УДК 23.28
УИЛЬЯМС Д. ЗАЩИТА И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЕРЫ: ВВЕДЕНИЕ В РАННЕХРИСТИАНСКУЮ АПОЛОГЕТИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
Реф. кн. : WILLIAMS D.H. Defending and Defining the Faith : An Introduction to Early Christian Apologetic Literature. - Oxford : Oxford university press, 2020. - 463 p.
Ключевые слова: христианство; апологетика; история религий; история церкви; раннее христианство; полемика; эллинизм; язычество; неоплатонизм; древнегреческая философия; античность; Иустин Философ; Афинагор Афинский; Тертуллиан; Ори-ген; Евсевий Кесарийский; Амвросий Медиоланский; Августин.
Для цитирования: Мельник С.В. Реф. кн.: Уильямс Д. Защита и формулирование веры: Введение в раннехристианскую апологетическую литературу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 179-183.
В книге Д. Уильямса исследуется христианская апологетическая литература в период с II по V в. Особое внимание уделяется описанию культурных и интеллектуальных традиций, в контексте которых следует рассматривать труды церковных писателей-апологетов. Книга состоит из введения и семнадцати глав.
Во введении автор формулирует основную цель книги, состоящую в контекстуализированном обзоре раннехристианских апологетических текстов, приводит анализ названий произведений этого жанра в письменности первых веков нашей эры, а также ставит проблему различия апологетики и полемики (с. 1-20).
Во второй главе «Проблемы дефиниции и квалификации (qualification)» представлен обзор различных терминов, имеющих отношение к описанию христианской апологетики. Автор считает, что такую ораторскую форму, как апология, лучше всего рассмат-
ривать как «субжанр». Апологетика появляется внутри и адаптируется к известным жанрам, таким как диалог, полемика, диатриба и инвектива, а также выражается в различных литературных формах (диалог, судебное ходатайство, эпистолярий, история). Д. Уильямс указывает, что христианская апологетика может пониматься в широком смысле как защита христианских верований и практик от нехристианских верований, практик и политики, которые были антагонистичны христианству или открыто враждебны к нему. Иными словами, апология представляет собой ответ на различные формы нападок на христиан в публичном пространстве или в литературе. В главе также рассматривается предполагаемая аудитория апологетической литературы и дается характеристика письменной культуры исследуемой эпохи (с. 21-44).
В третьей главе автор описывает специфику религиозности Римской империи, в которой возникло и развивалось христианство. В частности, приводится схема, в соответствии с которой выделяются три основные категории римской религии: боги поэтов (или «мифические боги»), боги философов и боги культовой или гражданской религии. В целом Д. Уильямс характеризует религиозность Римской империи известным изречением, восходящим к Фалесу, - «мир полон богов». Общепризнанным убеждением было то, что различные населяющие Вселенную боги, даймоны и другие сверхъестественные существа оказывают непосредственное влияние на человеческую жизнь (с. 45-66).
В четвертой главе «Конструирование христианского самоопределения» обосновывается тезис, что создатели апологетических сочинений одновременно с этим были «главными архитекторами христианской системы мышления и веры». Апологетическая литература, указывает автор, отражала существующую социокультурную ситуацию, в которой границы между христианами, иудеями и язычниками были четко различимы. Как христианские апологеты, так и их противники стремились возводить и укреплять эти границы (с. 67-80). В пятой главе «Преследования и неоднозначность римского права» рассматривается правовой статус христианства до гонений со стороны императора Деция. Д. Уильямс указывает, что, согласно последним исследованиям, римляне не принимали никаких специальных законов против христианства. Вообще до середины III в. имеется очень мало юридических про-
токолов, регламентирующих процедуру обращения с христианами (с. 81-109).
Шестая глава посвящена описанию самой ранней христианской апологетики - анализу речей апостола Павла, обращенных к иудеям и римлянам, как они представлены в книге «Деяния апостолов» (с. 111-133). В седьмой главе описываются апологетические работы святого II в. Иустина Философа. Автор отмечает, что особое значение фигуры Иустина Мученика заключается в «наведении мостов» между христианством и греко-римской философией. В частности, Иустин указывал на сходство между высшими идеалами греческой философии и христианским учением в их отказе от религиозного политеизма, называл некоторых философов (Гераклита, Сократа) «христианами до Христа». Также в главе исследуются работы Мелитона Сардского и Клавдия Аполлинария (с. 110-161). В восьмой главе содержится анализ апологитических произведений Татиана (II в. ), резко критиковавшего греческую культуру (с. 163-182). В девятой главе рассматриваются работы еще одного апологета II в. - Афинагора Афинского, который обосновывал несостоятельность претензий римских властей к христианам, приведших в том числе к аресту знаменитого епископа Поликарпа Смирнского (с. 183-212).
Новый корпус христианских апологетических текстов связан с именем Тертуллиана (II-III вв.), его сочинения рассматриваются в десятой главе книги «Блестящая диатриба» (Brilliant Diatribe). Работы Тертуллиана отличаются язвительным риторическим стилем, широкой эрудицией, различными историческими и философскими аргументами против диффамации со стороны язычников. Также сочинения Тертуллиана содержат наставления, обращенные к самим христианам, о том, как реагировать и жить во враждебном окружении (с. 213-240). Одиннадцатая глава книги посвящена описанию апологического произведения Минуция Феликса «Октавий», написанного в форме диалога (с. 241-266). В двенадцатой главе «Столкновение гигантов» анализируется сочинение Оригена «Против Цельса», являющееся одной из самых обширных работ в защиту христианства от оппонентов философов-язычников (с. 267-283). В тринадцатой главе автор рассматривает произведение Арнобия Старшего (IV в.) «Против язычников», а также еще одного североафриканского апологета Лактанция (с. 285-319).
Четырнадцатая глава «Апологет Par Excellence» посвящена фигуре Евсевия Кесарийского. Евсевий широко известен как историк ранней церкви, вместе с тем его апологетические сочинения по своему объему превосходят все остальные работы. Евсевий в своих трудах подчеркивал, что христианство открыто к людям всех национальностей и всех социальных слоев (с. 321-345). В пятнадцатой главе рассматривается произведение «Увещевание к эллинам» (конец III в.), которое ложно приписывалось Иустину Философу, а также апологетические работы Афанасия Александрийского (с. 347-369).
В шестнадцатой главе описывается эпоха последнего языческого римского императора Флавия Клавдия Юлиана (Юлиана Отступника), который правил в 361-363 гг., и анализируется его произведение «Против галилеян». Особое значение этого сочинения заключается в том, что Юлиан до своей взрослой жизни воспитывался в христианских кругах. Д. Уильямс отмечает, что этот период представляет собой особую фазу борьбы между язычеством и христианством, которая показала, что языческая культура была далека от умирания. По мнению автора, язычество можно было сравнить с живым организмом, который реагировал на христианское окружение так же чутко, как само христианство реагировало на языческий мир (с. 371-396).
В семнадцатой главе основное внимание уделяется анализу «Посланий к Валентиану» св. Амвросия Медиоланского (340-397), в которых он просит императора не восстанавливать языческий алтарь. На примере этого произведения Д. Уильямс дает характеристику некоторым особенностям христианской полемической литературы в конце IV в. Также в главе рассматривается произведение Аврелия Августина «О граде Божьем», главным образом представленное в нем понимание зла и проблем его распространения в обществе того времени (с. 397-418).
В заключительной восемнадцатой главе книги рассматриваются взаимоотношения между христианами и язычниками в V в. В начале V в. епископ Максим Туринский, канонизированный в лике святых, обращался к пастве с призывами убрать из своих домов и мест работы все языческие предметы. В конце 20-х годов V в. язычники исключались из имперской администрации и судебной власти. В течение следующих 40 лет несколько раз за откры-
тую практику язычества назначалась смертная казнь. Вместе с тем Д. Уильямс отмечает, что эти факторы, однако, не оказали существенного влияния на доступ язычников к важнейшим для них местам поклонения и возможности занятия ими должностей во власти империи. Автор приходит к выводу, что апологетическая литература, направленная преимущественно против язычества, была неотъемлемой частью формирования христианской идентичности в римском мире (с. 419-429).
С.В. Мельник*
* Мельник С.В., 2021.
Мельник Сергей Владиславович - кандидат философских наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН.