Научная статья на тему 'Украина и теория субкультурной деградации'

Украина и теория субкультурной деградации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ / СХЕМА КУЛЬТУРЫ / ТАБЛИЦА КУЛЬТУРЫ / УКРАИНА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE / SUBCULTURE / CULTURE MODEL / CULTURE SCHEME / TABLE CULTURE / UKRAINE / CULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Радзиевский Виталий Александрович

Вопросы теории и истории культуры стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, сопровождающейся общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постсоветской Украины. В статье анализируется проблема этики, поднимаются актуальные вопросы объективности, моральности и честности в контексте изложения истории и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukraine and theory of subcultural degradation

The issues of theoretical and historical aspects of cultures have become topical after the changes in the mental paradigm have taken place, accompanied by the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of post Soviet Ukraine. The article analyzes the problem of ethics, raises topical questions of objectivity, of morality and honesty in the context of the presentation of the history and cultural studies.

Текст научной работы на тему «Украина и теория субкультурной деградации»

УДК [316.723:316.733](477)

В. А. Радзиевский Украина и теория субкультурной деградации

Вопросы теории и истории культуры стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, сопровождающейся общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постсоветской Украины. В статье анализируется проблема этики, поднимаются актуальные вопросы объективности, моральности и честности в контексте изложения истории и культурологии.

Ключевые слова: культура, субкультура, модель культуры, схема культуры, таблица культуры, Украина, культурология

Vitaliy А. Radziyevskyy Ukraine and theory of subcultural degradation

The issues of theoretical and historical aspects of cultures have become topical after the changes in the mental paradigm have taken place, accompanied by the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of post Soviet Ukraine. The article analyzes the problem of ethics, raises topical questions of objectivity, of morality and honesty in the context of the presentation of the history and cultural studies.

Keywords: culture, subculture, culture model, culture scheme, table culture, Ukraine, culturology

Социокультурные процессы, происходящие на Украине в последние годы, заставляют задуматься о многом. Их развитие часто осуществляется за счет «эксплуатирования» национальных компонентов, с подменой традиционной духовности ее суррогатом. Не только советская классика и многие книги детских писателей становятся объектом декоммунизации. В библиотеках «под нож идут Барто, Чуковский, Михалков...»1, часто «собрания сочинений утилизируют целиком»2. Немало слышно и о стереотипах некоторых украинцев: якобы в Тернополе «запретили говорить по-русски», якобы во Львове «не любят русских» и т. д.3

Многие искренние защитники «традиций» (в реальности привнесенных новаций) мнят себя продолжателями славных дел минувшего и преемниками культуры предков. Но они оказываются врагами дел прадедов, разрушителями традиционной системы ценностей и национальной культуры, являя воплощенный пример теории субкультурной деградации на разных социальных уровнях. Западные Санта-Клаус и мультяшный Гринч вытесняют Деда Мороза. Легкий наряд Клауса (короткая куртка, легкий колпак и потеющие очки) способствует болезням, а артистов «принципиально просят вести утренник на украинском»4. Неужели вместо культурного возрождения на традиционно высокодуховной, щедрой и моральной Украине получат субкультурное вырождение?

Цель статьи - показать те отдельные современные векторы трансформации украинской культуры, которые напоминают худший вариант проявления субкультурной теории развития в

ее низшей, негативной составляющей, в аспекте деградации.

Среди ученых, изучающих историю и культуру Украины, выделяются две группы. Первая - объективные исследователи (П. Толочко, Г. Ивакин, А. Моця, В. Король, Н. Сенченко и др.), вторая - тенденциозные (С. Наливайко, С. Плачинда, В. Сергийчук, Л. Силенко и др.). Их мысли и позиции мы будем учитывать в дальнейшем.

Выходцы с территории Украины и традиционная малорусская культура стали особенно известны миру, в первую очередь, благодаря Питерскому периоду в истории славян. В Санкт-Петербург едет не только Н. Гоголь, к императрице-матушке спешит и его Вакула. В северной столице обрели приют и счастье тысячи украинцев. Многие из них вошли в мировую историю и культуру5, хотя и подзабыты новой историологией (вариант новых «логий истории» уже распространен) Украины. Неужели благородный, чудесный Киев уподобится безумной матери, забывшей своих славных чад-героев? или неблагодарному дитяти-выродку, возненавидевшему своих добрых спасителей-благодетелей?

Может ли где-то повториться то, что произошло со славянами питерской ориентации в Галиции в 1915-1917 гг.? Их мучили и убивали в концлагерях австрийские оккупанты и коллаборационисты. Сегодня и в Киеве официально принято осуждать позитивное культурное влияние Москвы и Санкт-Петербурга.

Русофобствующие негодуют и лукавят. Отсюда популярный у них слоган: «Мову - наци, язык - скоту» с констатацией: «не надо говорить о

равенстве граждан»6. «Торпедирование» русско-украинского культурного сотрудничества продолжается. Невъездными становятся все новые певицы (К. Орбакайте, Н. Королева, К. Саркисян и т. д.) и деятели культуры (якобы «неправильны» для кого-то «до 700 человек»7). Актеры и писатели входят «в перечень лиц, угрожающих нацбе-зопасности»8 Украины. Списки есть не только в СБУ и в Минкульте Украины, но «есть еще список Погранслужбы, а кто в нем - можно узнать только на границе»9. Как пример - история «с Егором Кридом»10.

Где Киев К. Паустовского, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Куприна, В. Некрасова, А. Вертинского и тысяч других деятелей общеславянской культуры? Русский язык радикалы объявляют «чужим», «враждебным», языком «агрессоров» и «оккупантов».

Украинизацию внедряют в вузы,в школы и даже в детсады, «а в Раде всерьез обсуждают подготовку закона, который заставит граждан России отрекаться от родины»11 и не только12. Уже неудивительно и требование в роддоме: «Ты же в Украине живешь, говори по-украински, тогда поможем родить украинца»13. Пишут о сорванных концертах Потапа и Н. Каменских, Н. Королевой и А. Лорак, забывая о миллионах других киевлян.

Просматривается закономерность: дерусси-фикация и расчеловечивание часто идут рука об руку14. Не только отдельные деятели культуры, науки, политики и образования утверждают, что «культура двуязычия угрожает государству, потому от нее нужно избавляться»15. Языковая дискриминация может стать прологом не только многогранного ущемления этнических русских. Русский язык - язык международного общения, отказ от него - признак деградации и примитивизма.

Многое в украинских реалиях напоминает о внешнем управлении и рабстве. Даже украинская банкнота в 500 гривен вмещает треугольник от доллара США с символичной отсылкой к «новым хозяевам», а банкнота в 200 гривен имеет знаковую лилию, свидетельствующую о вассальном положении Украины к Евросоюзу. С 2014 г. в Киеве распространяют идеи и изображения новых кумиров (преимущественно последователи и соратники Петлюры и Бандеры), преуспевают их рабы и «служители» (апологеты, популяризаторы и т. д.).

Среди новых светил «идеологического фронта», рожденного Майданом, талантливая Г. Могильницкая16, пишущая «о бесноватом Иване Васильевиче Грозном»17, «бесноватым политикам, типа Хутина и „сына юриста"»18. Как бы откровенничает о себе и единомышленниках: «Мы уже смирились с мародерством... поверили в свою

неполноценность и „захрюкали" на малороссийском суржике»19.

Научный уровень отдельных «историософов» известен. «А слыхали ли вы, уважаемые читатели, что в каком-то Ельце, кажется (не упомнила точно название города.) буквально пару лет назад явление новой иконы произошло? Вот была в церкви икона святого Владимира Равноапостольного, многие годы висела. А в какой-то день - о чудо! - вместо лика крестителя Руси, на той же иконе, узкоглазый лик современного Владимира! „Сам по себе" в одну ночь появился. А мы еще говорим иногда, что нынче чудес не бывает. Скоро должно еще какое-то „чудо" появиться со „святым" Йосифом... Говорят, 25 000 усатых сталинских икон было уже изготовлено для канонизации сатрапа, но пока „чуда" не произошло.»20.

Для акцентуированных ненавистников Россия - не просто «двуглавый монстр»21, а источник всего зла. «Мир (а особенно Европа) должен уяснить: проблемы сегодняшней Украины - я имею в виду в том числе, а может и прежде всего, проблемы внутренние, - это отрыжка 400-летнего московского господства, и, помогая Украине. (далее автор выделяет жирным. - В. Р.) мир спасет не только Украину - он себя спасет, свое спокойствие, свои ценности и благополучие»22.

По этой «логии», поэт А. С. Пушкин - не Пушкин, а Липкин, ведь «сказки Пушкина. имеют угро-финское происхождения („пуш" - липа по-фински, т. е. по-русски фамилия поэта - Липкин)»23. Если «Невской битвы не было вообще»24, то зачем битва на Чудском озере в 1242 г.25? В подобном духе и читателям «проще». Не надо Александра Невского и Дмитрия Донского, а Москва может появиться в XVII в. В этом «неопостмодерном не-оисториоведении» все позволительно. Черное зовут красным, а белое - черным и синим, вместо правды - ложь, приоритет - извращенный гиперсубъективизм. Так вектор развития направляется не вверх (согласно субкультурной теории прогресса и ее частной составляющей - теории субкультурной цивилизации), а вниз, т. е. в соответствии с субкультурной теорией регресса и к ее элементу: к теории субкультурной деградации. Суть утверждения в том, что где-то доминирующие субкультуры (сегодня деструктивные, даже криминальные, нациориентированые, ЛГБТ и т. д.) имеют большой потенциал, «задают тон» и могут активно влиять на многие социокультурные процессы.

Почему «заигравшиеся» неософисты, особенно неоисториоведы, суммируя «1» и «1» никогда не получают «2»? В лучшем случае, складывая «1» и «1», они пишут «10» (двоичная система) или «2» с дельтой (методология А. Малюты), но чаще при

сложении «1» и «1» после равно они ставят ромб, зигзаг или квадрат. Их умозаключения очень отдаленно напоминают суждения известного литературного героя, когда при умножении «2» на «2» (слова Пигасова у И. Тургенева в произведении «Рудин») может, в итоге, получиться стеариновая свечка. Но одно дело - доминирующее убеждение, другое - веселый юмор.

Описывает Г. Могильницкая Андрея Боголюбского (будто сама видела) и его «поход на Киев в 1969 г.»26. Это опечатка или подсказка для читателей? Она советует россиянам: «Не пейте воду из своих водоемов и колодцев! Не ешьте хлеб и овощи, возросшие на ваших полях! Они отравлены повсеместно лежащим прахом наших отцов и дедов, превратившимся в яд»27. Но и русские погибали за украинские земли. Автор знает «кто с кем спал в Галиче, и почему „свечку держали" в Суздале»28. Мало декларировать отсутствие россиян в XIII или XIV вв. («их просто нет! Нет в природе!»29), говоря, что «Россия появится только в XVIII в.»30. Надо кому-то, например, еще ж «доказать», что якобы Илья Муромец - не православный богатырь из русского Мурома, а языческий полубог из-под Чернигова, украинцы - якобы дети необога «Украноса», а град Питер - ошибка истории. Главное - уколоть: русские - «народ рабов и тиранов»31.

Развивая свои суждения (не ограничиваясь СССР, Россией, Сталиным, Путиным, иконами и традициями, летописями и житиями), не кощунствует ли Г. Могильницкая целую главу («О правде московских анафем, святости святых и козе-дере-зе»32)? Отсюда и совет: «начать создавать новую церковь»33. Это практиковала богиня-преступница М. Цвигун, одурманившая в 1990-х гг. миллионы украинцев34 и захватив Софию Киевскую. Теперь надо тоталитарнее, деструктивнее и «новее» - в духе времени35?

Можно ли кому-то мнить себя как бы всезнающей богиней? «Поверьте мне, что ни Сталин, ни Путин. не задумывались над проблемой.»36.

Для укроцентристов и укрокосмистов «УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата, крупнейшая конфессия Украины. - В. Р.) .представляет собой вполне реальную угрозу национальной без-опасности»37. Кому-то мало, что и руководители («владыки») УПЦ МП «ходят в прокуратуру, дают показания»38. Может, многие действительно на Украине «зацепились за Русскую православную церковь - как за последнее, что еще осталось в Украине от нефашистского, нерусофобского, нечеловеконенавистнического»39.

Лживые национальные образцы для подражания - это медвежья услуга нации и троянский конь для молодежи. Разве не псевдопатриотичны

примеры возвеличивания каких-либо аморальных антигероев? На Украине было и есть множество великих, мудрых и достойных сыновей и дочерей. Нужно ли «отбеливать» некоего предателя, изменявшего не только Петру, Петербургу и Православию?

Неужели «неплохо» кого-то посмертно объявить «великим украинским императором» или, на худой конец, «подлинным королем всех укров». В СМИ уже давно можно прочесть о неких «королях Украины» (например, род Острожских40). Или о националистах, устраивающих «этнические чистки» (Г. Мотыка)41, например, на Волыни. Польский режиссер В. Смажовский о своем произведении «Волынь» (2016) сказал: это «фильм против национализма и ненависти»42. Писатель С. Сроковский заметил: «Европа понятия не имеет, об истреблении бандами ОУН-УПА... до 300 тыс. польских граждан»43. Неужели в Варшаве «пойдут на сговор с захватившими власть в Киеве идейными наследниками убийц»44?

В конце 2016 г. актуализировалась проблема физического вырождения украинцев. И. Беркут сравнивает новейший план развития Украины с планом Гитлера «Ост». Якобы некие стратеги, «проанализировав те страны, которые достигли больших успехов на пути к здоровой экономике, поняли, что необходимо делать все, как в Швейцарии. Только Украине не повезло, потому что вместо 8 млн швейцарцев на ее территории проживает 42 млн человек. Вывод прост: надо сократить до 8!»45. В итоге: «бедные умрут или уедут»46, а «гастарбайтеры и проститутки - источники счастья Украины»47.

Некоторые неогитлеровцы превзошли своего Адольфа. «А тут министр культуры (!) вдруг походя заявил, что народец в Донецкой области не тот, „нет никакой генетики". И очертил „не сортовыми" полстраны, упомянув Черкассы, Запорожье, Донбасс»48. Может и не оговорился мэр Киева В. Кличко, сказав, что надо готовиться «к земле»49? Случайны ли выражения «генетически чистый министр», «политик-могильщик» и «народ-мертвец»?

Больно, что богатая, мудрая, гостеприимная и хлебосольная Украина, в 1991 г. «обладая на старте самой сильной армией в Европе, мощнейшим промышленным потенциалом, продуктивным сельским хозяйством, людскими ресурсами, которые по оценкам ООН занимали 10-е место в мире по комплексному человеческому потенциалу, на сегодня. скатилась во всех областях до уровня самых бедных развивающихся стран»50. Для кого-то лучшее средство «обезопасить территорию» -освободить ее от автохтонных обитателей.

В контексте субкультурной теории развития это говорит о негативном векторе: в ее части субкультурной теории не прогресса, а регресса

и далее - уже на частной составляющей регресса - на теории субкультурной деградации. Не это ли итог неудачных реформ, среди коих и продолжение культурного оскудения?

Депопуляция как вырождение (вследствие декультуризации как процесса понижения уровня культуры) имеет количественные (уменьшение народонаселения) и качественные (необразованность, бескультурье, «мутации» вследствие, - в том числе и духовной - «радиации» и иных факторов) параметры. Качественные деградации многомерны и многозначны. Так, например, сегодняшней украинской нации в аспекте усредненного возраста далеко не двадцать и не тридцать. Требовать от больного мужчины предпенсионного возраста того же, что и от молодого, полного сил комсомольца, мягко говоря, наивно и неразумно. Тем более, что далеко не только теория субкультурной деградации авторитетно свидетельствует: народ моральных калек обречен - восстановительные тенденции почти нереальны.

Демографические проблемы имели в своей основе и культурный «срыв». Диссидентов и иных «прогрессивных шестидесятников» можно коррелировать с истоком демографического кризиса части славянства и с квазикультурным «расцветом». Причина - отход от традиций и заимствование привнесенных (в плохом смысле слова, ибо часто новации конструктивны, полезны и необходимы) деструктивных моделей, матриц и систем. Затем их развитие с имплементацией в традиционную среду. Где-то выдуманной «пластиковой» истории или «интеллектуальному ГМО» культурфилософии, надуманной и «зараженной антикультурной радиацией второй натуре» соответствуют и мутированные мораль и сознание (отсюда и проблема деонтологии в гуманитари-стике).

Когда на Украине говорят о некультурной России-завоевательнице, то думается: кто дал азбуку и правописание десяткам народов и иногда бескорыстно учил у себя молодежь пяти континентов? Не только страны «социалистической ориентации» на разных континентах часто за пустые обещания финансировал Кремль. Столетиями Москва и Санкт-Петербург дотировали разные нации и государства. Многие позабыли своих спасителей. На постсоциалистическом пространстве старики боятся собственной русофобствующей молодежи. Освободив от турок Балканы, почему было Питеру не присоединить Румынию и Болгарию? Взяв Париж или Берлин, почему бы не остаться там? Отпустили Польшу и Финляндию, почти задарма отдали США Аляску.51

Почему бывшие английские колонии и се-

годня говорят по-английски, а на территории «Питерской империи» множество народов общаются «всяк на своем»? Россия несла своим подданным разных наций и народов, как правило, культуру и просвещение, сохраняя единство в многообразии и приводя их к общему знаменателю (в том числе и вы, и мы - подданные одного государства, братья и соратники). Англичане часто всех пытались унифицировать, сеяли вражду и ненависть (Индия и Пакистан или зачистки коренных народов далеко не только в Северной Америке). На чем создавали свою мощь США? Не на эксплуатации ли? Не на крови ли «краснокожих», страданиях «чернокожих», муках «желтолицых» и «бледнолицых» «унтерменшей» низшего («второго, третьего и т. д.») порядка?

Есть украинцы, которые искренне считают, что их традиционная культура развивается и якобы «на подъеме». На улицах ходят некие казаки, носящие дорогую форму с различными высокими знаками отличия. А модные шаровары пользуются популярностью52. Однако разве в Запорожской Сечи были казаки-генералы и казаки-маршалы? И неужели дорогие шаровары - это свидетельство высокой духовности? Историю можно подтасовать, но нельзя поменять.

Судьба украинцев, при определенной политике внешнего управления53, не может ли уподобиться судьбе американских индейцев? В отдаленной перспективе, при усилении нынешних тенденций (при расчетах в том числе системными методами 3 и 4 поколений54) на Украине не останется ли до 20% этнических украинцев, а более 80% населения будут составлять мигранты? Местные не станут ли рабами, а приезжие (в том числе из Африки) - хозяевами? Не это ли путь, на который, похоже, уже ступает Украина55?

Искаженное изложение исторического наследия, культурологическое шулерство, «аферы в гуманитаристике», неософистические уловки и полигон экспериментов «по прочистке мозгов» могут срабатывать. Тогда, там, где провидится такой опыт, итог может быть таким: тотальное вырождение одурманенных адептов, их уход с земли.

Возможен и другой сценарий: подлинное возрождение и расцвет.

Отдельные современные векторы трансформации украинской культуры (отказ от подлинного прошлого, ревизия достижений культуры, деру-сификация и т. д.) напоминают о худшем варианте проявления субкультурной теории развития в ее низшей, негативной составляющей, в аспекте деградации.

Украинцам теперь иногда внушают, что русский - это «извечный „собиратель" чужих земель, алчный агрессор с ордынским менталитетом»56,

а «под личиной российского „цивилизованного" политика и государственного деятеля и сегодня прячется „хайло разбойничье"»57. Если вместо семян любви сеют плевелы ненависти, то доброго урожая не будет: бездумный сеятель зла пожнет человеконенавистничество и себя погубит.

Теория субкультурной деградации свидетельствует: народы шли в небытие, а их культуры иногда почти бесследно исчезали из-за моральной деградации, потери нравственных ориентиров и адекватности, тотальных искажений традиционных культурных кодов, устоявшихся норм и общечеловеческих стереотипов. Хочется верить в процветание трудового, талантливого украинского народа, в будущее величие славной Украины и в грядущий подъем ее уникальной, великой, гуманистической культуры в семье братских государств.

Примечания

1 Кучкина А. Советских писателей сдают в макулатуру // Вести. 2016. 7 нояб. С. 4.

2 Там же.

3 Стереотипы украинцев // Вести. 2016. 17 нояб. С. 1.

4 Дранник А., Приходько Б. Декоммунизация: Дедов Морозов гонят с улиц Киева // Там же. 23 нояб. С. 7.

5 Ср.: Толочко П. П. Украинцы в России. Киев: Адеф-Украина, 2013. 164 с.

6 Губин Д. Украина выкорчевывает русский язык // Славян. новости. 2016. 27 окт.-17 нояб. С. 8.

7 Разенкова М. Черные списки СБУ хотят расширить в пять раз // Вести. 2016. 7 нояб. С. 3.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Рябоконь А., Кучкина А. В роддоме: «Говори по-украински и поможем» // Вести. 2016. 9 нояб. С. 3.

12 В Украине могут запретить въезд гражданам РФ без осуждения на камеру политики Путина // Там же. 7 нояб. Подозреваемые русские должны «будут проверяться путем опроса „на камеру" по нескольким вопросам: „Чей Крым?", „Кто такой Янукович?", „За что стоял Майдан?", „Воюют ли россияне на Донбассе?". И это видео будет выкладываться в открытый доступ» (там же). Инициатива выглядит сюрреалистично, но последствия для взаимоотношений братских стран и народов будут реальными и негативными. Неужели в хлебосольном Киеве правду пишет адвокат И. Либерман: «Ко мне часто обращаются русскоязычные люди, которых передразнивали в общественном транспорте или кричали вслед из маршрутки: „Москаль!"?» (Рябоконь А., Кучкина А. Указ. соч. С. 3).

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Количество работ Г. А. Могильницкой последних лет впечатляет. Вот отдельные ее книги: Могильницька Г. Кар-

манний пкенник украТнського воТна-захисника Впчизни. Одеса: Акваторiя, 2014. 44 с.; Ее же. Бткун - син Бткуна, або анатомия давнього злочину: повкть. Одеса: Друкар. дiм, 2014. 52 с.; Ее же. Рогнща: лiро-епiчна iст. поема. Одеса: Акваторiя, 2014. 122 с.; Ее же. Мифотворчество как обоснование исторического мародерства. Никополь: Принтхаус Римм, 2015. 268 с.; Ее же. УкраТна славить Бога: зб. сценарпв масових заходiв, пщгот. i провед. з учнями недш. шк. та слухачами лекторго для дорослих церкви Рiздва Христового (УПЦ КП) мкта Одеси. Одеса: Акваторiя, 2016. 224 с.; Ее же. Учителi брехн пщ маскою «захисниш православ'я». Одеса: Акваторiя, 2016. 32 с.

17 Могильницкая Г. Мифотворчество как обоснование исторического мародерства. С. 9.

18 Там же. С. 13. Изменив первую букву, не трудно догадаться, кого имеет в виду Г. Могильницкая под ненавидимым ею великим русским «Хутиным». Не будем вдаваться в «перлы» «культуробредия».

19 Там же. С. 31.

20 Там же. С. 199. Справедливости ради отметим, что на Украине известны десятки случаев чудес с иконами, например в центре Киева: в 1995 г. на (уже бывшей) улице Московской, д. 42/2, в 2015 г. на Кловском спуске, д. 13 и др.

21 Там же. С. 161.

22 Там же.

23 Там же. С. 92.

24 Там же. С. 128.

25 Ср.: Там же. С. 130.

26 Там же. С. 53.

27 Там же.

28 Там же. С. 63-69.

29 Там же. С. 242.

30 Там же. С. 247.

31 Там же. С. 95.

32 Там же. С. 200.

33 Там же. С. 201. В истории церкви можно видеть историю неурядиц, расколов и несогласий, а можно - историю духовности, святости, «церковного совершенства и спасения». Все зависит от наблюдателя; от позиции, развития и духа самого субъекта. Жития святых - это не документы, а обычно литературные иконы, летописи - часто своеобразные протокартины без фотографической точности, но когда новые некие «спецы» предлагают корректировать и переписывать их, то понятно, что новый «вариант-перевод» будет намного хуже старого. Древняя истина опять актуальна: «не думайте, что Вы умнее Бога» (по-новому, на сленге: «неужели Вы пуп мира?»).

34 Не приводит ли культурно-политический выбор к духовному дурману наподобие криминального Белого братства в 1993 г.? Почему произошел захват сектантами Софии Киевской, а не Софии Новгородской или Полоцкой? Не способствуют ли нынешние политические реалии развитию еще более радикальных «духовных практик»?

35 По вульгарной скудоумной фразе: «Зачем Христос? Нужен Укранос! Ведь у нас святой даже понос». Приложив это на разработанный нами алгоритм украинской культуры, не получим ли неутешительный итог (дегенерации) на

трех уровнях (общества, групп, индивидов) как не только образное, но и действенное отражение теории субкультурной деградации? Если культуру отдельного человека или субкультуры можно показать на схеме декартовой оси координат, изобразив по оси абцисс материальную культуру, а по оси ординат - духовную, то схема модели культуры Украины такова. В центре украинцы (не только этнические), а по сторонам линии-стрелки развития культуры (вверху духовной, справа материальной на которых под номерами идут значки «д» и «м» с разными цифрами), над основными стрелками еще по стрелке с сюрреальными цифрами и дельтами-величинами, а все это вписываются в систему координат. В ее центре находится соответствующая гиперкомплексная матрица. В схеме заданы параметры в специально выведенных условных культурологических единицах, согласно их материальным и духовным эквивалентам (по этим осям соответственно: 1 мек, 1 дек и т. д.). Все это имеет и дополнительное пространственное измерение, и трехмерную данность. Подобно в трансформированной системе координат через предлагаемую табличную матрицу можно выразить и всю схему мировой культуры. Но только в иных соотношениях, гиперкомплексах и связях, где доминирует пространственная - уменьшаемая по мере удаления в условную бесконечность (к началу культуры) -матрица. В этой схеме под стрелой-показателем степени развития материальной культуры нужно располагать ряд слоев, включая геосферу и множество материальных данностей (как материал для развития материальной культуры). Необходимо отразить и иные факторы, в том числе включить и отдельные известные учения, таблицы и схемы согласно их сути, периодам изучения и специфике проблематики (например, над таблицей Д. Менделеева располагаем ноосферу В. Вернадского, соединив ее с расположенной чуть выше эволюционной теорией Ч. Дарвина, и т. д.). Все это взять в круг. Схема будет отражать не только конкретно-исторические эпохи, но и особенности национальной, классовой и иной среды, а также их значение, роль и потенциалы. Из общей схемы (как основы для новой культурологической таблицы) мировой культуры мы получили свыше десятка формул (но при более точных расчетах и соотношениях их может быть раз в пять больше), отражающих разные параметры культуры.

36 Могильницкая Г. Мифотворчество как обоснование исторического мародерства. С. 216.

37 Деловая столица. 2016. 21 нояб., № 47 (809). С. 22.

38 Там же.

39 Бузила А. Церковь как последнее убежище человека // Славян. новости. 2016. 19-29 авг. С. 2.

40 Недтько С. Корол1 УкраТни // Улюблена газ. 2016. 5-20 нояб., № 309. С. 1-4.

41 Гулевич В. «Волынь» рассказывает правду о Волыни. Захочет ли знать правду Украина? // Славян. новости. 2016. 19-27 окт. С. 7.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.

45 СМИ узнали, что территорию Украины ожидает зачистка. URL: http: // news-glance. com (дата обращения: 06.02.2017).

46 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 Там же.

48 Газубей А. Фразой о генетике министр Нищук оскорбил меня, моих предков и самого себя // Комсомол. правда в Украине. 2016. 24 нояб. Конечно, генетика у каждого своя, но каково узнать, что полстраны - это «неполноценные»? Теория двухэтажности субкультур (высший и низший слои) отчасти вписывается в генетическую модель, но этнические чистки - это преступление.

49 Т0П-10 лучших «ляпов» Кличко: подготовка к земле и взгляды в завтрашний день // ТСН: телевизионная служба новостей. URL:http: // ru. tsn. ua (дата обращения: 06.02.2017).

50 См., например: Война на Украине: «Зачистка территории» определена тайным договором. URL: http: // rosinform.ru (дата обращения: 06.02.2017); Ждем зачистку на территории Украины! URL: http: // otvet. mail.ru (дата обращения: 06.02.2017).

51 Надо подарить Д. Трампу хорошо оформленную книгу, повествующую о настоящей большой истории России, в которой отразить и великую, более, чем тысячелетнюю преемственную, цельную и неразрывную историю культуры России.

52 В цирке медведя можно посадить на мотоцикл, но где вы видели медведей-механиков? В шоу дрессированный заяц прекрасно «сыграет» на барабанах, но где вы слышали о кроликах-композиторах? Сколько не говори «халва», слаще во рту не станет, а сколько и как не корми и не «тренируй» удава, он все равно останется змеей.

53 См., например: СМИ узнали, что территорию Украины ожидает зачистка. URL: http: // nutmore. com (дата обращения: 06.02.2017); Как сообщает информационно-аналитическое агентство Regnum.ru, территорию Украины ожидает зачистка. URL: http: // liveinternet.ru (дата обращения: 06.02.2017).

54 Радзквський В. Теорiя субкультур у системолопчно-му аспект культурологи: виховний аспект // lсторiя у шк. 2016. № 7/8. С. 46-48.

55 Кучкина А. Беженцы в обмен на безвиз с Европой // Вести. 2016. 29 нояб. С. 3. Ср.: Вести. 2016. 31 авг. С. 3.

56 Могильницкая Г. Мифотворчество как обоснование исторического мародерства.

57 Там же. С. 238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.