Научная статья на тему 'Украинизация армии в 1917 г. как результат национальной политики Российской империи'

Украинизация армии в 1917 г. как результат национальной политики Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
979
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УКРАИНИЗАЦИЯ АРМИИ / РЕВОЛЮЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / UKRAINE / RUSSIAN EMPIRE / UKRAINIZATION OF ARMY / REVOLUTION / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таирова-яковлева Татьяна Геннадьевна

В статье рассматривается политика Российской империи по отношению к украинскому национальному движению, в частности Валуевский и Емский указы, и показывается, как они привели к назреванию недовольства в украинских кругах. Эмиграция многих деятелей украинского движения в Галицию в условиях жесткой цензуры в Российской империи стали катализатором недовольства, вылившегося в бурной форме украинизации армии после Февральской революции 1917 г. Показывая масштаб и разносторонность этого процесса, автор доказывает, что загнанный в подполье украинский сепаратизм стал джинном, который в годы революции вырвался на волю и охватил массы людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainization of Army in 1917 as a Result of the National Policy of the Russian Empire

The article focuses on the policy of the Russian empire implemented towards the Ukrainian national movement, particularly Valujev and Emsk's orders, and on how they promoted the negative mood in Ukrainian society. Emigration of many Ukrainian leaders to Galicia due to censorship in the Russian empire provoked the Ukrainization of army after the February revolution of 1917. Ukrainization was a massive and versatile movement. Ukrainian separatism, which was prohibited and pushed underground, became liberal during revolution and drew masses of people.

Текст научной работы на тему «Украинизация армии в 1917 г. как результат национальной политики Российской империи»

Т. Г. Таирова-Яковлева

УКРАИНИЗАЦИЯ АРМИИ В 1917 г.

КАК РЕЗУЛЬТАТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Во второй половине XIX в. в Российской империи формируется концепция «большой русской нации», отрицавшая саму возможность существования украинского и белорусского языков и народов. Сама по себе эта концепция не была чем-то совершенно новым и появившимся на пустом месте. Еще на заре Российской империи, в конце XVII в., жесткую позицию по отношению к автономии Украины заняло правительство царевны Софьи. Она лично обещала сотрудничать с Речью Посполитой для подавления казацких бунтов на Правобережье [1, с. 33]. В. В. Голицын включил в Каламакские статьи 1687 г. статью, согласно которой гетману предписывалось «народ Малороссийский всякими меры и способы с Великороссйиским народом соединять». Следовало не допускать «голосов таких», что Украина является особой территорией, а не просто частью «Их Царского Пресветлого Величества Самодержавной Державы». В свою очередь жители Украины должны были получить свободное право селиться в Великороссии: «...народ Малороссийский всякими меры и способами с Великороссийским народом соединять и в неразорванное и крепкое согласие приводить супружеством и иным поведением, чтоб были под одною их царского пресветлого величества державою обще, яко единой християнской веры, и никто б голосов таких не испущал, что малороссийской край гетманского регименту, а отзывались бы везде единогласно их царского пре-светлаго величества самодержавной державы гетман и старшина народ малороссийской обще с великороссийским народом, и вольной переход жителем из Малороссийских городов в Великороссийские городы имети» [2, с. 318]. В этих положениях статей впервые явно проявлялось стремление царского правительства превратить Украину в область, на обычных правах входящую в состав Российского государства. Само появление этого пункта, безусловно, свидетельствовало о том, что реальное положение вещей было совершенно иным.

После ликвидации Украинского гетманства некоторое время на фоне острой польской ситуации украинский (малороссийский) национализм оставался в тени. Однако уже после дела Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1846 гг.) возникает настороженное отношение к украинскому вопросу. В докладе министру народного просвещения С. С. Уварову говорилось: «Малороссияне никак не могут забыть ни своей Гетманщины, ни своей казацкой вольности, ни своих прав, ими потерянных» [3, с. 58]. Появление громад, пропагандировавших культуру Украины (а по данным III отделения — и мечтавших «о восстановлении независимости Малороссии» [3, с. 97]), привело к тому, что царское правительство усмотрело в украинском национальном движении угрозу, и в 1863 г. был издан циркуляр управляющего Министерства внутренних дел России П. А. Валуева, запретивший издания украинской религиозной, учебной и научной литературы. «Никакого отдельного малороссийского языка не было, нет и быть не может» — объявлялось в циркуляре. Есть только малороссийское наречие, которым пользуются

© Т. Г. Таирова-Яковлева, 2011

простолюдины и которое не что иное, как русский язык, испорченный поляками. Эффект от Валуевского указа был очень велик. По данным А. И. Миллера, за семь лет после циркуляра в Российской империи вышло столько же книг, сколько за один 1862 г. (!). При этом Украина была наводнена дешевыми книгами на русском языке [3, с. 137].

Однако во властных структурах и этого показалось мало. Продолжение развития громадских организаций, создание Юго-Западного географического общества, издававшего газету «Киевский телеграф», способствовало росту интереса к национальной культуре. Многие считали это подозрительным и опасным. Так, полтавский помещик М. Юзефович обвинил авторов газеты в том, что они хотят, чтобы Украина была республикой во главе с гетманом, а саму газету называл органом сепаратистов. Была создана специальная комиссия «для прекращения украинофильской пропаганды», результатом деятельности которой стал Емский указ Александра II, подписанный в 1876 г. В нем запрещалось Юго-Западное географическое общество, а сохранение украинского языка рассматривалось как потенцеальная угроза к отрыву Украины от России. Был закрыт «Киевский телеграф». Запрещалось ввозить из-за границы какие-либо книги на украинском языке, переводить на украинский язык иностранные произведения, за исключением художественной литературы и исторических памятников. Запрещалось ставить и писать пьесы, тексты песен и публичные чтения на украинском языке, преподавать язык в начальной школе. Предписывалось даже изымать украинские книги из библиотек.

Впоследствии, в годы революции, киевлянин А. А. Гольденвейзер сделал весьма верную оценку этих шагов. Они писал: «В 60-х годах, выпуская первый номер “Киевлянина”, В. Я. Шульгин счел нужным поставить своим лозунгом фразу: “Юго-западный край — русский, русский, русский...” Цель В. Я. Шульгина и его преемников состояла в том, чтобы сделать его таковым. Через 50 лет политика русификаторов принесла свои неизбежные плоды: захватившая власть Центральная рада не переставала повторять, что Юго-Западный край — украинский, украинский, украинский» [4, с. 18-19].

Жесткая политика имперских властей, направленная против любых проявлений национальной культуры и самобытности, привели не к ассимиляции украинцев, но к совершенно противоположному эффекту. Запретный плод всегда сладок. Наиболее активные деятели украинского национального движения эмигрировали в Галицию и там, в условиях отсутствия цензуры, сумели создать блестящий центр украинских исследований в области истории, литературы и языкознания. Те же, кто остался, тоже вовсе не были равнодушны к национальной идее. П. Скоропадский писал в своих воспоминаниях по этому поводу: «Я прекрасно знаю класс нашей мелкой интеллигенции. Она всегда увлекалась украинством; все мелкие управляющие, конторщики, телеграфисты всегда говорили по-украински, получали Раду, увлекались Шевченко. Сельские священники. не высказываются определенно. Но если поискать, то у каждого из них найдется украинская книжка и скрытая мечта осуществления Украины» [5, с. 49].

Украинизации армии, которая стихийно и массово проходила начиная с февральской революции 1917 г., стала одним из наиболее ярких проявлений национальной идеи. Процесс этот, как не удивительно, в той или иной мере затронул почти все армии, принимавшие участие в революционных событиях: войска Центральной Рады, Скоро-падского, Директории, большевиков, Махно. Сам по себе этот факт говорит о многом, раз такие разные политические силы использовали украинскую идею и ее внешнюю атрибутику для создания своих армий.

Западные исследователи этого вопроса Марк фон Гаген и Ричард Пайпс отмечают, что именно солдаты стали одной из главных сил в развитии украинского национального движения [6, с. 259].

Характерной чертой было то, что во всех армиях использовалось обращение к славному прошлому Украины, а именно ко временам казачества. Почему именно казацкий идеал приобрел такую популярность в годы революции на Украине? Только имя знаменитого полковника времен Хмельницкого — Ивана Богуна — носили полк Центральной Рады [7, № 9-10] и большевистский полк Николая Щорса. Безусловно, это было не случайно. С одной стороны, сказывалась популярность в широких массах поэзии Т. Шевченко, а, как известно, для украинского кобзаря только казачество, Гетманщина представляли собой идеал исторического прошлого, достойный подражанию. Кроме того, в 1904 г. в Санкт-Петербурге вышел популярный «Очерк истории украинского народа» М. С. Грушевского, выдержавший три переиздания за несколько лет [8, с. 187]. Эта работа, которая подчеркивала героическую эпоху казацких войн, особенно популярна была в кругах интеллигенции — как городской, так и сельской. Да и, кроме того, краеведческие исследования Д. Эварницкого, А. Скальковского, проходившие на рубеже веков, показывали, насколько свежа была память о запорожцах (с момента ликвидации которых прошло чуть больше ста лет), гайдамаках и прочих «вольных рыцарях» Украины. Восстановление украинского казачества было лозунгом, который многократно поднимался на Украине после его ликвидации Екатериной II. Украинское объединение в Ростове, создавшее Второй гренадерский полк, выдвигало требование восстановления автономии Украины по условиям Переяславского договора и возвращения гетманского правления [6, с. 261].

Об истоках и причинах массовой украинизации задумывался и П. Скоропадский. Апеллируя своим «великороссийским» коллегам, он писал, что украинская идея вылезла наружу и захватила массы, как только ослабла имперская власть. Значит, речь шла о стихийном явлении, порожденном всей логикой предыдущих событий, а не о каком-то искусственно насажденном явлении.

В мае 1917 г. состоялся первый украинский военный съезд — созванный украинским военным организационным комитетом с поддержкой Центральной Рады, 900 делегатов от 1,5 млн украинцев-военных со всех фронтов , Балтийского и Черноморского флотов. Признали необходимой национализацию армии по национально-терриото-риальному принципу, в частности выделения украинцев в отдельные формирования (корабли и т. д.). Съезд образовал Украинский генеральный военный комитет. В июне Временное правительство Керенского было вынуждено согласиться с началом украинизации армии при условии, что это не нарушит единство российской армии.

Надо отметить, что офицерство далеко неоднозначно восприняло это решение. Некоторые видели в украинизации армии спасение от деморализации и захвата ее большевиками, другие — наоборот, расценивали украинизацию как конец имперской армии. Ярким примером здесь служит описание Скоропадским того, как возникла идея украинизации в его корпусе. «. Поручик Скрыпчинский, украинский комиссар при штабу фронта <...> предложил мне с согласия главнокомандующего, Гутора, украинизировать корпус». Он сказал, «что украинизации свыше сочувствуют, так как здесь играет большое значение главным образом национализация, а не социализация, в украинском элементе солдатская масса более поддающаяся дисциплине и поэтому более способна воевать». Когда Скоропадский прибыл в Киев и встретился с Корнило-

вым, тот прямо заявил: «Я от вас требую украинизации Вашего корпуса» [5, с. 57-64]. Это лишний раз показывает, насколько лидеры белого движения недооценивали украинский вопрос.

Что касается солдат, то там отношение тоже было неоднозначным. Советы солдатских депутатов расценивали призывы к украинизации как оппортунизм, ведущий к расколу революционных сил в их борьбе.

Началась украинизация армии. Георгий Евгеньевич Капкан, подполковник российской армии стал командиром 1-го Украинского казацкого полка им. Б. Хмельницкого (богдановцы), в который вошли солдаты киевского гарнизона. Три полка им. Шевченко были составлены из гарнизона Москвы. Имелся даже украинский полк на дальнем Востоке. Два полка имени гетмана П. Дорошенко сформировались — один в Симферополе, другой в Чернигове. Имелся также батальон имени Наливайко. По решению Центральной Рады «для воспитания украинских офицеров была создана офицерская школа с шестинедельным курсом, но там обращалось все внимание на воспитание офицеров в украинском духе» [5, с. 125]. Сохранились фотографии, на которых изображены сичевые стрельцы, слушающие кобзаря.

Вообще, Центральная Рада старалась использовать украинизацию и возглавить ее. Генеральный секретарь Рады по военным делам С. Петлюра писал в воззвании к солдатам: «.Я украинизирую разные части в тылу: запасные полки пехоты и конницу, орудийные расчеты, саперов и другие батальоны, с целью иметь по возможности больше своих частей» [9, с. 218].

Стихийная украинизация зачастую приводила к столкновениям. В июле 1917 г. на киевском этапно-распределительном пункте собралось большое количество солдат, которые заявили, что хотят быть в составе Второго Украинского полка и присвоить ему имя П. Полуботка. Солдаты предприняли попытку штурма арсенала. Событие это вошло в историю как «восстание полуботовцев».

На юге Украины возникло гайдамацкое движение. В Умани были созданы «куреня гайдамаков». Другой курень возник в Александровске, Одессе, Екатеринославе. Гайдамацкий кош Слободской Украины (Второй украинский полк) был организован в Киеве, появились Третий Гайдамацкий полк запорожской дивизии, Гайдамацкий конный полк им. кошевого Кости Гордиенко. Скоропадский относился к ним крайне негативно: «.Другие сотни принимали уже подобие старых гайдамацких организаций. Тут во главе, обыкновенно, оказывались всякие авантюристы, редко идейные, в большинстве случаев они преследовали свои личные цели.» [5, с. 81-82].

После большевистского переворота и объявления Украинской Народной Республики в распоряжении Центральной Рады оставались Первый украинский и Второй полк Запорожской Сечи (включая Гайдамацкий конный полк). Остальные полки (Хмельницкого, Богуна, Полуботка, Наливайко и Дорошенко) были объединены в две сердюцкие дивизии в ноябре 1917 г. Кроме того, были созданы формирования добровольцев — Курень Украинских Сичевых стрельцов — в основном из киевских студентов, и гайдамацкого коша Слободской Украины, созданного Петлюрой (Красный и Черный гайдамацкий батальон). В распоряжении ЦР имелся также Галицко-Буко-винский курень сичевых стрельцов, созданный из западных украинцев.

Помимо украинизации армии шел процесс и милитаризации крестьянства. Это процесс шел параллельно украинизации армии и одновременно дополнял его. Идеологом этого движения был Иван Васильевич Полтавец-Остряница. П. Скоропадский

так описывал это явление: «В скором времени после начала революции у некоторых из украинцев, воспитанных на старинных преданиях, явилось желание возобновить Казачество. Одновременно в нескольких местах об этом толковали, но реальное осуществление эта идея получила впервые в Звенигородском уезде, где некий Грызло еще в июне месяце (1917 г.) начал организовывать Казачество, а затем эти казачьи организации быстро создавались и в других местах, главным образом в Киевщине. Первоначально это Казачество не преследовало вполне определенных социальных целей, создавалось оно, главным образом, для поддержания порядка; кроме того, крестьянская молодежь, да и старики, охотно примыкали к Казачеству ради шапок с “китицею” и “жупанов” Более сознательные увлекались романтичными картинами прошлого.» [5, с. 81-82].

Когда Скоропадскому сообщили подробности казачьего движения, он пришел к мысли «что это движение может, если его суметь захватить, явиться тем здоровым течением, которое спасет Украйну от того развала, сильно дававшего уже себя чувствовать не только среди войск, но и в кругу мирных обывателей» [5, с. 84]. Скоропадский был поражен тем интересом, которое местное население выказывало к этой организации. С другой стороны, его пугал фанатизм и частые антирусские настроения среди «вольного казачества». «За это путешествие в разговорах с крестьянами, да и из типа селян, записавшихся в казаки, я убедился, насколько казачья организация неправильно поставлена и насколько_она еще в зачаточном состоянии» [5, с. 113].

Всеукраинский съезд Вольного казачества состоялся в Чигирине 3-7 октября 1917 г. 200 делегатов представляли 60 тыс. организованных Вольных казаков киевщины, черниговщины, полтавщины, екатеринославщины, херсонщины и Кубани. Съезд избрал Генеральную Раду Вольного казачества из 12 человек. Атаманом стал Скоропад-ский. Были также избраны генеральный писарь, генеральный обозный, генеральный судья, генеральные хорунжии, генеральные есаулы.

Под влияние немцев в марте 1918 г. вольное казачество было распущено, а на их основе была создана синежупанная дивизия.

Популярность украинской национальной идеи имела такой размах, что даже большевики, в большинстве своем выступавшие против украинского национализма, были вынуждены использовать ее в пропагандистских целях. В ноябре 1918 г. в Москве были сформированы Первая и Вторая Украинские дивизии. В состав первой входил знаменитый Богунский полк Н. Щорса. В 1919 г. были сформированы полк, а потом бригада «красных казаков».

В заключение можно сделать вывод, что украинизация армии, как процесс стихийной «украинизации» общества, был массовым движением, выражением самосознания и национальной идентичности. Во многом он был спровоцирован жесткой, бескомпромиссной и негибкой политикой Российской империи, не допускавшей развития национальной культуры и создания национальных автономий. В 1917 г. джинн вылетел из бутылки.

В своей массе украинизация армии проходила под лозунгами обращения к славному историческому прошлому Украины. Процесс этот приобрел такой масштаб, что практически все политические силы, существовавшие на Украине в период 19171920 гг., были вынуждены с ним считаться, использовали его и старались поставить его под свой контроль.

1. Таирова-Яковлева Т. Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М.: Центрполиграф, 2011. 530 с.

2. Источники малороссийской истории, собранные Д. Бантыш-Каменским и изд. О. Бодянским. Кн. 1. М.: Университетск. типогр., 1858. 333 с.

3. Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). СПб.: Алетейа, 2000. 268 с.

4. Гольденвейзер А. А. Из киевских воспоминаний. // Революция на Украине по мемуарам белых / сост. С. А. Алексеев. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. С. 1-63.

5. Скоропадський П. Спогади. Київ: Філадельфія, 1995. 494 с.

6. Hagen Mark von. States, Nations and Identities: 'Шє Russian-Ukrainian Encounter in the First Half of the Twentieth Century // Culture, Nations and Identity: 'Шє Russian-Ukrainian Encounter. Toronto; Edmonton: CIUS-Press, 2003.

7. Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ИР НБУ). Ф. 207.

8. Дорошенко Д. І. Огляд української історіографії. Київ: Українознавство,1996. 255 с.

9. Петлюра С. Главный атаман. В плену несбыточных надежд / под ред. М. Поповича и В. Миро-ненко. М.; СПб.: Летний сад, 2008. 480 с.

Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.