Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
УДК 327.8
Виктор МИРОНЕНКО
«УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ» 2
Аннотация. Автор, сравнивая результаты президентских и парламентских выборов 2019 г. на Украине, рассматривает направленность и глубину идущих в украинском обществе политических процессов, анализирует как они могут отразиться на становлении новой общественно-политической системы Четвёртой республики на Украине, её внутренней и внешней политике, позиционировании в системе международных отношений. По его мнению, использование аналитической оптики позволяет комплексно исследовать указанные процессы, помогает лучше понять их и найти приемлемую для Украины, Европейского союза, Российской Федерации новую тональность отношений.
Ключевые слова: Россия, Украина, выборы, российско-украинские отношения, украинский кризис, украинский транзит, Четвёртая украинская республика, сопряжённая модернизация.
21 июля 2019 г. на Украине состоялись внеочередные парламентские выборы. Они были девятыми по счёту и вторыми внеочередными в новейшей истории Украины, прошли вско-ре после президентских и вместе с ними, а также предстоящими местными выборами являются одним из трёх элементов большого электорального цикла.
Выборы в основном подтвердили высказанные нами в связи с президентскими выборами оценки и прогнозы1. Они должны были состояться осенью 2019 г., но избранный в мае но-вый президент Украины Владимир Зеленский на следующий день после своей инаугурации издал указ о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета (Рады) Украины (ВСУ). Решение это было оспорено в Конституционном суде Украины. Суд, рассмотрев поданный 62 депутатами иск, признал наличие конфликта между ветвями власти, констатировал невоз-можность его разрешения и предложил сделать это народу Украины посредством проведения внеочередных выборов, что с точки зрения суда отвечает требованиям части 2 ст. 5 Конституции Украины.
Результаты выборов
7 августа 2019 г. Центральная избирательная комиссия Украины обнародовала результаты выборов депутатов Верховного Совета (Рады) Украины (ВСУ) девятого созыва (см. табл. 1).
В голосовании по общенациональному одномандатному избирательному округу 5%-ный проходной барьер преодолели пять партий. За созданную президентом «ad hoc» партию «Слуга народа» проголосовали 43,16% принявших участие в выборах избирателей, и она в итоге получила 124 мандата; за партию «Оппозиционная платформа - За жизнь» - 13,05% (37 мандатов); за партию «Родина» («Батьювщина») - 8,18% (24 мандата); за партию «Европейская солидарность» - 8,1% (23 мандата); за «Голос» - 5,82% (18 мандатов).
© Мироненко Виктор Иванович - кандидат исторических наук, ведушии научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследовании" Отдела страновых исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: victor@mironenko.org.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420192126
1 Виктор Мироненко. «Украинский транзит»: попытка анализа и прогноза. Научно-аналитическии вестник ИЕ РАН, №3, 2019. С. 58-63.
Таблица 1
Состав Верховного Совета (Рады) Украины по результатам выборов 21 июля 2019 г.
Партии Голосов в иногомандатном округе (%%) Мандатов в многомандатном округе Мандатов в одномандатных округах Мест в парламенте
Слуга народа 43,16 124 130 254
Оппозиционная платформа «За жизнь» 13.05 37 5 43
Родина (Батьшвщина) 8,18 24 2 26
Европейская солидарность 23 2 25
Голос 5,82 17 3 20
Оппозиционный блок 6 6
Выдвинувшиеся сами 46 46
Другие партии 4 4
Самопомощь 1 1
Итого 225 199 424
Таблица составлена автором на основании данных ЦВК Украины. URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vnd2019/wp001. Последнее обращение: 12 августа 2019 г.
Не преодолели барьер «Радикальная партия Олега Ляшко» (4,01% голосов), «Сила и честь» (3,82%), «Оппозиционный блок» (3,03%), «Украинская стратегия Гройсмана» (2,41%), «Партия Шария» (2,23%), «Всеукраинское объединения «Свобода» (2,15%), «Гражданская позиция» (1,04%). Ещё десять партий и объединений получили менее 1% голосов.
Выборы проходили в духе модного в Европе политического импрессионизма. Мелькали неизвестные имена кандидатов и броские, мало что говорящие избирателю наименования партий-участниц. Лишь один долгожитель парламента - партия Ю. Тимошенко «Родина» («Батьювщина») смог в нём остаться без смены идентичности или имени. «Оппозиционная платформа - За жизнь», победила в подконтрольной Киеву части Донбасса и в ряде районов Одесской области, но в целом получила всего 43 мандата. Ожидаемо провалились националисты - и «интегральные» (Всеукраинское объединение «Свобода») и умеренные («Солидарность»).
Самый большой сюрприз преподнесли выборы в одномандатных округах. Мажоритарная система, по мнению украинских экспертов, является «сумрачной зоной украинских парламентских выборов»1. ВСУ 11 июля 2019 г. решил от неё отказаться. Но изменить её не уда-лось - не хватило времени, и по ней избирались 199 народных депутатов (за вычетом 26 округов на неконтролируемой территории). То, что здесь партия «Слуга народа» получила 130 мандатов, больше, чем в общенациональном округе, на Украине было названо «электоральной революцией»2. Действительно, во многих округах молодые кандидаты неожиданно победили местных многолетних парламентских сидельцев с большими деньгами и связями. Парламент обновился на 80,4% и помолодел на 7,4 года. В нём будет больше женщин - 19% против 12% в предыдущем.
Но нам представляются значимыми не столько количественные, сколько качественные
1 Kyiv Post. 19.07.2019. P. 3, 10.
2 Георгий Касьянов. Первая революция. Как изменится Украина после парламентских выборов. Московский центр Карнеги. 26.07.2019 г. URL: https:carnegie.ru/commentary/79571.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
изменения, привнесённые выборами в расстановку политических сил на Украине. Так, партия, созданная методом «посполитого рушения»1, как остроумно заметил Г. Касьянов2, получила почти полный контроль над парламентом и возможность сформировать правительство без чьей-либо помощи. Никогда ещё ни один политик, ни одна политическая партия на Укра-ине не имели таких политических полномочий. В этом можно увидеть как большие возможности, так и большие опасности. Непросто будет без хороших навигационных карт провести изрядно потрёпанный политическими бурями украинский государственный корабль между Сциллой анархии и Харибдой авторитаризма. Некоторые эксперты даже полагают в этой свя-зи, что «в Украине формируется почва для установления авторитарного политического режи-ма, преследующего модернизационные цели»3.
Ожидаемая неожиданность: что выборы показали
Эксперты, близкие к ушедшему президенту и окончившему свою деятельность парламенту, не желая признавать допущенных ими ошибок, предпочитают относить на счёт популизма то, что многие зарубежные обозреватели справедливо назвали политическим «обвалом»4. Буйное цветение последнего в Европе не могло не отозваться и на Украине, но списывать провал Петра Порошенко только на его счёт или на счёт популизма было бы несправедливо и неправильно. «Старая элита не справилась со своеи историческом миссиеи, и ее ' отвергли»5. Но, если голосование на президентских выборах можно было почти целиком отнести к протестному и списать на эмоции граждан «беднейшей» страны Европы, то с парламентскими выборами всё обстоит сложнее. В них эксперты не без оснований усмотрели продолжающуюся консолидацию украинских граждан вокруг новых политических идей и трендов6. Происшедшее на выборах вполне вписывается в европейский и мировой политические тренды, что важно для адекватного восприятия «украинского транзита».
Хотя, в целом, результаты президентских и парламентских выборов в Украине выглядят как неожиданные, при смене «короткой» аналитической оптики на «длинную» ощущение неожиданности ослабевает. Почему?
Во-первых, потому что полученный В. Зеленским и его партией ошеломивший многих перевес при более внимательном рассмотрении объясняется не столько привлекательностью его самого или его новой партии, пока о них украинское общество имеет весьма смутное представление', сколько неприятием того, как идут дела в стране в целом.
Достижения последних лет: децентрализация, небольшое расширение границ экономической свободы, ослабление давления на бизнес, некоторый экономический рост и снижение инфляции, перераспределение государственных доходов, имплементация Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, безвизовый режим, обороноспособность
1 Посполитое рушение - всеобщее движение; военная мобилизация польской, литовской шляхты, принадлежащего им крестьянства для отражения внешней или внутренней опасности.
2 Г. Касьянов. Указ. соч.
3 Ермолаев А., Емец В., Ермолаев Д., Левцун А., Надтока Ю., Щербина В. Выборы в Украине: итоги и риски (коллективные размышления). Под общей редакцией А. Ермолаева. Стратегическая группа София. Киев, 2019, август. URL: http://sg-sofia.com.ua/vibori-v-ukraine-itogi-i-riski-kollektiYni-razmishleniYa-aYgust2019.
4 Konstantin Skorcin. Landslide Victory for Zelensky's Party in Ukraine: What Next? Moscow Carnegie Center. 23.07.2019. URL: https://carnegie.ru/commentarY/79539.
5 А. Ермолаев и др. Указ. соч.
6 History offers Ukraine a second chance. Financial Times. 2019, August, 7. URL: https://www.ft.com/content/c9c 15c3 c-b77a-11e9-8a88-aa6628ac896c.
7 «Громадське». Економют £вропейського банку реконструкцп i розвитку Сергш Гурieв аналiзуe економiчну програму Зеленського. 11.07.2019. URL: https://hromadske.ua/posts/ekonomist-Yevropeiskogo-banku-rekonstrukciYi-i-rozvitku-sergii-guriYev-analizuYe-ekonomichnu-programu-zelenskogo?fbclid=iwar0hc4wl1r84mYqifqob1x-b9fio99ic k putwwntls8iqizh9r9h5a--fuc.
и международная солидарность были замечены и оценены. Но они, как показали выборы, отнюдь не компенси-руют в глазах избирателей очевидных патологий уходящей Третьей республики: коррупцию, несправедливый суд, срастание бизнеса и политики и, как следствие всего этого, огромный разрыв в доходах и уровне жизни.
В стране как бы сосуществуют два общества. Одно, живущее по самым высоким мировым стандартам потребления, монополизировавшее легальные и нелегальные возможности рынка, правосудие и государственное управление. Второе, многократно превосходящее первое по численности, выживает за счёт плодородия земли и хорошего климата, взаимопомощи, работы за рубежом, натурального хозяйства и простого товарного производства.
Во-первых, выборы показали, что украинское общество уже не столько делится на пресловутые Запад и Восток, на «пророссийское» и «проевропейское», сколько, как и везде, на довольных и недовольных. Их результаты - последнее, может быть, предупреждение о том, что так долго продолжаться не может, и что это разделение достигло опасной черты.
Во-вторых, что это общество, во всяком случае, активная и самостоятельная его часть, окончательно определилось с направлением движения - «в Европу», в сообщество, к которому оно исторически принадлежит, ощущает родство и частью которого оно хотело бы быть, каким бы неспокойным и неустойчивым оно не выглядело. Базовым сценарием будущего они считают ускоренную либерализацию, упрощение налоговых процедур и снижение налогового бремени, уменьшение государственного регуляторного влия-ния, либерализацию выдачи разрешительных документов, минимизацию человеческого фактора при принятии административных решении" и т.п.1
В-третьих, выборы ещё раз продемонстрировали неприятие большинством граждан Украины насилия как способа разрешения внутренних и внешних споров. Украина не хочет войны, ни гражданской, ни отечественной! Вооружённый конфликт, который вот уже более пяти лет терзает её, не её выбор!
А если это так, то время с 2012 г. по май 2014 г., когда администрация В. Януковича пыталась силой развернуть Украину в противоположном направлении, и последовавшие за этим события («майдан», «гибридная война», милитаризация и ограничения гражданских прав и свобод) выглядят как вынужденное, спровоцированное внешними обстоятельствами отклонение от объективной политической парадигмы, в которую она хотела бы возвратиться.
Выводы и рекомендации
Итак, на наш взгляд, выборный марафон Украины и его результаты, если смотреть на него как на элемент «украинского транзита», следствие внутренней эволюции украинского общества, его наследственных и приобретённых патологий и внешних влияний, говорят о том, что страна в своём развитии пересекла важную черту. Подтвердился сделанный нами ранее вывод2, что направленность «украинского транзита» не изменилась, а темпы его ускорились.
Старое дискредитировано и частично разрушено. Стоит задача демонтировать существующую неустойчивую эклектичную политическую конструкцию и предложить другую приемлемую для большинства модель. «В ближайшие годы волна изменений коснётся всей политической системы... Речь идет о перспективе перехода к новому общественному порядку... воплощение справедливой революции со старым, но ещё живым лозунгом "благосостояния для всех" - против старого порядка "богатства для избранных"»3. Это - общеевропейская
1 А. Ермолаев и др. Указ соч.
2 Мироненко В.И. Указ. соч.
3 А. Ермолаев А. и др. Указ соч.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
тенденция, и в этот «новый порядок» Украина пытается вписаться.
В истории Третьей республики поставлена многозначительная точка с запятой. Новый парламент соберётся на своё первое заседание в конце августа. Впереди последняя заключительная и очень важная часть украинского электорального марафона - местные выборы. Они могут либо закрепить, либо ослабить наметившийся тренд, уберечь Украину от соскальзывания в авторитаризм или подтолкнуть её к нему. Они запланированы на будущий год и ускорять их проведение не следует. Преодолевать этот последний рубеж нужно хорошо подготовившись, собравшись с духом и с мыслями и силами. Необходимо выработать и предложить приемлемую для большинства модель Четвёртой республики, завершить процесс реформирования местного самоуправления, решить так или иначе проблему неконтролируемых территорий и только после этого закладывать новый правовой и политический фундамент.
У Украины появился шанс выбраться из глубокой наезженной политической колеи. Использует она его или нет, зависит не только от неё, а и от того, как поведут себя по отношению к ней страны, так или иначе вовлечённые в украинские дела: Российская Федерация, Европейский союз, Соединённые Штаты Америки.
Российским политикам хорошо бы было понять, что хотя и Россия и Украина нуждаются в модернизации, идти к ней они будут разными путями, и украинский путь никаких фатальных угроз России, её национальным интересам не несёт и нести не будет.
Европейскому союзу предстоит осознать, что нельзя так долго держать большую страну в прихожей «европейского дома». И не только потому, что её граждане сегодня самые большие еврооптимисты, но и потому, что это противоречит самой идее объединённой Европы, Европе с открытыми дверями.
Всё сказанное пока представляет из себя явно обозначившиеся тренды. Уже ближайшие месяцы покажут насколько они устойчивы, и насколько радикально обновлённые законодательная и исполнительная власти готовы соответствовать этим ожиданиям. В любом случае страну ждёт горячая политическая осень и капитальная политическая перезагрузка; и в общих и наших интересах не мешать Украине идти своим путём, на который она, судя по всему, твёрдо встала и не намерена с него сходить. А, может быть, даже помочь ей в этом, а заодно и самим себе.
Список литературы
Ермолаев А., Емец В., Ермолаев Д., Левцун А., Надтока Ю., Щербина В. Выборы в Украине: итоги и риски (коллективные размышления). Под общей редакцией Ермолаева А. Стратегическая группа София. Киев, 2019, август. URL: http://sg-sofia.com.ua/vibori-v-ukraine-itogi-i-riski-kollektivni-razmishleniya-avgust2019.
Касьянов Г.В. Первая революция. Как изменится Украина после парламентских выборов. Московский центр Карнеги. 26 июля 2019. URL: https://carnegie.ru/commentary/79571.
Мироненко В.И. «Украинский транзит»: попытка анализа и прогноза. Научно-аналитиче-скии вестник ИЕ РАН, ;№3, 2018. С. 58-63.
Скоркин К. Что означает победа партии Зеленского на парламентских выборах. Московский центр Карнеги. 22 июля 2019. URL: https://carnegie.ru/commentary/79539.
Умланд Андреас: Шансы и риски новой Украины Зеленского. Европейски диалог. 2019, 5 августа. URL: http://www.eedialog.org/ru/2019/08/05/shansy-i-riski-novoj-ukrainy-zelenskogo/.
References
Ermolaev A., Emets V., Ermolaev D., Levtsun A., Nadtoka Yu., Scherbina V. Elections in Ukraine: results and risks (collective reflection). Edited by Yermolaev A. Strategik Group Sofia. Kiev, 2019, August. URL: http://sg-sofia.com.ua/vibori-v-ukraine-itogi-i-riski-kollektivni-razmishleniya-avgust2019.
Kasyanov G.V. The First Revolution. How Ukraine will change after the parliamentary elections. The Carnegie Moscow Center. 2019 July 26. URL: https://carnegie.ru/commentary/79571.
Mironenko V.I. «Ukrainian transit»: an attempt to analyze and forecast. Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS, №3, 2018. P. 58-63.
Skorkin K. What does the Zelensky party victory in parliamentary elections mean? The Carnegie Moscow Center. 2019, July 22. URL: https://carnegie.ru/commentary/79539.
Umland Andreas: Chances and risks of the new Ukraine Zelensky. European dialogue. 2019, August 5. URL: http://www.eedialog.org/en/2019/08/05/shansy-i-riski-novoj-ukrainy-zelenskogo/.
«Ukrainian transit» 2
Author: Victor Mironenko, Candidate of Sciences (History), Head of the Centre for Ukrainian Studies of the Department of Countries Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: victor@mironenko.org.
Abstract. The author, comparing the results of the presidential and parliamentary elections of 2019 in Ukraine, examines the direction and depth of the ongoing political processes in Ukrainian society and how they can affect the formation of a new socio-political system, the Fourth Republic in Ukraine, its internal and external politics, positioning in the system of international relations. According to the author, such an analysis using optics, which allows you to see the whole process, helps to better understand it, find a new tonality and form of interstate relations acceptable for Ukraine, the European Union, and the Russian Federation.
Key words: Russia, Ukraine, elections, Russian-Ukrainian relations, Ukrainian crisis, Ukrainian transit, Fourth Ukrainian republic, related modernization.
DOI: http://dx. doi.org/10.15211/vestnikieran420192126