Актуальные исторические исследования
УДК 94
UDK94
Украинский институт национальной памяти: против национальной памяти? Ахременко Денис Анатольевич
Автономная некоммерческая организация «Историческое сознание» г. Брянск, Россия Директор
241524 Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Депутатская, д. 6 [email protected]
Аннотация: В настоящей статье автор прослеживает основные этапы становления Украинского института национальной памяти, определяет его сущность и природу, устанавливает задачи организации. Главная цель- понять предназначение Института и ответить на вопрос: кому нужна искаженная история и в чьих интересах действует данная структура.
Ключевые слова: национальная память, люстрация, В.А. Ющенко, И.Р. Юхновский, В.Ф. Солдатенко.
Ukrainian Institute of National Memory: Against National Memory?
Akhremenko Denis A.
Autonomous Nonprofit Organization «Historical Consciousness» Bryansk, Russia Director
241524 Bryansk region, Michurinsky,
Deputatskaya street, 6 [email protected]
Abstract: In this article the author traces the main stages of formation of the Ukrainian Institute of national memory, defines its essence and nature, establishes objectives of the organization. The main goal is to understand the purpose of the Institute and to answer the question: who needs distorted history and in whose interest is this structure.
Keywords: national remembrance, lustration, V. A. Yushchenko, I. R. Yukhnovsky, V. F. Soldatenko.
Институт национальной памяти - это тренд на-
чала 90-х гг. XX в. С распадом СССР и падением коммунистических режимов в странах Восточной и Центральной Европы обычной практикой этих государств стала процедура так называемой люстрации - недопущения на государственные должности бывших функционеров коммунистической партии и сотрудников госбезопасности. В октябре 1991 г. первой на путь люстрации стала Чешская и Словацкая Федеративная республика. В самой стране этот процесс называли не иначе как «второй Нюрнберг»1. За период советской истории Чехословакии (1948 - 1989 гг.) 140 тыс. чел. «запятнали» себя сотрудничеством со специальными службами. Этих людей новые власти должны были проверить в течение пяти лет, установив степень их вины в нарушении прав человека - важнейшего института демократического общества, к которому так стремилась новая республика. Функционерам Коммунистической партии, лицам, сотрудничавшим с органами госбезопасности, запрещалось в течение 5 лет занимать ответственные посты в органах государственной власти.
Нормативную базу политики декоммунизации составили «большой» (№451/1991) и «малый» (№279/1992) законы 1991 г. и 1992 г. и «Закон о незаконности коммунистического режима» 1993 г. Согласно этим нормативно-правовым актам процесс «очищения» от тоталитарного прошлого заключался в следующем:
- бывшие партийные функционеры не имели права занимать важные государственные должности;
- чисткам подвергались те лица, виновность которых в нарушении прав и свобод человека и гражданина была доказана;
- люстрации подвергались все государственные служащие, занимающие должности в структуре органов власти либо претендующие на совмещение таких должностей.
Важным инструментом в процессе люстрации стал Институт национальной памяти. Его основная задача заключалась в проверке картотеки органов государственной безопасности советской Чехословакии. На основании этой картотеки государственным служащим выдавали справки «СТБ-
1 http://cripoxom.ua/?aid=168617§_id=4 (Дата
обращения: 22.11.2015")
положительных» или «СТБ-отрицательных»2. Если лицо было «СТБ-отрицательным», то оно могло рассчитывать на определенную карьеру в Чешской и Словацкой республике, если оно было «СТБ-положительным», то карьеру в стране ему построить не удавалось.
Тем не менее, новым чехословацким властям не удалось привлечь к ответственности крупных функционеров Коммунистической партии и сотрудников государственной безопасности страны, лишь мелкие чиновники понесли ответственность. Тем более, что преследование бывших функционеров советской системы вызвало обеспокоенность некоторых международных институтов, особенно, Международной организации труда (МОТ) и Нью-Йоркской Хельсинской группы. В этой связи фактически процедура люстрации в этой стране стала заключаться в том, что человек, претендующий на государственную должность, должен был признаться в своих связях с коммунистической системой, если таковые имели место быть.
По следам чехословаков пошло и польское правительство. Однако представители польской власти зашли куда дальше, чем их чехословацкие коллеги. Кроме того, что в апреле 1997 г. польский сейм принял закон о люстрации, 22 сентября 1998 г. парламент, преодолев вето президента Квасьневского, утвердил закон о создании в стране Института национальной памяти. Первым председателем Института национальной памяти в 2000 г. стал юрист Леон Керес. Согласно польскому законодательству, данное учреждение имело филиалы во всех крупных городах Польши, в которых создавались архивные службы для принятия и обработки документов. Помимо чисто научных целей Институт национальной памяти преследовал и карательные цели. Так, в его структуре было создано следственное управление, которое пользовалось достаточно широкой автономией. Директор этого управления совмещал также должность заместителя Генерального прокурора республики. Целью следственного управления было расследование так называемых «преступлений коммунистического режима» и преступлений нацистского режима и передача дел в суд. За десять лет существования следственным отделом было направлено в суд порядка 400 материалов. Приговоры польские суды
2 СТБ - органы государственной безопасности в
советской Чехословакии
вынесли лишь по 1203. В отличие от чехословацких коллег, польские функционеры Института национальной памяти сумели добиться и привлечения к ответственности важных политических и общественных деятелей Польши. Так, например, митрополита Варшавского, архиепископа Станислава Вельгуса обвинили в сотрудничестве со Службой безопасности Польской Народной Республики. Даже папа Римский Бенедикт XVI не смог защитить священника. В результате архиепископ был вынужден отказаться от должности.
Помимо следственного управления Институт национальной памяти имел также в своей структуре и архивное управление, о котором упоминалось выше. Третьей структурной единицей Института стало Бюро гражданского образования. Цель этого бюро состояла в исследовательских и просветительских функциях, то есть оно дублировало (или в некоторых случаях даже заменяло министерство образования). Стараясь достичь своей цели, Бюро гражданского образования прибегала к различным методам: от организации школьных конференций, выпуска детских компьютерных игр на историческую тематику до рекламы на билбордах (в частности, в память о Варшавском восстании 1944 г.). Но вскоре из-за вспыхнувшего скандала из-за выпуска сборника документов «Служба безопасности и Лех Вален-са. Некоторые материалы к биографии» Институт национальной памяти Польши подвергся резкой критике причём как со стороны бывших функционеров ПОРП, так и со стороны новой власти, которая называла сотрудников Института «отравителями из ИНП». Но при Президенте Лехе Качиньском Институт снова вернул своё былое влияние, получив невиданное до этого финансирование из бюджета страны. В последние годы Институт «прославился» борьбой с памятниками «советской оккупации». Так, 21 сентября 2015 г. ИНП Польши одобрил решение властей города Пененжно о демонтаже памятника советскому полководцу времен Великой Отечественной войны И.Д. Черняховскому и призвал поляков и дальше продолжать борьбу с памятниками советского периода истории Польши.
Подхватить модную идею создания Ин-
3 Портнов А. Люстрация и институты национальной
памяти: опыт посткоммунистической Европы (URL: http:// argumentua.com/stati/lyustratsiya-i-instituty-natsionalnoi-pa-myati-opyt-postkommunisticheskoi-evropy Дата обращения: 22.11.2015 г.)
статута национальном памяти решили и наши ближайшие соседи - украинские власти. После провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. пересматриваются основные концепции развития страны. Весь период независимости, особенно в последние 2 года, населению со стороны власти активно насаждается позиция, согласно которой Украина сначала была под оккупацией Российской империи, затем - Советского Союза. Как в период монархии, так и при «тоталитаризме» украинский народ подвергался эксплуатации, геноциду и насилию. Систематизировать эту концепцию, аргументировать её и был призван Институт национальной памяти Украины.
Первые попытки организация учреждения такого типа были предприняты в 2005 г., с приходом к власти В.А. Ющенко. 11 июля 2005 г. президент Ющенко подписал указ №1087/2005 «О дополнительных мерах по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и голодоморов на Украине». Этот нормативный акт предписывал Кабинету министров решить вопрос о создании Института национальной памяти до 26 ноября 2005 г. Однако появление данного учреждения в то время затягивалось. 4 ноября 2005 г. президент Украины своим указом №1544/2005 «С целью почтить память жертв и пострадавших от Голо-доморов на Украине» вновь даёт указание правительству «принять действенные меры к решению.. .вопроса создания Украинского института национальной памяти»4. На этот раз В. Ющенко даёт своему правительству срок до 20 ноября
2005 г. Однако решение о создании Института национальной памяти было принято правительством лишь 17 мая 2006 г., а 21 мая 2006 г. физик Игорь Юхновский был назначен главой нового учреждения. 31 мая 2006 г. статус Института меняется, в постановлении украинского правительства этот орган называется центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, что означало, что данное учреждение напрямую подчинялось главе государства. 5 июля
2006 г. украинский Кабинет министров утверждает положение Института национальной памяти, в котором его также придаётся статус специально уполномоченного органа в сфере восстановления и сохранения национальной памяти украинского
4 Указ Президента Украины №1544/2005 (URL:
http//www.president.gov.ua/ru/documents/3456.html Дата обращения: 22.11.2015 г.)
народа. Но фактически этот орган не начал свою работу в 2006 г., так как денежные средства на его финансирование не были заложены в бюджет, что говорит о скоротечности принятия решения о создании Института национальной памяти. В 2007 году на финансирование Института национальной памяти денежные средства были выделены, и он начал свою активную деятельность. Одним из первых результатов деятельности Украинского института национально памяти стало присвоение Роману Шухевичу, руководителю Украинской повстанческой армии, сотрудничавшей с немецкими оккупационными властями в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Украины. Наряду с этим УИНП проводил активную политику признания «заслуг» Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии перед украинским народом и государством. Функционеры из УИНП считали, что ОУН (б) и УПА боролись за независимость Украинского государства против коммунистического и нацистского режимов. Однако документы из архивов России, Украины, Германии, США и других стран, свидетельствуют о том, что боевики Украинской повстанческой армии и бандиты Организации украинских националистов вели реальную борьбу лишь против мирных граждан, грабя, убивая и насилуя их. Важным направлением деятельности УИНП стало «распространение справедливой истории про Голодомор 1932-33 годов на Украине». На территории парка Вечной славы в Киеве был возведён мемориал жертвам Голодомора. Заметим, что при строительстве мемориала УИНП, являющийся главным распорядителем денежных средств, в 2008 г. потратил в два раза больше, чем было запланировано. Счётная Палата Украины выявила нецелевое использование 96% средств из государственного бюджета. Коррупционеры из УИНП присвоили не только бюджетные деньги, но и пожертвования граждан, бизнеса и меценатов. Стоимость сооружения, по мнению аудиторов Счётной Палаты, была завышена в 5 раз5. Помимо прочего, УИНП стал организатором или соорганизатором выставок и мероприятий, посвящённых ОУН и голодоморам, с 2007 г. начал издавать журнал «СУЧАСШСТЬ» («Современность»). Также од-
5 Л1ГА. Новости: Томенко: Стоимость Мемориала
памяти жертв голодоморов завышена в 5 раз (иВХ:Ы1р: //news.liga.net/news/N0926518.html Дата обращения: 22.11.2015 г.)
ним из направлений деятельности данного органа власти является разработка календаря национальных памятных дат. С 2010 г., при новом президенте В.Ф. Януковиче меняется и глава УИНП, им становится историк, член-корреспондент НАН Украины В.Ф. Солдатенко. Это назначение вызвало огромный общественный резонанс и раскололо украинское общество. Так, бывший директор архива СБУ В. Вятрович связал это назначение с попыткой ревизии истории Украины. Опасения Вятровича были связаны с тем, что новый глава УИНП на тот момент был членом КПУ. В итоге В.Ф. Солдатенко пришлось приостановить членство в КПУ и встать на путь борьбы с коммунистическим прошлым Украины. Однако, стоит отметить, что в 2010 - 2014 гг. активность Украинского института национальной памяти упала. Подъём наблюдается с февраля 2014 г., когда к власти незаконно пришли радикально настроенные силы. Меняется и глава Украинского института национальной памяти, им становится Владимир Михайлович Вятрович.
В.М. Вятрович в 2008 - 2010 гг., будучи директором архива СБУ, рассекречивает архивы КГБ и обеспечивает открытый доступ к ним. Эти действия главного архивариуса привели к масштабным люстрациям лиц, сотрудничавших со спецслужбами КГБ УССР. С 2010 по 2011 гг. работал за границей, старшим приглашенным исследователем Украинского научного института Гарвардского университета в США. В 2013 -2014 гг. - активный участник Евромайдана.
12 ноября 2014 г. Кабинет министров Украины утверждает новое Положение Украинского института национальной памяти. Постановление правительства при этом ликвидирует Институт национальной памяти как научно-исследовательское учреждение. Таким образом, этот орган превратился в государственно-пропагандистский аппарат, юридически подчинённый Министерству культуры. Согласно этому документу основными задачами указанного органа власти являются:
- осуществление комплекса мероприятий по увековечению памяти участников украинского освободительного движения, Украинской революции 1917-1921 лет, войн, жертв Голодомора 1932-1933 годов, массового голода 1921-1923, 1946-1947 годов и политических репрессий, лиц, которые принимали участие в защите независимости, суверенитета и территориальной целост-
ности Украины, а также в антитеррористических операциях;
- популяризация истории Украины, ее выдающихся личностей;
- популяризации в мире роли Украинского народа в борьбе против тоталитаризма, отстаивании прав и свобод человека;
- восстановление национальной памяти Украинского народа, недопущению использования символов тоталитарных режимов;
- предоставление оценки тоталитарным режимам XX века в Украине - Голодомора 19321933 годов, массовому голоду 1921-1923, 19461947 годов, принудительным депортациям, политическим репрессиям, действиям организаторов и исполнителей таких преступлений, а также последствия их действий для Украины и мира6. При этом, если официально под «тоталитарными режимами» руководство УИНП понимает нацистский и коммунистический режим, то реально главной целью этого учреждения является де-коммунизация Украины и формирование образа ближайшего соседа страны - России - как образа Чужого, врага, виновного во всех её бедах.
Роль Института в современной украинской политике и обществе очень велика. Украинский институт национальной памяти проникает практически во все сферы государственной политики, в том числе и в образование - важнейшей сфере формирования молодого поколения. Так, в частности, благодаря выводам УИНП Министерство образования и науки Украины в январе 2015 года разослало в школы страны Циркуляр «О значении 70-летия изгнания нацистских оккупантов с Украины», в котором рекомендовало при изучении истории 1941 - 1945 гг. отказаться от термина «Великая Отечественная война», заменив его более «корректным» «Вторая мировая война». Также Министерство рекомендовало отказаться от использования термина «освобождение от фашистской оккупации», заменив его термином «изгнанием нацистских оккупантов», так как, по мнению чиновников, Украина, избавившись от гнета гитлеровцев, не стала свободной, её оккупировал Советский Союз, а свободу страна
6 Постановление Кабинета министров Украины
«Об утверждении Положения об Украинском институте
национальной памяти» №684 от 12 ноября 2014 г. (URL:
http://www.memory.gov.ua/page/postanova-kabinetu-minis-triv-ukraini-pro-zatverdzhennya-polozhennya-pro-ukrainskii-institut-nat Дата обращения: 22.11.2015 г.)
получила лишь 24 августа 1991 г7. Функционеры Украинского национального института также перенесли дату Дня победы - с 9 на 8 мая, переименовав праздник в День памяти и примирения. По мнению украинских властей, примирение произошло между двумя «течениями движения Сопротивления» - советским и националистическим, которые боролись против нацистских и советских оккупантов8.
Основными проектами УИНП на сегодняшний день, согласно их официальному веб-сайту, являются: «Наш Крым», в котором функционеры УИНП пытаются доказать, что Крым изначально принадлежал Украине и лишь в тот период времени, когда он был частью независимой Украины, полуостров процветал и развивался; «Майдан: устная история» - в этом проекте УИНП собирает аудио- и видеозаписи воспоминаний участников событий 2013 - 2014 гг., вошедших в историографию как Евромайдан (или Революция Достоинства, как её называют украинские политики); «Музей Майдана» - цель проекта - «сохранение памяти о событиях и людях Майдана, осмысление уникальных общественных практик, выдвинутых Майданом и привлечение общества к осмыслению этого опыта и созидания гражданского общества»9; «Голодо-мор» - в этом проекте собраны материалы т.н. «Геоинформационной системы Голодомора», в которых по регионам собраны документы о голоде в УССР в 1930-х гг., среди которых мемуары жителей Украины, живших в те годы, выдержки из статей иностранной прессы, фотографии жертв Голодомора; также в проекте представлено собрание зарубежных документов о событиях тех лет; «Декоммунизация» - проект представляет собой рекомендации по изменению названий городов, сёл, улиц, носящих названия, связанные с функционерами коммунистической партии, с сотрудниками органов безопасности СССР, советскими военачальниками и т.д.; «Исторический календарь» - представляет из себя список
7 Новое открытие министерства образования и науки Украины: «Великой Отечественной» не было» (URL: http://moole.ru/blog/sam88/news/524200-novoe-otkrytie-ministerstva-obrazovanija-i-nauki.html Дата обращения: 22.11.2015 г.)
8 http://www.memory.gov.ua Дата обращения: 21.11.2015
9 Проекты УИНП. Музей Майдана (URL: http:// www.memory.gov.ua/page/muzei-maidanu Дата обращения: 22.11.2015 г.)
государственных праздников и юбилейных дат, которые будут отмечаться на Украине в текущем году, среди которых, в частности, 175 лет с даты выходы первого поэтического сборника Т. Шевченко «Кобзарь»10; «Методические материалы»
- материалы для Министерства образования и науки, содержащие рекомендации по составлению глав и разделов учебников, затрагивающих период 1939 - 1945 гг., являющихся обязательными для исполнения; о пересмотре событий Второй мировой войны и смены символов Победы
- с георгиевской ленты на красный мак, а также переосмысления событий 1945 г. «с празднования на почитание»11. Ведь по мнению новых украинских властей празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне сможет стать духовной скрепой с Россией, а официальному Киеву сближение с восточным соседом не нужно.
Украинский институт национальной памяти обладает также правом законодательной инициативы. Уже в апреле 2015 года Институт стал автором пакета из четырёх законов, направленных на декоммунизацию Украины: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке», «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 - 1945 годов» и «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 - 1991 годов». Верховная рада Украины приняла данные законопроекты, а президент П.А. Порошенко подписал их. Теперь они имеют силу законов и являются обязательными к исполнению на территории всей страны. Данные законы, приравнивая нацистский и советский режимы на Украине, однозначно призваны проповедовать русофобию и национализм, воспитывая молодое поколение в духе ОУН и УПА, которые убивали, грабили и насиловали мирное население: женщин, стариков и детей12.
Таким образом, в государствах Централь-
10 Исторический календарь УИНП (URL: http://www. memory.gov.ua/page/istorichnii-kalendar Дата обращения: 22.11.2015 г.)
11 УИНП. Методические материалы (URL: http:// www.memory.gov.ua/page/8-9-travnya-materiali-dlya-zavan-tazhennya Дата обращения: 22.11.2015 г.)
12 О злодеяниях ОУН и УПА см., например: Дюков А.Р. Забытый геноцид: Волынская резня 1943 - 1944 годов: сборник документов и исследований. М., 2008.
ной и Восточной Европы после распада Советского Союза начался процесс декоммунизации, сопровождавшийся люстрацией и созданием так называемых «институтов национальной памяти». Однако в Польше и Чехословакии, например, эти события прошли достаточно безболезненно. Попытавшись начать полномасштабный политический процесс против руководителей советского периода в своих странах, и Польша, и Чехословакия пришли к выводу, что необходимо строить новую политику путём эволюционных, постепенных преобразований. Другая ситуация наблюдается на Украине. Созданный достаточно поздно по сравнению с другими восточноевропейскими странами Украинский институт национальной памяти развернул активную деятельность по уничтожению коммунистического прошлого, по стиранию из памяти народа исторической правды о периоде 1917 - 1991 гг. и навязыванию населению Украины открытой русофобии. Абсолютно верно деятельность УИНП определил кандидат философских наук, государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности о бороны Украины В.А. Пироженко, отметив, что «Эта контора на основе исторического материала из истории Украины и СССР, конструирует новые, удобные легенды, символы и исторические ценности, придумывает исторические сюжеты для национальной героизации, приспосабливая результаты под потребности формирования новой национальной украинской идентичности. При этом мифы и легенды конструируются так, чтобы разрушить все исторические и культурные ценности, оставшиеся у большинства населения ещё со времени совместного — Российского и Советского государственного прошлого»13. Происходит это, по нашему мнению, по одной причине - Украина до 1991 года не обладала опытом государственности, она на протяжении всей своей «истории» была частью другого государства: России, Польши, Австро-Венгрии. По этой причине так называемой «украинской нации» приходится придумывать новую историю Государства Украина, превращая преступников в героев, а освободителей - в оккупантов.
Ахременко Денис Анатольевич Автономная некоммерческая организация «Историческое сознание» г. Брянск, Россия Директор
241524 Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Депутатская, д. 6 [email protected] Akhremenko Denis A.
Autonomous Nonprofit Organization «Historical Consciousness» Bryansk, Russia Director
241524 Bryansk region, Michurinsky, Deputatskaya street, 6 [email protected]
13 Пироженко В.А. История «ножниц» и «клея» как средство формирования украинской этнической нации (URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/pirozenko.doc Дата обращения: 22.11.2015 г.)
1942: STALINGRAD AND THE RUSSIAN CAMPAIGN
IN THE ITALIAN PUBLIC OPINION AND POLITICAL WORLD
Irene Guerrini and Marco Pluviano
Зарубежная историческая наука
UDC 94
1942: STALINGRAD AND THE RUSSIAN
CAMPAIGN IN THE ITALIAN PUBLIC OPINION AND POLITICAL WORLD Irene Guerrini and Marco Pluviano, the Turin University Italy, 10123, Turin, Via Verdi, 8 e-mail: [email protected]
Abstract: The article dwells on the Fascist homeland policy at the first period of WWII with the special accent on the military actions against Soviet Union after June 22, 1941. The authors show the Fascist widespread anti-Soviet propaganda and clandestine anti-Fascist broadcasting over Italy since spring 1941 and the impact of the Great Patriotic War battles on the Mussolini regime, Fascist party and the whole Italian public opinion. As the authors write, the Stalingrad battle was the major event that influenced Italian society on the utmost degree and
caused Mussolini fall. Keywords: Italy, Fascist regime, Mussolini, WWII, Great Patriotic War, ARMIR, Stalingrad battle, propaganda, public opinion.
We think that Italian participation in the aggression to Soviet Union was one of the main political and military miscalculations made by Fascism. This consideration sets aside any moral judgment about both the large number of crimes committed by Italian soldiers in Russia (ignored for a too much long time), and the criminal global alliance with Nazi Reich. The aggression was a mistake for a lot of reasons: because it took away men and means from North Africa, the most important war front for Italy; because it developed further divisions between militant Fascists and no Fascist people; because it revived internationalist feelings in the factories and in the working class neighbourhoods; because it was founded on the difficult and uncertain hope to receive from Germany an area of exclusive exploitation in the conquered territories. In this paper, we shall try to prove that Mussolini's choice to attack USSR received less popular support in comparison with other military campaigns. It happened in spite of the great propagandistic efforts.
Italy joined to Germany in the WWII with nine months of delay, on 10 June 1940. During that period, Fascism tried to prepare the country to the war, both in the military aspects and in the field of the public opinion's moral preparation. However, when the war was declared Police, Prefects and informers' reports recorded less enthusiasm than Mussolini would like.
In addition, one year later, the majority of the people did not welcome the news of the participation to the Russian campaign. They were dismayed because a further campaign in a new and very far front, in an unknown environment, and against an enormous Army, would have inevitably caused the delay of the end of the war. During the first year of war, Italian Army fought some very bloody and unsatisfactory campaigns - Albania, Greece, and North Africa. These failures disappointed public opinion's hopes of a Blitz Krieg.
Therefore, the majority of the people face up the new expedition with deep concern and with few hope, but this attitude was not enough to develop a strong political and social opposition. However, Police authorities were more worried than the previous year about public opinion's attitude1. Some of them warned against the possibility of heavy consequences for the Regime in case of unsatisfactory results.
Then, in comparison with 1940, a new fact influenced public opinion and tormented authorities: USSR still enjoyed support in some workers' circles, particularly in the great factories of the main industrial cities. Therefore, the expressions of support to Moscow increased after the attack against Soviet Union, and the shadows linked with the Ribbentrop - Molotov Pact quickly disappeared. For instance, in Genoa on 20 June 1941 in the Ansaldo Elettrotecnico plant were discovered the graffito "Up with Lenin, down with Hitler" and, on 27 June, "Down with Mussolini, up with Stalin". After 20 days in the city appeared printed leaflets with the words "Long live to Communist Russia", and others with hammer and sickle and the sentence "Up with
1 See the weekly "Report about public opinion feelings as they result from correspondence censorship", from 25/01 to 24/07/1941, in State Archive of Genoa, Series Italian Prefecture, box 220, file "Report about public opinion feelings...". These reports were sent to the General Direction of Police by the Prefects.
Зарубежная историческая наука