Угрозы финансовой безопасности
государства в банковской сфере
Кондрат Е.Н.
The article analyzes the threat posed to the financial security of the state in the banking sector.
CO oi
z •
о
о сч
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о m ф VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
ü S I
н
о ф
со
Финансовая безопасность России должна базироваться на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, на сбалансированности финансов, достаточной ликвидности активов и наличии необходимых денежных, валютных, золотых резервов.
Устойчивое развитие экономики России основывается на планомерном росте ее составляющих, а также устойчивости национальной финансово-кредитной системы. Финансово-кредитная система — основа экономики любого государства, и в развитой экономике должно быть стабильное денежное обращение, привлечение банковских инвестиций в реальный сектор экономики, поэтому наличие баланса между развитием экономики и снижением рисков развития банковской системы — актуальная проблема экономической политики.
Риски кредитно-банковской деятельности, известные мировой экономике, особенно актуализируются в условиях российской действительности, вследствие ряда экономических, политических и правовых особенностей. Среди общеизвестных рисков можно выделить:
> общее состояние российской экономики, характеризующееся финансовой неустойчивостью значительной части предприятий, использованием неденежных форм расчетов, отсутствием квалифицированной менедж-ментной политики предприятий, отсутствием материального стимула работников в результатах своего труда;
> несовершенство юридической техники, предусмотренной гражданским законодательством, позволяющей концентрировать кредитные риски у ограниченного круга заемщиков, вследствие действующей системы оформления залогов, проблем, возникающих при переходе прав банка на имущество заемщиков при неисполнении последними кредитных обязательств, отсут-
ствии реальной возможности контролировать состояние предмета залога; > явное несоответствие краткосрочных пассивов российских банков потребностям в инвестициях, вследствие чего инвестиционное кредитование несет угрозу ликвидности банка. Под устойчивостью финансово-кредитной системы подразумевается создание комплекса мер в области финансовой безопасности, обеспечивающих надежное регулирование банковских рисков, капитала и ликвидности, а также государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций. При нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой финансовой безопасности.
В конце 2008 г. в результате глобального кризиса возникла серьезная угроза устойчивости финансово-кредитной системы. Банки продемонстрировали проблемы с ликвидностью, резко упала динамика развития банков, ухудшилось качество активов, выросла просрочка, возникла необходимость дополнительно формировать резервы, но в результате возникла проблема с достаточностью капитала.
Кризис вызвал необходимость адекватного совершенствования подходов банков и надзорных органов к содержательной оценке характера и уровней рисков, в том числе кредитных, рыночных рисков и рисков ликвидности, а также необходимость модернизации управления кредитными организациями, разработки и реализации взвешенных стратегий банковского бизнеса. В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. отмечается, что у воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных ин-
Кандидат юридических наук, доцент.
ститутов, включая финансовую систему1. Названы и основные проблемы российской экономики — высокая зависимость от экспорта природных ресурсов, недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики, неразвитость финансового сектора государства.
Правительством России и Банком России были предприняты своевременные стратегические меры, направленные на укрепление устойчивости банковского сектора, поддержание его ликвидности. В частности, был введен новый инструмент предоставления ликвидности — беззалоговые кредиты Банка России, крупнейшим банкам государство предоставило субординированные кредиты. На Внешэкономбанк в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» возлагалась обязанность до 31 декабря 2008 г. предоставить субординированные кредиты (займы) без обеспечения ОАО «Банк ВТБ» (на сумму, не превышающую 200 млрд руб.) до 31 декабря 2019 г., ставка 8 % годовых; ОАО «Россельхозбанк» (на сумму, не превышающую 25 млрд руб.) на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 % годовых. Кроме этого, Банк России и Внешэкономбанк выдали субординированные кредиты Сбербанку (500 млрд руб.) и ВТБ (200 млрд руб.), а также Газпромбанку (15 млрд руб.).
Еще одним способом укрепления устойчивости банковского сектора явилось аккумулирование в банках государственных средств, которое произошло за счет размещения в банках средств федерального бюджета и средств государственных корпораций. Принятие указанных мер позволило уже в начале 2009 г. избежать массового оттока вкладов населения. Кроме того, правительство осуществило меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. Специальные меры были приняты по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики — сельского хозяйства, автомобильного строения и транспортного машиностроения. В то же время большая часть полученных организациями денежных средств была направлена на погашение текущей задолженности и пополнение оборотных средств.
На протяжении 2009 г. государство поддерживало крупный банковский биз-
нес, но в настоящее время актуализировалась проблема сокращения банковской инфраструктуры в Российской Федерации, поскольку 40 млн населения не имеют доступа к банковскому обслуживанию. Возникла другая проблема в области кредитования, отсутствие мотивации в промышленной сфере в пополнении оборотных средств, поскольку кредитные ставки существенно возросли, возросли тарифы — и в то же время возникают проблемы в реализации товара. Перемещение кризиса из финансовой сферы в экономику приводит к замедлению темпов кредитования, ухудшению финансового положения заемщиков и тенденции роста невозвратов кредитов.
Причинами кризисных явлений в банковской сфере прежде всего стали внутренние проблемы банковской системы, а именно: отсутствие четкой государственной политики, направленной на формирование банковской системы, недостаточная развитость системы финансового мониторинга, способствующего выявлению правонарушений на ранних стадиях их развития, и отсутствие эффективной системы банковского надзора. Немаловажными причинами негативных факторов явились недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками (в первую очередь валютным и кредитным), низкая капитализация отдельных российских банков, распространенность спекулятивных операций на финансовом рынке в ущерб более трудоемкой и менее прибыльной работе с реальным сектором экономики. Не вызывает сомнений и тот факт, что на кредитный риск банков оказывает влияние низкая финансовая дисциплина заемщиков2.
По мнению Н.Ю. Ерпылевой, недостаточная транспарентность (открытость) банковской деятельности может привести к тому, что об ухудшении финансового положения банка станет известно слишком поздно и рынок не сумеет быстро и действенно прореагировать на это. Определить действительное финансовое положение банка лишь на основании доступной информации, которая, кроме того, быстро устаревает в силу стремительного изменения структуры активов банка, очень сложно. Данная причина в состоянии вызвать нестабильность банковской системы в целом, в том числе цепную реакцию в виде краха ряда банков один за другим, проведение банками слишком рискованных операций в стремлении вы-
00 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
CJ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
играть в конкурентной борьбе. Следовательно, одной из основных задач регулирования банковской деятельности можно назвать разумное ограничение слишком рискованной банковской деятельности3.
В настоящее время в кредитной сфере существуют такие основные виды банковского регулирования и надзора, как валютное и пруденциальное регулирование, которое в то же время является методом (средством) банковского надзора.
Классификацию средств банковского надзора предлагает директор Департамента пруденциального банковского надзора Банка России А.Ю. Симановский.
1. Лицензирование и регистрация банковских организаций.
2. Текущий надзор, то есть надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций:
> офсайт-надзор — надзор, осуществляемый без выхода в банк (дистанционный, или документарный, надзор). Средства, используемые в рамках данного вида надзора, замыкаются в основном на получении и анализе банковской отчетности;
> онсайт-надзор — надзор, осуществляемый непосредственно в банке. Наиболее распространенной формой этого надзора является инспектирование кредитных организаций4. Основными макроориентированными
целями банковского надзора являются:
> защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;
> поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения системных рисков (имеется в виду, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
> защита фонда страхования от потерь в тех странах, в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.
Конечной макроориентированной целью является ограничение риска дестабилизации финансовой системы, влекущей за собой серьезные потери для реального сектора и экономики в целом, микроориентированной целью — ограничение риска финансовой дестабилизации отдельных кредитно-финансовых учреждений.
Активное инвестиционное кредитование предполагает существование разви-
той рыночной инфраструктуры, обслуживающей российскую кредитно-инвести-ционную сферу реального сектора экономики, и обуславливает необходимость создания структур, занимающихся анализом размеров потребляемых и располагаемых кредитно-инвестиционных ресурсов, эффективность инвестиционных проектов, платежеспособность заемщика.
Несовершенство надзорного и контрольного механизмов в национальных банковских системах обусловливает широкое распространение различных теневых процессов, в особенности незаконной легализации доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов посредством переноса центра налогового бремени в зоны льготного офшорного налогообложения5.
На сегодняшний день одной из основных негативных тенденций развития и функционирования банковской системы является тенденция к монополизации данной сферы несколькими крупнейшими финансово-кредитными учреждениями — в частности, на сегодня на три крупнейших банка России с высокой долей государственного участия приходится более 90 % всех частных вкладов. Высокий уровень монополизации банковской системы не позволяет малым и средним банкам эффективно работать на рынке финансовых услуг.
Эффективность деятельности банков-монополистов также ограничена рисками суперглобализации, и ряда других факторов, в связи с этим можно прогнозировать основные угрозы финансовой безопасности России, источником которых является национальная банковская система:
> активная экспансия банков США, Западной Европы и Китая на рынках капитала России;
> значительная доля теневой банковской деятельности, как правило — связанной с отмыванием и легализацией доходов, полученных преступным путем; при этом необходимо отметить, что основная угроза кроется в планомерном увеличении объемов легализуемых денежных средств, несмотря на ужесточение национальных законодательств в данной сфере;
> высокий уровень монополизации банковского сектора экономики, что является существенным препятствием для развития малых и средних, в том числе региональных, банков, что естественным образом тормозит сба-
лансированное развитие банковской
системы в целом6.
Основной реализованной угрозой экономической безопасности, порожденной кредитной экспансией или активным долговым финансированием, является новый системный финансовый кризис вследствие возможных массовых дефолтов по накопленным внешним долгам частного сектора, которые только в России составляют около 150 млрд долл. США, из которых в 2008 г. рефинансировано около 80 млрд долл. США7. Необходимо также отметить, что совокупные внешние долговые обязательства российских банков и частных предприятий достигли к 2008 г. 413 млрд долл. США, или 90 % от общего долга экономики8.
Помимо вышеперечисленных угроз экономической безопасности серьезную угрозу для экономики государства представляют коррупция и процесс легализации доходов, полученных преступным путем.
Масштаб угроз финансовой безопасности в сфере деятельности финансово-кредитных организаций значительный, особенно угрозы, связанные с легализа-ций преступных доходов и незаконного движения капиталов. Как показывает практика, часто сотрудники банков сознательно участвуют в совершении финансовых преступлений, однако отсутствие профессионализма у сотрудников банков, несвоевременное реагирование на необычные и несоответствующие закону операции, причиняют ущерб намного существеннее, чем непосредственное участие в преступлениях.
Вследствие отмывания денег финансовые институты могут быть лишены возможности управлять своей ликвидностью, активами, обязательствами и операциями. Для финансовой безопасности кредитных организаций важное значение имеет процесс управления и контроля за финансовыми потоками.
По мнению С.П. Колтович, отмывание денег может также отрицательно влиять на валюты и процентные ставки, поскольку лица, отмывающие свои доходы, реинвестируют средства в те области, где менее вероятно раскрытие их схем, а не в те, где выше норма отдачи. Кроме того, отмывание денег может увеличивать угрозу валютной нестабильности ввиду неправильного распределения ресурсов, обусловленного деформациями в ценах на активы и товары9.
Акценты борьбы с легализацией денежных средств и иного имущества, име-
ющих незаконное происхождение, в последнее время приобрели повышенную актуальность во всем мире10. Развитие и реформирование национальных экономик невозможны без создания эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов. Острота данной проблемы только для России усугубляется масштабами страны, менталитетом и недопустимо высокой (по разным оценкам, от 25 до 40 %) долей теневой экономики. Отмывание денег связано с такими явлениями, как коррупция, незаконный вывоз капиталов из страны, использование офшорных зон для сокрытия прибыли и ухода от налогов, в том числе целенаправленная деятельность организованных преступных групп.
Криминализация банковской сферы имеет особую опасность в силу тех угроз, которые она представляет для стабильности денежно-кредитной системы, подчиняя своему влиянию ключевые сегменты рынка, формируя финансовую базу для врастания организованной преступности в различные органы государственной власти с помощью коррупции11.
Криминализация банковской сферы развивается в различных формах: уклонение от уплаты налогов с использованием различных механизмов, включая неучтенные наличные денежные средства, обналичивание денег и отмывание средств, полученных преступным путем, утечка капиталов за рубеж, преднамеренные банкротства и захват собственности и др.
Выявление и предотвращение угроз в финансово-кредитном секторе экономики обуславливаются необходимостью в первую очередь создания устойчивой и стабильной банковской системы, способной противостоять рискам, преодолевать экономические кризисы, адаптируясь к меняющимся экономическим процессам.
Проблеме выявления угроз безопасности в банковской сфере посвящена статья А.К. Есаяна «Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государств — членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС», в которой автор делает следующие выводы: 1) ключевое положение банковской системы в обеспечении бесперебойного функционирования экономики и устойчивости денежной системы предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности от состояния банковской системы. Уровень организованности и стабиль-
00 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
CJ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ности банковской системы выступает в этой связи одной из доминант безопасности экономики и одновременно характеризует эффективность проводимой денежно-кредитной и финансовой политики государства;
2) одним из важнейших вопросов мониторинга системного уровня экономической безопасности государства является обеспечение стабильного развития и финансовой устойчивости национальной банковской системы, что невозможно без равноправного партнерства государства в лице его финансовых регуляторов, а также всех участников финансового рынка;
3) банковская сфера, с одной стороны, является сферой повышенной концентрации угроз экономической безопасности, с другой — объективно обладает способностью обеспечивать как национальные интересы государства в целом, так и интересы отдельных предприятий и их объединений и отдельной личности (в части повышения качества и уровня жизни людей посредством привлечения средств населения на надежное хранение в доходных вкладах и различных форм кредитования физических лиц);
4) несовершенство надзорного и контрольного механизмов в национальных банковских системах обусловливает широкое распространение различных теневых процессов, в особенности незаконной легализации доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов посредством переноса центра налогового бремени в зоны льготного офшорного налогообложения;
5) отсутствие достаточных законодательных, финансовых, административных и правоохранительных механизмов для борьбы с подобными криминальными явлениями делает проблему борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов одной из первоочередных задач, стоящей не только перед центральными банками наших стран, но и перед правоохранительными и налоговыми органами;
6) криминализация банковской сферы имеет особую опасность в силу тех угроз, которые она представляет для стабильности денежно-кредитной системы, подчиняя своему влиянию ключевые сегменты рынка, формируя финансовую базу для врастания орга-
низованной преступности в различные органы государственной власти с помощью коррупции12. Рассматривая угрозы безопасности в банковской сфере на микроориентированном уровне, необходимо обратить внимание на наличие следующих проблем, которые, по мнению автора, мешают нормальному функционированию банковской системы.
1. Недостаточная разработанность мероприятий на законодательном уровне по пресечению отмывания денежных средств, в том числе при работе с наличными денежными средствами. Это проблемы, возникающие в сфере идентификации и изучения клиентов. В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ и ГК РФ не содержатся нормы, предоставляющие кредитным организациям право отказывать клиенту в открытии счета и проведении операций в случае возникновения обоснованного подозрения, что операции проводятся или будут проводиться в целях легализации доходов. Отсутствует у банков также и право на расторжение в одностороннем порядке договора банковского счета при наличии подозрений в отношении совершаемых клиентом операций.
2. Отсутствие в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ в отношении совершаемых клиентом операций понятия незаконных или противозаконных сделок, а также правового механизма противодействию совершения подобных сделок. Федеральный закон содержит лишь критерии подозрительных сделок. Нередко кредитные организации, боясь потерять выгодных клиентов, решаются на проведение операций даже при наличии сомнений в их законности.
3. Отсутствие законодательно установленной обязанности юридического лица раскрывать информацию о своих реальных владельцах и, следовательно, невозможность применения «ан-тиотмывочных» мероприятий. Так, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит обязанности юридического лица раскрывать информацию о своих реальных владельцах и права регистрационному органу отказывать в государственной регистрации в случае непредставления такой информа-
ции. Урегулирование указанной проблемы на законодательном уровне будет способствовать сокращению предприятий-однодневок, занимающихся отмыванием преступных доходов.
4. Существенной проблемой финансового мониторинга является наличие предусмотренных законодательством ограничений в сроках представления информации по отдельным видам операций, подлежащих обязательному контролю (например, займы), которые приводят к дополнительным рискам (представление неполной информации Росфинмониторингу или несоблюдение сроков) по не зависящим от банков причинам. К приведенному перечню автор также
относит следующие угрозы:
> отсутствие правового механизма для определения критериев реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них;
> несовершенство правового механизма ответственности совета директоров и единоличного исполнительного органа кредитной организации и возможности беспрепятственного привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности;
> несовершенство нормативно-правовой базы для реализации подходов к оценке рисков и их концентрации, идентификации и оценке концентрации кредитных рисков по операциям и сделкам кредитных организаций и со связанными с ними контрагентами, группами взаимосвязанных контрагентов;
> недостаточность существующих требований и установление ответственности заемщиков банков за непредставление сведений о финансовой деятельности как самих заемщиков, так и их аффилированных лиц;
> отсутствие системы взаимодействия между органами банковского надзора и налоговыми органами с целью предоставления налоговыми органами информации о фирмах-однодневках и недобросовестных налогоплательщиках;
> отсутствие правового механизма увеличения капитала банков с использованием облигаций федерального займа для приобретения привилегированных акций;
> недостаточное взаимодействие Банка России с надзорными органами зарубежных стран с целью совершенство-
вания трансграничного банковского надзора;
> отсутствие жестких требований, направленных на недопущение фиктивного капитала в банковском секторе, а также повышение качества кредитных организаций;
> отсутствие реальной возможности практической реализации норм о банкротстве, в том числе и банкротстве кредитных организаций. Выявление угроз в банковской сфере
предполагает их максимальную нейтрализацию, однако избавиться от существующих проблем банкиры не смогут самостоятельно. Учитывая криминальный характер многих угроз, законодательного регулирования будет недостаточно. Необходимо усилить взаимодействие органов банковского надзора, банкиров и правоохранительных органов, и в связи с этим необоснованной представляется позиция банкиров при отказе правоохранительным органам в предоставлении информации о клиентах, выгодоприобретателях или проводимых операциях по мотивированным запросам со ссылкой на банковскую тайну в случае наличия оперативной информации о совершенных или готовящихся преступлениях. По убеждению автора, банкиры по меньшей мере не правильно толкуют содержание законов. Из анализа Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в совокупности с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» следует, что помимо извлечения прибыли от основных видов деятельности деятельность кредитных организации не должна создавать ситуации, угрожающие стабильности банковской системы. Служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Законодательство не содержит запретов в предоставлении любой информации по запросам правоохранительных органов, если подобные запросы мотивированы.
Необходимо также отметить, что особую роль в обеспечении финансовой безопасности страны играет действенный процесс контроля за финансовыми потоками, причем необходимо контролировать как движение государственных денежных средств, так и частный финансо-
00 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
CJ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
вый сектор, особенно финансово-кредитную сферу.
Для обеспечения действенного контроля финансовых потоков должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.) исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации.
Кроме оптимизации системы контроля за государственными финансовыми потоками, необходимы внедрение, оптимизация и реализация системы финансового мониторинга всех элементов финансовой системы РФ.
Необходимо отметить, что одними из наиболее актуальных проблем являются внедрение, оптимизация и реализация (осуществление) системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ.
Финансовый мониторинг — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
С момента вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
лицензии лишились более 100 банков в связи с невыполнением требований ст. 7 Федерального закона, касающейся представления необходимых сведений о подозрительных операциях.
В июне 2004 г. группа ведущих российских банков (Сбербанк России, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, банк «Зенит», Международный московский банк, Райффайзенбанк Австрия (Москва) распространила заявление «Банки против отмывания денег», в котором провозглашены следующие принципы осуществления банковской деятельности:
> недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма;
> идентификация всех клиентов банка;
> применение процедуры «знай своего клиента» к каждому клиенту банка;
> отказ от открытия счетов на предъявителя;
> установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействиям отмыванию денег и финансированию терроризма;
> отказ от установления договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту их регистрации;
> своевременное информирование ФСФМ об операциях и сделках, сведения о которых подлежат представлению.
Литература и примечания
1. Российская газета. 2009. № 48. 20 марта.
2. Ручкина Г.Ф. Правовые и организационные проблемы банковской сферы экономики в кризисных условиях // Юридический мир. 2010. № 1. С. 41—45.
3. Ерпылева Н.Ю. Механизм правового регулирования банковской деятельности // Хозяйство и право. 1998. № 2.
4. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий курс // Деньги и кредит. 2001. № 5.
5. Садыков Р.Р., Садыков Р.Р. Откройте, полиция! Или Банковское противодействие отмыванию «грязных денег» // Юридическая работа в кредитной организации. 2007. № 1; Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11; Фролова Т.С. Офшоры. Как оптимизировать налогообложение? // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 22.
6. Абишев А.Б. Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государства (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) // Налоги (журнал). 2008. № 3(2).
7. Абишев А.Б. Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государства (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) // Налоги (журнал). 2008. № 3(2); Комиссаров Г.П., Яшин С.Н., Яшина Н.И. Оценка риска показателей системы мониторинга устойчивости банковского сектора // Управление в кредитной организации. 2007. № 3.
8. Власова А.В. Управление ликвидностью банка в условиях кризиса // Банковское право. 2006. № 2.
9. Колтович С.П. Методология борьбы с отмыванием денег // Финансовое право. 2009. № 5.
10. Илькив И.А. Финансовый контроль: перспективы борьбы с легализацией незаконных доходов в России // Право и политика. 2007. № 5.
11. Сперанский А. О роли банков в «крестовом походе» против коррупции // Бухгалтерия и банки. 2008. № 8, 9; Кузьмина Ю. Кто преградит путь коррупции? // Московский бухгалтер. 2008. № 20.
12. Есаян А.К. Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государств — членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС // Банковское право. 2009, № 3.