Научная статья на тему 'Историческая память и исторический ревизионизм на Украине'

Историческая память и исторический ревизионизм на Украине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
884
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / УКРАИНСКИЙ НАЦИЗМ / ПОЛИТИКА РЕВИЗИОНИЗМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бардина Кристина Вадимовна

В данной статье рассмотрено влияние исторической памяти на российско-украинские отношения, а также феномен исторического ревизионизма, оказывающий деструктивное воздействие на украинский народ, в частности. Важно отметить, что значимую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Также рассмотрено, что на Украине в течение всего постсоветского этапа развития, как и в других республиках бывшего СССР, никогда ранее не имевших собственной государственности, идёт активный процесс формирования украинской «нации» и, соответственно, украинской национальной идентичности. Этот процесс связан, в том числе, с попытками вычленения из истории народа событий и явлений, которые могут использоваться при создании минимального набора общих ценностей, способных объединить всех граждан Украины. Впрочем, вектор построения украинской национальной идентичности имеет отрицательную направленность, поскольку направлен не столько на построение собственной национальной идентичности, сколько на отрицании ее российской исторической сущности. Именно на этом, по мнению автора, концептуально основывается украинский исторический ревизионизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая память и исторический ревизионизм на Украине»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ НА УКРАИНЕ

К.В. Бардина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние исторической памяти на российско-украинские отношения, а также феномен исторического ревизионизма, оказывающий деструктивное воздействие на украинский народ, в частности. Важно отметить, что значимую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Также рассмотрено, что на Украине в течение всего постсоветского этапа развития, как и в других республиках бывшего СССР, никогда ранее не имевших собственной государственности, идёт активный процесс формирования украинской «нации» и, соответственно, украинской национальной идентичности. Этот процесс связан, в том числе, с попытками вычленения из истории народа событий и явлений, которые могут использоваться при создании минимального набора общих ценностей, способных объединить всех граждан Украины. Впрочем, вектор построения украинской национальной идентичности имеет отрицательную направленность, поскольку направлен не столько на построение собственной национальной идентичности, сколько на отрицании ее российской исторической сущности. Именно на этом, по мнению автора, концептуально основывается украинский исторический ревизионизм.

Ключевые слова. Украина, российско-украинские отношения, историческая память, украинский нацизм, политика ревизионизма.

UKRAINIAN HISTORICAL MAMORY AND HISTORICAL REVISIONISM

K.V. Bardina

RUDN University, Moscow

Abstract. This article examines the influence of historical memory on Russian-

Ukrainian relations, as well as the phenomenon of historical revisionism, which has a destructive impact on the Ukrainian people in particular. It is important to note that the preservation of the historical memory of generations plays a significant role in the formation of civil self-consciousness. It was also considered that in the Ukraine during the entire post-Soviet stage of development, as well as in other republics of the former USSR, which had never before had their own statehood, an active process of formation of the Ukrainian "nation" and, accordingly, the Ukrainian national identity. This process is also associated with attempts to isolate events and phenomena from the history of the people, which can be used to create a minimum set of common values that can unite all citizens of the Ukraine. However, the vector of building Ukrainian national identity has a negative direction, since it is directed not primarily at building its own national identity, as at rejecting its Russian historical essence. This is precisely in the author's opinion that Ukrainian historical revisionism is conceptually based on.

Keywords: the Ukraine, Russian-Ukrainian relations, historical memory, Ukrainian Nazism, the policy of revisionism.

22 февраля 2014 г. - одна из тех громогласных дат, которая вывела происходящие события на Украине во все заголовки новостных газет, журналов и интернет ресурсов. Только подумать, размеренная и спокойная жизнь Киева в один миг превратилась в «Ледовое побоище» нашего времени, только с участием лишь украинской стороны. Был осуществлен государственный переворот. Власть незаконным путем перешла от В. Януковича к националистам радикалам, и далее началось самое ужасное время в новейшей истории Украины.

Если с 1991 года ведет своё начало политика г. памяти, отвергая свои общие корни с Россией и Белоруссией, но после 22 февраля 2014 г., русофобские настроения вспыхнули с такой силой, что кроме как психологической войной и зловещей пропагандой данные события не назвать. Отвергалось, да и продолжает отвергаться абсолютно всё, от исторического прошло-

го, до политической составляющей. Важно лишь то, что перепись истории и ядро отчуждения украинцев от независимости от России является ничем не обоснованным мифом.

Рассматривая российско-украинские отношения после 1991 г., стоит учитывать, что Украина всегда была настроена проев-ропейски, а отношения с Москвой являлись лишь «неизбежной необходимостью» для Киева. Украина имела преференции от России в военно-техническом и экономическом плане, выводя таким способом уровень жизни в стране на допустимые показатели.

Стоит отметить, что на пространстве современной Украины существует единственная идеология - «украинство» и о каком-либо «русском проекте» речи идти не может. Идеология, построенная на культивировании и возрождении местных этнокультурных традиций и основанная на развитии старой городской и аристократической культуры, полностью отвергнутой украинством, до сих пор не создана. Её можно вычитывать в текстах ряда историков и публицистов, однако её нет в актуальном информационном пространстве, в массовом сознании1.

Ситуация на Украине обернулась очень серьёзной политической, социально-экономической и культурной проблемой для России. И очередная фаза противостояния не будет облегчением. Она выльется в ещё большую нестабильность и спровоцирует ещё больше неконтролируемых процессов. И надо сказать честно: в конечном итоге рано или поздно восстанавливать Украину придётся нам, потому что никакой Евросоюз отстраивать её не будет. И делать это придётся в рамках какой-то формы объединения с Россией. Так было после предыдущих украинских кризисов в XVП-XX вв. [Попов 2010].

После событий 2014 года, а также с приходом к власти новой правящей элиты

1 Политика исторической памяти на Украине как война с прошлым. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://odnarodyna.org/content/politika-istoricЫeskoy-pamyati-na-ukrame-kak-voyna-s-pшsЫym (Дата обращения 19.02.2019)

на Украине всё чаще стали появляться лозунги «Украина це Европа». Началась перепись исторических событий, перечеркивая всё прошлое и создавая новые очерки истории Украинского государства. Можно предположить, что всё это связано с неонацистскими настроениями среди молодежи.

Таким образом, рассматривая период развития событий на Украине с 2014 г. по настоящее время, стоит обратить внимание, что на сегодняшний день, новостей об украинских событиях, а также о деятельности П. Порошенко значительно меньше на российских телеэкранах и в новостной прессе, нежели в период 2014-2015 гг.

Итак, следует разобраться, что же такое украинский национализм и как он возник на Украине?

По определению в словарях украинский национализм - это политическая националистическая идеология, а также общественно-политическое движение, ставшие целью создания и развития украинского национального государства и/или защиту национальной самобытности2.

Но если применить данное определение с упоминанием о том, что Украина является бывшей советской республикой, то стоит отметить то, что в данном случае, национализм - это первая естественная реакция на отделение друг от друга [Гребе-нюк 2013: 188].

Таким образом, после развала СССР и становления Украины самостоятельным государством зашла речь о том, чтобы отмежеваться всеми возможными корнями от России и переписать историю, поставив Украину «в главной роли». Именно поэтому Советский период в истории Украины включает в себя лишь упоминание о «сталинщине», ГУЛАГе и голодоморе, на последнем особо акцентируя внимание государственной власти.

В трактовках украинской власти под понятием «голодомора» имеется в виду целенаправленное уничтожение при помощи голода украинского народа как нации. Его хотят представить как геноцид

2 Национализм. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ukrain.in.ua/102.html (Дата обращения 10.03.2019)

= этноцид, который осуществлялся советским руководством при помощи продавшейся Москве «колониальной администрации» - украинской партийной верхушки. Об истинных масштабах гуманитарного бедствия, затронувшего, помимо Украины еще и Поволжье, Центральные районы РСФСР и северный Казахстан, пытаются не упоминать, представляя дело так, будто пострадала от него (притом - умышленно) лишь Украина1.

Также украинские «эксперты» в исторической науке взялись за переписывание значения участия Украины в Великой Отечественной войне. Как известно, понятие «Великая Отечественная война» исчезло из украинской историографии в 2015 году в мае месяце, причиной чему послужило принятие ряда законов о «декоммуниза-ции»2 или же как называют это в парламенте Украины «пакет о декоммуниза-ции»3. Таким образом, после принятие данного «пакета» Украина полностью отрекается от Советского наследия в своей истории, занимается демонтажем памятников коммунистическим деятелям, дает новые названия городам и улицам, и так далее. Также стало запрещено использовать советскую символику, в том числе в сувенирной продукции.

После принятия закона «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 гг.»4 праздник Победы советских граждан над фашистской

1 Пять мифов о «геноциде украинского народа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/politicheskiy_golodo mor_pyat_mifov_o_genocide_ukrainskogo_naroda (Дата обращения 14.02.2019)

2 Верховна Рада Украши прийняла пакет закошв про декомушзацш [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.memory.gov.ua/news/verkhovna-rada-ukraini-priinyala-paket-zakoniv-pro-dekomunizatsiyu (Дата обращения 24.02.2019)

3 Закон про створення сустльного мовлення шдпи-сано [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tvoemisto.tv/news/zakon_pro_stvorennya_suspil nogo_movlennya_pidpysano_69771.html (Дата обращения 11.03.2019)

4 St. 2 ZU Ob uvekovechenii pobedy nad nacizmom vo Vtoroj mirovoj vojne 1939-1945 godov ot 09.04.2015 № 315-VIII. URL: http://kodeksy.com.ua/ka/ob_uvekovechenii_pobedy_n ad_natsizmom_vo_vtoroj_mirovoj_vojne_1939-1945_godov/2.htm (Date of access 1.03.2019)

Германией 9 мая превратился в «День Победы над нацизмом во Второй мировой войне». Как явствует из его названия -данный праздник призван полностью переформатировать отношение украинских граждан к великой общей Победе всех народов СССР над германским нацизмом. Теперь украинцам внушается необходимость «открещиваться» от того, что они воевали плечом к плечу с русскими, являясь единым советским народом.

Впрочем, данные тенденции характерны п большей части для представителей маргинальной части молодежи, но никак не для ветеранов, так как для них та война являлась Отечественной в первую очередь. Ведь все события того страшного времени проходили на их землях, на территории их Родины, страдали их родные города и на протяжении всех тех тяжелейших лет они боролись не за Украину отдельно, Россию или Беларусь, а боролись за Отечество, которое не было разделено на «моё» или «твое», оно было только «наше».

Именно поэтому в интервью, ветераны со слезами на глазах высказывают свое отношение к переименованию улиц, «чистке» истории городов-героев, смене понятий. Ставя себя на место этих мужественных людей, всё происходящее сегодня на Украине это, можно трактовать как предательство. Предательство не только истории, но и стариков, потерявших свою молодость, здоровье за мирное Отечество.

Но чувства ветеранов мало волнуют Украинский институт национальной памяти и подобные ему государственные структуры, которые посредством репрессивной политики стремятся сровнять с землей всё то, что является ценным для памяти миллионов горожан.

9 мая и 22 июня - две даты, которые имеют противоположный окрас, две даты, которые разделяет промежуток чуть более месяца, но именно этот месяц украинские власти смогли превратить в самый настоящий скандал, связанный с переименованием проспекта имени генерала Ватутина, который был переименован Верховной Радой в проспект Р. Шухевича. Лишь потому, что улица, которая получила своё название в честь руководившего освобож-

дением Киева командира, теперь носит имя человека, который служил в вооруженных добровольческих формированиях гитлеровской Германии, и обвиняется в причастности к массовым убийствам поляков, евреев, белорусов и украинцев, именно этот жест властями Украины подтверждает то, что киевская власть сделала ставку на демонстративный исторический ревизионизм.

И самое показательное во всем этом то, что расколотое общество, часть которого составляют националисты, не ищет компромиссов. Никто не собирается призывать к уважению мнения и позиции тех, кто не согласен с официозной националистической версией украинской истории. Никто не будет охранять их памятники, и уважать память их героев. Одним словом, никто не хочет мириться - единственной целью исторической политики в исполнении украинской власти является принудительное насаждение националистической мифологии, которую всеми силами стараются прививать в массовом сознании общества.

Помогает переиначивать историю «проевропейский» действующий президент Украины, П. Порошенко. Из чего следует хотя бы один пример - на сегодняшней Украине День защитника Отечества отмечают не 23 февраля, а 14 октября. Так как теперь этот праздник теперь приурочен к созданию УПА (Украинской Повстанческой Армии), которая известна своими кровавыми действиями во времена Великой Отечественной войны против Советской армии. На сегодняшней Украине обесценили героические поступки Советских солдат во времена Великой Отечественной войны, теперь же в своих речах и в журналах прославляют главнокомандующих УПА: Р. Шухевич и С. Бандера -лидеров Организации украинских националистов. Хотя именно эта организация призывала «украинский народ помогать всюду немецкой армии разбивать Москву и большевизм» [Неменский 2014].

На сегодняшний день, тот самый правящий «проевропейский» режим Киева называет обстрелы при помощи Вооруженных Сил Украины поселений и горо-

дов Донбасса ничем иным, как «антитеррористической операцией». Но ведь ведется война против своего же украинского народа. Война, в которой нет и быть не может настоящих героев, потому что это военные действия против своего же народа, и воюющих граждан назвать героями невозможно, единственное подходящее слово - убийцы. Но украинские власти всеми правдами и неправдами обычных истребителей своего народа и их пособников провозглашают сегодня как «национальных героев». При этом Украина совсем забыла имена и фамилии тех настоящих героев, кому сегодняшние молодые люди Украины, ни как иначе, обязаны своим существованием. Например, это бойцы «Молодой гвардии», большинство которых пожертвовали своими жизнями под Краснодоном в 1943 г., но о которых молодое поколение, прыгающее с различными лозунгами на «Евромайдане» едва ли слышали. Молодогвардейцы были расстреляны фашистами, многих из них живыми сбросили в шахты, а те «герои-евромайдановцы» способны лишь на метание бутылок с зажигательной смесью в бойцов «Беркута» в Киеве и безоружных защитников Куликова поля в Одессе. Первые рисковали жизнями за высокие идеалы, за светлое будущее всего человечества, спасенного от ужасов фашизма, вторые - за «проевропейскую» власть националистов и евро, которые она им платила за участие в «евромайданах».

Таково подлинное лицо современной западной политики, переиначивающей черное в белое и наоборот. Подлинных героев Украины называют её врагами, а заклятых врагов свободной и процветающей Украины - её героями.

Несмотря на все действия Киева отдалиться от Москвы, а также с курсом, настроенным на Европу, Москва не поддается провокациям, но и пытается уме-ритьволну вспыхнувшего национализма. Так, например, был предложен ряд проек-тов1 резолюций по борьбе с героизацией

1 Resolution adopted by the General Assembly on 20 December 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://undocs.org/A7RES/67/154 (Дата обращения 21.02.2019)

нацизма 27 декабря 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла российский проект резолюции против героизации нацизма1. Тем удивительнее, что проголосовали против неё страны, принимавшие активное участие в борьбе с нацизмом - США (где все чаще слышится научно-утопический тезис о том, что именно этой стране принадлежит основная заслуга в разгроме нацизма) и Украина (пострадавшая от нацизма, но предпочитающая делать алогичные выводы).

Разгул на Украине политических сил, требующих героизации нацизма и переписывания истории, не говоря уже о пребывании этих сил у власти, является абсолютно неприемлемым не только для украинского народа, но и для цивилизованного человечества. Основная масса населения Украины никогда не смирится с нацифи-кацией страны, а стремление навязать украинскому обществу нацистскую идеологию неизбежно обернется катастрофой украинского государства как такового.

«Историческая память» - это целенаправленно сконструированный средствами исторической политики относительно устойчивый набор взаимосвязанных коллективных представлений о прошлом группы, кодифицированный и стандартизированный в общественных, культурных, политических дискурсах, мифах, символах, мнемонических и комеморативных практиках. «Историческая память» с одной стороны, представляется результатом культурной, социальной, политической инженерии, с другой - является инструментом конструирования культурной, социальной, политической, религиозной идентичностей, в эпоху национализма синтезирующихся в идентичность национальную. Устойчивость или продолжительность существования тех или иных элементов «исторической памяти» зависит от степени ее интеграции в традицию и от того, насколько последняя отвечает культурным запросам социальных, политиче-

1 Ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://undocs.Org/ru/A/73/587 (Дата обращения 19.02.2019)

ских, религиозных и других сообществ. В этом смысле «историческая память» является необходимой частью «изобретенной традиции»

Сегодня на Украине по инерции продолжается политика исторической памяти, заложенная в 1990-е гг. и принявшая законченный вид во время президентства Ющенко. Она руководствуется целями формирования украинской политический нации на моноэтнической украинской основе при полном игнорировании сложившейся реальной историко-культурной и этноязыковой ситуации на Украине и является инструментом создания такой нации. В основе проводимой политики находится явная русофобия политических глав государства.

Говорят, что героев не выбирают. В то время, как жители востока Украины уже не желают ассоциировать себя с Украиной, для ультраправых молодчиков Бандера и Шухевич всегда будут иконами героизма. Пугает и печалит тенденция, при которой украинская власть не только молчаливо поощряет агрессивную идеологию правых, но сама выпячивает напоказ, декларирует героизацию националистических подпольщиков. Да, в стране, которая разваливается из-за некомпетентной власти, депутаты не могут предложить избирателям ничего, кроме красной тряпки национализма. Но пусть помнят, что зарабатывая таким способом несколько десятков юных агрессивных голосов, они рискуют потерять всю страну. Ведь у ее жителей и так катастрофически мало поводов, которые объединяют2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гребенник Г.П. Политика памяти в Украине: критические заметки». История и современность. - №2, сентябрь 2013, с. 182-199.

2. Неменский О. Евромайдан и никакого национализма // Вопросы национализма. - 2014. - № 1(17).

2 Нацификация под видом декоммунизации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ukraina.ru/exclusive/20171011/1019355107.htm

1 (Дата обращения 1.03.2019)

3. Попов Э.А. Новые тенденции в украинском национализме: идеологические, политические и организационные аспекты // Проблемы национальной стратегии. - 2010. -№ 3 (4).

Сведения об авторе: Бардина Кристина Вадимовна, студентка четвертого курса бакалавриата кафедры Теории и истории международных отношений факультета Гуманитарных и Социальных наук Российского университета дружбы народов (email: 1032152974@rudn.ru).

REFERENCES

1. Grebennik G.P. Politika pamjati v Ukraine: kriticheskie zametki». Istorija i

sovremennost. - №2, Sept. 2013, 182-199 pp.

2. Nemenskij O Evromajdan i nikakogo nacionalizma // Voprosy nacionalizma. -2014. - № 1(17).

3. Popov Je.A. Novye tendencii v ukrainskom nacionalizme: ideologiches-kie, politicheskie i organizacionnye aspek-ty // Problemy nacional'noj strategii. -2010. -№ 3 (4).

About the author: Bardina K.V., fourth year undergraduate student, Theory and History of International Relations Department, Faculty of Humanitarian and Social Sciences, RUDN University (e-mail:

1032152974@rudn.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.