ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543
DOI 10.24412/1815-0683-2024-4-5-15
Р.В. КЛИНДУХ*
Угрозы и риски применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб
КЛИНДУХ Роман Викторович -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].
KLINDUKH R. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Customs Affairs and Management.
Обобщена проблематика рисков и угроз применения искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы. Выделены основные угрозы, связанные с технологиями искусственного интеллекта, а также актуализированы и оценены возможные риски, исходящие из данных угроз. Предложены основания для сегментации угроз искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб: состояние инфраструктуры и готовность к внедрению, технологические угрозы, связанные с разработкой и применением искусственного интеллекта, а также угрозы, связанные с человеческими ресурсами. Подчеркнута важность научно-методологического сопровождения цифровых трансформаций и дальнейшего совершенствования технологий искусственного интеллекта для обеспечения цифровизации таможенных органов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, таможенные службы, цифровая трансформация, риски, угрозы, внедрение искусственного интеллекта.
R.V. KLINDUKH
Threats and Risks of Using Artificial Intelligence Technologies in the Activities of Customs Services
The problems of risks and threats of using artificial intelligence in the activities of the customs service are generalized. The main threats associated with artificial intelligence technologies are identified, and possible risks emanating from these threats are updated and assessed. The reasons for segmenting the threats of artificial intelligence in the activities of customs services are proposed: the state of the infrastructure and readiness for implementation, technological threats associated with the development and use of artificial intelligence,
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
6
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(109)/2024
as well as threats associated with human resources. The importance of scientific and methodological support for digital transformations and further improvement of artificial intelligence technologies to ensure the digitalization of customs authorities is emphasized.
Keywords: artifi cial intelligence, customs services, digital transformation, risks, threats, implementation of artifi cial intelligence.
Цифровая трансформация и внедрение цифровых технологий являются прикладными и многосторонними по своей значимости направлениями развития таможенных органов, сопряженными с повышением качества и поддержанием высоких темпов роста социально-экономической сферы Российской Федерации. Так, суммарно в таможенной службе регистрируется в полностью автоматическим режиме до 81,5 % деклараций1, что является результатом осуществляемых цифровых трансформаций и действия центров электронного декларирования, обеспечивающих должную координацию и высокие стандарты качества реализации процедур, связанных с таможенными оформлением.
Как отмечается в научной литературе [2], за последние годы таможенная служба России продемонстрировала значительный скачок во внедрении и совершенствовании цифровой (технологической) инфраструктуры, включающей в себя подсистемы электронного взаимодействия, контроля, регистрации, электронной очереди, диспетчеризации, а также электронного документооборота и связанных с обозначенными технологиями систем. Вместе с тем встает вопрос о перспективах внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов, выделения контуров проблематики искусственного интеллекта и связанных с ним технологий; также прорабатываются концептуально-методологические аспекты продуктивного применения искусственного интеллекта в текущих задачах таможенного контроля [3].
Целью настоящего исследования является обобщение проблематики рисков и угроз применения искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы.
Предполагается, что систематизация, выявление и анализ угроз и рисков, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы, послужат эффективным базисом для разработки методов управления рисками, что рассматривается в качестве фактора успешной цифровой трансформации таможенных органов, повышения эффективности их деятельности. Предварительная оценка и сегментация угроз при внедрении искусственного интеллекта в таможенной
1 Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной таможенной службы Валерием Пикалёвым. URL: http://government.ru/news/51944 (дата обращения: 01.08.2024).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА_______________________________7
сфере позволят в последующем разрабатывать более продуктивные меры управления соответствующими рисками.
Теоретическим базисом исследования служат труды ученых, затрагивающие проблематику цифровых трансформаций и внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы; кроме того, используются открытые статистические данные и нормативные документы, связанные с цифровизацией и применением искусственного интеллекта в таможенных органах. Применяются общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, методы систематизации и классификации, обобщения.
Поскольку экономический эффект от применения искусственного интеллекта в России уже достиг свыше 1 трлн руб.2, встает вопрос о постепенном аккумулировании, расширении и воспроизводстве накопленного опыта и передовых технологий применения искусственного интеллекта в различных сферах, в том числе в деятельности государственных органов. Предпосылками подготовки к развертыванию искусственного интеллекта можно считать построение инфраструктуры больших данных (технологии Big Data), создание фабрики больших данных3, которые рассматриваются в качестве базовой технологии, связанной с нейросетями и искусственным интеллектом. Подтверждение заявленные тезисы находят в инициативах Министерства цифрового развития Российской Федерации, текущие задачи которого направлены на проработку нового национального проекта «Экономика данных», предполагающего как расширение имеющихся у государства каналов сбора данных, так и развитие систем связи, хранения, управления безопасностью и непосредственной работы над данными. Отдельное внимание в направлениях национального проекта уделяется вопросам применения искусственного интеллекта и национального программного обеспечения, развертывания независимых систем и инструментов для повышения эффективности управления, основанного на данных, а также предоставления государственных услуг4, в том числе таможенных.
Таким образом, актуальными предпосылками внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность таможенной службы выступают:
1) построение инфраструктуры больших данных под государственным началом (что позволит накапливать, обрабатывать и анализировать огромные объемы данных);
2 Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта составил более 1 трлн руб. URL: https://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=461134 (дата обращения: 01.08.2024).
3 В России планируется создать государственную фабрику больших данных. URL: https://tass. ru/ekonomika/19229859 (дата обращения: 01.08.2024).
4 В России появится новый нацпроект - «Экономика данных». URL: https://digital.gov.ru/ru/ev ents/45686 (дата обращения: 03.08.2024).
8
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(109)/2024
2) разработка нового национального проекта «Экономика данных», который предполагает расширение имеющихся у государства каналов сбора данных, развитие систем связи, хранения и управления безопасностью данных;
3) аккумулирование и усиление (расширение) достигнутых успехов по автоматизации и цифровизации таможенных процессов с последующим совершенствованием цифровой и технологической инфраструктуры;
4) явно выраженный экономический и операционный эффекты от применения искусственного интеллекта.
Очевидным становится, что внимание к искусственному интеллекту возрастает на уровне как национальной экономики, государственного управления, так и отдельных государственных органов и бизнеса (микроуровень), в том числе таможенных органов. Искусственный интеллект рассматривается как ведущая технология, обладающая значительными перспективами применения в таможенной деятельности с другими информационными и цифровыми технологиями, что связывается с перспективами поддержки принятия решений, использованием технологий компьютерного зрения, а также обработкой естественного языка с высокой вычислительной мощностью, скоростью и поддержанием стандартов безопасности данных [4]. В то же время, хотя перспективы искусственного интеллекта как в экономике в целом, так и в деятельности таможенных органов в частности, находят отражение в современной научной литературе, категории рисков и угроз, а также последствий их возникновения не уделяется достаточного внимания. Ряд авторов выделяют проблематику обеспечения качества данных, точности работы технологий искусственного интеллекта, понимания его сущности и стадии (степени) развития технологии, тренировки новых алгоритмов [4; 5; 8], однако подобного недостаточно для планирования внедрения искусственного интеллекта в деятельность таможенной службы и управления ее развитием средствами цифровых технологий.
Вопросы разграничения проблематики угроз и рисков применения искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы являются основополагающими в обобщении и оценке их влияния на характер реализации цифровых трансформаций. Так, разграничивая понятия угроз и рисков применения искусственного интеллекта, отметим, что более общим является определение угроз, означающих потенциальные источники негативного воздействия, факторы, ведущие к возникновению риска; в то же время под риском нами понимается вероятность реализации угроз, степень возможного ущерба или характер влияния на смежные сферы. Угрозы и риски являются результатом влияния проблем и противоречий, связанных с цифровизацией таможенных органов, однако позволяют сузить оцениваемую сферу до конкретных источников влияния и их последствий.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА________________________________9
Задача управления угрозами и рисками (выявления или идентификации угроз и связанных с ними рисков) в целом является базисом в последующей проработке «отходных» путей и планировании действий на случай возникновения рисковых ситуаций, связанных с цифровыми трансформациями таможни. По мнению А. А. Насибуллина, цифровая трансформация и развитие таможенных органов определяют как перспективы решения ранее существующих рисков деятельности таможенных органов, так и задают пространство для возникновения новых более значительных угроз и рисков. Автором обозначается, что комплекс технологий искусственного интеллекта (связка нейронных сетей, машинного обучения и баз данных (в том числе технологий больших данных)) видится в качестве перспективного способа выявления и последующего преодоления таможенных рисков. Особое внимание автор уделяет ограничениям применения технологий искусственного интеллекта и связанных с ними подсистем, которые сопоставляются с ограничениями как существующей инфраструктуры, кадров, так и проблемами непредсказуемости технологий [7]. Причем неопределенность систем искусственного интеллекта и сложность полноценной оценки проблематики влияния связанных с ними технологий на деятельность таможенной службы стоит считать действительно ключевой угрозой. Смежной стоит считать угрозу высокой зависимости от действующей инфраструктуры цифровых технологий и систем искусственного интеллекта, при нарушении алгоритмов которых возникают риски парализации всей таможенной службы или отдельных пропускных пунктов (центров обработки данных).
Примечательными в заявленном контексте видятся тезисы Ю. А. Максимова, который рассматривает фундаментальные положения применения искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы и указывает на базовый характер положения об информационной безопасности в действии любых алгоритмов, нейросетей, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, связанных с таможенной службой или отдельными ее подсистемами. Иными словами, автор считает, что условие снижения рисков и повышения качества функционирования таможенной службы является первичным и обосновывающим внедрение технологий искусственного интеллекта, а без его соблюдения такие технологии не должны применяться в деятельности таможенных органов как таковые [6].
В целом схожие позиции выделяются в исследовании Н. В. Каменевой с соавторами, которые считают, что технологии искусственного интеллекта являются именно способом сокращения рисков (последствий применений искусственного интеллекта) в деятельности таможенных органов, поскольку в перспективе обеспечат сокращение прямого ущерба,
10
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(109)/2024
наносимого государству, а также нивелирование факторов негативного влияния на других участников экономической деятельности, связанных с таможенными службами и нарушением положений таможенного законодательства. Вместе с тем авторы актуализируют вопросы развития отечественных технологий и поддержания их безопасности и независимости в деятельности таможенных служб, что, по их мнению, выступает базисом в решении передовых задач ускоренной цифровизации таможенных органов [9].
Противопоставить воззрениям вышеупомянутых авторов можно тезисы исследования И. В. Деревцовой и соавторов, которые выделяют систему проблем, формирующих повышенные угрозы и риски в деятельности таможенных органов, связанные как с цифровыми технологиями, так и искусственным интеллектом [10]. Опираясь на тезисы авторов, а также открытые данные, можно выделить несколько глобальных проблем, угроз и связанных с ними рисков применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы.
Во-первых, проблемы технологических и инфраструктурных сбоев, вызванных внешними и внутренними воздействиями. Причем, с учетом актуальных проблем и сложившейся политической ситуации, количество кибератак и нагрузка на инфраструктуру Федеральной таможенной службы достигает пиковых значений; заявляется о периодических сбоях в единой информационной системе и ее неработоспособности в отдельные часы5. Соответственно, данная проблема определяется на уровне угрозы доступности инструментария и услуг Федеральной таможенной службы для различных категорий субъектов; с учетом планового годового задания для Федеральной таможенной службы на 2024 г. перечислений в бюджет 7,4 трлн руб.6, при грубом подсчете 1 день простоя всей таможенной службы обойдется в свыше 20,2 млрд руб. прямых потерь, выраженных в отчислениях в бюджет (что в том числе является риском национального значения, определяющим необходимость обеспечения качества и отказоустойчивости систем и технологий искусственного интеллекта в таможенной службе).
Во-вторых, проблемы недостатка кадров, способных реализовывать как общие, так и специфические задачи разработки, внедрения, масштабирования, отладки и совершенствования технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб. Дефицит разработчиков
5 Российские таможенные органы под атакой: масштабные сбои вызваны внешним воздействием. URL: https://www.comnews.ru/content/225440/2023-04-13/2023-w15/rossiyskie-tamozh ennye-organy-pod-atakoy-masshtabnye-sboi-vyzvany-vneshnim-vozdeystviem (дата обращения: 06.08.2024).
6 С начала 2024 года Федеральной таможенной службой России перечислено в бюджет почти 1,5 трлн рублей. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/3524 (дата обращения: 06.08.2024).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА_______________________________11
ИТ-технологий в России достигает 500-700 тыс. чел., а на перспективу ближайших лет существует необходимость привлечения дополнительных специалистов в суммарном количестве до 1 млн чел. для решения текущих задач развития цифровой экономики и реализации текущих национальных проектов7. Данная проблема определяет усугубление угроз кадрового голода и связанных с ним рисков функционирования и развития цифровой экономики, в том числе невозможность в заданные сроки и с учетом установленного темпа осуществлять цифровые трансформации и внедрение технологий искусственного интеллекта в таможенной службе (с сохранением должного уровня качества и соответствием требованиям к внедрению). К тому же в случае возникновения проблем с глобальной инфраструктурой нехватка специалистов может привести к длительной парализации работы таможенной службы или систем, развернутых на базе технологий искусственного интеллекта, значительно расширяя наносимый государству прямой экономический ущерб, что также является существенным риском.
В-третьих, проблемы разноуровневости технологий искусственного интеллекта, под которыми интегрально обобщаются разные уровни алгоритмов машинного обучения, нейронных сетей и реального искусственного интеллекта. Всего принято выделять несколько уровней искусственного интеллекта от низшего к высшему: 1) простейшие типовые машинные алгоритмы; 2) сложные нетиповые машинные алгоритмы; нейронные сети, основанные на машинном обучении и больших данных; 3) суперинтеллект (превосходящий по потенциалу и возможностям человеческий потенциал). То, какая система искусственного интеллекта будет развертываться в таможенной службе, также будет определять степень потенциальных рисков, угроз и проблем, к которым ее некорректное действие (или любые проблемы с корректностью работоспособности) может привести. Данная проблема неразрывно связывается с общими проблемами программно-технического обеспечения и вызывает соответствующую систему рисков. Подчеркнем, что важным нюансом в ее решении (предпосылки преодоления) является уравнивание текущего состояния технологической инфраструктуры в государственных органах; данная задача исходит из государственной инициативы по обязательной отчетности о внедрении тех или иных решений, которые имеют какое-либо отношение к инфраструктуре искусственного интеллекта. Фактически до конца 2024 г. будет проводиться комплексная оценка зрелости искусственного интеллекта в различных службах и ведомствах8, за чем, вероятно,
7 Шадаев: в РФ не хватает специалистов в области ИИ, машинного обучения и робототехники. URL: https://tass.ru/ekonomika/21035613 (дата обращения: 08.08.2024).
8 Правительство оценит внедрение искусственного интеллекта в госорганах. URL: https:// www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/01/24/960150-pravitelstvo-otsenit-vnedrenie-iskusstvenn ogo-intellekta (дата обращения: 05.08.2024).
12
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(109)/2024
последует детализация стратегий разработки и внедрения соответствующей инфраструктуры в государственные службы.
Так, можно констатировать наличие системной совокупности проблем, угроз и рисков применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы, что актуализирует необходимость обобщения и конкретизации данных угроз и выявления рисков, скрывающихся за ними. Укрупненно существующие угрозы и риски применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб можно разделить на:
- угрозы, связанные с текущим состоянием инфраструктуры и ее неготовностью к внедрению технологий искусственного интеллекта, которые приводят к рискам «отката» от достигнутых успехов цифровизации деятельности таможенных служб, необходимости отказа от действующей инфраструктуры в пользу новых ориентированных на искусственный интеллект технологий и электронных средств. Прямым индикатором, позволяющим оценивать масштабы и величину таких рисков, выступают суммарные затраты на цифровизацию таможенной службы, составляющие по открытым данным Ведомственной программы Цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы свыше 23 млрд руб.9;
- угрозы, связанные непосредственно с технологиями искусственного интеллекта, а именно, их разработкой, обеспечением релевантных в контексте таможенной службы решений, поддержкой, сбоями в разрабатываемой и внедряемой инфраструктуре технологий (в том числе сбои или неэффективная, незапланированная реализация функций) и т. д., угрозы по которым связываются с рисками технологического влияния, прямыми экономическими потерями, появлением уязвимостей в действующей системе, расширением числа рисков, которым может быть подвержена таможенная служба. Прогнозирование суммарных количественных рисков по данной категории остается открытой задачей и выражается как на уровне прямых ежедневных потерь от сбоев развернутых систем (до 20,2 млрд руб. в сутки при грубом подсчете, что было выявлено ранее), так и косвенных изменений, в том числе ведущих к сокращению эффективности;
- угрозы, связанные с человеческими ресурсами (кадры), а именно, исходящие из несовершенства, недостатка квалификации, недостаточности кадровых ресурсов, неспособности эффективно и целесообразно применять технологические решения, проблем сопротивления технологическим трансформациям и т. д., что приводит к рискам негативного
9 Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы: приказ ФТС России от 13.01.2022 № 7. URL: https://www.alta. ru/tamdoc/22pr0007 (дата обращения: 05.08.2024).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
13
влияния человека на качество применения технологий искусственного интеллекта. Причем угрозы человеческих ресурсов имеют дуальную природу, поскольку человек также рассматривается как контролирующее и ответственное за качество лицо, наделенное полномочиями вмешиваться в работоспособность алгоритмов искусственного интеллекта и связанных с ними подсистем. Вопрос к количественной оценке рисков, связанных с данной категорией угроз, также остается открытым и формирует пространство для проработки проблематики цифровых трансформаций Федеральной таможенной службы.
Экстраполируя представленные тезисы об угрозах и рисках, интегральных проблемах технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов, а также опираясь на неизбежность цифровых трансформаций и проникновения в эту сферу искусственного интеллекта, выделим систему требований, актуализированных в работе С. В. Беляева и Д. Л. Александрова, которые необходимо предъявлять к нейронным сетям в таможенной службе: достоверность обучающей выборки и разнообразие документов, точность, высокая скорость и эффективность, безопасность, непрерывное улучшение, отказ от полного замещения человека [1]. Данные требования в целом согласуются с необходимостью предупреждать возможные угрозы и риски влияния технологий искусственного интеллекта на деятельность таможенной службы, а также рассматриваются в качестве способа планомерного совершенствования разрабатываемых технологий с фокусом на обеспечение безопасности и работоспособность, соответствие минимально предъявляемым требованиям.
Открытым к тому же остается вопрос разработки поддерживающих внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность таможенной службы стратегий и механизмов, тесно связанных с управлением цифровыми трансформациями и контролем за уровнем технологической и финансово-экономической эффективности. Основополагающим элементом подобного механизма может выступить система прогнозирования рисков и моделирования рисковых ситуаций с применением искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы, проработка которой обеспечит должный уровень подготовки к внедрению искусственного интеллекта в таможенную службу. Так, все обозначенное закладывается в основу проблематики оценки угроз и рисков технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы и обозначает контуры и перспективы дальнейших исследований.
Таким образом, проблематика угроз и рисков применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб, в частности Федеральной таможенной службы, связывается с решением комплекса задач планирования цифровых трансформаций и играет фундаментальную роль в последующем теоретико-методологическом обобщении
14
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(109)/2024
возможных подходов к управлению цифровыми трансформациями таможенной службы средствами искусственного интеллекта, что приобретает актуальность в контексте завершения ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы и намечающихся перспектив перехода к реализации национального проекта «Экономика данных». Можно ожидать постепенного формирования контуров дальнейшего укрупнения цифровых трансформаций Федеральной таможенной службы за счет внедрения искусственного интеллекта и сопровождения данных процессов, что потребует своевременной разработки научно-методологического инструментария. Поэтому вопрос о внедрении технологий искусственного интеллекта в деятельность таможенной службы не подвергается сомнению; напротив, требуется сопроводить и на научно-методологическом уровне поддержать последующие цифровые трансформации.
Исследование показало, что систематизация, выявление, анализ угроз и рисков, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта в деятельность таможенных служб, служат эффективным базисом для разработки методов управления рисками; подобное стоит считать ключевым фактором успешной цифровой трансформации таможенных органов и повышения эффективности их деятельности. Предлагается выделение и проведение предварительной оценки угроз по трем фундаментально значимым плоскостям: состоянию инфраструктуры и готовности к внедрению, технологическим составляющим разработки и применения искусственного интеллекта, а также человеческим ресурсам. Опираясь на данные составляющие, возможно эффективно сегментировать риски искусственного интеллекта, прогнозировать потери по ним и создавать основу для разработки более продуктивных мер управления. Кроме того, такая сегментация способствует более точному прогнозированию потенциальных проблем и эффективному планированию стратегических подходов к внедрению искусственного интеллекта в таможенную деятельность, что особенно актуально в реалиях намечающегося принятия новых стратегических инициатив по развитию цифровой экономики России (с фокусом на ведущие инструменты цифровой трансформации, в том числе искусственный интеллект). Полученные результаты исследования в целом формируют основу для дальнейших работ, посвященных оценке угроз и рисков искусственного интеллекта в таможенных службах, а также для разработки практических рекомендаций по управлению рисками в процессе цифровизации таможенных служб, что найдет отражение в будущих исследованиях автора.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА_____________________________________15
Список литературы
1. Беляев С. В., Александров Д. Л. Перспективы использования нейросетевых технологий в деятельности электронных таможен // Вестник Российской таможенной академии. 2024. № 2. С. 33-42.
2. Дианова В. Ю. Внедрение цифровых технологий в деятельность центров электронного декларирования как фактор повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии.
2020. № 1. С. 95-101.
3. Кожуханов Н. М. Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2 (63). С. 81-90.
4. Кожуханов Н. М., Петросян А. Э., Ефимов А. В. Перспективы использования в таможенной деятельности передовых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4 (61). С. 76-88.
5. Костин А. А., Стариков И. А. Совершенствование применения таможенными органами технических средств таможенного контроля в условиях цифрови-зации // Финансовые рынки и банки. 2022. № 9. С. 13-19.
6. Максимов Ю. А. Система интеллектуальной поддержки принятия решения в таможенной сфере как направление повышения эффективности обеспечения экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 25-33.
7. Насибуллин А. А. Управление рисками в условия интеллектуализации цифровых таможенных технологий // Вестник Российской таможенной академии.
2021. № 1 (54). С. 153-159.
8. Панина Е. А. Проблемы и перспективы внедрения новых концепций цифровых технологий в работу таможенных органов Российской Федерации // Международная торговля и торговая политика. 2022. № 3 (31). С. 130-146.
9. Технологии искусственного интеллекта в системах управления таможенными рисками / Н. В. Каменева, В. С. Козлов, Ю. В. Котыляк, И. К. Кацель, Т. А. Пешко // Экономика строительства. 2023. № 10. С. 141-145.
10. Цифровая таможня: вызовы и угрозы в условиях цифровой трансформации экономики / И. В. Деревцова, Л. Н. Ключникова, С. С. Кочетыгова, А. А. Осадчая // Baikal Research Journal. 2022. № 4. С. 1-11.
© Клиндух Р. В., 2024 © Klindukh R. V., 2024
Для цитирования:
Клиндух Р. В. Угрозы и риски применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 4(109). С. 5-15.