Научная статья на тему 'К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии'

К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УКРАИНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НАЦИЗМ / СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / CULTURE / UKRAINE / THE GREAT PATRIOTIC WAR / NAZISM / SUBCULTURE / CULTUROLOGY / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радзиевский Виталий Александрович

Вопросы субкультурологии стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, с общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постмайданной Украины. Автор рассматривает опасность украинского национализма в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the main directions of the Ukrainian subculturology

The issues of the subculturology have become topical after the changes in the mental paradigm took place, as well as the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of postsoviet postmaydannoy Ukraine occurred. The author touches upon the danger of the Ukrainian nationalism in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical discourse of Ukraine.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии»

УДК 316.723(477)

В. А. Радзиевский

К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии

Вопросы субкультурологии стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, с общественными трансформациями и социокультурными изменениями в условиях постмайданной Украины. Автор рассматривает опасность украинского национализма в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.

Ключевые слова: культура, Украина, Великая Отечественная война, нацизм, субкультура, культурология, история

Vitaliy A. Radziyevskyy

On the issue of the main directions of the Ukrainian subculturology

The issues of the subculturology have become topical after the changes in the mental paradigm took place, as well as the social transformations and sociocultural shifts in the conditions of postsoviet postmaydannoy Ukraine оссurred. The author touches upon the danger of the Ukrainian nationalism in the context of the main sociocultural reflection in the modern cultural and historical discourse of Ukraine.

Keywords: culture, Ukraine, the Great Patriotic War, Nazism, subculture, culturology, history

В парадигме современного гуманитарного развития Украины термин «субкультура» является одним из ключевых и занимает важное место в культурологии, социологии, философии, праве, истории, искусствоведении, криминологии и т. д. Проведенные нами 2010-2015 гг. собеседования, анкетирования и интервьюирования более трех тысяч жителей разных областей Украины свидетельствуют о том, что граждане с интересом относятся к теме субкультур. Но далеко не все имеют четкое представление о сущности этого понятия, хотя украинская школа по изучению субкультур является одной из ведущих в мире. По количеству разработок, фундаментальности исследований и по своему потенциалу украинская школа субкультурологии (Л. Аза, Н. Аксенова, Л. Анучин, П. Артемов, И. Бекешкина, Р. Боднар,

A. Божок, Д. Бочарников, Н. Боярин, Ю. Буйских, Л. Варяница, Е. Васильчук, Н. Венгер, Д. Выговский, И. Выселки, А. Вишняк, Л. Вольнова, Л. Гасиджак, М. Гримич, Ю. Грищук, В. Давыденко, А. Джужа, Д. Демин, С. Денисов, К. Джупина, Н. Долгая,

B. Дремин, А. Еропудова, К. Ефанова, Н. Жукова,

А. Злобина, Н. Зражевская, И. Зязюн, И. Игнатенко,

А. Клименко, К. Коровина, А. Костенко, В. Король, А. Костенко, Яна и Ярослава Левчук, Ю. Лысенко,

A. Лустенко, А. Михайлова, Г. Михайлова, Н. Мищенко, А. Науменко, С. Онищук, В. Орленко, Д. Перепелица, А. Петренко, Я. Пивень, Л. Пивнева,

C. Пишун, А. Попович, И. Посохов, И. Проник,

B. Пушкарь, М. Руденко, А. Ручка, Л. Рязанова, Ю. Савельев, В. Савчук, С. Садовенко, В. Сеточник, Л. Скокова, Н. Соболева, А. Стасевский, И. Столяров, Д. Сурвилайте, И. Трухин, И. Тюрменко, В. Шакун, А. Шейко, А. Шкуратенко,

Г. Шульга, И. Юдкин (Юдкин-Рипун) и др.1) превосходит все, кроме российской, научные школы соседних государств.

Цель статьи - рассмотреть вопрос актуальности основных направлений украинской субкультурологии, отдельные знаковые аксиологические концепции и культурные коды в современном историческом дискурсе, ориентируясь на парадигму гуманизма и общечеловеческих ценностей.

В советское время отношение к субкультурам преимущественно было негативным или настороженным. С переосмыслением роли и значения субкультур возникает немало вопросов. На постсоветском пространстве субкультура рассматривалась в контексте культурологии (Ю. Бревнова, Н. Тищенко и др.), истории (В. Кабо, В. Калашникова и др.), социологии (Г. Белоусова, А. Братухин и др.), психологии (Ю. Колягина, В. Пирожков и др.), криминологии (Д. Выговский, А. Старков и др.), философии (А. Карманова, И. Симонова и др.), филологии (Р. Боднар, Я. Левчук и др.), педагогики (Ю. Лысенко, О. Михеева и др.), медицины (И. Обросов, Ю. Попов и др.), юриспруденции (А. Гуров, Д. Донских и др.), искусствоведения (А. Артюх, Р. Михайлова и др.), политологии (Ф. Диденко, А. Круглов и др.), даже экономики (П. Забелин, И. Санникова, С. Бочаров и др.), а также в контексте технических (Т. Подуфалова и т. д.) и некоторых других наук.

По нашим подсчетам, ареал распространения только резонансных субкультур на Украине в начале 2015 г. охватывает (прямо или опосредовано) более 40 % ее граждан. Не все, например, находящиеся на грани выживания, знают о субкультуре бедных, но многие попадают под ее влияние. Усиливается влияние деструктивных проявлений

139

В. А. Радзиевский

молодежной и криминальной субкультур. Деятельность носителей этих субкультур - на фоне богатой украинской культуры - выглядит убого, ущербно и неполноценно. Сделаем акцент на двух основных направлениях развития и изучения субкультур на Украине. Доминирующим в концептах, кодах и в рефлексиях одних выступает социальный аспект, а в других - национальный (представляется логичным, особенно после событий Евромайдана). Хотя многие украинские ученые (В. Король, В. Орлен-ко и др.) говорили о необходимости учета взаимосвязи и социального, и национального в контексте культуры и субкультур.

Вместе с тем наблюдается определенное разграничение двух векторов развития в субкультурном поле современной Украины - «социально ориентированного» и «национально ориентированного». Исследователи, которые изучали «социально ориентированные» (Я. Левчук, Р. Михайлова, И. Виселко, О. Божок, Л. Варяниця и др.) субкультуры, обычно анализировали аспекты субкультур отдельных групп населения. С. Ярошенко изучала субкультуру бедных, В. Давиденко, Д. Демина, Д. Бочарников - девиантов, В. Демин, Д. Выговский,

С. Денисов - преступников и т. д.2 Иные ученые (И. Юдкин, С. Садовенко, М. Гримич и др.3), часто демонстрируя национальную сознательность, активную гражданскую позицию, близость к глубинным символам и архетипам, к этнической матрице, народным корням и этнологическим кодам, описывали «национально ориентированные» субкультуры.

Появилось мнение принять революцию 2014 г. за точку отсчета новой истории и культуры. Осуждая методы большевиков, некоторые революционеры перенимают их приемы (разрушение памятников оппонентов, переименование улиц, площадей и других объектов и т. д.). Иногда за красивыми словами о святой и великой стране скрываются радикальные, экстремистские и ксенофобские настроения. Их носители - нелюди, квазилюди, «играющие» в людей некоторые представители крайних фашиствующих формирований.

Почва к национальному самолюбованию была заложена в ХХ в., когда стало «известно, что Адам и Ева были украинцами». Отдельные программы радио и телевидения убеждают, что «именно украинцы населяли эту землю 45 тысяч лет назад»4. Украинцы, идя с горы Арарат, стали по сути «прародителями всех»5. После просмотров передач типа «ДНК - портрет нации», «ДНК 2. В поисках женщины» и т. п. становится ясным, почему украинцы «самые аутентичные потомки кроманьонцев» или «самый древний народ Европы»6. Писательница И. Карпа, актриса О. Сумская и ряд иных деятелей культуры это одобряют7. В 1990-х гг. кандидат исторических наук А. Дубина «обосновал», что украинцы не только открыли Америку,

но и «что Украина является колыбелью мировой цивилизации»8. Украинцы «решали судьбу» многих континентов, созидая культуру и развивая историю тамошних автохтонов. Так, «доказано украинское происхождение мамелюков, которые правили в Египте с 1250 по 1517 г.»9. Христофор Колумб был «стопроцентным украинцем» из Коломыи (Ивано-Франковская область)10.

Соратник Колумба Хуан де Коса - тоже объявляется украинцем (модификация от Ивана Казака11). Группа украинцев-первооткрывателей имела сугубо «национальные» планы. Открыватель Америки скрывал «и цель, и результаты своих путешествий, чтобы совершить в будущем переселение украинцев на открытые им земли»12. С 1966 г. на желто-синем флаге Барбадоса красуется украинский национальный трезубец13, намекая на «свою» подлинную «историческую» и «культурную» метрополию. Отсюда американцы - потомки украинцев и должны проявлять заботу об Украине. В воспаленном воображении Фернан Магеллан имеет «историкоэтимологические» связи с «могилой», Америго (Америко) Веспуччи берет свое происхождение от украинской «кручи» («круча» - по-русски «утес»), Васко да Гама - от «гомону» («гомон» - по-русски «шум»), а Франциско Писсаро «напоминает писаря украинского казачьего войска»14. Культура казаков была известна от Адриатики до Дальнего Востока, казаки действительно совершали великие подвиги в Европе и в Азии, но зачем их «засылать» в Перу и на Мадагаскар? Кому выгодны такие квазиистории?

Происходит смена ментальной парадигмы, изменяются векторы культурного развития, конфигурации ценностных ориентиров, трансформируется картина мира и сознание миллионов украинцев. Надо учитывать и национальную специфику понимания. Так, например, в СНГ субкультура обычно изучается более как индикатор культурной разницы и как средство освоения информационного пространства (Б. Ерасов, Ю. Лотман, Е. Соколов и др.), на Западе - в контексте норм и ценностей (А. Бре-шин, Я. Левчук и др.), но новый подход на Украине позиционирует субкультуру как своеобразную «культуру культуры»15.

С марта 2014 г. у украинских писателей, общественных деятелей16 и ученых (особенно у историков и культурологов, - например, Ю. Калиберда,

С. Литвин, С. Стеценко и др.17) стала доминировать тема «героизма и героев Евромайдана», появились запреты на трансляцию российских каналов, новых русских фильмов, мультфильмов и т. д., ограничения на въезд в Украину представителей российской культурной элиты (И. Кобзон, Н. Михалков, М. По-реченков, И. Охлобыстин, Е. Ваенга, М. Задорнов, О. Газманов и многие другие).

От субнационального подхода далеко не только утверждение, что все вывезенное испанцами

140

Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015

К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии

золото «по праву принадлежит Украине, представители которой открыли Новый свет»18, а страна Колумбия «должна была называться Коломыей, а округ столицы США - Коломыйским районом Вашингтона»19. Это не отвечает исторической и географической правде. Так, у П. Чубинского в известном произведении «Ще не вмерла Украша» читаем: «Станем, браття, в бш кривавий вщ Сяну до Дону». Новый Свет - это не базовый ареал распространения украинской культурной ойкумены, хотя украинская диаспора находится и в Северной, и в Южной Америке. Отдельные попытки создания украинской меритократии могут иметь элементы антикультуры, экстремизма и ксенофобии. Строя украинский культурный мир и великую Украину, надо помнить, что количество ее жителей и их культурный потенциал, к сожалению, уменьшаются.

Экзистенциальные преобразования 2014 г. и их культурные последствия осуществлялись активным меньшинством (преимущественно из западных и центральных частей Украины). За три месяца из около 45 млн граждан Украины в Евромайданах (от Ужгорода до Луганска) участвовало до «2,25 млн человек»20. Так, «в Киеве в акциях протеста участвовали 5 % населения страны, в других городах - 6 %. Остальные 9 % помогали митингующим»21. Накануне 2015 г. 31 % опрошенных на Украине «называют Евромайдан госпереворотом»22.

Новое явление в реалиях постмайданной Украины - две знаковые, репрезентативные и влиятельные субкультуры: «атошников» («силовиков», их еще называют «укры» и «укропы», от начальных букв Украина, украинец) и «ополченцев» («ватников», «сепаратистов»). Среди «атошников», как и в среде, «ополченцев» есть разные люди и различные взгляды. Можно говорить о двух массивах субкультур как о двух символичных, многослойных и разнообразных явлениях. Многие «борцы с неукраинским духом» пошли в добровольческие батальоны, воюющие на востоке Украины. В начале 2015 г. каждый шестой украинец считает их «частными армиями олигархов»23 (на Донбассе 37,3 % опрошенных; 24,7 % жителей восточных и 3,4 % обитателей центральных областей24). Добровольцы составили важный костяк субкультуры «атошников» (от АТО - антитеррористическая операция, объявленная в Донецкой и Луганской областях). Они воюют за унитарную целостность страны и унификацию (киевский культурный эталон) против региональных «ватников» («сепаров» или сепаратистов и, по их мнению, даже «террористов», «мятежников» и «боевиков»).

Особая тема АТО - патриотизм и образование. Лозунг многих «атошников»: «Герои не умирают» (мертвые бойцы за единую Украину - герои). Герой Майдана, теперь народный депутат Украины, казак М. Гаврилюк отмечает, что высшего образования у

него нет - «да и не нужно. Там (т. е. в парламенте. -В. Р) должен сидеть патриот. Сидели там чиновники с высшим образованием, а сейчас войну имеем»25. Украинские радикалы (в т. ч. ксенофобы всех мастей) имеют поддержку у некоторых русских националистов. На Русском марше 4 ноября 2014 г., организованном лидером объединения «Русские» Дмитрием Демушкиным, звучали не только лозунги «Россия для русских, Москва для москвичей» или «Русские вперед», но и «Слава Украине»26. Культура слова (диалог, дискуссии и взаимопонимание) и поведения часто не складываются даже в современном парламенте Украины: «оппозиции сказали закрыть поганые рты»27.

У представителей обеих субкультур много смелых, доблестных, самоотверженных воинов, людей чести, совести, ума и порядочности. Они искренне защищают свои дома, ценности и близких. Но многие понятия и представления воспринимаются представителями «укропов» и «сепаратистов» с противоположных позиций. Если в АТО лозунг «Украина превыше всего» вполне логичен, то у ополченцев в культуре доминируют региональные интересы, ценности и приоритеты. «Ватники» Донбасса любят Россию, традиционные восточнославянские ценности, носят георгиевские ленточки и поднимают древнерусские стяги. Представители украинских добровольцев призывают идти в культурной рефлексии «прочь от Москвы», носят шевроны своих частей, имеют личные позывные, популяризируют романтику «борцов-патриотов» (включая песни и иное творчество деятелей ОУН-УПА и т. д.).

Анализ украинских СМИ свидетельствует о том, что украинская пресса преимущественно представляет бойцов АТО как героев, истинных патриотов и борцов за соборную, европейскую Украину. Ополченцы же изображаются как предатели, враги и сепаратисты. Вместе с тем, в Донецке наблюдается своя культурная жизнь. Осенью 2014 г. там аншлагом открылся театральный сезон: зал был полный, возобновили работу различные учреждения культуры28.

Концерты, выступления и выставки организуют артисты как для бойцов АТО (А. Шпортько, Н. Матвиенко, О. Скрипка и некоторые другие), так и для ополченцев (Й. Кобзон, М. Пореченков и др.). Субкультура «сепаратистов», имея в определенной мере региональную основу, в значительной степени опирается на культурную поддержку России (певцов, писателей и иных деятелей культуры, гуманитарные конвои, просветительские мероприятия и иные средства). Важную роль выполняют мастера пера и кисти. Даже на улице Крещатик в Киеве уже много месяцев проходит выставка карикатур (рисунки, направленные против оппонентов нынешней власти). Периодически появляются и иные

141

В. А. Радзиевский

творения как в музейных экспозициях, так и в виде отдельных выставок, и даже под открытым небом (например, фотографии из зоны АТО возле Дома офицеров в г. Киеве). Ряд спектаклей получили осовремененные интерьеры (намеки на происходящее) и соответствующее звуковое сопровождение.

Культурная атмосфера важна в разных ситуациях, часто она выступает как стимул к действию, а иногда как культуротерапия (и в контексте АТО). Ведь «бойцы и их близкие могут пополнить ряды алкоголиков и пациентов психбольниц»29. Опасная тенденция в культуре XXI в. - СМИ могут превращаться в СМД (средства массовой дезинформации), эстетизируя безобразное и оправдывая преступное.

В середине лета 2014 г., по мнению некоторых, можно было констатировать, что «бойцы АТО -очередное потерянное поколение, пришедшее с войны, - уже сталкивается с психологическими и социальными проблемами»30. Волонтер Т. Рычкова, как и ей подобные, говорит о разгильдяйстве, пьянстве, пиарщиках, об украинских командирах, которые, учась, «получали зачеты за бутылку коньяка»31. Даже «ребят много погибло, потому что водку пили»32, а было - «набухались. Один наклонился над тарелкой с едой, второй на него нажал. Выпала подствольная граната - минус шесть человек»33. Не удивительно, что «оружие, отжатое у сепаратистов, мешками вывозилось из зоны АТО»34. Мародерство, криминал, насилие, включая воровство, грабежи, разбои, убийства, - все это исконные явления антикультуры, зафиксированные еще во времена Древнего мира. Описаны и нелегальные перевозы (контрабанда) на блокпостах: «ставка за беспрепятственный проход от 10 до 20 тысяч гривен»35, при этом «бизнесе» прибыль - до 1000 %36. Доблестная украинская армия более двадцати лет уничтожалась, ее героическое возрождение - великий подвиг, но зачем же ее дискредитировать?

Губернатор Донецкой области А. Кихтенко прямо сказал об отдельных бойцах неподконтрольных добровольческих подразделений, - надо «надеть на них наручники»37. Он привел в пример город Курахово, где «орудует» боец «Жак» с сообщниками38. Украинские добровольцы якобы «были замечены в грабеже магазинов и похищении местных бизнесменом с требованиями выкупа»39.

Украинцы во все времена любили мир и спокойствие, но вместе с этим всегда были готовы защищать свою землю, свою свободу и свои святыни и ценности. Вспоминается позиция известного князя Александра Ярославовича Невского, бывшего некоторое время и великим князем Киевским, особенно слова этого мужественного древнерусского полководца, государственного деятеля и святого - «Не в силе Бог, а в правде» и еще более актуальный для восточных славян афоризм: «Кто

на Русь с мечем придет, тот от меча и погибнет». Украина - это не просто географический центр Европы, а также важнейшая культурная, духовная и геополитическая доминанта, Украина - это ее славный народ-пахарь, народ-труженик, народ-созидатель, народ-подвижник, народ-ратник, народ-герой, народ-патриот. Но не стоит неким силам вместо истинной, мудрой, доброжелательной и человеколюбивой Украины пытаться выдумывать некий ее иллюзорный древний гибрид и мнимый суррогат, подкрепленный лукавыми, сомнительными мифами и лживыми сказаниями.

Некоторые в погоне «подальше от Москвы» готовы перевести украинский язык на латиницу. Новые культурные (и не только?) «вампиры» без труда откажутся от кириллицы40. Только что на это сказал бы Тарас Шевченко? Не про них ли, пресмыкающихся пред западными господами, Великий Украинец писал: «славных прадедов великих, правнуки поганые»? Культурная унификация и духовная интоксикация с вестернизацией и грядущей латинизацией (будет, чем заняться непризнанным писателям и иным «гениям» от литературы!) сделают Украину неукраинской. Тогда, лет через тридцать, не исчезнет ли, к сожалению, термин «Украина»? Не появится ли некая «Вестляндия»? Ее и «иконизируют». Львов опять переименуют в Лемберг, а Ужгород - в Унгвар.

А желающим именовать Львов Бандерштадтом напомним, что Львов стал украинским благодаря советскому (а не бандеровскому) освобождению.

С весны 2014 г. носителей георгиевских лент на Украине стали называть «колорадами». А ведь награды миллионов украинцев, сражавшихся с фашистами, содержат цвета георгиевской ленты. Не кощунственно ли косвенным образом Георгия Победоносца, чье имя носит георгиевская ленточка с древнерусских времен, сопоставлять с колорадским жуком? Георгиевские символы были в атрибутике тех, кто гнал вояк-иезуверов, пытавшихся имплементировать деструктивные человеконенавистнические идеи, устроивших «Волынскую резню» (жертвы - больше сотни тысяч поляков), убивших тысячи советских учителей и врачей (разных национальностей), возвратившихся домой доблестных воинов-победителей, более трех тысяч еврейских интеллигентов Львова и свершивших много других «подвигов»41. Вызывает недоумение и термин «ватники». В ватниках, стеганках и душегрейках женщины и девушки, потерявшие в Великой Отечественной войне отцов, мужей и женихов, и подростки ФЗО (фабрично-заводское обучение) и ремесленных училищ поднимали из руин и Донбасс, и всю страну, и не вина, а беда мирных жителей Донбасса (особенно детей, женщин и стариков), что их вернули к тяжелой обстановке военных и послевоенных лет.

142

Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015

К вопросу об основных направлениях украинской субкультурологии

Украинская культура велика и славна, она не нуждается в досужих выдумках, вымышленных достижениях и несуществующих успехах, в «новых моделях» альтернативных историй и культур. Борьба субкультур «атошников» и «ватников» вызывает беспокойство. Опасно, когда вместо общечеловеческих ценностей приоритетом становятся некие групповые маркеры (классовые, национальные, территориальные и др.). Крайности страшны: некоторые посягают не только на единство, соборность и целостность великой, нераздельной европейской страны, но и на гимн Украины. По мнению отдельных исследователей42, гимн сложен для восприятия. «Частица „не" с глаголами не усваивается мозгом, мы слышим „умерла Украина"»43. Денис Папкин отмечает: «Гимн не просто депрессивен. Он еще и актуализирует это состояние на момент звучания, происходит рефлективное подкрепление комплекса неполноценности»44.

Важно дальнейшее плодотворное развитие одной из богатейших духовных традиций Европы -прославленной, жизнеутверждающей и человеколюбивой украинской культуры в ее субкультурном богатстве и многообразии. Необходимо, в частности, вспомнить славные достижения украинской культуры времен Великой Отечественной войны, включая малоисследованные субкультуры военнопленных, остарбайтеров и др. Это особенно актуально в годовщину 70-летия Великой Победы, которую отмечает все прогрессивное человечество. Традиционно «социально ориентированные» субкультуры доминировали в научном дискурсе Украины, и эта тенденция, по нашему мнению, должна сохраняться и развиваться.

Украинская культура - одна из богатейших в Европе, украинская школа по изучению субкультур - одна из лучших в мире, украинский народ - талантливый, трудолюбивый и мирный. В украинской истории и культуре много знаковых дат и событий, множество славных имен и героических свершений. Великие представители Украины прославились далеко за ее пределами (в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Азии). Украина богата прекрасными песнями, мелодичным языком, чудесными танцами, искусной резьбой по дереву, неповторимой архитектурой (казацкое барокко и т. д.) и многочисленными жемчужинами изобразительного искусства (народные картины «Казак Мамай» в различных вариациях, иконы и др.), кулинарными шедеврами (борщ, вареники, галушки и пр.), изысканными вышивками, писанками и иными уникальными творениями культуры (узоры, орнаменты, бытовые росписи и т. д.). Больно, что на щедрой, великой и гостеприимной Украине пытаются культивировать комплексы неполноценности,

ущербности и недоразвитости, прикрывая их псевдовеличием и квазипатриотизмом.

Примечания

1 Подробнее: Радзквський В. О. Базовi резонансн субкультури сучасноТ УкраТни: монограс^я. Киев: Логос, 2014. С. 23-169.

2 Виговський Д. Л. Виникнення та формуван-ня кримшально'Т субкультури в Росшськш 1мперл, к1н. Х1Х ст. - поч. ХХ ст. // Ушверситет. наук. зап. 2011. № 4. С. 529-537; Его же. Кримшальна субкультура в механiзмi злочинносп неповнолггшх: дис. ... канд. юрид. наук: 12. 00. 08. Киев, 2006. 207 с.; Денисов С. Ф. Злочинна та пенггенщарна субкультура та ТТ деструктивний вплив на формування повед1нки молод1 // Держава та репони. Сер1я: Право. 2012. № 3. С. 105-109; Дрьомш В. М. Злочиннкть як сощальна практика: шституцюнальна теорiя кримiналiзацiТ сусшьства: монографiя. Одеса: Юрид. лк., 2009. 616 с.; Виселко I. В. АдмУстративна субкультура в штердисциплшарному векторi осмислення // Вкн. Нац. техн. ун-ту УкраТни «КиТв. полЦехн. нт». Фiлософiя. Психолопя. Педагопка. 2012. № 3. С. 3-9; Божок О. I. Риторика державного службовця як шструмент адмУстративно'Т субкультури: кторично-фшософський аспект // Там же. 2010. № 3. С. 14-17; Варяниця Л. О. Дитяча субкультура як фактор соцiалiзацiТ молодшого школяра в навчально-ви-ховному процеа: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 05. Луганськ, 2006. 241 с.; Левчук Я. М. Масова музика як соцiалiзуючий чинник молод1жних субкультур УкраТни: дис. ... канд. мистецтвозн.: 26. 00. 01. Киев, 2011. 179 с.; Михайлова Р. Д. Художня культура Галицько-ВолинськоТ Русс Киев: Слово, 2007. 496 с.: in.; Михайлова Р. Д. Художня культура Галицько-ВолинськоТ Русг автореф. ... д-ра мистецтвозн.: 26. 00. 01. Киев, 2009. 36 с.; Мщенко Н. I. Студентська субкультура як фактор профеайно'Т соц1ал1зацп майбутшх сощальних педагопв: автореф. ... канд. пед. наук: 13. 00. 05. Луганськ, 2011.20 с.; Науменко О. М. Становление и развитие административной субкультуры в Украине: дис. ... канд. филос. наук: 09. 00. 03. Одесса, 2006. 199 с.; Радзиевский В. А. К проблеме классификации субкультур в контексте сохранения и популяризации украинского культурного наследия в период нацистской оккупации // Традыцьп i сучасны стан культуры i мастацтва: мат. Мiжнар. навук.-практ. канф., Мшск, 28-29 лктапада 2013 г.: у 2 ч. Мшск: Права i эканомжа, 2014. Ч. 2. С. 375-380; Его же. Но-татки з субкультури аномн: монографiя. Киев: Логос, 2012. 368 с.; Его же. Про теорго та iсторiю субкультур: нариси до субкультурологп: монографiя. Киев: Логос, 2013. 276 с.; Его же. Субкультуролопя: на шляху до становлення // УкраТна -Грещя: духовна сптьнкть, науковi контакти, культурн зв'язки: зб. наук. праць. Киев: НАККЮМ, 2014. С. 93-97; Откар В. Вплив субкультури на сощальне виховання особистост // Психолопя особистостГ 2012. № 1. С. 169-176; и др.

3 Народна культура украТнщв: життевий цикл лю-дини: кторико-етнолопчне дослщження: у 5 т. / наук. ред. М. Гримич. Киев: Дулiби, 2008. Т. 1: Дiти. Дитинство.

143

В. А. Радзиевский

Дитяча субкультура. 400 с.; То же. 2010. Т. 2: Молодь. Молодеть. Молод1жна субкультура. 568 с.; То же. 2012. Т. 3: Зршкть. Жшоцтво. Жшоча субкультура. 480 с.; То же. 2013. Т. 4: Зршкть. Чоловжи. Чолов1ча субкультура. 584 с.; Юдкш I. М. Формування визначник1в украТнськоТ культури: культурол. студи. Киев: 1н-т культурологи Акад. мистец. УкраТни, 2008. 184 с.; Гасиджак Л. Субкультура студентства: на приклад! вищих навчальних заклад1в Полтави // Етшчна ктор1я народ1в Свропи. 2005. Вип. 18. С. 120-124; Субкультурна варiативнiсть украТнського соцiуму: моногр. дослiдж. / Л. Аза, I. Бекешюна, О. Вишняк,

0. Злобша, Н. Костенко, А. Ручка, Л. Рязанова, Н. Соболева, Л. Скокова, Р. Шульга; 1н-т соцiол. НАН УкраТни. Киев, 2010. 287 c.; Божок О. I. Творчий потенц1ал адмшктративно'Т субкультури у становленн украТнськоТ державностi // Вкн. Нац. техн. ун-ту УкраТни «КиТв. полiтехн. iн-т». Фiлософiя. Психолопя. Педагопка. 2011. № 2. С. 36-39; 1гнатенко

1. Жшоче тшо у традицшнш культур! украшав. Киев: Дулiби, 2013. 228 с.; Коровша К. «Родильний обряд» як етап соцiалiзацiТ жiнки: перехiд до материнськоТ субкультури // Етнiчна iсторiя народiв Свропи. 2008. Вип. 27. С. 106-109; Левчук Я. М. Традицшна украТнська дитяча субкультура у висвтгленш когштивно'Т культурологи': монограф1я. Киев: !н-т культурологи НАМ УкраТни, 2012. 240 с.; Его же. Традицшний украТнський дитячий фольклор: когнiтивнi можливостi формування свтгогляду: дис. ... канд. фшол. наук: 10. 01.07. Киев, 2007. 177 с.; и др.

4 Бесчастная М. И Бог создал украинку // Еженедельник-2000. 2013. 8 нояб. С. 7.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Москаленко С. Как казаки Америку открывали // Радонеж. 1997. № 16/17 (61), окт. С. 24.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же. С. 25.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Подробнее: Радзiевський В. О. Базовi резонансн субкультури сучасноТ УкраТни.

16 Небесна сотня: кн. пам'ять Хармв: Фолю, 2014. 206 с.: ш.; Бердянських К. £ люди: теплi iсторП з Майдану. Киев: Брайт Стар Паблшинг, 2014. 184 с.; 94 дни евромайдан очима ТСН. Т. Пушнова / пщ. ред. А. Чех та ш. Киев: Основи,

2014. 176 с.; Fантомная боль # maidan: публицистика. Киев: 04 i. today, 2014. 704 с.: ил.; Дневник Евромайдана. Киев: Саммит-Книга, 2014. 184 с.: ил.; Хроника Революции. Киев: Саммит-Книга, 2015. Кн. 2. 240 с.: ил.; Майдан: нерассказанная история: Соня Кошкина. Киев: Брайт Стар Паблишинг,

2015. ; Капустин В. В. За сценой Майдана. Киев: Велес,

2014. 160 с.: ш.; Курков А. Ю. Дневник Майдана. Харьков: Фолио, 2015. 221 с.; Забужко О. ЛЬопис самовидфв: дев'ять мкя^в украТнського спротиву. Киев: Комора, 2014. 336 с.; Повстанська абетка / авт. проекту Полша Мороз. Muss, 2014. 128 с.; Свромайдан: хроника вщчутлв: колекфя есе / Тарас Прохасько, !ван Ципердюк, Юрт Андрухович, Серий Жадан, Юрш Вшничук. Брустурiв: Дискурс, 2014. 156 с.

17 Как пример - их статьи даже в непрофильных журналах: Воснна iсторiя. 2014. № 1/2 (73/74). С. 4-61.

18 Москаленко С. Как казаки Америку открывали. С. 25.

19 Там же.

20 Опрос: в евромайданах участвовало 20 % страны // Вести. 2014. 20 нояб. С. 3.

21 Там же.

22 Там же.

23 Опрос: украинцы считают батальоны армиями олигархов // Там же. 2015. 15 янв. С. 7.

24 Там же.

25 Козак в Раде // Там же. 5 нояб. С. 4.

26 Гомон Д. Русские националисты шли под крики «Слава Украине!» // Там же. С. 6.

27 Коротков Д. Оппозиции сказали закрыть поганые рты // Там же. 2014. 5 дек. С. 2.

28 Ходят в театр и сметают продукты // Там же. 6 окт.

С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Ионычева Н. Испытание миром: жизнь солдат после АТО // Там же. С. 12.

30 Иванов Р. Донбасский синдром // Корреспондент. 2014. 25 июля. С. 28.

31 Медведева А. Нет дисциплины - нет армии // Репортер. 2014. 19-25 дек. С. 43.

32 Там же.

33 Там же. С. 45.

34 Там же.

35 На блокпостах за 10 тысяч гривень пропускают контрабанду // Вести. 2014. 18 дек. С. 3.

36 Там же.

37 Скибицкая Ю., Сибирцев А. Батальон «Донбасс» обвинили в преступлениях // 2014. 6 нояб. С. 4.

38 Там же.

39 Там же.

40 Украинский предлагают перевести на латиницу // Вести. 2014. 6 нояб. С. 4.

41 Подробнее: Фомичев В. М. Славных прадедов великих правнуки поганые // Мир и мы: междунар. информ.-дискус. интернетпортал. URL: http: // worldandwe. com (дата обращения: 20. 02. 2015). Ср.: Гордасевич Г. Степан Бандера: людина i миф. Киев: КМ Publishing, 2015. 352 с.: з т.

42 Захарова А. Нашему гимну не хватает оптимизма // Сегодня. 2013. 12 нояб. С. 5.

43 Там же.

44 Там же.

144

Вестник СПбГУКИ • № 2 (23) июнь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.