Научная статья на тему 'Генезис и эволюция отношений Украины и Афганистана'

Генезис и эволюция отношений Украины и Афганистана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
333
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UKRAINE / FOREIGN POLICY / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / AFGHANISTAN / PEACEKEEPING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курылев Константин Петрович

В статье исследуется процесс эволюции внешней политики Украины в Афганистане. Определяются национальные интересы Украины в этом государстве и раскрываются основные этапы сотрудничества в политической, военной, экономической сферах. Данная проблема рассматривается на основе проведенного анализа ряда концептуальных документов Украины в области внешней политики и национальной безопасности. Автор приходит к выводу, что в украинско-афганских отношениях сегодня фактически отсутствуют противоречия, которые могут отрицательно влиять на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and Evolution of Relations between Ukraine and Afghanistan

The article investigates the process of evolution of Ukrainian foreign policy in Afghanistan. The author determines the national interests of Ukraine and describes the main stages of cooperation in political, military and economic spheres. The current issue is considered on the basis of the analysis of a number of Ukrainian doctrines in the field of foreign policy and national security. The author concludes that the relations between Ukraine and Afghanistan are free from contradictions, which could have a negative impact on its development.

Текст научной работы на тему «Генезис и эволюция отношений Украины и Афганистана»

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ И АФГАНИСТАНА

К.П. Курылев

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье исследуется процесс эволюции внешней политики Украины в Афганистане. Определяются национальные интересы Украины в этом государстве и раскрываются основные этапы сотрудничества в политической, военной, экономической сферах. Данная проблема рассмацрйвщгся на основе проведенного анализа ряда концептуальных документов Украины в области^неШ1^й политики и национальной безопасности. Автор приходит к выводу, что в украинско-афганск отношениях сегодня фактически отсутствуют противоречия, которые могут отрицательно влиять на их развитие.

Ключевые слова: Украина, внешняя политика, национальные иш|ресы,национальная безопасность, Афганистан, миротворчество.

Руководство Афганистана призн»0 нЦави^имость Украины 24 декабря 1991 г. Дипломатические отношения м жду д умя странами были установлены 17 апреля 1995 г., однако из-за„алоожноймн|утриполитической ситуации в афганском государстве двусторонниеотношения^ыли заморожены. Только 24 октября 2002 г. состоялось вручение ве штельных грамот Послом Украины Президенту Афганистана Х.^КарзаюГВЬют ж! период в Украине открылось Посольство Афганистан ациональные интересы любой страны — это связующее звц важными потребностями и ценностями нации и ее реализуемыми в государственной политике и способств дарства. Они приводят в движение нацию, зада] ность на выживание, обеспечивают оптимальной функциони1 государства и целостной общественной систе витие.

Согласно Концепции циональными интересам и стремления

равлен-суверенного рогрессивное раз-

ьнои безо ясности Украины от 1997 г. под на-ы понимаются фундаментальные ценности а, его потребности в достойных условиях жизне-анные пути их создания и способы удовлетво-

также

ые интересы Украины и их приоритетность обусловливаются ий, складывающейся в стране и за ее пределами [1]. Как отме-«Об основах национальной безопасности Украины» от 2003 г., национальные интересы — жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие [2].

Важность изучения политики реализации национальных интересов Украины в Афганистане обусловливается рядом факторов: влиянием, которое афганское государство оказывает на внешнюю политику Украины в регионе Ближнего и Среднего Востока; значимостью Афганистана с точки зрения развития с ним Украиной двустороннего сотрудничества; современными тенденциями глобальной взаимозависимости субъектов международных отношений (в связи с чем одной из важнейших составляющих региональной политики является афганский криз Основополагающим внешнеполитическим интересом Украины являет печение защиты своих политических и экономических интересов ртре, проведения активной и многовекторной внешней политики, а также, исходя из преимущества расположения Украины на перекрестке трансевразийского пространства и благодаря той роли, которую Афвйшстатигр1Ьт-на Ближнем и Среднем Востоке. Иными словами, принципиаль ыми вопросами, которые следует учесть Украине при продвижении своих национальных интересов в регион Ближнего и Среднего Востока являет с я ацеленность на получение реальных практических результатов в плане развития сотрудничества со странами региона и эффективное использование в реализации политики на Ближнем и Среднем Востоке уникаль-о пол и т ко-географического расположения. В силу масштаба своей территории Украина обладает ключевым положением то -отношению к целому ряду стратегических регионов — Черноморско-Кавказ-скому, Центрально-Европейскому, Средиземноморско-Балканскому, что делает страну важнейшим геополитическим звеном. Обширная территория позволяет Украине играть заметную роль в обеспечении трансграничных транзитных ров. Благодаря выгодному географическому положению и разветвленной се авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта стран является выгодной транзитной зоной для пассажирских, грузовых и ских потоков. Это позволяет Украине иметь широкие мнЬгостЯюнние^контакты и связи со своими как ближними, так и дальнимЯсоседями. территорию

Украины проходят важные стратегические выходы, транспортно-коммуникацион-ные коридоры, обеспечивающиеГ^еШ|ждунвр51ные свЯис Европой, Закавказьем, Центральной Азией, Ближним и Средним Востоком.

Одним из наиболее важных национальных интересов Украины в регионе Ближнего и Среднего Востока является стремление надежно обеспечить свою национальную безопасность. Это является следствием роста напряженности и осложнения ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, что, в свою очередь, способствует по^МнюуДОдля национальной безопасности Украины. В данном контексте наибольшую обеспокоенность как для мирового сообщества в целом, так и для Украины в частности представляет международный терроризм. Регион Ближнего и Среднего Востока, начиненный целым комплексом нерешенных старых и постоянно множащихся новых конфликтов и противоречий создает питательную среду для роста терроризма, что рождает опасность использования террористическими группировками в том числе и территории Украины.

Кроме того, интересы Афганистана с точки зрения развития сотрудничества в евразийском регионе в основном совпадают с интересами Украины, что для ук-

раинской стороны воплощается в попытках эффективного вхождения экономики Украины в мировую экономику, содействии развитию сбалансированного торгово-экономического сотрудничества с государствами мира, продвижении украинских товаров на перспективных рынках, формировании международного имиджа Украины как привлекательного партнера, широком использовании транзитного потенциала Украины. В свою очередь, политическое и социально-экономическое положение Афганистана нуждается в гуманитарной и экономической поддержки извне, что может быть использовано с целью получения выгодных контр на восстановление разрушенной вооруженным конфликтом страны. Роль и Украины в процессе налаживания стратегического геоэкономического сотр чества со странами Ближнего и Среднего Востока опираетс н „ согласование совместных интересов, а также эффективное использование имеющейся политико-правовой базы сотрудничества.

Развитию украино-афганских политических отношений в значительной мере способствовали визит в Кабул правительственной делегации Украины во главе с вице-премьером В.А. Гайдуком (3 иктя 20 03 г.), визит в Украину министра иностранных дел Афганистана А^Амулло^! / августа 2003 г.), официальный визит в Афганистан Министра иностранных дел Украины К.И. Грищенко (4 апреля 2004 г.). 10 янйар^200шг^ Астане состоялась встреча Президента Украины В. А. ЮшенА^ ПрЦицентом Афганистана Х. Карзаем, в ходе которой обсуждались вопросы двустороннего экономического сотрудничества, в частности совместной разработке нефтегазовых месторождений в Афганистане и использование трубопроводов, проходящих по афганской территории. Президент Украины отметил также перспективность сотрудничества в аэрокосмической и электроэнергетической отраслях, производстве минеральных удобрений. 25 января 2 в рамках Всемирного экономического форума в Давосе Президент Украи В.А. Ющенко провел еще одну встречу с Президентом Афганистана Х. Карза Стороны обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества двух стран [3

На сегодняшний день договорно-правовая базамежду^кЯвной и яфаниста-ном продолжает формироваться. Были заключены следующие двусторонние соглашения: Соглашение между Кабинетом^министЮ? Украины 'иПравительством Афганистана о торгово-экономическом соПруиничЦтве^^оглашение о сотрудничестве между торгово-промы лет ми пг лага. ; Протокол и Программа сотрудничества между МИДЁРух стркн^ВоСлашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Афганистана о сотрудничестве в области образования

в фере ор"ово-экономического сотрудничества между Украиной и Афганистаном происходит укрепление деловых связей, прежде всего на уровне частного бизнеса. Ряд украинских компаний представлена на рынке Афганистана, а одна из них наладила работу электростанции в Герате, что позволило обеспечить электроэнергией весь регион. Этот проект осуществлен совместно с Туркменистаном. Украинская сторона обеспечила инженерную и управленческую стороны проекта, туркменская — топливную. Украинские компании работают в Кабуле — реконст-

руируют поврежденные жилье, восстанавливают отопительные системы, водоснабжение, помещения. Достаточно активно на афганском рынке работают украинские компании. Торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и Афганистаном имеет большой потенциал в машиностроительном секторе. Афганистан приобрел в Украине самолет, положив тем самым начало взаимоотношений в сфе авиаперевозок. Афганская фирма «Сахеби ЛТД» приобрела на Кремвнчукск заводе дорожных машин асфальтобетонный и камнедробильный заводы, ко сейчас работают на строительстве дорог страны [3]. в щ ^ом реаби. гтация экономической инфраструктуры Афганистана осуществляется при финансовой помощи мирового сообщества, поэтому реализация указанных проектов украинскими предпринимателями возможна при условии участия в тендерах, которые периодически проводит В семирныйтбанки дру|ие международные финансовые институты.

В целях активизации дргоИ-аишомических отношений между предпринимателями Украины и Афганистана в Кабуле состоялось несколько бизнес-форумов. Во врем ' их пю едения украинские предприниматели, представляющие различные отрасли отечественного бизнеса, ознакомились с афганским законодатель-ШтвомГбби'йостранной инвестиционной деятельности, системой взаиморасчетов, нлоговой и таможенной политики, условиями участия в тендерах. Очевидно, что участие Украины в реализации отдельных проектов по восстановлению э ческой инфраструктуры Афганистана способствует дальнейшем стороннего политического и гуманитарного сотрудничес в рамках международных организаций и структур.

Отдельно следует остановиться на политической и военно участия Украины в урегулировании афганского кризиса. сшпре. 2001 г. один военный наблюдатель о^^краи» принималГучастие в специальной политической Миссии ООН^^фганисЛн£, ко^[|аягб^1ла учреждена для поддержки связи с воюющими стВронами. ХоЪятЯа>Миссия располагалась в Афганистане, ее штаб-квартир!вазиро11иа|ь||^аристане (Исламабаде), а также Миссия имела политический офЯГв Тегер»® и^фис связи в Душанбе. Представитель Вооружен-х Сил Украины отвечал за организацию сотрудничества с афганским и другими олЯЦами, российскими пограничниками и миротворческими силами [4]. Что асается операции Международных сил содействия безопасности в Аф-анисгане (ИСАФ), то Украина также принимает в ней активное участие. 26 января 007 г. Президент Украины В.А. Ющенко подписал Указ «О направлении миротворческого персонала Украины для участия в операции международных сил содействия безопасности». Указ предусматривал возможность направления в Афганистан до 10 человек украинских миротворцев. Участие украинского миротворческого персонала в составе ИСАФ началось 11 мая 2007 г. с направления офицера медицинской службы (врача-анестезиолога) для прохождения службы в литовском госпитале [5].

Основные задачи украинского миротворческого контингента: — налаживание и поддержание взаимодействия с правительственными структурами Афганистана и представителями международных организаций, развернутых в стране;

ставляющих 000 г. по май

му насе-

— планирование и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности личного состава Группы по реконструкции провинции (ГРП);

— планирование и выполнение мероприятий гражданско-военного сотрудничества;

— оценка ситуации в зоне ответственности ГРП, участие в процессе анализа потребностей по развитию;

— оказание медицинской помощи представителям ИСАФ и местном лению;

— совещательная помощь врачам местных больниц

— инженерная разведка местности и обезвреживание взрывоопасных предметов в зоне ответственности ГРП;

— предоставление консультативно-совещательно» помощи военнослужащим Афганской национальной армии по вопросам обслуживания и эксплуатации вертолетной техники.

После официального визита Министра иностранных дел Украины в Афганистан в июле 2007 г. было принято решение об увеличении количества украинских творцев в составе ИСАФ.

31 марта 2008 г. в области сотрудничества Украины и НАТО в ИСАФ произошло важное событие — Украина была признана страной-контрибутором ИСАФ. Это в свою очередь обусловило приглашение Президента Украины к участию в заседании глав государств и правительств в формате ИСАФ, проведенного 3 апреля 2008 г. во время саммита НАТО в Бухаресте. Дальнейшая практическая реализация Указа Президента Украины «О направлении миротворческого персон; раины для участия в операции международных сил содействия безопа осуществлялась, в первую очередь, в формате двустороннего со со Швецией и Литвой в ГРП в составе ИСАФ в АфщаАстрнеИб].

13 ноября 2008 г. после завершения Консультаций высокого уровня между Украиной и НАТО на уровне министров обороны^ Таллине было'подписано Техническое соглашение между военными ведомствами двух стран о направлении миротворческого контингента Украины для выполнения заданий в составе литовской ГРП, действующей в рамках Международных сил содействия безопасности в АфганистрнелТогдаве в ходщонсультаций министров обороны Украины и Чехии был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством обо-'кра ы и Министерством обороны Чехии о сотрудничестве в области ческих авиационных перевозок. Результаты этих договоренностей не за-или сказаться. 7 ноября 2008 г. во время очередной ротации литовского миротворческого контингента в Афганистан прибыло 7 украинских военнослужащих. Кроме того, реализуется возможность предоставления услуг по авиаперевозкам на коммерческой основе стран-контрибуторов ИСАФ, в частности, личного состава и грузов контингента из Чешской Республики.

15 января 2010 г. Президент Украины подписал новый Указ «О направлении дополнительного миротворческого персонала Украины для участия в операции Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афгани-

стан», который предусматривает увеличение миротворческого персонала в ИСАФ предельным количеством до 30 человек. По состоянию на начало 2013 г. общая численность персонала Вооруженных Сил Украины в ИСАФ в Афганистане составляла 20 человек. Сегодня общая численность украинского миротворческого персонала составляет 22 военнослужащих, а именно: 1 офицер гражданскою ного сотрудничества штаба ИСАФ, г. Кабул; 2 офицера национального элемен обеспечения литовского военного контингента, международный аэропорт Кабул; 2 офицера в составе литовской Группы советников арм ейс ой авиации Афганской национальной армии, провинция Кандагар; 3 военных врача (хирург, анестезиолог и врач общей практики) в составе польского военного госпиталя, г. Газни; 14 военнослужащих в составе литовского контингента, в том числе: 3 военных врача (2 хирурга и анрстезиЪдЯ), г. Ч1Тчаран; 4 офицера в составе штаба литовской ГРП (советник кома омощник командира по мониторингу СМИ, офицер

граждан^ко-вое ного сотрудничества, помощник командира роты), г. Чагчаран; ециал -тов по разминированию, г. Чагчаран [5].

Таким образом, представляется, что в украинско-афганских отношениях актически отсутствуют противоречия. На развитие взаимовыгодных отношений Украины с Афганистаном оказывают влияние три группы факторов. Первая связана со стратегически выгодным и взаимодополняющим географическим положением Украины и Афганистана на пересечении трансевразийских коммуникационных коридоров. Вторая группа имеет своей основой внешнеполитическую стратегию Украины, которая определена общими геополитическими прерогативами мирного развития всей системы международных отношений. Третья группа обусловлена стремлением Украины максимально расширить представительство своих внешнеэкономических интересов.

шений с Афганистаном первоочередное очено на активизации политического овне, так и в рамках международных ор-касается участия Украины в стабилиза-фганистане, установления торгово-экономических связей, дприятий в программах экономического восстановления рмирования договорно-правовой базы отношений во всех сферах.

На современном этапе развития о внимание в деятельности Украины со сотрудничества как на двустороннем ганизаций, в первую очер ционных процесса стия украинских

ЛИТЕРАТУРА

Постанова Верховно! Ради Украши «Про Концепщю (основи державно! политики) нацю-нально! безпеки Укра!ни» — 1997 г. // http://www.uazakon.com/document/spart85/ inx85170.htm

[2] Закон Укра!ни «Про основи нацюнально! безпеки Укра!ни» — 2003 г. // http://search.ligazakon.ua/l_doc2. шС 1тк1/Т030964.Ыт1

[3] Украшсько-афгансью тдносини. // http://www.mfa.gov.ua/mfa/ua/pub1ication/content/ 1010.htm?1ightWords=%D0%B0%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D 1 %96<Ж 1%81

1%82%D0%B0%D0%BD

[4] Iсторiя участi збройних сил Укра!ни у миротворчих операцiях // http://www.mi1.gov.ua/ index.php?part=peacekeeping&1ang=ua&sub=history

Мiжнароднi сили сприяння безпецi у 1сламськш Республiцi Афган http://www.mil.gov.ua/index.php?part=peacekeeping&lang=ua&sub=afganist| Участь Украши у миротворчих операщях пiд проводом Альянсу // 1 img_uni/general/integr/10.doc

[5]

[6]

REFER

[ 1 ] http://www.uazakon.com/document/spaft85Zmx85Hp.htm"

[2] http://search.ligazakon.ua/l_doCj.nsf/linkl/Tll0964.html

[3] http://www.mfa.gov.ua/mfajU|/pUblication»content/1010.htm?lightWords=%D0%B0%D1%84% D0%B3%D0%B0% 4%BD% D1 196%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD

[4] Istoria uchasti^broinihjil Ukraini u mirotvorcheskih operatsiyah // http://www.mil.gov.ua/ adexiPhp?partiPeacekeeping&lang=ua&sub=history

lijdunar, 1ni sili spriyannya bezpetzi u Islamskii Respublitzi Afganistan // http://www.mil.gov.ua/ ndexJphp7part=peacekeeping&lang=ua&sub=afganistan

chast' Ukraini u mirotvorcheskih operatsiyah pid provodom Al'yansu // http://www.univd.edu.ua/ img_uni/general/integr/10.doc

GENESIS AND EVOLUTION OF RELATIONS BETWEEN UKRAINE AND AFGHANISTAN

K.P. Kurylev

Theory and History of International Rela^io Peoples' Friendship Universi', of Miklukho-Maklaya str., 10/2, MosMw, Russia,

The article investigates the author determines the natioi cal, military and econamjCiphi Ukrainian doctrine^m theifield o relations^jetween UkramlBnd Afg] ct onlHldiVelopmentj

raine, foreign policy, national interests, national security, Afghanistan, peacekeeping.

reign policy in Afghanistan. The ibes the main stages of cooperation in politi-idered on the basis of the analysis of a number of national security. The author concludes that the m are free from contradictions, which could have a negative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.