Научная статья на тему 'Уклад жизни кадетского корпуса как качественная характеристика образовательной среды и условие формирования социальной компетентности кадетов'

Уклад жизни кадетского корпуса как качественная характеристика образовательной среды и условие формирования социальной компетентности кадетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1864
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАДЕТА / SCHOOL LIFE’ SETUPS / THE CADET CORPS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL COMPETENCE OF A CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанкова Ольга Сергеевна

В статье раскрыты особенности организации образовательной среда кадетского корпуса. Приведены данные о влиянии уклада кадетской жизни на формирование социальной компетентности кадетов. Представлены некоторые качественные показатели результативности проведенной экспериментальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIFE’ SETUPS AT THE MILITARY SCHOOL “CADET CORPS” BEING THE QUALITY CHARACTERISTIC OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND A CONDITION OF SHAPING SOCIAL COMPETENCE OF CADETS

The article reveals the peculiarities of forming the educational environment of the Cadet Corps. Data submitted show the influence of cadet life setups on the shaping of social competence of cadets. Some qualitative indicators of experimental work’ effectiveness are given.

Текст научной работы на тему «Уклад жизни кадетского корпуса как качественная характеристика образовательной среды и условие формирования социальной компетентности кадетов»

УДК 373.1:37.013.77 Симанкова Ольга Сергеевна,

аспирантка кафедры педагогики и современных образовательных технологий ФГБО УВПО "Петрозаводский государственный университет", г. Петрозаводск E-mail: auchra@yandex.ru

УКЛАД ЖИЗНИ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДЕТОВ

В статье раскрыты особенности организации образовательной среда кадетского корпуса. П риведены данные о влиянии уклада кадетской жизни на формирование социальной компетентности кадетов. Представлены некоторые качественные показатели результативности проведенной экспериментальной работы

Ключевые слова: уклад школьной жизни, кадетский корпус, образовательная среда, социальная компетентность кадета

Simankova Olga Sergeevna

postgraduate student, Chair of Pedadogics and modern educational techniques under the Federal State-budgeted Educational Institution of Graduate Vocational Training “Petrozavodsk State University”, Petrozavodsk

E-mail: auchra@yandex.ru

SCHOOL LIFE’ SETUPS AT THE MILITARY SCHOOL “CADET CORPS” BEING THE QUALITY CHARACTERISTIC OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND A CONDITION OF SHAPING SOCIAL COMPETENCE OF CADETS The article reveals the peculiarities of forming the educational environment of the Cadet Corps. Data submitted show the influence of cadet life setups on the shaping of social com petence of cadets. Some qualitative indicators of experimental work’ effectiveness are given.

Keywords: school life’ setups, the Cadet Corps, educational environment, social competence of a cadet

Возрождение кадетских корпусов обнаруживает наличие ряда спорных вопросов, требующих разрешения, один из них - своеобразие уклада жизни в кадетском корпусе и возможности его использования для формирования социальной компетентности кадетов.

Имея многовековую историю, кадетские корпуса и сегодня представляют большой интерес для исследователей, для изучения данного типа образовательных учреждений. Напомним, что в России кадетские корпуса появились в Петровскую эпоху и служили для подготовки офицерского корпуса. Сегодня кадетские корпуса входят в систему кадетского образования, которая включает в себя кадетские корпуса, лицеи, кадетские школы, классы. Современный кадетский корпус по большей части отличается от своего предшественника, однако идеи развития и воспитания личности в нем во многом совпадают: выпускник кадетского корпуса непременно сможет «найти» себя, будет способным вести достойный образ жизни. Иначе говоря, будет обладать достаточной социальной компетентностью, т.е. совокупностью социальных знаний, умений, навыков, реализующихся в социально-значимой деятельности, способностью использовать имеющийся опыт адекватно обстоятельствам.

Под социальной компетентностью воспитанников кадетского корпуса мы понимаем субъективный опыт продуктивного взаимодействия кадета с социумом, позволяющий ему самореализоваться в предложенных обстоятельствах, способного реализовать знания, умения и социальные навыки в социально-значимой деятельности. Социальная компетентность рассматривается нами и как комплексное личностное образование, которое характеризует кадета как субъекта взаимодействия, включающее: коммуникативную культуру, адекватную самооценку, потребность в здоровом образе жизни, самостоятельность, готовность соблюдать принятые нормы и выполнять различные социальные роли.

Наличие общественного заказа на развитие кадетских корпусов как образовательных учреждений нового типа (системы кадетского образования), тем не менее, сопряжено со слабой разработанностью нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность этих учреждений. Кроме того, имеется потребность в содержательном наполнении и обогащении образовательного пространства кадетского корпуса, ориентированного на формирование социальной компетентности. Наконец, для развития самостоятельной, активной, свободной личности кадета необходимо использовать демократический стиль воспитания, однако уклад жизни кадетского корпуса предполагает использование авторитарного (уставного) стиля.

Указанные противоречия определили проблему нашего исследования: каким образом

должна быть организована образовательная среда кадетского корпуса для успешного формирования социальной компетентности у воспитанников? В данной статье уклад кадетской жизни

рассматривается нами как одна из качественных характеристик образовательной среды кадетского корпуса и как условие формирования социальной компетентности кадетов.

В Положении о кадетской школе (кадетской школе-интернате) четко сформулированы ее цели: «...интеллектуальное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще» [1, с. 2].

Кадетские общеобразовательные учреждения стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучен ия, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения.

Основные отличительные особенности кадетских школ-интернатов заключаются в следующем:

- кадетская школа-интернат - военизированное, но не военное образовательное учреждение;

- форма одежды; символы, которые разрабатываются каждым кадетским учреждением с учетом его специфики (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей и др.);

- реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку с учетом специфики учреждения. Дополнительные образовательные программы имеют военно-прикладную, художественно-эстетическую и специальную физическую направленность;

- проведение практических полевых занятий для кадетов 6-10-х классов (по окончании учебного года);

- оформление кадетских учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея, особенности обустройства школьного двора;

- работа с кадетами офицеров-воспитателей (эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения). В кадетских корпусах образовательная среда выступает особым условием воспитания, где важное значение имеет высокая активность преподавателей, офицеров-воспитателей и командного состава, совершенствование ими своих профессиональных знаний, методик обучения и воспитания, а также их личностные качества;

- специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний смотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки [2, с. 1].

Положение о влиянии уклада жизни школы на эффективность образовательного процесса не является новым для отечественной педагогической мысли. Период первого двадцатилетия XX века - это время становления самобытных укладов школ С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока -Росинского, А.С. Макаренко; вторая половина XX века - школы В.А. Сухомлинского. Наши современники В.А. Караковский, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, Е.А. Ямбург создали авторские уклады школьной жизни в 80-90-е годы XX и первом десятилетии XXI веков.

Анализ педагогических идей данных исследователей позволяет сделать вывод о том, что уклад жизни школы определяется характером образовательного пространства ребёнка, системой неявных, скрытых факторов жизнедеятельности, влияющих на формирование у ребёнка определённых качеств.

Уклад жизни школы - это: 1) интегративная, обобщённая характеристика социальнопедагогической реальности, отражающая относительно устойчивые и постоянно поддерживаемые особенности жизни школьного сообщества, наиболее значимые для содержания и качества жизни детей и взрослых в школе; 2) устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом, способ организации жизни, внутренний ее распорядок; 3) элемент или компонент содержания образования, как явного, так и «скрытого»; 4) система общественных отношений, которая формирует стиль взаимоотношений учащихся и учителей, учителей и родителей; 5) условие бытия членов сообщества, определяемое видами их деятельности, действующими нормами и правилами поведения, создающее реальные возможности для воспитания и социализации школьников П3, с. 12П.

В своем исследовании мы опираемся на определение Хреновой Т. П., которая рассматривает уклад школьной жизни как совокупность норм, правил и иных регламентов. К таковым относятся распорядок, общепринятые традиции, состав функций школы, действующие отноше-

ния производственного, социального характера, этикет и атрибутика, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся [4, с. 1].

В Карельском кадетском корпусе имени Александра Невского уклад жизни описан в Программе содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!»: это права, обязанности и ответственность должностных лиц и кадетов, взаимоотношения между должностными лицами и кадетами, обязанности начальников и основных должностных лиц, размещение кадетов, распределение времени и повседневный порядок. Кроме того, уклад жизни карельских кадетов раскрывается в многообразии ритуалов, таких как представление вновь поступивших кадетов и проведение митинга, посвященного началу нового учебного года; принятие торжественной клятвы; праздник последнего звонка и церемония прощания выпускников со знаменем ГОУ РКШИ; общешкольные вечерние поверки кадетов.

Важнейшим звеном Программы содержания и воспитания в Карельском кадетском корп усе является его воспитательная система. Воспитательная система направлена на формирование социальных компетенций воспитанников кадетского корпуса, которые могут развиваться в ходе разработки совместно с педагогами норм, правил поведения учащихся и учителей на учебных занятиях, "кодекса чести обучающегося", "кодекса чести учителя", законов школьной жизни, школьной символики и атрибутики. Мы полагаем, что формированию социальной компетентности способствует участие подростков в общественных школьных и внешкольных объединениях. Например, богатый опыт коммуникативной деятельности, принятия ответственных решений, самостоятельности кадеты приобрели в период выборов членов Кадетского Совета.

Формированию особого «духа кадетского братства» способствуют традиции кадетского корпуса. В жизнедеятельность Карельского кадетского корпуса имени Александра Невского вводятся и становятся традиционными организация торжественных праздников, встреч, посещение ветеранов ВОВ, возложение цветов и гирлянд к мемориалу «Вечный огонь» в Дни пам яти, торжественная церемония «Посвящение в кадеты», создание детского объединения «Пост № 1». Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует кадетов и педагогов к совместному творчеству, формированию новых традиций. Данные традиции играют большую роль в формировании у кадетов таких значимых черт, как солидарность, уважение к кадетскому братству, милосердие и отзывчивость, ответственность, стремление к саморазвитию.

Особенностью уклада жизни в кадетском корпусе является гендерный состав воспитанников. В корпусе обучаются только мальчики, что осложняет их половозрастную социализацию. Именно поэтому актуальными в корпусе являются занятия бальными танцами, проведение кадетских балов; выездные мероприятия кадетов как возможность расширения их социальных практик.

Отличает кадетский корпус и наличие системы субординации. Каждый класс-взвод разделен на 2 отделения, в которых есть свой командир из числа воспитанников; командиры отделений в свою очередь находятся в подчинении заместителя командира взвода, начальником которого является офицер-воспитатель - командир взвода. Наличие начальников и подчиненных, старших по званию и младших дает возможность кадетам проявить свои лидерские качества в роли руководителя коллектива, научиться принимать решения и брать на себя ответственность, адекватно реагировать на приказ, точно выполнять поставленную задачу, уметь в случае необходимости поставить интересы коллектива выше личных.

Приобщение к православной культуре является особенностью уклада кадетской жизни. Традиционно в каждом кадетском корпусе была домовая церковь, каждый корпус имел своего святого покровителя и отмечал свой храмовый корпусной праздник. Некоторые из названных традиций возрождаются. Так, в Карельском кадетском корпусе есть часовня, в которой регулярно проходят службы, где по желанию могут присутствовать кадеты, учителя, офицеры-воспитатели. Кадетский корпус носит имя своего святого покровителя Александра Невского.

Кроме того, к особенностям уклада жизни кадетского корпуса относится круглосуточное пребывание воспитанников в стенах образовательного учреждения. Здесь осуществляется учебный процесс, самоподготовка, занятия по дополнительным образовательным программам. В таблице 1 представлены составные части уклада кадетской жизни и соответствующие показатели социальной компетентности, которые, по-нашему мнению, влияют на формирование социальной компетентности кадетов.

Таблица 1. Влияние сти кадетов уклада кадетской жизни на формирование социальной компетентно-

Составная часть уклада кадетской жизни Показатели социальной компетентности

наличие системы субординации, взаимоотношения между должностными лицами и кадетами готовность соответствовать требованиям к себе, следовать правилам, выполнять обязанности; умение ориентироваться в ситуации общения; умение выполнять разнообразные социальные роли.

кадетские ритуалы интерес к социальной жизни; включенность в общественную деятельность; готовность соответствовать требованиям к себе, следовать правилам, выполнять обязанности; уверенность в себе

воспитательная система адаптированность; включенность в общественную деятельность; умение планировать свою деятельность и анализировать свои поступки

традиции кадетского корпуса эмпатия; умение работать (сотрудничать) в команде, выполнять разнообразные социальные роли; умение брать на себя ответственность, принимать решения, делать осознанный выбор

распорядок, круглосуточное пребывание воспитанников в стенах образовательного учреждения владение навыками саморегуляции; владение способами разрешения конфликтов; умение удовлетворить свои бытовые потребности; организованность в делах и работе

гендерный состав воспитанников умение устанавливать контакты и вести диалог

определенная форма одежды готовность соответствовать требованиям к себе, следовать правилам, выполнять обязанности

приобщение к православной культуре способность к рефлексии; знание своих «сильных» и «слабых» сторон; сложившаяся система ценностей, в том числе направленная на здоровый образ жизни; умение брать на себя ответственность, принимать решения, делать осознанный выбор; осознание собственных потребностей и целей

Наличие специфического уклада жизни позволяет в полной мере реализовать одно из направлений социальных практики, являющееся также условием формирования социальной компетентности кадетов - развитие шефской работы, когда старшие кадеты берут на себя обязательства помогать младшим товарищам в быту и учебе. Так, например, каждый кадет восьмого класса имеет подшефного из пятого класса. Старшие учат младших подшивать подворотнички, заправлять кровать и пр.

В целом, по итогам проведенной работы можно говорить о наличии положительной динамики в формировании социальной компетентности. Кадеты стали более инициативными, внимательными друг к другу, повысился уровень участия кадетов в работе Кадетского Совета. Во взводах стали актуальны классные часы-беседы, где обсуждались газетные статьи с примерами проступков и поступков сверстников. Кадеты стали более терпимыми друг к другу, с большей готовностью стали идти на помощь и принимать ее. Кадеты взяли на себя ответственность в проведении школьных мероприятий, личным примером продемонстрировали свой выбор в пользу здорового образа жизни.

Следует отметить, что под «компетентностью» кадеты понимают наличие знаний, необходимых для эффективного выполнения тех или иных задач; соответствие определенным критериям; соответствие определенному уровню теоретических знаний и практических навыков в

определенной сфере. Социальная компетентность - это социальное развитие личности; это уровень образования, позволяющий человеку адаптироваться в обществе; умение выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации. Социально-компетентный кадет - это воспитанник, способный выполнять поставленную перед ним задачу; умеющий применять свои знания; готовый к взрослой жизни; способный выполнять требования устава и начальников.

Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности кадетов, проведенная в Карельском кадетском корпусе имени А. Невского, показала, что учет особенностей уклада жизни кадетского корпуса является одним из необходимых педагогических условий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 117 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернат»

2. О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2002 года N 01-50-841/32-05

3. Хренова Т. П. Становление и тенденции развития уклада жизни отечественной школы : 20-90-е годы ХХ века, первое десятилетие ХХ1 века : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хренова Т. П. — Чита, 2010. — 23 с.

4. Рекомендации по совершенствованию «Уклада жизни школы» в условиях обновления структуры и содержания общего образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 22 -06-1222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.