширения ЕС на восток9.
В апреле 2008 г. министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко в Праге принял участие во встрече министров иностранных дел стран Вышеградской четверки (В-4) в рамках председательства Чешской Республики. По итогам встречи было принято общее заявление министров иностранных дел стран Вышеградской четверки, Украины и Швеции относительно европейской интеграции, а также общее заявление министров иностранных дел стран В-4, в которой была задекларирована поддержка присоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), реализация курса на евроат-лантическую интеграцию Украины и предоставление содействия в проведении информационной кампании о НАТО10.
Однако итоговое решение НАТО оказалось неблагоприятным по отношению к планам Киева, отодвигая возможность присоединения страны к ПДЧ на неопределенный срок. Равным образом и руководство Евросоюза в конечном итоге избегало твердых и конкретных обещаний. Становилось все более очевидным, что поддержка со стороны Чехии, как и со стороны других новых членов ЕС и НАТО, евроинтеграционных и евроатлантических устремлений Киева была явно недостаточной для того, что способствовать положительному решению вопроса о конкретных этапах и формате вхождения Украины в перечисленные структуры.
Победа оранжевых и заметный крен в сторону Западной и Центральной Европы в политике Киева повлекла за собой активизацию украинско-чешского экономического взаимодействия. По данным, озвученным главой агентства «CzechTrade» в Украине Алешом Сы-неком, чешский экспорт в Украину в 2005 и 2006 гг. рос в среднем на 50% в год11. При этом основная часть товарооборота приходилась, как и прежде, на машиностроительную и энергетическую отрасли, наметилась интенсификация в области медицинских продуктов.
В 2007 г., по данным министерства промышленности и торговли Чешской Республики, общий товарооборот между Чехией и Украиной составил порядка 1,9 млн евро, при этом объем чешского экспорта преобладал над объемом импорта из Украины. Главной
составляющей чешского экспорта (59%) по-прежнему являлось машинное оборудование и транспорт, в то время как из Украины в Чехию, в основном (48, 9%), поставлялось сырье. Заместитель министра промышленности и торговли Чехии Томаш Хинер отмечал, что «с точки зрения взаимного товарооборота (по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза) Украина находилась на втором месте после России, с чем была связана поддержка чешских инвесторов в Украине, а также создание благоприятных условий для украинских инвесторов в Чехии»12. В «Экономической стратегии Чехии на 2006-2010 гг.» Украина была заявлена как одно из приоритетных государств. В 2008 г. украинский экспорт в Чехию вырос еще на 59%, но по-прежнему оставался меньше аналогичного показателя.
Основными украинскими экспортерами в ЧР являлись Полтавский и Криворожский горно-обогатительные комбинаты, металлургические предприятия им. Ильича (Мариуполь), «Азовсталь», «Запорожсталь», «Алчевский», фирма «Интерпайп», химические предприятия ОАО «Стирол» и ОАО «Ровноазот», «Кривориж-НДИБудмаш», «УкрграфитПВП», АО «Днепрошина», на рынке авиаперевозок успешно работала компания «Аэросвит». Увеличилось количество сделок на рынке недвижимости. Важной составляющей украинского-чешского сотрудничества была реализация совместных проектов в сфере инвестирования, промышленной кооперации, сельского хозяйства, включая участие чешской стороны в модернизации действующих и строительстве новых украинских АЭС, модернизации объектов теплоэнергетики, транспортном машиностроении, сотрудничество в выращивании, переработке рапса и производстве из него на Украине биотоплива, производство в Украине с помощью современных технологий шин для колесной техники.
5 марта 2007 г. Украина и ЕС начали переговоры о новом базовом соглашении о торговле, а 18 февраля 2008 г. начались переговоры о создании зоны свободной торговли. На саммите Украина-ЕС 9 сентября 2008 г. было решено, что новое соглашение будет иметь название Соглашения об ассоциации и будет включать в себя создание зоны свободной торговли. Активное участие в переговорах приняли представители Чехии.
Однако необходимо отметить, что, приветствуя приход к власти в Киеве «оранжевых» во главе с Виктором Ющенко и высоко оценивая большую открытость Украины для западных партнеров, чешские фирмы, по словам того же Алеша Сынека, при заключении реальных контрактов не делали различий между сторонниками правящей коалиции и оппозиции, которую они именовали «синими»13.
Кроме того, чешские экономисты неизменно отмечали наличие проблем в таможенной области и в сфере сертификации.
В числе наиболее острых проблем украинско-чешских отношений на протяжении рассматриваемого периода выделялся вопрос о положении в Чехии украинских нелегальных мигрантов. Согласно различным экспертным оценкам, в Чешской Республике единовременно находились от 200 до 300 тыс. нелегалов из Украины. Попытки регулировать отношения между украинской диаспорой и чешскими властями предпринимал Форум украинцев Чешской Республики, поддерживаемый рядом украинских и чешских фирм и организаций.
Чехия, с начала 2009 г. принявшая на себя председательство в Европейском Союзе, оказалась в центре газового конфликта между Россией и Украиной. С одной стороны, Пражский Град в числе других европейских правительств ощущал определенные потери в ходе кризиса (по данным на 6 января 2009 г. Чехия недополучила 75% газа, шедшего транзитом через Украину), с другой - стал важным участником переговорного процесса. В ходе конфликта чешское правительство и представители Чехии в ЕС занимали в целом нейтральную позицию, ориентируясь на достижение скорейшего компромисса и возобновление поставок газа. Однако в конце января 2010 г., уже после возобновления поставок, Ярослав Башта, Чрезвычайный и Полномочный посол Чехии в Украине, заявил, что газовый конфликт с Россией ускорит интеграцию Украины в Евросоюз, прежде всего в энергетической сфере, и что Евросоюзу следовало бы немедленно задуматься о строительстве новых альтернативных газопроводов и линий энергоснабжения между странами ЕС14.
Чехия вошла в число государств ЕС, наиболее активно поддержавших идею включения Украины в проект «Восточное партнерство». Дополнительные заверения в этом были получены Виктором Ющенко в ходе визита в Прагу в марте 2009 г. от его чешского коллеги Вацлава Клауса, заявившего, что ЧР «не только поддерживает проект на словах, но и принимает в нем активное участие»15. Учредительная встреча в рамках программы, ставившей целью сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией, состоялась в Праге 7 мая 2009 г.
Сокрушительное поражение Виктора Ющенко на президентских выборах в 2010 г. и приход к власти Виктора Януковича ознаменовали начало нового этапа в украинско-чешских отношениях, которые, как и прежние, в настоящее время отличаются неоднозначностью оценок со стороны исследователей и экспертов. С одной стороны, в первой половине 2010 г. продолжалось расширение сотрудни-
чества в ряде отраслей. Стало известно об успешном завершении переговоров между украинской корпорацией «Богдан» и чешской компанией «Cegelec» о начале совместной работы по производству троллейбусов. Вместе с тем в сентябре 2010 г. министры иностранных дел Чехии, Польши и Швеции признали факт существования значительных трудностей в ходе переговоров с Украиной по подготовке соглашения об углубленной и всесторонней свободной торговле (БСРТЛ), что исключало на тот момент возможность представления новых предложений для сотрудничества восточным партнерам ЕС16.
В целом на протяжении 1990-2000-х годов отношения между Чехией и Украиной характеризовались преимущественно ростом активности экономического взаимодействия и успешной кооперацией по ряду важных вопросов мировой политики, несмотря на отсутствие общих границ и членство в различных международных организациях (с одной стороны - Евросоюз и НАТО, с другой -СНГ). При этом, если для Праги важность Украины, прежде всего, обуславливалась наличием достаточно емкого рынка сбыта промышленных товаров, а также транзитом энергоносителей, то Киев видел в Чехии стратегического партнера, способного повлиять на процесс интеграции в Евросоюз и (до поражения Виктора Ющен-ко) с НАТО.
Нормализация отношений между Украиной и Россией, коррекция внешнеполитической доктрины Киева в 2010 г. повлекли за собой снятие с повестки дня украинско-чешских переговоров различного уровня вопроса о вступлении Украины в НАТО. Вместе с тем вопрос о дальнейшем сближении Украины с Евросоюзом продолжал оставаться одним из ключевых как для украинских политиков, так и для их чешских коллег.
Примечания
Алексюн Н., Бовуа Д., Люкре М.-Э., Клочовский Е., Самсонович Г., Вандич П. История Центрально-Восточной Европы. СПб.: Евразия, 2009. С. 613-615. История Украины. Научно-популярные очерки / Под ред. В.А. Смолия. М: Олма Медиа Групп, 2008. С. 963.
Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее. М.: Ол Би Принт, 2010. С. 111-112.
Все члены Вышеградской группы 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза.
Постсоветские государства / Под ред. Ж. Радвани. М.: ЫОТЛ-БЕЫЕ, 2008. С. 59.
2
3
4
ЧЕЗ (ИБ2) - крупнейшая энергетическая компания Чехии.
ZVVZ A.S. (расположен в г. Милевско) - крупный производитель и поставщик
оборудования очистки и транспортировки газов.
«Шкода-ЯМ» («Шкода-Ядерное машиностроение») - крупный производитель реакторов и другого оборудования для атомной промышленности. Вышеградская четверка поддержит Украину на ее пути в Европу [Электронный ресурс] // Радио Прага. [Praha, 2005] URL: http://www.radio.cz/ru/novosti/ 67294 (дата обращения: 12.01.2011).
Вышеградская четверка пообещала Украине поддержку [Электронный ресурс] // Информационное агентство «УРА-Информ. Донбасс». [Донецк, 2008]. URL: http://www.ura.dn.ua/23.04.2008/52840.html (дата обращения: 12.01.2011).
Агентству «Czech Trade» - 10 лет [Электронный ресурс] // Компания «Эмиграция». [М., 2007]. URL: http://www.emigranty.ru/news.php7nid-31199 (дата обращения: 12.01.2011).
Чехия поддерживает участие Украины в FTA [Электронный ресурс] // Компания «Эмиграция». [М., 2007]. URL: http://www.emigranty.ru/news. php?nid=48037 (дата обращения: 12.01.2011). Агентству «Czech Trade» - 10 лет.
Посол Чехи: газовий конфлшт прискорить штеграцш Украши до 6С [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. [Berlin, 2009]. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3978119,00.html (дата обращения: 12.01.2011). Президент принял Виктора Ющенко [Электронный ресурс] // Доска объявлений: Прага, Чехия. [Praha, 2009]. URL: http://www.ruweb.cz/stat/422_stat.html (дата обращения: 12.01.2011).
В ЕС заявляют, что переговоры с Украиной зашли в тупик [Электронный ресурс] // Информационное агентство «УНИАН». [Киев, 2010]. URL: http:// unian.net/rus/news/news-395321.html (дата обращения: 12.01.2011).
/
8
9
10
12
13
14
15
16